Самопрезентация личности в деловых коммуникациях. Самопрезентация как форма устного делового общения. Имидж деловой женщины

«Искусство делового общения» - Подведение итогов переговоров. Политическая компетентность. Деловые переговоры как основная форма делового общения. Деловой этикет включает две группы правил. Обмен предметами и продуктами. Переговоры. Подготовка переговоров. Цели и задачи курса. Пускать все на самотек. Способы воздействия партнеров друг на друга.

«Деловое общение» - В деловых встречах и переговорах переводчик находится в своеобразном положении. По данным психологов, тон, интонация могут нести до 40% информации. Деловой этикет переводчика. Нужно только обращать внимание на подобные "мелочи" во время телефонного разговора. А с другой стороны, многие до "господ" явно не доросли из-за своего нищенского существования.

«Психология делового общения» - Роль социального статуса. В деловом общении манипуляция – обычная вещь. Способы установления психологического контакта. Конструктивное деловое общение. Психология делового общения. Гуманистический стиль общения. Принципы делового этикета. Особенности межличностного взаимодействия в ДО. Любезность, доброжелательность и приветливость.

«Особенности деловой коммуникации» - Каким должен быть оратор. Эффектное начало выступления. Виды монологического делового общения. Публичное выступление. Как закончить выступление. Роль жестов в выступлении. Требования к публичной речи. Как построить вступление. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Подготовка к публичной речи.

«Особенности делового общения» - Согласие и несогласие. Дела «о`кей». Жители Мальты. Межкультурный аспект устного делового общения. Отказ разговаривать с человеком. Особенности речевого этикета. Выражения приветствия и прощания. Необходимо учитывать реакцию партнеров. Деловая коммуникация. Дистанциирование. «Да ты с ума сошел». Жест.

«Деловое поведение» - Вопросы и ответы, обеспечивающие продуктивный внешний диалог. Потребности в безопасности. Концентрация внимания. 1.Лидерство. 2. Отзывчивость. 3. Стрессоустойчивость. 4. Коммуникативные умения. Императивное общение. Конференция – мероприятие с числом участников, превышающим несколько десятков человек.

Всего в теме 9 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты изучения самопрезентации в современной психологической науке. Взаимосвязь мотивации самовыражения и самовосприятия. Первое впечатление: оценка внешнего вида и "языка тела". Гендерные различия в самопрезентации и их социализация.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Психологическая типология К.Г. Юнга. Экстравертная и интровертная установки личности, их особенности и характеристика. Особенности проявления базовых типов личностей в деловом общении. Типологии личности, построенные на основе акцентуаций характера.

    презентация , добавлен 18.10.2016

    Понятие самопрезентации и ее реализация у подростков, значение в социализации формирующейся личности. Сущность теорий самопрезентации. Влияние индивидуально-психологических особенностей подростка на выбор стратегий и тактик визуальной самоподачи.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Роль "Я-концепции" в формировании имиджа. Формула самооценки Джеймса. Четыре мини-технологии самопрезентации. Приёмы создания внешнего облика телеведущего. Социально-психологические механизмы влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Манипулирование в общении, основные виды. Перечень источников, создающих преимущество манипулятору по Е.Л. Доценко. Организационно-процедурные, логико-риторические и личностные приёмы воздействия. "Личностные уловки" по Г.В. Грачёву и И.К. Мельнику.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Обман как социальный психологический феномен, оказывающий существенное влияние на характер межличностных отношений. Элементы, средства и методы обмана в деловом общении. Соотношение обмана с понятиями "неискренность" и "ложь", признаки обмана и лжи.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Наиболее важные факторы, обуславливающие (детерминирующие) ролевое поведение в деловом общении. Разнообразие социальных ролей. Факторы макросреды, влияющие на человеческое поведение. Понятие социальных стереотипов. Имидж и харизма, их характеристика.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2013

    Роль самопрезентации и делового стиля в переговорном процессе. Экспериментальное исследование этого явления на примере профессиональной деятельности социальных работников. Методические рекомендации по совершенствованию инструментов самопрезентации.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

При ведении деловых переговоров самопрезентация занимает одно из ключевых мест, поскольку сегодня на перенасыщенном конкурентном рынке соперничество ведется не столько между товарами и производителями, сколько между имиджами и лицами представителей.

Сформированный при личном общении между партнерами положительный Я-образ обеих сторон дает девяностопроцентную гарантию плодотворного сотрудничества. И только десять процентов информации, влияющей на успех, будет о товаре или услуге.

Но это не значит, что самопрезентация в переговорах – это бесконечный рассказ о себе. В процесс создания положительного мнения включается ряд вербальных и , помогающих создать качественное первое впечатление.

Такой психологический феномен, как самопрезентация, включает в себя весь процесс деловой коммуникации, внешний вид, тембр и громкость голоса, взгляд и многое другое.

Факторы, влияющие на первое впечатление

Условно все факторы, влияющие на первое впечатление, можно разделить на следующие категории:

– Визуальные
– Коммуникативные
– Качественные
– Эмоционально-чувственные

Визуальные факторы работают на создание первого впечатления еще до того, как люди начинают говорить. С точки зрения психологии по эффекту айсберга люди создают впечатление друг о друге, даже просто проходя мимо по улице, составляя на основе визуальных впечатлений полное представление о другом человеке в течение десяти секунд.

Продуманный внешний вид - это основа удачной самопрезентации

Существует несколько достаточно простых, но действенных рекомендаций по поводу внешнего вида участника деловых переговоров.

1. Гардероб.

Одежда должна быть идеально подобрана по размеру и фасону, и, кроме прочего, соответствовать ситуации. Деловой стиль предполагает простой костюм двойку с блузой. Для женщин идеальна юбка длиной до колена, она подчеркнет женственность, и при этом позволит остаться в допустимых рамках приличия. Не стоит увлекаться обтягивающими вещами и глубокими декольте. Внимание собеседника должно быть сконцентрировано на лице партнера, а не на открытых участках тела.

2. Цветовая гамма.

Общепринятое мнение о том, что черные тона в деловом костюме должны преобладать – миф. Не стоит надевать на себя все цвета радуги, но серо-черное одеяние создаст впечатление скучного и ординарного человека. Небольшая яркая деталь, блуза или галстук легкого оттенка позволит не изменить стиль, но креативно заявить о себе.

3. Внимание мелочам.

Ухоженный внешний вид, осанка, чистые волосы и маникюр должны быть безупречными не столько для того, чтобы обращать на себя внимание, сколько для того, чтобы внимание на этом не акцентировать. К тому же от осознания идеального образа приходит и уверенность в себе.

4. Парфюм.

И не совсем визуальный пункт, который создает первое впечатление – хороший дорогой парфюм. Запах запоминается вместе с человеком, и плохой тоже. Стоит потратиться на эту часть имиджа, но, кроме дороговизны, запах должен подходить и отражать внутреннее состояние.

Как расположить к себе людей на самопрезентации

Самопрезентация в переговорах достаточно сильно отражается в коммуникативных навыках партнеров. Хоть деловая коммуникация – это глобальная отрасль этикета и психологии, есть несколько достаточно простых советов о том, как расположить к себе людей и как стать интереснее в глазах собеседника.

  • Всегда необходимо представляться собеседнику, даже если имя написано на бейдже, и, что не менее важно, узнавать имя собеседника. Имя человека – это некая вербальная единица, которая автоматически располагает собеседника. В разговоре называть собеседника по имени, значит проявлять к нему уважение и личную приязнь.
  • Люди, кроме прочего, аудиалы, и приятный тон и громкость голоса собеседника скорее всего побудит продолжить диалог. Занимаясь постановкой голоса, стоит помнить о том, что низкие частоты более воспринимаемые человеческим ухом. Но не стоит переходить на томных хрип, в меру низкий уверенный голос говорит о внутренней гармонии.
  • Чистота речи достигается прочтением большого количества книг и поддержанием большого количества диалогов с людьми, речь которых можно взять за эталон.
  • Важно следить за невербальной коммуникацией – мимикой и жестикуляцией. Иногда одно неверное движение способно в корне изменить отношение собеседника.

Подготовьте план самопрезентации

Чтобы построить грамотную самопрезентацию , рекомендуется составить план, он поможет определить, как стать интереснее и полезнее собеседнику. Создание такого плана предполагает описание и разбор своих качеств по всем перечисленным пунктам и выяснение своих сильных и слабых сторон и дальнейшая работа над ними. Затем составляется стратегия ведения беседы и подправляются недоработанные моменты. План самопрезентации позволит более обстоятельно подойти к делу и наилучшим образом заявить о себе.

Уверенность в себе и своих знаниях

Качественные характеристики самопрезентации в деловом общении проявляются в квалифицированности специалиста и его осведомленности в теме обсуждения. Приветствуется владение профессиональным лексиконом. Но этот пункт стоит на третьем месте исключительно потому, что профессионализм без двух первых факторов не имеет смысла.

Стоит тщательно готовиться к диалогу, предусматривать ответы на возможные вопросы, и прорабатывать все варианты развития диалога. и своих знаниях позволяет легко маневрировать в диалоге и создавать впечатление первоклассного специалиста.

Поскольку даже самый серьезный деловой партнер – тоже человек, то эмоционально-чувственные критерии самопрезентации иногда играют большую роль, чем все вышеперечисленное.

Чтобы понять, как расположить к себе людей, стоит подумать о том, что приятно лично вам. Улыбка, вежливое обращение и приятные слова, похвалы, но не захваливания, помогут собеседнику легче воспринимать информацию от вас, и вы сможете провести свою самопрезентацию максимально эффективно.

Важные организационные формы общения-презентация и самопрезентация. В ходе презентации представитель компании выступает перед аудиторией с заранее подготовленным официальным сообщением, касающимся определенного товара или услуги. Самопрезентация представляет собой выступление перед группой значимых людей с целью привлечь их заинтересованное внимание к личности выступающего.

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Имидж - это некий образ, который человек, его "я" представляет миру, своего рода самопрезентация для других. Когда говорят об имидже, обычно выделяют социальный, профессиональный и индивидуальный имидж.

Социальный и профессиональный имидж - совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии (политик, бизнесмен, учитель, врач и т.п.). Если впечатление, которое производит человек, не соответствует ожидаемому от его профессии или положения в обществе, говорят о необходимости "изменения имиджа".

Индивидуальный имидж - совокупность требований, которые предъявляются деловому человеку, соотнесенных с его индивидуальными особенностями и деловыми качествами.

Среди приоритетных качеств, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа, условно выделяют три группы.

1) В первую группу входят:

Коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми);

Эмпатичность (способность к сопереживанию);

Рефлексивность (способность понимать другого человека);

Красноречивость (способность воздействовать словом).

2) Во вторую группу входят характеристики личности, которые являются следствием ее образования и воспитания. К ним относятся:

Нравственные ценности;

Психическое здоровье;

Способность к межличностному общению.

3) К третьей группе качеств относятся те, которые связаны с жизненным и профессиональным опытом личности.

Вместе с тем, обладание всеми вышеперечисленными качествами еще не гарантирует того, что деловой человек автоматически приобретает позитивный имидж. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит".Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:

Еще одним условием создания привлекательного имиджа является знание правил этикета и умение вести себяв соответствии с ними. Однако особое значение в формировании имиджа имеют внешний вид и одежда человека.

19. Устные формы диалогического общения: деловой разговор и деловая беседа по телефону



Деловая беседа - устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые для этого полномочия. В ходе беседы происходит обмен информацией, поддерживаются деловые контакты и пр.

Деловая беседа включает обмен мнениями и информацией и не предполагает подписания договоров или выработки обязательных для выполнения решений. Она может иметь самостоятельный характер, предшествовать переговорам или быть их составной частью.

Одна из главных задач беседы - убедить собеседника принять конкретные предложения.

Эффективность деловой беседы зависит от того, как партнеры готовятся к ней, знают ли, какими принципами надо руководствоваться на отдельных ее стадиях, умеют ли контролировать свое поведение во время беседы, умеют ли превратить разговор в диалог, учитывают ли психологические особенности партнера. Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.

В деловой беседе выделяются такие основные фазы: подготовка к беседе; начало беседы; передача информации и аргументирование; принятие решения.

Требования этикета к встрече. Пунктуальность. На место встречи надо прийти на пять минут ранее от назначенного времени. Нужно заранее уточнить адрес, как доехать. Опрятность. Одеваться надо опрятно, в традиционном стиле - повседневный костюм, скромный галстук, хорошо вычищенная обувь. Придя за две-три минуты до встречи в приемную, надо четко назвать секретарю свое имя, фамилию, цель прихода. Если вы пришли в верхней одежде, нужно ее снять.

Начало деловой беседы. Задачи этого этапа: установление контакта с собеседником; создание рабочей атмосферы; привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.

Деловая беседа по телефону. Существуют правила рационального телефонного общения для «входящих» и «исходящих» разговоров. Тем не менее есть общие правила, которых надо придерживаться, независимо от того, нам звонят или мы звоним по телефону.

Первое правило: разговор с партнером по телефону нужно вести в положительном эмоциональном тоне. Поскольку часто приходится по телефону говорить с незнакомым человеком, надо чтобы первое впечатление об организации, которую мы представляем, было положительным.

Цели изучения темы:

- развитие навыков самопрезентации.

Задачи изучения темы:

Раскрытие психологических механизмов самопрезентации;

Рассмотрение основных форм и средств самопрезентации делового человека;

Овладение навыками самопрезентации.

Успешно изучив тему, Вы будете:

знать:

Сущность и формы самопрезентации делового человека;

Роль визуального образа, манер и речи в самопрезентации;

Основные правила делового этикета.

уметь:

Использовать визитную карточку в деловом общении;

Составлять резюме;

Формировать портфолио;

Применять приёмы привлечения внимания аудитории в процессе публичного выступления.

развивать:

Навыки самоимиджирования;

Навыки самопрезентации.

Вопросы темы:

1. Самопрезентация как управление впечатлением.

2. Вербальные и невербальные средства формирования впечатления.

3. Визитная карточка, резюме и портфолио как формы самопрезентации.

4. Основные правила делового этикета.

Вопрос 1. Самопрезентация как управление впечатлением.

В современном обществе успех делового человека зависит не только от компетентности и личностных качеств, но и от способности устанавливать эффективные коммуникации с людьми, умения представить себя и организацию, товар или услугу, иными словами, от навыков презентации.

Презентация (от лат. pra e sentatio - «представлять») - официальное представление общественности чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

В зависимости от субъекта презентации можно выделить самопрезентацию и презентацию товара, услуги или организации.

Понятие самопрезентация происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В. М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудио-качествам».

Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация - намеренное и осознаваемое поведение человека, направленное на формирование определённого впечатления о себе.

С точки зрения психологов, формирование впечатления о себе в процессе самопрезентации основывается на механизмах аттракции и фасцинации.

Аттракция (от англ. a ttraction – «привлечение, притяжение») - эффект проявления симпатии к внешности человека и желания с ним общаться.

Фасцинация (от англ. fascination - «очарование, обаяние») - эффект пробуждение внимания и интереса у партнера при передаче вербальной (словесной) информации.

Самопрезентация делового человека может проходить в различных формах:

1. Непосредственная (лицом к лицу с собеседниками):

В рамках деловой беседы;

На собеседовании;

При публичном выступлении;

На пресс-конференции.

2. Опосредованная (с помощью определённых средств):

Резюме;

Автобиография;

Визитная карточка;

Портфолио.

Вопрос 2. Вербальные и невербальные средства формирования впечатления.

Самопрезентация в рамках деловой беседы.

Для создания благоприятной атмосферы общения и расположения к себе собеседника в ходе деловой беседы психологи рекомендуют использовать следующие приёмы:

Улыбка и доброжелательный взгляд;

Приветствие, включающее рукопожатие и этикетные формулы: «Рад с вами познакомится», «Для нашей компании большая честь вести с вами переговоры» и др.

Обмен визитными карточками при знакомстве;

Обращение по имени и отчеству;

Проявление дружеского расположения в виде комплимента, шутки;

Подчёркивание общности с деловым партнёром, поиск взаимных интересов, общих тем для обсуждения;

Предоставление возможности партнёру почувствовать в чём-то своё превосходство, свою значимость .

Как подготовиться к собеседованию.

Собеседование - один из самых волнительных моментов жизни любого человека, поэтому для уверенности в собственных силах требуется предварительная подготовка к данному событию. Следует обратить внимание хотя бы на три аспекта: стратегию поведения, внешний вид, кинетический образ.

Для начала подготовьте все необходимые копии документов, подтверждающие вашу квалификацию, указанные ранее в резюме. Вас могут попросить их оставить. Для того чтобы быть готовым к любым неожиданностям, при себе также нужно иметь информацию с именем контактного лица, адресом и телефоном, запасные экземпляры резюме, блокнот (для записи ключевых моментов интервью), две ручки (на случай если в одной закончатся чернила).

Предварительно постарайтесь найти всю доступную информацию о деятельности компании, особенностях её корпоративной культуры и требованиях к персоналу. Это поможет вам правильно вести себя во время интервью. При получении приглашения на собеседование, выясните, кто будет проводить собеседование, какую должность он занимает.

Заранее продумайте, как вы будете рассказывать о себе. Слова «Охарактеризуйте себя, пожалуйста, ...» не должны поставить вас в тупик. Старайтесь сообщать только информацию, непосредственно связанную с работой и иллюстрирующую вашу компетентность в данной сфере. Стоит сообщить об образовании и предшествующем опыте работы. Если его у вас нет, то можно рассказать о том, чем вас привлекает избранная сфера деятельности, подробно описать профессиональные качества.

Также подготовьте вопросы к интервьюеру. Эти вопросы могут касаться деятельности компании в целом (в случае, если компания небольшая и информацию о ней сложно найти), организации работы того подразделения, в котором предлагается должность. Можно уточнить основные должностные обязанности.

Интервьюер может спросить вас о предполагаемом заработке, поэтому заранее продумайте ответ на этот вопрос. Не стоит занижать планку: этим вы продемонстрируете неуверенность в себе и низкую самооценку. Даже если работодатель не сможет заплатить вам ту сумму, которую вы назовете, это не всегда становится причиной отказа в работе, он может предложить вам более низкий уровень оплаты.

Тщательно продумайте свой наряд. На собеседование принято приходить в деловом стиле, даже если корпоративная культура компании предполагает свободный стиль в одежде. Женщинам предпочтительнее надеть жакет с юбкой или строгое платье с жакетом, так как брюки могут создать впечатление излишне раскованной особы.

На собеседование не нужно надевать новый костюм или обувь, одежду в которой вы чувствуете себя некомфортно. Это может увеличить вашу скованность в ситуации и без того стрессовой для вас.

При подборе одежды не стоит придерживаться принципа «всё лучшее - сразу». Вы не должны выглядеть остро модно, чтобы не возникло впечатления, что вы большую часть времени будете посвящать не работе, а демонстрации нарядов. Также не стоит излишне демонстрировать (к примеру, дорогими аксессуарами) своё финансовое благополучие. У работодателя могут появиться сомнения, нужна ли вам работа. Прежде всего вы должны быть одеты по случаю. Как отметил в одном из своих интервью историк моды и декоратор Александр Васильев, «Чтобы получить работу, надо одеваться в рабочую одежду. Вы приходите не на вечер и не на коктейль».

Из-за излишнего волнения вы можете выглядеть неуверенно. Нервозность может помешать интервьюеру сосредоточиться на вашей речи, поэтому следует контролировать те невербальные сигналы, которые вы посылаете собеседнику.

Когда вам предложат сесть, выберете максимально удобное место и постарайтесь занять такое положение, чтобы не возникало препятствий между вами и собеседником. Не скрещивайте руки на груди и ноги под стулом, так как это будет сигнализировать о закрытости. Имейте в виду, что закидывание ноги на ногу иногда вызывает негативную реакцию у интервьюера. Не сидите на краю стула. Ваша поза не должна быть ни слишком скованной, ни слишком развязанной. При ответе на вопросы лучше смотреть в глаза и избегать излишней жестикуляции.

Старайтесь держаться свободно и непринуждённо, улыбайтесь. Если ваши руки так и тянутся почесать затылок, покрутить пуговицу, то возьмите ручку или спрячьте руки под стол.

При прощании не забудьте улыбнуться и осведомиться о том, как вам узнать о результатах интервью.

Самопрезентация в публичном выступлении и на пресс-конференции.

Когда вы успешно пройдёте собеседование и получите работу, возможно, вас будет вновь ожидать небольшой «экзамен». Руководство захочет представить вас коллегам, попросит рассказать о себе и вашем видении перспектив профессионального развития в компании.

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории в публичном выступлении, вы можете использовать следующие приёмы.

Сопереживание. Увлечённо и уверенно описывайте события, заставляя аудиторию эмоционально откликнуться, затрагивайте личный опыт людей. «Каждый из вас на собственном опыте почувствовал...», «Любой профессионал в этой области меня поймёт».

Юмор. Включите в речь смешные примеры, шутки, но помните об уместности и мере использования юмора в деловом общении.

Анекдот:

Почему вы опоздали на работу?

Поздно вышел из дома...

А раньше нельзя было выйти?

Уже поздно было раньше выходить...

Апелляция. Используйте при необходимости ссылки на авторитетное мнение собеседников и известных для аудитории людей: «Владимир Владимирович Путин охарактеризовал предпринимательскую инициативу нашей компании как...»

Неожиданность. Предложите неизвестные слушателям факты.

Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с информацией.

Риторические вопросы. Чаще формулируйте вопросы, обращённые к собеседникам: «Почему я решил заняться этим бизнесом?», «Чем объяснить этот факт в моей биографии?».

Речевые приказы. Периодически используйте фразы «Обратите внимание на...», «Представьте себе, что...».

Выразительность. Выбирайте яркие сравнения, меткие выражения: «Я работаю по принципу: если гора не идёт к Магомеду, значит Магомед идёт к горе».

Смена темпа и тональности речи. Наиболее важную информацию выделяйте громкостью голоса и более медленным темпом речи.

Использование паузы. Паузы усиливают напряжённость, вовлекают собеседников в осмысление предоставленной информации, а также позволяют установить более длительный зрительный контакт с аудиторией.

Самопрезентация может проходить также в рамках пресс-конференции . Как правило, при смене руководства крупной компании нового главу представляют общественности на пресс-конференции.

Пресс-конференция - это мероприятие, на котором официальные лица организации информируют представителей СМИ по актуальным для общественности вопросам. Оно посвящается подробному обсуждению 1 – 2 проблем и, как правило, проводится в течение 1,5 часов.

На конференции журналисты могут задать вам провокационные вопросы. Психологи рекомендуют использовать следующие приёмы их «нейтрализации».

Игнорирование. Сделайте небольшую паузу и попросите задать следующий вопрос.

Переадресация к более компетентному лицу : «Вы можете задать этот вопрос моему руководству».

Ответ вопросом на вопрос: «А вы когда-нибудь были в разводе?»

Юмор, ирония сарказм. «Вы задаёте такие «умные» вопросы, которые ставят меня в тупик».

Негативная оценка вопроса : «Я считаю ваш вопрос некорректным».

Вопрос 3. Визитная карточка, резюме и портфолио как формы самопрезентации.

Визитная карточка - это самая простая и изящная форма самопрезентации. В отношении оформления и использования визиток в деловом общении сложились определённые традиции.

На деловой визитной карточке обязательно должны быть:

Полное юридическое название фирмы;

Фамилия, имя, отчество;

Должность и сфера деятельности;

Адрес фирмы;

Номер рабочего телефона;

Адрес электронной почты, сайт организации.

Картон для визиток должен быть не слишком тонким, но и не очень плотным. Размер обычно составляет 5 * 9 см. Как правило, под эти параметры изготавливаются все визитницы.

Визитные карточки оформляются в едином для всех сотрудников корпоративном стиле.

На карточке обязательно должны быть указаны не только имя и фамилия, но и отчество. В России отказ от последнего выглядит некорректно. Предпочтительны нейтральный фон, сдержанные цвета.

Печатать «оборотные» (русско-английские, русско-французские и т. п.) визитные карточки невежливо. Оборотная сторона предназначена для записей и пометок (например, для указания вашего домашнего телефона). Если вы ведёте бизнес на международном уровне, то закажите отдельные комплекты визиток на различных языках.

Рассмотрим некоторые правила этикета относительно их использования.

Первым вручает визитную карточку подчинённый - начальнику, мужчина - женщине, младший - старшему, хозяин - гостю. Её принято подавать партнёру так, чтобы он смог прочитать текст. При вручении нужно отчётливо произнести имя и фамилию, чтобы ваш собеседник смог запомнить их произношение. Визитную карточку можно вручать не только лично, но и передать с курьером.

Во время переговоров карточку целесообразно положить перед собой, чтобы при необходимости заглянуть в неё, если вы забыли имя. Нельзя при хозяине визитки сминать её, делать пометы. Это может быть воспринято им как неуважение.

В разных странах существуют свои правила при вручении визитной карточки. В Юго-Восточной Азии это делается двумя руками. Брать визитку следует также двумя руками. В России её подают и принимают правой рукой.

Зачеркнуть на визитке старый и написать сверху новый номер телефона правилами этикета не запрещается, однако переписывать должность не рекомендуется. При изменении служебного положения сразу же закажите новый комплект визиток.

Перед любой деловой встречей не забудьте запастись достаточным количеством визитных карточек, они не должны «вдруг» закончиться.

Резюме как опосредованная форма самопрезентации требует тщательной подготовки. При непосредственном общении вы можете влиять на собеседника, перефразировать что-либо, при необходимости что-то уточнить. Восприятие резюме нельзя скорректировать - что написано пером, не вырубишь топором.

На наш взгляд, основными критериями успешного резюме являются:

Ориентированность сведений на вакансию;

Достоверность информации;

Краткость изложения;

Конкретность формулировок;

Грамотность;

Оформление, удобное для визуального восприятия.

При написании резюме следуйте принципу избирательности . В резюме следует указывать только ту информацию, которая раскрывает вашу пригодность для указанной вакансии и демонстрирует компетентность в конкретной профессиональной сфере.

Резюме составляется в произвольной форме, но должно обязательно содержать следующие данные:

1. Фамилию, имя, отчество, год рождения/возраст, контактный телефон, адрес электронной почты.

2. Цель (вакансия, на которую вы претендуете).

3. Образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места учебы) по схеме:

· дата начала учебы - дата окончания учебы;

· название учебного заведения, факультет, специальность;

· присвоенная квалификация.

4. Опыт работы (начиная с последнего места работы) по схеме:

· дата начала работы - дата окончания работы;

· название фирмы, ее сфера деятельности;

· название вашей должности;

· описание Ваших должностных обязанностей;

· примеры достижений.

5. Дополнительное образование: курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, стажировки (по схеме, приведённой в пункте 3).

6. Профессиональные качества и навыки (степень владения ПК, иностранными языками, наличие водительских прав, автомобиля и т. п.).

7. Ваши преимущества (укажите несколько своих личностных черт, которые отличают вас от других и помогают достигать успехов в работе).

Согласно этикету, в резюме обычно не указывают:

· Всю трудовую биографию. Размещают сведения за последние 10 лет.

· Причины, по которым вы уходили с работы. Обычно этот вопрос задают на собеседовании.

· Требования к зарплате и условиям работы. Это вы можете указать в анкете, которую предлагают заполнить перед собеседованием.

При составлении резюме акцентируйте внимание на ваших достижениях, избегая слов, содержащих негативную оценку, и пространных формулировок.

Не следует писать

Пишите

ушёл с должности

продвинулся на должность

помогал избежать ошибок

сэкономил для фирмы 500 000 рублей

легко обучаюсь

освоил новые механизмы продаж за две недели

передавал опыт

обучил двух новых служащих

Резюме должно быть написано литературным языком. Не приемлемы просторечие, жаргонизмы и профессионализмы («кадровик», «айтишник», «пиарить», «эккаунт-менеджер»). Если вы не уверены в собственной грамотности, попросите проверить резюме более компетентного человека. Ошибки могут поставить под сомнение вашу образованность, профессионализм.

Специалисты по подбору кадров рассматривают сотни резюме каждый день, поэтому для удобства работы с данным документом необходимо, чтобы он легко воспринимался. Выбирайте лёгкий для чтения и сдержанный по стилю шрифт, большие поля, достаточное расстояние между строками, выделите заголовки. Важно уместить сведения на одной, максимум, на двух страницах. Также не забудьте об эстетике - проследите, чтобы резюме было оформлено в одном стиле.

Пример резюме.

Резюме.

Финансовый директор

Алексеев Сергей Петрович

Год рождения - ****

E - mail : alexeev @ yandex . ru

Тел. ***

Профессиональный опыт.

11.2007 - 12.2008 финансовый менеджер, ОАО «АВ-ТО», федеральная оптово-розничная сеть торгово-сервисных центров, г. Москва

· Обеспечение взаимодействия компании с банками и иными кредитными учреждениями.

· Осуществление взаимодействия со страховыми компаниями по вопросам страхования имущества.

· Участие в составлении бюджета.

· Контроль расходов компании, согласно утвержденному БДДС.

· Еженедельно осуществлял консолидацию, оформление по установленной форме информации о продажах и денежной выручке группы компаний.

· Формирование ежедневных отчетов по продажам с прогнозом выполнения плана в разрезе ТСЦ и видов поступления ден. средств (касса, без/нал) по московской рознице.

· Ведение базы счетов на оплату, формирование ежедневных реестров безналичных платежей и их согласование.

· Формирование еженедельных отчетов ДДС.

· Ведение управленческого учета активов и обязательств группы компаний по договорам кредита, займа, лизинга, поручительства и залога.

01.2006 - 10.2007, экономист ООО «Алтайвтормет» , лом черных металлов, г. Барнаул

· Ведение управленческого учета (движение товара, движение денежных средств).

· Расчет заработной платы.

· Контроль дебиторской/кредиторской задолженности по поставщикам/покупателям. Сверки с контрагентами.

· Формирование ежедневных оперативных отчетов.

· Выписка накладных, счет-фактур.

· Формирование сводных ежемесячных отчетов по филиалам.

12.2005 - 01.2005 экономист, ООО "Алтайская региональная лизинговая компания", лизинг движимого имущества, г. Барнаул

· Подготовка прогнозов бюджета (БДР, БДДС), платежного календаря.

· Расчет процентов по лизинговым сделкам, кредитам, займам.

· Учет погашения лизинговых платежей клиентов и кредитов компании.

· Оформление и сопровождение лизинговых сделок.

Образование.

Основное

· 2004 - Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, экономист. Диплом с отличием.

Повышение квалификации

· 2006 - Финансовый менеджер, МФПА, диплом о профессиональной переподготовке.

· 2008 - Топ-менеджер, МФПА, диплом о профессиональной переподготовке.

Профессиональные навыки и личностные качества.

Отличное знание финансового менеджмента

Навыки текущего и стратегического планирования

Управленческие навыки
- знание бухгалтерских и правовых программ («1С», «Гарант», «Консультант +»)

Навыки ведения деловых переговоров
- уверенный пользователь ПК (Word , Excel , PowerPoint , Internet Explorer , Outlook )

Кириллов Андрей Петрович, руководитель казначейства ОАО «АВ-ТО», тел. *** .

Белова Евгения Михайловна, заместитель директора ООО «Алтайвтормет», тел. *** .

Ещё одной эффективной формой самопрезентации делового человека является портфолио. Это своеобразная «папка достижений» человека. Цель портфолио - показать потенциальному работодателю, на что способен профессионал на практике.

Портфолио (от англ. portfolio - «портфель», «папка для важных дел или документов») - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предполагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста (обычно художника, архитектора, фотографа, фотомодели и др.).

В отличие от резюме, портфолио более ярко и осязаемо позволяет представить ваши реальные достижения и раскрыть возможности. Этот документ может принимать форму печатной брошюры, графических файлов, альбома в электронном формате (например, «PowerPoint»). Современное портфолио - это попытка передать идеи с помощью всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и т. п.).

Портфолио может содержать не только ваши лучшие работы, образцы. Иногда сотрудник знает, какую именно работу он хочет выполнять, но интересных предложений не поступает. Тогда он может предложить своему работодателю усовершенствовать бизнес и представить в портфолио новые идеи или направления деятельности: бизнес-план, проект, анализ потребительских нужд или услуг конкурентов, список текущих проблем и варианты их решения и т. п.

По основной цели, на которую рассчитан представленный материал, условно можно выделить следующие типы портфолио .

«Портрет» - содержит разнообразную информацию об авторе. Своеобразное развёрнутое резюме с отзывами, рекомендательными письмами.

«Достижения» - демонстрирует успехи, лучшие результаты. Может включать работы (проект, статья, картина и т. п.), дипломы, грамоты, сертификаты, фотографии и видеоролики с конкурсов или соревнований.

«Рабочие материалы» - содержит работы, обычно систематизированные по теме, проблеме или в хронологическом порядке.

«Мои идеи» - может включать проекты, бизнес-план, наброски сценария и т. п. Представляется руководству своей компании.

Прежде, чем отправляться на собеседование, узнайте о специфике деятельности компании, запросах, требованиях к сотрудникам. Опираясь на эти сведения, подготовьте портфолио. Грамотно составленное портфолио убедит работодателя, что перед ним профессионал.

Вопрос 4. Основные правила делового этикета.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в любой ситуации и производить благоприятное впечатление на окружающих, нужно знать правила этикета.

Этикет (от франц. etiquette - «карточка») - это установленный порядок поведения где-либо. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Этикет возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). На дворцовых приемах раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» (этикетка) и произошло слово «этикет».

Так сложилось, что гражданский и деловой этикет развивались параллельно. Гражданский этикет возник во времена рыцарства и основывается на правилах поведения одного пола по отношению к другому. Бизнес-этикет, формируясь на традициях военной жизни и вобрав в себя элементы корпоративной культуры успешных мировых компаний, выработал свои собственные нормы, которые обеспечивают эффективность деловых коммуникаций. Главным отличием делового этикета является то, что поведение ориентируется на ранжирование, не зависящее от пола (принцип «бесполого сообщества»).

Рассмотрим основные правила делового этикета.

Правила обращения.

Знакомство, беседа начинаются с обращения. Выбор формы обращения с позиций современного этикета зависит от нескольких условий.

«Вы» - говорят незнакомым, малознакомым и уважаемым людям в официальной и неофициальной обстановке.

В условиях официального общения принято обращение на «Вы», даже среди близких, хорошо знакомых людей.

Молодой человек не может первым назвать на «Ты» более старшего, если последний не предложит первым называть его на «Ты».

Начальнику не следует называть подчиненных на «Ты», так как это воспринимается как покровительственное «тыканье». Подчиненные должны обращаться к начальнику на «Вы», независимо от степени близости и родства.

Обращение без имени - обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени отчеству - это обращение к личности. Произнося имя, отчество подчеркивают уважение к человеку.

Правила приветствия.

Ритуал приветствия имеет следующий порядок:

Мужчина первым приветствует женщину;

Младший по возрасту - старшего;

Пришедший в одиночку - группу уже собравшихся людей;

Младший по должности - старшего по должности (это правило главенствует над остальными ).

Рукопожатие подчиняется противоположным правилам. Первым подает руку тот, кто выше по статусу:

Старший – младшему;

Начальник – подчиненному,

Женщина – мужчине.

В группе очередность приветствий за руку такова:

Дама с дамой;

Мужчина с дамой;

Мужчина с мужчиной.

Бывают ситуации, когда нас приветствуют незнакомые люди. На любое

приветствие надо ответить, чтобы не обидеть человека.

Если в кабинет входит начальник или старший по возрасту и статусу человек, подчиненные должны встать. Секретарь, принимая посетителя, также должен встать из-за стола.

Клиента или заказчика также приветствуют стоя. Встать необходимо и в случае, если в кабинет заходит новый сотрудник, чтобы представиться.

Правила знакомства.

Если вы выступаете в роли посредника при знакомстве, то можно использовать фразу: «Разрешите (позвольте) представить вам…». Если вы представляете кого-либо (особенно молодого) особо уважаемому лицу, то это всегда делается в вопросительной, а не утвердительной форме. Также представляют мужчину женщине, спрашивая у нее разрешения. Далее четко и внятно произносят имя (или имя и отчество) человека. Есть еще одно правило: более близких себе людей (сестру, брата, невесту, жениха и пр.) представляют знакомым.

Если это официальная встреча, то надо назвать должность, звание, имя, отчество и фамилию человека. К этому, если необходимо, добавляют название организации, которую он представляет.

Знакомство удобнее всего завязать, если людей представляют друг другу. Раньше считалось неприличным заговорить с человеком, не будучи представленным ему. Сейчас это правило остается справедливым только по отношению к особам высокого ранга.

В наше время обстоятельства часто складываются так, что нам необходимо с кем-то познакомиться, а представить нас некому. В этом случае говорят: «Разрешите представиться ….» или «Меня зовут…», после чего добавляют фразу, продиктованную обстоятельствами: «Я - друг Александра…», или «Я - сотрудник отдела…».

Правила прощания.

По окончании встречи принято говорить вежливые слова, выражающие благодарность за уделенное собеседником внимание: «Приятно было (рад был) познакомиться (встретиться). До свидания», «Спасибо за приятный вечер. До свидания!», «Благодарю за приятную беседу. Всего доброго!», «Рад был Вас видеть. До свидания!», «К сожалению, мне пора уходить, был рад встретиться. Всего хорошего (до свидания)», «Прошу меня извинить, но мне пора идти…» и т. п.

Кроме стандартного «до свидания», «всего доброго (хорошего)», можно (в соответствующей ситуации) употреблять еще «приятного вечера», «приятного отдыха» (если вечер еще не окончен) или «доброй ночи», если время уже позднее.

Если беседа состоялась в более официальной обстановке или была недолгой, можно попрощаться так: «Спасибо (благодарю Вас), до свидания!»

или: «Благодарю за беседу (совет; помощь; за то, что уделили мне внимание).

Всего доброго!».

Уходя, первыми встают те, кто пришел (в рабочий кабинет, в офис), а потом хозяева. Если же встал хозяин, то это является знаком, что посетителям пора уходить. На прощальные реплики необходимо ответить: «Спасибо за визит…», в неофициальной обстановке: «Спасибо, что пришли…».

В деловых отношениях сотрудник соблюдает субординацию (служебное подчинение младшего старшему). Он не забывает о соподчиненности и не отдает без особой необходимости распоряжения в обход нижестоящего руководителя, чтобы не подорвать авторитет последнего.

Резюме.

В современном обществе успех делового человека зависит не только от компетентности и личностных качеств, но и от умения представить себя и организацию, от навыков самопрезентации. Формирование впечатления о себе в процессе самопрезентации основывается на механизмах аттракции и фасцинации .

Самопрезентация делового человека, во-первых, может осуществляться непосредственно: в рамках деловой беседы, на собеседовании, при публичном выступлении, на пресс-конференции. Во-вторых, в опосредованной форме: с помощью автобиографии, визитной карточки, резюме и портфолио.

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории в публичном выступлении, вы можете использовать следующие приёмы: увлечённо и уверенно описывайте события, заставляя аудиторию эмоционально откликнуться; включите в речь смешные примеры, шутки, используйте при необходимости ссылки на авторитетное мнение известных аудитории людей, выбирайте яркие сравнения, риторические обращения, меняйте темп и тональность речи.

Основной формой самопрезентации делового человека является резюме. Успешным считается резюме, если информация, размещённая в нём, достоверна, сведения ориентированы на вакансию; присутствуют краткость изложения, конкретность формулировок, грамотность, оформление, удобное для визуального восприятия.

В отличие от резюме, портфолио более ярко и осязаемо позволяет представить ваши профессиональные навыки. Этот документ может принимать форму печатной брошюры, графических файлов, альбома в электронном формате (например, «PowerPoint») и т. п. По основной цели, на которую рассчитан представленный материал, условно можно выделить следующие типы портфолио : «Портрет», «Достижения» , «Рабочие материалы»,«Мои идеи».

Кроме привлекательного внешнего вида и культуры речи, в процессе самопрезентации и в деловом общении в целом важную роль играет знание бизнес-этикета. Соблюдая деловой этикет, вы демонстрируете хорошие манеры и показываете значимость для вас окружающих, создаёте комфортную атмосферу для общения. Основным отличием бизнес-этикета от гражданского является принцип «бесполого сообщества»: на работе нет мужчин и женщин, есть статусные различия.

Методические указания.

Для подготовки к занятию прочитайте:

Базовый учебник:

1. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - С. 88 – 95, 226 – 249, 294 – 344.

Дополнительная литература:

2. Архангельская М. Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. – М.: Эксмо, 2002. - 160 с.

3. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер, 2001. - 192 c .

4. Венедиктова В. И. Деловая репутация: (личность, культура, этика, 7. имидж делового человека). - М.: Ин-т новой экономики, 1996. - 208 с.

5. Кобзева В. В. Этикет в вопросах и ответах. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 288 с.

6. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. - М.: Феникс, 2006. - 251 с.

7. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М.: Ось-89, 2002. - 512 с.

8. Панфилова А. П. Имидж делового человека. - Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 490 с.

9. Соловьев Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол. - М.: Ось-89, 2009. - 208 с.

10. Сутормина Л. И. Основы самопрезентации. Основы имиджелогии [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - М.: МФПА, 2008. - Режим доступа:

11. PR : теория и практика / Под ред. М. А. Лукашенко. - М.: Маркет ДС, 2008. - 328 c .

Ответьте на вопросы:

1. Что представляет собой самопрезентация делового человека? В каких формах она может проходить?

2. Как можно расположить к себе собеседника в ходе деловой беседы?

3. Каким аспектам следует уделить внимание при подготовке к собеседованию?

4. Какие приёмы удержания внимания аудитории в публичном выступлении вы знаете?

5. Каковы основные принципы составления резюме?

6. В какой форме можно представить свои достижения и профессиональные умения в портфолио?

Пройдите итоговое тестирование по дисциплине на www.e-education.ru .

Напишите этикетные речевые формулы (включая приветствия), которые вы будете использовать для:

ü извинения за поздний звонок перед коллегой по работе;

ü благодарности друга за оказанную помощь;

ü вежливого отказа в просьбе ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны.

Практикум «Резюме».

Вы хотите найти временную работу, которую можно совмещать с учёбой. Вам необходимо составить и отправить по электронной почте резюме.

Задание:

1. Внимательно рассмотрите предложенные ниже объявления.

2. Исходя из своих целей, знаний, способностей и личных качеств, выберите одну из вакансий.

3. Определите основные характеристики требуемого имиджа по данной вакансии.

4. Учитывая требуемый имидж по данной вакансии, рекомендации (см. Вопрос 3), составьте резюме. Будьте искренни при сообщении данных о себе.

Оценка задания:

Критерии оценки

Показатели

Культура речи

Соответствие речи всем нормам русского литературного языка.

Соответствие оформления текста требованиям, предъявляемым к резюме.

Целенаправленность

Сведения, размещённые в резюме, ориентированы на вакансию

Объявления о вакансиях .

Промоутер.

Компания: МТС-Промо.

Требования: м/ж, 14-55 лет, высокие коммуникативные навыки (обязательное требование!!!), желание работать и зарабатывать.

Обязанности: консультирование потенциальных клиентов по тарифным планам и услугам МТС, распространение промо-контрактов МТС, работа в команде, ежедневная отчетность о проделанной работе руководителю.

Условия: заработная плата сдельная, график работы свободный, оформление по ТК РФ, для студентов - прохождение практики, промо-форма, корпоративное обучение, карьерный рост.

Промоутер-консультант.

Компания: АКСИОМ.

Описание вакансии: крупный проект с лидером сотовой связи.

Требования: гражданство РФ, возраст от 17 до 30 лет, активность‚ коммуникабельность‚ нацеленность на результат‚ ответственность. Опыт работы промоутером или продавцом-консультантом приветствуется.

Обязанности: привлечение потребителей, ознакомление с новыми тарифными планами‚ консультации, распространение контрактов‚ заключение договоров.

Условия: работа в разных районах Москвы. График: с 16:00 до 20:00.

Оператор на телефоне.

Компания: Агентство прямых коммуникаций.

Описание вакансии: в связи с запуском нового проекта объявляется ограниченный набор операторов на телефоне.

Обязанности: приём входящих телефонных вызовов, предоставление информации.

Требования: гражданство РФ, проживание Москва (или область). ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ, ЧЁТКАЯ ДИКЦИЯ, ПК-пользователь, коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, умение вызвать интерес собеседника к теме разговора.

График работы: дневные/ночные смены, свободный график (обсуждается отдельно с каждым соискателем).

Менеджер по рекламе.

Компания: NSP TOURS.

Требования: знание ПК на уровне пользователя, целеустремленность, коммуникабельность, желательно наличие собственной клиентской базы, знание рынка интернет-рекламы.

Обязанности: работа по активному поиску клиентов (звонки, рассылка коммерческих предложений), подготовка рекламного материала, разработка и проведение рекламных мероприятий, продажа услуг компании.

Условия: свободный график, возможны студенты, прописка Москва и МО, можно без опыта работы.

Секретарь.

Компания: АРИС.

Обязанности: прием и распределение звонков, выполнение поручений руководителя, обеспечение жизнедеятельности офиса.

Требования: уверенный пользователь ПК (Word‚ Excel‚ Интернет) и оргтехники. Знание организации делопроизводства и правил документооборота, хорошая скорость печати‚ грамотность письма. Знание деловой этики. Личные качества: дисциплинированность‚ сообразительность‚ внимательность.

Условия: оформление в штат по ТК РФ. График работы: с 9.00 - до 18.00. Пятидневка.

Исследовательское задание

Требования к содержанию и оформлению научной статьи

Автор статьи должен обеспечить достоверность приводимых результатов исследования, правильность ссылок на литературные источники.

Изложение должно быть логичным, лаконичным, с формулировками, исключающими двоякое толкование или неправильное понимание информации. Речь должна соответствовать нормам литературного языка. Стиль речи - научный.

Структура статьи:

- название;

- фамилия и инициалы автора;

- аннотация;

- введение;

- основная часть, включающая схемы, графики или другой иллюстративный материал (при их наличии);

- заключение;

- список цитированных источников.

Требования к оформлению статьи

Объём - от 7 до 10 страниц. Формат А4, интервал полуторный, шрифт «Times New Roman», размер 14.

Примерные темы:

1. Становление и развитие имиджелогии в России (исторический обзор).

2. Имидж как средство делового общения.

3. Эффектные кинетические приемы привлечения внимания аудитории.

4. Ароматический эффект как элемент имиджа делового человека.

5. Эмоциональное восприятие цветовых сочетаний в имидже.

6. Цветовое восприятие в различных культурах: сравнительный аспект.

7. Социальном заказ и его влияние на формирование профессионального имиджа (на примере одной специальности).

8. Роль мифов в формировании имиджа.

9. Интернет как средство продвижения персонального делового имиджа.

10. Использование возможностей социальных сетей для продвижения персонального делового имиджа (на примере нескольких сетей).

11. Сравнительный анализ политического и делового персонального имиджа. 12. Элегантность и харизматичность как результат гармоничности имиджа.

13. Речевой этикет: правила приветствия, представления, знакомства и обращения в современной деловой среде (анализ изменений).

14. Особенности этикета деловой переписки по электронной почте.

15. Подарки в деловом этикете.

16. Национальные особенности делового этикета (на примере нескольких стран).