Валентин филатов рассказы дрессировщика. Материал на тему: Рассказ «Здравствуй, цирк

© Каюков Л., рисунки, 1980

© АО «Издательство «Детская литература», 2017

Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте знакомиться. Зовут меня Валентин Иванович. Фамилия – Филатов.

Я дедушка. У меня есть любимая внучка Юленька. Она уже большая, учится в школе, в третьем классе. Юля занимается гимнастикой, танцует, но больше всего на свете любит цирк. Конечно, ничего удивительного в этом нет. У Юли все родные: мама, папа, тётя Таня, дядя Саша и я, дедушка Валя, – все работают в цирке, дрессируют зверей.

Вы заметили, что я сказал – работают, а не просто выступают? Потому что перед тем как начать выступать, надо очень много и долго работать. Ведь научить зверей быть послушными совсем нелегко. Это хорошо знают те ребята, у кого есть домашние животные. А с дикими животными ещё сложней. Они с трудом привыкают к неволе, нередко проявляют свою коварную звериную натуру – могут поранить или даже убить дрессировщика.

Но Юлю это не пугает. Она смелая девочка и решила обязательно стать дрессировщицей. Я часто рассказываю ей про зверей, вожу в зоопарк и в цирк.

В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении, как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?

Всё, что я рассказывал своей внучке про зверей, я записал и составил из этих рассказов книгу. Посвящаю её всем детям, которые любят животных и любят цирк.

В медвежьих объятиях

История о том, как я стал дрессировщиком, интересная, но очень длинная. В ней немало смешного и страшного, весёлого и грустного. Если вы никуда не торопитесь и у вас есть лишнее время, сядьте поудобнее и слушайте.

Когда мне исполнилось шесть лет, я уже был цирковым артистом – выступал со своим первым учителем Иваном Ивановичем Ивановым в двух номерах: акробатом в икарийских играх и гимнастом на ножной лестнице.

В икарийских играх взрослые артисты лежали на специальных подушках и ногами перебрасывали друг другу нас, маленьких ребятишек. Во время перелётов мы кувыркались в воздухе, а в конце номера показывали на ковре акробатические прыжки: колёсики, флик-фляки, сальто-мортале.

На лестнице я выполнял стойку на руках, делал флажки, оттяжки – довольно трудные трюки. Конечно, прежде чем я осилил всё это, получил немало подзатыльников от взрослых артистов и синяков от неудачных падений.

Хотите знать, как я попал в цирк? Очень просто. Я родился и вырос в цирке. Мой дедушка ещё сто лет назад выступал с дрессированными тиграми. Мой отец Иван Лазаревич пошёл по дедушкиным стопам – дрессировал хищных зверей: косматых львов, полосатых тигров, пятнистых леопардов. А мама работала наездницей и помогала отцу обучать зверей. Шесть моих братьев и одна сестра тоже стали цирковыми артистами: акробатами, музыкальными эксцентриками, жонглёрами.

С детства я помогал старшим кормить животных, смотрел, как их дрессируют, старался не трусить, хотя порой от львиного рыка душа уходила в пятки.

Самым добродушным из всех зверей был большущий медведь Колька. Так мне, во всяком случае, казалось. Мы с ним очень подружились. Три года подряд он играл со мной, брал с ладони сахар, разрешал гладить густую мягкую шерсть. Иногда после репетиции брат сажал меня верхом на медвежью спину, и Колька, храпя и слегка переваливаясь с боку на бок, катал счастливого наездника вокруг манежа. Было весело и немного жутковато. Всё-таки медведь не скаковая лошадь!

Однажды летом выступали мы в небольшом городке Гусь-Хрустальном. Жарища стояла прямо африканская! В нашем передвижном парусиновом цирке «Шапито», похожем на огромную палатку, было очень душно. И люди и звери изнывали от зноя. Особенно трудно пришлось моему другу медведю Кольке – представляете, летом, в такую жаркую погоду, носить меховую шубу!

Колька совсем извёлся. Ревел благим матом и гремел длинной цепью, накинутой на врытый в землю столб. Дышал Колька часто и по-собачьи высовывал длинный красный язык.

Чтобы медведя не хватил тепловой удар, отец велел под навесом выкопать для Кольки глубокую яму. На глубине земля более холодная и влажная, чем на поверхности. В яме мишка почувствовал себя лучше – успокоился и прилёг в холодке подремать.

В это время я нёс на руках пятилетнего племянника Толю. Он плакал горькими слезами и кричал:

– Неси меня к маме, я пить хочу, я пи-и-ить хочу!

Разбуженный детским плачем, Колька встал на задние лапы, а передние положил на край ямы. Морду он задрал кверху и недовольно зарычал. Поскольку мы были старыми друзьями, я не обратил внимания на его рычание, а старался успокоить маленького Толю.

Несчастье произошло мгновенно. Когда я проходил мимо ямы, раздражённый Колька сгрёб меня передними лапами за ноги, и я полетел вниз, на дно. Хорошо, что я успел отбросить племянника подальше от ямы, иначе мы бы оба очутились в медвежьих объятиях. Толя завопил ещё пуще, я присоединился к нему, зовя на помощь истошным криком. Кричал я не только от страха, но и от боли.

Это ещё больше разозлило медведя. Он пустил в ход когти. На крик сбежались братья и с трудом вырвали меня из звериных лап. Медведь распорол когтями мою ногу от середины бедра почти до щиколотки.

Сюда со всего света привозили диких животных: из уссурийской тайги – тигров, из индийских джунглей – слонов, из Африки – гепардов и львов, из Южной Америки – обезьян и попугаев, из пустынь Средней Азии – змей и верблюдов, из русских лесов – медведей. Зооцентр распределял их по циркам и зверинцам, а больных зверей оставлял у себя до выздоровления.

Мне, конечно, здо́рово повезло. Всё свободное от школы время я проводил возле звериных клеток. Наблюдал зверей, кормил их, помогал ветеринарному врачу, нашему доктору Айболиту, лечить больных животных.

К сожалению, дрессировкой в Зооцентре занимались мало. Поэтому в свободное время я бегал на репетиции и представления на Ярославский рынок в зверинец, где с группой львиц выступал муж моей сестры и Толин отец – Александр Николаевич Корнилов.

Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Ведь "устами младенца глаголит истина", не правда ли?
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!

Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.

В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного цирка.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.

На этой картинке показано, как нелегко приходилось наездницам Эдвардианской эпохи. Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями (не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.

Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века. Эта знаменитая голландская девушка одетая в мужскую одежду конца 17 века. Камзол, чулки и поверх чулок стеганые штанишки на ватной подкладке, шарообразной формы с разрезами (О-де-шосс), которые были популярны в мужской одежде 16 века. А почему в мужской? Да очень просто, девушки того периода носили юбки, представляете, смотрите вы вверх и что вы видите?, а в то время, в принципе, и нижнего белья не было, наверно это шоу называлось бы по-другому! Ну и формы юбок в моде росли в разные стороны, вот и наряд этот позволял ей двигаться легко, и защищал ее скромность. Хотя знаменитая канатоходец 19-го века, Мадам Саки выполняла свои номера в юбке.

Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери. У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830.
Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.

ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70). Он был французским цирковым артистом и первым воздушный гимнастом. Леотар создал номер "Полет с трапеции на трапецию", другое его великое наследие является частью одежды, названную его именем: (с англ. the leotard) трико, то есть сегодняшний купальник. Оригинальный купальник был трикотажным костюмом. Это позволяло свободу передвижения и не представляло опасности запутаться одежде в веревке.

Жан Мари Жюли в 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. И приобрел широкую известность в Европе.

(Еще парочку костюмчиков Леотара.)

Не могу не сказать о красивом мальчике со светлыми вьющимися волосами и не боящимся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился Wasgate где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини.

Эль-Ниньо (в переводе с испанского"мальчик") в 1886 году, ему было всего 10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.

В 17 веке диких животных можно было увидеть на ярмарках, а в 1793 году человек по имени Пидкока создал обмен животных в Лондоне.

Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.

(эти клоуны скорее напугают, чем насмешат!)


Клоун Август, начало 19 го столетия


Клоунесса



Клоун Франк Бэйл со своим шоу « обезьяна и собака»


Середина 20го столетия


Клоун "Richo", 1957-59

И еще немножко картинок и фотографий из цирковой жизни.

«Хочу быть фокусником! Или нет, лучше клоуном!» - типичное желание детства. Как утверждают в своих мемуарах многие цирковые знаменитости, цирк произвел на них самое сильное впечатление именно в детстве. И сегодня среди множества существующих детских развлечений на одном из первых мест, конечно же, стоит цирк. Пахнущий опилками манеж, смех зрителей, бравурная музыка, жонглеры, акробаты, клоуны, таинственные униформисты, то выстраивающиеся в струнку у входа, то снующие со значительным видом по арене, фокусники и всякие звери с дрессировщиками - все это для взрослого ни что иное, как возвращение в детство, а для ребенка - самое настоящее Детство.

Цирк с его детской верой в волшебство, с феерией выступлений, с частыми гастролями, со сложной и таинственной закулисной жизнью, казалось бы, должен быть чуть ли не главной темой детской литературы. А вот и нет. Для детей о цирке пишут редко, осторожно. Конечно, пишут только люди, знающие цирк изнутри. А все потому, что цирк неудач не прощает. Каждое цирковое представление проверяет «своих подданных» на прочность. И так как в цирке могут работать только истинные таланты, то и рассказывать о цирке может не каждый.

Эти книжки - о цирке и не только о нем.

Лоскутов М.П. Рассказ о говорящей собаке. - М.: Дет. лит., 1990. - 52 с.: ил.

«Некоторые люди спокойно относятся к этому: не могут проткнуть свой язык, проглотить шпагу или сварить яичницу в шляпе - ну и ничего, живут и так. Конечно, сначала погорюют некоторое время, а потом и ничего. Но были такие два мальчика, которые никак не могли свыкнуться с тем, что они не иллюзионисты. От досады они не могли спать по ночам…» Звали этих мальчиков просто Валя и Саня. А жили они в том самом городке, куда приехал однажды с цирком доктор Каррабелиус и где произошло все то, что описано в книжке Михаила Петровича Лоскутова. Не раскрывая тайн циркового волшебства, не разрушая детских представлений о магах и волшебниках, писатель рассказал детям не столько о цирке, сколько о значении сказочного, волшебного в жизни человека.

Драгунский В.Ю. Девочка на шаре: Рассказ // Драгунский В.Ю. Зеленчатый леопард: Денискины рассказы / Худож. В.Лосин. - М.: Росмэн, 1998. - С. 61-69.

Одно из лучших произведений для детей о цирке написал Виктор Юзефович Драгунский. Его рассказ «Девочка на шаре» трогает сердца уже не одного поколения юных читателей, возможно потому, что автор сам, хоть и недолго, чуть больше года, работал на манеже рыжим клоуном. «Я… стараюсь строить свое выступление так, чтобы люди смеялись не надо мной, а моей выдумке, моему озорству…» <…> «Смех - это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом…» - так написал В.Драгунский во «взрослой» повести о цирке «Сегодня и Ежедневно», в которой много автобиографических моментов (Драгунский В.Ю. Сегодня и Ежедневно: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1977. - 239 с.: ил.). В произведениях В. Драгунского о цирке веселое соседствует с грустным, как и в жизни рядом радость и печаль.

Казаков Ю.П. Тэдди: История одного медведя // Казаков Ю.П. Арктур - гончий пес. - М.: Сов. Россия, 1980. - С. 5-52.

Пусть несколько по-другому, не беззаботно и весело будут смотреть на цирк ребята, познакомившись с рассказом Юрия Павловича Казакова «Тэдди» - историей о цирковом медведе, случайно оказавшемся на воле после долгих лет работы на манеже. Этот пронзительный рассказ заставит задуматься не только о цирке, но и о природе, о необходимости бережного отношения к животным.

Русская классика о цирке

Припоминается несколько книг, героями которых были цирковые артисты, и книги эти, рассказывая о цирковом народе, дарящем зрителям радость, чаще всего пронзительно печальны. Однажды в детстве прочитав повесть о мальчике-акробате «Гуттаперчевый мальчик» (1883) Д.В.Григоровича (Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик: Повесть /Худож. П.Пинкисевич. - М.: Сов. Россия, 1981. - 48 с.: ил.) , я с неодолимым ужасом прятала эту книжку подальше, но она удивительным образом оказывалась рядом. Это была самая страшная книга моего детства. Не веселили и повесть А.П.Чехова «Каштанка» (1887), и рассказыА.И.Куприна «В цирке» о цирковых борцах и «Белый пудель» (1904) о бродячих артистах.

На цирковое представление попадает бездомный мальчуган из повести «Артемка в цирке» И.Василенко (М.: Дет. лит., 1987. - 368 с.: ил.) Артемка случайно на берегу моря нашел сценарий цирковой пантомимы, отнес его в цирк и в качестве вознаграждения получил контрамарку на представление… О цирковых людях и «Три Толстяка» Ю.К.Олеши (Олеша Ю.К. Три толстяка: Роман для детей / Рис. И.Петелиной. - М.: Махаон, 2000. - 144 с.: ил.) , где главные действующие лица - цирковые артисты, и даже цикл сказочных повестей«Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова , в которых Изумрудным городом правит великий маг и волшебник, а по сути - умелый иллюзионист Гудвин.

О цирке рассказывают циркачи

«Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово «цирк» стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он - огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра…» - так описал свою первую встречу с цирком в пятилетнем возрасте Юрий Никулин в книге «Почти серьезно…» (М.: Вагриус, 2002) . В ней знаменитый клоун правдиво и с юмором поведал о своей жизни и работе. Книга эта, попадая в семью, обычно прочитывается от корки до корки домочадцами всех возрастов. Отдельные, самые забавные страницы «перепадают» даже малышам - их, давясь от смеха, зачитывают особо впечатлительные взрослые. Рассказывая о своей жизни, Юрий Владимирович руководствовался словами Станислова Ежи Леца, их он взял в качестве эпиграфа: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени», а, говоря о значении своей клоунской работы, он припомнил рассказ «Немного смазки» английского писателя-фантаста Эрика Фрэнка Рассела о том, как в каком-то далеком будущем межгалактические экспедиции одна за другой завершаются неудачей из-за психологической несовместимости людей, длительное время находящихся в замкнутом пространстве корабля. И только когда на должность психолога в экипаже был приглашен профессиональный клоун, космический полет прошел успешно. Только клоуну, обладающему редким даром смешить людей, удалось наладить работу экипажа.

Куклачев Ю. Друзья мои кошки /Худож. А.Калишевский. - М.: АСТ, 1996. - 95 с.: ил.

Грозная табличка на дверях «Посторонним вход воспрещен» не для маленьких читателей забавных приключений, смешных и грустных историй, написанных знаменитым клоуном. Юрий Куклачев проведет юного читателя за кулисы цирка. А там можно встретить и фокусника, пьющего обыкновенный чай с бутербродом, и жующего морковку слона, а также удивительных куклачевских кошек Сосиску, Кильку, Фифу-колокольчик. Зрителям на представлениях Ю.Куклачева кажется, что у него работают какие-то особенные, необычные кошки. А «кошачий клоун» рассказывает о том, что кошки у него - самые обыкновенные, и для постановки трюков он использует… естественное поведение животных.

Ю.Куклачев не впервые берется за перо. Однажды после гастролей в Париже он написал (в соавторстве с Н. Владимировой) детскую книжку рассказов о своем клоунском деле «Самый обычный сундучок» (М.: Дет. лит., 1988. - 64 с.: ил.). Есть у клоуна заветный сундучок. В нем хранятся секреты его мастерства: клоунские костюмы, шляпы, воздушные шарики, зонтики и маленькая луна, чтобы освещать путь на гастролях. Рядом лежит неувядающая роза, солнечный зайчик и кукла - подарки восторженных зрителей. И еще в сундучке много места для дорожных впечатлений, новых задумок и реприз.

Зайцев К. Я - клоун: Повесть. - М.: Дет. лит., 1979. - 224 с.: ил.

Благов Ю. Аншлаг: Рассказы о цирке. - М.: Сов. писатель, 1987. - 272 с.: ил.

«Цирк дает мне неизмеримо больше, чем я ему. Это мир, где люди стоят на голове, медведи мчатся на мотоциклах, лошади танцуют вальс, а быт настолько эксцентричен, что и выдумывать ничего не надо, смотри да записывай», - таким видит цирк Ю.Благов, писатель-сатирик, который тоже долгие годы работал в цирке. Но не на манеже. Он работал цирковым сценаристом, сочинял клоунады, куплеты, феерии, сценарии аттракционов и пантомим.

Катков С. Ура! Я в цирк иду. - Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1987.- 120 с.: ил.

Сборник, включающий повесть «Люблю я самородков русских» о братьях Никитиных, которые в 70-е годы XIX века основали русский цирк, и другие рассказы о цирке.

Дурова Н.Ю. Звери и птицы - жизнь моя: Повесть и рассказы. - М.: Изд-во АДП, 1995. - 160 с.: ил.

Каждый родитель в Москве считает своим долгом отвести своего ребенка в «Театр зверей», директором и художественным руководителем которого является Наталья Юрьевна Дурова - артистка и дрессировщица, хранительница традиций знаменитой династии, известная писательница. Ее перу принадлежат повести и рассказы, статьи, сценарии, пьесы. Она пишет о своих любимых животных - артистах цирка, о работе дрессировщика. В эту книгу для младших школьников включена, кроме рассказов, повесть о детстве Натальи Юрьевны, о семье Дуровых - потомственных дрессировщиках.

Дуров В.Л. Мои звери: Рассказы / Ил. В.Черноглазова. - СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2002. - 112 с.: ил.

Театр зверей носит имя своего создателя Владимира Леонидовича Дурова (1863-1934), «дедушки Дурова», как звали его маленькие зрители. Его перу принадлежат рассказы для малышей о цирке, о животных, о работе дрессировщика.

Филатов В. Рассказы дрессировщика / Лит. запись М.Фрадкина. - М.: Дет. лит., 1980. - 96 с.: ил.

Небольшая книжка для дошколят известного всему миру дрессировщика медведей Валентина Филатова. В ней он рассказывает о том, что научить зверей быть послушными совсем нелегко, о том, как ему пришлось неоднократно побывать в медвежьих объятиях, о коварном шестиметровом питоне, о цирковых обезьянах, слонах, цирковых лошадях.

Бугримова И. На арене и вокруг нее. - М.: Искусство, 1986. - 252 с.: ил.

Аронов А. Браво, Аракс!: Повесть. - М.: Дет. лит., 1971. - 174 с.: ил.

«Цирк - моя жизнь, моя любовь» - так говорит о цирке в книге воспоминаний Ирина Бугримова - первая советская женщина-укротительница хищников. О жизни Ирины Бугримовой рассказывает и повесть режиссера цирка Александра Аронова «Браво, Аракс!», из которой можно узнать много интересного о львах, о сложной и опасной профессии дрессировщика.

Бартэн А. Под брезентовым небом: Книга о цирке. - Л.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.

В книгу входят рассказы и роман «Всегда тринадцать» о мастерах цирка. Знаете ли вы, что диаметр манежа - неизменно 13 метров? Эта чертова дюжина метров нужна для оптимальной дистанции между лошадью, бегущей по кругу, и дрессировщиком, стоящим в середине манежа. Кстати, книга о цирке расскажет любопытному подростку очень много, в нее входит даже словарик цирковых терминов, встречающихся в книге.

Бабушкин Л. Цирк в объективе. - М.: Дет. лит., 1988. - 143 с.: ил.

В этой книге немного слов, но много ярких, запоминающихся фотографий. Цирк в ней действительно в объективе - фотокамеры. Автору удалось показать детям мир цирка «со своей преисподней, адовой работой и своим небосводом».

О цирке - серьезно

Сегодня - время всевозможных энциклопедий, справочников и прочих объемных, обобщающих изданий. Цирк, несмотря на почти полное молчание современных писателей и поэтов, тоже удостоился своей энциклопедии:

Мир цирка: Т. 1: Клоуны / Гл. ред. А.Дриго. - М.: Кладезь, 1995. - 510 с.: ил. - (Энциклопедия для детей и родителей).

Издательство «Кладезь» предприняло попытку рассказать о цирке «детям и родителям» в 4 томах своеобразного обобщающего издания. Его трудно назвать энциклопедией в полном смысле этого слова. Но, судя по увидевшему свет семь лет назад первому тому о клоунах, издание, действительно, намерено освещать тему всесторонне.

Пожалуй, впервые читатели так широко познакомятся с загадочным миром волшебников арены - клоунов, иллюзионистов, дрессировщиков, акробатов и жонглеров. Ведущие цирковеды (есть и такая профессия) расскажут в энциклопедии о цирке все самое значительное - от его истоков до настоящего времени.

В первом томе можно прочесть о комиках всех времен и народов, от шутов и скоморохов до современных клоунов. Заинтересует читателя и так называемая «предцирковая» история клоунов. В нее входят и античные карнавалы, итальянская народная комедия, французские мимы. Древний Китай и Древняя Русь тоже внесли свою лепту в многовековую историю клоунского искусства. Конечно же, расскажет книга и о происхождение слова «клоун», обо всех видах клоунады, об особом клоунском гриме, костюме, вы узнаете, что такое подсадка, о том, что есть клоуны-дрессировщики, клоуны-музыканты, клоуны-жонглеры, конные клоуны и другие веселые клоунские специализации. Открывает книгу предисловие, написанное Ю.Никулиным: «Сейчас вы откроете книгу, она о самых смешных и добрых людях на Земле - цирковых клоунах». Эта увлекательная книга о людях, обладающих редким даром - умением веселить окружающих. Как делается несмешное - смешным, как рождаются репризы, что такое «маска» и как, в конце концов, выучиться на клоуна - книга со всей возможной полнотой ответит на эти вопросы.

Если и этой всеохватной книги о клоунах вам покажется мало для удовлетворения своего любопытства, мне ничего не остается, как предложить вам заглянуть в серьезнейший научный труд - монографию об истории цирковой клоунады, которая написана доктором наук С.М. Макаровым «Клоунада мирового цирка: История и репертуар» (М.: Росмэн, 2001. - 368 с.: ил.). Основой книги послужила докторская диссертация автора, оппонентом ее был сам Юрий Никулин. С.Макаров выступал в свое время в цирке как клоун, затем написал учебник по истории отечественной клоунады, а теперь вот и эту серьезную книгу о самом «несерьезном» занятии на свете.

Здравствуйте, друзья! Вы уже ходили с малышом в цирк? Мы на прошлой неделе первый раз сводили Веронику в цирк. И в связи с этим решила провести для нее тематическое занятие на тему цирка. Вероника, как и все дети, любит животных, поэтому занятие получилось интересным и веселым. Если и вашему ребенку интересна тема животных, то прочитайте статью «Тематическое занятие «Животные на ферме».

Тематическое занятие «Цирк»

Смотрим презентацию «Детям о цирке»:

Развитие речи

После просмотра презентации обсудите с ребенком, что ему понравилось в ней. Если вы уже были в цирке, вспомните, что вы там видели.

Прочитайте стихотворение и обсудите его.

Цирк

З.Торопчина

В цирке вновь аттракцион.

Выступают тигры, слон,

Акробаты и атлеты...

Покупай скорей билеты!

Ждут вас редкие таланты —

Циркачи и музыканты.

Здесь артисты — звери, люди,

И скучать никто не будет!..

На арене — яркий свет,

В зале мест свободных нет.

Вышел клоун — вот потеха!

Умирают все от смеха.

Акробатка так прекрасна!

Но под куполом опасно,

Да ещё вниз головой.

Зритель замер, чуть живой.

Быстроногие лошадки

Лихо мчатся по площадке,

А на них джигиты-асы

Совершают выкрутасы.

Вот загадка для людей —

Фокусник и чародей:

Показал пустой мешок —

Через миг там — петушок!

Все команды ловко, быстро

Исполняют львы-артисты,

Обезьяны, тигры, кошки...

Всем похлопаем в ладошки

За приятное волненье,

За талант и за уменье!..

Цирк везде, на всей планете

Любят взрослые и дети!

Мелкая моторика

Цирк - это волшебство, это мир детства, ярких огней и весёлой музыки, ярких переливающихся тканей, сладкого замирания сердца и смеха.

Запах лошадей и опилок на манеже, сладкой ваты и маминых духов. Мир громких аплодисментов, от которых потом немного болят ладошки, удивленных возгласов, грозного львиного рыка и бравурного "Алле-ап!"

А что же предлагает нам цирк сегодня?

Сейчас некоторые цирковые представления по бюджету не уступают некоторым голливудским фильмам. Тщательно разработанные сценарии, головокружительные спецэффекты, специально написанная к представлению музыка, высочайшего уровня артисты - вот что такое современный цирк.

Цирк у каждого свой. Его можно любить или не любить, но равнодушным он не оставляет никого!

Представляем вашему вниманию нашу книжную подборку на тему цирка.

Антон Чехов. Каштанка

Эта знаменитая повесть великого русского писателя Антона Павловича Чехова была написана в 1887 году. С тех пор героиня повести - "помесь такса с дворняжкой" - стала любимой героиней юных читателей.

Светлая и трогательная история собачки Каштанки не оставляет равнодушным ни одного читателя. Очень важно читать в детстве именно такие произведения, написанные умным, внимательным и добрым писателем.

В издательстве "Рипол-Классик" есть изумительное издание этой книги с иллюстрациями Геннадия Спирина - одного из лучших художников-иллюстраторов мира и лауреата множества наград,

Михаил Лоскутов. Рассказ о говорящей собаке

Михаил Петрович Лоскутов — курский писатель и публицист, в 22 года уже написавшего свою первую книгу.

Герой "Рассказа о говорящей собаке" - Доктор Каррабелиус - известный иллюзионист и дрессировщик, чревовещатель и заклинатель змей. Его обожают мальчишки всех городов, куда приезжает цирк.

Великий артист может проглотить шпагу, сделать яичницу в шляпе и научить собаку говорить...

В издательстве "ЭНАС-КНИГА" з наменитые ассказы М. П. Лоскутова воспроизведены с рисунками мастера книжной иллюстрации Анатолия Елисеева.

Альберт Лиханов. Цирковые циркачи

Повесть об артистах цирка в последние дни Великой Отечественной, о необычности цирковой жизни, о надеждах и испытаниях детства той поры.

Это очень трогательная история о мальчике, в дом которого заезжает семья циркачей.

Его переживания, ожидание отца с фронта перемежаются с общением и знакомством с цирком по ту и эту сторону шатра.

Данное издание вышло в издательстве " Детство. Отрочество. Юность", с иллюстрациями Марии Пинкисевич.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Валерий Шульжик. Фунтик в цирке

Данная книга издательства "Дрофа" - продолжение приключений знаменитого поросенка.

В этой истории у Фунтика началась "звездная болезнь", но мудрый дядюшка Мокус быстро нашел способ ее излечения.

В городе Большие Чухлы, куда прибывают на гастроли наши герои, по ночам происходят странные события, но за дело берется сам генерал полиции Прибамбас. А госпожа Беладонна не теряет надежды заполучить обратно "прибыльного поросенка", и это ей почти удается

Художники-иллюстраторы: И. Пшеничная, А. Солин.

Для младшего школьного возраста.

Наталия Дурова. Театр зверей дедушки Дурова

В книге издательства "Детская литература" рассказывается о животных-артистах театра "Уголок дедушки Дурова", а также о любви дрессировщиков к своим питомцам.

Театр зверей имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова» — театр в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.

Иллюстрации в книге Сергея Ярового.

Для младшего школьного возраста.

Яков Аким. Девочка и лев

Эту небольшую книжку издательство "Речь", переиздала в серии "Любимая мамина книжка" ,

Спешите видеть! Только сегодня! Африканский лев Кирилл на арене цирка!

Но вот беда - лев заболел. Неужели представление не состоится?..

Стихотворение Якова Акима расскажет о доброте, дружбе и готовности прийти на помощь в трудную минуту.

А яркие иллюстрации Глеба Бедарева проведут малышей в волшебный мир удивительного циркового искусства.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Габриэлла Парка, Марчелло Арджилли. Кьодино в цирке

"Кьодино в цирке" - вторая книга итальянских авторов, поэтому похождения механического мальчика Кьодино продолжаются!

Кьодино - железный мальчуган, который дружит с девочкой Перлиной и постоянно попадает в разные истории,

Как-то раз Кьодино серьёзно поссорился с Перлиной. И пришлось ему разыскивать девочку, чтобы попросить прощения и вернуть её домой.

Но как объездить весь мир в поисках дорогого человека? Конечно, вместе с бродячим цирком, став его артистом…

Книга вышла в издательстве "Речь" с замечательными рисунками Леонида Владимирского.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Майкл Бонд. Медвежонок Паддингтон в цирке

Истории английского писателя Майкла Бонда о медвежонке по имени Паддингтон (издательство "Азбука") давно уже стали классикой английской детской литературы.

Медвежонок, который приехал из Дремучего Перу и поселился в доме у Браунов на лондонской улице Виндзорский Сад, очень любит всё новое и интересное.

Только вот автобусная экскурсия с его участием почему-то превращается в полную неразбериху, а оказавшись в цирке, он улетает на трапеции под самый купол…

Для младшего школьного возраста

Доро Гебель, Петер Кнорр. В цирке

Немецкие художники Доро Гёбель и Петер Кнорр показали в своей реалистичной книжке-картинке (издательство "Мелик-Пашаев") ослепительный мир цирка.

Малышам предоставляется редкая возможность заглянуть за кулисы, понаблюдать за повседневной жизнью артистов, за цирковыми животными, узнать об их маленьких и больших приключениях в цирковом городке и, конечно же, побывать на представлении.

Герои книги "В цирке" - дружные и интернациональные цирковые семьи, в которых не только мамы и папы выступают на арене, но и их дети, и даже бабушки с дедушками участвуют в представлениях!

.


Валентин Берестов, Сергей Михалков и др. Цирк! Цирк! Цирк!

Мир сказки, куда попадает всякий, вошедший под волшебный купол цирка, обещает множество чудесных историй и незабываемых впечатлений. Эта книга - о ярких номерах, талантливых, смелых и трудолюбивых артистах - людях и животных, профессия которых - праздник.

Для детей младшего школьного возраста .

Жильбер Делаэ, Марсель Марлье. Маруся - звезда сцены

В книгу "Маруся - звезда сцены" (издательство "АСТ") вошли две весёлые истории про эту знаменитую любознательную девочку и её лучшего друга Таксика.

В первой истории дети попадут в "Марусин театр" и узнают, как можно с помощью простых вещей, забытых на чердаке, поставить настоящий спектакль! А во второй - в "Марусин цирк", на арену к настоящим акробатам, львам и клоунам!

Книги о Марусе переведены на 30 иностранных языков. А ещё про неё снимают мультфильмы, которые с успехом идут во всём мире.

Для младшего школьного возраста.

Ян Фалконер. Оливия спасает цирк

Книжка "Оливия спасает цирк" издательства "Махаон" предназначена для маленьких выдумщиков и их родителей.

Совершенно уникальный дизайн персонажей и узнаваемые ситуации сделали книги о приключениях Оливии одним из самых успешных проектов на книжном рынке за последние пять лет.

В рассказах об Оливии вы найдете все, что присуще вашим детям, - желание быть взрослее и детскую непосредственность, веселый характер и нежелание слушаться старших.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель XIX века.

В своих произведениях Григорович поднимал проблемы трудной жизни крепостных крестьян, выводил образ идеальных крестьян.

Его книги пропитаны гуманизмом и сочувствием к разным "маленьким" людям, чьи судьбы он переносил на страницы своих повестей и рассказов.

В 1883 году выходит повесть "Гуттаперчевый мальчик" о жизни "маленьких людей" из артистического мира.

Критика назвала эту повесть "маленьким шедевром".

Настоящее издание вышло в издательстве "Искатель", в серии "Библиотечка школьника".

Для среднего школьного возраста.

Геннадий Цыферов. Лошарик и другие сказки

История о маленькой лошадке из жонглёрских шариков по имени Лошарик, которая лучше всех выступала в цирке, а также другие сказки Геннадия Цыферова ("История про робота", "Подъемный кран Бублик", "Рассказ одного Айболита" и др.).

Данную книгу издательства "Эксмо" украшают красочные иллюстрации Владимира Канивца.

По мотивам "Лошарика" снят мультфильм.

Удобный небольшой формат позволяет держать эту книгу под рукой и дома, и в поездках, и в дороге, и на даче.

Для младшего школьного возраста.

Дьюла Круди. Король цирка

Повесть впервые публикуется на русском языке (издательство "ЭНАС-КНИГА"), иллюстрации Анны Власовой.

Герой повести Миклош с юных лет работает в цирковой труппе.

В скитаниях по Балканским странам юный гимнаст со своими друзьями - цирковыми артистами - переживает немало опасных приключений.

Мастерство гимнаста растет; юноша получает приглашение в знаменитый на весь мир парижский цирк, где его признают "королем цирка".

Но на вершине своего успеха Миклош осознает, что все годы странствий его не оставляла тоска по дому. Он возвращается в родные края и там находит свое счастье.

Для детей среднего школьного возраста