Сочинение на тему «Андрей Штольц как антипод Обломова. «Штольц и Обломов. Антиподы или двойники

» главный герой, помещик Илья Ильич Обломов, предстает перед читателями невероятно ленивым и совершенно безвольным человеком. Он уже около 12 лет назад переехал из родной деревни в Санкт-Петербург с намерением сделать карьеру и многого добиться, однако Обломов давно оставил службу, которая слишком его утомляла, он нигде не работает и живет на доходы со своего имения. Илья Ильич не ведет светской жизни, привычной для людей его круга, он почти не бывает в гостях у знакомых, с утра до вечера он лежит у себя дома на диване.

Обломов уверяет и других, и самого себя, что занимается важным делом: разрабатывает план переустройства собственного имения. Однако в действительности Илья Ильич даже не представляет себе, что требуется на самом деле сделать в деревне, а его дела ухудшаются из года в год, староста присылает ему все более мрачные и тревожные письма. Обломов расстраивается из-за этой ситуации, однако не может даже думать о том, чтобы самому съездить в имение и навести там порядок, как ему советуют те немногие, кто иногда заглядывает в его квартиру.

Илью Ильича пугает мысль о любых переменах в жизни, о любом движении и активности, он продолжает лежать, лишь вздыхая о своих несчастьях и проблемах. Еще более сильную панику у него вызывает известие о том, что придется съехать с квартиры и найти какое-то другое жилье, он требует, чтобы его слуга Захар договорился с хозяином и тот оставил его на прежнем месте.

Илья Ильич рос в довольно состоятельной помещичьей семье, где он был единственным сыном. Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.

Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.

Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.

Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.

На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как только друг его оставляет, Обломов по-прежнему продолжает сидеть дома, не в силах самостоятельно сдвинуться с места. А Штольц всегда торопится по своим очередным делам, у него не хватает времени и терпения по-настоящему помочь другу, поэтому судьба Ильи оказывается весьма печальной именно из-за его бесконечной лени и отсутствия всякой силы воли.

В то же время и активный, деятельный Андрей в итоге не чувствует себя счастливым, хотя он, казалось бы, многого достиг и удачно женат. Он не перестает с глубокой грустью вспоминать Обломова и даже берет на воспитание его сына, стремясь не допустить развития в мальчике тех качеств, которые погубили Илью Ильича, невзирая на его подлинную доброту, порядочность, честность.

«Штольц и Обломов. Антиподы или двойники?»

Цели:

Сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

Развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;

Воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе , развивать их творческие способности.

Оборудование: проектор, компьютер (презентация), текст романа «Обломов», карточки с заданиями

Ход урока

1. Оргмомент

2. Определение темы и задач урока

3. Анализ текста

4. Творческая лаборатория

5.Домашнее задание

6. Физминутка

7.Работа с выдержками из критических статей

8. Итоги урока, рефлексия

ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПАРЫ: герои-антиподы и литературные двойники

Найдите лишнее! Онегин – Ленский, Татьяна - Ольга, Печорин - Грушницкий, Гринёв - Швабрин, Катерина - Варвара, Добчинский - Бобчинский

Добчинский - Бобчинский – это двойники (близнецы)

Вывод. Остальные герои разные, непохожие.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Литературной паре Обломов и Штольц

Какую же проблему нам предстоит решить сегодня?

Кем же являются Обломов и Штольц? Антиподы? Двойники?

Исследование. Работа в группах.

Гончаров он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя - сравнительной характеристикой. Вспомните, что представляют собой прямая (отношение автора, мнение других героев, собственное мнение героя) и косвенная характеристика (портрет, интерьер, речь, поступки и мысли героя)

Для ответа на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова? ” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Происхождение, воспитание, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца ((гл.1, часть2,

2. Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка

3. Мысли и поступки героев. Отношение героя к жизни, службе, обществу, деятельность героя

4. Цель жизни (.Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала - Штольц или Обломов

(Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9).

5. Отношение к женщине, семейная жизнь

7. Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков

Письменно (таблица). Обломов и Штольц: сравнительная характеристика образов

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

Найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);

Определить, какие черты героев нашли здесь отражение?

Дать ответ на вопрос “ Штольц – антипод или двойник Обломова?”;

Оформить рабочий лист Записывается на лист заголовок, цитаты, основные положения и вывод группы.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов

В группе 4 человека: спикер, секретарь, аналитик, текстолог

Задача слушателей

1. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу

2. Экспертная группа оценивает, внося отметки в свой рабочий лист.

3. Слушатели задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

IV. Оценка экспертной группы. Проверка выводов групп

Экспертная группа рассказывает о результатах своей работы по тексту критических статей и представляет аргументированную оценку отчетов групп: отмечает полноту, соотнесённость выводов с выводами критиков, дополняет ответы.

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц –… Обломова 5. Формулировка обобщения.

На работу отводим 6-7 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей, Б Бурсова, Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

ВЫВОДЫ:

Назовите положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца. В чём сила и слабость их характеров? Запись на листах

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев, то есть 1860-е годы

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему).

Штольц завидует Обломову, почему так теплеет его взгляд, когда он смотрит в сторону Обломовки?

Творческое задание

Напишите письмо Обломову или Штольцу

Желающие зачитывают письма (2-3 человека)

Домашнее задание

Образы Обломова и Штольца связаны с проблематикой романа

Обломовка – символ уходящей России

Будущее России, конечно, в детях. Поможет ли стране сын Обломова, воспитанный Штольцем?

На заключительном этапе урока провести рефлексию, предложить в течение 2-3 минут заполнить карту.

Коллекция сочинений: Андрей Штольц как антипод Обломова

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: "ученье не уйдет», главное – аттестат, "что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний "свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал "почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой "почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не "немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с "белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, ; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот "вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья "никогда не отдавался в красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей "не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, "не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов "уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц "без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, "чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, "загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.


ШТОЛЬЦ КАК
АНТИПОД ОБЛОМОВА


(по роману И.А.
Гончарова “Обломов”)


В конце 50-х
годов

XIX века
на свет появился роман Ивана
Александровича Гончарова “Обломов”.

В своем
произведении писатель показал такое
явление, как обломовщина, явление, увы, не
слишком редкое для России. И.А. Гончаров
изобразил не только жертву этого явления -
Илью Ильича Обломова, но также и его антипод
- энергичного Андрея Ивановича Штольца.


Представляя
своих героев читателю, Гончаров подробно
нарисовал их портреты. Описанием внешности
Обломова и Штольца он подчеркивает
противоположности их натур. Обломов - “человек
среднего роста, приятной наружности, с
темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица... Цвет лица
у Ильи Ильича

не
был ни румяный, ни смуглый, ни положительно
бледный, а безразличный... тело его, судя по
матовому, чересчур белому цвету шеи,
маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось
слишком изнеженным для мужчины”. Штольц же
был “весь составлен из костей, мускулов и
нервов...”. Цвет лица у него ровный,
смугловатый, никакого румянца, глаза -
немного зеленоватые. Штольц худощав, щек у
него почти вовсе нет.

Илья
Обломов и Андрей Штольц росли в разных
условиях. Образованием Штольца занимался
его отец-немец, который очень серьезно
относился к получению Андреем глубоких
знаний и воспитывал в нем трудолюбие. Еще в
раннем детстве он сидел с отцом за
географической картой, разбирал библейские
стихи и


подводил
итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и
фабричных, а с матерью читал священную
историю, учил басни Крылова. А в 14-15 лет он
самостоятельно ездил с поручениями от отца
в город и никогда не случалось, чтобы он
забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел,
дал промах. Илья Обломов воспитывался своей
матерью, считавшей, что знания никакой
особой пользы не принесут, и все в доме были
проникнуты убеждением в том, что учение и
родительская любовь никак не должны
совпадать или что праздник в четверг -
непреодолимая преграда к учению на всю
неделю. На мягкий характер Илюши Обломова
оказала влияние и среднерусская природа с
неторопливым течением рек, с великим
спокойствием полей и огромных лесов. Ни
страшных бурь, ни разрушений не было в
Обломовке. Безграничной любовью и лаской
был окружен Илюша Обломов в детстве.


А какое
щедрое богатое хлебосольство было в
Обломовке! Как любили поесть и знали толк во
многих русских блюдах! Спокойно,
неторопливо, обыденно текла жизнь в
Обломовке.


Взрослые
Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще
больше отличаются друг от друга. Штольц
боится воображения, этого двуличного
спутника жизни. Обломов же живет только
мечтами, развивая воображение, и строит
неосуществимые планы. Штольц энергичен, он
постоянно в движении: понадобится обществу
послать в Бельгию или Англию агента -
посылают его; нужно написать какой-нибудь
проект или приспособить новую идею к делу -
снова выбирают его. Обломов же постоянно и
незаметно для себя порывает связь с
обществом. 7-10 тысяч дохода позволяют ему с
ленивым спокойствием проводить жизнь на
диване. Лежание делается его нормальным
состоянием, даже чтение начинает утомлять
Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и
жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не
может ни на что решиться, впрочем, и
следовать советам Штольца Обломов не
торопится: слишком разное у них понятие о
жизни, о труде, о приложении сил. Не умеющий
обходиться без посторонней помощи Обломов
именно этой чертой своего характера
представляет полную противоположность
Андрею Штольцу, который с раннего возраста
приучен отцом ни на кого ни в чем не
рассчитывать.


Таким
образом, прочитав роман И.А. Гончарова “Обломов”,
мы видим основную композиционную
особенность - контрастность образов.
Противопоставляя Обломову Штольца,
Гончаров ясно показывает умирание
феодально-крепостнического строя и
растущую активность нового - буржуазного.


Роман был
завершен и напечатан именно в ту пору, когда
наступил кризис самодержавно-крепостнического
уклада жизни. Недаром известный критик
писал: “Обломов” имел громадный успех у
русских читателей. Нужно было жить в то
время, чтобы понять, какую сенсацию
возбудил этот роман в публике и какое
потрясающее впечатление произвел он на
общество. Он, как бомба, упал э
интеллигентную среду как раз во время
самого сильного общественного возбуждения,
за три года до освобождения крестьян

,
когда во всей литературе проповедовали
крестовый поход против сна, инерции и
застоя”.

«Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.

Различия личностей Обломова и Штольца

В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией.
Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.

Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.

Штольц и Обломов: антиподы или двойники?

Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.

Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.

Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).

Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.

Андрей Штольц как антипод Обломова сочинение по теме романа Гончарова |