Тест на тему: тесты по менеджменту. Планирование в управлении

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

На сегодняшний день менеджмент играет значительную роль в обществе. Ведь на протяжении нескольких десятилетий человеческая деятельность сопровождается рядом постоянных изменений в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни, которые, в свою очередь, требуют изменений от нас самих. Важной их частью, как показывает мировой опыт, является постижение науки и искусства менеджмента.

Сам менеджмент определяется и как умение добиваться целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как вид деятельности по руководству людьми в организациях, и как область человеческого знания, позволяющая осуществить данную функцию. Т.е. ядро современного менеджмента состоит, с одной стороны, в том, что он берет свое начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно-технического прогресса в производственную силу, а с другой стороны, созидательная сила управления заключается в применении информационных технологий. Соответственно, целью моей работы является рассмотрение эффективности управленческой деятельности.

Следует заметить, что управление в современной науке рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий, каждое из которых является процессом, притом очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Следовательно задачей моей работы будет рассмотрение такой функции, как планирование. Ведь Британский государственный деятель Уинстон Спенсер Черчилль считал, что управленческая деятельность начинается с планирования.

Планирование в управленческой деятельности

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и внутренних факторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в частности на установленный период времени; определении задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом назначение планирование состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой в целом. Потребность в планировании возникает в результате нескольких факторов: наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы, тесных межфирменных связей с другими предприятиями, а также требований научно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники). Его развитие связано с усилением тенденции к централизации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. При осуществлении этой функции предполагается:

обоснованный выбор целей;

определение политики;

разработку мер и мероприятий (образа действий);

методы достижения целей;

обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Все эти действия заканчиваются перед реализацией плана и являются, т.о., представляя собой начальный этап управления; притом это не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Они направлены на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование включает в себя определение:

конечных и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для решения целей;

средств и способов их решения;

требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

стратегическое, или перспективное;

среднесрочное;

тактическое, или текущее (бюджетное).

Стратегическое планирование заключается в основном в выделении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Т.о. текущие планы дополняют, развивают корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Среднесрочное планирование чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируют основные задачи на установленный период: производственную стратегию предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегию сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта); финансовую стратегию (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровую политику (состав и структура кадров, их подготовка и использование). Наряду с этим определяют объемы и структуру необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Его разрабатывают в производственных подразделениях предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых узких мест, т.е. на такие сферы деятельности, где наиболее ограничены возможности влияния на общие результаты.

Функциональные подразделения предприятия отвечают за разработку планов развития своих подразделений по производственным мощностям, труду, прибыли, маркетингу, финансам. На уровне предприятия среднесрочное планирование осуществляют по отдельным проектам, разрабатывают планы научных исследований, маркетинга, производства, ввода мощностей по труду и финансовый план.

планирование управление менеджмент стратегический

Заключение

Таким образом, управленческая деятельность выступает в качестве комплекса взаимосвязанных процессов, представляющих собой ряд управленческих шагов, и ее эффективность зависит от налаженности и правильного их выполнения. Сбой в одном из процессов может привести к нарушению всей деятельности в целом, невозможности достигнуть требуемой цели или снижению конкурентоспособности организации.

Особое внимание хотелось бы обратить на такую функцию, как планирование, поскольку она являются составляющими каждого вида деятельности. Планирование является важным фактором результативности деятельности людей, что ставит одной из главных задач любой организации именно поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Планирование означает выбор того, как и что организовывать. В самых общих чертах это и составляет основное содержание деятельности руководителя. А основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Она также является основной составляющей любого вида управленческой деятельности, представляя собой не меньшую важность, чем принятие решения, координация или прогнозирование и циркулирует в организации посредством коммуникаций. Именно наличие полной, своевременной, объективной и доступной информации определяет эффективность планирования и составления прогнозов, организации и принятия верного решения. А значит, любой менеджер должен обеспечить постоянное наличие точных данных для соответствующей деятельности всех его подразделений. В настоящее время ни одно предприятие не может функционировать без правильно организованной управленческой политики, и именно ее обеспечение является основной функцией руководителя.

Несомненно, эффективная управленческая деятельность является ключевой предпосылкой успешного функционирования предприятий. Отсюда вытекает объективная необходимость изучения факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности на предприятиях. Использование объективной оценки и анализа системы управления на предприятиях должно учитывать специфические черты их хозяйственной деятельности в современных экономических условиях и служить инструментом для выявления направлений повышения эффективности и результативности управленческой деятельности на предприятиях. Эффективность управленческой деятельности является залогом успеха в настоящем и будущем.

Список используемой литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е Изд. «Гардарики». М.: 2006 г. 324 с.

2. Герчикова И.Н., Менеджмент: Учеб. пособие. М.: 2005 г. 117 с.

3. Паркинсон С. и др., Искусство управления. СПб.: Лен издат. 1998 г. 98 с.

4. Поляков В.Г. Человек в мире управления. М.: Наука, 1999 г. 123 с.

5. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001 г. 304 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и место планирования в менеджменте, его формы и виды. Функции, выгоды и признаки стратегического планирования, отличительные черты тактического и оперативного планирования. SWOT-анализ сильных и слабых сторон предприятия ООО "Ремстройэнерго".

    курсовая работа , добавлен 13.02.2010

    Сущность и содержание процесса планирования, его классификация и разновидности в организации. Особенности стратегического и тактического планирования. Определение значения функции планирования в процессе управления и принятия решений на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Сущность стратегического планирования, его основные элементы и этапы, функции в деятельности предприятия. Разновидности управленческой деятельности в рамках стратегического планирования. Определение миссии и видения организации, их ценностные ориентации.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Понятие планирования как функции менеджмента, его принципы и методы. Основные признаки тактического, оперативного, стратегического планирования. Сравнение централизованных и децентрализованных предприятий. Механизм и рычаги централизованного планирования.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Концепции стратегического менеджмента, эволюция его теорий, характерные особенности и принципы. Этапы стратегического управления. Понятие стратегического планирования, его функции и структура. Преимущества и недостатки стратегического планирования.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Рассмотрение особенностей планирования как одной из функций менеджмента; виды планирования. Общая характеристика ООО "Компания "Голицын". Исследование системы финансового планирования деятельности организации, выявление направлений ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Планирование как важная функция менеджмента. Виды планирования и их характеристика. Задачи, которые решает планирование в менеджменте. Особенности стратегического и тактического планирования. Стадии процесса планирования в экономической организации.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2014

    Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления. Роль планирования в организации. Виды планов. Особенности планирования в условиях рынка. Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического и тактического планирования.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Процесс стратегического планирования, его роль в деятельности фирмы. Необходимость выделения цели, миссии и стратегии организации для успешного планирования. Функция мотивации в менеджменте, содержание основных теорий. Процесс контроля, его этапы.

    реферат , добавлен 21.07.2011

    Функции менеджмента, отражающие его содержание. Основная общая цель организации, ее миссия. Мотивация в организационном контексте. Организационная и поведенческая сторона контроля. Виды управленческой деятельности в рамках стратегического планирования.


Введение

Заключение


Введение


Как одна из важнейших и основных функций управления, функция планирования в наши дни приобрела качественно новые особенности, получив принципиально новое содержание.

В первую очередь расширились горизонты планирования. Это обусловлено тем, что современный подход к планированию подразумевает выполняет не только оперативных задач, но также и задач перспективного развития.

Назначение планирования, как важнейшей функции современного управления организацией заключается в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для нормального функционирования и динамичного развития фирмы.

Планирование можно рассматривать в качестве своеобразной попытки заглянуть в будущее. Данная функция управления дает возможность оценить перспективы развития и масштабы фирмы, выявить конкурентов в отрасли, найти и прочно занять свою рыночную нишу, а также определить стратегические цели и пути их достижения.

В планах фирмы отражается вся её производственно-экономическая деятельность. Руководствуясь планами, топ-менеджеры выявляют слабые и сильные стороны предприятия, анализируют их, а затем разрабатывают тактику проведения необходимых мероприятий, оценивают финансовое положение, а также положение в производственной и маркетинговой сферах.

Таким образом, развитие современной компании не сводится к простому наращиванию ее производственных мощностей, а является движением к определенной цели, состоящей из множества подчиненных ей подцелей.

планирование управление менеджмент предпринимательский

В процессе развития современной организации необходимо единство действий отдельных элементов системы, а это можно обеспечить именно благодаря планированию.

Таким образом, суть планирования заключается не только в активном и сознательном стремлении к будущему. Планирование - это одновременно и концепция целенаправленного поведения.

Целью данной работы является изучение теоретических основ планирования как важнейшей функции управления.

Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

·рассмотреть сущность планирования, его основные цели и задачи;

·рассмотреть основные принципы и методы планирования;

·изучить основные виды планов;

·рассмотреть факторы, влияющие на выбор планов;

·рассмотреть особенности организации внутрифирменного планирования на предприятии;

·рассмотреть сущность и значение бизнес-плана на предприятии.

Глава 1. Сущность планирования как важнейшей функции управления


1.1 Понятие, цели и задачи планирования


Современное планирование в организации собой представляет способ достижения цели, основанный на последовательности и сбалансированности выполнения необходимых для этого мероприятий. Более того, именно на основе планирования современными менеджерами принимается большинство управленческих решений.

В контексте планирования управленческие решения могут быть связаны с постановкой задач, разработкой стратегии, использованием ресурсов, определением стандартов функционирования фирмы в будущем периоде. В принятии подобных жизненно важнейших для организации решений лежит процесс планирования в широком понимании.

В узком понимании, под планированием подразумевается составление специальных документов - планов, которые определяют конкретные шаги для достижения поставленных целей предприятия.

До середины ХХ века предприятия функционировали, главным образом в таких условиях, стабильно спрос превышал предложение, а внешняя среда была по сравнению с современными условиями практически неизменной. Такое положение вещей позволяло предприятиям выстраивать свою работу исходя, главным образом, из текущих планов, основой для составления которых служил объем поступающих заказов.

В середине ХХ века темпы изменений внешней среды значительно ускорились, однако, экзогенные факторы все ещё оставались более-менее предсказуемыми. В эти годы, наряду с текущим приходилось все чаще прибегать к составлению среднесрочных и долгосрочных планов, а также составлять перспективные целевые программы.

В 1960-1970-е годы ХХ века общий темп изменений внешней среды значительно ускорился, активизировались процессы интернационализации и глобализации, а следовательно, все большее развитие получили процессы международной кооперации и специализации. Изменения во внешней среде стали происходить не просто быстрее - они стали неожиданными, что послужило стимулом к трансформированию популярного до сих пор долгосрочного планирования в стратегическое, с акцентом на будущие возможности. Планирование стали осуществлять в направлении от будущего к настоящему, все чаще топ-менеджеры стали прибегать к помощи экспертов и применять в составлении планов сложные математические модели.

В 1970-е годы изменения внешней среды протекали столь непредсказуемо и стремительно, что перспективные стратегические планы уже начали переставать соответствовать потребностям современных компаний. Поэтому в дополнение к планам топ-менеджеры начали разрабатывать стратегические программы, которые являются более гибкими и более адаптированными к стремительным изменениям внешней среды.

В современных стратегических планах находят свое отражение:

прогнозы развития компании в будущем;

конечные и промежуточные цели и задачи, которые стоят как перед самой организацией, так и перед её элементами - отдельными структурными подразделениями;

координация распределения ресурсов и текущей деятельности;

стратегические решения на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств.

Процесс планирования в современном динамично развивающемся предприятии начинается с анализа настоящего и будущего состояния компании и окружающей её внешней среды. На данной основе строятся цели, разрабатываются стратегии, определяются наборы инструментов, которые позволили бы с максимальной эффективностью их осуществлять.

Задачи плановых отделов в компаниях включают также определение того, какие именно подразделения компании будут участвовать в реализации определенных целей организации, как именно (в какой форме) это будет происходить, а также как рационально использовать для этого ресурсы.

Если организация является многоуровневой, то планирование в ней должно реализовываться одновременно на всех уровнях. Это обусловлено тем, что ни одно плановое решение не может являться полностью автономным по отношению к остальным, и поэтому совершенно необходимым является системный подход к пониманию всего комплекса связанных между собой проблем на всех уровнях организационной иерархии.

Рассмотрим теперь некоторые наиболее популярные современные подходы к планированию на предприятии.

Адаптационный подход подразумевает то, что однажды составленные планы, зависимо от развития ситуации могут существенно корректироваться.

Фирмы, которые располагают значительными ресурсами, могут активно применять оптимизационный подход к планированию, который исходит из целей, а потому, если проект "обещает" быть высокорентабельным, то средств на него будет выделено очень много.

Наиболее важными целями, которые менеджеры пытаются добиваться во многом благодаря планированию, в основном, заключаются в росте объема предложения товара на рынке, расширении рынков сбыта и в максимизации прибыли.

Таким образом, к основным задачам процесса планирования на современном предприятии следует отнести:

формулирование предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых угроз или потенциальных возможностей развития компании;

обоснование выдвигаемых целей, задач и стратегий, планируемых к осуществлению на предстоящий период, проектирование модели развития будущего организации;

планирование основных методов достижения поставленных задач и целей, создание или выбор необходимых условий для приближения к желаемому результату;

определение потребности в необходимых ресурсах, планирование структуры и необходимых объемов ресурсов, а также сроков их поступления;

проектирование претворения в жизнь разработанных планов, а также контроль над их выполнением.


1.2 Основные принципы и методы планирования


Эффективность планирования во многом зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при составлении планов.

Основывается планирование в управлении предприятием на таких ключевых принципах:

) участие максимального количества работников предприятия в работе над составления плана начиная с самых ранних этапов его разработки. Это обусловлено психологическим фактором, поскольку люди так устроены, что охотнее выполняют планы, в составлении которых, они принимали непосредственное участие;

) непрерывность, которая обуславливается соответствующим принципом функционирования любой компании. Согласно данному принципу, планирование рассматривается не в качестве единовременного акта, а в качестве непрерывно повторяющегося процесса. В рамках этого процесса все текущие планы разрабатываются, как правило, с учетом выполнения прошлых планов, которые служат основой для будущих;

) гибкость, которая предполагает в любой момент возможность пересмотра и корректировки принятых ранее решений соответственно к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Для большей гибкости в планы часто закладываются так называемые "окна", которые в определенной мере могут обеспечить некоторую свободу для маневрирования;

) принцип единства и взаимосвязанности отдельных частей организации требует согласования планов путем их интеграции и координации;

) довольно важным принципом планирования выступает экономичность, которая предполагает, то что затраты на разработку плана должны быть гораздо меньше реализуемого с его помощью эффекта.

) принцип создания благоприятных условий для реализации плана (ресурсных, организационных, мотивационных и т.д.);

) принцип полноты планирования, означает что при осуществлении планирования необходимо учитывать все события и ситуации, происходящие в хозяйственном процессе;

) принцип точности планирования означает то, что для достижения ее, должны применяться самые современные методы и процедуры прогнозирования.

) принцип ясности планирования означает то, что поставленные цели должны быть простыми и доступными для понимания для всех участников организации.

В наши дни наиболее популярными являются следующие способы составления планов (методы планирования):

балансовые;

бюджетные;

нормативные;

графические;

математико-статистические и т.д.

Бюджетный метод основывается на составлении бюджетов, которые имеют вид таблиц, отражающих текущее состояние и характер распределения ресурсов организации в контексте её целей. Бюджеты могут быть как отчетными так и плановыми. Последние при использовании могут уточняться и корректироваться.

Бюджетирование дает возможность:

) повысить эффективность работы компании благодаря децентрализации управления, а также путем оперативного выявления и корректировки отклонений от плана;

) оптимизировать использование имеющихся ресурсов;

) способствует профилактике бесхозяйственности.

) осуществлять эффективный контроль и оценку состояния запасов, закупок, сбыта, фактических и плановых затрат, финансов, а также рентабельности предприятия.

Существенным недостатком бюджетного метода является его сложность и громоздкость. Данный метод требует индивидуализации ответственности за издержки, а также сам по себе является чрезвычайно затратным.

Что касается балансового метода, то он базируется на увязке между собой двух бюджетов: ресурсов, которыми планирует располагать фирма, а также их распределением в плановом периоде. Если по сравнению с потребностями ресурсов недостаточно, то возникает необходимость в поиске дополнительных источников, которые могли бы покрыть дефицит. Ресурсы можно занять извне, а можно извлечь из собственных ресурсов, посредством их рационализации.

Реализуется данный метод посредством составления системы балансов.

Нормативный метод планирования применяется как самостоятельно, так и по отношению к балансовому методу в качестве вспомогательного. Данный метод предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период закладываются различные нормы затрат ресурсов на единицу продукции.

К графическим методам, в первую очередь, относится метод сетевого планирования, который разработан был в конце 50-х г. ХХ в. и предназначался в основном для прогнозирования оценки затрат, сроков, управления реализацией и контроля крупных проектов.

Ключевым моментом использования метода сетевого планирования выступает определение продолжительности работ, которые являются основными элементами на пути к достижению поставленной цели. Все работы и события объединяются в календарный сетевой график,который имеет вид цепной диаграммы.

Данный метод упрощает управление сложными проектами, позволяя акцентировать внимание на оптимизации сроков и последовательности выполнении, наглядно демонстрируя их взаимосвязь.

К графическим также следует отнести метод "дерева решений". Для каждой ветви (под которой подразумевается та или иная альтернатива), из которой состоит "дерево", эксперты устанавливают свои "веса", а также коэффициенты значимости.

К простейшим математическим методам моделям можно отнести статистические , которыенаибольшую популярность получили в финансовом планировании. К примеру, основываясь на заданных процентных ставках и текущих вложениях, они дают возможность определения будущих доходов.

Методы линейного программирования используются там, где необходимо провести наиболее глубокую и тщательную оптимизацию определенных статей расходов компании.

Методы линейного программирования дают возможность:

выбрать технологии, которые позволили бы получить желаемый объем продукции при минимальных затратах;

загрузить оборудование таким образом, чтобы достигалась при этом наибольшая выработка;

составить оптимальные маршруты движения транспорта.

Таким образом различные методы планирования применяются для решения самых различных задач. Не стоит забывать о том, что возможности использования тех или иных методов планирования имеют свои пределы.

Эти пределы определяются, в первую очередь:

уровнем применения организацией современных технологий;

использование тех или иных методов лимитируется дефицитом времени (а плановые расчеты занимают много времени и затрат труда);

в-третьих, консерватизм, бюрократизм и инертность к новым подходам самих сотрудников, порой, могут являться основными ограничителями при использовании современных методов планирования.

Глава 2. Основные виды планирования в современном менеджменте


2.1 Перспективные и стратегические планы развития предприятия. Особенности и этапы стратегического планирования


Перспективные планы в организации обычно составляются на период, превышающий один год. Речь идет, как правило, о среднесрочных планах, которые рассчитаны на период до 5 лет.

В основном перспективные планы могут иметь вид комплекса целей, комплексных целевых программ и т.д.

В контексте перспективного планирования разрабатываются следующие планы:

освоения новых товаров;

минимизации затрат;

внедрения инноваций;

приобретений;

маркетинговые планы;

планы развития производства;

инвестиционные планы;

планы материально-технического снабжения;

планы развития системы управления;

планы проведения социальных мероприятий;

планы по труду;

финансовые планы и т.д.

При помощи составления перспективных планов определяются шаги, которые следует предпринять в будущем для достижения целей компании (чаще всего это касается достижения определенного объема продукции, уровня прибыли и т.д.).

Разработка перспективных планов начинается с выбора целей, ориентированных на долгосрочную перспективу. После, на основе оценки наличествующих ресурсов разрабатывается политика компании, осуществляется выбор соответствующих процедур и правил, разрабатываются альтернативы, с дальнейшим выбором наиболее оптимальных из них. Далее, осуществляется визуализация перспективных планов в графиках и бюджетах.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги компании, которые направлены на формирование ее потенциала в будущем. Затем, в процессе составления стратегических планов формулируются цели организации, которые соответствуют стратегии, осуществляется распределение необходимых ресурсов.

Стратегии, лежащие в основе таких планов, определяются, в первую очередь, исходя из имеющихся и потенциальных возможностей, и угроз компании. Таким образом, акцент направлен вовсе не на мобилизацию внутренних ресурсов, как в традиционном и "привычном" планировании.

Долгосрочным результатом осуществления стратегических планов должны стать значительные качественные перемены в организации. Из этого следует, что если компания стремится выжить и динамично развиваться в современных переменчивых условиях, то переход к стратегическому планированию является объективной необходимостью. Однако, он не должен быть слишком резким, дабы не разрушить напрочь традиционные наработки планирования в компании.

Таким образом, стратегия собой представляет детальный и многосторонний комплексный план, который предназначен для достижения долгосрочных целей организации и, соответственно, осуществления её миссии. Стратегические планы следует разрабатывать таким образом, чтобы они оставались в течение длительного времени целостными, сохраняя свою гибкость.

Перечислим основные функции стратегического планирования:

Стратегический план задает основные направления для деятельности компании, позволяя ей более эффективно осуществлять маркетинговые исследования, планирование выпуска продукции, ее сбыта и продвижения, а также осуществлять рациональное ценообразование.

При помощи стратегического плана каждое структурное подразделение в компании получает четкие цели, которые гармонизуются с общими задачами фирмы.

При помощи стратегического плана стимулируется координация усилий по различным функциональных направлениям деятельности организации.

Эффективный стратегический план способствует более глубокому пониманию организацией своих сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды.

Данный план определяет альтернативные действия, которые могут быть предприняты организацией.

Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

Рассмотрим особенности ключевых этапов стратегического планирования.

1. Этап: определение миссии и целей компании.

Миссией является концепция движения в определенном стратегическом направлении. В большинстве случаев при помощи в миссии детализируется статус компании, в максимально лаконичной форме иллюстрируются основные принципы её работы, амбициозные намерения руководства, определяются наиболее важные характеристики.

Целью, в контексте данного этапа, выступает конкретизация миссии компании в наиболее простой и понятной форме.

2. Анализ среды , который включает:

сбор информации;

выявление сильных и слабых сторон компании;

анализ потенциальных возможностей и угроз.

3. Выбор стратегии предполагает разработку альтернатив развития компании, их оценку, а также выбор оптимальной стратегической альтернативы для её реализации. Для этого применяется специальный инструментарий, который включает количественные методы прогнозирования, портфельный анализ, разработку сценариев будущего развития.

. Реализация стратегии осуществляется посредством разработки программ, процедур и бюджетов, являющихся, по сути, среднесрочными и краткосрочными планами реализации стратегии.

. Мониторинг реализуемой стратегии , суть которого состоит в ответе на вопрос: послужит ли выбранная стратегия основой для достижения компанией своих целей? Здесь используется, как правило, система обратной связи, при осуществлении текущего контроля за деятельностью компании. На данном этапе может происходить корректировка предыдущих.


2.2 Тактическое и оперативное планирование


Текущее или тактическое планирование в основном представлено краткосрочными планами, в которых предусмотрены действия, которые необходимы для достижения стратегических целей. По сути своей, текущее планирование в основном связано с производством.

Текущее планирование обладает рядом характерных особенностей:

объектами его выступают в основном конкретный производственный заказ, группа товаров, показатели и т.д.;

при осуществлении тактического планирования должны учитываться уровни управленческой иерархии. Данный вид планирования может происходить как сверху вниз, так и снизу вверх, как это часто практикуется в современных компаниях;

при составлении тактических планов часто осуществляется четкая привязка к календарю, однако может иногда допускаться и свободное планирование.

Краткосрочные планы охватывают период, продолжительностью 1 год. В них детализируются задачи перспективных планов на соответствующий год с разбивкой по кварталам. Такие планы разрабатываются на основе детального изучения рыночной конъюнктуры и особенностей конкурентной среды в выбранной нише. Также немалая роль при составлении годовых планов принадлежит прогнозам сбыта, сведениям о величине продаж за прошедший период, результатам маркетинговых исследований.

В качестве основных элементов краткосрочного (годового) плана, как правило, служат:

·производственная программа;

·план развития предприятия, который содержит решения, связанные с модернизацией оборудования, технологическими инновациями и т.д.;

·маркетинговый план, который служит основой для составляемых предприятием планов. Составляется он, основываясь на прогнозах сбыта, информации о требованиях заказчика по качеству товаров и ассортименту, о частоте заказов, каналах сбыта и т.д.;

·план по себестоимости и рентабельности, в котором находят свое отражение постоянные затраты, прибыль, себестоимость, рентабельность и т.д.;

·финансовый план, включающий баланс доходов и расходов, затраты производства и обращения, отношение заемных средств к собственным, величину дивидендов и срок их выплаты и множество других показателей;

·план по труду и кадрам;

·план по материально-техническому снабжению.


2.3 Факторы, влияющие на выбор формы планирования


В практической деятельности фирмы применяют самые различные виды планирования. Чаще всего различные методы комбинируют между собой.

Из этого следует, что совокупность различных видов планирования, которая выбрана и применяется в той или иной фирме, называется формой планирования.

Множество самых различных фактор обуславливают выбор формы планирования. При выборе формы планирования главную роль играет специфика предприятия. Так, к примеру, фирма, которая занимается пошивом одежды, в основном планирует свою продукцию на период не более 1-2 лет. Что касается более высокотехнологичных компаний тяжелой промышленности и машиностроения, то период планирования чаще всего будет не менее 5-10 лет.

Существуют три основных фактора, обуславливающих выбор той или иной формы планирования:

а) факторы, которые обусловленные спецификой фирмы ( уровень инновационности и автоматизации управления фирмой, степень концентрации капитала, географические факторы и т.д.)

Таким образом, и содержание плана может принимать самые разнообразные формы, которые будут зависеть от общих условий воспроизводства, уровня технологического развития, особенностей и методов управления предприятием.

Одним из наиболее важных факторов, которые определяют содержание внутрифирменного планирования, является концентрация капитала . К примеру, минимальный размер основных фондов в ряде отраслей промышленности США может составлять сотни миллионов долларов. Концентрация капитала может усиливаться также вследствие процессов интернационализации и диверсификации капитала.

Влияние НТР на специфику производственного процесса и управление им выражается в основном повышением уровня разделения труда и, следовательно, степенью сложности выпускаемого изделия. В результате непременно будет усложняться также и организационно - техническая структуры фирмы.

В структуре крупнейших фирм, как правило есть десятки научных лабораторий, множество производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта товара, которая включает агентов по сбыту, а также фирмы, занимающиеся послепродажным гарантийным. Все эти факторы обуславливают жесткость требований к степени координации участников производства, а также к планированию их совместных усилий.

Важное значение имеет также тот факт, что в последние годы для экономик многих стран характерно отставание темпов роста платежеспособного спроса от темпов роста производительных сил. Такая ситуация ведет к усилению роли функции сбыта в деятельности фирм. Маркетинг, среди остальных объектов планирования, таким образом, в современных условиях выходит на первый план.

Весьма заметное влияние на процесс внутрифирменного планирования оказывает степень механизация и автоматизация управления, что также находит свое отражение в формах и методах планирования.

Механизация и автоматизация управления помогает улучшить степень сбалансированности и согласованности планов различных функциональных сфер производственно-экономической деятельности и структурных подразделений фирмы, способствует повышению общей культуры плановой работы и т.д.

Внешняя среда оказывает влияние на форму планирования посредством двух основных групп факторов: прямого и косвенного воздействия.

Группа факторов прямого воздействия включает факторы, определяющие непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Основными субъектами подобного влияния могут выступать потребители и поставщики, конкуренты профсоюзы, органы государственного управления и т.д.

В группу факторов косвенного воздействия входят те, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение.

Тем не менее, факторы косвенного воздействия могут оказывать непрямое влияние на интересы участников управленческого решения, изменение условий его реализации и т.п. К факторам косвенного воздействия следует отнести, в первую очередь, экономическую конъюнктуру (как внутри страны, так и международную), политическую ситуацию в стране, степень развития научно-технического прогресса, различные социально-культурные факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты экономической системы обязаны реагировать, а также степень вариантности каждого из них обуславливают сложность внешней среды, которая может обладать самой различной динамикой изменения. Подвижностью среды является скорость изменений в окружении фирмы. Для различных хозяйствующих субъектов такие изменения могут обладать самой различной интенсивностью. К примеру, для фирм, работающих в высокотехнологических сферах внешняя среда меняет гораздо быстрее, нежели для фирм легкой или пищевой промышленности.

Что касается критериев, обусловленных спецификой планирования, то следует отметить, что в каких бы фирмах процесс планирования ни осуществлялся, он всегда обладает неизменной структурой и непременно должен соответствовать некоторым типовым требованиям, что также характерно и для процесса выбора конкретных форм планирования.

К примеру, при выборе формы планирования ключевая роль принадлежит следующим критериям:

Полнота планирования , предполагает то, что при составлении планов необходимо брать во внимание все, без исключения факторы и события, обладающие значением для принятия решения. Это дает возможность позволяет составить наиболее полный план, гармонизованный с системой частных планов.

Детализация планирования , означает необходимость определения всех запланированных показателей с достаточной степенью точности.

Точность планирования для достижения поставленной цели должна максимально высокой.

Эластичность и гибкость планирования подразумевают способность плана к адаптации к изменению различных условий. Если план такой гибкостью не обладает, то непременно будет иметь место угроза его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень его применимости на практике в качестве руководства к действию. Многие специалисты и руководители могут отмечать, что план "не работает", а если провести тщательный анализ, то может выясниться, что он и не может работать априори. Такая ситуация может случиться в большинстве случаев по той причине, что план рассчитан на слишком длительный горизонт планирования. Подобные долгосрочные планы могут распространяться на очень большие системы. В них заложена вероятность столкновения с огромном множеством самых случайных процессов и событий.

Таким образом, в система внутрифирменного планирования должна обладать такой организационной структурой, которая могла бы обеспечить непрерывную корректировку планов соответственно к изменениями внешней среды и внутренних условий.

Вышеперечисленные факторы оказывают весьма существенное влияние на организацию внутрифирменного планирования и его методы, что находит свое проявление в следующем:

Возникает необходимость разделения функций управления предприятием и планирования его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции.

В организации планирования и контроля над выполнением планов в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятия (ОСУ). Организационная структура управления предприятием - ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования.

Повышается сложность плана. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами.

Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.


2.4 Организация внутрифирменного планирования


План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

механизм планирования;

процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект.

Плановый персонал

Сюда входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других - сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий).

Инновационный характер деятельности плановых работников предъявляет особые требования к кадровой политике, которая включает:

·Набор кадров, включая поиск, выбор и найм;

·Расстановку (занятие должности);

·Занятость, включая оценку активности и вознаграждение;

·Развитие (продвижение);

·Освобождение (текучесть, увольнение).

Кадровым работникам приходится решать самые разнообразные задачи: поставить и сбалансировать кратко - и долгосрочные предприятия, определить, что более важно - увеличить свою долю рынка или повышать производительность вложенного капитала и др.

Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующими причинами:

.возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства;

2.усилением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции.

.повышением значимости творческого труда всех работников;

.усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии.

Перечисленные факторы очень остро ставят проблему повышения уровня организации плановой работы, учета в работе предприятия индивидуальных качеств плановиков, их личностных установок и психологических предпочтений, глубокой заинтересованности в конечных результатах труда. Для того, чтобы успешно выполнять свои функции, плановик - менеджер помимо высокой профессиональной квалификации должен обладать способностью к обучению, общению и сотрудничеству.

Зарубежный опыт организации планирования, в частности американский, показывает, что центральная служба планирования компании комплектуется сотрудниками в возрасте примерно от 30 до 45 лет. Лица более молодого возраста не набираются вследствие недостаточного опыта работы. Сотрудники старше 45 лет тоже встречаются редко. Считается, что они исчерпали свой творческий потенциал. ¹

При формировании служб планирования предпочтение отдается экономистам, окончившим университет с отличием, и инженерам данного профиля производства.

Аппарат новых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры (ОС) ², которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. ²

Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить группы предприятий с наиболее типичными схемами таких структур.

В основе этой классификации лежит отраслевой признак. Все предприятия (объединения) по отраслевому признаку можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм раскрывает внутреннее строение и содержание системы планирования.

Механизм планирования включает в себя:

üаппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;

üфункции планирования

üметоды планирования.

Перечисленные компоненты механизма планирования взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи заключается в следующем: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.д., порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обуславливают соответствующие методы планирования.

Процесс планирования

Как целесообразная деятельность людей в процессе планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана.

Процесс планирования содержит следующие этапы:

)Определение цели планирования.

Цели планирования являются решающими фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

)Анализ проблемы.

На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

) Поиск альтернатив.

Этот этап подразумевает поиск подходящих действий среди возможных путей разрешения проблемной ситуации.

) Прогнозирование.

Формируется представление о развитии планируемой ситуации.

Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

) Принятие планового решения.

Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

Средства, обеспечивающие процесс планирования , позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение.

Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).


2.5 Бизнес-план развития предприятия, его значение в предпринимательской деятельности. Содержание бизнес-плана


Все вышеперечисленные планы в своей совокупности представляют своего рода общую систему. Данная система носит название генерального, общего плана или, как это принято называть по-современному, бизнес-плана компании.

Бизнес-план является специфической формой планов компании. В большинстве случаев он составляется, либо при ее создании, либо же в переломные моменты существования компании. Эти моменты могут быть связаны, к примеру, со значительным расширением масштабов деятельности, привлечением крупных займов, выходом на IPO и т. д.

Несмотря на то, что большинство позиций бизнес-плана весьма скрупулезно просчитываются на срок, в основном, до пяти лет, они обладают, в значительной мере, вероятностным характером, а потому успех реализации его ни в коем случае не назовешь "сверхочевидным".

Основными целями бизнес-плана являются следующие:

данный план способствует тому, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность компании соответственно к потребностям рынка, при учете возможностей мобилизации необходимых для этого ресурсов;

для оценки финансового положения;

для того, чтобы проанализировать все сильные и слабые стороны компании, а также выявить потенциальные возможности и угрозы.

В сравнении с остальными разновидностями планов бизнес-плану присущи две специфические для него особенности. Его предназначение, в первую очередь, для обоснования выгод того или иного проекта. Поэтому в данной разновидности плана делается акцент на привлекательность и наглядность.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Наиболее полный, главный вариант предназначен для внутреннего пользования. Уже на основании главного варианта разрабатываются различные варианты, ориентированные на различные виды пользователей.

Для потенциальных инвесторов, банков, страховых компаний, в бизнес-плане будет сделан акцент на финансовой устойчивости организации. Для фирм, занимающихся сбытом, внимание будет сосредоточено на качестве производимых товаров, их новизне, а также на приемлемости цен и т.д.

Хоть структура бизнес-плана и является более-менее произвольной, тем не менее, в нем должны быть всегда в наличии некоторые важнейшие разделы и показатели, которые должны характеризовать суть компании или будущий проект.

Любой бизнес-план начинается с введения. Данный раздел служит для того, чтобы сразу же определить целесообразность дальнейшего изучения документа.

Обычно во введении проливается свет на следующие моменты:

вид деятельности компании;

перспективы и тенденции развития;

рассчитывается ожидаемая прибыльность компании, а также период окупаемости вложений;

приводятся гарантии сохранности инвестиций.

Также основные разделы типичного бизнес-плана могут содержать следующую информацию:

о целях и стратегиях деятельности;

о потенциале компании, возможностях его дальнейшего развитии, а также связанных с этим затратах;

об имидже, репутации, традициях компании;

о персонале, принципах его оценки, подбора; о системе управления персоналом, потенциале и основных путях его развития; о внедрении новых технологий менеджмента в компании и т.д.;

о будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях (особенности оборудования, качество компонентов, инновационность товара, производственные мощности и т.д.);

о производимом товаре/услуге, их качественных параметрах, техническом уровне, уникальных свойствах; наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, товарными знаками, лицензиями и т.д.;

о маркетинговой стратегии (чаще всего речь идет о характеристике рынков сбыта для планируемых к производству товаров);

о конкурентоспособности товара, и основных способах завоевания рыночной ниши;

об основных стратегических направлениях внешнеэкономической деятельности;

о цене, себестоимости, прибыльности производства;

о рисках и способах их хеджирования (страхования;

о финансовой стратегии компании. В данном разделе определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск облигаций, акций, банковские кредиты, нераспределенная прибыль), требования к соотношению собственных и заемных средств, эффективности их использования, и т.д.

Как правило, итоговый раздел бизнес-плана посвящается финансовому плану компании. В данном разделе в концентрированной форме (в денежном выражении) представляются все предшествующие разделы. С учетом прогнозных объемов реализации, в рамках финансового плана составляется ряд важнейших следующих важнейших документов:

план доходов и расходов;

прогнозный баланс;

план получения целевых средств от вышестоящих компаний, а также заказчиков;

план движения денежных средств;

план прибылей и убытков,

В придачу к основным разделам, бизнес-план может включать в себя:

приложения в виде различных наглядных материалов - схем, графиков, таблиц, диаграмм, что облегчает восприятие изложенного материала;

график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.


Заключение


Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намеченных мер, опосредованная планом, помогает добиться успехов с меньшими затратами по принципу "минимум средств - максимум результата". С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути, экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей - получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка, - требуют предельного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата.

Планирование выступает в качестве одного из сложнейших видов умственной деятельности, которые только доступны человеку. Это обусловлено тем, что при составлении планов необходимо очень много всего предвидеть, предугадать, увязать воедино. Именно поэтому эту деятельность полноправно можно считать граничащей с искусством.

Планирование охватывает собой практически все стороны хозяйственной жизни компании. Недаром в наши дни трудно себе представить хотя бы одну успешную фирму, которая не прибегала бы к этому процессу.

Однако, в то же время планы не следует абсолютизировать, рассматривая их как догмы, поскольку такой консервативный подход может лишь сковывать инициативу, что в условиях стремительно меняющейся среды абсолютно недопустимо.

Именно поэтому эффективное планирование должно всегда сопровождаться предоставлением структурным подразделениям компании максимально возможной автономии, а также права принятия решений с учетом текущего положения дел, в особенности, если подобные решения оказываются более эффективными, чем заложенные в плане.

Во многих фирмах к планированию зачастую все еще подходят "по старинке", а именно, составленные планы спускают для безоговорочного выполнения. Такой подход, на наш взгляд, чересчур консервативен, поскольку на сегодняшний день в большинстве компаний планирование может являться лишь живым творчеством большинства работников фирмы. Такая демократичный и децентрализованный подход - ключ к успеху, поскольку способствует проявлению активности и инициативы персонала компании.

Планирование подразумевает принятие конкретных решений о функционировании и развитии всей производственной системы, их увязку с точки зрения оптимизации конечного результата. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем.

Любое хозяйственное решение в фирме, особенно принимаемое в условиях риска, нестабильности внешней среды и жесткой конкуренции требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только при помощи современных методов и средств планирования.

Поэтому изучение его теории и практики имеет чрезвычайно важное значение в подготовке профессиональных управленцев.

В работе были изучены теоретические основы планирования. Были также рассмотрены:

·сущность планирования, его основные цели и задачи;

·основные принципы и методы планирования;

·основные виды планов;

·факторы, влияющие на выбор планов

·сущность и значение бизнес-плана.

Таким образом, цель, поставленная в работе была достигнута, а поставленные задачи - решены.

Список использованных источников


1.Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

2.Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Высш. Школа, 2011. - 367 с.

.Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 504 с.

.Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2012. - 440 с.

.Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. Мн.: "Новое знание", 2011. - 635 с.

.Морозов Ю.П., Боровков Е.В., Королев И.В., Морозов К.Ю. Планирование на предприятии: Уч. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.П. Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 256 г.

.Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 487 с.

8.Энциклопедия экономиста: grandars.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Каталог образовательных ресурсов: alleng.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.ru

Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Достижение целей организации во многом обеспечивается реальной практикой управления на основе планирования. Рассмотрим данную функцию управления более подробно.

Планирование - это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.

По сути, планирование - это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле слова планирование сводится к работе по составлению специального документа - плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода.

План работы - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей.

В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи :

    обеспечивается целенаправленность деятельности;

    создаются организационные основы управления деятельностью;

    обеспечивается координация усилий всех сотрудников структурных подразделений в процессе деятельности;

    вырабатывается оптимальный вариант управленческого решения;

    определяется система конкретных показателей, с помощью которых осуществляется контроль их выполнения, дается объективная оценка деятельности каждого сотрудника, структурных подразделений и организации культуры в целом.

Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица.

Эта система планирования включает различные виды.

    С точки зрения уровня принятия решений:

планы вышестоящих органов;

планы собственной организации;

планы структурных подразделений;

индивидуальные планы сотрудников.

    В зависимости от обязательности выполнения:

прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);

директивные (содержат четкие показатели, конкретные мероприятия, сроки исполнения и ответственных лиц).

    По направленности:

тематические;

комплексные (программные).

    В зависимости от срока (длительность периода), на который они разрабатываются:

перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);

текущие (на месяц, квартал);

оперативные (на неделю, декаду).

Рассмотрим наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно.

Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более.

В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.

Программирование представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителямСм.: Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 118..

Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации.

Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.

В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.

На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.

Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов.

    Принцип научности ориентирует на использование выводов и рекомендаций науки в процессе планирования.

    Принцип целенаправленности и непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.

    Принцип конкретности ориентирует на четкость и ясность формулировок задач, мероприятий, ответственных лиц и сроков исполнения.

    Принцип реальности предполагает учет условий и реальных возможностей выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов.

    Принцип связи с жизнью , состоянием окружающей социальной среды.

    Принцип установления персональной ответственности позволяет обеспечить контроль исполнения и дать объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений.

    Гибкость. Реализация данного принципа достигается путем корректирования планов в процессе деятельности с учетом изменения условий, задач и других обстоятельств.

    Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность.

Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.

    Организационно-подготовительный этап.

    Этап разработки проекта плана.

    Этап согласования и утверждения плана.

На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие вопросы.

    Определение ответственных разработчиков проекта плана (обычно эта задача поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).

    Определение сроков разработки и утверждения плана.

    Организация методического обеспечения (проводится совещание всех участников процесса планирования, разъясняются цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).

    Информационное обеспечение, суть которого состоит в том, чтобы предоставить участникам плановой деятельности необходимую для планирования информацию.

На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.

    Редактирование целей и задач социально-культурной деятельности.

    Выбор формы и структуры плана работы. Следует отметить, что стандартных требований по этому вопросу не существует, однако здравый смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.

    Определение форм и методов деятельности. Эта задача решается с учетом возможностей организации и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.

    Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.

    Оформление проекта плана в соответствии с требованиями к документам, изложенными в государственных стандартах.

На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.

Планирование в деятельности организации

В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации разрабатывает долгосрочные цели и направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.

На тактическом уровне планирования цели и задачи конкретизируются в русле принятых стратегий.

Основой планирования в организации является оперативное планирование , в котором устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для достижения целей, а также сроки исполнения и ответственные лица.

Все виды планирования в организации образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются.

Известно, что самоорганизация не является первичным свойством производства, как дезорганизация (хаос), и требует целенаправленных плановых воздействий - управления, в процессе которого равновероятные события становятся неравновероятными. "Поэтому управление в общем можно рассматривать как планомерный процесс создания из беспорядка порядка и повышение степени порядка, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшаются. Когда вероятность желаемого состояния системы равняется 1 (т.е. определенность равна единице), то энтропия такой системы равна нулю,

и, следовательно, цель экономической деятельности достигнута. При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место (схема 12).

ПЛАНИРОВПАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Каждая функция управления непосредственно тесно связана с плановым процессом, да и само управление по своей сути планируется и организовывается. Не случайно поэтому большинство специалистов считают, что управление - это процесс планирования, организации,

мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и

достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функции «прогнозирование - планирование».

Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также:

прогнозирование - научное предвидение событий, предположение, вероятная гипотеза, оценка перспектив;

разработку графика - временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ;

составление бюджета - обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ;

определение политики предприятия - выработка общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т.е. экономической стратегии предприятия;

установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.

Планирование в определенном смысле можно рассматривать как способ преодоления неполноты любого языка управления, обнаруженной еще в древней Греции (350 г. до н.э.) Эвбулидом и сформулированной в виде «парадокса лжеца», а в 1931 г. К. Гёделем - в форме «теоремы неполноты». Эластичный, гибкий план как своеобразное внешнее дополнение позволяет предпринимателям с учетом меняющихся условий достигнуть желаемой цели в будущем.

Функция управления «организация» конкретизируется применительно к объекту регулирования и приобретает соответствующие особенности в качестве:

организации труда; организации производства; организации управления.

Термин «организация» имеет несколько значений, но чаще всего он понимается как: действие или процесс - основать, учредить, подготовить, объединить, сплотить, упорядочить и т.п.;

результат сознательной деятельности по созданию определенной системы - структуры, устройства, объединения, внутренней упорядоченности, взаимного расположения частей единого целого;

коммерческая фирма, компания, предприятие.

Организация труда - это способ объединения работников и Соединения их со средствами производства, образующий определенный порядок осуществления трудового процесса, который включает:

установление цели деятельности, перечня производственных операций и их последовательности в соответствии с применяемой технологией;

разделение всех видов работ между персоналом и установление кооперации (расстановка работников и закрепление функций);

разработку рациональных приемов и методов труда на каждом рабочем месте;

определение норм труда и системы его оплаты;

подбор и подготовку кадров - формирование требований к исполнителям работ, выявление и назначение должностных лиц;

создание безопасных и здоровых условий труда;

установление дисциплины труда.

Следует, однако, иметь в виду, что в специальной экономической литературе термин «труд» применяется в трех значениях:

как целесообразная деятельность, или сам труд;

как функционирующее единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, или процесс труда;

как производственное отношение, или трудовые отношения между людьми.

Во всех случаях труд означает участие человека в создании различных благ и он всегда определенным образом организован.

Можно даже утверждать, что любая даже самая лучшая техника не даст желаемого результата, если нет соответствующей организации. По обоснованному мнению A.A. Богданова, всякая человеческая деятельность объективно является организующей либо дезорганизующей. Термин «организовать» употребляется приме- нительно к людям, к их труду и усилиям. Организовать - значит сгруппировать людей для определенной цели, координировать и регулировать их действия в целесообразном единстве. Предприятие - это организация средств производства и людей в планово функционирующую систему1.

При планировании на предприятии учитываются взаимосвязанные принципы организации трудовых процессов (табл. 8).

Система принципов организации трудовых процессов на предприятии

Таблица 8 №

п/п Наименование

признака Основное содержание, требования 1 Пропорциональность Соблюдение строго определенных количественных норм и пропорций затрат труда в единицу времени во всех взаимосвязанных участках и процессах 2 Ритмичность Обеспечение повторяемости через равные промежутки времени процесса труда во всех его фазах и операциях 3 Непрерывность Уменьшение и устранение перерывов в трудовом процессе, сближение и совмещение процессов во времени и пространстве 4 Параллельность Одновременное выполнение нескольких частей процесса в результате разделения и кооперации труда, обеспечивает сокращение производственных циклов 5 Рацио на л ьно сть Наилучшее использование всех видов энергии и факторов 6 Оптимум Максимум полезного эффекта на единицу затрат труда 7 Прямоточно сть Устранение обратных ходов 8 Навык Обеспечивает экономию расходуемых сил и мускульной

энергии 9 Взаимозаменяемость Сокращает простои и потери рабочего времени 10 Комплексность Организация труда - составная часть всего производства И Совершенствование По мере развития техники и технологии необходимо изменение организации труда 12 Относительных

наименьших Изменения производить в том звене, которое сдерживает производительность труда Богданов АЛ. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. С. 4.

Функция управления «координация» состоит в обеспечении необходимой согласованности действий персонала по достижению целей предприятия. Она предусматривает:

рациональное распределение заданий по конкретным исполнителям;

стимулирование персонала с целью выполнения им желаемых действий;

согласование - предупреждение диспропорций в работах, устранение излишнего параллелизма и дублирования работ.

Функция «учет и контроль» направлена на создание гарантий для достижения предприятием плановых целей и включает:

установление количественной меры оценки - нормативов показателей для измерения результатов как промежуточных (текущих, отдельных), так и конечных итогов работы всего предприятия;

измерение параметров работ предприятия и его подразделений по периодам и за год;

оценка соответствия фактически полученных общих и частных показателей плановым нормативам.

Корректировка мероприятий и плана предприятия и его подразделений направлена на учет изменяющихся внешних и внутренних условий, исправление допущенных ошибок, нейтрализацию слабых участков и реализацию мер по улучшению функционирования всей хозяйственной системы. Это обычная, штатная функция процесса управления, которая планируется и организуется в соответствии с целями предприятия.

Роль планирования

Любая бизнес-организация стремится развиться, укрепить свои позиции и, по возможности, расшириться. Деятельность организации не может происходить хаотично. Есть множество вопросов, которые нужно решить, множество рисков, на которые нужно отреагировать. Нужно как-то реализовать ежедневную рутинную работу, которая состоит из множества различных задач. Планирование сможет преобразовать деятельность многих людей, происходящую по многим направлениям, в одно единое целое, которое будет выполнять максимально эффективно стратегические задачи предприятия. Планирование - это одна из важнейших частей управления фирмой. Оно помогает избегать случайностей и неопределённостей в деятельности организации. Планирование как функция управления представляет собой основу управленческой деятельности.

Разновидности

Планирование - это не какой-то один строго определённый процесс. Существуют различные его виды, отвечающие разным целям и задачам. Основа для этой деятельности - стратегическое планирование. Как понятно из названия, на этом уровне определяются основные задачи и ориентиры для деятельности фирмы в целом. Здесь детализуется стратегия как выживания фирмы, так и стремления к дальнейшему укреплению и развитию организации. Реализация каждого пункта этой стратегии - вот задача планирования на более низком уровне. При этом важно не только наметить сами цели. Этого недостаточно. Нужно определить временной график их достижения, способ контроля процесса выполнения работы. Также важно увязать разнообразные стороны деятельности фирмы друг с другом. Необходимо продумать обеспечение стратегии необходимым количеством ресурсов хотя бы на самом общем уровне. Планирование как функция управления начинает своё осуществление именно на стратегическом уровне. Тактическое планирование направлено на реализацию задач, поставленных в результате проведения стратегического планирования.

Таких задач, как правило, достаточно много. Их выполнение требует не только упорядочивания процесса работы, но и правильного распределения ресурсов между различными задачами. Через оперативно-календарный уровень планирования и реализуются эти два уровня. Планирование как функция управления непосредственно проявляет себя именно в организации каждодневной работы.

Другие типы

Упомянутое разделение задач планирования по уровням - не единственный способ классификации. В качестве примера мы можем привести бизнес-планирование. Оно применяется для оценки эффективности проекта и более глубокого осознания особенностей предлагаемой в нём деятельности. Кроме того, в связи со сложностью процессов планирования их можно разделить по степени охвата. Они могут охватывать все основные аспекты процесса, а могут касаться только конкретных сторон деятельности, требующих к себе особого внимания. Также планирование как функция управления может касаться всей деятельности предприятия, а может относиться к отдельным проектам.

Важность этой работы

Планирование как основная функция управления определяет всю деятельность конкретной фирмы. Вся она строится на этой основе и состоит в выполнении намеченных планов, организации и контроле этого процесса. Планирование как функция управления производством позволяет собрать все силы и ресурсы предприятия в одно целое и направить их на достижение важнейших целей предприятия.