Реформа госзакупок. Белый дом определился с будущим их реформы. Два направления реформы госзакупок

Правительство, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба, прочие ведомства и экспертное сообщество единогласно признают: система госзакупок нуждается в реформах. Однако по ряду причин их подготовка требует времени - иногда куда больше, чем предполагалось изначально. На этом фоне особенно интересно выглядят некоторые процессы, отмечаемые в регионах.

Для повышения эффективности и прозрачности закупок необходимо полностью перевести их электронный вид, согласились все стороны - однако реформу пришлось отложить на год, на 1 января 2019 г., т.к. Федеральное казначейство признало: ни система, ни участники торгов еще не готовы к таким переменам.

В начале февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования указанного каталога. Предполагалось, что использование каталога станет обязательным с 1 октября этого года, однако в середине августа Минфин отказался от структуры, разработанной Министерством экономического развития, и предложил резко изменить правила формирования, ведения и использования каталога для его оптимизации в интересах заказчиков. Теперь его планируется ввести в эксплуатацию с 1 декабря, хотя эксперты выражают сомнение в возможности перейти на закупки по нему в столь короткий срок.

Пока многие изменения в закупочное законодательство на федеральном уровне раз за разом откладываются, в регионах складывается совсем другая картина.

"У нас во всем регионе была распространенная проблема, когда одни и те же товары проходили по разным кодам ОКПД2, - рассказали в комитете государственного заказа Правительства Хабаровского края. - Цены на них могли очень сильно различаться. Заказчики со своей стороны сами решали, какими техническими регламентами руководствоваться при составлении заявки, в этой области было очень много пространства для маневра. В то же время заказчикам сложно было получить полную картину по разбросу цен, они видели только часть картины. Каталог товаров, работ, услуг позволил решить все эти проблемы. Он позволил структурировать заказы, стандартизировать требования к предмету закупки в соответствии с действующими госстандартами, упорядочил ценообразование. Заказчики не могут предъявлять избыточных требований, повысилась конкуренция".

Пилотный проект по внедрению каталога товаров, работ, услуг в Хабаровском крае прошел настолько успешно, что разработку вывели на рынок: другие регионы могут приобрести каталог и установить его для осуществления своей закупочной деятельности с учетом особенностей местного ценообразования. До введения этого удобного инструмента на федеральном уровне остается еще не менее месяца - при условии, что его удастся запустить в ожидаемые сроки - а в отдельных регионах уже активно используют его преимущества.

Аналогичную картину можно наблюдать и с другими инструментами оптимизации закупок. "Многим разнопрофильным учреждениям требуются одни и те же товары и услуги, - отмечают в пресс-службе министерства конкурентной политики Калужской области. - Чем бы они не занимались, всем нужны канцтовары, всем бывает нужен ремонт и так далее. Отдельно нужно выделить закупки питания, учителя и воспитатели не обязаны разбираться в закупочном законодательстве, для них централизация - большое облегчение". Министерство конкурентной политики Калужской области взяло закупки на себя: оно объединяет заявки нескольких заказчиков на основе техзаданий, устанавливает обоснованную максимальную стоимость объединенной партии товара и объявляет тендер. Такая практика позволила в 2016 г. сократить индивидуальные закупки в 7 раз и сэкономить более 210 млн руб. за счет стандартизации и обоснованности цен. Централизация коснулась в том числе муниципальных закупок, для которых характерно большое количество однотипных заказов.

Малые закупки играют весьма значимую роль в общем обороте, ведь они нередко составляют более 50% годового объема закупок организаций (по данным исследования “Малые закупки. Три рубля - не деньги?!”, организованного “Фогсофт” и “Тендеры.ру” при поддержке аналитического центра “Интерфакс ProЗакупки”). Они требуют особого подхода с учетом своей специфики. Хорошим решением может стать электронный магазин с каталогом продукции, создаваемым самими производителями. Единого для России электронного магазина на данный момент не существует, но регионы активно внедряют этот способ закупок.

Организации, подведомственные правительству Москвы, размещают заказы в “Электронном магазине” – подсистеме Единой автоматизированной системы торгов города Москвы (ЕАИСТ). Эта подсистема интегрирована с “Порталом поставщиков”, на котором могут зарегистрироваться компании, желающие поставлять товары или услуги для московских бюджетников. По оценкам столичного департамента по конкурентной политике, запуск магазина позволил добиться снижения начальных цен более чем на 30%.

В Республике Татарстан аналогичный сервис за первые же месяцы работы привлек десятки местных производителей и позволил существенно увеличить процент продукции, закупаемой локально. Министр экономики Татарстана Артем Здунов высоко оценил роль портала закупок малого бизнеса в привлечении местных производителей, в т.ч. благодаря каталогу их продукции, доступному всем заказчикам.

Пока эксперты и разработчики обсуждают необходимость внедрения системы электронного оборота полного цикла, который позволит заказчикам, подрядчикам и субподрядчикам не только заключать контракты, но и наблюдать за ходом каждого этапа выполнения подряда, мгновенно оплачивать работы и обмениваться документами, в Московском регионе уже выражают готовность шагнуть в это будущее: в начале октября Мособлдума предложила перевести весь документооборот в цифру. Соответствующий пакет поправок от депутатов Подмосковья в ближайшее время рассмотрят в Госдуме и Правительстве РФ.

Сроки принятия многих поправок к 44-ФЗ предсказать трудно, тем более что лишняя спешка в этой области приведет только к необходимости внесения новых поправок - достаточно вспомнить переход ФГУПов и МУПов на закупки по 44-ФЗ, обернувшийся необходимостью сделать исключения для множества категорий таких учреждений. Но очевидно, что регионы готовы к переменам и готовы опробовать новые инструменты совершенствования системы закупок даже без директивы сверху.

Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Другие новости

Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках

Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП

Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК

Госдума рассмотрела законопроект о порядке списания неустоек с поставщиков по госзаказу

Минпромторг и МЭР усилят меры поддержки отечественных производителей телеком-оборудования

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев

Два направления реформы госзакупок
В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое - это переход на электронные аукционы, а второе - повышение качества государственного заказа. Надо отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать - ни у европейских стран, ни у США. Мы действительно сейчас идем впереди, и законодательное регулирование системы госзаказа в России было разработано именно с учетом специфики нашей страны.
Электронные аукционы
С 1 июля вступили в силу поправки в Федеральный закон №94-ФЗ, в частности, глава 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" (в редакции Закона № 93-ФЗ), о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. В соответствии с постановлением Правительства РФ №755 3 электронных площадки - Москва, Татарстан и Сбербанк - были определены как пилотные для проведения электронных аукционов.
Мы ставим перед собой простую задачу: в течение 1,5 - 2 лет вывести около 80% всех процедур по размещению заказов на электронные аукционы. Конечно, сразу не получится выйти на эту цифру, но она вполне достижима.
Ключевая задача реформы при переходе к электронным аукционам - это введение режима конфиденциальности и анонимности участия в аукционах, именно поэтому мы предъявляем очень высокие требования к площадкам. Это не только ответственность, которую они будут нести в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). В первую очередь, это те технологические требования, которые предъявляются к программному обеспечению, информационной безопасности, чтобы исключить возможность манипулирования аукционами, в т.ч. со стороны площадок, в связи с чем все происходящее на электронной площадке должно параллельно отражаться у третьего лица. Таким образом, рассмотрение жалоб на действия площадки будут основываться не только на информации от нее самой, но и так же от третьей стороны, которая будет фиксировать в постоянном режиме действия площадки и всех участников электронного аукциона. При этом крайне важно, чтобы площадки были надежными, а проводимые торги прозрачными. Именно это и лежит в основе определения требований к площадкам со стороны ФАС и Минэкономразвития.
На мой взгляд, электронные аукционы являются хорошим лекарством от сговора, они позволят уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивается анонимность участников на торгах. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того, как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит, соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. На обычных торгах большая редкость, когда удается доказать факт сговора. При обсуждении этой проблемы в ФАС мы пришли к выводу, что неэффективно бегать и ловить каждого за сговор, нужно изменить саму систему, чтобы сговор стал принципиально невозможен.
В соответствии с главой 3.1 Федерального закона №94-ФЗ введена новая процедура электронных аукционов. Конечно, когда разворачивается новая система размещения госзаказа по всей стране, понятно, что нужно время для отработки всех механизмов.
Также мы рассчитываем, что электронные аукционы приведут к существенному развитию конкуренции и к резкому, значительному росту экономии бюджетных средств. По итогам 2008 г. экономия бюджетных средств составила порядка 214 млрд руб., и мы планируем, что через 1,5-2 года мы будем получать экономию около 1 трлн руб ежегодно. И это не просто какая-то непонятная цифра, это конкретные деньги, которые останутся в бюджете, на которые можно реализовывать социальные программы, строить дороги, развивать инфраструктуру.
При этом неправильно было бы считать, что вся разница между 214 млрд и 1 трлн - это чисто коррупционная составляющая. Если не будет настоящих конкурентных процедур, то не будет конкурентной цены вне зависимости от того, есть злоупотребления или нет. Просто здоровая конкуренция дает серьезное снижение цены, при этом без потери качества. Наша задача - полностью уйти от человеческого фактора и сделать по-настоящему конкурентные торги. Если это удастся, то мы выйдем на качественно иную систему госзаказа.
Проблема качества в госзаказе
Второе важнейшее направление реформы - это повышение качества государственного заказа. 3 июля 2009 г. Госдумой был принят Федеральный закон №164-ФЗ, который вступил в силу с 23 августа 2009 года. Этот федеральный закон внес изменения в закон о размещении госзаказа, и теперь на электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения контракта применяться вообще не может.
Почему было исключено страхование ответственности? Данная форма страхования себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали на основании как собственных правил, так и на основе несовершенства действующего законодательства. Получается, что страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, что недопустимо. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов - конкурсов и аукционов, то с 23 августа у заказчика появилось право устанавливать в документации торгов норму о том, что они не принимают страхование ответственности по контракту.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб., и такие юридические лица смогут давать обеспечение по контрактам в размере не более 10% от стоимости собственных средств. Соответственно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право устанавливать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое представляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а на что оно распространяется, какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает). Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, в результате чего на госзаказе должны остаться только надежные компании, так как ни одно крупное юридическое лицо не будет давать финансовое обеспечение неизвестным компаниям.
И еще один из видов обеспечения контрактов - денежные средства компании, которые так же могут предоставляться в качестве обеспечения контракта.
При этом и у субъектов федерации, и у муниципальных образований есть возможность через отобранные банки, через специальные фонды поддержки, в том числе малого предпринимательства, предоставлять компаниям финансовое обеспечение для участия в госзаказе. Естественно, принимая за такую компанию все финансовые риски. Это дополнительная возможность увеличения доступа предпринимателей к госзаказу.
Также часто заказчиками поднимается проблема профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам, а также вопросы, связанные с приемкой. Это один из наиболее ключевых вопросов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем появятся типовые спецификации, которые будут разработаны федеральными ведомствами, а также на уровне регионов, с тем, чтобы заказчики не ломали голову, какие требования им предъявить по той или иной продукции или услугам, а чтобы были установлены определенные типовые стандарты качества. Это процесс непростой, но в любом случае мы к этому придем, так как другого пути просто нет. В то же время важно отметить необходимость централизации функции по размещению заказов на всех уровнях власти - только таким образом можно добиться сосредоточения профессиональных кадров как в товароведении, так и в законодательстве о размещении заказов. Не должна каждая школа, поликлиника или больница выступать самостоятельным заказчиком на суммы свыше 100 тысяч рублей. Надо поставить товар в 10 школ - проходят централизованные торги с указанием 10 мест поставки, и школа занимается лишь тем, что по доверенности принимает товар по качеству от имени заказчика.
Есть и проблема приемки по качеству - приемка товара должна происходить на серьезном уровне, чтобы в случае, если заказчик принял некачественный товар, то ему уже некого было бы винить, кроме себя самого. В данном случае многое зависит от квалификации должностных лиц заказчиков. Так же необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам в случае, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается.
Изменения в КОАП
Важно обратить внимание, что с 23 августа вступил в силу еще один закон - №160-ФЗ, это изменения в Кодекс об административных правонарушениях, по которому становятся более справедливыми прежние составы и вводятся дополнительные составы за нарушения в сфере госзаказа. Например, за несоблюдение заказчиком нормы по проведению специальных торгов для субъектов малого предпринимательства не менее 10 и не более 20% от годового объема госзаказа по номенклатуре для СМП установлен штраф в размере 50 тыс руб. для должностного лица, ответственного за размещение заказа. По итогам 2009 г. ФАС должна будет провести массовую проверку всех заказчиков, причем на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном - на предмет соблюдения данной нормы (проведения спецторгов для малого предпринимательства). По этой норме впервые будет проводиться такая массовая проверка.
Также введен штраф за несвоевременный возврат обеспечения предпринимателям - сейчас весьма распространены такие случаи, поэтому предусмотрен штраф до 15 тыс руб. для должностных лиц. Введены также специальные составы для электронных площадок - за несоблюдение режима конфиденциальности предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. для электронной площадки (юридического лица).
Также введены специальные штрафы для второй стороны контракта, юридических лиц - тех, кто выиграл торги, заключил контракт, а потом произошло незаконное изменение условий контракта. Например, было заключено дополнительное соглашение, и в результате цена стала выше. Так вот, штраф будет не только для должностного лица, которое подписало дополнительное соглашение, как это было ранее, но и для юридического лица, исполнителя по контракту. Причем в случае, если были дополнительно израсходованы бюджетные средства, штраф установлен в двойном размере от них. Например, первоначальная цена контракта была 100 млн руб., а в результате допсоглашения она увеличилась на 50 млн руб. Значит, штраф составит 50 млн руб. * 2 = 100 млн руб. Думаю, что это серьезно мотивирует поставщиков не провоцировать должностных лиц на заключение таких допсоглашений.
Многие штрафы стали более справедливыми, например, установлена процентная зависимость от стоимости контракта - по небольшим контрактам - небольшие штрафы, по большим - пропорционально большие, но не выше ранее установленных. Таким образом, мы провели своеобразную реформу Кодекса об административных правонарушениях в части госзаказа.
Наиболее распространенные нарушения
Надо сказать, что количество жалоб существенно растет. Если посмотреть в динамике, то в 2006 г. было зарегистрировано 2400 жалоб, в 2007 г. - 10 тыс., в 2008 г. - 14 тыс., в 2009 г. ожидаем, что будет около 25-30 тыс. При этом, количество обоснованных жалоб падает: если начинали мы с 58% обоснованных жалоб, то сегодня это 43%. Это значит, что повышается качество работы государственных заказчиков.
При этом количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, а потому, что предприниматели увидели - появился эффективный механизм защиты своих прав и стали им пользоваться.
Если говорить о нарушениях, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, это выставление дополнительных требований к участникам заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и проведение конкурса вместо аукциона. Есть специальное распоряжение Правительства № 236-р, где дан перечень тех товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. Мы планируем, что в течение года электронные аукционы вытеснят обычные аукционы. Сейчас выход на электронные торги является добровольным, но когда будут отработаны все механизмы проведения электронных торгов, мы сделаем проведение электронных торгов не добровольным, а обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. Предположительно - уже с 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики должны будут проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года.
Так же хотелось бы обратить внимание на разъяснения, разработанные совместно ФАС и Минэкономразвития, они опубликованы 20 августа на сайтах www.сайт (в левой колонке "контроль за размещением госзаказа") и www.zakupki.gov.ru, и направлены всем руководителям федеральных органов исполнительной власти, губернаторам, руководителям муниципальных органов власти. Приведу один пример. Очень часто случаются ситуации, когда заказчики не устанавливают в документации требования о необходимости декларирования, что компания не находится в состоянии ликвидации, банкротства и т.д. непосредственно в форме заявки. Предприниматели заполняют форму заявки, но не декларируют этот факт, поскольку форма этого не содержала, в результате происходит отказ в допуске, и количество жалоб от предпринимателей в этой связи очень большое. Чтобы четко урегулировать данную ситуацию, мы выпустили специальные разъяснения, а в будущем планируем, что это станет нормой Федерального закона №94-ФЗ.
Надеюсь, наступит такое время, когда не надо будет давать разъяснений, а все нормы будут четко прописаны в федеральном законе. Но пока это время не наступило, обращаю внимание, что обязательно в той форме, которую заказчик устанавливает для подачи заявки, должен быть пункт о необходимости декларирования, что компания не находится в стадии ликвидации, банкротства и т.д.
При этом есть свои особенности по декларированию крупной сделки - этой декларации требовать в принципе нельзя. Если участник подал заявку и не продекларировал, что сделка для него крупная, следовательно, она априори к таким не относится. Но лучше всего внимательно прочитать разъяснения на сайте.
Разъяснения также касаются того, что заказчик не имеет права разбираться в экономике предпринимателя - сколько и на чем он планирует сэкономить при реализации контракта, главное - чтобы данный контракт был исполнен качественно, в соответствии с требованиями, установленными документацией, в срок, установленный заказчиком. Мы надеемся, что данные разъяснения существенно облегчат жизнь и заказчикам, и предпринимателям.
Некоторое время назад широкую огласку получило явление, получившее название "использование латиницы", когда заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота. Эта проблема решается двумя путями: во-первых, на системном уровне - ведется доработка официального портала, чтобы на нем невозможно было разместить заказ с искажениями знаков в названии лота. В тех случаях, когда это все-таки произошло, эта информация автоматически поступает к нам, в контролирующий орган, и мы проводим специальные проверки. Второе направление - это уже работа непосредственно контролирующего органа. Было выявлено в общей сложности около 2 тыс. подобных фактов. В случае, когда контракт еще не был заключен, были отменены итоги торгов, применены административные санкции в виде штрафов, направлены письма руководителям органов власти, в ведении которых находились учреждения, с требованием привлечь к ответственности должностных лиц, в т.ч. рассмотреть вопрос о занимаемой должности, и во многих случаях это произошло. В тех ситуациях, когда это носило не разовый, а постоянный характер, мы передали дела в правоохранительные органы, в частности, в Генпрокуратуру, для рассмотрения вопроса о возбуждения уголовных дел. Мы считаем, что эти факты необходимо рассматривать как мошенничество, что уже подпадает не под административное правонарушение, а уголовное. Мы в постоянном режиме отслеживаем все подобные ситуации и надо отметить, что после проведения массовой проверки количество таких случаев резко снизилось.
Единые критерии оценки заявок
Еще одно важное новшество произошло в системе госзаказа совсем недавно. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах зачастую приводила к манипулированию критериями конкурсного отбора как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения госзаказа. 10 сентября 2009 года было принято постановление Правительства РФ №722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". Благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране.
В постановлении много новелл и защитных механизмов как для заказчиков, так и для предпринимателей. Даны единицы измерения для каждого критерия и формулы, по которым определяется победитель - это всегда прямая пропорция по отношению к начальной цене контракта, начальному объему гарантии и т.д. Введен защитный механизм для заказчика от предложений, не имеющих под собой экономической основы. Например, за срок гарантии 500 лет после определенного момента дополнительный балл будет получить невозможно. Установлена минимальная значимость критерия "цена контракта" на уровне 35%, введен механизм разрешения конфликтных ситуаций - если чего-либо из того, что должно быть установлено по критериям нет, данные критерии не применяются, а их значимость уходит к цене контракта. Таким образом, не надо думать, какое решение примет контролирующий орган - оно уже предопределено. В будущем, для унификации практики контролирующих органов, аналогичный подход будет разработан для всех видов нарушений.
На сегодняшний день в реформе госзаказа пройдена большая дорога, но еще и многое предстоит сделать. И это не только повышение качества госзаказа и переход на электронные аукционы - это и введение мотивации для заказчиков и членов комиссии стремиться к экономии бюджетных средств. Необходимо поощрять людей, работающих добросовестно, и получающих значимые результаты. Без этого система работать не будет.

Михаил ЕВРАЕВ, начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа

Два направления реформы госзакупок

В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое — это переход на электронные аукционы, второе - повышение качества государственного заказа. Надо отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире: ни у европейских стран, ни у США ее неоткуда скопировать. Мы действительно сейчас идем впереди, и законодательное регулирование системы госзаказа в России было разработано именно с учетом специфики нашей страны.

Электронные аукционы

С 1 июля 2009 года вступили в силу поправки к Федеральному закону № 94-ФЗ. В частности, закон дополнен главой 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» (в редакции Закона № 93-ФЗ), появилось положение о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 755-р три электронных площадки - Москвы, Татарстана и Сбербанка - были определены как пилотные для проведения электронных аукционов. Мы ставим перед собой задачу: в течение полутора-двух лет около 80 % всех процедур по размещению заказов вывести на электронные аукционы. Конечно, сразу не получится выйти на эту цифру, но она вполне достижима.
Ключевая задача реформы при переходе к электронным аукционам - это введение режима конфиденциальности и анонимности участия в аукционах, именно поэтому мы предъявляем очень высокие требования к площадкам. Это не только ответственность, которую они будут нести в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). В первую очередь это те технологические требования, которые предъявляются к программному обеспечению, информационной безопасности, чтобы исключить возможность манипулирования аукционами, в том числе со стороны площадок. Поэтому все происходящее на электронной площадке должно параллельно отражаться у третьего лица. Таким образом, рассмотрение жалоб на действия площадки будет основываться не только на информации, полученной от нее самой, но также и на сведениях, предоставленных третьей стороной, которая будет фиксировать в постоянном режиме действия площадки и всех участников электронного аукциона. При этом крайне важно, чтобы площадки были надежными, а проводимые торги прозрачными. Именно это и лежит в основе определения требований к площадкам со стороны ФАС и Минэкономразвития.
На мой взгляд, электронные аукционы являются хорошим «лекарством» от сговора, они позволят уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивается анонимность участников на торгах. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит, соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. На обычных торгах очень редко удается доказать факт сговора. При обсуждении этой проблемы в ФАС мы пришли к выводу, что неэффективно бегать и ловить каждого за сговор, нужно изменить саму систему, чтобы сговор стал принципиально невозможен.
Также мы рассчитываем, что электронные аукционы приведут к существенному развитию конкуренции и к резкому, значительному росту экономии бюджетных средств. По итогам 2008 года экономия бюджетных средств в системе госзаказа составила порядка 214 млрд руб., планируется, что через полтора-два года мы будем получать экономию около 1 трлн руб ежегодно. И это не просто какая-то непонятная цифра, это конкретные деньги, которые останутся в бюджете, на которые можно реализовывать социальные программы, строить дороги, развивать инфраструктуру.
При этом неправильно было бы считать, что вся разница между 214 млрд и 1 трлн - это чисто коррупционная составляющая. Если не будет настоящих конкурентных процедур, то не будет конкурентной цены вне зависимости от того, есть злоупотребления или нет. Здоровая конкуренция дает серьезное снижение цены без потери качества. Наша задача - полностью уйти от человеческого фактора и сделать торги по-настоящему конкурентными. Если это удастся, то мы выйдем на качественно иную систему госзаказа.

Проблема качества в госзаказе

Второе важнейшее направление реформы - это повышение качества государственного заказа. 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 164-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон о размещении госзаказа, и теперь на электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения контракта применяться не может вообще.
Почему было исключено страхование ответственности? Данная форма страхования себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали им в возмещении убытков на основании собственных правил, а также пользуясь несовершенством действующего законодательства. Получается, что страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, что недопустимо. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов - конкурсов и аукционов, - то с 23 августа у заказчика появилось право устанавливать в документации торгов норму о том, что страхование ответственности по контракту не применяется.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб. Такие юридические лица смогут давать обеспечение по контрактам в размере не более 10 % от стоимости собственных средств. Следовательно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право оговаривать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое предоставляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает). Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, и в результате на госзаказе должны остаться только надежные компании, так как ни одно крупное юридическое лицо не будет предоставлять финансовое обеспечение неизвестным компаниям.
Еще один вид обеспечения контрактов - денежные средства компании, которые также могут предоставляться в качестве обеспечения контракта. При этом и у субъектов Федерации, и у муниципальных образований есть возможность через отобранные банки, через специальные фонды поддержки, в том числе малого предпринимательства, предоставлять компаниям финансовое обеспечение для участия в госзаказе, естественно, принимая за такую компанию все финансовые риски. Это дополнительная возможность увеличения доступа предпринимателей к госзаказу.
Кроме того, часто заказчики поднимают проблему профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам, а также вопросы, связанные с приемкой. Это один из ключевых вопросов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем появятся типовые спецификации, разработанные федеральными и региональными ведомствами для того, чтобы заказчики не ломали голову над тем, какие требования им предъявить по той или иной продукции или услуге, а ориентировались на определенные типовые стандарты качества. Это процесс непростой, но в любом случае мы к этому придем, так как другого пути просто нет.
В то же время важно отметить необходимость централизации функции по размещению заказов на всех уровнях власти. Только таким образом можно добиться сосредоточения профессиональных кадров как в товароведении, так и при разработке законодательства о размещении заказов. Не должна каждая школа, поликлиника или больница выступать самостоятельным заказчиком на суммы свыше 100 тыс. руб. Надо поставить товар в 10 школ - проходят централизованные торги с указанием 10 мест поставки, а школа занимается лишь тем, что по доверенности принимает товар по качеству от имени заказчика.
Есть и проблема приемки по качеству. Прием товара должен осуществляться на серьезном уровне, чтобы заказчик, принявший некачественный товар, знал, что ему некого винить, кроме себя самого. В данном случае многое зависит от квалификации должностных лиц заказчиков. Также необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам в случае, если в результате исполнения контракта заявленное качество не соблюдается.

Изменения в КоАП

Важно обратить внимание на то, что 23 августа вступил в силу еще один закон - № 160-ФЗ, который внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прежние составы за нарушения в сфере госзаказа стали более справедливыми, также вводятся дополнительные составы. Например, за несоблюдение заказчиком нормы по проведению специальных торгов для субъектов малого предпринимательства (не менее 10 % и не более 20 % от годового объема госзаказа по номенклатуре для СМП) установлен штраф в размере 50 тыс. руб. для должностного лица, ответственного за размещение заказа. По итогам 2009 года ФАС должна будет провести массовую проверку всех заказчиков, причем на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном, - на предмет соблюдения данной нормы (проведение спецторгов для малого предпринимательства). По этой норме впервые будет проводиться такая массовая проверка.
Также введен штраф за несвоевременный возврат обеспечения предпринимателям: сейчас весьма распространены такие случаи, поэтому для должностных лиц был предусмотрен штраф до 15 тыс. руб. Введены также специальные составы для электронных площадок: за несоблюдение режима конфиденциальности предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. для электронной площадки - юридического лица.
Также введены специальные штрафы для второй стороны контракта - юридических лиц, которые выиграли торги, заключили контракты, а потом незаконно изменили условия контракта. Например, было заключено дополнительное соглашение, и в результате цена стала выше. В этих случаях штраф предусмотрен не только для должностного лица, которое подписало дополнительное соглашение, как это было ранее, но и для юридического лица - исполнителя по контракту. Причем в случае, если были дополнительно израсходованы бюджетные средства, штраф установлен в размере, равном двойной сумме превышения цены контракта. Например, первоначальная цена контракта составляла 100 млн руб., а в результате допсоглашения она увеличилась на 50 млн руб. Значит, штраф составит 50 млн руб. х 2 =
= 100 млн руб. Думаю, что это заставит поставщиков не провоцировать должностных лиц на заключение таких допсоглашений.
Многие штрафы стали более справедливыми. Например, установлена процентная зависимость от стоимости контракта: по небольшим контрактам - небольшие штрафы, по большим - пропорционально большие, но не выше ранее установленных. Таким образом, мы провели своеобразную реформу Кодекса об административных правонарушениях РФ в части госзаказа.

Наиболее распространенные нарушения

Количество жалоб в сфере госзаказа постоянно растет. Если посмотреть в динамике, то в 2006 году было зарегистрировано 2400 жалоб, в 2007 году - 10 тыс., в 2008 году - 14 тыс., в 2009 году их, по прогнозам, будет около 25-30 тыс. Но при этом количество обоснованных жалоб падает: если начинали мы с 58 % обоснованных жалоб, то сегодня это 43 %. То есть можно говорить о том, что качество работы государственных заказчиков повышается. А количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, просто предприниматели увидели, что у них появился эффективный механизм защиты своих прав, и стали им пользоваться.

Конкурсы вместо аукционов

Если говорить о нарушениях, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, то это выставление дополнительных требований к участникам заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и проведение конкурса вместо аукциона. Есть специальное распоряжение правительства № 236-р, где приведен перечень товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. Мы планируем, что в течение года электронные аукционы вытеснят обычные. Сейчас выход на электронные торги является добровольным, но когда будут отработаны все механизмы проведения электронных торгов, мы сделаем проведение электронных торгов не добровольным, а обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. Предположительно уже с 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики должны будут проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года.

Разъяснения ФАС и Минэкономразвития

Также хотелось бы обратить внимание на разъяснения, разработанные совместно ФАС и Минэкономразвития, они опубликованы 20 августа текущего года на сайтах www.fas.gov.ru (в левой колонке «контроль за размещением госзаказа») и www.zakupki.gov.ru и направлены всем руководителям федеральных органов исполнительной власти - губернаторам, руководителям муниципальных органов власти. Приведу один пример. Очень часто встречаются ситуации, когда заказчики не устанавливают в форме заявки требования о необходимости декларировать факт нахождения компании в состоянии ликвидации, банкротства и т. д. Предприниматели, заполняя заявку, не декларируют сей факт, поскольку форма этого не требовала. В результате происходит отказ в допуске и количество жалоб от предпринимателей в связи с этим очень большое. Чтобы четко урегулировать данную ситуацию, мы выпустили специальные разъяснения, а в будущем планируем, что это станет нормой Федерального закона № 94-ФЗ.
При этом есть свои особенности по декларированию крупной сделки: этой декларации требовать нельзя в принципе. Если участник подал заявку и не продекларировал, что сделка для него крупная, следовательно, она априори к таким не относится. Но лучше всего внимательно прочитать разъяснения на сайте www.fas.gov.ru .
Разъяснения также касаются того, что заказчик не имеет права разбираться в экономике предпринимателя: сколько и на чем он планирует сэкономить при реализации контракта, главное - чтобы данный контракт был исполнен качественно, в соответствии с требованиями, установленными документацией, в срок, установленный заказчиком. Мы надеемся, что данные разъяснения существенно облегчат жизнь и заказчикам, и предпринимателям.

«Использование латиницы»

Некоторое время назад широкую огласку получило явление, получившее название «использование латиницы», когда заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота. Эта проблема решается двумя путями: во-первых, на системном уровне ведется доработка официального портала, чтобы на нем невозможно было разместить заказ с искажениями знаков в названии лота. В тех случаях, когда это все-таки произошло, информация автоматически поступает к нам, в контролирующий орган, и мы проводим специальные проверки. Второе направление - это уже работа непосредственно контролирующего органа.
В общей сложности подобных фактов было выявлено около 2 тыс. В случае когда контракт еще не был заключен, были отменены итоги торгов, применены административные санкции в виде штрафов, направлены письма руководителям органов власти, в ведении которых находились учреждения, с требованием привлечь к ответственности должностных лиц, в том числе рассмотреть вопрос о занимаемой должности, и во многих случаях этот вопрос поднимался. В тех ситуациях, когда такие нарушения носили не разовый, а постоянный характер, мы передали дела в правоохранительные органы, в частности в Генпрокуратуру, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел. Мы считаем, что такого рода факты необходимо рассматривать как мошенничество, и это уже подпадает не под административное правонарушение, а под уголовное. Мы в постоянном режиме отслеживаем все подобные ситуации, и надо отметить, что после проведения массовой проверки количество таких нарушений резко снизилось.

Единые критерии оценки заявок

Еще одно важное новшество появилось в системе госзаказа совсем недавно. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах зачастую приводило к манипулированию критериями конкурсного отбора как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения госзаказа. 10 сентября 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране.
В постановлении много новых норм и защитных механизмов и для заказчиков, и для предпринимателей. Даны единицы измерения для каждого критерия и формулы, по которым определяется победитель, - это всегда прямая пропорция по отношению к начальной цене контракта, начальному объему гарантии и т. д. Введен защитный механизм для заказчика от предложений, не имеющих под собой экономической основы. Например, за срок гарантии 500 лет после определенного момента дополнительный балл будет получить невозможно. Установлена минимальная значимость критерия «цена контракта» на уровне 35 %, введен механизм разрешения конфликтных ситуаций. Если чего-либо из того, что должно быть установлено по критериям, нет, данные критерии не применяются, а их значимость уходит к «цене контракта». Таким образом, не надо думать, какое решение примет контролирующий орган, оно уже предопределено. В будущем, с целью унификации практики контролирующих органов, аналогичный подход будет разработан для всех видов нарушений.
На сегодняшний день в реформе госзаказа пройден большой путь, но еще и многое предстоит сделать. И это не только повышение качества госзаказа и переход на электронные аукционы, это и введение стимула для заказчиков и членов комиссии стремиться к экономии бюджетных средств. Необходимо поощрять людей, работающих добросовестно и получающих значимые результаты. Без этого система работать не будет.

Журнал "Бюджет", декабря 2009 г.

До 1 января 2006-го нормативная правовая база, регулирующая систему закупок для государственных и муниципальных нужд, не позволяла сформировать единые правила и стандарты в этой области. В 2005—2006 годах была проведена реформа, итогом которой стал Федеральный закон от 21 июля 2005-го № 94‑ФЗ, который в настоящее время регулирует данную сферу. Закон уравновесил и создал единые условия для закупок по всей территории России от федерального до муниципального уровня.

На протяжении последних лет система государственных и муниципальных закупок претерпевает значительные изменения. Динамика роста объемов госзакупок в России подтверждает своевременность и актуальность реформы в данной сфере. Если в 2000 году их объем составил 230 млрд. рублей, то в 2007-м эта цифра по оценкам Минэкономразвития достигнет 2,5 трлн. рублей, т. е. вырастет более чем в десять раз — что стало возможно благодаря экономическому развитию и благополучной для нашей страны рыночной конъюнктуре.

В настоящее время базисными принципами, лежащими в основе системы госзакупок, являются эффективность, прозрачность и открытость. Эффективности нельзя добиться без открытости, т. е. возможности всех желающих принять участие в торгах на равных условиях в ситуации высокой конкуренции. В свою очередь открытость невозможна без прозрачности, которая достигается посредством надлежащего информационного обеспечения. Закон стал серьезным толчком для развития информационных технологий в сфере государственных закупок. Прежде всего положено начало перехода от устаревших форм информационного обеспечения к новым — к широкому применению Интернета в качест­ве информационного ресурса о гос­закупках.

Одними аукционами в закупках обойтись трудно

Владимир Овчинников, директор компании MERLION Projects

Вне всякого сомнения те изменения, что происходят в таком сравнительно новом для государства начинании, как государственные торги и аукционы, ведут к повышению эффективности. Ни для кого не секрет, каким образом определялись победители в закрытых тендерах. Поправки, внесенные в законодательство, открывают путь всем игрокам рынка для участия в честной конкурентной борьбе. Однако, думаю, пройдет еще немало времени, пока рынок полностью перестроится и примет новые правила игры.

Вместе с тем хотелось бы отметить целый ряд нерешенных проблем. Пока не все конкурсы и аукционы публикуются на федеральных ресурсах, что требует дополнительных трудозатрат от игроков рынка и снижает качество предложений.

Было бы целесообразно прибегать к анонимности участников торгов и только после объявления победителя открывать его имя. Это позволило бы избежать возможного коррупционного подхода в госзакупках.

Есть и ещё одна серьезная проблема: после обнародования результатов торгов бывшие претенденты не получают информации о том, насколько удовлетворены запросы заказчика, и не могут сопоставить заявленные и конечные результаты. А это необходимо для анализа своих возможностей с целью дальнейшего участия в торгах и повышения конкурентоспособности.

Вообще на мой взгляд одними аукционами в закупках обойтись трудно: для больших проектов нужны тендеры. Однако тендер зачастую готовится под конкретного вендора. С моей точки зрения, необходимо уходить от конкретного прописывания технических характеристик и проводить тендер решений. В этом плане показателен западный опыт, когда поставщики представляют заказчику законченное решение.

Информация о закупках

Если до 2006 года под информационным обеспечением подразумевалось только печатное издание, в котором публиковалась информация о закупках, то в настоящее время это уже многоуровневая информационная система, находящаяся в открытом доступе в сети Интернет. Наряду с официальным печатным изданием, которое перешло к нам из старого законодательства, появились новые информационные ресурсы, дающие поставщикам наиболее полную информацию о размещаемых заказах, о ходе их размещения, об итогах закупочных процедур.

Прежде всего это официальный сайт, где публикуется информация о закупках и сведения о том, каким образом эти закупки завершились: кто принимал участие, кто одержал победу и так далее. Реестр государственных контрактов — это ресурс, в котором содержится информация обо всех контрактах, заключенных от имени РФ, регионов России, муниципальных образований, за исключением сведений, представляющих государственную тайну (т. е. о закупках для нужд обороноспособности и безопасности государства). Реестр недобросовестных поставщиков содержит данные о тех, кто в ходе исполнения государственного контракта недостаточно полно выполнил свои обязательства либо уклонился от заключения государственного контракта в ходе процедур размещения заказа. И, наконец, планы-графики размещения заказа — это тот информационный ресурс, который может дать поставщикам предварительную информацию о намерении заказчика в тот или иной период осуществить закупки товаров, работ и услуг, т. е. своего рода прогноз, составленный заказчиком по закупкам на текущий год.

Контроль и координацию информационного обеспечения осуществляют следующие органы государственной власти: Минэкономразвития, которое отвечает за официальный сайт РФ для размещения информации о заказах; Казначейство России, ведущее реестр государственных контрактов; ФАС России, задействованная в ведении реестра недобросовестных поставщиков; Рособоронзаказ, регистрирующий контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.

Размещение заказа

Каким же образом размещаются заказы по нынешнему законодательству? Прежде всего государственный заказчик в соответствии с нормативной правовой базой обязан подготовить прогноз объемов закупок. В нём говорится, какие товары, работы и услуги и в каком количестве заказчик намерен закупить в будущем году. Эти сведения направляются в Министерство экономического развития и торговли РФ, и после определенной обработки Минэкономразвития России направляет обобщенный прогноз в Правительство. Для чего это нужно?

Дело в том, что финансирование госзакупок — это одна из наиболее крупных расходных статей федерального бюджета. Например, в 2007 году стоимость государственных закупок за счет федеральных средств приблизится к 1,5 трлн. рублей, что составляет 25% расходной части бюджета на год, или около 5,5% от объема валового внутреннего продукта России по состоянию на июнь 2007-го.

Итак, план-график размещения заказа формируется на основе прогнозов, которые были направлены в министерство в соответствии с действующим законодательством, и он должен быть помещён в Интернете. Следующая процедура — это уже непосредственное размещение заказа и извещение о проведении закупок в официальных источниках информации, т. е. на официальном сайте и в официальном печатном издании. Затем объявляются результаты по процедурам размещения заказов. И наконец в течение трёх рабочих дней после заключения контракта сведения направляются в реестр государственных или муниципальных контрактов.

Важно отметить, что наполнение официальных сайтов и реестров контрактов определяется либо федеральным центром, либо региональными и муниципальными властями. Единственный общий всероссийский ресурс — это реестр недобросовестных поставщиков. Неважно, где провинился поставщик: на федеральном или муниципальном уровне, — он все равно попадет в единый всероссийский реестр, и все заказчики смогут учесть негативную практику взаимодействия госорганов с таким поставщиком.

Есть проблемы с исполнением требований закона

Владимир Дунайцев, генеральный директор компании «Систематика»

Безусловно, Федеральный закон № 94-ФЗ способствует открытости и прозрачности процесса госзакупок, это его основная задача и главное преимущество. Закон обязывает заказчиков публиковать информацию о конкурсе в Интернете, следовательно, эта информация становится доступной в гораздо большей степени, чем раньше, когда достаточно было дать заметку в газете. Кроме того, это один из немногих законопроектов, который охватывает не только федеральный уровень, но и муниципальные образования.

Но по нашему опыту (а «Систематика» работает на этом рынке уже много лет) до сих пор не устранён целый ряд трудностей. Во-первых, есть проблемы с исполнением этого требования в некоторых частях нашей страны. Термин «цифровое неравенство» применим не только к отдельным гражданам, но и к регионам. Кроме того, нет единой системы, единого реестра: порталы республик, областей, муниципальных образований существуют сами по себе, процедура передачи данных не доработана. На наш взгляд, создание единого портала госзакупок должно способствовать упрощению процесса, но сегодня для того чтобы быть в курсе объявленных конкурсов, приходится отслеживать обновления на тысячах различных сайтов.

Кроме того, по закону автоматически выигрывает тот, кто предложил наименьшую цену. Хотя большинство крупных заказчиков понимают важность таких факторов, как гарантийное и сервисное обслуживание, опыт компании в реализации проектов и ее репутация, закон требует признать победителем того, кто предложит пусть и не самый лучший, зато самый дешевый продукт. Таким образом, потери в качестве пока неиз­бежны.

Текущее состояние и проблемы

На сегодня во всех субъектах Российской Федерации уже есть официальные сайты и реестры государственных контрактов. Более полутора тысяч муниципальных образований также внедрили сайты для размещения информации о заказах. Кто же применяет эту систему в своей деятельности? По данным федерального казначейства приблизительная цифра государственных заказчиков, расходующих средства федерального бюджета, в этом году достигнет 36 тыс. Число поставщиков, которые ежедневно обращаются к информационному ресурсу, уже перевалило за сотню тысяч. Ежедневно с официальных сайтов скачивается порядка 10 Гбайт информации. Число официально зарегистрированных заказчиков составляет более 25 тыс. человек, а количество зарегистрированных поставщиков достигло 10 тыс.

Пока недостаточно развита система электронных аукционов. Причина в том, что нормативно-правовой базой еще не созданы благоприятные условия для повсеместного внедрения этой процедуры. Отсутствуют механизмы, которые закрепляли бы за действиями участников электронных аукционов статус юридически значимых. То есть в ходе их проведения невозможно гарантировать отсутствие каких-то злонамеренных поступков со стороны «интернет-хулиганов» или нечистых на руку конкурентов. Для того чтобы сделать электронные аукционы достоверными и легитимными, эксперты из Минэкономразвития России разработали новую процедуру их проведения, которая будет способствовать более эффективному применению государственными заказчиками данного способа размещения заказа. Вместе с тем можно отметить, что на региональном уровне, например в Москве и Татарстане, электронные аукционы проводятся чаще и эффективнее. Экономия бюджетных средств по итогам электронных аукционов, а также их эффективность постоянно увеличиваются.

Перспективы

Что ждет систему госзакупок и как она будет совершенствоваться? Первого октября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007-го № 218-ФЗ, который привнес в неё значительные изменения, в том числе с точки зрения информационного обеспечения. Во-первых, ликвидируются требования обязательной публикации извещений о закупках и сведений об их результатах в печатном издании, что сэкономит государственным и муниципальным заказчикам массу времени и денег. Если размещение такой информации в Интернете осуществляется без взимания платы, то публикация тех же сведений в официальной печати предполагала существенные расходы (например, на федеральном уровне за один символ печатного извещения заказчик должен заплатить 48 копеек). Во-вторых, в 2010 году состоится переход от разрозненной системы интернет-сайтов к единому всероссийскому ресурсу, в котором будут содержаться сведения обо всех закупках, производимых на территории страны. Это будет, наверное, самый крупный государственный ресурс, который когда-либо формировался не только в России, но, возможно, и в мире.

В настоящее время Мин­эко­ном­раз­ви­тия России занимается подготовкой данного проекта. Затем планируется проведение ряда конкурсов на право выполнения работ по созданию указанного информационного ресурса, и любой разработчик, имеющий такую возможность, может принять участие в конкурсах и претендовать на госконтракт по реализации одного из крупнейших государственных проектов в сфере ИТ.

Тревожная информация содержится в очередном мониторинге закупок госкомпаний, составленном ФАС, Федеральным казначейством и Минэкономики. Отчет о результатах деятельности государственных компаний за первые 6 месяцев 2016 года уже направлен Дмитрию Медведеву. Из документа следует, что за полгода 96% закупок госкомпаний проводились на неконкурентной основе, из них 51% — это заказы у единственного поставщика, 45% — "иные способы". Причем последних зафиксировано 3,8 тысячи, в том числе особенно экзотические — "неконкурентная закупка" и "наш любимый способ закупок" (такие названия в документации использовали сами заказчики). В общей сложности, за исследуемый период в ЕИС было размещено закупок на 8,7 трлн рублей, из них только 28% (более 2,4 трлн рублей) проводятся в электронной форме. Более половины заказов сконцентрированы на трех площадках: РЖД, Газпромбанк и B2B-Center. Последнее, на чем акцентируется внимание в представленном мониторинге - это формальное выполнение квот на закупки малого бизнеса и недостоверность информации в отчетных документах.

Как известно, реформа закупочной системы стартовала в апреле 2016 года, когда премьер-министр выдал соответствующие поручения. В мае Минэкономики внесло в Кабмин поправки, согласованные с ФАС, но в Государственную Думу они так и не поступили. Таким образом, в законе, распространяющем действие на закупочную деятельность ГУПов и МУПов, упоминания о фондах и автономных учреждениях нет.

Как рассказывают специалисты, наиболее радикальные правительственные поправки в закон о закупках (пункт о переводе на электронные торги и закупок госкомпаний, и госзакупок) так и не дошли до Государственной Думы из-за действий крупных заказчиков, особое недовольство которых вызвало предложение перевести крупные закупки по на универсальные площадки заказов по , передать расчетные центры банкам и уменьшить размер и сроки блокирования средств на счетах. Как известно, эти проекты и на данный момент находятся на этапе согласования в главном управлении президента.

Таким образом, именно непринятие поправок в остановило реформу закупок государственных компаний. Как известно, поправки обсуждались 23 июня на совещании в Комитете по экономической политике Государственной Думы. Слушали сенатора Николая Журавлева, который озвучил письмо Сбербанка с критикой проекта. Также, по предварительным данным, против некоторых пунктов проекта выступает и ВТБ. Стоит отметить, что официальных комментариев по этому поводу ни от Сбербанка, ни от ВТБ нет.

На этой неделе на сайте Минэкономразвития была опубликована новая редакция поправок к , содержащая существенные изменения. В этом варианте предлагается разрешить корпорации малого и среднего бизнеса подавать жалобы в ФАС при нарушениях на торгах. Также, если государственные компании не выполняют лимит закупок у МСБ или предоставляют неправдивые сведения, то до конца года их можно будет частично перевести под действие закона .

Итак, в новом проекте содержится ряд уступок госкомпаниям. В частности, предусматривается лишь частичное ограничение перечня закупочных процедур, разделив их на открытые и закрытые конкурентные закупки у единственного поставщика и "иные способы", причем применятся они будут только в отношении закупок стоимостью менее 5 млн рублей. Войдите в долевое строительство дома в городе Липецк.

На площадке "Сбербанк-АСТ" заявили, что считают этот вариант изменений сырым, непроработанным и таким, что не способствует конкуренции. А некоторые специалисты утверждают, что предлагаемые меры больше подходят под определение экспериментальных, которые помогут протестировать работоспособность новых норм. И только потом можно говорить о распространении их на другие сегменты рынка закупок.