Русское барокко сквозь призму поэзии и зодчества. Нарышкинское, или московское барокко

Этот причудливый, а порой и странный стиль, главенствующий в архитектуре и искусстве Европы с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого веков, утвердился в эпоху интенсивного создания государств по национальному признаку. Он был тесно связан с церковью и аристократическими кругами. прославлял и пропагандировал их могущество. Поэтому для него в первую очередь характерна пышность, грандиозность и патетическое пристрастие к эффектным зрелищам. В этом стиле совмещены иллюзорность и реальность, есть сильные контрасты масштабов и ритмов, а также фактур и материалов, тени и света.

Описание барокко

Как только вначале не называли этот стиль: странным, склонным к излишествам, нелепым, вычурным, неестественным... Эти характеристики в эпоху его зарождения звучали как насмешки. А все потому, что барокко не соответствовал тогдашним канонам античного искусства и архитектуры.

Но постепенно зодчество стало приобретать новые приоритеты и качество. Барокко зародилось в Италии. Именно эта страна была в то время центром культуры, откуда этот стиль начал свое триумфальное шествие по Европе. И в каждом государстве барокко приобретало свои национальные черты.

Архитектура барокко, в России в том числе, в первую очередь поражает своим размахом и сложностью. Ей свойственны обилие сложных, как правило, криволинейных форм, масштабные колоннады. На фасадах зданий того времени и в их интерьерах наблюдается изобилие скульптур. Встречаются и многоярусные купола со сложными формами. Ярким примером можно назвать собор св. Петра в Ватикане. Отличительными деталями стиля являются атланты, кариатиды, поддерживающие своды и играющие роль колонны, а также маскароны - скульптурные украшения в форме человеческой головы или морды животного в анфас.

Именно в архитектуре, как считают специалисты, барокко было представлено во всем разнообразии и полноте. Всех зодчих, создающих свои работы в этом стиле, сложно перечислить. Это итальянцы Бернини, Мадерна и Борромини, поляк Ян Глаубиц и многие другие. В России архитектором, чьи творения можно причислить к барокко, считается в первую очередь Б. Растрелли. Нужно сказать, что в нашей стране оно развивалось по особому пути.

Зарождение русского барокко

Начало восемнадцатого века в России ознаменовалось крупнейшими событиями. В результате успешно завершенной Северной войны и многочисленных петровских реформ страна начала развиваться и культурно, и экономически. Возникновение Петербурга тоже явилось важным событием, оно положило начало новому этапу в истории не только нашего, но и мирового зодчества. Именно с этого и началось, собственно, распространение барокко в архитектуре 18 века. В России для строительства столицы и ее пригородов собрались не только отечественные, но и зодчие из Западной Европы. Решение грандиозных задач градостроительства осуществлялось на основе традиций русской архитектуры.

Западноевропейские веяния

Тем не менее петербургское зодчество времен Петра I, а это - первая четверть восемнадцатого века, хоть и сложилось как истинно национальное, отвечающее местным особенностям, в то же время отражало результаты освоения многих стилей западноевропейского строительства. Возник некий монолитный и весьма органичный сплав нашего и зарубежного архитектурных стилей. Так началась в России.

При этом процесс ассимиляции и творческой переработки западноевропейских стилей, по существу, зародился еще в пятнадцатом веке, когда при Иване III в Москву приехали работать итальянцы. Во второй половине семнадцатого века влияние иностранцев усилилось, когда в русской архитектуре стали понемногу распространяться и антаблементы, фронтоны, наличники и скульптурные мотивы.

В нашей стране он долго не мог утвердиться. Несмотря на то что критики ниспровергали классицизм в архитектуре, они, тем не менее, не видели альтернативы «колоннам и куполам». Яростно обсуждались достоинства неоготики и «неоренессанса», однако термин «барокко» в России употреблять избегали. Брюллов во время поездки в Италию был возмущен «развращенным вкусом» и нелепостью творений Борромини.

И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века исследователем древнерусского зодчества Н. Султановым был введен термин «русское барокко». В России им обозначали допетровскую архитектуру семнадцатого века. С тех пор появилась устойчивая концепция, по которой первая фаза этого стиля сложилась в 1640 годах.

По определению Лихачева, барокко в России приняло на себя некоторые черты Ренессанса, который так и не смог достаточно полно проявиться. Тем не менее термин «русское барокко» в России и вообще в мире принимается не всеми специалистами. Поэтому его считают условным, а название берут в кавычки.

Формально по своим качествам этот стиль близок к маньеризму. В нем выделено несколько стадий: «нарышкинское», «голицынское», «петровское барокко в России» (18 век, первая четверть) и «зрелое», относящееся к елизаветинскому времени. Последний стиль наиболее ярко воплощен в творчестве Ф. Растрелли Младшего во многих строениях Петербурга.

Нарышкинское, или московское барокко

Под этим стилем подразумевают группу храмов, выстроенных этим знаменитым боярским родом. Нарышкинский стиль барокко в России представлен такими произведениями архитектуры конца семнадцатого - начала восемнадцатого веков, как церкви в Филях и Троицком-Лыкове, в Уборах и Дубровицах, а также Успения, возведенного на Маросейке.

Специалисты называют его в какой-то мере его последующей стадией, в которой проступили преобразованные формы из западноевропейской архитектуры, такие как ордера с и их элементами, декоративные мотивы барочного происхождения и т. д.

Особенности нарышкинского стиля в архитектуре

Он возник в переломный для нашего зодчества момент. Именно тогда в русский патриархальный стиль стали постепенно проникать веяния из Европы. От архитектуры шестнадцатого века его отличает вертикальная пронизывающая энергия, которая скользит по граням на стенах и выбрасывает пышные узорчатые волны.

Для зданий этой эпохи русского зодчества характерно смешение противоречивых тенденций, в строениях наблюдается разнородность структур и декоративной отделки. В строениях «нарышкинского» барокко в России, в особенности в Москве, присутствуют явные черты европейского маньеризма и отголоски готики, есть немного от ренессанса и романтизма, и все это сливается с традициями деревянного и древнерусского каменного зодчества.

Голицынский стиль

Постепенно началось развитие барокко в России. На смену нарышкинскому в московской архитектуре пришел другой стиль - голицынский, который считается переходным. Его расцвет пришелся на первое десятилетие восемнадцатого века, а влияние сохранялось до середины этого же столетия.

Первыми зданиями, возведенными в этом стиле барокко в России, считаются церкви в Дубовицах, в Перове, Волынском, Лаврентьевский монастырь в Калуге. В отличие от «нарышкинских», в декоративном убранстве «голицынских» строений больше используется чисто барочных элементов. Однако их конструктивные решения, композиции изолированных объемов и замкнутый характер массивов ближе к европейскому Ренессансу. Ясность плана с простотой форм в сочетании с богатым внутренним убранством роднят многими памятники барокко в России с классическими образцами древнерусского зодчества. Особенно явственно это прослеживается в поздних постройках - церкви Петра и Павла в Москве, а также в Троекурове и на Якиманке.

Строгановский стиль

Данное стилистическое направление русской архитектуры конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков свойственно строениям, возведенным по заказу известного промышленника, в честь которого оно и названо.

От более радикальных памятников эпохи московского барокко строгановские отличаются сохранением традиционного для русских храмов пятиглавого силуэта, на который нанесен пышный, словно вылепленный от руки, барочный декор. К ним относятся Казанская в Устюжне, Смоленская в селе Гордеевка, Рождественская в Нижнем Новгороде и многие другие церкви, а также Введенский собор, построенный в Сольвычегодске.

Петровское барокко

Этот термин применяется историками искусства к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I и широко использовался в Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками, он больше ориентировался на образцы шведских, немецких и голландских зодчих. Архитектура барокко в России времен Великого реформатора представляла собой во многом эклектичные здания, с пристрастием к классицизму и готической старине. Сводить все многообразие решений петровских зодчих к этому стилю можно лишь с долей условности.

Архитектуре этого времени свойственна простота объемных построений, в ней много четких членений и сдержанности убранства, нередко наблюдается и плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко в России, петровское представляет собой решительный отказ от византийских традиций, которые доминировали у наших зодчих почти семи столетий. Вместе с тем налицо отличия от голицынского стиля, вдохновляемого непосредственно итальянскими или австрийскими образцами.

Яркие представители

Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли - сын итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV. Судя по словам его биографов, свой строительный опыт он приобрел в России. Будучи весьма одаренным художником, Растрелли сумел проявить себя искусным зодчим и занять очень высокое место при дворе, получив должность «обер-архитектора». Его творчество в 1740-1750 годах достигло своего апогея.

Другие яркие представители барокко в России - это А. В. Квасов, спроектировавший и построивший Большой Царскосельский дворец до перестройки, осуществленной Растрелли. К его творчеству относят и не сохранившуюся на Сенной площади церковь Успения Пресвятой Богородицы. Не менее известными зодчими эпохи русского барокко являются П. Трезини, А. Виста и, конечно, работавший в России с 1760-го по 1770-й яркий иностранный представитель этого стиля Последний, в своих ранних постройках еще находившийся под влиянием «стареющего» барокко, впоследствии перешел на классицизм, который в нашей стране только-только зарождался. Однако сказать однозначно, что Ринальди является представителем именно этого раннего стиля, невозможно.

Постройки эпохи русского барокко

Достаточно известное творение Растрелли - Смольного монастыря, построенный в 1748-1764 годах в Петербурге. Он создан в русских традициях аналогичных ансамблей, относящихся к предыдущим столетиям. Не менее известны и находящиеся в Северной столице дворцы двух елизаветинских вельмож - С. Строганова и М. Воронцова. Однако на первом месте среди работ Растрелли стоит, конечно же, Зимний дворец, который возводили восемь лет. Он был завершен в 1762-м. Именно здесь в наивысшей степени проявился талант этого зодчего. Среди других шедевров барокко - Большой дворец в Царском Селе и многие другие. Все они очень ярко характеризуют тот стиль, который преобладал в середине восемнадцатого века в России. Эволюцию творчества замечательного архитектора П. Трезини подчеркивает Федоровская церковь, расположенная в Александро-Невской лавре. Сегодня много споров по поводу того, кому принадлежит построенный на Владимирской площади одноименный собор. Однако многие склоняются к тому, что это был не неизвестный мастер, а именно П. Трезини, который, словно соперничая с Растрелли, создал в конце 1760-го эту удивительной красоты церковь. Надо сказать, что, к сожалению, очень многие строения, принадлежащие этому зодчему, впоследствии были перестроены или просто исчезли.

Не отставал от своих коллег и Ринальди, который создал несколько православных храмов, сочетающих в себе многие элементы барокко. В частности, это Андреевский собор с его пятиглавием куполов и высокой многоярусной колокольней, Ботный домик, расположенный в Петропавловской крепости, Китайский и Мраморный дворцы. Последний считается в русской архитектуре уникальным явлением.


РЕФЕРАТ

Особенности русского барокко, творчество В.В. Растрелли

Введение

В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.

Стадии развития русского барокко:

· Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») - переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.

· Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) - совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

· Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) - гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф.Б. Растрелли.

барокко московский петровский искусство

1. Московское барокко

Московское барокко - условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII - первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название - «нарышкинское барокко».

Предпосылки к возникновению нового направления искусства:

· В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление - их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

· В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности.

· Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления - нарышкинского стиля.

Особенности нарышкинского барокко:

· сочетание черт русской архитектуры с элементами центральноевропейского.

· Основным источником заимствований служило расположенное за западными рубежами России Великое княжество Литовское.

Таким образом, на российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, принося в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.

· Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании. Нарышкинский стиль в своей основе - архитектурной композиции - оставался русским, и только отдельные, едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.

Постройки:

Церковь Троицы в Троице-Лыково, 1698-1704 гг.

Успенская церковь на Покровке (1696-99 гг.).

Церковь Иоанна воина на Якиманке (1706-13 гг.).

2. Петровское барокко

Это архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж.М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697-1699 гг., архитектор Д.В. Аксамитов и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701-1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Кунсткамера

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала, но было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне - Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной - учреждения Академии наук. Здесь работал М.В. Ломоносов.

В 1777-1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных, в 1819-1825 - росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Кикины палаты

Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I - Александра Кикина. Он был построен в 1714-1720 годах. В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719-1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен.

Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.

3. Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф.Б. Растрелли. В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века - во главе с Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих - С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П.А. Трезини. Елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Постройки:

Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента (1932 г.).

Никольский морской собор (1753-1762 г.).

Мариинский дворец

Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744. Проект в стиле барокко был разработан Бартоломео Растрелли.

4. Творчество В.В. Растрелли (Б. Растрелли)

Бартоломео Франческо Растрелли, знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, родился в Париже в 1700 году. Наиболее яркий представитель русского барокко. Сын известного русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), также итальянского происхождения.

Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, где его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 года проходил обучение, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего был дом молдавского господаря А. Кантемира в Петербурге (1721-1727). В 1730 году был назначен придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века в 1745-1757. С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла и перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора и уехал в Швейцарию.

Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

Наибольший расцвет творчества Бартоломео Растрелли - время правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Первый заказ от императрицы - деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741 - 44, не сохранился). Затем последовали дворец Воронцова (1749 - 52), дворец Строганова (1752 - 54). С 1747 по 1752 года архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 - 57 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Две его наиболее известные работы - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 64) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 - 62).

Иорданская лестница в Зимнем дворце

Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Строительство Петергофа было инициировано Петром I. Первое открытие - 1723 год. После смерти Петра строительство замирает и лишь в царствование Елизаветы Петровны начинается заново. Она поручает Растрелли отстроить новый главный дворец взамен старого петровского.

Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление.

Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.

Большой дворец в Петергофе

Екатериниский дворец в Царском Селе

История строительства начинается в 171о году, когда на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей.

С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор двора Ф. - Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Ф. - Б. Растрелли показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам. Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле.

Смольный монастырь

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. (закончен в 1764 г.). В центре монастырского ансамбля возвышается пятиглавый собор. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В.П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена.

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754-1762 Б.Ф. Растрелли. Был резиденцией российских императоров. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчёркивает пышная отделка фасадов и помещений. Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А.П. Брюлловым. Более всего отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь, ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. В 1922 всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели развитие русского барокко. Множество красивейших сооружений русской архитектуры было создано именно в это время. Многие из сооружений не сохранились. Также, рассмотрели творчество Б. Растрелли. Он был прекрасным архитектором, который внес значительный вклад в развитие русского искусства барокко. Наивысшей точкой расцвета стиля стало Екатерининское барокко.

Список литературы

1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X - начала XX в. - М.: Искусство. - 1989.

2. Балакина Т.И. МХК: Россия IX-XIX вв. - М.: Издательский центр АЗ. - 1997.

3. Бражнев И.А., Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. - М.: Сварог ИК. - 2000.

4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М.: Искусство. - 1979.

5. Кашекова И.Э. От античности до модерна. - М.: Просвещение. - 2000.

6. Малюга Ю.А. Культурология. - М.: Просвещение. - 1998.

Пилявский В.И. История Русской архитектуры. - М.: Искусство. - 1984.


Подобные документы

    Понятие и отличительные особенности барокко как стиля в искусстве, история его развития. Сферы проявления барокко в российском искусстве, его временные рамки: нарышинское, петровское, церковное, дворцовое, елизаветинское, народное. Оформление интерьеров.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2013

    Понятие и общая характеристика барокко как стиля в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в., его отличительные особенности и значение в мировой культуре. Представители данного течения и анализ их выдающихся произведений.

    презентация , добавлен 17.03.2015

    Барокко как постренессансная культура, ее характеристика и отличительные признаки, причины и предпосылки его зарождения, основополагающие идеи и мотивы. Особенности развития барокко в архитектуре, яркие представители данного направления и их шедевры.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Понятие барокко как стиля в архитектуре XV века, его сущность, отличительные черты, история становления и развития. Роль в зарождении нового стиля Микеланджело Буанаротти, его лучшие работы в стиле барокко. Представители русского барокко и их шедевры.

    реферат , добавлен 05.04.2009

    Ранние произведения, церковная скульптура и декор Джованни Лоренцо Бернини. Характеристика и особенности творчества Диего Веласкеса. Темы и жанры живописи Рубенса. Варфоломей Варфоломеевич Растрелли как наиболее выдающий представитель русского барокко.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Русское барокко в архитектуре и эпоха Екатерины Великой. Стиль "барокко" в западноевропейском искусстве. Пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм в архитектуре барокко. История создания Екатерининского дворца.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Русское барокко как разновидность стиля барокко, сформировавшаяся в Московском государстве и Российской империи в конце XVII-XVIII вв. Предпосылки к возникновению нового направления искусства. Особенности нарышкинского, галицинского и петровского барокко.

    презентация , добавлен 27.11.2011

    Характеристика и специфические особенности культуры эпохи Ренессанса, ее основополагающие идеи и яркие представители. Место стиля барокко в архитектуре, скульптуре и живописи того времени, его сущность и предпосылки развития, распространенность в России.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Исследование процесса зарождения, становления и распространения художественного стиля барокко. Анализ вклада данного стиля в историю мировой культуры. Описания стиля барокко в литературе, музыке, архитектуре и искусстве. Мировоззрение эпохи барокко.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Импрессионизм как одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти XIX века, его общая характеристика и отличительные особенности. Яркие представители данного течения и направления их творческой деятельности.

Русское барокко в архитектуре

Сухаревская башня на открытке 1927 года

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде (1696—1719)

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером.

Ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве

Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий.

Придворная церковь в Петергофе

В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.

Церковь Знамения в Дубровицах — яркий образец голицынской вариации «московского барокко»

В конце 17 - начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века.

Сольвычегодский Введенский монастырь — недействующий мужской православный монастырь Котласской епархии Русской православной церкви в городе Сольвычегодск Котласского района Архангельской области России.

Смоленская (слева) и Владимирская церкви

Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-22) заказана князем Долгоруковым, однако продолжает традиции голицынского барокко

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода.

Церковь царевича Иоасафа

Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Строгановская (Рождественская) церковь в Нижнем Новгороде

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Церковь Бориса и Глеба

Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Смоленская церковь в Софрино, вид с юга

Церковь Покрова в Филях

Новоиерусалимский монастырь в 2014 году. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Спасский храм в селе Уборы

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане — надвратная колокольня

Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 г

Троицкая церковь в Троице-Лыкове

Меншикова башня в 2008 году

Палаты В. В. Голицына в Охотном ряду. Дворцовый фасад. Начало 1920-х годов.

Воробьёвский дворец — впервые построенный при Иване III во второй половине XV в. великокняжеский дворец, расположенный на месте бывшей вотчины бояр Воробьёвых на Воробьёвых горах. Был любимой резиденцией Великого Князя Василия III, впоследствии неоднократно перестраивался. В 1684—1690 гг. первый этаж был выстроен в камне, верхние этажи оставлены деревянными (деревянное жильё считалось более здоровым). Последний раз перестроен после 1775 г. Сгорел при пожаре Москвы в 1812 г. Здесь бывали Иван IV, Алексей Михайлович, Пётр I, Екатерина II. На территории парка у современной ул. Косыгина возможно восстановление деревянно-каменного дворца с созданием музея древнейшей московской великокняжеской и царской загородной резиденции.

Петровское барокко

Екатериненталь

Петровское барокко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Кунсткамера

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Кикины палаты

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Меншиковский дворец

Петровские ворота Петропавловской крепости

Летний дворец Петра I

Здание Двенадцати коллегий (гравюра 1753 года)

Александро-Невская лавра

Зимний дворец в 1750-х гг. Фрагмент по рис. Махаева

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Смольный собор (арх. Ф. Б. Растрелли)

Никольский морской собор (арх. С. И. Чевакинский)

Екатерининский собор (арх. А. Ринальди)

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Зимний дворец

Большой Екатерининский дворец

Вид на Большой Петергофский дворец и Большой каскад в створе Морского канала

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

Библиография:

Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука,1978.
Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С.73-104.
Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб.: Искусство-СПб.(2-е изд.), 2001.
Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998.

От средневековья - к “новому времени” (о русском искусстве XVIII века)

История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к новому времени, чем в России
начала ХVIII столетия. Вплоть до начала царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая
художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные “фряжские затеи” растворяются в ней, как
ручьи в море. И вдруг это море ушло под землю и на обнажившимся дне стали со сказочной быстротой
произрастать совершенно новые побеги, так же как на берегах Невы “из тьмы лесов, из топи блат” встала
новая русская столица, вскоре ставшая одним из красивейших мира. Всего несколькими десятилетиями
раньше, в то время, когда во Фландрии работал Рубенс, в Испании - Веласкес, в Голландии - Рембрандт,
русские иконописцы только-только начинали писать парсуны - иконоподобные портреты царя Ивана
Грозного, царя Федора Иоанновича, о внешности которых знали понаслышке.
Художественная система Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее
историческая почва. Но ХVII веке она истощилась, и плоды начали чахнуть. На общемировом историческом
фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая окно в Европу, взорвал и старую художественную
традицию. Правда традиции способны и возрождаться из пепла, когда приходит их час.
Впрочем, в эпоху, начавшуюся с реформ Петра древнерусские традиции не погибли, а только ушли в
глубь и на периферию. Россия была громадна. От камня, брошенного Петром в застоявшиеся российские
заводи, круги шли по всему обширному пространству, но чем дальше от центра - от Петербурга и Москвы, -
тем они были слабее. Окраинная деревенская Россия продолжала жить художественным наследием старины:
пела старинные песни, рассказывала былины и сказки, резала по дереву русалок-берегинь, хранила заветы
иконного письма, донесенные до наших дней мастерскими Палеха. Художественный облик России ХУIII
века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты основательно оторвались от
прошлого.
Сложность петровской эпохи ярко отражается на всей ее культуре, в частности на искусстве.
Характернейшей особенностью этого времени является стремление к знанию. В 1697 году Петр сам
едет учиться на Запад. С этого же года он начинает посылать туда молодежь обучаться “навигационным
наукам, живописному искусству, механике, инженерству, артиллерии” и т.д. Как известно, Петр
периодически устраивал смотры дворянских “недорослей” , не позволяя им жениться, пока не “превзойдут
науку” .
Петр I в своей художественной политике на первых порах руководствовался не столько
эстетическими, сколько деловыми соображениями. В искусствах он видел прежде всего важное подспорье
научному и техническому прогрессу, поэтому и хлопотал об их обновлении: иконописными методами нельзя
было ни иллюстрировать научные книги, ни исполнять чертежи и проекты, ни делать документальные
зарисовки. Для этих целей лучше всего годилась гравюра - линейное, точное, экономное изображение,
среднее между картиной и чертежом. Такие документальные гравюры при Петре сразу же получили
распространение.
Культура петровского времени отличалась деловитостью, но скучной ее не назовешь: в ней таилась
романтическая нетерпеливость - поскорее узнать, открыть, освоить, догнать. После столетий неспешного
традиционного развития и недоверия к новшествам Россию обуяла неистовая любознательность. Сам Петр
не только собственноручно владел четырнадцатью ремеслами - плотничал, точил, строил, делал чертежи
кораблей, - но и страстно увлекался всем необычным - редкостями и диковинами. Он основал Кунсткамеру -
коллекцию природных диковин, “как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов” , поощрял
раскопки в сибирских курганах, приказывал собирать и хранить “старые надписи на каменах, железе или
меди, или како старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно” .
Главной же его страстью было судоходство, и любимыми его художниками были те, кто умел изображать
корабельные снасти. Поэзия петровского времени- это поэзия кораблестроительства, соленого морского
ветра.
Архитектура XVIII века
Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром
ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку - опыт в мастерствах, опыт в науках
и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и
художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище - Петербург -
ему хотелось сделать похожим на Амстердам.
Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве
нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в
столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г.
Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц,
прямых и широких. Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов
Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены
иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства;
одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных
зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России
прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению
поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропавловский собор и
Петропавловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор.
Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового
стиля русского барокко. Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе
строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ
характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был
строителем различных по назначению сооружений - дворцовых и административных. Одним из известных
произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие
работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени
может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные
традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю
хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске. Он пригласил из Франции
королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции
Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в
самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей
для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли,
Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором. Его можно считать русским художником, т.к. он работал
исключительно в России. Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в
архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом
дворцового ансамбля. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов.
Начинал он при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах.
Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Большой Царскосельский
дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного монастыря
- вот его лучшие образцы. Они праздничны и строги, пластичны и ясны. В середине ХVIII века влияние
Растрелли на современных ему архитекторов было огромно, в особенности на тех, кому приходилось
строить по его чертежам. К школе Растрелли можно отнести русских архитекторов: Чевакинский - им был
построен Никольский Военно-морской собор в Петербурге, Квасов строил дворец и церковь в Козельце,
влияние Растрелли сказалось и на Кокоринове. Наиболее крупную фигуру в Москве представлял Ухтомский,
имевший для Москвы почти такое же значение, как Растрелли для Петербурга. Из его построек наибольшее
значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры, триумфальная арка - Красные ворота в
Москве, к сожалению, снесенную.
В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к классицизму. Хотя полной зрелости
классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается
на очень высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю парадность эти
мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в
архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот. Здания Деламота уже не являются
дворцовыми усадьбами, но выходят прямо на улицы, всеми своими сторонами. Деламот почти не вводит
скульптурных украшений в отделку основных стен. Излюбленной формой украшения в этот период
становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные
предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое
влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в
Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине
ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о
“вольности дворянской” 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы.
Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах
здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и
т.д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей “усадебностью” ; недаром Москву
называли “большой деревней” . Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и
рококо, туже идет усвоение классицизма. Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов
занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию
художеств. После заграничной командировке он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие
постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и
строительству в Царицыне под Москвой. В отличии от характерных приемов дворцовых сооружений
середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание
на территории кремлевского холма целый системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает
весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В строительстве ансамбля в
Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от
дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем
небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они
возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать
традиции древнего московского зодчества. Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший
дом Пашкова. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел место нахождение здания в
непосредственной близости от Кремля. Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он
принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры. Наряду с Баженовым в
Москве работал М. Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность
Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Казаковым было
построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются Университет и
Голицынская больница, первая крупная городская больница Москвы. В конце ХVIII века большие
строительные работы вел Джакомо Кваренги уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в
Россию получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам
многочисленных зданий простых и лаконичных по формам, так же преобладают общественные сооружения -
Академия наук, Государственный банк, торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших
построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института. Внутренние помещения находятся у
Кваренги в глубоком соответствии с внешней архитектурой. Залы его величавы уже самыми своими
размерами. К тому же они почти всегда прямоугольны; Кваренги особенно увлекается квадратными
планами, дающими наибольшую уравновешенность. Та же пропорциональность широко применяется
Кваренги в наружном оформлении, в соответствии всех элементов здания. Творчество Кваренги от начала
до конца было целостно и едино.
Скульптура XXVIII века
В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение, в
основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала
деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает
развиваться монументально - декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая
старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского
дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. Собственно первым
мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по
приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для
творчества. Самое лучшее, что он сделал, - это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны
Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная
энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже
устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой
женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного
парадного портрета.
Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и
жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую
пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений. Первым русским
скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года
в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало
открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый “Медный всадник” . В отличии от Б, Растрелли Э.
Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и
преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника,
огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически емко выразил
политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России “окно в Европу” . Русская Академия
художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов - Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М.
Козловский, И. Щедрин.
Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. В детстве познакомился с резьбой по
кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. Творчество Шубина - преимущественно портретиста -
развивалось, оставаясь необыкновенно цельным и единым. Он знал пластику барокко, но выше всего для
него было античное искусство. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником.
Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора
золотой табакеркой. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Шубин вписал блестящую
страницу в историю русской скульптуры. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств.
Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. За рельеф “Князь Изяслав
Мстиславович на поле брани” он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. В
1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую “Самсон разрывающий пасть льва” . Этот образ
библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою
независимость и свободу. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А.
Суворову. Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме - все подчеркивает
героический характер образа великого полководца. Последние произведения Козловского завершают поиски
русских скульпторов XVIII века. Героический характер пластических образов, стремление к благородству и
уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.
Живопись первой половины XVIII века
В русской живописи Петровской эпохи наиболее значительную роль играл портрет. В нем были еще
сильны влияния старой парсуны. Статичность позы портретируемой модели, плоскостная трактовка формы,
интерес к орнаменту давали себя знать в подобных произведениях. Постепенно портрет начинал все глубже
передавать внутреннее содержание человека. Уже в первой четверти ХVIII века появились портреты, в
которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупными
художниками первой половины ХVIII века были И. Никитин и А. Матвеев. Они скорее других преодолели
старые иконописные влияния и создали произведения реалистического характера. И. Никитин еще
мальчиком был отдан в придворный хор, а когда стал старше, целиком посвятил себя живописи. Уже его
ранние портреты отличались большим мастерством исполнения. После возвращения из Италии, куда он был
послан для усовершенствования в искусстве, он приобрел признание как самый талантливый художник
России того времени. Петр1 очень гордился мастерством Никитина. Никитин неоднократно писал портреты
самого Петра, из которых особенно выделяется портрет в круге. В отличии от многих иностранцев,
писавших царя, как правило в парадном облачении, в пышной и торжественной обстановке, художник
изобразил лишь одну голову Петра, правдиво передав его состояние. О таланте и мастерстве Никитина
говорят также и другие его портреты, например, Г. И. Головкина и Г. С. Строганова. Портретное искусство
Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины ХVIII века. Никому из его
современников - художников не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой
психологии, такого артистизма и высокого профессионального мастерства. А. Матвеев известен как автор
ряда портретов, а так же картин и декоративных росписей, которые он исполнил для Петропавловского
собора, Зимнего дворца и других зданий Петербурга. Большинство этих росписей не сохранилось, так как
сооружения, где они находились, были разрушены или перестроены. В последние годы жизни Матвеев был
руководителем Живописной команды, которая сыграла большую роль в развитии русского искусства, и
особенно в подготовке художников. Эта Живописная команда Канцелярии от строений, возникшая в
Петербурге занималась созданием художественного убранства многочисленных построек столицы и других
городов.
Крупным мастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы, был
в середине ХVIII века А. Антропов. Сын солдата, он с шестнадцати лет начал учиться у Матвеева, вместе с
которым создал ряд декоративных росписей в Петербурге, Москве и других городах. В портрете Петра III нет
идеализации, обычной для парадных царских портретов, создаваемых художниками - иностранцами, хотя то
же композиционное решение. Антропов написал очень правдивый, острый, почти карикатурный образ царя
- узкоплечего, на длинных тощих ногах. Пышное окружение - колонна, балдахин, трон и золоченный столик
с царскими регалиями - подчеркивает физическое и духовное ничтожество царя. Многие художники ХVIII
века вышли из крепостных крестьян, а некоторые так и остались в крепостной зависимости до конца своих
дней. Крепостным графа Шереметьева был Иван Петрович Аргунов - представитель очень талантливой
семьи, давший русскому искусству многих художников. Он известен прежде всего как портретист. По
приказу хозяина ему приходилось писать портреты петербургской знати, знакомых Шереметьева и членов
его семьи. Обычно они не позировали, и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая во время
торжественных праздников во дворце хозяина. Шереметьев не ценил в Аргунове художника, давал нередко
ему самые различные поручения и, наконец, отослал в Москву управлять своим московским домом, тем
самым почти лишив художника возможностью заниматься живописью. Творческая деятельность Аргунова
развернулась в 1750-1760 годы. Известность ему принесли портреты Б. Шереметьева и В. Шереметьевой -
самоуверенных и надменных дворян знатного рода. Аргунов, обучившийся у Гроота, овладел стилем
западноевропейского парадного портрета. Не случайно он получил заказ написать портрет новой
императрицы - Екатерины II.
Живопись второй половины XVIII века
Портретное искусство второй половины ХVIII века достигает подлинного расцвета. В это время
творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую
галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и
благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных
людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также
зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью
различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов,
богатейшей системой многослойного наложения красок.
В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был
Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный
живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а
через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а
официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в
Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником
просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В его произведения отразилось
характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать
высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не
позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей
интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание
сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально,
иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная
теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют
аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров ХVIII века. Когда расцветало творчество
Рокотова началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию
правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился
изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в
Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным
мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще
опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов
смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она
принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного
дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал
очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи
расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений
художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро,
нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих
портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая
кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-
разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы
безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои
портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким
стариком, до последних дней не оставляя кисти.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф.Б. Растрелли. В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века - во главе с Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих - С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П.А. Трезини. Елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Постройки:

Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента (1932 г.).

Никольский морской собор (1753-1762 г.).

Мариинский дворец

Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744. Проект в стиле барокко был разработан Бартоломео Растрелли.

Творчество В.В. Растрелли (Б. Растрелли)

Бартоломео Франческо Растрелли, знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, родился в Париже в 1700 году. Наиболее яркий представитель русского барокко. Сын известного русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), также итальянского происхождения.

Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, где его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 года проходил обучение, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего был дом молдавского господаря А. Кантемира в Петербурге (1721-1727). В 1730 году был назначен придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века в 1745-1757. С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла и перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора и уехал в Швейцарию.

Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

Наибольший расцвет творчества Бартоломео Растрелли - время правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Первый заказ от императрицы - деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741 - 44, не сохранился). Затем последовали дворец Воронцова (1749 - 52), дворец Строганова (1752 - 54). С 1747 по 1752 года архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 - 57 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Две его наиболее известные работы - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 64) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 - 62).

Иорданская лестница в Зимнем дворце

Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Строительство Петергофа было инициировано Петром I. Первое открытие - 1723 год. После смерти Петра строительство замирает и лишь в царствование Елизаветы Петровны начинается заново. Она поручает Растрелли отстроить новый главный дворец взамен старого петровского.

Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление.

Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.

Большой дворец в Петергофе

Екатериниский дворец в Царском Селе

История строительства начинается в 171о году, когда на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей.

С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор двора Ф. - Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Ф. - Б. Растрелли показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам. Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле.


Смольный монастырь

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. (закончен в 1764 г.). В центре монастырского ансамбля возвышается пятиглавый собор. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В.П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена.

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754-1762 Б.Ф. Растрелли. Был резиденцией российских императоров. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчёркивает пышная отделка фасадов и помещений. Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А.П. Брюлловым. Более всего отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь, ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. В 1922 всё здание передано Государственному Эрмитажу.