Значение слова «фигаро. Экранизации и постановки Что по японски значит фигаро

Фразеологический словарь русского языка

Энциклопедический словарь

Фигаро

("Le Figaro" ), старейшая французская буржуазная ежедневная газета, с 1826, Париж.

Словарь Ушакова

Фигаро

фигаро , нескл. , ср. Род короткой и широкой дамской блузки. (По имени Figaro, героя комедии Бомарше.)

Словарь Ефремовой

Фигаро

  1. ср. нескл. Короткая и свободная женская кофточка, надеваемая на платье или на блузку.
  2. прил. неизм. Имеющий вид короткой и свободной женской кофточки, надеваемой на платье или на блузку.

Энциклопедия моды и одежды

Фигаро

(итал. )- в женской моде конца 19 в. короткая курточка типа жилета, названная по имени героя из комедии Бомарше. В журнале мод за 1915 г., № 18, отмечалось: «Довольно опасна для дам, имеющих несколько полное сложение».

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

(по имени Фигаро, героя пьесы франц. писателя П. Бомарше)

1. Курточка с эполетами, с застежкой спереди. Предмет испанского костюма XVII в.

2. Разновидность короткой свободной женской кофточки до талии или чуть выше, надеваемой поверх платья. Может быть с рукавами или без них.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фигаро

Герой трех пьес Бомарше, двойник самого драматурга. Тип ловкого, остроумного, в своем роде талантливого и несколько плутоватого "человека на все руки" неоднократно изображался и раньше Бомарше. К числу "предков Ф." могут быть отнесены, например, те хитрые, превосходящие смышленостью своих господ слуги, которые выступали в иных комедиях и фарсах средних веков и Возрождения, наряду с Мольеровским Сганарелем и сходными персонажами французских комедий XVIII века. С другой стороны, Ф. некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев "Пантагрюэля" Раблэ, или Жиль-Блаза, который в изображении Лесажа является человеком многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью. Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остается, тем не менее, несомненной. На протяжении трилогии Бомарше образ Ф. подвергается некоторым изменениям. В "Севильском цирюльнике" это прежде всего веселый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но еще не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений. В "Женитьбе Ф.", особенно в известном монологе пятого акта, Ф. выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г. В третьей части трилогии ("Виновная мать") постаревший и поломанный жизнью Ф. является как бы тенью прежнего Ф.; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками да и то лишь в интересах своих господ. После Бомарше образ Ф. неоднократно привлекал внимание драматургов; Сарду, напр., написал пьесу "Les premi è res armes de F.". Ср. Marc Monnier, "Les aneux de F." (Пар., 1868); Pierre Toldo, "F. et ses origines" (Милан, 1893); Ив. Иванов, "Политическая роль французского театра" (М., 1895).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фигаро

фигаро в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фигаро

; нескл., ср. Род короткой и широкой дамской блузки. (По имени Figaro, героя комедии Бомарше.)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фигаро

    ср. нескл. Короткая и свободная женская кофточка, надеваемая на платье или на блузку.

    прил. неизм. Имеющий вид короткой и свободной женской кофточки, надеваемой на платье или на блузку.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фигаро

"ФИГАРО" ("Le Figaro") старейшая французская буржуазная ежедневная газета, с 1826, Париж.

Фигаро

«Фигаро» («Le Figaro»), старейшая французская ежедневная газета. Выходит в Париже с 1826. До 2-й мировой войны 1939√45 принадлежала магнату парфюмерной промышленности Коти. После войны основной пакет акций перешёл к крупному промышленнику Ж. Пруво, в 1975 √ к Р. Эрсану, владельцу ряда провинциальных газет и развлекательных журналов. В основном отражает взгляды крайне правых монополистических и антикоммунистических сил. Тираж (1976) около 500 тыс. экз.

Википедия

Фигаро

Фигаро (Figaro , фр. - Фигаро́, исп. Фи́гаро) - герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи, ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер, затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным.

Название « Le Figaro » в 1826 взяла французская ежедневная газета.

Также фигаро - название короткой испанской куртки-пиджака, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди, которую носил персонаж Фигаро и которая стала популярна в Париже после премьеры.

Фигаро (значения)

Фигаро

  • Фигаро (un figaro ) - цирюльник.
  • Фигаро - название короткой испанской куртки, заканчивающейся над талией и не застегивающейся на груди.

Примеры употребления слова фигаро в литературе.

В третьем действии на протяжении пяти картин, неподражаемых по забавности, слаженных как балет, граф, Розина и Фигаро пытаются удалить Бартоло на время, необходимое, чтобы Альмавива успел сообщить девушке нечто чрезвычайно важное.

Бомарше, которому все известно, заставляет Фигаро , которому ничего не известно, сказать, что он знает Бартоло, как свою мать, адресуясь к зрителям, также находящимся в полном неведении, - на первый взгляд хитроумие совершенно бесцельное, поскольку оно никак не связано с развитием действия.

Если Бомарше - это Фигаро , то Альмавива - это общество, абсолютная монархия.

Я убежден, что как только зритель 1784 года понимал, кто такой Фигаро , он уже не мог ошибиться ни в том, что именно олицетворяет Альмавива, ни в злободневности всего произведения.

Не будь Фигаро , супруги Альмавива кончили бы, вероятно, заурядным разводом.

Вдруг Расси встрепенулся и с полной непринужденностью, улыбаясь будто Фигаро , пойманный с поличным графом Альмавива, воскликнул: - Ей-богу, граф, я не буду ходить вокруг да около.

Хитрый, подозрительный, проницательный психолог, он опасный противник для Альмавивы, Розины и Фигаро .

Через четыре года после сноса дворца могила была разрыта, и прах Фигаро по повелению Альмавивы погребли на парижском кладбище.

В этом совершенно выдающемся письме, поражающем своей крайней смелостью, Бомарше позволяет себе учить короля, как Фигаро - графа Альмавиву, но если Фигаро говорил как слуга, то Бомарше, рассуждает как хозяин.

Только аристократ уж чересчур надменен, а Фигаро свойский парень, такой симпатичный и умница.

Но Эш уже без всякой передышки перешел к баритональной арии цирюльника Фигаро .

Понятно, что, когда пробило полдень, наш занятый по горло Фигаро не мог улучить минуту, чтобы сбегать позавтракать на жангаду, и ему пришлось ограничиться стаканчиком ассаи, горстью вареной тапиоки и черепашьими яйцами, которые он глотал между делом, продолжая орудовать щипцами.

Разные Фигаро и фактотумы, служители и наблюдатели сновали беспрерывно.

Он вспоминал светлую радость, охватившую его, когда Пьер впервые прочел ему пьесу, и находил, что это безвкусно - лишать комедию ее изюминки, а изюминкой этой был дерзкий ум Фигаро .

Этот сельский Фигаро , некогда красильщик, был обладателем ренты в семь-восемь тысяч ливров, хорошенького домика на холме, пухленькой жены и цветущего здоровья.

Фигаро – герой трех пьес Бомарше, двойник самого драматурга. Тип ловкого, остроумного, в своем роде талантливого и несколько плутоватого “человека на все руки” неоднократно изображался и раньше Бомарше. К числу “предков Ф.” могут быть отнесены, например, те хитрые, превосходящие смышленостью своих господ слуги, которые выступали в иных комедиях и фарсах средних веков и Возрождения, наряду с Мольеровским Сганарелем и сходными персонажами французских комедий XVIII века. С другой стороны, Ф. некоторыми чертами своего характера напоминает

Изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга, одного из героев “Пантагрюэля” Раблэ, или Жиль-Блаза, который в изображении Лесажа является человеком многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью. Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остается, тем не менее, несомненной. На протяжении трилогии Бомарше образ Ф. подвергается некоторым изменениям. В “Севильском цирюльнике” это прежде всего веселый, остроумный и неунывающий малый, прошедший через огонь и воду, отпускающий иногда довольно меткие остроты и иронические замечания, но еще не поднявшийся до едкой сатиры и полных негодования обличений. В “Женитьбе Ф.”, особенно в известном монологе пятого акта, Ф. выступает уже в роли выразителя общественного и политического протеста, единомышленника энциклопедистов, предшественника деятелей 1789 г. В третьей части трилогии (“Виновная мать”) постаревший и поломанный жизнью Ф. является как бы тенью прежнего Ф.; он превратился в образцового слугу и заурядного моралиста, ведущего борьбу с очень мелкими и ничтожными противниками да и то лишь в интересах своих господ.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Действие первое В замке графа Альмавивы готовятся к свадьбе его камердинера Фигаро и Сюзанны, камеристки супруги графа Розины. Событие это...
  2. Дон Кихот – герой одноименного романа испанца Мигеля Сервантеса. Его герой – обедневший дворянин, который начитался романов и отправился совершать...
  3. Настоящий человек – это… Произнося эту фразу, в памяти сразу всплывает образ героя произведения Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”...

Одна из наиболее известных пьес в мировой драматургии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» принадлежит перу Пьера Бомарше. Написанная более двух столетий тому назад, она до сих пор не утратила своей популярности и известна во всем мире.

Бомарше - известный драматург

Родился 24 января 1732 года. Место рождения знаменитого драматурга - Париж. Отец его был часовщиком и носил фамилию Карон, но впоследствии Пьер сменил ее на более аристократическую.

Еще в раннем детстве Бомарше решил постигнуть ремесло отца. Вместе с тем он немало внимания уделял изучению музыки. Благодаря этому он получил доступ в высшее общество. Так Пьер приобрел множество полезных связей.

Ум и целеустремлённость Бомарше позволили ему не только создать анкерный спуск, один из новейших часовых механизмов, но и попасть в Лондонское королевское общество, получить звание академика и стать королевским часовщиком. И всего этого он достиг до 23 лет.

Свою первую пьесу он написал в 1767 году, называлась она "Эжени".

Известная же классическая комедия "Севильский цирюльник" была написана им в 1773 году, поставлена в 1775 году, и именно она принесла ему небывалый успех, хотя и не сразу. Именно после нее он решил продолжить цикл об умном и ловком слуге и написал пьесы "Женитьба Фигаро" и "Преступная мать".

Бомарше был женат три раза, и каждая из его жен в прошлом была богатой вдовой. Это принесло драматургу значительное состояние.

Трилогия о приключениях Фигаро

Наиболее известными произведениями Бомарше считаются вошедшие в его трилогию о Фигаро.

Первая пьеса была написана в 1773 году. Комедия носила название "Севильский цирюльник". Изначально это была опера, но после провала премьеры автор переписал ее за два дня, превратив в обычную пьесу. В первой книге Фигаро помогает графу Альмавиве жениться на красавице Розине.

Спустя пять лет выходит вторая пьеса Бомарше, одной из центральных фигур которой является все тот же Фигаро. Это произведение рассказывает о женитьбе самого Фигаро на служанке графини Альмавива, Сюзане.

Последняя пьеса "Преступная мать" увидела свет в 1792 году. Если две предыдущие пьесы были комедиями, то это уже драма, причем главный акцент в ней делается на моральных качествах главных героев, а не на социальном неравенстве. Фигаро придется спасти семью графа. Для этого ему нужно вывести на чистую воду злодея Бежарса, который хочет разрушить не только брак графа и графини, но и будущее Леона и Флорестины.

Наиболее известная пьеса Бомарше - "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Как известно, она была написана в 1779 году. Изначально ее действие разворачивалось во Франции, но так как цензура не пропустила ее, то место действия перенесли в Испанию.

Довольно многие критиковали пьесу за то, что она изобличает похождения дворян, а простолюдин оказывается умнее своего сеньора. Это был серьезный вызов обществу того времени. Такое положение дел нравилось далеко не всем. Ведь для того времени это было неприемлемо.

Сначала Бомарше читал свое произведение в салонах, чем привлек к нему всеобщее внимание. Затем было решено поставить спектакль. Но эту задумку удалось реализовать лишь спустя пять лет: не нравился подтекст пьесы, и лишь всеобщее недовольство вынудило монарха разрешить постановку.

Сюжет пьесы

В небольшом поместье в Испании разворачивается действие пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро». Краткое содержание произведения таково.

Фигаро собирается жениться на камеристке графини Альмавива Сюзанне. Но она нравится и графу, и тот не прочь не только сделать ее своей любовницей, но и запросить право первой ночи - древний феодальный обычай. Если же девушка ослушается своего господина, то он может лишить ее приданого. Естественно, Фигаро намерен помешать тому.

Кроме того, у Бартоло, который в свое время остался без невесты из-за Фигаро, зреет план, как отомстить своему обидчику. Для этого он просит домоправительницу Марселину потребовать с Фигаро долг. Если же он не вернет деньги, то обязан жениться на ней. Но на самом деле Марселина должна была выйти замуж за Бартоло, с которым ее связывает общий ребенок, похищенный еще в детстве.

В это же время графиня, покинутая графом, наслаждается обществом своего поклонника - пажа Керубино. Тогда Фигаро решает сыграть на этом и вызвать ревность графа, помирить его с графиней, а заодно и заставить отказаться от Сюзанны.

Главные герои пьесы

Список действующих лиц пьесы Бомарше "Женитьба Фигаро" не так уж велик. Стоит выделить из него несколько основных персонажей:

  • Фигаро - слуга и домоправитель графа Альмавивы, жених Сюзанны и, как оказывается позднее, сын Марселины и Бартоло.
  • Сюзанна - камеристка графини, невеста Фигаро.
  • Графиня Альмавива - жена графа Альмавивы, крестная Керубино.
  • Граф Альмавива - муж графини, повеса и ловелас. Тайно влюблен в Сюзанну.
  • Керубино - паж графа, крестник графини, тайно в нее влюбленный.

Это главные герои пьесы, кроме того, немалую роль в ней играют и следующие персонажи:

  • Марселина - домоправительница Бартоло, имеет с ним общего сына. Влюблена в Фигаро, который на самом деле оказывается ее сыном.
  • Бартоло - врач, давний враг Фигаро, его отец.

Конечно, это не полный список героев, которые участвуют в постановке. Есть и другие, такие как садовник Антонио и его дочь Фаншета, но они играют лишь эпизодические роли, и их участие в пьесе сводится к выполнению того или иного действия, не всегда ключевого.

Постановки пьесы

Первая постановка пьесы "Женитьба Фигаро" произошла еще в 1783 году в поместье графа Франсуа де Водрейля. Через год, 24 апреля, было дано первое официальное представление, которое принесло Бомарше не только успех, но и всемирную славу. Премьера состоялась в театре "Комеди Франсез". Через некоторое время пьесу запретили, и она снова увидела свет лишь в конце XVIII века.

В Российской империи премьера пьесы состоялась через два года. Ее поставила петербургская французская труппа. Потом текст произведения был переведен на русский язык, и его неоднократно ставили в театрах. Не утратила своей популярности пьеса и после революции. Она была одной из первых, которые поставили в СССР. Довольно часто ее ставили в знаменитом российском Ленкоме. Сегодня одну из лучших постановок пьесы можно увидеть именно там.

Моцарт и "Безумный день, или Женитьба Фигаро"

Известно, что пьеса Бомарше произвела неизгладимое впечатление на Моцарта. Композитор решил написать оперу "Свадьба Фигаро", основанную на произведении известного драматурга.

К ее написанию композитор приступил в 1785 году, в декабре. Через пару месяцев произведение было готово, и 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы. К сожалению, она не получила такого успеха и признания, как надеялся Моцарт. "Женитьба Фигаро" стала знаменитой лишь в конце года, после постановки в Праге. Опера состоит из 4 действий. Для ее исполнения написаны партитуры, которые предусматривают участие литавр. Также используется по две флейты, трубы, валторны, по два гобоя, фагота и кларнета.

Для бассо континуо используются виолончели и клавесин. Достоверно известно, что на премьере оперы Моцарт сам дирижировал оркестром. Таким образом, благодаря Бомарше на свет появилась опера "Женитьба Фигаро" Моцарта.

Экранизации пьесы Бомарше

Первая экранизация была еще в 1961 году. Фильм сняли во Франции, на родине драматурга. К сожалению, это единственная зарубежная экранизация пьесы. Остальные попытки экранизации были предприняты в России.

Долгое время одной из популярнейших пьес в СССР была «Женитьба Фигаро». Ленком стал тем театром, где можно было посмотреть эту пьесу и насладиться игрой актеров. Именно эту постановку было решено экранизировать в 1974 году, через пять лет после первого показа на сцене театра. Данная экранизация была признана одной из лучших, во многом благодаря актерам, которые сыграли главные роли.

В 2003 году пьеса была экранизирована вновь. За ее съемку взялись совместно русский и украинский телеканалы и создали новогодний мюзикл по пьесе. Эта экранизация не имела такого успеха, как первый фильм. Она запомнилась всем как обычное развлекательное шоу.

Фильм 1974 года

Из-за популярности спектакля было решено записать его для телевидения. Впервые фильм показали по телевизору в 1974 году, 29 апреля. Кинокартина состояла из двух серий. Продолжительность первой была около часа с половиной, второй - немного меньше.

Режиссером киноленты стал В. Храмов, а директором картины - В. Вершинский. Как и в спектакле, в фильме была использована музыка Моцарта. Киноленту не единожды показывали по телевизору, она была одной из любимых. К сожалению, сегодня этот фильм показывают не так часто, и посмотреть его можно на DVD.

Актеры

Что касается актеров, которые сыграли роли в фильме, то наиболее известным является Андрей Миронов, исполнявший на протяжении многих лет роль Фигаро. После того как он потерял сознание в конце пьесы прямо на сцене в 1987 году и вскоре и умер, ему посвятили данный спектакль. Каждый раз его имя вспоминают в конце пьесы.

Графа в телеверсии сыграл Александр Ширвиндт, его жену - Вера Васильева. Роль Сюзанны исполнила а Марселины - Татьяна Пельтцлер. Что касается Керубино, то в телеверсии его играет Александр Воеводин, а не как в оригинальном спектакле.

Мюзикл

В 2003 году было решено снять мюзикл по пьесе. За осуществление проекта взялись телеканалы «Интер» и НТВ. По сложившейся уже традиции для съемок были приглашены звезды украинской и русской эстрады. Автором сценария и режиссером стал Семен Горов, композитором - Виталий Окороков.

Снимали фильм "Женитьба Фигаро" в Крыму, используя в качестве главной декорации Воронцовский дворец. К фильму был выпущен диск с песнями, которые прозвучали в постановке. Кроме того, сам фильм был представлен общественности в Каннах.

Многие раскритиковали мюзикл, написав, что постановка Ленкома была намного лучше, а это - лишь бледная пародия на нее.

Несмотря на это, довольно часто можно увидеть на телеэкране киноленту «Женитьба Фигаро». Мюзикл сегодня стал довольно популярным. Причина этому - красочные декорации и красивые, мелодичные песни, многие из которых стали хитами после выхода фильма.

Актеры в мюзикле

Как уже упоминалось, на главные роли в мюзикл были приглашены профессиональные певцы, звезды отечественной эстрады. Учитывая то, что в фильме немало песен, было бы нецелесообразно приглашать для этих целей обычных актеров. Кроме того, это был уже не первый новогодний проект «Интера», и для многих артистов данный мюзикл был уже не первым.

Роль Фигаро исполнил Графа и графиню сыграли Филипп Киркоров и Лолита Милявская. Роль же Сюзанны поручили Анастасии Стоцкой.

Кроме того, в экранизации приняли участие такие звезды, как Борис Моисеев, София Ротару, Ани Лорак и Андрей Данилко.

Причины популярности пьесы

Причина популярности произведения в том, что это одна из лучших пьес в мировой драматургии. Несмотря на принадлежность к классицизму, в ней есть и новаторские нотки. Так, Бомарше поднимает в пьесе проблему того, как порой глупы бывают аристократы и как низменны их желания. Автор показывает, что не всегда обычный человек, не имеющий аристократического воспитания, оказывается глуп.

Эта пьеса также интересна и своим содержанием, языком, шутками и забавными ситуациями.

К сожалению, сегодня пьеса Бомарше не входит в список обязательной литературы для чтения, и ее содержание знают немногие. Также не все вузы считают обязательным ее изучение. Разве что любители драматургии да книголюбы интересуются ей.

Таким образом, сегодня о пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» знают далеко не все, а многие и вовсе считают, что это лишь красивый мюзикл, сочиненный Горовым.

Заключение

Пьеса Бомарше, пережив не одно столетие, все так же читается людьми, которые интересуются классикой, особенно драматургией. Ее не единожды ставили на сцене по всему миру, довольно популярна она и в России. По книге снято несколько фильмов, два из которых отечественного производства. Один снят по театральной постановке, второй - оригинальный мюзикл, ставший популярным среди современной молодежи.

Сегодня «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - спектакль, который можно увидеть не только по телевизору, но и в знаменитом театре Ленком. Именно там показывают одну из лучших постановок по пьесе Бомарше. Сам же спектакль посвящен памяти Андрея Миронова, который был первым актером, сыгравшим роль Фигаро в этой постановке. Он умер практически на сцене театра, не выходя из образа своего героя.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фигаро (Figaro , фр. - Фигаро́, исп. Фи́гаро) - герой трёх пьес Бомарше и созданных на их основе опер; испанец из Севильи , ловкий пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Имя стало нарицательным.

Он обладает даром слова: в Андалусии его стихи, загадки и мадригалы печатались в газетах, из-за чего он и был уволен с государственной службы. Писал пьесы, работал в театре (тут черты личности самого Бомарше). В трудный период своей жизни он обошёл пешком всю Испанию, бывало, сидел в тюрьме.

Фигаро щегольски одевается - в списке действующих лиц «Севильского цирюльника» описан его костюм, так одевались испанские «махо ».

Имя

Имя Фигаро , вероятно, придумано самим Бомарше . В рукописи первой пьесы, «Севильского цирюльника », он использовал вместо Figaro более галлицизированный вариант написания - Fiquaro . Но позже изменил его, и сделал не только аудиально, но и визуально похожим на испанское слово picaro .

Слово «pícaro» изначально было прилагательным и обозначало «хитрый, лукавый, плутоватый» . Но в испанской литературе Нового времени оно приобрело новое значение. Пикаро - главный персонаж плутовского романа. Пикареска - плутовской роман . Большое количество плутовских романов, где главным действующим лицом являлся пикаро, хитрый обманщик, иногда нанимавшийся в услужение, создавалось в Испании начиная с эпохи Возрождения. Во Франции такой литературной традиции не существовало. «Жиль Блас », завершенный Лесажем к 1735 году, основан на испанских источниках.

Фредерик Грендель (Frederic Grendel) предположил, что имя Фигаро идёт от Fils-Caron («Карон-сын», от настоящей фамилии автора - Карон . Дворянское имя де Бомарше он взял себе позже).

Биография

Происхождение

Фигаро - незаконный ребёнок доктора Бартоло и бывшей служанки Марселины. Прежде чем бросить женщину с младенцем, Бартоло, тогда ещё подлекарь, накалил свой шпатель и наложил клеймо на руку сына, чтобы узнать его, если когда-нибудь встретит вновь. Когда мальчику было шесть лет, его мать попросила цыган , кочевавших тогда по Андалузии , предсказать ему будущее. Те похитили ребёнка. С тех пор Фигаро носит своё имя и занимается плутнями . Он не знает, кто его родители.

Карьера и бродяжничество

Незадолго до начала действия первой пьесы Фигаро служит в Мадриде у графа Альмавивы. Уезжая, тот даёт ему рекомендацию в министерство и просит, чтобы ему подыскали место. Фигаро назначают аптекарским помощником при андалусском конном заводе. Через некоторое время его увольняют. Вернувшись в Мадрид, Фигаро пробует силы на театральном поприще, но проваливается. С котомкой за плечами бродит по всей Испании и, наконец, оседает в Севилье.

С тех пор мать Фигаро успела состариться и ведёт дом у своего старого возлюбленного, доктора Бартоло, который живёт в Севилье. Доктор - опекун юной и прекрасной Розины. В неё влюбляется граф Альмавива и ходит под окнами её дома в Севилье. Но Бартоло сам собирается жениться на своей воспитаннице и держит её взаперти. Граф Альмавива случайно сталкивается с Фигаро, своим бывшим камердинером. Он как раз живёт в доме доктора и должен ему 100 экю . И тот помогает графу жениться на Розине под носом у опекуна .

Оседлая жизнь и женитьба

Спустя несколько лет он живёт в замке графа и графини Альмавива «Агуас Фрескас», служит графским камердинером и домоправителем . У него есть невеста - Сюзанна, девушка из местной дворни, камеристка графини. Но граф Альмавива, проявляя интерес к Сюзанне, собирается либо воспрепятствовать браку, либо договориться с ней о праве первой ночи . Граф отказался от этого права по случаю своего бракосочетания, но потом, по словам Сюзанны, "пожалел" об этом. Фигаро, Сюзанна и графиня делают все, чтобы помешать графу. Альмавива позволяет Марселине подать на Фигаро в суд за невыплаченный долг. Марселина, не зная, что Фигаро - её сын, предъявляет расписку, и требует, согласно ей, денег или замужества с Фигаро. Неожиданно, по метке, оставленной Бартоло, выясняется, что Фигаро - потерянный тридцать лет назад ребёнок Бартоло и Марселины. Доктор Бартоло соглашается жениться на Марселине, Фигаро становится узаконенным плодом брака. В результате проведённой интриги Альмавива остаётся в дураках, и Фигаро с Сюзанной сочетаются браком.

Пожилой возраст

Эволюция персонажа

На протяжении трилогии Бомарше образ Фигаро подвергается изменениям.

С другой стороны, Фигаро некоторыми чертами своего характера напоминает изворотливого, ловкого, иногда грубо циничного Панурга , одного из героев «Гаргантюа и Пантагрюэля » Рабле , или Жиля Блаза, который в изображении Лесажа является человеком, многое испытавшим, хорошо изучившим слабости и недостатки людей, привыкшим выносить невзгоды жизни, иногда прибегающим к хитростям и сделкам с совестью.

Значение

Фигаро - самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.

Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя, подобно им, функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.

Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов .

Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.

Произведения

Пьесы

  • «Le Sacritan», ранняя пьеса Бомарше (ок.), где фигурируют Фигаро и граф Альмавива.

Основная трилогия

  1. «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность », пьеса Бомарше , (Le barbier de Seville ou la précaution inutile, )
  2. « », пьеса Бомарше , (La folle journée ou le Mariage de Figaro, )
  3. «Виновная мать, или Второй Тартюф » («Преступная мать»), пьеса Бомарше , (La mère coupable ou l’autre Tartufe, )

Другие авторы

  • «Les premières armes de Figaro», пьеса Сарду ,
  • «Фигаро разводится» (Figaro läßt sich scheiden) , пьеса Эдена фон Хорвата , (),
  • «Le roman de Figaro», книга Ф.Виту (Frédéric Vitoux) , ().
Вне истории настоящего Фигаро
  • «Funeral of Figaro (Operatic Whodunnit)», детективный роман британской писательницы Эллис Питерс . Действие происходит в наши дни. Кто-то один за другим убивает баритонов, исполняющих партию Фигаро.

Оперы

В отличие от оригинальных названий пьес, написанных на французском языке, названия опер идут на итальянском (согласно языку либретто).

  • «Севильский цирюльник», опера Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello), (Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile, )
  • Оперы на сюжет «Севильского цирюльника» - Л. Бенда (), И. Шульц (), Н. Изуар (Nicholas Isouard) ().
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро», опера Маркуша Португала / La pazza giornata ovvero Il matrimonio di Figaro ()
  • «Севильский цирюльник », опера Россини , (Il barbiere di Siviglia , )
  • «Женитьба Фигаро », опера Моцарта , (Le nozze di Figaro ossia la folle giornata, )
  • «Виновная мать», опера Д. Мийо (Darius Milhaud) (La Mère coupable), написанная уже в ХХ в.

Оперы вне трилогии

  • «Призраки Версаля» (The Ghosts of Versailles) , опера Д.Корильяно (John Corigliano), . Призрак Бомарше ставит оперу для развлечения призрака Марии-Антуанетты . Она «воскрешает» старые времена, предшествующие Французской революции, в том числе и аферу с ожерельем . Действующие лица трилогии сосуществуют вместе с реально существовавшими историческими личностями. Бомарше и Фигаро вдвоем пытаются спасти королеву от казни.

Некоторые исполнители

  • Превиль (Préville) (1721-1799) был создателем образа Фигаро в «Севильском цирюльнике » Бомарше при первой постановке ().
  • Дазенкур (Dazincourt), - исполнитель роли Фигаро, пришедшийся по вкусу Бомарше
  • Николай Баталов сыграл свою первую большую роль на сцене МХАТа в спектакле 1927 года (режиссёр Константин Станиславский , художник Александр Головин)
  • Ермек Серкебаев - исполнитель роли Фигаро в опере Севильский цирюльник (Государственный академический театр оперы и балета имени Абая (Алма-Ата)
  • Русский актёр Андрей Миронов неоднократно играл эту роль (была сделана телеверсия спектакля), кроме того, исполняя эту роль на сцене, получил инсульт, в результате которого скончался в больнице.
  • Дмитрий Певцов - в постановке М.Захарова / «Ленком »,
  • Евгений Миронов - в спектакле «Фигаро. События одного дня» , реж. Кирилл Серебренников / «Театральная компания Евгения Миронова »,
  • Сергей Безруков - в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро» , реж. Константин Богомолов / Табакерка ,
  • Сергей Радченко - в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро ", реж. Евгений Радомысленский / Театр-студия киноактёра , . В настоящее время исполняет Бондарков Денис
  • Андрей Зобов - в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро ", реж. Гульнара Галавинская / Мичуринский драматический театр ,

Фигаро в массовой культуре

  • Фигаро - имя, данное котенку, созданному художниками Диснея . Первое появление - в «Пиноккио ». Позже он перекочевал во вселенную Микки Мауса как кот, принадлежащий Минни Маус и постоянный противник Плуто - пса, принадлежащего Микки Маусу. Самое запоминающееся появление - в м/ф «House of Mouse». Также Фигаро - имя кота в детских книгах писательницы Marie-Therese Eglsaer, и коня в произведениях детской писательницы Rebecca Anders.
  • Фигаро - название вымышленного королевства в Final Fantasy VI .
  • «Figaro» - модель автомобиля в ретро-стиле, созданного компанией Ниссан в 1991 году в ограниченном количестве.
  • Фигаро - прозвище писателя Mariano José de Larra
  • Фигаро - кличка таксы в кинофильмах «Четыре таксиста и собака », «Четыре таксиста и собака 2 »
  • FIGARO - крупнейшее международное модельное агентство, создавшее первую в мире Online-школу Моделей, для дистанционного обучения модельному искусству.
  • Le Figaro - ежедневная французская газета

См. также

Напишите отзыв о статье "Фигаро"

Примечания

Литература

  • Marc Monnier, «Les aneux de Figaro» (Пар., 1868);
  • Pierre Toldo, «Figaro et ses origines» (Милан, 1893);
  • Ив. Иванов, «Политическая роль французского театра» (М., 1895).
  • Claude Petitfrère, «1784, le scandale du Mariage de Figaro: prélude à la Révolution française»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фигаро

«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он.
Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».
И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два».
Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Пьер накануне того воскресенья, в которое читали молитву, обещал Ростовым привезти им от графа Растопчина, с которым он был хорошо знаком, и воззвание к России, и последние известия из армии. Поутру, заехав к графу Растопчину, Пьер у него застал только что приехавшего курьера из армии.
Курьер был один из знакомых Пьеру московских бальных танцоров.
– Ради бога, не можете ли вы меня облегчить? – сказал курьер, – у меня полна сумка писем к родителям.
В числе этих писем было письмо от Николая Ростова к отцу. Пьер взял это письмо. Кроме того, граф Растопчин дал Пьеру воззвание государя к Москве, только что отпечатанное, последние приказы по армии и свою последнюю афишу. Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием 4 й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка. Хотя ему и не хотелось напоминать Ростовым о Болконском, но Пьер не мог воздержаться от желания порадовать их известием о награждении сына и, оставив у себя воззвание, афишу и другие приказы, с тем чтобы самому привезти их к обеду, послал печатный приказ и письмо к Ростовым.
Разговор с графом Растопчиным, его тон озабоченности и поспешности, встреча с курьером, беззаботно рассказывавшим о том, как дурно идут дела в армии, слухи о найденных в Москве шпионах, о бумаге, ходящей по Москве, в которой сказано, что Наполеон до осени обещает быть в обеих русских столицах, разговор об ожидаемом назавтра приезде государя – все это с новой силой возбуждало в Пьере то чувство волнения и ожидания, которое не оставляло его со времени появления кометы и в особенности с начала войны.
Пьеру давно уже приходила мысль поступить в военную службу, и он бы исполнил ее, ежели бы не мешала ему, во первых, принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны, и, во вторых, то, что ему, глядя на большое количество москвичей, надевших мундиры и проповедывающих патриотизм, было почему то совестно предпринять такой шаг. Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он l"Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвечно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно совершиться.

У Ростовых, как и всегда по воскресениям, обедал кое кто из близких знакомых.
Пьер приехал раньше, чтобы застать их одних.
Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину.
Он, пыхтя и что то бормоча про себя, вошел на лестницу. Кучер его уже не спрашивал, дожидаться ли. Он знал, что когда граф у Ростовых, то до двенадцатого часу. Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него плащ и принимать палку и шляпу. Пьер, по привычке клубной, и палку и шляпу оставлял в передней.
Первое лицо, которое он увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он внал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его. Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.
– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.
– Нет… Отчего же? Напротив… Но отчего вы меня спрашиваете?
– Я сама не знаю, – быстро отвечала Наташа, – но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меля важны и как вы много для меня сделали!.. – Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах. – Я видела в том же приказе он, Болконский (быстро, шепотом проговорила она это слово), он в России и опять служит. Как вы думаете, – сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, – простит он меня когда нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?
– Я думаю… – сказал Пьер. – Ему нечего прощать… Ежели бы я был на его месте… – По связи воспоминаний, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он, утешая ее, сказал ей, что ежели бы он был не он, а лучший человек в мире и свободен, то он на коленях просил бы ее руки, и то же чувство жалости, нежности, любви охватило его, и те же слова были у него на устах. Но она не дала ему времени сказать их.
– Да вы – вы, – сказала она, с восторгом произнося это слово вы, – другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что… – Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.
В это же время из гостиной выбежал Петя.
Петя был теперь красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами, похожий на Наташу. Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдет в гусары.
Петя выскочил к своему тезке, чтобы переговорить о деле.
Он просил его узнать, примут ли его в гусары.
Пьер шел по гостиной, не слушая Петю.
Петя дернул его за руку, чтоб обратить на себя его вниманье.
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя.
– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»