Микеланджело буонарроти интересные факты из жизни. Пять интересных фактов из жизни микеланджело. Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами

Эпоха Возрождения подарила миру множество талантливых деятелей искусства, но художник и скульптор Микеланджело Буонарроти является, пожалуй, одним из самых известных среди них. Этот, без преувеличения, гениальный человек преуспел во многих начинаниях сразу, и созданные им шедевры, сохранившиеся до наших дней, по праву считаются бесценным достоянием культуры. Несмотря на то, что жил он около 500 лет назад, фактов о жизни Микеланджело до нас дошло достаточно, чтобы иметь представление о его личности.

Факты из биографии Микеланджело

  • Великий художник происходил из рода обедневших флорентийских дворян.
  • Мать Микеланджело умерла, когда ему было 6 лет. Несмотря на то, что он, будучи взрослым человеком, вёл активную переписку, сохранившуюся до наших дней, о матери он ни разу нигде не упоминал.
  • Так как у Микеланджело было много братьев и сестёр, его отец не мог обеспечивать их всех, и он отдал будущего художника воспитываться в другую семью из той же деревни.
  • Так как приёмная семья Микеланджело занималась гончарным делом, ещё в детстве он научился лепить горшки и украшать их затейливыми узорами раньше, чем освоил грамоту.
  • В биографии Микеланджело отмечается тот факт, что во время учёбы в школе он не был прилежным учеником, предпочитая не сидеть за партой, а посвящать всё время общению с местными художниками и рисованию.
  • Когда ему было 13 лет, отец вынужденно смирился с его тягой к живописи, и устроил его в ученики к довольно известному местному художнику.
  • 14-летнему Микеланджело очень повезло - его талант распознал Лоренцо ди Медичи, глава всей Флоренции, и стал его покровителем. Это проложило юному гению дорогу в мир большого искусства.
  • Помимо того, что Микеланджело Буонарроти был скульптором и живописцем, он также зарекомендовал себя в качестве гениального архитектора. Именно он, кстати, был главным архитектором собора Святого Петра, крупнейшего строения Ватикана. За эту работу он даже не взял вознаграждения ().
  • Всю свою жизнь Микеланджело прожил в Италии, во Флоренции и в Риме.
  • Последняя работа художника, зарисовка одного из куполов собора Святого Петра, была случайно обнаружена в архивах Ватикана в 2007 году.
  • Достоверно известно, что Микеланджело сочинял стихи, хоть они и не принесли ему широкой известности. До нас дошло около 300 сочинённых им стихотворений. Их было больше, но почти все рукописи со своими ранними стихами он собственноручно сжёг.
  • Некоторые стихотворения Микеланджело ещё при его жизни были положены на музыку.
  • Биография Микеланджело была написана ещё при его жизни. Прожил он, кстати, немало - 89 лет.
  • Наиболее известной его работой считается статуя Давида. Сейчас эта бесценная 5-метровая скульптура хранится в Академии изящных искусств во Флоренции.
  • До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Критиковать других деятелей искусства Микеланджело не стеснялся.
  • Свою первую любовь он повстречал, когда ему уже было более 60 лет.
  • Одна из самых великих его работ - свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове, не было даже никаких предварительных эскизов и набросков. За время работы он не впускал в помещение никого, даже Папу Римского, который и был заказчиком.

Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.

Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.

В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.

В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.

Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.

В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.

Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.

Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490-1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

Мадонна у лестницы Битва кентавров Вакх

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496- 1497 гг.) и «Пьета» (1498-1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры .

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».

Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».


Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато .

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Сомов А. И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Карел Шульц, «Камень и боль» (текст романа в библиотеке Александра Белоусенко)
  • Дажинa В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. - М .: Искусство, 1987. - 215 с.
  • П. Д. Баренбойм, Тайны Капеллы Медичи , Спб., Изд-во СПбГУП, 2006, ISBN 5-7621-0291-2
  • Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи , Слово, М., 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. - М ., 1983. - 176 с.
  • Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. - М .: Искусство, 1964.
  • Ротенберг Е. И. Микеланджело. - М .: Искусство, 1964. - 180 с.
  • Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. - М .: Искусство, 1978. - 272 с. - 25 000 экз.
  • Ирвинг Стоун, «Муки и радости», big-library.info/?act=read&book=26322
  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. - Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
  • Tolnay K. Michelangelo. - Princeton, 1943-1960.
  • Gilles Néret Michelangelo. - Köln: Taschen, 1999. - 96 с. - (Basic Art).
  • Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело»
  • Peter Barenboim, «Michelangelo Drawings - Key to the Medici Chapel Interpretation», Moscow, Letny Sad, 2006, ISBN 5-98856-016-4
  • Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
  • Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg - Print, Warszawa

19.07.2016

Живописец и поэт, скульптор и резчик, мыслитель и ученый - любое из этих определений с полным правом применимо к Микеланджело Буонаротти. Какие интересные факты из жизни великого нелюдимого гуманиста или человеколюбивого мизантропа Микеланджело Буонаротти мы знаем сегодня?

  1. Семья будущего скульптора была знатной, но не отличалась богатством. Дети рождались один за другим, приходилось изыскивать способы их прокормить. Когда Микеланджело был еще маленьким, мать его скончалась, и отец принял решение отдать ребенка в деревню его прежней кормилице. Там Микеланджело начал самостоятельно осваивать способы работы с глиной и резцом.
  2. Талант юного художника проявился очень рано. Представитель печально известного рода Медичи - Лоренцо Медичи Великолепный - забрал мальчика к себе во дворец, чтобы тот мог обучиться искусству ваяния на примере великолепных образцов античных скульптур, в изобилии расставленных по всему саду аристократа.
  3. Характером Микеланджело обладал весьма неуживчивым. Мог поспорить с любым, в том числе самым высокопоставленным царедворцем. Работал с бешеным усердием и того же требовал от своих учеников. Зато о своих близких родственниках гениальный скульптор заботился с величайшей нежностью. Всю жизнь он помогал отцу и четырем братьям, а они воспринимали это как должное, без особой благодарности.
  4. Крайне редко Микеланджело шел на уступки в том, что касалось его творчества. Папа Лев X утверждал: «Микеланджело страшен. С ним нельзя иметь дело».
  5. Гениальный скульптор был весьма самолюбив. Однажды он, закончив свою «Пьету» (фигура Богоматери, склонившейся над умершим Христом), услышал, как кто-то приписывает авторство другому художнику. Мастер не стерпел такого оскорбления и, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, чьему резцу принадлежит «Пьета», высек на ее поясе надпись: «Сделано флорентийцем Микеланджело Буонаротти».
  6. Одно из творений Микеланджело представляет из себя Моисея с …рогами. Люди невольно начинают отыскивать в этом некий глубинный смысл, но на самом деле все проще: рога у пророка появились вследствие неправильного перевода библейского текста. Вместо рогов голову Моисея должны были увенчать лучи.
  7. Состояние Микеланджело после его смерти оценивалось в миллионы долларов. При этом мастер вел чрезвычайно скромную, даже аскетичную жизнь.
  8. Ученые считают, что скульптор имел тайную связь с неким запрещенным обществом. Во всех его работах мы видим заботу о увеличении популярности католичества. Между тем сам мастер по мировоззрению был склонен к протестантизму. Объявить этого явно он не мог: в то время это ответвление христианского вероучения приравнивалось едва ли не к еретичеству.
  9. Много споров вызывает личная жизнь Микеланджело. Существуют подозрения в его нетрадиционной ориентации, что косвенно подтверждает отсутствие собственной семьи. Но женщина все же была в жизни гениального художника. Яркой звездой она осветила его зрелые годы. Уже будучи 60-летним, Микеланджело встретил Витторию Колонну. Она не была монахиней, но жила при монастыре и вела очень чистую, праведную жизнь. Взаимную платоническую любовь этой пары описывают многие исследователи.

Творения Микеланджело Буонаротти вечны. Они приносили истинное духовное наслаждение ценителям прекрасного периода Возрождения, не потеряли популярности ни в Новое время, ни в наши дни. И пусть сегодня историки устраивают длительные разбирательства по поводу тяжелого характера Микеланджело, изучают его сложную личную жизнь - для всех, кто неравнодушен к подлинному искусству, все это не имеет значения, это лишь шелуха. Микеланджело Буонаротти будет жить в памяти людской всегда, вызывая трепет восторга и восхищения даже спустя века благодаря своим гениальным произведениям.

Микеланджело интересные факты из жизни итальянского скульптора, художника эпохи Возрождения вы узнаете в этой статье.

Микеланджело интересные факты

1. Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари: «Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».

2. Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

3. Когда в соборе Святого Петра установили скульптурную группу «Пьета» , местные зеваки начали спорить об авторстве работы. Молодого скульптора задело самолюбие, и однажды ночь он высек на платье Девы Марии свое имя. Кстати, это единственная подписанная скульптура мастера.

4. Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем . В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

5. В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потока и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло 4 года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников , сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. По сути, это отдельные фрески, но все вместе они представляют композицию огромных размеров на потолке здания. Так вот знаменитый художник держал всю эту картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т.д.

6. Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека. Она выполнена в мельчайших деталях и поражает воображение своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. Ему пришлось изучать их. И делал он это в монастырском морге, где осмотривал мертвых людей и их внутренности.

7. Есть среди скульптур Микеланджело и женские фигуры. Однако они очень напоминают мужские тела. Это связано с тем, что художник просто-напросто не общался с женщинами до 60 лет. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу.

8 . Микеланджело в наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.