Описание костылева в пьесе на дне. Костылев на дне. Сочинение Костылев в пьесе На дне

Пьеса М.Горького «На дне» была написана в 1902 году, в канун первой русской революции. Писатель не зря выбрал для такого разнопланового произведения жанр пьесы: он понимал особую роль драматургии в общественной жизни того времени. Горький видел в театре своеобразную трибуну, с которой голос автора многократно усиливался актерской игрой и режиссерской постановкой.
Что же хотел писатель показать зрителям со сцены Художественного театра? Какие насущные проблемы были подняты в его социальной драме «На дне»? Эту пьесу по праву можно считать обвинительным актом существующему обществу, которое выбрасывает людей на «дно» бытия, унижая и лишая их чести и достоинства. И даже здесь, на самом «дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылева и его жены Василисы. Как можно охарактеризовать эти образы? Что они сеют вокруг себя?

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован « подвал, похожий на пещеру». В нем живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни», их положение мало чем отличается друг от друга. Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но, тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. У него есть жена Василиса, жестокая, жадная хищница, которая ради достижения своей цели не остановится ни перед чем.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. С первой же фразы мы чувствуем неприязнь к этому человеку. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Эта фраза говорит о том, что в этом человеке нет ни капли сочувствия. Несколько позже хозяин ночлежки обещает Клещу добавить еще «полтинничек» к его основной плате. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…»

Для того, чтобы во всей полноте раскрыть внутреннюю суть Костылева, Горький дает ему возможность рассуждать о доброте. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ» - этими словами автор раскрывает нам духовную опустошенность данного героя, который буквально давит нечеловеческими условиями своих жителей. О них сам Костылев говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества. Возможно эти качества извратились из-за бесчеловечного образа жизни, но они не исчезли в них полностью. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Также важен для раскрытия темы «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. Она лишена элементарных представлений о человеческой морали. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, эта женщина показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Для наиболее полного раскрытия этого образа Горький вводит в сюжет еще одну любовную линию: отношения Василисы с вором Васькой Пеплом. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее, второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент, и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно. Горький начинает повествование с момента, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это «красиво сложенное чудовище». За привлекательной внешностью скрыта ее страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о Василисе очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать ему свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева.
В этой ситуации автор дает нам понять, что никаких чувств у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В случае неповиновения героиня обещает окончательно замучить свою младшую сестру.
И вышло все именно так, как задумала Василиса. Озверев при виде беседующих Васьки и Наташи, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ее жестоко избивать. Горький не выносит это действие на сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно. Сцену драки можно назвать кульминационной в развитии социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого.
Социальный конфликт драмы не получает окончательного разрешения, а убийство Костылева оказывается совершенно бессмысленным. Этим не разрешить социальных противоречий. Все остается на своих местах, обитатели ночлежки возвращаются к своим прежним занятиям. А в качестве владелицы подвала станет, скорее всего, выступать Василиса. Легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой. Постепенно она превратится не только в хозяйку ночлежки, но и в хозяйку жизней постояльцев.

Образы Костылева и Василисы являются наиболее полным выражением морального уровня «хозяев жизни» дна. Их внутреннее содержание оказывается еще более убогим и ужасным, чем социальное положение обитателей ночлежки. Обличительный пафос пьесы и мастерство Горького-драматурга раскрывается с непревзойденной силой через образы "хозяев жизни".

Срочно нужны характеристики Костылёвых из пьесы "на дне" М.Горького и получил лучший ответ

Ответ от Маргарита Новикова[гуру]
Сверхчеловек не нуждается в любви потому, что она есть проявление человеческого эгоизма, любви к самим себе. Сверхчеловек не нуждается в истине, которая, по Ф. Ницше, является родом заблуждения для слабых. Но Васька нуждается в любви Наташи (пусть для себя) и стремится понять правду. Он не стал сверхчеловеком.
Клеща и Костылёвых роднит ненависть к людям и непомерная любовь к самим себе.
Содержатель ночлежки Костылёв, ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв - прямой антипод Алёшки.
Под стать своему мужу Василиса Карповна. Она не скрывает цинизма, злобы и ненависти, не притворяется, что любит ближнего. Василиса жадна и любит материальные блага, ночлежники для неё - средство добывания денег. Ради них она способна уничтожить каждого - мужа, сестру. Василиса подобна зверю: “баба лютая”.
“Всякое время даёт свой закон”, - говорит в пьесе Татарин. Всякое время создаёт свой тип человека - и оставляет его в наследство человечеству, когда меняется. Таким образом, «На дне» - иллюстрация к истории культуры человечества.
Продукты своего времени, ночлежники привыкли и себя, и мир воспринимать только в собственных временных измерениях, принимают второстепенное за главное. Они тяжело переносят жизнь, но не могут найти причины своих мучений. Может быть, эти причины в том, что каждый человек - в той или иной степени продукт своего времени и на собственном опыте знает, что значит быть современным или перестать быть таковым. Именно поэтому зрители сочувствуют ночлежникам, при этом ощущая муку их жизни как свою.
Источник:

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Срочно нужны характеристики Костылёвых из пьесы "на дне" М.Горького

Костылев - персонаж произведения М. Горького «На дне»; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы . Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Свою прибыль он готов хоть из мертвого выжать, то есть из каждой своей жертвы.

Ему известно, что Василиса тайком бегает к одному из постояльцев - Ваське Пеплу . Время от времени он пытается их застукать вдвоем, но безрезультатно. Жена у Костылева «бой-баба», выпутается из любой ситуации. Она подговаривает Ваську прибить ее мужа, чтобы освободить ее от брачных оков. Васька, в свою очередь, любит не Василису, а ее младшую сестру Наташу , которую та от злости колотит.

В конце произведения он все-таки убивает Костылева, но это выходит случайно. Василиса этому очень рада. Известно, что она выкрутится из любой ситуации, а он, скорее всего, попал на каторгу. К своим постояльцам Костылев ни капли сострадания не испытывал.

Небольшое произведение М. Горького «На дне» рисует широкую картину жизни самых обездоленных слоев населения России. Вниманию читателя представляются разные судьбы, противоречивые характеры обитателей ночлежного дома. Особняком стоят образы хозяев жизни, собственников приюта бездомных супругов Костылевых.

Первое знакомство

Пятидесятилетний мужчина — хозяин ночлежки, сырого темного подвала, где находят приют нищие бездомные бродяги. Костылев наживается на несчастье попавших в беду людей. Под стать мужу двадцатипятилетняя супруга Василиса Карповна, беспринципная жадная женщина, изменяющая мужу с Васькой Пеплом.

Отношение окружающих

Хозяин ночлежки ненавистен постояльцам. Громкий визгливый голос, скандальный характер вызывают раздражение, неприязнь, страх.

Актер называет его пройдохой. Сатин — нечистой силой. Васька Пепел брезгует марать об него руки. Молодая жена сравнивает супруга с ядовитым клопом.

Характеристика

Костылев — натура лживая, двуличная. Выставляя себя честным человеком, скупает краденые вещи. Чтобы избежать наказания, предает подельника Ваську Пепла. Религиозность ограничивается страхом неотвратимой божьей кары.

Жадный, трусливый хозяин жизни избивает жену, но боится связываться с ее любовником. Собственная безопасность ценится им дороже честного имени.

Доброе отношение, забота о ближнем — пустые слова, прикрывающие жестокость, бесчеловечность Он издевается над беззащитной Наташей, младшей сестрой Василисы. Заставляет выполнять тяжелую работу, попрекает куском хлеба. Выбивает последние гроши из постояльцев.

Деньги для Костылева — главная ценность. Ради них он готов совершать подлости, становиться предателем, обманывать, унижаться. Гибель хозяина воспринимается как заслуженная кара. Ночлежники жалеют убийцу, Ваську Пепла, а не жертву.

Среди многочисленных персонажей пьесы нет положительного героя. Автор наделяет каждого обитателя ночлежки недостатками и достоинствами. Михаил Иванович Костылев — резко отрицательный персонаж, в котором отсутствуют положительные качества характера.

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.