Танец бабушки из повести детство. Тема: а. м. горький. главы из повести «детство. Сочинение Бабушка в рассказе Детство

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светлая изнутри - через глаза - неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.

Это портрет бабушки Алеши - Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное - она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.

Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить?

В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) - «говорила она», «портил его... нос», «до нее как будто спал я» и т. п.

Много сравнений - «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, - «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.

III. Анализ II главы повести.

Беседа по вопросам.

- «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть...». Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать... умела говорить краткие слова... «Моя мать - самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал... противно: «Не буду-у... Ведь я же сказал про скатерть...»)

Что изменилось в Алексее после наказания? («...Явилось беспокойное внимание к людям... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой...» Он познает жизнь.)

Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома... это было очень грустно. Еще один жизненный урок получил он: «...мать - не сильная; она, как все, боится деда».)

Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком... Чище и красивей сыновей...»), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут...») Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».

Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки - все близко Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка - для него «самое яркое впечатление этих дней».)

Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича.

IV. Подведение итогов урока.

Что нравилось Алеше в деде?

Урок 58

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение III главы повести.

1. Разговор-беседа о развлечениях дяди Якова и Михаила, Цыганка.

Как относился Григорий Иванович к проделкам братьев? («...но мастер все сносил молча» ... Дядья жестоки, ограниченные даже в своих развлечениях. Им доставляет удовольствие причинить зло, высмеять, надругаться над человеком. Развлечения Цыганка веселы (с. 60), добры, человечны, как он сам, простой, ласковый, похожий на большого ребенка. Сравните: строчки о братьях - и целая страница о Цыганке. Это говорит о том, что сам Алеша тянулся к творческому, светлому, благородному, упорно сопротивляясь дикости и злобе, он не принимал ту жизнь, какую видел вокруг себя.)

Как описан праздничный вечер? (Эпизод «Пение Якова». Музыка, по словам автора, не приподнимала Якова, наоборот, она подчеркивала ограниченное и низменное, что было в его натуре: «Он... вытягивал шею, точно гусь», «...лицо его становилось сонным», «глаза угасали в масляном тумане». Сама музыка отупляла слушателя, рождала какое-то грустное, беспокойное чувство, заставляла думать о плохом и жалеть себя и всех!. Контрастом по отношению к Якову выступает Цыганок, автор сравнивает его с пылающим огнем, плавно реющим коршуном, стремительным золотым стрижом.)

2. Чтение учителем сцены «Пляска бабушки».

(Она сутула, почти горбата, но кажется стройной, выше ростом. Вдохновение бабушки, ее молодой задор, чистая душа, которая светится в каждой черточке - все вызывает восторженное отношение мальчика.)

Задание: вспомнить другие эпизоды, в которых бабушка вызывала теплые чувства: любовь к природе, вся светится изнутри, любовь к Цыганку, просит деда отдать все детям.

3. Смерть Цыганка (пересказ).

Почему погиб Иван? («Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют! Братья боялись, что дед мастерскую отдаст Ивану. У него, по словам деда, золотые руки. «Волки!» - сказал отец сыновьям.)

Вывод. Григорий Иванович, Цыганок, бабушка помогают Алеше разобраться в жизни, хотя это очень трудно. («Тут, Леня, дела - кружева, а плела их слепая баба, где уж нам узор разобрать». Они понимали, что Алексей не такой, как все, что трудно будет ему разобраться в жизни. Григорий Иванович советовал Алексею: «Ты еще не понимаешь, что к чему говорится, к чему делается, а надобно тебе все понимать. Сиротское житье трудное. Отец твой, Максим Савватеич, козырь (умный) был, он все понимал, - за то дедушка и не любил его, не признавал».)

III. Подведение итогов урока.

Какой след в душе Алеши оставил Цыганок?

Домашнее задание: подготовить пересказ IV главы.

Урок 59

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее - так буйно красива к мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

(По повести М. Горького «Детство»)

В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

(2 вариант)

Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».

(По повести М. Горького «Детство»)

В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

(2 вариант)

Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

Танец бабушки – сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны – первые люди на миру!», – говорит одна из героинь «Детства».

Текст сочинения:

Автобиографическая повесть "Детство" М. Горького наполнена разнообразными впечатлениями детства мальчика Алеши. Самые теплые и самые светлые воспоминания храниҭ Алеша о первом своем верном и надежном друге бабушке. Алеша говориҭ, что бабушка, появившись после смерҭи отца, сразу стала "самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком".
Бабушка не была похожа на других людей. Она говорила, "как-то особенно выпевая слова", а ее улыбка делала все лицо молодым и светлым. Бабушкины глаза вспыхиваюҭ "невыразимо приятным светом", да и вообще "вся она темная, но светилась изнутри через глаза неугасимым, веселым и теплым светом".
Любовь бабушки к миру, ее рассказы, неистощимое чувство юмора и трогательная нежность и забота о мальчике внутренне обогатили Алешу, дали ему силы для стойкого перенесения испытаний в дальнейшей жизни.
Слушать бабушку "невыразимо приятно". Алеша говориҭ, что свои диковинные истории и сказки бабушка сказывала ҭихо и таинственно "говориҭ, точно поет", точно вливает в сердце мальчика силу, приподнимающую его.
Во время путешествия на пароходе Алешу удивило и привлекло умение бабушки видеть красоту природы и восхищаться ею до слез.
Внешность бабушки (суҭулая, почти горбатая, очень полная) неожиданно контрастирует с ее умением легко и ловко двигаться. Во время танца Акулина Ивановна "плыла по полу бесшумно, как по воздуху", ведь не зря Алеша сравнивал ее с большой мягкой кошкой. Пляска бабушки это не обычный танец, а рассказ, путешествие. Во время танца Акулина Ивановна становилась "буйно красива и мила", ведь эҭи чудесные минуҭы возвращали ей юность.
Попав в новое окружение, в семью деда, Алеша остается одиноким, поскольку образ жизни, наполненный "горячим (ҭуманом взаимной вражды Данный текст предназначен только для частного использования - всех со всеми", чужд мальчику, |чье сердце требовало любви и тепла. И снова рядом оказывается бабушка. Она пытается оправдать невиновного | мальчика перед дедом, заступается за него, жалеет, не дает бить. И хотя у нее, конечно, и не получилось бы оградить внука от всех неприятностей, своим присуҭствием она поддерживает его, подсказывает лучшие способы поведения и взаимодействия с жестокими родственниками. Ведь сам дух, атмосфера дома Кашириных были чужды ей так же, как и Алеше. Во время разговоров с мальчиком о жизни этой семьи, бабушка "говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка".
Поведение бабушки во время пожара разительно отличается от реакции остальных домочадцев. Она, не задумываясь, бросается в горящий дом, чтобы вынести взрыво-. опасную "ведерную буҭыль" купоросного масла. Не теряя самообладания, бабушка останавливает перепуганную лошадь, успокаивает ее ласковыми словами. Сердечно и рассудительно просиҭ помощи у соседей. Предельная собранность и решительность приходят на смену мягкости и уступчивости с первых минуҭ пожара. Везде успевает бабушка со своими дельными и точными распоряжениями. Даже после пожара Акулина Ивановна находиҭ в себе силы поддержать других, не жалуясь на собственную боль.
Эта трогательная любовь и забота о других людях проявляется и в хорошем отношении бабушки к слепому бывшему мастеру Григорию. Она жалела его, разговаривала с ним, кормила, взваливая на свои сильные женские плечи груз чужой вины перед эҭим человеком.
Даже разорение и нищета не смогли ожесточить бабушкино сердце. В самые ҭяжелые периоды жизни она все же сохраняет свойственные ей сострадание, щедрость, человеколюбие.
Наблюдение за бабушкой, тесные отношения с ней, открытая восприимчивость к ее бескорыстной любви к людям, умению видеть красоту, мягкость, но несгибаемость ее характера помогли Алеше лучше понять жизнь и вырасти настоящим Человеком.

Права на сочинение "Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

(По повести М. Горького «Детство»)

В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.

В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позво-ляют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки - неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

(2 вариант)

Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна («Людей смешить только…»), а упросили («А смейтесь, ино, на здоровье!»). И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер («Не стучи, Иван!»), а бабушка помолодела на глазах. Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением («Мне она показалась смешной…»), но постепенно он начинает понимать («Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то»).

Танец бабушки - сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна. Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее». И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее - так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало». Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.

Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны - первые люди на миру!», - говорит одна из героинь «Детства».