Скульпторы древней греции и их скульптуры. Древние скульпторы Древней Греции: имена. Поскольку вы здесь…

Мы говорили уже об ИСТОКАХ. Намеченный пунктир оборвался было по объективным причинам, но хочу всё-таки продолжить. Напоминаю, что остановились мы в глубокой истории - в искусстве Древней Греции. Что помним мы из школьной программы? Как правило, три имени прочно сидит в нашей памяти -Мирон, Фидий, Поликлет. Потом вспоминаем, что был еще и Лисипп, Скопас, Пракситель и Леохар... Вот и посмотрим, что есть что.Итак, время действия 4-5 века до нашей эры, место действия Древняя Греция.

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ
Пифагор Регийский (V век до новой эры) - древнегреческий древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям древних авторов. Сохранилось несколько римских копий его работ, в том числе и любимый мною «Мальчик, вынимающий занозу». Эта работа дала начало так называемой садово-парковой скульптуре.


Пифагор Регийский Мальчик,вынимающий занозу ок.сер.5 в.до н.э. бр.рим.копия Capitoline museum

МИРОН
Ми́рон (Μύρων) - скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение "Дискобол", атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими в Риме.

Дискобол.
ФИДИЙ.
Одним из основоположников классического стиля считается древнегреческий скульптор Фидий, украсивший своими скульптурами и храм Зевса в Олимпии и храм Афины (Парфенон) в Афинском Акрополе. Осколки скульптурного фриза Парфенона находятся сейчас в Британском музее (Лондон).




Осколки фриза и фронтона Парфенона. Британский музей, Лондон.

Главные скульптурные работы Фидия (Афина и Зевс) давно утрачены, храмы разрушены и разграблены.


Парфенон.

Существует много попыток реконструкции храмов Афины и Зевса. Об этом можно прочесть здесь:
Сведения о самом Фидии и его наследии сравнительно скудны. Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Все знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Еще о Фидие http://biography-peoples.ru/index.php/f/item/750-fidij
http://art.1september.ru/article.php?ID=200901207
http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post207627184/

Ну и об остальных представителях Древнегреческой культуры.

ПОЛИКЛЕТ
Греческий скульптор второй половины V в. до н. э. Создатель многих статуй, в том числе, победителей спортивных игр, для культово-спортивных центров Аргоса, Олимпии, Фив и Мегалополья. Автор канона изображения человеческого тела в скульптуре, известного как "канон Поликлета", по которому голова составляет 1/8 длины тела, лицо и ладони 1/10, стопа - 1/6. Канон соблюдался в греческой скульптуре до конца, т. н. классической эпохи, то есть до конца IV в. до н. э., когда Лисипп заложил новые принципы. Самая известная его работа - "Дорифор" (Копьеносец). Это из энциклопедии.

Поликлет. Дорифор. ГМИИ. Гипсовая Копия.

ПРАКСИТЕЛЬ


АФРОДИТА КНИДСКАЯ (рим.копия с ориг.4.в.до н.э) Рим,Нац.музеи (голова,руки,ноги,драпировка реставрирована)
Одно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м.), изображающая обнаженную женщину перед купанием.

Афродита Книдская, (Афродита Браски) Римская копия, I в. до н.э. Глиптотека, Мюнхен


Афродита Книдская. Среднезернистый мрамор. Торс - римская копия II в. н. эгипсовая копия ГМИИ
Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.
Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот, который лёг в основу эпиграммы: "Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»".
Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.
Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Пракситель (предположительно). Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н.э. Музей в Олимпии
Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.
Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

СКОПАС



Музей в Олимпии, Скопас Менада Уменьш.мрам.римская копия с оригинала 1-й трети 4 в
Скопас (Skopas) - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350-340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты - в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура), в частности на произведения мастеров 3-2 вв., работавших в г. Пергам.

ЛИСИПП
Лисипп родился около 390 года в Сикионе на Пелопонн и его творчество уже представляет более позднюю, эллинскую часть искусства Древней Греции.

Лисипп. Геракл со львом. Вторая половина 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

ЛЕОХАР
Леохар - древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранством Мавсолея в Галикарнасе.

Леохар Артемида Версальская (мр.рим.копия 1-2 в.с ориг.ок.330 в. до н.э.) Париж,Лувр

Леохар. Аполлон Бельведерский Это я с ним в Ватикане. Простите вольность, но так легче не загрузить гипсовую копию.

Ну а потом был эллинизм. Его мы хорошо знаем по Венере (в "гречестве" Афродита) Милосской и Нике Самофракийской, которые хранятся в Лувре.


Венера Милосская. Около 120 до н.э. Лувр.


Ника Самофракийская. ок. 190 до н. э. Лувр

Скульптура архаики: o Куросы – обнаженные атлеты. o Устанавливались вблизи храмов; o Воплощали идеал мужской красоты; o Похожи друг на друга: юные, стройные, высокие. Курос. VI век до н. э.

Скульптура архаики: o Коры – девушки в хитонах. o Воплощали идеал женской красоты; o Похожи одна на другую: вьющиеся волосы, загадочная улыбка, воплощение изысканности. Кора. VI век до н. э.

ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА КЛАССИКИ o Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона в философии, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демократа, время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика.

Греческие скульпторы периода классики: o. Поликлет o. Мирон o. Скопас o. Пракситель o. Лисипп o. Леохар

Поликлет Работы Поликлета стали настоящим гимном величию и духовной мощи Человека. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения. В нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» , Духовный и физический облик гармоничен. Поликлет. Дорифор (копьеносец). 450 -440 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей. Неаполь

У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Поликлет первый додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны (т. н. хиазм). «Дорифо р» (греч. δορυφόρος - «Копьеносец») - одна из самых знаменитых статуй античности, воплощает т. н. Канон Поликлета.

Канон Поликлета o Дорифор - это не изображение конкретного спортсмена- победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. o Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. o "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью", писал современник. o Само сочинение «Канон» оказало большое влияние на европейскую культуру, несмотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента.

Канон Поликлета Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста 178 см, параметры статуи, будут таковы: 1. объем шеи - 44 см, 2. груди - 119, 3. бицепса - 38, 4. талии - 93, 5. предплечья - 33, 6. запястья - 19, 7. ягодиц - 108, 8. бедра - 60, 9. колена - 40, 10. голени - 42, 11. лодыжки - 25, 12. ступни - 30 см.

Мирон o Мирон - греческий скульптор середины V в. до н. э. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (к. VI - нач. V в.) o Воплотил идеалы силы и красоты Человека. o Был первым мастером сложных бронзовых отливок. Мирон. Дискобол. 450 лет до н. э. Римская копия. Национальный музей, Рим

Мирон. «Дискобол» o Древние характеризуют Мирона как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. o Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол» , атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массами в Риме.

Скульптурные творения Скопаса o Скопас (420 – ок. 355 г. г. до н. э.), уроженец острова Парос, богатого мрамором. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические. Но от образов V в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил. o Страсть, пафос, сильное движение – главные черты искусства Скопаса. o Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея.

Скульптурные творения Скопаса В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремительном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. В отличие от скульптуры V в. Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Скопас. Менада

Скульптурные творения Скопаса Также известен как зодчий, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. Скопас. Битва с амазонками

Пракситель o Родился в Афинах (ок. 390 – 330 г. г. до н. э.) o Вдохновенный певец женской красоты.

Скульптурные творения Праксителя o Статуя Афродиты Книдской – первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя стояла на берегу полуострова Книд, и современники писали о настоящих паломничествах сюда, чтобы полюбоваться красотой богини, готовящейся войти в воду и сбросившей одежды на стоящую рядом вазу. o Оригинал статуи не сохранился. Пракситель. Афродита Книдская

Скульптурные творения Праксителя В единственной дошедшей до нас в подлиннике скульптора Праксителя мраморной статуе Гермеса (покровителя торговли и путешественников, а также вестника, «курьера» богов) мастер изобразил прекрасного юношу, в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво он глядит на младенца Диониса, которого держит на руках. На смену мужественной красоте атлета приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная. На статуе Гермеса сохранились следы древней раски: краснокоричневые волосы, серебряного цвета повязка. Пракситель. Гермес. Около 330 г. до н. э.

Лисипп o Великий скульптор IV в. до н. э. o o (370- 300 гг. до н. э.). Работал в бронзе, т. к. стремился запечатлеть образы в мимолётном порыве. Оставил после себя 1500 бронзовых статуй, среди которых колоссальные фигуры богов, героев, атлетов. Им присущи пафос, вдохновенье, эмоциональность В подлиннике до нас не дошли. Придворный скульптор Мраморная копия головы А. Македонского

Скульптурные творения Лисиппа o В этой скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка Геракла со львом. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. 4 век до н. э. Римская копия Эрмитаж, Санкт-Петербург

Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп стремился максимально приблизить свои образы к действительности. o Так, атлетов он показывал не в момент наивысшего напряжения сил, а, как правило, в момент их спада, после состязания. Именно так представлен его Апоксиомен, счищающий с себя песок после спортивного боя. У него усталое лицо, слипшиеся от пота волосы. Лисипп. Апоксиомен. Римская копия, 330 г. до н. э.

Скульптурные творения Лисиппа o Пленительный Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен Лисиппом как бы в состоянии крайнего утомления, ненадолго присевшим на камень и готовым в следующую секунду бежать дальше в своих крылатых сандалиях. Лисипп. «Отдыхающий Гермес»

Скульптурные творения Лисиппа o Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее, чем у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры). Лисипп. «Геракл Фарнезский»

Леохар Его творчество являет собой прекрасную попытку запечатлеть классический идеал красоты человека. В его произведениях не только совершенство образов, а мастерство и техника исполнения. Аполлон считается одним из лучших произведений Античности. Леохар. Аполлон Бельведерский. 4 в до н. э. Римская копия. Музеи Ватикана

Греческая скульптура Итак, в греческой скульптуре выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.

Ника Самофракийская Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы. Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев. Ника Самофракийская 2 век до н. э. Лувр, Париж Мрамор

Ника, развязывающая сандалию Богиня изображена развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм Мрамор. Афины

Венера Милосская 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Иоргос копнул рядом - тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю. Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора. Это и была Венера. Агесандр. Венера Милосская. Лувр. 120 г до н. э.

Лаокоон и его сыновья Лаокоон, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я. . . " (. . . Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!. .) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет. . . Лаокоон, и кто ж тебя услышал? ! Вот мальчики твои. . . Они. . . не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

древнегреческая скульптура классика

Древнегреческая скульптура периода Классики

Говоря об искусстве древних цивилизаций, в первую очередь мы вспоминаем и изучаем искусство Древней Греции, и в особенности ее скульптуру. Поистине в этой маленькой прекрасной стране, этот вид искусства поднялся на такую высоту, что и по сей день считается во всем мире эталоном. Изучение скульптур Древней Греции позволяет нам лучше понять мировоззрение греков, их философию, идеалы и стремления. В скульптуре как нигде больше проявляется отношение к человеку, который в Древней Греции был мерой всех вещей. Именно скульптура дает нам возможность судить о религиозных, философских и эстетических представлениях древних греков. Все это позволяет лучше понять причины такого подъема, развития и падения этой цивилизации.

Развитие Древнегреческой цивилизации делится на несколько этапов - эпох. Сначала, вкратце, я расскажу о эпохе Архаике, так как она предшествовала эпохе классической и «задала тон» в скульптуре.

Период архаики - это начало, становления древнегреческой скульптуры. Эта эпоха так же делилась на раннюю архаику (650 - 580 гг. до н. э.), высокую (580 - 530 гг. до н. э.), и позднюю (530 - 480 гг. до н. э.). Скульптура - была воплощением идеального человека. Она возносила его красоту, физическое совершенство. Ранние одиночные скульптуры представлены двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

Скульптура этой эпохи была очень похожа на египетские. И это не удивительно: греки, знакомясь с египетской культурой и культурами других стран Древнего Востока, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали сходства ними. В скульптуре соблюдались определенные каноны, поэтому они были весьма геометричны и статичны: человек делает шаг вперед, плечи расправлены, а руки опущены вдоль тела, на губах всегда играет глуповатая улыбка. Кроме того скульптуры были раскрашены: волосы золотистые, глаза голубые, щеки розовые.

В начале классической эпохи эти каноны еще действуют, но позднее автор начинает отходить от статики, у скульптуры появляется характер, и часто происходит событие, действие.

Классическая скульптура - это вторая эпоха развития древнегреческой культуры. Она так же делиться на этапы: ранняя классика или строгий стиль (490 - 450 гг. до н.э), высокая (450 - 420 гг. до н.э.), богатый стиль (420 - 390 гг. до н.э.), поздняя классика (390 - ок. 320 гг. до н.э.).

В эпоху ранней классики происходит некое жизненное переосмысление. Скульптура приобретает героический характер. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового, интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

Все это происходит на фоне войны с персами, и именно это война так изменила древнегреческое мышление. Культурные центры были смещены и теперь это города Афины, Северный Пелопоннес и греческий Запад. К тому времени Греция достигла высшей точки экономического, политического и культурного подъема. Афины заняли ведущее место в союзе греческих городов. Греческое общество было демократично, построенное на началах равной активности. Все мужчины, населяющие Афины, кроме рабов, были равноправными гражданами. И все они пользовались избирательным правом, и могли избираться на любую государственную должность. Греки находились в согласии с природой и не подавляли свои естественные стремления. Все что делалось греками - было достоянием народа. Статуи стояли в храмах и на площадях, на палестрах и на берегу моря. Они присутствовали на фронтонах, в украшениях храмов. Как и в эпоху архаики скульптуры окрашивались.

К сожалению, греческая скульптура дошла до нас в основном в обломках. Хотя, по утверждению Плутарха в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Многие статуи дошли до нас в Римских копиях. Но они весьма грубы по сравнению с греческими оригиналами.

Один из самых известных скульпторов ранней классики - Пифагор Регийский. До нас дошло мало его произведений, и работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос. Сохранилась несколько римских копий его скульптур: «Мальчик, вынимающий занозу», «Гиацинт» и др. Кроме того, ему приписывают, найденную в Дельфах, знаменитую бронзовую статую «Возничий». Пифагор Регийский создал несколько бронзовых статуй атлетов-победителей Олимпийских и Дельфийских игр. И ему принадлежат статуи Аполлон - Пифоноубийца, Похищение Европы, Этеокл, Полиник и Раненый Филоктет.

Известно, что Пифагор Регийский был современником и соперником Мирона. Это еще один известный скульптор того времени. И прославился он как величайший реалист и знаток анатомии. Но при всем этом Мирон не умел придать лицам своих работ жизнь и выражение. Мирон создавал статуи атлетов - победителей соревнований, воспроизводил известных героев, богов и животных, особенно великолепно изображал трудные позы, которые выглядели очень реалистично.

Самый лучший пример такой его скульптуры - знаменитый на весь мир «Дискобол». Древние писатели так же упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной. Эта знаменитая скульптурная группа, дошла до нас в нескольких своих копиях. Помимо людей, Мирон так же изображал и животных, особенно известны его изображение «Коровы».

Главным образом Мирон работал в бронзе, его произведения не сохранились и известны по свидетельствам античных авторов и римским копиям. Он был также мастером торевтики - делал металлические кубки с рельефными изображениями.

Еще один известный скульптор этого периода - Каламид. Он исполнял мраморные, бронзовые и хризэлефантинные статуи, причём изображал преимущественно богов, женские героические фигуры и коней. Об искусстве Каламида можно судить по дошедшей до нас копии позднейшего времени с исполненной им для Танагры статуи Гермеса, несущего барана. Фигура самого бога исполнена в архаическом стиле, со свойственными этому стилю неподвижностью позы и симметричностью расположения членов; но баран, которого несёт Гермес, уже отличается некоторой жизненностью.

Кроме этого к памятникам древнегреческой скульптуры ранней классики относятся фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. Другое значительное произведение ранней классики -- так называемый «Трон Людовизи». Это трехсторонний мраморный алтарь с изображением рождения Афродиты, по сторонам алтаря - гетеры и невесты, символизировавшие разные ипостаси любви или образы служения богине.

Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона. Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия.

Фидий -- один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Возглавляемая им аттическая школа скульптуры занимала ведущее место в искусстве высокой классики.

Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны -- на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Шея богини была очень длинна. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна. Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета.

Большинство его работ не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной. Да и их было такое количество, что то, что осталось это уже много. Самые знаменитые работы Фидия -- Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике -- золото и слоновая кость.

Статуя Зевса в высоту, вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом в левой руке, статуя богини Ники в правой и венок на голове сделаны из золота. Зевс сидит на троне, на ножках трона изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками.

Афина Парфенонс была, так же как и статуя Зевса, огромной и выполнена в хрисоэлефантинной технике. Только богиня, в отличие от своего отца не восседала на троне, а стояла в полный рост. «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке -- копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно -- Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня: средний со сфинксом, боковые с грифонами. Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней -- борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Хитон богини, ее щит, сандалии, шлем и украшения - все сделано из золота.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале -- предмет многочисленных споров. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Афина Промахос -- колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 18,5 метров и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. К сожалению, эта бронзовая богиня не дожила до наших дней. И знаем мы о ней только из летописных источников.

Афина Лемния -- бронзовая статуя богини Афины, созданная Фидием тоже известна нам по копиям. Это бронзовая статуя, изображает богиню, опирающуюся на копье. Названа -- от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена.

Раненая Амазонка, статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской. Кроме вышеперечисленных скульптур, Фидию приписывают и другие, по стилевому сходству: статуя Деметры, статуя Коры, рельеф из Элевсина, Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы), Гермес Людовизи, Тибрский Аполлон, Кассельский Аполлон.

Несмотря на талант, или вернее божественный дар, Фидия отношение его с жителями Афин были совсем не теплыми. Как пишет Плутарх, в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла (афинский политический деятель, знаменитый оратор и полководец).

«Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

Поликлет Старший -- древнегреческий скульптор и теоретик искусства, современник Фидия. В отличие от Фидия он не был столь масштабен. Однако его скульптура носит определенный характер: Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Он первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия -- его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной. Пример тому служит известная статуя Поликлета «Дорифор» (копьеносец). Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета». Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица - одной десятой всей фигуры. Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. "Канон Поликлета" - теоретический трактат скульптора, создан Поликлетом для того, чтобы другие художники пользовались им. И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Кроме копьеносца известны и другие работы скульптора: «Диадумен» («Юноша, повязывающий повязку»), «Раненая амазонка», колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия, «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). К сожалению, эти скульптуры сохранились лишь в древнеримских копиях.

На этапе «Богатый стиль» нам известны имена таких скульпторов как Алкамен, Агоракрит, Каллимах и др.

Алкамен, греческий скульптор, ученик, соперник и преемник Фидия. Считалось, что Алкамен не уступает Фидию, и после смерти последнего, он стал ведущим скульптором в Афинах. Его Гермес в виде гермы (столба, увенчанного головой Гермеса) известен во многих копиях. Рядом, около храма Афины Ники, находилась статуя Гекаты, представлявшая собой три соединенные спинами фигуры. На акрополе Афин найдена также принадлежащая Алкамену группа -- Прокна, занесшая нож над своим сыном Итисом, который ищет спасения в складках ее одежды. В святилище на склоне Акрополя находилась принадлежащая Алкамену статуя сидящего Диониса. Алкамен создал также статую Ареса для храма на агоре и статую Гефеста для храма Гефеста и Афины.

Алкамен победил Агоракрита в конкурсе на создание статуи Афродиты. Однако еще более прославлена сидящая "Афродита в садах", у северного подножия Акрополя. Она изображена на многих краснофигурных аттических вазах в окружении Эроса, Пейто и других воплощений счастья, которое приносит любовь. Часто повторявшаяся античными копиистами голова, именуемая "Сафо", была, возможно, скопирована с этой статуи. Последнее произведение Алкамена -- колоссальный рельеф с Гераклом и Афиной. Вероятно, вскоре после этого Алкамен умер.

Агоракрит тоже был учеником Фидия, и как утверждают любимым. Он, так же как и Алкамен участвовал в создании фриза Парфенона. Два самых знаменитых произведения Агоракрита -- культовая статуя богини Немесиды (переделанная после поединка с Алкаменом Афина), подарена Рамносскому храму и статуя Матери богов в Афинах (иногда приписывалась Фидию). Из упоминаемых античными авторами произведений лишь статуи Зевса-Аида и Афины в Коронее, несомненно, принадлежали Агоракриту. Из его работ сохранилась лишь часть головы колоссальной статуи Немесиды и фрагменты рельефов, украшавших основание этой статуи. Согласно Павсанию, на основании были изображены молодая Елена (дочь Немесиды), с вскормившей ее Ледой, мужем Менелаем и другими родственниками Елены и Менелая.

Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденций.

Скопас - один из крупнейших скульпторов этого периода. Скопас, сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, насыщает свои произведения драматизмом, он раскрывает сложных чувства и переживаний человека. Герои Скопаса, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Однако Скопас вводит в искусство скульптуры темы страдания, внутреннего надлома. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее. Пластика, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм происходящего.

Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его Менада (Вакханка), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.

Образы Скопаса то глубоко задумчивы, как юноша с надгробия реки Илисса, то живые и страстные.

В подлиннике сохранился фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками.

Воздействие искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, и его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника - Праксителя.

В своем творчестве Пракситель обращается к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир.

Изображая гармонически развитых, прекрасных героев, Пракситель также обнаруживает связи с искусством высокой классики, однако его образы утрачивают тот героизм и монументальное величие произведений эпохи расцвета, однако приобретают более лирически-утонченный и созерцательный характер.

С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом». Изящный изгиб фигуры, непринужденная поза отдыха молодого стройного тела, прекрасное, одухотворенное лицо Гермеса переданы с большим мастерством.

Пракситель создал новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты, которая изображена в тот момент, когда, сняв одежду, она собирается вступить в воду. Хотя скульптура предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. «Афродита Книдская» вызывала множество повторений в последующие времена, но ни одно из них не могло сравниться с оригиналом.

Скульптура «Аполлона Сауроктона» - изображение изящного мальчика подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу. Пракситель переосмысляет мифологические образы, в них появляются черты повседневной жизни, элементы жанра.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре, последней трети IV в. до н. э., эти связи все более ослабевают.

Большое значение в общественно-политической жизни древнего мира приобретает Македония. Так же как и война с Персами изменила и переосмыслила культуру Греции в начале V в. до н. э. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начинается новый этап в развитии античного общества - период эллинизма. Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами.

Лисипп - последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40-30-е гг. V в. до н. э., во времена правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний человека. Он начал вносить более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно - выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры.

Свое понимание образа человека Лисипп воплотил в скульптуре юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, - «Апоксиомен», которого он изображает не в момент напряжения сил, а в состоянии усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти скульптуру. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль.

Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот. Таково изображение отдыхающего Гермеса.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Наиболее примечательна мраморная голова Александра, в которой передана его сложная, противоречивая натура.

Искусство Лисиппа занимает пограничную зону на рубеже эпох классики и эллинизма. Оно еще верно классическим концепциям, но уже подрывает их изнутри, создавая почву для перехода к чему-то иному, более раскованному и более прозаическому. В этом смысле показательна голова кулачного бойца, принадлежащая не Лисиппу, а, возможно, его брату Лисистрату, который тоже был скульптором и, как говорили, первым стал пользоваться для портретов масками, снятыми с лица модели (что было широко распространено в Древнем Египте, но греческому искусству совершенно чуждо). Возможно, с помощью маски была сделана и голова кулачного бойца; она далека от канона, далека и от идеальных представлений о физическом совершенстве, которое эллины воплощали в образе атлета. Этот победитель в кулачном бою нимало не похож на полубога, просто развлекатель праздной толпы. Лицо его грубо, нос расплющен, уши распухли. Такого типа «натуралистические» изображения стали впоследствии распространенными в эллинизме; еще более неприглядного кулачного бойца изваял аттический скульптор Аполлоний уже в I веке до н. э.

То, что заранее бросало тени на светлый строй эллинского миросозерцания, наступило в конце 4 века до н. э.: разложение и гибель демократического полиса. Начало этому было положено возвышением Македонии, северной области Греции, и фактическим захватом всех греческих государств македонским царем Филиппом II.

Александр Македонский еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры. Его воспитателем был великий философ Аристотель, придворными художниками -- Лисипп и Апеллес. Это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции оказывали божеские почести. Непривычные к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: «Ну, если Александр хочет быть богом -- пусть будет» -- и официально признали его сыном Зевса. Однако Греческая демократия, на которой выросла ее культура, умерла при Александре и после его смерти не возродилась. Вновь возникшее государство были уже не греческим, а греко-восточным. Наступила эпоха эллинизма -- объединение под эгидой монархии эллинской и восточной культур.

Античная скульптура

ЭРМИТАЖ

Афродита


Афродита

Афродита (Венера Таврическая)
Описание:
Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела - всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V - IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции - высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Италия. Античная скульптура в музее Ватикана.

Иосиф Бродский

Торс

Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы, -
все, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это - конец вещей, это - в конце пути
зеркало, чтоб войти.

Встань в свободную нишу и, закатив глаза,
смотри, как проходят века, исчезая за
углом, и как в паху прорастает мох
и на плечи ложится пыль - этот загар эпох.
Кто-то отколет руку, и голова с плеча
скатится вниз, стуча.

И останется торс, безымянная сумма мышц.
Через тысячу лет живущая в нише мышь с
ломаным когтем, не одолев гранит,
выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит
через дорогу, чтоб не прийти в нору
в полночь. Ни поутру.

10 тайн знаменитых скульптур

Молчание великих статуй хранит множество секретов. Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

1. Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

2. Цветная Античность

«Август из Прима-Порта», античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

3. Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене — одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

4. «Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.
Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

5. Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя — один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

6. Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.
Смерть, вдохновившая на творчество

7. «Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти.

8. Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.
Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

9. Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

«Ника Самофракийская», II в. до н.э.
Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

10. Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768-1770 г.
Медный всадник — памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

*****

Греция и искусство - понятия нерасторжимые. В многочисленных археологических музеях можно увидеть античные скульптуры и бронзовые статуи, многие из которых были подняты со дна Эгейского моря. В местных краеведческих музеях выставлены ремесленные и текстильные изделия, а лучшие афинские музеи не уступают художественным галереям в других странах Европы.

Афины, Археологический музей Пирея.
Происхождение:Статуя была обнаружена в числе других в 1959 г. в Пирее, на пересечении улиц Георгиу и Филона в кладовой комнате неподалеку от античной гавани. Скульптура была укрыта в этом помещении от войск Суллы в 86 г. до н. э.
Описание:Бронзовая статуя Артемиды
Этот тип мощной женской фигуры первоначально определяли как поэтессу или музу из скульптурных композиций Силаниона. Данная статуя идентифицируется как изображение Артемиды по наличию перевязи для колчана на спине, а также по расположению пальцев руки, в которой находился лук. Эту работу клиссицизирующего стиля приписывают Эвфранору на основании ее сходства с Аполлоном Патросом на Агоре.

Древнегреческая скульптура – это ведущий эталон в мировом скульптурном искусстве, который продолжает вдохновлять современных скульпторов на создание художественных шедевров. Частыми темами скульптур и лепных композиций древнегреческих скульпторов были битвы великих героев, мифология и легенды, правители и древнегреческие боги.

Особенное развитие греческая скульптура получила в период с 800 до 300 лет до н. э. Эта область скульптурного творчества питала раннее вдохновение из египетского и ближневосточного монументального искусства и через столетия превратилась в уникальное греческое видение формы и динамики человеческого тела.

Греческие художники и скульпторы достигли вершины художественного мастерства, которое захватывало неуловимые черты человека и демонстрировало их таким образом, каким больше никто и никогда не смог показать. Греческие скульпторы особенно интересовались пропорцией, уравновешенностью и идеализированным совершенством человеческого тела, а их фигуры из камня и бронзы стали одними из самых узнаваемых произведений искусства, когда-либо созданных любой цивилизацией.

Зарождение скульптуры в Древней Греции

С 8-го века до нашей эры архаическая Греция наблюдала рост производства мелких твердых фигур из глины, слоновой кости и бронзы. Несомненно, древесина также была широко используемым материалом, но ее восприимчивость к эрозии не позволяла изготавливать деревянные изделия массово, так как они не проявляли необходимой долговечности. Бронзовые фигуры, человеческие головы, мифические чудовища, и в частности грифоны, использовались в качестве декоративного оформления и ручек к бронзовым сосудам, котлам и чашам.

По стилю греческие человеческие фигуры имеют выразительные геометрические линии, которые часто можно встретить на керамических изделиях того времени. Тела воинов и богов изображаются с удлиненными конечностями и треугольным торсом. Также нередко древнегреческие творения украшают фигуры животных. Многие из них были найдены по всей Греции в местах убежищ, таких как Олимпия и Дельфы, что свидетельствует об их общей функции в качестве оберегов и предметов поклонения.


Фото:

Самые древние греческие каменные скульптуры из известняка относятся к середине VII века до нашей эры и были найдены в Тере. В этот период все чаще появляются и бронзовые фигуры. С точки зрения замысла автора, сюжеты скульптурных композиций становились все более сложными и амбициозными и уже могли изображать воинов, сцены из битв, спортсменов, колесницы и даже музыкантов с инструментами того периода.

Мраморная скульптура появляется в начале VI века до нашей эры. Первые монументальные мраморные статуи в натуральную величину выполняли функцию памятников, посвященных героям и знатным особам, либо располагались в святилищах, в которых проводилось символическое служение богам.

Самые ранние, найденные на территории Греции, крупные каменные фигуры изображали молодых мужчин, одетых в женские одежды, которых сопровождала корова. Скульптуры были статичными и грубыми, как в египетских монументальных статуях, руки располагались прямо по бокам, ноги были почти вместе, а глаза смотрели прямо вперед без какого-либо особого выражения лица. Эти довольно статичные фигуры медленно эволюционировали путем детализации образа. Талантливые мастера делали акценты на мельчайшие детали образа, такие как волосы и мышцы, благодаря чему фигуры начали оживать.

Характерной позой для греческих статуй стала позиция, в которой руки слегка согнуты, что придает им напряжение мускул и вен, а одна нога (обычно правая) немного продвинута вперед, давая ощущение динамического движения статуи. Так появились первые реалистичные изображения человеческого тела в динамике.


Фото:

Роспись и окрашивание древнегреческой скульптуры

К началу 19 века систематические раскопки древнегреческих памятников позволили обнаружить множество скульптур со следами многоцветных поверхностей, некоторые из которых были все еще видны. Несмотря на это, влиятельные историки искусства, такие как Иоганн Иоахим Винкельман, так сильно возражали против идеи раскрашенной греческой скульптуры, что сторонники расписных статуй были названы эксцентриками и их взгляды были в значительной степени подавлены на протяжении более века.

Только в опубликованных научных статьях немецкого археолога Виндзеника Бринкмана в конце 20-го и начале 21-го века было описано открытие ряда известных древнегреческих скульптур. Используя лампы высокой интенсивности, ультрафиолетовый свет, специально разработанные камеры, гипсовые отливки и некоторые порошкообразные минералы, Бринкманн доказал, что весь Парфенон, включая его основную часть, а также статуи были окрашены в разные цвета. Далее он химическими и физическими способами проанализировал пигменты оригинальной краски, чтобы определить ее состав.

Бринкманн создал несколько расписанных разными цветами копий греческих статуй, которые отправились в тур по всему миру. В коллекции были представлены копии многих произведений греческой и римской скульптуры, чем автор продемонстрировал, что практика живописи скульптуры была нормой, а не исключением в греческом и римском искусстве.

Музеи, в которых выставлялись экспонаты, отмечали большой успех выставки среди посетителей, что связано с некоторым несоответствием привычных белоснежных греческих атлетов и тех ярких статуй, которыми они были на самом деле. Среди мест проведения выставки – музей Глиптотека в Мюнхене, Ватиканский музей и Национальный археологический музей в Афинах. Коллекция организовала свой американский дебют в Гарвардском университете осенью 2007 года.


Фото:

Этапы становления греческой скульптуры

Развитие скульптурного искусства в Греции прошло несколько значимых этапов. Каждый из них отразился на скульптуре своими характерными особенностями, заметными даже непрофессионалам.

Геометрический этап

Считается, что самое раннее воплощение греческой скульптуры было в виде деревянных культовых статуй, впервые описанных Павсанием. Никаких подтверждений этому не сохранилось, и описания их расплывчаты, несмотря на то, что они были, вероятно, объектами почитания на протяжении сотен лет.

Первое реальное свидетельство греческой скульптуры было найдено на острове Эвбея и датировано 920 г. до н. Это была статуя лефканди-кентавра руки неизвестного скульптура из терракоты. Статуя была собрана по частям, так как была преднамеренно разбита и захоронена в двух отдельных могилах. Кентавр имеет четко выраженную отметину (рану) на своем колене. Это позволило исследователям предположить, что статуя может изображать Хирона, раненного стрелой Геракла. Если это действительно так, это можно считать самым ранним известным описанием мифа в истории греческой скульптуры.

Скульптуры геометрического периода (приблизительно 900 до 700 г. до н. э.) были небольшими статуэтками из терракоты, бронзы и слоновой кости. Типичные скульптурные произведения этой эпохи представлены множеством примеров конной статуи. Однако сюжетный репертуар не ограничивается мужчинами и лошадьми, поскольку некоторые найденные примеры статуи и лепнины того времени изображают образы оленей, птиц, жуков, зайцев, грифонов и львов.

На геометрической скульптуре раннего периода нет надписей до появления статуи Мантиклоса «Аполлон» начала VII века до нашей эры, найденного в Фивах. Скульптура представляет собой фигуру стоящего человека, у ног которой начертана надпись. Эта надпись – своеобразное наставление помогать друг другу и отвечать добром на добро.

Архаический период

Вдохновленные монументальной каменной скульптурой Египта и Месопотамии, греки снова начали высекать в камне. Отдельные фигуры разделяют твердость и лобовую стойку, характерную для восточных моделей, но их формы более динамичны, чем у египетской скульптуры. Примером скульптур этого периода служат статуи леди Осер и торс Геры (ранний архаический период – 660-580 гг. до н. э., выставляется в Лувре, в Париже).


Фото:

Такие фигуры имели одну характерную особенность в выражении лица – архаическую улыбку. Это выражение, которое не имеет конкретной уместности для изображаемого человека или ситуации, возможно, было инструментом художника, позволяющим придать фигурам одушевленность и «живость».

В этот период в скульптуре преобладали три типа фигур: стоящий обнаженный юноша, стоящая девушка, облаченная в традиционный греческий наряд, и сидящая женщина. Они подчеркивают и обобщают основные черты человеческой фигуры и показывают все более точное понимание и знание анатомии человека.

Древнегреческие статуи обнаженных юношей, в частности знаменитый Аполлон, нередко были представлены в огромных размерах, что должно было показать могущество и мужскую силу. В этих статуях намного больше видны детали мускулатуры и скелетной структуры, чем в ранних геометрических работах. У облаченных же в одежды девушек имеется широкий диапазон выражений лица и поз, как в скульптурах Афинского Акрополя. Их драпировка вырезана и раскрашена с деликатностью и тщательностью, характерной для деталей скульптуры этого периода.

Греки очень рано решили, что человеческая фигура – самый важный предмет художественных усилий. Достаточно вспомнить, что их боги имеют человеческий облик, а значит, не было различий между священным и светским в искусстве – человеческое тело было и светским, и священным одновременно. Мужская обнаженная фигура без привязки к персонажу могла бы также легко стать Аполлоном или Гераклом, или изображать могучего олимпийца.

Как и в случае с керамикой, греки не производили скульптуру только для художественного показа. Статуи создавались на заказ либо аристократами и вельможами, либо государством, и использовались для общественных мемориалов, для оформления храмов, оракулов и святилищ (что часто доказывают древние надписи на статуях). Также греки использовали скульптуры как памятники для могил. Статуи в архаический период не были предназначены для представления конкретных людей. Это были изображения идеальной красоты, благочестия, чести или жертвы. Именно поэтому скульпторы всегда создавали скульптуры молодых людей, начиная от подросткового возраста до ранней зрелости, даже когда они были размещены на могилах (предположительно) пожилых граждан.

Классический период

Классический период сделал революцию в греческой скульптуре, иногда ассоциированную историками с радикальными изменениями в общественно-политической жизни – введение демократии и конец аристократической эпохи. Классический период принес с собой изменения в стиле и функции скульптуры , а также резкое увеличение технического мастерства греческих скульпторов в изображении реалистичных человеческих форм.


Фото:

Позы также стали более натуральными и динамичными, особенно в начале периода. Именно в это время греческие статуи стали все чаще изображать реальных людей, а не смутные интерпретации мифов или полностью вымышленных персонажей. Хотя стиль, в котором они были представлены, еще не превратился в реалистичную форму портрета. Статуи Гармодиуса и Аристогейтона, созданные в Афинах, символизируют свержение аристократической тирании и, по мнению историков, становятся первыми общественными памятниками, которые показывают фигуры реальных людей.

В классическом периоде также наблюдался расцвет лепного искусства и использование скульптур в качестве украшений зданий. Характерные храмы классической эпохи, такие как Парфенон в Афинах и Храм Зевса в Олимпии, использовали рельефную лепку для декоративных фризов, украшения стен и потолков. Сложная эстетическая и техническая задача, стоявшая перед скульпторами того периода, способствовала созданию скульптурных инноваций. Большинство работ того периода сохранились только в виде отдельных фрагментов, например лепной декор Парфенона сегодня частично находится в Британском музее.

Похоронная скульптура сделала в этот период огромный скачок – от жестких и безличных статуй архаического периода до очень личных семейных групп классической эпохи. Эти памятники обычно встречаются в пригородах Афин, которые в древние времена были кладбищами на окраине города. Хотя некоторые из них изображают «идеальные» типы людей (тоскующую мать, послушного сына), они все чаще становятся олицетворением настоящих людей и, как правило, показывают, что ушедший достойно покидает этот мир, оставляя семью. Это заметное повышение уровня эмоций относительно архаических и геометрических эпох.

Другое заметное изменение – расцвет творчества талантливых скульпторов, имена которых вошли в историю. Вся информация, известная о скульптурах в архаический и геометрический периоды, сосредоточена на самих работах, и ​​редко уделяется внимание их авторам.

Эллинистический период

Переход от классического к эллинистическому (или греческому) периоду произошел в IV веке до нашей эры. Греческое искусство становилось все более разнообразным под влиянием культур народов, вовлеченных в греческую орбиту, завоеваний Александра Македонского (336-332 гг. до н. э.). По мнению некоторых искусствоведов, это привело к снижению качества и оригинальности скульптуры, однако люди того времени, возможно, не разделяли это мнение.

Известно, что многие скульптуры, ранее считавшиеся гениями классической эпохи, на самом деле творили именно в эллинистический период. Технические возможности и талант эллинистических скульпторов очевидны в таких крупных работах, как Крылатая Победа Самофракии и Пергамонский Алтарь. Новые центры греческой культуры, особенно в скульптуре, развивались в Александрии, Антиохии, Пергаме и других городах. К II столетию до нашей эры растущая сила Рима также поглотила большую часть греческой традиции.


Фото:

В этот период скульптура снова испытала сдвиг в сторону натурализма. Героями для создания скульптур теперь становились обычные люди – мужчины, женщины с детьми, животные и домашние сцены. Многие из творений того периода были заказаны богатыми семьями для украшения их домов и садов. Были созданы реалистичные фигуры мужчин и женщин всех возрастов, и скульпторы больше не чувствовали себя обязанными изображать людей как идеалы красоты или физического совершенства.

В то же время новые эллинистические города, возникшие в Египте, Сирии и Анатолии, нуждались в статуях, изображающих богов и героев Греции для их храмов и общественных мест. Это привело к тому, что скульптура, как и керамическое производство, стала отраслью с последующей стандартизацией и некоторым снижением качества. Именно поэтому до наших дней дошло гораздо больше эллинистических творений, чем эпохи классического периода.

Наряду с естественным сдвигом в сторону натурализма произошел также сдвиг в выражении и эмоциональном воплощении скульптур. Герои статуй начали выражать больше энергии, мужества и силы. Простой способ оценить этот сдвиг в выражениях – сравнить наиболее известные творения, созданные в эллинистический период со скульптурами классического этапа. Одним из самых известных шедевров классического периода считается скульптура «Перевозчик Дельфы», выражающая смирение и покорность. В то же время скульптуры эллинистического периода отражают силу и энергию, что особенно ярко выражено в работе «Жокей Артемисии».

Самые известные в мире эллинистические скульптуры – Крылатая Победа Самофракии (I век до нашей эры) и статуя Афродиты с острова Мелос, более известная как Венера Милосская (середина II века до нашей эры). Эти статуи изображают классические сюжеты и темы, но их исполнение гораздо более чувственно и эмоционально, чем допускал суровый дух классического периода и его технические навыки.


Фото:

Эллинистическая скульптура также была подвержена увеличению масштабов, кульминацией которого стал Колосс Родосский (конец III века), который, как полагают историки, по размеру был сравним со Статуей Свободы. Чреда землетрясений и грабежей уничтожила это наследие Древней Греции, как многие другие крупные работы этого периода, существование которых описывается в литературных произведениях современников.

После завоеваний Александра Великого греческая культура распространилась до Индии, что показали раскопки Ай-Ханума в восточном Афганистане. Греко-буддийское искусство представляло собой промежуточный этап между греческим искусством и визуальным выражением буддизма. Открытия, сделанные с конца 19-го века относительно древнего египетского города Гераклема, позволили обнаружить остатки статуи Исиды, созданной еще в IV веке до н.э.

Статуя необычайно чувственно и тонко изображает египетскую богиню. Это нехарактерно для скульпторов той местности, ведь изображение детализировано и женственно, что символизирует сочетание египетских и эллинистических форм во времена завоевания Александром Великим Египта.

Древнегреческая скульптура – прародительница всего мирового искусства! До сих пор шедевры Древней Греции привлекают миллионы туристов и ценителей искусства, стремящихся прикоснуться к красоте и таланту, не подверженным времени.