Плюсы и минусы венчания в церкви. Стоит ли венчаться? Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз с другим человеком? Второе повторное венчание в православной церкви: правила. Как получить разрешение на венчание при втором браке? Когда венчаться: до и

Христианский брак - это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания - в статье священника Дионисия Свечникова.

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый , ибо христианский брак - безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов .

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак ». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак . Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы . Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты . Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племян­ником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей - родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7-17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) - 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства - усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Нередко можно услышать от жениха и невесты наболевший вопрос: "Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?" Сразу же можно ответить: нет. Такой вот короткий ответ. Но бывают редкие исключения. О чем и пойдет речь в некоторых разделах данной статьи. Будем опираться только на церковные законы, советы священников, опишем опыт живущих в браке десятилетиями. Чтобы понять, почему люди задаются таким насущным вопросом, вернемся в недалекое прошлое, то есть в начало 1900-х годов, в царскую Россию.

Путешествие в начало ХХ века

Давайте вспомним историю. Может быть, чьи-то прабабушки и прадедушки рассказывали, какой была Россия до 1917 года. Кому не довелось послушать, обязательно почитайте. Это интересно.

До Октябрьской революции молодые не задавались вопросом о том, можно ли венчаться без регистрации, потому что разделения не было. Все пары заключали брак в церковных стенах. При этом молодожены становились полноценной семьей не только перед Богом, но и перед государством.

До появления Советского Союза почти все люди были верующими. Никто из брачующихся не размышлял, венчаться им или нет. Это было обязательным для всех. ЗАГСов в то время не существовало. А вот с 1917-1918 годов стали появляться специальные органы, которые регистрируют гражданина. Церковь у людей отошла на второй план, или не было ее вообще.

Спустя 80 лет закончились гонения на Церковь, люди стали восстанавливать храмы, монастыри. У кого-то появляется вера в Бога. или будущие муж и жена хотят освятить брак. Тут-то и стали спрашивать: можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? Поначалу венчали неженатых. Но спустя время обязали показывать Почему?

Венчание - большая ответственность

Не каждая пара поступала по совести, освятив свой брак. Участились расставания после венчания. Как говорят многие священники, связано это с тем, что люди не почувствовали ответственность не только друг за друга, но и перед Богом. Ведь когда молодые приходят в ЗАГС, то они понимают, что юридически теперь они муж и жена, настоящая семья, появляется ответственность. А в Церкви люди могут быть впервые, они Бога не видят, венчание могут воспринять как ничего не значащий обряд. А это страшно. Можно ли венчаться без ЗАГСа в таком случае? Разумеется, нет. Перед Богом придется нести ответ за такой тяжкий грех, как расторжение брака.

Нельзя считать недостатком тот момент, что без штампа в паспорте не обвенчают. Наоборот, так отводят от греха нерадивую пару. В настоящее время во многих приходах священники проводят беседы с парами, которые решили идти к алтарю. Там они и ответят, можно венчаться без регистрации в ЗАГСе или нет. В основном это касается тех, кого батюшка видит впервые. Своих исповедников он знает, и если молодые понимают, на что решаются, то с ними специальные беседы, может, и не проведет.

Регистрация и венчание в один день

В настоящее время можно часто видеть, как невеста в белом шикарном платье идет к храму под руку с женихом. С ними родители, родственники, друзья. Все нарядные, веселые. Сразу видно, что молодые только расписались. Любой может догадаться, даже нецерковный человек, что об обряде договариваются заранее, выбирают дату. Если невеста только идет с новеньким свидетельством о браке в храм, значит, можно венчаться без регистрации? Нет. Дело, скорее всего, в том, что батюшка знает своих прихожан, а те ему заранее сообщили, что подали заявление в ЗАГС. А если священник не знаком с парой? Ничего не мешает отменить если в этот день молодые не распишутся.

Всех ли венчают?

Нельзя идти против церковных канонов. Не венчают тех, кто является родственниками по четвертую степень включительно. Например:

  • родные, двоюродные, и сестра и дети троюродных тети или дяди;
  • дядя с племянницей;
  • дети от одного родителя (сводные братья и сестры).

Далеко не завершенный список. Есть еще запреты на венчание между кумовьями (те, кто имеет общего крестника), а также между крестными и крестниками и их детьми. Не венчают и в четвертый раз.

Не благословляет Церковь венчаться пары с разницей в возрасте более 15 лет, потому что в современном обществе такие браки непрочны и могут в любой момент распасться. Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? Этот вопрос может отпасть сам собой, безусловно, священник ответит - нет. А вот в ЗАГС может пойти любая пара с условием, что нет юридических препятствий (не оформлен развод, например, или возраст менее 18 лет), здесь никто не будет спрашивать, кто кому кем приходится и кому сколько лет.

Кому делают исключение?

Как говорилось выше, в храме просить повенчать можно, но только нужно предъявить свидетельство о браке и убедиться, что никоим образом не являетесь родственниками: ни по плоти, ни по духу. Но можно венчаться без регистрации в ЗАГСе?

Может быть, в жизни очень сложная ситуация, например один из влюбленных серьезно болен. Но оба любят друг друга. Священник может поговорить с ними о венчании, исповедать. Как правило, такие серьезные вопросы может решить правящий архиерей. Кто это? Обычно епископ. В мирском понимании "церковный губернатор области". Только он может дать разрешение и ответить, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе этой паре.

Надо понимать, что духовная ответственность возлагается не только на брачующихся, но и на священника. Ведь обряд венчания, впрочем, как и крещения, является очень серьезным событием.

Венчаться нынче модно

Современные россияне, расписавшись в ЗАГСе, спешат венчаться. Но далеко не все пары сразу же идут в храм. Можно увидеть под священными венцами как новобрачных, так и пожилых супругов. Вторые, скорее всего, поняли смысл венчания по каким-то жизненным обстоятельствам. Но для них меняется чин венчания. О деторождении уже не молятся, например. А вот молодым придется у ответственного священника остаться на огласительную беседу. Может, батюшка посоветует отложить венчание до лучших времен. В чем причина? Не подготовлены духовно, а может, и не расписывались еще.

Как можно венчаться без если это ещё большая ответственность, чем роспись? Какая может быть отговорка против ЗАГСа? Ведь там запретов практически нет, госпошлина за штамп в паспорт не настолько велика, чтобы не идти туда. За венчание в некоторых храмах берут в разы больше, а где-то и в качестве пожертвования материального.

А мы давно женаты

Если нет канонических препятствий, то немолодых супругов обвенчают. Важно только принести свидетельство о браке, если священник вас не знает. Как упоминалось ранее, чин венчания будет короче, чем для молодых.

Не позволят венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, а точнее в блудном сожительстве. Нельзя называть друг друга мужем и женой, даже если пара прожила вместе 10 лет. Сначала зарегистрируйте отношения, а потом смело идите под венец. Таким образом ответим, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе.

Есть ли "развенчание"?

К сожалению, современная жизнь - это нестабильность. Редкие браки сохраняются навсегда. Даже те, кто венчался в свое время, не могут быть застрахованы от развода. Почему так происходит? Люди разучились любить, терпеть и прощать. Кстати говоря, именно на исповеди священнику муж и жена могут поведать, что плохого сделали: посмотрел на красивую девицу, обозвала мужа, обиделись друг на друга и так далее. Если супруги захотят избавиться от грехов и принимать друг друга, то развода не последует.

А теперь поговорим о разводах. Перед женитьбой голова идет кругом: можно ли венчаться без росписи?Во время развода задаются вопросом: нас развенчают в церкви? Нет такого обряда.

Чтобы обряд был действенный

Важно во время венчания молиться Богу об освящении вашей семьи. Желательно внимательно слушать, о чем просит Господа священник, и повторять про себя. Важны не движения, детали, правильность поклонов, а искренние молитвы обоих супругов.

Мы поговорили о том, получится ли венчаться без регистрации в ЗАГСе. Уяснили множество моментов. Любые нюансы можно разрешить только со священником, задать вопросы, попросить совета и благословения.

Большинство верующих будущих родителей не идут на венчание в то время, когда женщина ожидает ребенка, ссылаясь на то, что это греховно. Другие же пары, обвенчавшись в этот период, потом винят себя, что якобы совершили большой грех. Но на самом деле, православные священники склонны придерживаться абсолютно другого мнения, ведь обряд венчания, не что иное, как великое церковное таинство и именно с него должна начинаться совместная жизнь каждого православного христианина. Поэтому частый вопрос, можно венчаться беременной, задают многие, не осознавая или попросту не зная всех серьезных моментов этого ответственного шага.

Если на уверенность в ваших отношениях ничто не может повлиять, а из обряда венчания вы не делаете языческих поклонений, надеясь на то, что Бог будет оберегать ваш союз, то ваши помыслы движутся в правильном русле. Вы уверены, что такой серьезный шаг как венчание это ваша обоюдная преданность служить Богу, что получение благословения и защиты только укрепит ваши отношения, сделает прочнее союз и нежнее чувства. Понимание преданности и поддержки в трудную минуту не будут пустым звуком. Если все эти понятия вам близки и нет сомнений в Боге и будущем вашей семьи, то венчание во время беременности не должно вызывать никаких предрассудков и переживаний.

Мнение церкви об обряде венчания.

Для двух православных людей очень важным является официальное оформление своих отношений в ЗАГСе, но не менее значимым является венчание в церкви. И именно эта церемония, в понимании будущей семьи, даст Божье благословение на их супружеские отношения. Но как поступать в ситуации, когда беременность наступила до дня таинства, либо об интересном положении становится известно в прошествии некоторого времени после венчания? Церковь признает регистрацию в ЗАГСе законным браком и не считает такие отношения блудом, даже когда супруги не приняли венчание.

Пары, которые проживают вместе, без узаконивания отношений, живут в грехе. И пока они не зарегистрируют свой брак, церковь не позволит им даже причащаться. Поэтому, в таком случае, существует большая необходимость в покаянии и исправлении своих грехов. Затем обязательно зарегистрировать отношения, так как любое сожительство, даже с самыми сильными и искренними чувствами есть большой грех.

Некоторые священнослужители считают, что сексуальные отношения до свадьбы недопустимы и венчание, когда женщина беременна будет грехом. Но есть и иное мнение, что благословение церкви семейных отношений возможно на любом сроке беременности, а также и перед самими родами. Ведь считается, что ребенок должен родиться непременно у венчанных родителей. Но не стоит верить общественному мнению, каждый случай индивидуален и лучше будет, если за советом и разъяснениями обратиться к служителям церкви.

Самым оптимальным вариантом является такой, когда регистрация брака и таинство венчания проходят в одинаковое время. Но случаются различные ситуации, при которых венчание не происходит сразу. Поэтому семья может приступить к этому таинству в любое время, и через год, и через двадцать лет. При этом священники объясняют, что венчание является преподанием благословения Христа супругу и супруге, а также духовным освящением их совместной жизни. И что такое решение должно быть обязательно обоюдным.

Особенности при венчании во время беременности.

Если пара узаконила свои отношения, церковь освятит такой брак, независимо от положения женщины. Но перед тем как получить благословение, необходимо духовно подготовиться. Муж и жена обязательно должны прийти на исповедь и принять причастие. Для этого необходимо придерживаться трехдневного поста, при этом следует не только воздерживаться в пище, супружеских отношениях, но и мысленно сдерживать себя, не употреблять бранных и обидных слов. Также следует читать специальные молитвы, как мужу, так и жене, это очень важно.

Перед венчанием батюшка проводит обоюдную беседу с супругами, давая им наставление и советуя как придерживаться христианских законов. На само таинство следует приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери, как правило, их дарят родители. И если они изъявят желание находиться на обряде, то сами их приносят. Дополнительно необходимо взять в церковь венчальные свечи и белый рушник. Также необходимо пригласить свидетелей. Все атрибуты, это второстепенная сторона венчания. Важным приготовлением является пост, молитвы, исповедание и причащение.

Процедура венчания проходит в среднем около часа, что может быть сложно для беременной, ведь весь этот период придется провести на ногах, и возможно в душном помещении. Наряд желательно подбирать соответствующий, который будет закрывать грудь, плечи и ноги ниже колен, это необходимое требование законов церкви. Платье должно быть удобным и свободным. На сегодняшний день, подобрать платье для такого случая не сложно, так как можно венчаться беременной и быть пи этом очень красивой невестой.

Кто не может быть обвенчан?

Есть некоторые правила, следуя которым батюшка откажет в освящении вашего брака. Не допускаются к венчанию:

  • не являются христианами или не крещенные, в том числе атеисты;
  • супруги, которые отдают дань моде или те, кто пришел по совету и настоянию родственников;
  • пара, чьи отношения не оформлены официально;
  • если один из супругов вступает в брак 4 или более раз;
  • если жених или невеста не расторгнул предыдущий брак;
  • если пара находится в кровном или духовном родстве.

И в завершении необходимо отметить, беременность не является препятствием для венчания. Если ваша семья решила получить Божье благословение, то это правильный и единственно верный шаг, чтобы жить в любви и с чистой душой рожать и воспитывать детей.

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни , поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.


Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.


Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам , что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?


Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать , заплатив всего 350 рублей госпошлины . При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.


Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств , например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет , а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Заключение

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ – один из самых распространенных вопросов, приходящих на наш сайт.

Для того, чтобы венчаться, необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе: это связано с тем, что если до революции венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке. Поэтому, во избежание подобных проблем, для венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.

БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ

Священник Дионисий Свечников

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Пра­вославная Церковь признает (оформленный в ЗАГСе) исходным момен­том создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе , тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.

Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день . Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова: «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее, чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!

Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа . Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной. Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам. Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.

Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах , а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся. Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет. А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.

А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно нас обвенчаться, а потом сыграть свадьбу». Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.

Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба ».

Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.

Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Ответы на вопросы читателей:

Можно ли сначала , а через год расписаться в ЗАГСе? Светлана

Дорогая Светлана! Нет, гражданская регистрация должна предшествовать . Церковь, как правило, венчает после регистрации, потому что в последнее время происходит очень много случаев обмана: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.

З дравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы с моим мужем, в силу обстоятельств, развелись 2 года назад. Но живем мы вместе и любим друг друга. Можем ли мы обвенчаться или сначала нужно вновь регистрировать брак в ЗАГСе? Спасибо.

Здравствуйте, Вера! Венчаться можно только после того, как Вы снова зарегистрируете Ваш брак.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Дело в том, что мы хотим обвенчаться, но не хотим официально расписываться в загсе … разрешат ли нам провести церемонию венчания без свидетельств о браке? Спасибо. Наталья

Здравствуйте, Наталья! Венчание – это благословение брака Церковью. Но если брак не зарегистрирован, то отношения являются блудом, то есть грехом, и благословить эти отношения Церковь не может. Поэтому венчаться без регистрации брака в ЗАГСе нельзя. Зарегистрируйте брак, а потом венчайтесь. И да поможет Вам Господь создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я живу в гражданском браке. Живем вместе несколько лет. Регистрировать брак в ЗАГСе не хотим. Хотим сначала перед Богом. Возможно ли венчание без штампа в паспорте? И где найти храм, где нас обвенчают? Мы очень хотим!

Здравствуйте, Юлия! Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Штамп в паспорте – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине Ваших чувств и серьезности отношений. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения, Церковь благословить не может. Поэтому сначала Вам необходимо зарегистрировать Ваши отношения, а затем уже можно венчаться.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко