Советский рассказ. Том первый. Сценарий мероприятия «Что такое Россия?» (Поэтическая страница) «Щедра Московская земля талантами»

Родина
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного


На траве - студеная роса.
И глазами вишни да смородины
Глянет мне земля моя в глаза.

Припев: Родина.
Сибирское раздолье. Родина.
Приволжские края,
Где звучит родимая до боли
Песня, что запомнил с детства я.

С птичьего полета даль окину я, -
Там петляет в прошлое стезя,
И горит святая, материнская,
На щеке у памяти слеза.
Припев

На березах - солнечные родинки,
На душе и чисто и светло.
Над землей любви моей, над Родиной
Посмотри, как ясно рассвело.
Припев

Земля моя, Сибирь
Музыка О. Иванова, слова Ю. Колоколова

Она давно живет во мне,
Пускай еще не ясная
Мечта, что я воспеть смогу
Красу твою и ширь.
Зерно мое пшеничное,
Моя калина красная,
Раздольная и гордая
Земля моя, Сибирь!

Припев: Взмахну крылом, польюсь рекой,
Из края в край пройду весь мир
И не найду другой такой
Земли, как ты, моя Сибирь!

В беде любой и в радости
Без отдыха, без устали
От трудных дел не пряталась
И не таила зла.
Живет во мне от матери
Твоя кровинка русская
Живым огнем морозного
Сибирского тепла.
Припев

Ищу слова хорошие,
Правдивые и сильные,
Чтоб передать любовь свою
И полюбить сильней
Леса твои высокие,
Твои, озера синие,
И небо васильковое,
И песни глухарей.
Припев

Глухариная заря
Музыка О. Иванова, слова А. Поперечного

Глухари токуют в глухомани,
В зарослях скрываются, в тумане.
Глухари тоску и радость прячут,
От любви поют и даже плачут.

Припев: А я, а я любовь свою
К родной земле не утаю.
Во мне звучит, зарей горя,
Песнь глухаря!
А я у краешка зари
Стою, влюбленный сын земли.
Что ж, пойте, пойте, глухари,
Певцы зари!

Не моя забава и забота -
На заре на глухарей охота.
Загубить возможно ль чудо это -
Песню глухаря в часы рассвета?!
Припев

Глухари токуют в глухомани.
Пусть тебя надежда не обманет.
Пусть любовь твоя, как песня эта,
В мир летит, полна добра и света.
Припев

Вот такие пироги!
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова Г. Георгиева

Знаю я наизусть
Песен больше тыщи,
А про тещ ни в одной
Добрых слов не сыщешь.
В песнях больше любовь,
Соловьи да рощи,
А какая же любовь,
Если нету тещи!

Я скажу о своей,
Пусть скажу я мало:
В доме теща у нас
В чине генерала.
Если теща поет -
Все ей подпевают,
Если пляшет она -
Сердце замирает.

Если теща весела -
Радостнее дышишь,
Испечет пироги -
Пальчики оближешь!
В общем, что там судить,
Я скажу вам проще -
Вот такие пироги,
Вот такая теща!

Завлекаши
Музыка А. и Г. Заволокиных, слова народные

ДЕВУШКИ: Мы по бережку ходили,
А вода колых, колых.
Все девчата очень хитрые,
А мы хитрее их.
РЕБЯТА: По деревнюшке прогрянем
Шестьдесят четвертый раз,
Шестьдесят четвертый раз -
Да всё, матани, из-за вас.
ДЕВУШКИ: Ох, ребята, ребятёш,
Да с вами скоро пропадешь,
До полночи прогуляешь
И домой не попадешь.
РЕБЯТА: Ох ты, милая моя,
Какая ласковая!
Все конфеты из кармана
Повытаскивала.
ДЕВУШКИ: Завлекательные глазки,
Завлекательный и сам.
Завлекательного мальчика
Узнаю по глазам.
РЕБЯТА: На черемушке воробышки
Пощалкивают.
Меня девушки не любят,
Все поталкивают.
ДЕВУШКИ: Ох, девчоночки, девчонки,
Зря мы были на вечорке.
Здесь ребята не по нам,
Пошли, девчата, по домам.
РЕБЯТА: Завлекаши - да не наши,
Завлекали - да не нас,
Ну а наши завлекаши
Далеко живут от нас.

Эвенкия моя
Музыка И. Шестерикова, слова В. Власова

Красотой первородной горда,
Край таежный великой России,
Величава, светла, молода,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Припев: Пахнут ветры кедровой смолой,
Взор мой радуют дали лесные.
Я любуюсь твоей красотой,
Эвенкия моя, Эвенкия!

Где поют в сосняках глухари,
Зазвучали там песни другие.
Ты нам клады свои подари,
Эвенкия моя, Эвенкия!
Припев

Мы ведем наступленье, как бой,
Проникаем в глубины земные.
Отдаем для Отчизны родной
Твои клады, моя Эвенкия!
Припев

Пишите письма матерям
Музыка И. Шестерикова, слова С. Викулова

Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей.
О сколько вас сегодня юных
Живет вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге -
То там объявитесь, то тут.
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас всё ждут и ждут

Они считают дни, недели.
Слова роняют невпопад.
Коль рано матери седеют -
Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще все-таки, ребята,
Пишите письма матерям!

Революция продолжается
Музыка Э. Казачкова, слова Б. Демкива

Революция продолжается:
В небо домнами поднимается,
К солнцу тянется спелым колосом,
Утро будит ребячьим голосом.

Припев: Наши руки легко и молодо
Сталь сжимают серпа и молота.
Наша мощь растет, умножается -
Революция продолжается!

Всё святое в нас с нею связано.
С ней любая даль не заказана.
В планах партии гений Ленина,
В коммунизм идем мы уверенно!
Припев

Салюты победной весны
Музыка Э. Казачкова, слова А. Федотова

Спокойствием дышат рассветы,
Безоблачна майская высь.
Минувшей войны километры,
Вы так нелегко нам дались.

Припев: Колышется мирное поле
Среди голубой тишины.
Мы помним, мы помним до боли
Салюты победной весны,
Салюты победной весны!

Победный салют в сорок пятом
Нам памятью помнить дано -
Как славно, что наши ребята
Войну видят только в кино.
Припев

Сквозь годы и дальние дали
Салюта не гаснут огни.
Они в каждой выплавке стали,
В кострах пионерских видны.
Припев

Судьба у нас тревожная

Дымок костра привального
Трепещет на ветру.
Опять в дорогу дальнюю
Уходим поутру.

Припев: Березки, как девчонки,
Светло глядят вослед.
И держит песня звонкая
Равненье на рассвет.

Судьба у нас тревожная,
Как будто на войне.
Любовь у нас надежная,
Проверена вдвойне.
Припев

Дымок костра привального
Растаял вдалеке.
Пригрелось утро раннее
На пыльном рюкзаке.
Припев

Напиши мне на Север
Музыка Э. Казачкова, слова В. Захарова

Завернула зима на север,
И на улице ни души.
Ты пиши мне сюда на Север,
Обязательно мне пиши.

В непогоду читаем все мы
Письма ласковые твои,
Как есенинскую поэму
О невыдуманной любви.

Не сердись только ради бога,
Что я тайны другим дарю.
Твои письма, пожалуй, многим
Открывают свою зарю!

Твоя весточка - это радость
И напутствие мне - мужай!
Ты пиши. или нет, не надо,
Лучше, милая, приезжай.

Дальневосточный Перекоп
Музыка В. Пороцкого, слова В. Гина

Хоть небо мирное над нами,
Но позабыть мы не смогли,
Какими трудными путями
Ко дню сегодняшнему шли,
Как с первым выстрелом «Авроры»
Отряды множили свои.
И помнят сосны, помнят горы
Дальневосточные бои.

Мы с ненавистными врагами
Под Волочаевкой сошлись.
Земля горела под ногами -
Мы бились насмерть, но за жизнь.
Как в бой летели мы галопом,
Навек запомнила страна.
Дальневосточным Перекопом
Победа эта названа.

И орденов краснознаменных
Мы удостоены не зря.
В краях, боями опаленных,
Взошла счастливая заря.
Мы смотрим в небо без опаски,
Но не забудутся они -
Те штурмовые ночи Спасска,
Те Волочаевские дни.

Я вернусь на село
Музыка В. Пороцкого, слова В. Бурыгина

Часто снится мне детство в тумане,
Мест родимых не видел давно.
И на родину так меня манит.
Я вернусь на село все равно.
Приведи поскорее, дорога,
Навсегда в дорогой отчий дом,
На крыльцо - помечтать у порога,
По росе побродить босиком.

Припев: Я вернусь, я вернусь,
Я вернусь в родное село.
Я вернусь, я вернусь,

С наслажденьем всегда вспоминаю
Аромат тех лугов заливных,
И с тобой, деревенька родная,
Утонул бы в хлебах золотых.
Не могу я забыть это поле
И тоскую о нем уж давно.
Мне делить с ним отцовскую долю -
Я вернусь на село все равно.
Припев

Цели: расширение исторических знаний учащихся; популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации; воспитание патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине

Оформление: флаг и герб Российской Федерации; слайды с пейзажами России

Ход мероприятия

Поэтом може ш ь ты не быть ,

Но гражданином быть обязан.
Н.А. Некрасов

Звучит фонограмма «С чего начинается Родина» на фоне звучания музыки звучат слова ведущей.Ведущая: « С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» - так поется в песне. Так оно и в жизни. Ведьв школе мы учимся не только писать и считать, в школе мы рассуждаем о добре и зле, учимся любить и ненавидеть, получаем заряд патриотизма. За школьной партой мы переживаем самые сложные свои годы становления личности, гражданина.Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки или с Командор?О чем грустят глаза ее степныеНад камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастьяК труду, терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем звезда ее. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - РоссияНе с гор берет начало, а с тебя!

Звучит гимн Российской Федерации (прошу всех встать)

1-й ведущий .
Я - гражданин.

Я - гражданин Вселенной,Я - мира гражданин.

Я - гражданин своей страны,Я - гражданин России!


2-й ведущий .
Добрый день, уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященногостране, в которой мы живем - России.
-
Россия, Русь, Родина, родимый край,
Мама, отчий дом — самые дорогие слова для русского человека. Русь — «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды».
1
- й ведущий ; Непознанная, загадочная, в страна березового ситца», со своими обычаями и традициями, ж ивем мы посреди большой России. Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы нас спросили, Меч для врага, объятья для друзей!
2- йч т е ц .
Нам Родину завещано любить
И Сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не
перервать связующую нить.
И нам порой так нужно
оглянуться... (На экране проецируются фотографии русской природы)
2-й чтец . Русь моя, любимая Русь!
-
Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную;
Смотрю и не насмотрюсь.
1- йч т е ц . Величаю
тебя опять, дорогая земля былинная, — Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
2-й чтец .Славлю каждую тропку твою.
Славлю
раннюю зорьку каждую,
С неустанной душевной жаждою
Светлый стих из ромашек вью.
1-й ведущий . Наша Родина имеет
богатую историю, и каждая ее страница вызывает у нас неподдельное достоинство. Все мы — дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом.
2- й в е д у щ и й . Откуда произрастает, какойсмысл несет в себе бело-сине-красное сочетание?
( Просмотр слайдов о символах Р.Ф.)
1-й чтец.

За селом, на рассвете,

Где светло от берез, Я спросил у России:
«Где ты силы берешь?» 2-й чтец . Где берешь ты отвагу,
И свою красоту,
Соловьиные зори,
Синих рек чистоту?

З - йчтец. За селом, на рассвете,Где колышется рожь,Я спросил у России:
«Где ты счастье берешь?»

4-й чт ец.

Где берёшь ты улыбку,Где — спокойную ость?Расскажи мне, поведай,Солнцеликая Русь!»

Ведущий:

Сколько цвета! Сколько сини!

У тебя, моя Россия!

Многоликая земля.

Это - Родина моя!

Ты хранишь народов дружбу!

Это детям, взрослым нужно!

Это нужно всем сейчас!

Только здесь мы понимаем,

Россия - светлый дом!

Он друзей всегда встречает,

Помнит каждый регион!

Сценка « Регионы России»

(показывают учащиеся 8 класса)

1 скоморох: Вы узнали нас, друзья?

2-й: Скоморохи - он и я!

1 Смену нашу открываем и Россию прославляем!

2- Ведь Россия - светлый дом,

Помнит каждый регион!

2-й Нижний Новгород, Тюмень

Веселятся целый день!

1-й: Край Алтайский, Барнаул, Омск, Черкесск, Орел, Тамбов,

2-й: Татарстан, Анапа, Бийск,

1- й: Ой, смотри, не ошибись!

2-й: Адлер, Астрахань, Москва,

То, что надо города!

1-й:Ленинградская область.

А еще Ростовская.

1-й: Чувашия, Ессентуки!

Эх! Просторы широки!!!

Чтец: Дети мы одной страны!

Необъятной стороны!

Любим мы, тебя Россия!

Твои дочери, сыны!

2-й: Посмотрите-ка, друзья,

Как Россия широка!

1-й: Купола, поля, березы,

В каждом звуке - песни звон!

И росинки, будто слезы,

Словно сказки - чудный сон.

1-й: А давайте кА мы сюда пригласим все города,

И края и области необъятной Родины!

Чтоб они нам рассказали,

Чем их область, город славен!

2-й: Что же есть такое там, О чем хотят поведать нам?

«Выходят города»

(роль городов играют учащиеся, каждый прославляет свой город)

1. Н - Новгород:

У нас есть ГАЗ,

У нас есть ПАЗ,

Мы с ветерком прокатим вас!

2. Ставрополье:

Мы гордимся Ставропольем!

Здесь зерно, и нефть, и газ!

А еще курортов много,

Приглашаем в гости Вас!

3.Новосибирск:

Новосибирск - это столица Сибири.

Третий по величине город в России!

А еще у нас свой метрополитен!

4. Тамбов: Вы все, конечно же, слышали выражение « тамбовский волк».

Ты в эти сказочки не верь,

когда ты сердце людям даришь,

Тамбовский волк тебе не зверь,

Тамбовский волк тебе - товарищ!

5. Ростов: Живет и трудится весь день

Донской казак и по сей день,

Он сеет, пашет и кует,

Вас с хлебом - солью в гости ждет!

Московская область: Мы приехали из города Королева, Московской области и гордимся тем, что в нашем городе расположен Всероссийский центр управления полетов.

6. Краснодар:

Ты, Кубань! Ты, наша Родина!

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вширь и вдаль!

7. Алтайский край:

Мы живем в Алтайском крае,

Где столица - Барнаул,

В недрах наших, кто не знает,

Серебро есть, медь и соль.

Ведущий:

Россия! Родина! Отчизна!

Родного неба синева!

О, как возвышенно и чисто

Звенят во мне твои слова!

И вечной нежностью согреты.

Твои березы и ручьи,

Твои морозные рассветы

И ночи звездные твои.

Ведь каждый - это часть России.

И бесконечно дорог ей.

Мы набираем жизни силы

Под флагом родины своей!

Заключение:

Ведущая :

Мы - это часть большой России!

Страна, которой нет красивей!

И всех мальчишек и девчонок

Объединяетнаша Россия!

А.С Пушкин писал: …» Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал»

Моя Россия, Родина моя,
Здесь родилась я, помню тебя с детства.
Но сколько б, ни глядела на тебя,
Любуясь, не могу я наглядеться;

Красиво Волги полноводное теченье,
Под ветерком полей твоих волненье,
Урал, Кавказ, рассветная пора,
Неповторимые в России вечера...

Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.
Живи, дерзай, цвети, моя держава,
Единством славься, мудростью своей,
Трудом достойных сыновей и дочерей.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя,как без сердца, япрожить не смогу.

Ведущий: Каждому гражданину своей Родины есть, чем гордиться! Мы граждане России и нам с вами тоже есть, чем гордиться!

Литература:

Бескоровайнова Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004г.

Сгибнева Е.П. Классные часы.Ростов на Дону: «Феникс», 2005

Мухтар Ауэзов. «Серый Лютый».

Художник А. Лурье.

К. А. Федину

Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.

Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой, невыкошенных низинах без устали дерут коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие, густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок - наша райская птица.

Тишина, утро, простор. Мы выезжаем на большак - широкую, бойкую дорогу, обсаженную старыми развесистыми березами, покрытыми потрескавшейся корою. Мало осталось этих древних берез - они дряхлы, дуплисты и, кажется, спят непробудным сном, до самой земли опустив свои плакучие ветви.

Еще стоят кое-где вдоль дороги похинувшиеся деревянные крестики, заросшие высокой муравою. По народному обычаю, отмечали на Смоленщине такими придорожными крестиками памятные места, где нежданная смерть застигала прохожего или проезжего человека. Сколько страшных рассказов слышал я в детстве об убиенных и умерших в пути, опившихся, сраженных грозою, утопших! Тревожное чувство вызывали эти немые памятники печальных событий. Помню, как набожно крестилась мать, как торопили мы, бывало, лошадей, минуя место, овеянное памятью давней трагической кончины…

Вот на перекрестке дорог высится знакомый тесаный камень. По рассказам стариков, некогда здесь стоял веселый кабак; гремя бубенцами, сюда подкатывали ямщицкие и помещичьи тройки, у изгрызенной коновязи, прикрытые армяками, дремали лохматые лошаденки возвращавшихся из города загулявших мужичков. По старинному обычаю, вместо писаной вывески над крышею кабака висела «ведьмина метла» - густая еловая ветка, служившая призывным маяком для проезжих и прохожих гуляк.

Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Вокруг - холмы, поля, колышется и дымит рожь, нежно зеленеют овсы, туманятся луга. Солнце светит весело и ярко; пухлые, белые, чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу, а по холмам за рекою, по сизым хлебам, скользят их лиловые тени… Чернеют соломенными старыми крышами деревни, синевеют за рекою нетронутые леса; зеленым островком кажется деревенское старое кладбище с высокими соснами, с покосившимися крестиками на могилах, с островерхой крышей кладбищенской часовни - каплицы. От кладбища не спеша идет человек в подпоясанной ремешком рубахе; босые, серые от пыли ноги мягко ступают по гладкой, горячей от солнца дороге, стариковские зоркие глаза глядят на нас с любопытством…

Мы едем не торопясь, иногда идем пешком на подъемах. Ямщик идет рядом с дугою, бодро пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам. Бронзово-черный затылок его оброс курчавыми волосами; на выцветшем сукне старой солдатской гимнастерки налипли слепни. Слепни жадно вьются над потной спиной лошади, липнут на холку, на грудь. Скаля зубы, ямщик давит их рукою, вытирая о колени испачканную кровью грязную мозолистую ладонь.

День занимается ясный, паркий, высоко стоит солнце. По макушкам берез нет-нет прошумит и затихнет полуденный теплый ветерок. Он колышет ветви берез, наносит с полей запах трав и хлебов. В рощах пахнет сыростью, грибами, кое-где под деревьями еще лежит роса. Повиснув в знойном воздухе, плещется над межою крыльями длиннохвостая пустельга…

Я смотрю на поля, на деревья, на недвижно повисшую в воздухе освещенную солнцем пустельгу. Сколько картин, событий, забытых судеб, историй воскрешают эти знакомые с детства места, дороги! Вот здесь, над рекою, стоял против церкви большой, с пустыми зарадужелыми окнами, нежилой дом дворян Пенских, и мне опоминаются слышанные некогда рассказы о грозной барыне Пенчихе, беспощадно поровшей дворовых девок и баб, о полусумасшедшем карлике-барине, ходившем молиться в поле под старый дуб (развесистый дуб этот показывали мне в детстве). Далеким, почти сказочным показывается и недавнее прошлое: волостное правление на краю села, казенка, окруженная шумливыми хмельными мужиками, чернобородый старшина Фетисыч с заплывшими аленькими глазками, чахоточный длинношеий писарь… Далеким прошлым кажутся эти отжитые времена.

Стерт с лица земли, по бревнышкам разнесен дом дворян Пенских; сожжено, головешки не сыщешь, «волостное правление»; с землею сровняли мужики двор кузнечихи Марьи, в смутные годы укрывавшей у себя разбойников-бандитов… Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьется- бежит среди зеленых лугов знакомая наезженная дорога.

Кормить останавливаемся в старинном Болдинском монастыре.

Проезжаем подмонастырную, богатую некогда деревню с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворечнями на деревьях. Монастырь обнесен кирпичной оградой с бойницами, через которые - сказывают люди - некогда лазили по ночам гулять к солдаткам-бабам молодые монахи. Тяжелы, несокрушимы монастырские кованые ворота с тяжелым железным запором. Прославился монастырь веселыми вхождениями монахов, которых духовные власти ссылали на покаяние в эту глухую обитель. Теперь в монастыре - музей и хозяйственный склад, а на опустевшем монастырском дворе пробирается между камнями веселая зеленая мурава. Темная фигура единственного уцелевшего монаха-скопца, отрекшегося от своего сана и оставшегося жить при музее, испуганной птицей метнулась за углом каменного дома…

В опустелом монастыре задерживаемся недолго. Солнце уже высоко, поднимается над дорогою легкая пыль. Дороги здесь вьются вдоль реки перелесками, полями - уводят в синюю зыблющуюся даль.

Большая темная туча растет за рекою. Мы наблюдаем, как надвигается с запада страшная туча, как клубятся, сивой грядою бегут впереди нее грозные клокастые облака. Застывший воздух тяжел и недвижен. Как бы стараясь подчеркнуть наступившую предгрозовую тишину, наперебой изо всех сил стрекочут кузнечики; еще настойчивее липнут к усталой лошади злые слепни. Отсвет пробившегося сквозь облака солнца янтарными бликами ложится на лица. Внезапно налетевший вихрь вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву, играет гривою лошади с завязшими в ней репьями. Все громче, все грознее приближаются громовые раскаты. Смутное чувство забытого детского страха возникает в душе.

Первые капли дождя, смешиваясь с пылью, грузно падают на дорогу, на пыльные крылья тележки. Подгоняя лошадь, мы едем, пока позволяет дождь, потом, торопливо привязав к изгороди лошадь, скрываемся в лес под деревья. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Беспрерывно одна за другою полыхают молнии, громыхает гром, с треском обрушиваются близкие удары, после которых еще сильнее вдруг припускает дождь.

Пережидая грозу, мы сидим долго в лесу под деревьями, потом, мокрые почти до костей, по прибитой дождем траве выходим на залитую водой дорогу. Потемневшая от дождя лошадь радостным ржаньем приветствует нас. Далеко-далеко за полями поднимаются сизые клубы дыма. Это горит деревенский сарай, зажженный прокатившейся грозою. Грозная темная туча медленно уходит. Все реже и реже полощут

1

Сценарий курсового мероприятия

«Россия – все, чем я живу!», (слайд 1)

посвященного дню Конституции

Эпиграф: (слайд 1)

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться ,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

1-ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,

И шорох берёз, и печаль журавлей.

Завьюженный лес и молчанье полей.

Я в сердце своём это имя носила,

Когда расставалась с Россией моей.
1 - ведущий Проходят года над моею страною,

Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.
2 - ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,

Чтоб вечно Россия счастливой была.

1 ведущий

Необозримая ширь полей. Развесистые белые берёзы. Степей необъятный простор. Это – Россия.
2 ведущий

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь ясными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
1 ведущий

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
2 ведущий
Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Стихотворение «Родина» (читает учащийся)

«Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха,

И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой!
Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придётся, сердцем защитим.
1 ведущий :

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах.

2 ведущий :

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий ,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.

1 ведущий :

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России ). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 с видами природы России).

Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

2 ведущий :

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

1 ведущий :

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил Сергей Есенин

2 ведущий :

…Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси. (слайд с этим стихом -13)
Стихотворение (читает учащийся)

Как не любить мне эту землю,

И эту синь, и эту зелень

И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля,

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя…
Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

1 ведущий :

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Песня «С чего начинается Родина»

1 ведущий :

Каждая страна по традиции имеет свой гимн, флаг и герб. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.
2 ведущий :

Торжественная песнь-гимн занимает особое место среди высших официальных символов государства. Гимн народа – это сокровищница его национальной культуры.
Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена! (слова на слайде - 14)

1 ведущий :

Каждый житель России должен наизусть знать гимн своей страны. Когда исполняют государственный гимн все встают, мужчины снимают головные уборы.

Стихотворение «Широка страна моя родная»

(читает учащийся)

Широка страна моя родная,


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.
Над страной весенний ветер веет,

С каждым днём всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережём, как ласковую мать!
Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

1 ведущий :

Следующим государственным символом России является государственный флаг страны. (слайд флага – 15, 16)

2 ведущий :

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови , и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!

1 ведущий :

А теперь мы поговорим о государственном гербе нашей страны. Герб России славен своей многовековой историей. Однако бурное 20-е столетие резко изменило многовековые геральдические традиции нашей страны

(слайды гербов нашей страны 17, 18, 19, 20, 21, 22)

2 ведущий : (слайд герба России - 23)

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом ,
И змей, копьем сраженный.

Вершины гор, попутный ветер,

По нивам вдаль бежит волна,

Ты для меня милей всего на свете,

Моя земля, моя страна!

Шумят леса, сверкают реки,

Возводит юность города.

Моя судьба слилась с тобой навеки,

Моя душа тобой горда.

Простор морей, сады Алтая,

Цветы на северном снегу –

Я всю тебя, от края и до края,

В сыновьем сердце берегу.

Над Ангарой, над Енисеем

От новых строек даль светла.

Страна моя, я сил не пожалею,

Чтоб ты ещё светлей была!
1 ведущий :

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни.

2 ведущий :

Край родной долготерпенья… Тютчев отмечает основную черту русского народа – терпение. «Господь терпел и нам велел»- гласит русская пословица. Значит, это наше терпение «Царь Небесный» благословил?

(видео ролик)

1 ведущий : (слайд 24)

Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия ; войны; погромы; пожары; болезни; страдания и выходила из этих испытаний обновлено, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала, её и называют «Святой» и «Священной».

1 ведущий :

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.
Стихотворение (читает учащийся)

Завет

В час испытаний

Поклонись Отчизне.

По-русски,

И скажи ей:

Ты жизнь моя!

С тобою жить,

С тобою – умирать!
Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

Тяжкий день военной маяты,

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.
Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

И моя тут капля есть!

1 ведущий :

Наверное, каждый человек , способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая песни и стихи, посвященные родной земле…

Песня «Гляжу в озера синие»

Стихотворение (читает учащийся)

Откуда начинается Россия?

Скурил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпению, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие.

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

1 ведущий :

Сегодня мы говорили о нашей Родине, её символах и задумались над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

2 ведущий :

Хочется, чтобы на земле всегда был мир. Поэтому больно слушать радио и смотреть телевидение. Каждый день на Земле гибнут люди. Мы не хотим воевать, а на планете пусть всегда будет мир.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

2 ведущий :

Дорогие друзья. Наш праздник завершается. Мы поздравляем с днем Конституции Российской Федерации!

Классный час на тему: «Разговор с Родиной»

Я спросил у России: “Где ты счастье берешь?,

Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Задачи:

    Усиление патриотических качеств личности Расширение кругозора учащихся Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт. Повышение интереса к истории Отечества Развитие эмоциональной сферы.

Техническое оборудование : медиапроектор, компьютер.

Презентация.

Оформление: столы расставлены полукругом, на экран проецируется пейзаж просторов России. (Слайд № 1)

I. Слово учителя .

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, в ней жили отцы и деды наши, она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех невзгод и врагов. Вы, наверное, слышали выражение: «Родина – мать». Каждый человек с нежностью, любовью и заботой относится к своей матери, любит беседовать с ней, задавать вопросы, прислушивается к ее советам. И вот сегодня, я предлагаю вам представить, что мы разговариваем с Родиной, и узнать, что ее тревожит, чему она радуется, о чем мечтает?


Прежде чем начать наш разговор с Родиной, давайте поговорим с вами о том, что еще входит в понятие Родина. Для начала давайте послушаем песню «С чего начинается Родина?». Внимательно вслушайтесь в слова песни, у каждого из вас на парте лежит лист с наклеенным желтым кружочком, на котором написано слово Родина, а рядом лежат белые лепестки, напишите на каждом лепестке ключевые слова из песни, которые входят в понятие Родина. А теперь подумайте, что значит Родина для каждого из вас? Запишите эти слова на оставшихся лепестках.

(Учащиеся высказывают мнения, что еще входит в понятие Родина, составляют ромашку).

II. «Разговор с Родиной»

А) Учитель читает эпиграф к занятию: За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”

Где берёшь ты отвагу и свою красоту?

Соловьиные зори, синих рек чистоту?

За селом, на рассвете, где колышется рожь,

Я спросил у России: “Где ты счастье

берешь?,

,Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,

Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

О чем спрашивает поэт Родину? А о чем вам хотелось бы спросить Родину?

Дети должны представить, что разговаривают с Родиной. Задание: придумать вопрос к Родине. (учащиеся придумывают вопросы и записывают их на листочках). А теперь давайте попробуем ответить на некоторые составленные вами вопросы. Для этого давайте поместим ваши вопросы в шкатулку и достанем вопрос. А теперь на него ответим (2-3 вопроса с обсуждением коллективно). Давайте все ваши вопросы поместим в книгу, которую назовем «разговор с Родиной». Оставим чистый лист для ответа.

А мне хотелось бы задать Родине следующие вопросы. Давайте попробуем на них ответить: 1. О чем печалиться Родина? (слайд)

2. Чем или кем гордиться Россия? (слайд)

3. Какими Родина хочет видеть своих детей? (слайд)

II. Игра « Что отдашь Земле родной?»

Дети делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: « Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?»

Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, и т. д. После его ответа все поднимают руки, и ребенок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого - либо из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается. Если в классе четное количество детей, водящих двое.

Дети садятся на свои места.

Чувство Родины – проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Где бы мы не были, нас всегда тянет домой, в родной уголок.

« В родном углу все по нутру»

В родном углу тепло всегда,

Там исчезает вмиг беда,

Там ждет тебя твоя семья,

Там за столом твои друзья

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут.

Подумайте, каким должен стараться быть человек, чтобы принести пользу родной стране, чтобы Родина могла гордиться им?


Сейчас я раздам вам карточки, на которых перечислены разные качества. Отметьте те качества, которыми нужно обладать человеку, чтобы не огорчать Родину, родителей, товарищей.

    Трудолюбивым Уважительным к другим людям Отважным Гордиться своим народом Знать и любить родной язык Мужественным Образованным Бережно относиться к родной природе Выручать друзей Делать все на благо своей Родины Помнить и уважать подвиги своих предков

А какие качества остались? Правильно, люди, обладающие такими качествами, огорчают Родину, заставляют ее печалиться.

“Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 16).

Ребята, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 5–11 с видами природы России).

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

Учитель : Я верю, что каждый из вас вырастет человеком, который будет приносить пользу Родине, никогда не огорчать ее, приумножать ее богатства, оберегать и защищать.

Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу подарить вам эту книгу. Сохраните ее до окончания школы

Я предлагаю вам встать в круг и ответить на вопрос: Что тебе дал этот классный час? Какие чувства ты сейчас испытываешь? Тебе было радостно, тепло, что у тебя хорошие одноклассники, что ты испытываешь?

Используемая литература :

А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости», 2008 г.

«Стихи о Родине» Москва 1985 г.

В. История отечества для детей - М, 1996 г.

Н. А. Некрасов “Зеленый шум”. Москва, 1981 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 36

_____________________________________________________________________________

Классный час

на тему «Любовь к Родине»

(для учащихся 6Б класса)

Классный руководитель: В.