Почему Печорин одинок и несчастлив? Сочинение с цитатами почему Печорин одинок и несчастлив? Почему печорин одинок

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения - Печорин – это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким. Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя. Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни - в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования. Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает. В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.
Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком» .
По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду» .
Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя.
«Узнав хорошо свет и пружины общества» , Печорин «стал искусен в науке жизни» ,
то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить
в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.
Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

Ответ от Галина Соболева [гуру]
потому что Эгоист и Сноб


Ответ от Enemy [гуру]
Потому что думает, что все кругом мудаки, он один такой д`Артаньян!


Ответ от Јтирлиц Исаев [гуру]
Во-первых, ему всё надоедает, во-вторых, не умеет ладить с людьми.


Ответ от Milana Tyz [гуру]
Его образ является классическим образом лишнего человека... который не может найти себя в этой жизни и разочарован в ней... его никто не понимает...


Ответ от Виктория [активный]
Из-за родовой травмы, приведшей к его искаженному восприятию реальности.
Непонятно, почему об этом моменте все забывают.


Ответ от Ѐегина Нуртдинова [активный]
он далеко не эгоист, он любил каждую свою возлюбленную: Бэлу, княжну Мэри и Веру Лиговскую. просто Печорину необходима свобода, приключения. он - фаталист, верит в уже определенную минуту смерти и испытывает свою судьбу как ему вздумается.


Ответ от Ўлия Волчкова [новичек]
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего места. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин – главный герой романа. Что же он собой представляет?
Онегин – представитель высшего петербургского света. Его детство прошло под опекой иностранных гувернеров. Принятый в свете, Онегин по сути обречен на одиночество. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра» . Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «ни труд упорный ему был тошен» . Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей» .
Единственным другом Онегина «от нечего делать» становится Владимир Ленский. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин.
Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «…Я не создан для блаженства» , – так отвечает Онегин как раз в духе модных в то время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» был тут же погашен, потому что так было привычнее. Вообще история отношений Онегина с людьми доказывает, что Евгений постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть и не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех» , обрекает его на одиночество.
Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над другими людьми, над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя» . Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статье о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как бы он того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей его женщины.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан! –
Восклицает Онегин, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…
Финал романа открыт. Онегин остался на распутье, и мы не знаем, что стало дальше с Онегиным. Версии были самые разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к духовному и нравственному возрождению те, кто «почитает всех нулями, а единицами – себя».

Печорин – это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин – самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка – он выставляет на посмешище кого захочет. При

Желании он может достигнуть всего, чего пожелает (“Княжна Мери”). В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом (доктор Вернер). “Герой нашего времени” видит только одного человека, который, по его мнению, достоин его, и этот человек – женщина. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин те
Ряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.

  1. АРБЕНИН – герой драмы М. Ю.Лермонтова “Маскарад” (1834-1836; под настоящим названием первая публикация – 1842; в рукописи – “Маскерад”). Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи....
  2. Как истинно героическая натура, Печорин готов смело отвечать за свои поступки и свой образ мыслей. Он не сваливает вину на обстоятельства, хотя и не исключает их воздействия на формирование своей...
  3. Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мцыри – мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: – Он...
  4. Типы горцев В повести “Бэла” даны зарисовки двух горцев – Азамата и Казбича. В них есть общие черты: непосредственность и цельность натуры, упорство в достижении поставленной цели, смелость и ловкость,...
  5. М. Ю.Лермонтов поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно, писал Белинский, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”....
  6. М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не...
  7. Бэла.- Напечатана в “Отечественных записках” (1839, № 3) с подзаголовком “Из записок офицера о Кавказе”, который подчеркивал связь новеллы с массовой романтической “кавказской литературой”, распространенной в 1830-х годах. Между тем...
  8. Создавая “Думу”, Лермонтов имел в виду самую образованную и культурную часть дворянства, в недавнем прошлом давшую России декабристов, Пушкина, Грибоедова. В 30-е годы передовое дворянство утратило сначала возможность, а потом...
  9. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”. (Данный...
  10. “Песня про купца Калашникова” переносит нас в еще более глубокую старину, чем “Капитанская дочка” Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке – как ни парадоксально –...
  11. Творчество М. Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII – начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ...
  12. Публикуя в 1840 году роман “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов поставил после заглавия романа подзаголовок: “Из записок офицера на Кавказе”. Это было не просто смелостью – это было в...
  13. Хронологические рамки, которыми определяется основная работа над романом,- 1838-1839 гг. Последовательность создания отдельных его частей не документирована и устанавливается на основании косвенных свидетельств. Возможно, осенью 1837 г. были сделаны черновые...
  14. .Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М. Лермонтов Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И...
  15. Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда...
  16. Поэма “Мцыри” (1839), также выросшая из раннего творчества поэта, была закончена после “Демона”. Это обстоятельство приобретает особое значение, так как дает представление о логике художественного развития Лермонтова. Проблематика “Мцыри” связана...
  17. Написанный совсем еще молодым человеком, роман “Герой нашего времени” пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя. Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства,...
  18. “Дума” – одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать, определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками...
  19. Если вспоминать наиболее известные стихотворения М. Ю.Лермонтова, то, несомненно, одним из наиболее известных будет стихотворение “Парус”. Это стихотворение небольшое по объему, однако очень запоминающееся. Оно не может оставить равнодушным. Надо...
  20. Среди русских поэтов Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова – стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент – чувства мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела,...
20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15)Вариант 1

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятель­ных повестей, которые объединены общими героями и общим назва­нием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Та­мань» - остросюжетная и в.то же время лирическая повесть; «Княж­на Мери» - дневник; «Фаталиста -.записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Автор ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к «истории души человеческой» отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни.

В основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой: «Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный ана­лиз и самоанализ можно назвать этапом становления личности.

Чтобы понять образ главного героя романа, следует сопоставить две характеристики Печорина:


Один Печорин живет, совершает поступки,

ошибается


Другой Печорин анализирует и судит

Отношение

к жизни


Скептик, разочарованный человек, живет

«из любопытства».


Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.

Борьба

сердца и ума


Не может не чувствовать красоту природы,

переживания других людей: «какая бы горесть

ни лежала на сердце, какое бы беспокойство

ни томило мысль, все в минуту рассеется, на

душе станет легко».


«Я давно уж живу не сердцем, а головою.

Я взвешиваю, разбираю свои собственные

страсти и поступки с строгим любопытством,

но без участия».


Отношение

к женщинам


«Я скакал, задыхаясь от нетерпенья... При

возможности потерять её навеки Вера стала для

меня дороже всего на свете - дороже жизни,

чести, счастья!»


«Женщины должны бы желать, чтоб все

мужчины их так же хорошо знали, как я,

потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие

слабости».


Главное

противоречие героя


Мелкие недостойные поступки. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная- безнадежность,

сознание своей обреченности.


Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.

Сам о себе

«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я

есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно».


«С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не

мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

Герой расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же ви­новат в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена све­том». «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и све­том; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сер­дца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления»

Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. «Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия», - признается он перед дуэлью с Грушницким.

Печорин отличается от других героев романа тем, что его трево­жат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.

Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бес­конечные возможности души Печорина.

В предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя:

«Этот портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния в полном их развитии». В предисловии же к «Журналу Печори­на» говорится, что здесь читатель найдет «историю души человечес­кой» и «оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли че­ловека»..

В истории литературы за Печориным закрепилось определение «лишний человек»...Такое определение стали давать литературным героям, которые ни к чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой болезненно самолюбив, он ана­литик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины его одиночества и непонятости.

«Герой нашего времени» - роман о нравственных исканиях, об ответственности личности перед людьми и своим собственным «я». Попытки автора приблизить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людь­ми оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, ис­полнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой романа можно назвать несоответ­ствие мировосприятия Печорина условиям его жизни.

Вариант 2

Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова "Горе от ума", заметил, что "трагическое" заключается "в столкновении естественного влечения сердца" с долгом, в "проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении". Человек, находящийся в трагическом положении, испытывает глубокие внутренние страдания, которые порождены не столкновениями с какими-то внешними силами, ставящими под угрозу его важнейшие интересы, а внутренними противоречиями и борьбой, возникающими в сознании, в душе человека.

Основные черты характера Печорина - "страсть к противоречиям" и раздвоенность личности. Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах жизни героя: он называет себя "странствующим офицером с подорожной по казенной надобности", "в черкесском костюме, верхом" он "больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы". Что же касается его внутренних противоречий, то Печорин сам ощущает раздвоенность своей натуры, и ощущает трагически, хотя пытается это всячески скрыть. Как пишет в письме Вера, "никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном". Вот как понимает сам Печорин свою раздвоенность: "Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..."

Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Мне кажется, что равнодушие Печорина вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой. Он не верит людям, и сам страдает от этого. Печорин признается, что иногда понимает вампира, и добавляет, что хочет слыть и слывет "добрым малым". Вообще, как он пишет в дневнике, "вся моя жизнь была цепью неудачных противоречий сердцу или рассудку". Эта странная, болезненная двойственность характера Печорина, его стремление во всем всегда и всем противоречить говорит об отсутствии у него строгих критериев оценки событий и людей. Он может взглянуть на все с разных точек зрения, и любые его характеристики и объяснения будут ясными, точными, близкими к истине. Такую странность можно объяснить тем, что Печорин ни во что не верит, во всем сомневается. Он сам говорит, что имеет только два убеждения: то, что родился, и то, что когда-нибудь он умрет.

Скептицизм и безверие порождают разлад в душе, чувствах и мыслях героя. Как писал Бердяев, "раздвоение подрывает силы личности"; Печорин постоянно чувствует трагичность этого. Он с горечью говорит о своей раздвоенности Мери и Максиму Максимычу, пишет о ней в журнале. На примере характера Печорина Лермонтов показал диалектичность натуры человека. Всю свою жизнь Печорин пытался обрести цельность, утраченную им еще в юности, когда жизнь была страстью, когда все волновало и манило своею тайной. Но страсть остыла - наступила обыденность. И этой-то обыкновенной жизни Печорин, как и всякий чувствующий человек, хочет избежать. Каким же способом он это делает?

"Узнав хорошо свет и пружины общества", Печорин "стал искусен в науке жизни", но вскоре разочаровался в людях, в свете, общественной деятельности, науках. В нем родилось отчаяние, которое он почел за лучшее скрывать от всех. Печорин начал наблюдать за жизнью людей. В его дневнике записаны результаты этих наблюдений и тех психологических экспериментов, которые он время от времени проводил. Печорин дает афористичные определения счастью, удаче, поэзии, своей жизни. Они иногда противоречат тому, что он делает и думает (что вполне естественно для него). Все эти определения основаны на знании своей психологии и психологии людей. Печорин делает страшное признание, что страдания и радости других людей "поддерживают его душевные силы". Я не знаю, как и чем объяснить эти его слова; может быть, его желанием как-то очернить себя, почувствовать вампиром, демоном - в этом есть что-то ужасающе привлекательное. Но в жизни Печорин действует не как злодей. Судьба сталкивает его с Грушницким. В этом человеке Печорин хочет найти хорошее, помочь ему. И мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он говорит перед дуэлью, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого: он предоставляет тому свободу выбора и пытается подтолкнуть к верному решению. Печорин хочет рискнуть жизнью ради психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучшего. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, - пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти.

Многие могут упрекнуть Печорина за его поступок с Мери. Но ведь княжна после встречи с ним изменилась: стала умнее и мудрее. Эта девочка повзрослела, начала разбираться в людях. И мы не можем твердо сказать, что было бы лучше для нее: остаться той наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Мне кажется, лучше второе. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе.

Ответ оставил Гость

Роман "Герой нашего времени" был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина. Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало? Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей его женщины?
Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя. Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку простому, доброму, но ограниченному. И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину одиноко в "скучной крепости" , скучно под чеченскими пулями, и с Бэлой. Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, "путешествующий по казенной надобности", который не только подметит "странности" в портрете и поведении героя, но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть ("глаза его не смеялись, когда он смеялся"). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем. Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман), которая породила новый тип людей - разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя - это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств - и они родились. Я был скромен. меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен...я сделался нравственным калекой...". Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек. Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: "Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту...но свободы своей не продам". По-своему он любил Веру, но и эта любовь нашему герою ничего не дала. Он сам признается себе в этом:"Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия..."
Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что "из двух друзей всегда один раб другого". Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом, равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.