Описание желткова гранатовый браслет. Сочинение: Желтков в произведении «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн). Другие сочинения по этому произведению

И. А. Куприна можно назвать одним из «королей» прозы. В его произведениях особое место занимает любовь. Рассказ «Гранатовый браслет» пропитан неземной любви. Сюжет произведения разворачивается в любимой Куприным Одессе. В нем сравниваются большое чувство чиновника с очерствелой душой людей, стоящими выше Желткова.

Героем рассказа является Желтков. Он занимает пост чиновника контрольной палаты. Г.С обладает приятной внешностью. У него глаза голубого цвета, длинные мягкие волосы. Желтков высокого роста и худощавого телосложения. Он обладает возвышенным чувством.

Желтков влюблён в Веру Шенину, холодную аристократку. Он считает ее необыкновенной. Сам он так же является весьма необыкновенным человеком. Из письма, которое Желтков написал к именинам Веры, можно понять его духовный облик. Он не на что надеяться, но он готов пожертвовать всем. В его словах ощущается преклонение, уважение, отвага. В качестве подарка Вере он преподнес гранатовый браслет. Он принадлежал матушке Желткова,в то время уже покойной, поэтому был очень ценен героем. Кроме того, браслет обладает интересной историей. По поверью он дает дар предвиденья и оберегает от насильственной смерти его владелицу.

Смысл жизни героя заключался в бесконечной любви. Больше ничего ему было не надо. Желтков был наполнен сладкими мыслями о своей возлюбленной. Герой считал, побег из города не сможет противостоять его чувствам. Он не смог бы отпустить мечты о Вере. К сожалению, его любовь не была взаимной. Безответная любовь имеет губительную силу. Желтков писал в своем письме, что его не интересует ни наука, ни политика, ни окружающий мир, словом абсолютно ничего, кроме своей любимой Веры. Его жизнь заключалась только в ней. Написал он это письмо до своего самоубийством. Своим обращением он поднял чувства до уровня трагизма. Теперь перед Верой открывается другой мир, наполненный неизведанных чувств. Выходит, Желтков любил до последнего вздоха, до последнего стука своего сердца.

Неважно кто ты: токарь, начальник, писатель, депутат, кассир, командир-перед любовью все оказываются на одном уровне. Желтков вызывает чувство сострадания, так как безответная любовь - это тяжелая ноша. Но только в ней он видел смысл жизни, только она дарила ему моменты пропитанные счастьем и безумством. Наверное, самое страшное быть безразличным ко всему вокруг и видеть перед собой лишь предмет своего воздыхания.

Сочинение Желтков с портретной характеристикой

Ни одно произведение русской литературы посвящено теме любви. Это чувство в любом из своих проявлений движет людьми, миром. Отношения между влюбленными зачастую переходят в привычку. Однако одного из своих героев рассказа "Гранатовый браслет" А. И. Куприн наделил бессмертным чувством - любовью, которая не угасла до самой смерти.

Несмотря на то, что общая характеристика Желткова не отличалась ни яркой внешностью, ни особыми проявлениями мужской силы, поступками и идеями, однако в конце произведения этот герой сосредотачивает на себе внимание всех окружающих. Он становится понятным, раскрывается благодаря своему богатому внутреннему миру, где имеет место чистая, искренняя любовь.

Занимая должность маленького чиновника "в каком-то казенном учреждении", он не выделялся ни заслугами, ни внешним видом. Неприглядный вид щуплого, невысокого молодого человека не старше сорока лет больше напоминал нежную девицу с ямочкой на подбородке и "мягкими волосами". Его бледность кожи, беспорядочные движения, нервозность ("застегивал и расстегивал пуговицы") завершали образ неуверенного с виду, скрытного человека.

Отсутствие собственного жилья у Желткова подтверждало его неблагополучное материальное положение. Судя по описанию комнаты, которую он снимал, у него было немного денег. Проживал он в неосвещенной, небольшой комнате со старой мебелью. Однако, несмотря на подобные характеристики, в этом человеке оказалась нескончаемая энергия, которая давала силу и способность переносить любое давление на жизненном пути благодаря той минуте, когда он впервые в цирке встретил Веру Шеину. С того момента любовь затмила все. Он не видел в ней недостатков, это был его идеал. Порой жизнь казалась Желткову пыткой, так как он не видел ни доли взаимности. Возлюбленная все годы находилась под его наблюдением. Но он не хотел ничего менять, наслаждаясь возможностью любить.

Этот человек не отличался особым виденьем мира. Он был обычным мужчиной, способным по-настоящему любить одну женщину всю жизнь. Несмотря на ее замужество, холодность, в душе теплилась надежда на взаимность. Это чувство давало ему неземные силы, ощущение счастья. Отношение к герою меняется от начала к концу рассказа. Из тихого, неизвестного он превращается в думающего мужчину с бушующими страстями. Однако остается наедине со своими чувствами, выражая мысли лишь в письмах. Он был верен и себе, и Вере. И счастлив лишь от мысли, что горячо ее любит. Подарок Желткова в виде гранатового браслета - это не что иное, как желание ощутить невидимую духовную связь с женщиной после того, как она его получит.

Таким образом Куприн наделил Желткова чувством, которое толкает человека на подвиги. В душе таких людей есть место для доброты, терпения, самопожертвования и верности, желания отдать себя без остатка.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание)

    Картина В. Поленова Заросший пруд несёт в себе умиротворение, гармонию и спокойствие. При её создании художником были использованы тёмные тона, однако это не делает её мрачной, скорее, наоборот, живой и открытой.

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Главные герои произведения Темные аллеи Бунина

    В данном произведении речь идет о двух персонажах, которые случайным образом встретились друг с другом после очень длительной разлуки. Это шестидесятилетний худощавый высокий мужчина по имени Николай

  • Пьер Безухов и Элен Курагина в романе Война и мир (отношения и брак героев)

    Взаимоотношения Пьера Безухова и Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" не похожи на другие отношения героев данного романа. Это история несчастливого брака двух людей с абсолютно разными характерами.

История несчастной любви к замужней женщине стала сюжетом повести «Гранатовый браслет». Желтков Г. С. - ее главный персонаж. Имя мужчины остается неизвестным. Можно только предположить, что его зовут Георгий. В тексте звучит только фамилия - Желтков. Внешность влюбленного мужчины также не вызывает яркой симпатии или негатива. Он высок, худощав и бледен. Другие черты внешности: дрожащие руки, нервные пальцы, рыжеватые усы, детский подбородок, длинные мягкие волосы. Желткову в повести около 35 лет.

Небогатый чиновник какого-то казенного учреждения увидел в цирке Веру Николаевну и влюбился. Это была любовь с первого взгляда и на долгие годы. Мужчина начинает следить за женщиной, знакомится с обществом, ее окружением и увлечениями. Желтков счастлив. Он любит по настоящему, мужчина осознает, какое «громадное счастье» его посетило. Чиновника не интересует ничего: «ни политика, ни наука, ни философия». Он поглощен женщиной, она становится смыслом его жизни.

Желтков благодарит Бога, одарившего его великим чувством. Он проверил, не болезнь ли это, ни наваждение. Понял, что нет. Его любовь - «не маниакальная идея». Даже муж Веры уверен, что Г. С. не был сумасшедшим, а был влюбленным. Есть некая ирония в словах автора, когда он перечисляет, как мужчина сжигает самое дорогое, что у него было: вещи Веры. Украденный платок, записка, программка выставки - предметы, побывавшие в руках женщины, становятся дороги и невероятно ценны. Вера для Г. С. единственная радость, утешение, мысль. Он не оценивает свои чувства как преследование.

Желтков дарит женщине гранатовый браслет. Эта вещь была семейной реликвией. Она охраняла мужчин от насильственной смерти, а женщин награждала даром предвидения. Браслет принадлежал прабабке, затем перешел к матери Желткова. Подарок очень разозлил брата Веры - Николая. Брат хочет положить конец этой истории. Он идет к Желткову и требует отказаться от преследования княгини. Мужчина ждет решения своей судьбы от самой Веры Николаевны. Женщина тоже просит прекратить непонятный затянувшийся роман в письмах. Желткову хочется остаться в городе и видеть любимую хотя бы изредка, но слова Веры обрывают все нити надежды.

Г. С. кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он с восхищением обращается к любимой: «Да святится имя Твое». Вера освобождается от чувств Желткова. Но нет успокоения в душе красавицы. Она потеряла любовь, о которой «мечтает каждая женщина». Красивое чувство прошло мимо нее, она упустила возможность быть музой и смыслом жизни, оборвала любовь и осталась обычной замужней женщиной, ничем не отличающейся от других светских дам.

Любовь - это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева - всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Характеристика Желткова в рассказе "Гранатовый браслет"

С 1900 по 1910 год писатель пишет ряд повестей и рассказов, которые показывают настоящую любовь. Куприн возносит над людьми это всепоглощающее чувство, наделяя им своих главных героев. Не обошла эту тему и повесть "Гранатовый браслет". Главным героем в ней становится простой чиновник - Г. С. Желтков. Куприн наделяет его верной и чистой любовью, той, которая не способна на предательства и обман, что подобна идеалу.

Характеристика Желткова в "Гранатовом браслете" начинается с описания его безответной любви. Предметом воздыхания главного героя становится молодая светская дама - Вера Николаевна. Первое письмо главный герой повести пишет княгине ещё до её замужества. В нём молодой и неопытный телеграфист описывает все свои чувства к Вере Николаевне. Но не получает на него никакого ответа. В течение многих лет безнадёжно влюбленный Желтков отправлял письма княгине, которая не воспринимала все его любовные откровения всерьёз. Более того, вся семья Веры откровенно насмехалась над ним и высмеивала, считая Г. С. Ж. маньяком и ненормальным человеком.

Гранатовый браслет

Предпоследнее своё письмо и подарок Желтков отправляет княгине в день её именин. Как писал сам телеграфист: "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мной лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег". Этот фрагмент, взятый из письма к своей возлюбленной, можно внести как начало характеристики Желткова. Подарком мелкого чиновника становится браслет, украшенный россыпью красных гранатов. Это единственное, что мог подарить главный герой повести своей возлюбленной.

Несмотря на всю тяжесть судьбы, герой повести Куприна счастлив от осознания того, что любит. Основной характеристикой Желткова является чистота и безрассудность его чувств к Вере. В своих письмах он размышляет о том, что правильней всего было бы уехать и оставить свою любовь, но сделать это он не в состоянии. Всеми своими мыслями и чувствами он всё равно был бы навеки связан с ней.

Внешняя характеристика героя

Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.

Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны - генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.

Жилищные условия главного героя

Ключевой характеристикой Желткова в "Гранатовом браслете" Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.

Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.

В своей повести Александр Иванович Куприн показывает всю мощь и силу настоящей любви, не ждущей награды. Ту, что сильна, как смерть. И несёт такую любовь, как крест, всю жизнь, главный герой повести. По характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" понятно, что он человек широкой души, в которой есть место любви и самопожертвованию. И отдаёт он ей себя полностью, без остатка, чувствуя себя счастливым лишь оттого, что имеет возможность испытать это чувство.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
В центре его находится повествование о чувствах мелкого чиновника Желткова к холодной красавице княгине Вере Николаевне Шеиной. Шеины – типичные представители русской аристократии начала 20 века. Автор замечает, что на всех членах этой семьи лежал, в той или иной степени, отпечаток вырождения.
Так, сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, была несчастна в браке. Пожилой и некрасивый муж не привлекал ее, и эта молодая еще женщина искала утешения в многочисленных романах, от которых, впрочем, тоже не получала желаемого. От нелюбимого мужа у Анны Николаевны родились слабые и некрасивые дети, на которых тоже лежал след вырождения.
Брат Веры Николаевны, Николай, вообще не был женат. Он насмешливо и презрительно относился к браку и любви, считая все это выдумками и романтическими сказками. Да и сама Вера Николаевна испытывала к своему мужу какие угодно благородные и возвышенные чувства, но только не любовь.
Куприн показывает нам, что люди разучились любить. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
И вот в этой убогой и серой, по сути, действительности появляется яркий луч света – любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере. Поначалу это чувство воспринимается семьей героини совершенно негативно – невсерьез, презрительно и насмешливо. Николай Николаевич кипит возмущением – как этот плебей посмел докучать его сестре! Василий Львович, муж княгини, видит в этой истории всего лишь забавный случай, казус.
Так что же представляет собой история любви мелкого чиновника Желткова? Куприн достаточно подробно излагает ее нам в рассказе. Сначала мы в искаженной, насмешливо-издевательской форме слышим эту историю от князя Шеина, причем муж Веры Николаевны пророчески говорит о смерти маленького чиновника. Затем, постепенно, по ходу действия, мы узнаем о реальном ходе вещей.
Г.С. Желтков служил чиновником контрольной палаты. Однажды в его жизни (на горе или радость?) произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
Кроме того, нам становится известно, что чиновник следил за Верой Николаевной, старался бывать там, где бывала она, чтобы еще раз увидеть объект своего обожания, подышать одним с ней воздухом, прикоснуться к ее вещам: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
Вера Николаевна, да и мы следом за ней, начинаем задаваться вопросом - а уж не сумасшедший ли этот Желтков? Может быть, его страстное и глубокое увлечение было следствием душевной болезни: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Но сам герой отвечает на этот вопрос в последнем письме к княгине. Он проверял себя и сделал вывод, что его чувство – это дар небес, а не болезнь. Ведь Желтков не претендует на внимание своей возлюбленной, ему было хорошо лишь от осознания того, что Вера Николаевна существует.
В знак своей любви чиновник дарит княгине самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность в виде гранатового браслета. Возможно, материально этот браслет не представлял большой ценности – неказистый, дутый, грубо обработанный. Его главным украшением были пять кроваво-красных гранатов, «разбавленных» одним зеленым, располагающимся посередине. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти», - писал Желтков в сопроводительном письме к этому подарку.
Чиновник подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было. Я думаю, что этот жест княгиня, даже простив своей воли, оценила по достоинству.
Но жертвенная и возвышенная любовь Желткова закончилась трагически – он по своей воли ушел из жизни, чтобы не мешать княгине Шеиной. Даже свое физическое существование этот человек положил на алтарь высокого чувства. Важно, что герой никому не говорил о любви, не добивался расположения или внимания Веры Николаевны. Он просто жил, наслаждаясь тем, что ему подарила судьба. И ушел из жизни с чувством великой благодарности за то, что ему довелось испытать.
Куприн показывает, что любовь такой силы и жертвенности не могла не оставить след в душе людей, причастных к этой истории. В Вере Николаевне Желтков пробудил тоску и светлую грусть по любви, помог раскрыться ее истинным потребностям. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Даже муж Веры Николаевны, князь Шеин, испытал невольное уважение к чувству Желткова: «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
Таким образом, любовь, подаренная маленькому чиновнику Желткову свыше, наполнила его жизнь смыслом, стала источником света не только для этого человека, но и для окружающих. История чувства Желткова к княгине Вере еще раз подтвердила, что любовь – главное в жизни человека. Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленное и пустое существование, неизбежно приводящее к смерти. Смерти души и божественного духа в нас.