Неудобное христианство. Верую, Господи, помоги моему неверию! Помоги моему неверию

13 августа, в предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, протоиерей Андрей Копейкин совершил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка поздравил верующих с наступлением Успенского поста:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня последний день в нашей подготовке к Успенскому посту, который считается одним из самых строгих. Ведь только твердая вера в Бога позволяет человеку пройти жизненный путь, не заблудившись в темени грехов. Свет Божий верующих людей озаряет и указывает истинную дорогу ко спасению души через разные препятствия: скорби и радости, болезни и искушения. Чтобы все это пройти, необходимо верить во Христа и не отступать ни на шаг от заповедей Спасителя. Для этого мы и должны встать на путь покаяния, как это сделал отец бесноватого юноши, о котором сегодня повествует Евангельское чтение. Апостол Матфей говорит, что к Спасителю подошел человек, который начал просить об исцелении своего сына. Отец сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 15). Даже апостолы не могли изгнать нечистого духа. И вот у мужчины осталась последняя надежда только на Христа. Апостол Марк более подробно освещает данный момент встречи человека с Господом. Отец много страдал и очень сильно переживал за своего бесноватого сына, но в нем не хватало веры. Поэтому Господь и говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). В этих словах заключается главное условие нашего спасения — мы должны хотя бы с горчичное зерно иметь веру в Бога, как отмечено в Евангелии от апостола Матфея. Самый важный момент во всей этой истории с бесноватым юношей наступает тогда, когда отец проникся словами Господа о силе веры и воскликнул со слезами, раскаиваясь в своем маловерии: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Только после этих слов Христос исцеляет бесноватого отрока. Если бы мы имели такой же порыв глубокой веры, как этот несчастный отец, то в нашей душе тоже произошли бы коренные изменения и мы совсем другими глазами увидели бы нашу реальность. «Верую, Господи! помоги моему неверию», — слова, которые грешная наша сущность взывает к Божиему милосердию. Мы немощны и слабы, мы понимаем, что в нас мало веры и стремления обрести Божию благодать, и от этой безысходности мы просим Господа помочь избавиться от одержимости грехом, чтобы прозреть и уверовать в Бога с еще большей силой. Поэтому Святая Церковь перед началом Успенского поста напоминает нам о нашем маловерии. В прошлое воскресенье мы слушали Евангельское повествование о том, как апостол Петр пошел по воде к Спасителю, но он усомнился в вере и начал тонуть. И сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как апостолы не могли понять, почему им не удалось изгнать беса из отрока. Христос сказал: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

На этих Евангельских примерах мы, дорогие братья и сестры, учимся понимать, какую мощь имеют сила молитвы и сила веры во Христа. Ведь снискав Божественную благодать, человек сможет пройти различные испытания. Поэтому любой пост — это не только воздержание в пище, но и великая брань со своими грехами. Пусть же Успенский пост послужит всем нам для нашего спасения! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

ВЕРУЮ, ГОСПОДИ… ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ! Удивительная история одной женщины, прошедшей путь ОТ НЕВЕРИЯ К ВЕРЕ В БОГА… Прочтите!
«Я пошла к отцу Иоанну Кормилину и позвонила в дверь. Он открыл мне сам и теперь стоял и смотрел на меня темными, проникающими в сердце глазами.
— Вам что-нибудь надо?
— Да, я пришла, чтобы спросить Вас… я хотела бы знать… верите ли Вы в Бога?
Он не удивился, не возмутился, а ответил всё тем же тихим голосом:
— Да, я верю в Бога.
И вдруг мне ужасно захотелось плакать. Как будто мое сердце говорило: Как ты смеешь, дерзкая и глупая, спрашивать у священника, который отдал всю свою жизнь Богу, верит ли он в Бога? Но я зажала сердце тоской и сказала цинично: „Я сомневаюсь, что можно верить, но если вы действительно верите, то научите и меня верить! Я ищу Бога и никак не могу найти и никто не может научить меня вере, хотя я многих просила и расспрашивала о их вере. Может быть вы сможете научить меня?“
Он увел меня к себе в дом и спросил:
— Сколько времени ты будешь Его искать?
— А сколько времени надо Его искать?
— ВСЮ ЖИЗНЬ, — ответил он. — ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА. ТОГДА ВЫ НАЙДЕТЕ ЕГО. Многие ищут Бога месяц, два и потом отходят от Него и считают, что это не их вина, что Бог не открылся им. Но те, кто ищет своего Создателя всю жизнь, находят Его.
Я ничего ему не ответила, но я поняла, что сейчас я уже не та, что была до прихода к о.Иоанну. Что-то во мне незримо изменилось. Потом он сказал, чтобы я пришла в храм, исповедовалась и он меня причастит. Я не хотела причащаться и мне трудно было придти в храм, но я пришла. Во время исповеди я снова дерзила батюшке и спорила с ним:
— Я не могу причащаться, для меня Причастие это только „хлеб и вино“! Я недостойна и вообще это грех так причащаться, а по-другому я не могу чувствовать… Или молитва лжет, что это истинные Кровь и Плоть Христа или вы меня сознательно толкаете на грех? Не пойму только зачем?
Он слушал меня и во всем его образе была тишина. Потом сказал так же тихо:
— Молитва не лжет. Принимать Причастие без веры, это еще больший грех, но я беру ваш грех на себя…
— Я не понимаю, батюшка, как это можно взять чей-то грех на себя? И вообще я не верю, что это возможно, каждый отвечает сам за себя.
— Вы можете не верить, но я беру этот грех на себя и поэтому благословляю вас приобщиться Святым Христовым Дарам.
Я стояла перед ним жалкая и ничего не смыслящая… Наконец я смирилась и причастилась. Утром следующего дня я спешила в храм, чтобы торжественно объявить о. Иоанну, что со мной ничего необычного не случилось, вера не спустилась ко мне с небес..
— Приходите в храм на каждую службу и выстаивайте ее от начала до конца.
— Но мне это скучно! Я вообще не понимаю, что происходит на службе, я просто стою и рассматриваю людей молящихся в храме. И ладно бы просто смотрела, а то критикую и осуждаю..
— А вы боритесь с этими мыслями и повторяйте про себя Иисусову молитву: „ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНУЮ“.
Я стала всё делать так, как сказал батюшка, но при этом думала о себе: „Ну, что ж, пусть это будет тренировкой мой воли“. Прошло около двух месяцев, я по-прежнему приходила в церковь каждые субботу и воскресение. Я приходила к началу службы и оставалась до конца, постепенно я привыкла к Иисусовой молитве, она проникла в меня так, что я повторяла ее механически.. Просто повторяла. Но однажды в субботу, во время всенощной хор запел: „Величит душа моя Господа и вся внутренная моя, имя Святое Его…“ Я не знаю, как это случилось, но я почему-то оказалась на коленях и по щекам моим обильно текли слезы. Душу мою переполняла неизъяснимая радость, РАДОСТЬ ВЕРЫ И ВСТРЕЧИ С БОГОМ В СВОЕЙ ДУШЕ. Мне было все равно тогда — жить или умереть, потому что свершилось главное чудо в моей жизни — ОН ЕСТЬ! Так по молитвам о. Иоанна, взявшего на себя грех причащения меня недостойной, у меня теперь началась совершенно новая жизнь, центром которой стал Бог и Его Церковь»…

Практически любой современный человек обязательно слышал о наборе очень непростых для исполнения христианских истин. Каждая из них является по-своему преградой, очень уж большой и даже непреодолимой кочкой на пути к возможной жизни в Церкви, особенно для молодых людей. Ну, например, как можно сегодня соблюсти все далее перечисленное: вступить в брак единожды и на всю жизнь, сохранять целомудрие до самого похода в загс, отвергнуть для себя всякую возможность так называемого гражданского незарегистрированного брака и соблюдать посты чуть ли не большую часть года?

Ведь невозможно не понимать, что если ты становишься православным не просто по некоему «называнию» (большинство жителей нашей страны считают себя православными), а именно по образу жизни, то эти истины придется применять в собственной жизни. Но как? Неужели сегодня и вправду есть люди, которым удается соблюсти все заповеди? Или жизнь современных христиан и состоит из уступок своей слабости?

Наверное, людям семейным в определенном смысле уже проще влиться в церковную жизнь, когда все оплошности молодости остались уже позади. Но насколько же трудно подступиться к христианству молодому современному человеку. Абсолютно всё вокруг - строй жизни окружающих людей, их идеалы, жизненные ориентиры - всё кричит о другом. Живи как тебе удобно, радуйся жизни, бери от нее как можно больше, пока молодой - и разве в этом, действительно, нет рационального зерна? Где тот противовес, на основании которого можно от всего этого отказаться? Ведь жизнь человека довольно коротка, и, конечно, хочется как можно больше успеть и попробовать. Более того, лишенными рационального зерна как раз выглядят порой христианские ценности. Разве молодые люди, начав совместную жизнь еще до брака, не имеют возможности лучше узнать друг друга и понять, смогут ли они прожить вместе всю жизнь? Или если люди ошиблись, не поняли по молодости лет, что не предназначены друг для друга, неужели им нельзя развестись, а нужно всю жизнь мучить себя и близкого человека, лишь бы не нарушить правило о невозможности разрыва брачных уз? И разве семейная пара, родив только двоих детей, не имеет больше возможности окружить их теплом, заботой, уделять им больше внимания, а также достойно обеспечить их материальные потребности, нежели люди, в семье которых будет столько детей, сколько Бог даст?

Просто не очень ясно, как строить и выбирать свой жизненный путь. Жизнь без Бога пуста. Но дорога к нему оказывается практически закрытой, невозможно всю жизнь плыть против течения, идти наперекор всем принципам нашего общества, прилагая для этого неимоверные усилия. В итоге, оставшись без «большого смысла», современный человек придумывает себе огромное количество псевдосмыслов, которыми можно как-то наполнить свое существование. Кто-то защищает диссертации, не очень понимая для чего, кто-то собирает коллекцию фарфоровых собачек со всего света или высаживает уже пятидесятый по счету сорт редких цветов на участке при загородном доме. Все это замечательно и даже интересно по-своему. Но человек как существо духовное не может удовлетвориться лишь таким наполнением своей жизни. Но как привнести духовную составляющую в свое существование, где ее искать, если дорога в Церковь настолько вся испещрена «кочками», что становится непроходимой. Кочками из многочисленных «того не делай, туда не ходи», которые чаще вызывают лишь раздражение и недоумение у большинства современных людей. Стать христианином наполовину, что-то себе разрешив, а что-то нет, не совсем честно (какой же ты тогда христианин?), жить лишь идеалами общества потребления - не очень удовлетворяет потребностям думающего человека. Где выход? Очень хотелось бы узнать, как Церковь смотрит на эту проблему, и какой путь может она предложить современным людям?

Анастасия Краснова


Верую, Господи, помоги моему неверию!

Хотеть быть верующим человеком и быть им в действительности - далеко не одно и то же. Противоречие между желанием быть христианином и невозможностью жить по-христиански существует только для того, кто стоит на дальних подступах к вере. Ведь для действительно верующего человека грех становится непривлекательным, так же, как для ценителя серьезной музыки непривлекательна так называемая «попса».

«ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ!»

Очень точное определение веры дает апостол Павел: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Для действительно верующего человека грядущее Небесное Царство осуществилось или осуществляется в его индивидуальной жизни. То есть, находясь во времени, человек, по сути, живет в вечности, подчиняясь принципам веры, которую исповедует, а не господствующим вокруг нравам и обычаям.

Тот, кто только хочет быть верующим, может недоумевать: «Как можно сегодня соблюсти все далее перечисленное: вступить в брак единожды и на всю жизнь, сохранять целомудрие до самого похода в загс, отвергнуть для себя всякую возможность так называемого гражданского незарегистрированного брака и соблюдать посты чуть ли не большую часть года?». Но действительно верующий человек знает, что это вполне возможно и, в общем-то, не трудно. Ведь Сам Христос говорил: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк.9, 23). Ведь даже ложная вера, то есть вера в мнимые ценности, иногда наделяет необыкновенной силой. Одного героя гражданской войны, помнится, в паровозной топке сожгли, не сумев заставить отказаться от своих убеждений. А уж какие истязания выдержали новомученики Русской Православной Церкви в застенках НКВД, и помыслить невозможно.

Разумеется, и верующий человек совершает грехи. Но не от того, что без греха прожить невозможно, а от невнимательности, рассеянности ума и воли, от того, что помимо воли Божией в мире действуют еще и бесовские происки с бесчисленными искушениями и соблазнами. При этом, даже согрешая, верующий человек никогда не будет оправдывать себя обстоятельствами места и времени, не будет перекладывать свою вину не только на других людей, но даже и на нечистую силу. Виноват! А повинную голову и меч не сечет.

Журналист, сетующий на «некомфортабельность» христианства, называет нравственные заповеди «кочками». Словцо это очевидно двусмысленно. Если идти по приятной, ровной дороге, то кочка - это обидное препятствие, которое затрудняет путь. Но если пробираться к цели через топкое болото, замаскированное изумрудной, прекрасной для глаз травкой, то кочка становится спасительной опорой, позволяющей сохранить жизнь и двигаться вперед. По болоту так и идут: от кочки до кочки. Для христианина «неудобные» заповеди - это именно такие жизненные ориентиры, позволяющие определить, где тебя подстерегает опасность, где можно потерять себя, растворившись в пустоте бессмысленного существования.

Для верующего человека «неудобные» заповеди не так уж неудобны. Трудно соблюдать пост? Но как приятно одерживать победу! А победа над собой - самая трудная и самая радостная. Трудно соблюдать целомудрие до венца? Но если по-настоящему любишь девушку, то разве не побоишься оскорбить ее преждевременной настойчивостью в изъявлении чувств? Трудно жить с постылой да еще сварливой женой? Но ведь, когда ты на ней женился, она не была такой. Когда же исчезла любовь, и не сам ли ты в этом виноват? Да и будет ли тебе радостно, если эта опостылевшая жена, оставшись одна, примет еще большее страдание?

НЕПРИЯТНО ГРЕШИТЬ

Так что все эти «кочки» не так уж непреодолимы. Трудно другое. Жить не по лжи, не допуская нравственных компромиссов. Любить ближнего, когда твоей любви едва хватает лишь на самого себя. Нести свой крест, веря, что все испытания и страдания Господь попускает для твоего же блага. Христианин знает: Бог, имя Которому Любовь, не испепелит его за лишнюю выпитую рюмку, выкуренную сигарету и даже за более серьезный грех. Но именно поэтому он и не будет сознательно грешить. Ему просто неприятно грешить. Неприятно обманывать Того, Кого любишь, Кто любит тебя. Кто ради тебя принял крестную смерть.

Христос в притче сравнил Царство Небесное с незримо растущим семенем (см.: Мк. 4, 24-26). Душа верующего человека медленно созревает, постепенно достигая нравственного совершенства. Но условием того, что это вообще происходит, является вера. Крепкая или слабая, твердая или ветром колеблемая, но реальная вера. Когда она есть, уже не рассуждаешь, легко ли жить по заповеди и нужно ли? Это становится само собой разумеющимся.

Закон христианской жизни состоит в том, что вера не является результатом благочестивых размышлений и праведной жизни. Напротив, праведность и благочестие, настоящие, прочные и надежные, являются результатом веры.

Сначала вера, потом добродетель! Хотя и это суждение очень условно, потому что веры без добродетели не бывает. Но первым толчком и основанием нравственного преображения человека является все-таки вера.

Наивно полагать, что стать верующим можно, что называется, «от головы», сопоставляя преимущества, которые она дает, и то, от чего с сожалением придется отказаться. Кажется, именно этот способ предлагает журналист: сократите посты, поставьте скамейки в храмах, смягчите требования к личной нравственности, и тогда мы, так и быть, станем православными. Однако вера утверждается в сердце человека совсем не так. Она может быть обретена отнюдь не в комфортной, а только в трагической, экзистенциальной ситуации, когда весь белый свет становится не мил, когда, кроме как на Господа, надеяться не на кого, когда рука непроизвольно складывается в троеперстие, а губы сами по себе произносят еще непривычное: «Господи, помилуй».

И когда это происходит, тогда уже не до размышлений, «удобно» или «неудобно» христианство. Оно есть и занимает весь горизонт личного бытия. Тогда у души появляются крылья, и жизнь наполняется реально ощутимым смыслом.

Поэтому человеку, ищущему подлинного существования, следует молиться об обретении веры. Такая молитва, молитва неверующего об обретении веры, как это ни парадоксально, возможна. Молиться так же, как молился один из самых счастливых людей из тех, о ком рассказывает Евангелие: Верую, Господи, помоги моему неверию! (Мк. 9, 24).

Священник Михаил Воробьев,
настоятель храма
в честь Воздвижения Креста Господня г. Вольска

«Верую, Господи! Помоги моему неверию.» (Марка9,24)

Один из духовных законов советует. Никогда не переходить пределов своих духовных возможностей. Но мною замечено, что у нас иногда появляется дерзновение, желание, а порой и необходимость переступить эту границу.

Однажды Пётр, видя, как Иисус идёт по морю, тоже дерзнул пойти по воде на встречу Иисусу. Господь позволил ему, но как только Пётр отвёл свой взор от Христа, он стал утопать и звать на помощь Иисуса. (Матф.14,25-32.) Вопрос заключается вот в чём; производит ли это желание и дерзновение (перейти предел своих духовных возможностей) Дух Святой? Возьмём в пример Петра. Дерзновение его оправданно Господом. (Думаю, в данный момент Пётр перешёл границу своих духовных возможностей).

О каких пределах, духовных возможностей идёт речь?

Ученики Иисуса взялись исцелить юношу, изгнать из него нечистого духа, но не смогли, этого сделать. (Мар.9,17-18) Бывает ли в нашей духовной практике нечто подобное? Как я заметил довольно часто, особенно, по отношению к своим личным проблемам.

Молясь о своих проблемах, мы верующие, как показывает практика, не всегда получаем желаемый результат (не хватает веры). И тогда человек отчаивается и прибегает к другим методам, чтобы достигнуть своей цели, преодолеть препятствие, и обезопасить себя. Потерпев неудачу в вере, в молитве, мы уже порой не молимся о некоторыхпроблемах.

Я вспоминаю своё детство, своего дядю. Он привозил сено домой, выгружал его из машины, разваливал. И часто, в это самое время надвигался дождь, грозя промочить сухое сено. Он же молился. Соседи, видевшие эту картину, смеялись. А мы в это время скирдовали сено. Ипроисходило чудо. Либо дождь проходил стороной. Либо совершенно утихал ветер и давал нам возможность закончить работу. Смеявшиеся, видя явное чудо, полагали руки на свои уста и оставались в стыде.

Но если мы терпим неудачу, как ученики Христа в исцелении юноши или Пётр в хождении по воде, то мы уже боимся повторить какой-либо подобный опыт. А когда есть страх, враг наш быстро берёт это на своё вооружение и доводит верующих до состояния совершенного неверия и не доверия Богу. При наших скорбях, когда отчаяние доходит до предела, нам не остаётся ничего иного, как сказать Господу со слезами: «Верую Господи! Помоги моему неверию.» (Марка.9,24)

Господь помог этому человеку в его неверии - исцелил сына. Но угодно ли такое состояние Богу? Я думаю нет. Дух Святой желает, чтобы мы имели твёрдую веру и упование на Бога. И если имея дерзновение в молитве, мы терпим неудачу и не получаем желаемого, то, я думаю, мы не должны отчаиваться. Да, это недостаток нашей веры, мудрости, опыта, мы переходим предел своих духовных возможностей. Что крайне не желательно, но тем не менее мы должны, и я в этом уверен, продолжать верить. Это очень важно: продолжать верить, исследовать свой опыт на основании Слова Божьего, находить ошибки, учиться от Духа Святого и идти дальше путём веры, получая откровение от Господа в ответ на свои молитвы.

Было время. Пётр тонул и кричал: «Господи помоги!» Но затем он стал камнем, на котором Господь основал Свою Церковь. Его ошибка была в том, что он отвёл свой взор от Христа, и направил свой взгляд на бушующее море. Когда мы внимательны к голосу Духа Святого, наш взгляд направлен на Христа и Бог силен подержать нас в вере.

Немного коснёмся практических советов. Господь начальник и совершитель веры. (Ев.12,2.) Дар веры - это дар Святого Духа. Я заметил, что Богу не угодна наша пассивность в вере. Поэтому иногда Господь поощряет нас молиться о том, что переходит пределы наших духовных возможностей, на что у нас совершенно нет веры. И это не просто наше желание, но так диктуют обстоятельства, нам порой некуда деваться, а Господь говорит; если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. (Мар.9,23.) Не бойся, только веруй. (Мар.5,36.) В этих обстоятельствах не стыдно сказать: «Верую Господи! Помоги моему неверию.» (Марка.9,24)

Если Дух Святой производит в нас желание и даёт нам дерзновение молиться о невозможном для нас. То мы должны в этом случае просить Бога о том, чтобы Он дал нам и дар веры. Если Иисус - начальник и совершитель веры, то мы должны просить Его о том, чтобы Он совершил в наших сердцах веру. Чтобы, взирая на Него (начальника и совершителя веры), не отводить своего взора. Держаться крепко за рясу Христа. В таких случаях моя бабушка молилась: «Господи не отпущусь от Тебя.»

Бог не желает, чтобы мы оставались младенцами в вере. Орёл берёт своих птенцов на свои крылья. Высоко поднимает их в небо. А затем сбрасывает со спины. Они камнем летят к земле. Онподхватывает их у самой земли, подставляя свою спину. И так до тех пор, пока орлята не научаться красиво парить в воздухе.

Наша вера, иногда, не имеет твёрдости от не понимания того, что же происходит в моей жизни. Но, продолжая верить и уповать на Бога, мы получает это знание. И отныне, получив это знание, знаем, что нам следует делать и в чём должно заключаться наше упование.

Недостаток веры восполняется тогда, когда мы продолжаем искать Бога, через познания Его, посредством Слова Божьего.

Церковь «Побуждение» г.Челябинск.Валерий Антюфеев.

Такова сила веры, что восхваляют ее даже те, кто отказывается ей служить. Истинно по заслугам восхваляется вера, без которой никакое доброе дело не начинается и не совершается. Как написано: Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6) .

Проповеди.

Свт. Григорий Палама

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Отец же оного отрока, как только услышал, что за его верою последует исцеление его сына, со слезами сказал: «Верую Господи, помози моему неверию» . Видите ли: прекрасное преуспеяние нрава сего человека? – Он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и – в то, что если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие.

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Прп. Иоанн Кассиан

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Чувствуя сам в себе, что вера его размывается волнами неверия, грозящими разбить его корабль о скалы (ср. 1 Тим. 1:19), он с мольбою просит Господа помочь его вере: Верую, Господи! помоги моему неверию ! Точно так же мужи евангельские и апостольские понимали, что все блага становятся совершенными только при помощи Божией, и, не полагаясь на то, что веру свою могли сохранить неповрежденной своими собственными силами или своей собственной свободной волей, молили Господа либо о помощи в вере, либо о ее даровании (ср. Лк. 17:5).

Собеседования.

Прп. Нил Синайский

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

Говоришь, что диавол и против воли твоей возбуждает в тебе неверие к Богу. Но ты не бойся неверия, злокозненно влагаемого; напротив того, смело откройся великому Врачу Христу, взывая Ему: «верую» Владыка, «помози моему неверию» (Мф. 9:24) , и получишь исцеление.

Письма на разные темы. Софронию.

Блж. Августин

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле (Лк. 18:8) ? Он сказал это о вере совершенной - такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна (ср. Мф. 17:20 , 21:21)? Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (Лк. 17:5) . Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи ; несовершенная вера - когда говорит: …помоги моему неверию (ср.