Методический доклад на тему "Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне". «формирование и развитие техники ведения меха в работе с учащимися по классу баяна Способы ведения меха

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П.ОКТЯБРЬСКИЙ

РАДИЩЕВСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка

«Работа над техникой ведения меха на

баяне и аккордеоне».

Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне

Выразительный звук – это основа художественного исполнения музыкального произведения. Следовательно, усилия исполнителя должны быть направлены не только на развитие беглости пальцев, но и на формирование выразительного звука. Такие музыкальные инструменты, как баян и аккордеон способны исполнять различные штрихи с разнообразными нюансами, создавать тончайшую филировку звука, резкие динамические контрасты и выразительную динамическую гибкость. Однако звуковые возможности этих инструментов не могут быть полностью использованы и раскрыты без овладения техникой ведения меха. Надо отметить, что с меховедением связаны такие важнейшие вопросы исполнительской техники на баяне и аккордеоне, как звукоизвлечение и звуковедение.В своей книге «Искусство игры на баяне» Фридрих Липс, большое внимание уделяет именно вопросам владения мехом. По его выражению: «Мех выполняет как бы функцию легких, «вдыхая жизнь» в исполняемое произведение»

По своему устройству и звукообразованию баян, и аккордеон относятся к клавишно-язычковым духовым инструментам. Процесс звукообразования на этих инструментах образуется при выполнении двух условий: движению пальцев, управляющих клавишами, и левой руки, управляющей движением меха. Нажатие клавиши открывает клапан, а движение меха образует на него поток воздуха, который приводит в колебание металлический язычок (или голос) и тем самым заставляет его звучать.

Среди наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха, можно назвать: рывки мехом, неполный звук, широкая амплитуда ведения меха, отсутствие постепенности в крещендо и диминуэндо.

В педагогической практике достаточно часто приходится так же сталкиваться с низким техническим уровнем смены направления движения меха, которое выражается в больших цезурах, смене на звучащих нотах и в перепадах динамических уровней. Причина этих недостатков в отсутствии необходимого слухового контроля со стороны ученика.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование и развитие у учащегося техники ведения меха, является актуальной проблемой в баяно-аккордеонной педагогике, работу над которой необходимо начинать с самых первых занятий. При этом задача преподавателя состоит в том, чтобы ученик достиг такого уровня владения навыками техники ведения меха, при которой он, на основе установления у него слухо-двигательных взаимосвязей, сам понимал какими меховыми приемами и способами ведения меха можно добиться необходимого характера звучания у конкретного музыкального произведения.

Двигательно-игровые способы управления мехом на баяне и аккордеоне

С чего же должна начинаться работа с учащимся по овладению техникой ведения меха? На этот вопрос можно с уверенность ответить, что формирование техники ведения меха начинается с овладения двигательно-игровых способов управления мехом, которые связаны с рациональной посадкой учащегося, устойчивой постановкой инструмента и правильным положением левой руки.

Правильная посадка учащегося , как подчеркивает Ф. Липс, должна иметь три точки опоры: опора на стул, опора на ступни ног, и опора в пояснице. Сидеть надо на передней части стула. Высота стула должна обеспечить положение ног под прямым углом, которые слегка расставлены в стороны, при этом правая нога чуть впереди левой ноги. Корпус туловища музыканта должен быть немного наклонен вперед.

Постановка инструмента должна обеспечить комфортность ученику и свободу его игровых движений. Плечевые ремни необходимо тщательно отрегулировать, при этом правый ремень должен быть чуть длиннее левого, что позволит нижней части правого полукорпуса упереться в правое бедро и создать устойчивость инструментов при движении меха на сжим. Слишком свободные ремни приводят к неустойчивости инструмента (раскачиванию) и вызывают инстинктивное поднятие плеч. В свою очередь тесные ремни могут привести к тому, что баян, будет в большей степени висеть на них, чем стоять на коленях. Меховая камера должна устойчиво стоять на левом бедре, что позволяет левому корпусу инструментов двигаться свободно без затруднений, при этом важно следить за тем, чтобы при разжиме и сжиме меха левая нога не поднималась, и инструменты не двигались по направлению движения меха.

Мех управляется левой рукой, физическая нагрузка на которую чрезвычайно велика, за счет непосредственной игры на левой клавиатуре. Длина левого рабочего ремня должна быть подогнана так, чтобы рука не болталась между ним и левой частью корпуса. Слишком длинный ремень вынуждает исполнителя сгибать запястье левой руки, а слишком короткий – сковывает движения запястья. Таким образом, при полном ощущении свободы, левой руке необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой полукорпуса, что дает возможность незаметно производить смену меха (без люфт-паузы толчка) и обеспечить тончайшую филировку звука.

При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье, а при сжиме – запястье и предплечье. Технология разжима меха осуществляется постепенным выпрямлением левой руки, путем разгибания её в локтевом суставе. Доведя мех примерно до середины его растяжения, верхняя часть руки, то есть плечо прекращает движение, и уже вторая половина меха разводится до конца только одним предплечьем, таким образом, рука в это время выпрямляется, разгибаясь в локтевом суставе. При ведении меха на сжим, последовательность движения левой руки будет обратная.

Что касается правильной траектории движения меха, то необходимо следить и за тем, чтобы при игре, мех двигался веерообразно. Меховедение должно осуществляется не по принципу «влево-вправо», а «влево-вниз и вправо-вверх», что позволяет использовать потенциальную энергию, заложенную в левом полукорпусе данных инструментов, находящемся в приподнятом положении. Веерообразное движение меха облегчает равномерную подачу воздуха и обеспечивает устойчивое положение инструментов во время игры.

Техника ведения меха

По своему значению меховедение может сравниться с дыханием певца или с ведением смычка при игре на скрипке. Вся многогранность динамических оттенков на баяне и аккордеоне, непосредственно зависит именно от характера подачи воздуха в мех. Поэтому каждый нюанс и даже его тончайший оттенок обязательно должен быть отображен соответствующими движениями меха.

Составляющими меховой техники являются:

Приемы игры мехом – разжим и сжим;

Виды ведения меха – полное разжатие меха, разжим меха до предела, игра на «коротком мехе»;

Приемы ведения меха – мех постоянно напряженный и мех пульсирующий;

Способы ведения меха – ровное ведение, ускорение и замедление движения, рывок мехом, пунктирное ведение, тремоло мехом, вибрато.

Таким образом, чтобы учащийся овладел техникой ведения меха, преподавателю необходимо сконцентрироваться на решение трех главных задач:

Первое, – научить правильному ведению и правильной смене направления движения меха,

Второе, – научить грамотному распределению меха, то есть чередованию разжима и сжима меха согласно членению музыкальной речи;

Третье, – научить различным способам ведения меха.

Успешность решения данных задач зависит, как от степени желания самого учащегося овладеть техникой ведения меха, так и от его слухового контроля и сформированности двигательных навыков левой руки.

На баяне и аккордеоне существуют два основных приема игры мехом – это разжим и сжим

Приемы ведения меха.

1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при котором нет толчков, рывков, «выкриков» и форсирования звучания, что помогает почувствовать скорость движения меха, плавность и ровность его ведения;

2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторой оста­новкой в движении меха.

Разнообраз­ие пьес требует применения конкретного приема ведения меха. Так, например, в произведениях с широкой, напевной звучностью или с полифонической фактурой, мех находится в постоянном натяжении. При игре остроритмической или синкопированной музыки, вызывающей необходимость выделения отдельных аккордов и созвучий – мех должен быть пульсирующим. Так же, встречаются произведения, где эти два приема игры мехом используются вместе.

В каждом конкретном случае надо искать наилучший вариант движения меха в соответствии с художественным содержанием и характером произведения.

Способы смены движения меха

Надо сказать, что в начальный период обучения, смена направления движения меха кажется учащемуся простым и понятным действием, но в дальнейшем, с возрастанием художественных задач, этот технический прием становится для него одной из сложных технических задач.

Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Ю. Акимов в своём учебном пособии «Школа игры на баяне» описывает два способа смены движения меха:

Заметная на слух;

Незаметная на слух

Заметная на слух смена движения меха применяется:

Когда она совпадает с началом мотивов, фраз, предложений и других структурных элементов, что в свою очередь способствует естественному членению мелодии и «взятию дыхания», но при этом важным условием является недопустимость рывков мехом;

Когда необходимо выделить акцент, синкопу или кульминацию.

Незаметная на слух смена движения меха важна при исполнении имитационной полифонии и произведений, с очень большими фразами или с выдержанными звуками. В таких произведениях могут использоваться несколько вариантов мест смены движения меха:

Перед сильной долей такта;

Перед акцентом;

Перед кульминацией;

В момент паузы.

Важно отметить, что именно незаметная на слух смена движения меха позволяет не нарушить развитие музыкальной мысли произведения.

На выдержанном звуке, незаметная смена меха достигается при условии, если до момента и в момент сме­ны направления меха сохраняется одно, неизменное положе­ние руки под левым ремнем.

Овладение учащимся заметной и незаметной на слух сменами движения меха, являются важными составляющими техники ведения меха. Именно умелая смена направления движения меха является одним из основных качественных показателей исполнительской культуры баяниста и аккордеониста.

Для достижения правильной смены движения меха требуется обращать серьезное внимание учащегося на следующее:

Во время смены движения меха музыкальная мысль не должна прерываться;

Не допускать резкого непроизвольного рывка в короткий момент поворота меха

Полностью выдерживать длительность звука, не допуская его сокращения;

Сохранять ритмическую ровность в игре мелких нот, без их ускорения и суетливости;

Динамика после смены меха не должна меняться, если нет динамического контраста и не нарушать прогрессию в diminuendo и crescendo.

Распределение меха

Рассмотрение вопроса распределения меха связано с решением двух задач: первая, - правильно определить места смены направление движения меха в произведении и вторая, - освоить управление натяжением меха при разжиме и сжиме.

Как правило, типичными ошибками в распределении меха при исполнении произведений являются:

Не хватает меха на сжим, чтобы точно закончить музыкальное построение. Причина первая, - был слабый разжим меха; причина вторая, - мех на сжим был «передавлен»;

Мех переходит в разжим до предела из-за сильного расходования воздуха, в результате нарушается динамическое развитие и происходит неоправданный рывок меха на сжим;

Смена меха производится перед окончанием фраз, из-за чего искажается естественное «дыхание» музыкальной речи;

Неумение гасить звук на коротких длительностях.

Данные ошибки возникают по причине слабого слухового контроля ученика и недостаточной сформированности двигательных навыков левой руки. Навыки техники меховедения требуют от исполнителя точного расчета в управлении мехом. Во время игры, важно умело пользоваться запасом воздуха в мехе, то есть добиваться необходимой силы и качества звучания при экономном расходовании воздуха в нем. Не следует доводить мех до крайних пределов разжима и сжима, чтобы избежать нехватки воздуха и толчков при смене меха. Иначе говоря, учащийся должен научиться «чувствовать мех».

В распределении движения меха следует учитывать ряд факторов:

Удобным моментом для смены движения меха могут служить начало музыкальных построений - мотивов, фраз, предложений, разделов частей;

Смена меха между forte и piano (эффект «эхо») делает контраст построений более эффектным;

В больших фразах и на выдержанных звуках необходимо менять движение меха перед сильной долей такта;

В полифонических произведениях и в крупной форме, смена направления меха необходима в момент вступления темы, что делает её появление более заметным;

По мере разучивания произведения, допустимы поправки в переносе смены меха между мотивами, фразами, в виду сдвига темпа.

Следовательно, ученик должен знать не только, каким способом менять мех в конкретном произведении, но также, где лучше это сделать, чтобы не нарушить логического строения мелодической линии и как правильно «рассчитать» силу его натяжения.

В работе над распределением меха выделяют три этапа: начальный, рабочий (корректировочный) и заключительный.

    Начальный этап включает в себя анализ и определение благоприятных для смены движения меха места в произведении, отталкиваясь от членения музыкальной речи.

    Рабочий (корректировочный) этап направлен на корректирование смены меха, так как постоянное совершенствование исполнения, поиск новых исполнительских решений приводит к штриховым, темповым, динамическим изменениям в игре, и соответственно – к другому распределению меха. Учитывается то, что чем быстрее темп, тем больший смысловой отрезок (или несколько отрезков) укладывается на движение меха в одну сторону или как еще говорят музыканты «на один мех». При этом сохраняется установка на то, что каждая часть должна закончиться на сжим меха, а следующая часть - начаться на разжим, как бы «с красной строки».

    Заключительный этап – это закрепление точной смены меха в результате соединения всех частей произведения в целое.

Особого распределения меха требует полифоническая музыка, в виду того что учитывая специфику баяна и аккордеона на них невозможно исполнить все голоса не разрывая сменой меха их мелодическую и фразированную линию. Поэтому распределение меха определяет ведущий голос – тема фуги или солирующая мелодия в интермедии.

Способы ведения меха

К основным способам ведения меха относятся: ровное ведение; ускорение или замедление движения меха; рывок мехом; тремоло мехом; вибрато; пунктирное ведение.

Ровное ведение на разжим или сжим, достигается неизменной скоростью движения меха, за счет постоянного одинакового усилия левой руки, что создает постоянный уровень давления воздушной струи на язычки. Ровное ведение обусловлено необходимостью получения ровной, одинаковой по звучности возможно на всех основных динамических градациях от рр до ff.

Надо отметить то, что при данном способе меховедения у учащихся часто встречается ошибка, заключающаяся в том, что при смене направления движения меха не соблюдается сохранение единой динамики. Причина этого – в образовании динамического «толчка», из-за разных усилий левой руки при разжиме и сжиме меха.

Ускорение и замедление движения меха, в результате усиления или ослабевания натяжения меха применяется при необходимости получения равномерного нарастания или уменьшения звучания. Динамическая нюансировка crеsсhеndо и diminuendo на баяне и аккордеоне достигается именно за счёт обращения к данному способу ведения меха. Существенным моментом является осознание учащимся того, что изменение уровня динамики зависит от характера ведения меха, степени его натяжения, а не от плотности прикосновения к клавишам. Данный факт поможет избежать увеличения плотности туше (прикосновения), которое приводит к нерациональному использованию энергии, скованности игрового аппарата и грубости в игре. Чтобы избежать данных недочетов, ученику необходимо очень тщательно контролировать усилия левой руки, прилагаемые к меху.

Рывок мехом исполняется резким коротким движением левой руки. Рывок мехом необходим при взятии или снятии звука, созвучия с акцентом, для яркого показа кульминации, исполнения синкопы, subito forte, sforzando, штрихов маркато, мартеле. Использование данного приёма возможно на самых различных динамических уровнях звучания.

Пунктирное ведение меха – ведение меха в одном направлении, то есть на разжим или сжим, которое чередуется с полной его остановкой. Применяется данный способ ведения мехом, когда требуется исполнить акцентировано последовательность из нескольких звуков или созвучий. Окончание звука будет выполнено либо только мехом, либо мехом и пальцами одновременно. Данный способ меховедения используется при игре острой ритмической или синкопированной музыки, вызывающей необходимость выделения отдельных аккордов и созвучий.

Тремоло мехом – быстрая, периодическая смена режимов меха «разжим» - «сжим» на звуке или созвучие. При этом начало и окончание звука осуществляется мехом, поскольку пальцы в этот промежуток времени удерживают в нажатом положении нужные клавиши. Разновидностью этого приема является detache, при котором смена направления движения меха на каждый новый звук происходит одновременно с переходом пальцев на соответствующие клавиши.

Вибрато – частое колебание звука. С латинского языка переводится как «дрожание». Вариантов исполнения вибрато много, как правой, так и левой рукой. Вибрато, исполняемое левой рукой, непосредственно связано с движениями меха. Существует два варианта мехового вибрато: первое, - быстрое вибрирование ладони левой руки, и второе, - легкие удары всей ладонью по левому полукорпусу в различных точках клавиатурного угла.

Успешное овладение техникой ведения меха, значительно обогащает арсенал выразительных средств баяна и аккордеона. Благодаря меху можно в полной мере использовать звуковые возможности этих инструментов. Рациональная посадка, устойчивая постановка инструмента и правильное положение левой руки, являются необходимыми условиями успешного управления мехом. Развитием техники ведения меха необходимо начинать заниматься с первых уроков и продолжать на всех этапах обучения, активно задействовав слуховой контроль ученика и его двигательные навыки.

Виды, приемы ведения меха, способы смены движения меха определяются характером каждого конкретного музыкального произведения и его жанром.

Места смены направления движения меха определяются членением музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения, части, а так же взятием естественного «дыхания» или логикой развития музыкальной мысли.

Распределение меха, то есть интенсивность его ведения, определяется динамическим развитием, нюансировкой и штрихами произведения. Продуманность, тщательность в распределении меха – это гаранты не только стабильной игры, чувства психологической уверенности и комфорта в процессе исполнения, а также признак профессионализма и культуры исполнителя.

Таким образом, овладение техникой ведения меха способствует формированию исполнительских навыков учащегося, выразительному исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, а так же успешной творческой деятельности будущего музыканта, как любителя, так и профессионала.

Список литературы

    Акимов, Ю. Школа игры на баяне. Учеб. пособие. – М.: Изд. Советский композитор, 1989.

    Брызгалин, В. Полифонический словарь юного исполнителя. Под ред. проф. Имханицкого, М.И. – Курган: Мир нот, 2001.

    Гвоздев, П.А. Принципы образования звука на баяне и его извлечение / П. Гвоздев. В сб.: Баян и баянисты – М.: Советский композитор,1970.

    Егоров, Б. Общие вопросы постановки при обучении игре на баяне / Б. Егоров. В сб.: Баян и баянисты, Вып.2. – М.: Советский композитор, 1974.

    Егоров, Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. – В сб.: Баян и баянисты, вып. 6. - М.: Изд. Советский композитор, 1984.

    Крупин, А.В., Романов, А.Н. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. – Новосибирск, 2002.

    Липс, Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1998.

    Лушников, В.В. Школа игры на аккордеоне. Учеб. пособ. – М.: Изд. Советский композитор, 1987.

    Оберюхтин, М. Расчлененность музыки и смена направления движения меха. – В сб.: Баян и баянисты, Вып. 4. – М.: Музыка, 1978.

    Онегин, А. Школа игры на баяне. Учеб. пособ. – М.: Музыка, 1967.

    Потеряев, Б.П. Формирование исполнительской техники баяниста: монография / Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск / Б.П. Потеряев, 2007.

    Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.: Издательский дом «Композитор», 2001.

Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач.

Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант-исполнитель есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а качества все нет.

В технически трудных местах всегда важна точно осознать, что именно не получается. В таких, например, случаях известный пианист Корпю советовал вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения.

Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.

Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата.

Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны соответствовать исполняемому как в быстром, так и в медленном темпе.

В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными.

Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как-бы фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре баяниста-аккордеониста найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время (например «Полет шмеля»). Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Одним из самых распространяемых видов техники баяниста-аккордеониста является мелкая техника. Легкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato , но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato . Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы добиваемся легкости штриха sta сс ato у мелкой техники, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.

В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.

Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.

Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.

Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.

Список использованной литературы

1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., «Советский композитор», 1980

2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975.

3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987

4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986

Методическая разработка на тему: Основы ведения меха на аккордеоне

Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ. Также материал будет интересен студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания детей.
Цель: формирование навыков ведения меха на аккордеоне, их использование в художественном материале, практическое применение в обучении аккордеонистов.
Задача : выявить основные трудности и ошибки, встречающиеся в ведении меха на аккордеоне; активизировать деятельность преподавателей на формирование и развитие в учащихся навыков правильного ведения меха.

План
1. Формирование основных навыков ведения меха.
2. Основные моменты изменения направления движения меха.
3. Связь движения меха со звукоизвлечением на аккордеоне:
а) динамические оттенки;
б) штрихи;
в) выделение голоса в двухголосии или в полифоническом развитии.
4. Особенности ведения меха на аккордеоне

Одной из конструктивных особенностей аккордеона является наличие меха. Это определяет неизбежность изменения направления его движения во время исполнения музыкальных произведений. Проблема заключается в том, чтобы эту особенность инструмента использовать в качестве одного из выразительных исполнительских средств. Но решать эту проблему в каждом конкретном случае возможно только при условии, если определить оптимальные моменты смены направления движения меха. Подобно тому, как исполнители на струнно-смычковых инструментах, расставляя штрихи, находят самое необходимое и самое отчетливое для достижения авторского замысла движение смычка, так и аккордеонисты, выполняя исполнительское редактирование музыкального произведения, подробно определяя моменты смены направления движения меха, становятся творческими соавторами композитора.
В понятии «смена направления движения меха» или «ведение меха» содержится не только сам навык ведения меха, но и умение найти нужный момент изменения направления в его движении.
На начальном этапе обучения главным является приобретение навыков ведения меха, то есть умение вести его плавно и достаточно активно, незаметно для слуха изменять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки.
Ведение меха осуществляется левой рукой. Кисть руки продевается под ремень левой части корпуса аккордеона. Ремень должен быть подогнан таким образом, чтобы при перемещении кисти вверх и вниз вдоль ремня, последний вплотную прилегал к запястью. Упираясь запястьем левой руки в ремень, аккордеонист разжимает мех, а опираясь мягкой частью ладони на сетку, он сжимает мех. Мех всей своей нижней плоскостью должен устойчиво стоять на левом бедре в вертикальном положении. Во время игры мех движется веерообразно. Нельзя допускать, чтобы во время движения меха кисть левой руки описывала «восьмерку», то есть верхняя часть меха на сжим закрывалась быстрее, чем нижняя. Необходимо поупражняться вести мех, пользуясь при этом воздушным клапаном (упражнение «Ветер») или извлекая звуки на клавиатуре.
Движение меха образует поток воздуха, который приводит к колебаниям металлических язычков, заставляя их звучать. Чистый и непрерывный звук образуется в том случае, когда мех движется спокойно и равномерно.
Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Ученик должен знать не только как менять мех, но и где лучше его поменять. Нельзя менять мех на одном звуке, потому что длительность данного звука не выдерживается, дробится. Смена меха выполняется, как правило, между фразами и предложениями. Чем быстрее темп, тем больше фраз укладывается на движение меха в одну сторону. Не рекомендуется разжимать и сжимать мех полностью. Оживленную музыку, например, танцевального, маршеобразного характера, удобнее играть на «коротком» меху. Произведения, исполняемые в медленном темпе, с широкими фразами, требуют «длинного» меха. В каждом случае надо искать наилучший вариант смены движения меха, в соответствии с содержанием и характером пьесы. Не желательна смена меха на лиге или в середине фразы. Но, если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно его поменять в середине фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.
Ученик должен научиться во время ведения меха чувствовать грань звучания на сжим и разжим и регулировать подачу воздуха. Предвидя нехватку воздуха на последние звуки, можно убавить динамику в середине фразы. Если это не возможно, то нужно наметить дополнительные места для смены движения меха.

Как правило, перед исполнением мех должен находиться в собранном состоянии. В некоторых случаях, чтобы избежать нехватки меха на сжим, целесообразно начинать исполнение пьесы с частично разжатым мехом.
С движением меха связывают все, что касается звукоизвлечения на аккордеоне: динамические оттенки, штрихи, создание ритмического рисунка, выделение определенного голоса в двухголосии или в полифоническом развитии.
Сила звука зависит от силы давления на «голоса», которая в свою очередь зависит от скорости движения меха. Медленное движение делает звучание очень тихим. По мере ускорения движения меха сила звучности растет. Для нюансов pp (пианиссимо) и p (пиано) используется медленное движение меха. Для mp (меццо-пиано) и mf (меццо-форте) - средняя скорость движения меха, а для f (форте) и ff (фортиссимо) - быстрое движение меха. Постепенное усиление звука (crescendo) достигается путем постепенного ускорения движения меха. Постепенное ослабление силы звучания (diminuendo) достигается путем замедления движения меха.
Научиться равномерно ускорять и замедлять движение меха можно при помощи таких упражнений:
Упражнение «Самолет» имитирует звук самолета, который приближается или удаляется. Выбирается один из звуков низкого регистра левой или правой клавиатуры и выполняются три варианта упражнения:
1. Самолет вдалеке (p) - самолет приближается (crescendo) - самолет над головой (f).
2. Самолет над головой (f) - самолет удаляется (diminuendo) - самолет вдалеке (p).
3. Самолет вдалеке (p) - самолет приближается (crescendo) - самолет над головой (f) - самолет удаляется (diminuendo) - самолет вдалеке (p).
Упражнение «Морской прибой» выполняется с помощью воздушного клапана. Графический рисунок звукодинамики морской волны состоит из трех основных фаз. «Поднятие волны» изображается шумовым эффектом на crescendo. «Удар волны о скалу» выполняется мягким рывком меха и сразу же приходит в «спокойствие» - движение меха на diminuendo.
Упражнение «Вася спит». Берется диссонирующее созвучие (си, до-диез, ре-диез), которое имитирует «храп», а следующий за ним такт (движение меха на воздушном клапане) - «длинный и ровный выдох».
Большую роль играет ведение мехе при исполнении штрихов.
Сфорцандо - подчеркивание начала звучания длительности – выполняется резким движением меха, которое немного опережает взятие самого аккорда: происходит как бы предыхание мехом, потом сразу идет сдержанное движение меха.
Акцент – подчеркивание звучания всей длительности – выполняется ровным коротким движением меха с одновременным нажатием нужной клавиши или кнопки. Этим способом, то есть периодическим выделением в мелодии или аккомпанементе определенных звуков, образуется нужный ритмический рисунок.
При исполнении штриха легато – связная игра – движения меха должны быть плавными и равномерными, без толчков. Направление движения меха надо менять незаметно для слухового восприятия.
Во время игры нон легато (не связно) и стаккато (отрывисто) выполняются как бы легкие толчки мехом, сила нажима на мех большая.
Штрих деташе - незначительное подчеркивание длительности в момент начала ее звучания - выполняется отдельным плавным движением меха при извлечении каждого звука.
Штрих маркато - выразительное подчеркивание звука – выполняется четким, уверенным движением меха на каждый звук.
Штрих мартеле или меховое стаккато как бы сочетает стаккато и акцент. Вместе с отрывистым извлечением звука выполняется короткий и резкий толчок мехом. Звук получается громким и «сухим».
Тремоло мехом - быстрое и многократное повторение одного и того же звука или созвучия - выполняется быстрой и частой сменой направления движения меха. Пальцы остаются на клавишах и снимаются только в конце тремоло.
Вибрато (vibrato) - связное исполнение дрожащим звуком. Быстрые и равномерные колебания звука образуются частыми движениями меха при ведении его в одну сторону.
Выделение с помощью меха определенного голоса или нескольких нот в полифоническом развитии основано на том принципе, что звук, взятый на резком движении меха, будет продолжать звучать громче чем звуки, взятые вслед за ним на спокойном движении меха.
Существует мнение, что на аккордеоне не возможно выделить звучание одного голоса на фоне других голосов, как и вообще игру на правой или левой клавиатуре, потому что мех один и распределение подачи воздуха происходит равномерно. Однако исполнитель может легко выделить звучание партии левой или правой руки: отдавая ей предпочтение, он проводит ее, используя плотное легато, вследствие чего клапаны открываются больше, остаются открытыми дольше, через них проходит больше воздуха. Кроме того, внимательно слушая данное голосоведение, аккордеонист хорошо согласовывает звучание каждой предыдущей ноты со следующими. В левой руке возможно регулирование звучности еще за счет неполного нажима кнопок. В правой руке это почти не возможно, потому что она не имеет опоры.
Кроме различного ведения меха, большое влияние на звук имеет и туше (то есть спокойный или резкий нажим на кнопки или клавиши). Разнообразие оттенков звука зависит от комбинации ведения меха и туше. Их может быть столько, сколько характеров и настроений, и нахождение верного звучания зависит от культуры и музыкальности аккордеониста.
С первых занятий необходимо научить ученика слушать себя и спокойно, ровно вести мех. Разучивая песни и пьесы надо требовать выполнения элементарных динамических оттенков (p, f, crescendo, diminuendo). Не следует задерживаться на ровном звуке, потому что теряется взаимосвязь между движениями меха и звучностью.
На следующем этапе обучения рекомендуется одновременное прохождение разных по характеру пьес, например, напевной народной песни и характерного четкого танца. Такое сочетание охватывает два основных, противоположных друг другу приема ведения меха. Когда эти основные приемы будут хорошо усвоены, можно переходить к более тонкой работе над штрихами и нюансировкой.
Нужно внимательно следить, чтобы ученик не напрягался, образуя звучание большой силы (крещендо, сфорцандо, акцент). Необходимо чтобы:
1) разжим меха соответствовал естественному движению левой руки ученика и ее длине;
2) ученик не двигал ногами и не помогал ими движениям меха;
3) не раскачивался со стороны в сторону одновременно с движением меха;
4) не прижимался подбородком или щекой к инструменту;
5) не опускал левое плечо при разжиме меха.
Невыполнение этих правил приводит к перенапряжению всего корпуса, чрезмерному напряжению в руках, кисти и пальцах. Нужно, чтобы ученик осознал, что сила звука зависит только от силы нажима на мех, а усиленное нажатие клавиш создает только скованность и технические трудности.
Мех считается душой аккордеона. Умело пользуясь им, применяя контрастное соотношение нюансов, едва заметную филировку звука, исполнитель достигает необходимого характера звучания и создает нужное настроение.

Использованная литература:
1. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва. «Советский композитор». 1988 г.
2. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва. «Советский композитор». 1990 г.
3. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. Москва. «Советский композитор». 1972 г.
4.Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. Москва. «Музыка». 1989 г.
5. Онегин А. Школа игры на баяне. Москва. 1962 г.
6. Стативкин Г. Начальное обучение на готово-выборном баяне. Москва. «Музыка». 1989 г.

МБУ ДО «ДШИ» МО «Сенгилеевский район»

Методический доклад

«Техника ведения меха на баяне»

Подготовила

преподаватель по классу баяна Т.Н.Слепцова

п. Красный Гуляй

2016год

С движением меха связаны важнейшие особенности звукообразования на баяне – певучесть, широта «дыхания», динамическая гибкость и т.п. Эти потенциальные возможности инструмента и определяют основное направление работы исполнителя (учащегося) в области звукоизвлечения – достижения певучего, выразительного звучания. Решению этой важной проблемы должна быть посвящена глубокая работа на всех стадиях обучения.

Плавное безостановочное ведение меха, мягкая и точная смена его направления

Воспроизведение метрической пульсации;

Выразительное произнесение метрической пульсации;

выразительное произнесение динамических контрастов, сохранение достаточной напряжённости в пиано, певучести в форте;

Убедительное исполнение крещендо и диминуэндо- последовательное увеличение и столь постепенное уменьшение звучности, причём восходящая и нисходящая волны должны осуществляться как при помощи изменения динамики внутри каждой длительности, так и другим способом- террасообразно (ступенчато), при внутренней динамической ровности каждой отдельной ступени динамической лестницы;

Филирование звука, исполнение цезур и динамических эффектов (акценты, сфорцандо);

Разноплановое произнесение главных и второстепенных элементов музыкального текста.

Формирование навыков ведения меха, их органичное использование в художественном материале – один из наиболее наболевших вопросов, прежде всего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника ведения меха находится на низком уровне, что сводится лишь к примитивной, прямолинейной подаче воздуха на голоса баяна. Даже самое непритязательное исполнение на баяне обуславливает двигательные задачи, требующие определенных навыков работы пальцев. Мех же не привлекает к себе внимание – главное нажать клавишу в нужном ритме. Зачастую ученик уже неплохо ориентируется на клавиатурах, у него заметна пальцевая активность, а владение мехом отстает.

Особенно актуальна проблема выразительности исполнения на тихих звучностях, в нюансах пиано, где требуется наиболее сложное в техническом отношении, активное управление мехом. Мельчайшие градации силы натяжения меха на коротких отрезках музыкальной ткани, умение мгновенно остановить его и начать новое движение – все это в органичном сочетании с движением пальцев создает основу мастерского владения звуком.

Именно в игре на пиано наиболее заметны технические издержки в технике ведения меха, так как звучание тотчас становится невыразительным - музыка, баян, исполнитель кажутся серыми, безликими, неживыми. Из других, наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха наиболее заметны в начальный период обучения такие, как широкая амплитуда его ведения, неумение гасить звук на коротких длительностях, отсутствие постепенности в крещендо, диминуэндо. Низкий технический уровень при смене направления движения меха выражается чаще всего в больших цезурах, смене на звучащих нотах, перепадах динамических уровней. Рассмотрим вопросы техники ведения меха при филировке звука, а также техники смены направления движения меха – разжим, сжим. Без этого нельзя сыграть качественно даже самое простое упражнение или пьесу.

Филирование звука, как важнейшее средство выразительного исполнения. Каждый педагог, профессионально работающий над звуком, прекрасно знает, как непросто ученику овладеть даже самыми элементарными навыками техники звукоизвлечения на баяне.

Успех усилий будет зависеть от степени развитости слуховых представлений ученика, активной работы слуха в процессе игры, от желания воплотить воображаемое звучание в реальное максимально точно. Именно такой характер работы слуха будет способствовать развитию двигательной стороны навыка, установлению взаимосвязи слуха и моторики.

Все, что касается меховедения, не следует думать, что управления мехом происходит на интуитивном уровне, подчиняясь слуховым представлениям. Важно определить степень и характер контроля над двигательными ощущениями. Но чрезмерный контроль может быть не менее вредным, чем игра, пущенная на «самотек». Только последствия будут разными. В первом случае скованность, неестественность движений (особенно у самых старательных учеников, стремящихся точно выполнить волю педагога), во втором – необученность ученика, невладение элементарными навыками меховедения. Необходимо обратить внимание ученика на ощущение степени натяжения меха, плавности его ведения при филировании звука, на контакт левой руки с крышкой левого полукорпуса, правильную траекторию ведения меха и рациональную посадку.

Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный – не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.

Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение баяна зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого – на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Перед тем, как ученик впервые берет в руки баян, педагог предлагает ему представить, что в левой руке у него карандаш, которым он должен провести медленно и плавно горизонтальную прямую. В случае необходимости можно проделать несколько раз, пока движение не будет правильным. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе. Хорошо в нескольких словах рассказать об устройстве баяна в его части, которая связана с образованием звука. Должна быть тишина (вспомним замечательные слова Метнера – «вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины»). Таким образом, с самого начала начинает формироваться качество, необходимое для приобретения различных навыков техники звукоизвлечения.

При освоении приемов ведения меха лучше не отвлекать внимание ученика одновременно поставленными задачами для пальцев. Существенным моментом является осознание учеником того факта, что изменение динамического уровня при игре на баяне зависит от характера ведения меха, степени его натяжения, а не от плотности туше.

В игре начинающих баянистов приходится наблюдать заметное различие в качестве выполнения различных технических приемов при игре на разжим и сжим. Выравнивание уровней в техническом развитии ученика при игре на разжим и сжим будет зависеть в значительной степени от того, насколько педагогу удастся развить слух ученика. Слух - является фундаментом для формирования всех навыков техники звукоизвлечения. Вся работа может управляться, прежде всего, при помощи слуха. Для того, чтобы слух был «требовательным», можно применить следующий метод: ученик осваивает какой-либо прием при игре на разжим, добившись нужного звукового результата, он начинает осваивать этот же прием, играя на сжим. Задача – добиться такого же звучания, как при игре на разжим. Любой баянист без особого труда может на собственном опыте убедиться, насколько проще играть на разжим маркатированные, акцентированные звуки, sf т.е. выполнять такие способы, как рывок.

При игре на разжим меньше расход воздуха – клапаны притягиваются воздухом к деке, на сжим – отталкиваются (особенно заметным бывает различие при игре на f ). Проставляя смену меха в пьесах нужно это учитывать.

Устойчивость в посадке, естественность и непринужденность заметнее при игре на разжим. Нередко приходится наблюдать смещение баяна вправо. Обратим внимание на такую особенность баяна, как различия в упругости хода клавиши. При игре на разжим ход клавиши более упругий, чем при игре на сжим. На разжим – клапаны притягиваются воздушным потоком к деке, на сжим – отталкиваются от нее. Эта особенность имеет значение в формировании тонких ощущений туше и некоторых эпизодов, в которых необходима быстрая и легкая пальцевая техника, играть на сжим. Можно считать эту особенность игры на сжим - достоинством, потому что соблюдается один из технических принципов – экономичность движений.

Игра на сжим существенно снимает нагрузку в давлении правого ремня на плечо, что способствует освобождению правой руки. Известно, что натянутый правый ремень стесняет и ограничивает свободу правой руки. Это происходит потому, что фактурная нагрузка на правую руку заметно больше, чем на левую.

Требуя от ученика точного выполнения смены меха, педагог решает не только проблему формирования данного навыка. Насколько увереннее чувствует себя ученик в пьесе, с проставленной и выученной сменой меха. Уверенность, а вместе с ней точность, стабильность, качественность игры объясняется тем, что при грамотно проставленной смене меха учитываются как средства выразительности (фразировка, артикуляция, динамика), так и специфические различия игры на разжим и сжим, а также индивидуальные особенности и уровень технического развития конкретного ученика, качество инструмента, на котором он играет. Не вызывает сомнений тот факт, что ученик, играющий, к примеру, какой-либо пассаж, каждый раз в одном и том же направлении меха, быстрее и прочнее автоматизирует его исполнение, чем тот, который не задумывается над проблемами, не проставляя мех.

Рассмотрим применение навыков филирования звука и смены направлений движения меха – разжим, сжим.

Книппер, «Полюшко-поле». Следует обратить внимание ученика на то, чтобы отрывистые аккорды аккомпанемента не приводили к вздрагиванию корпуса баяна, рывкам меха, что неизбежно нарушит плавное течение мелодического голоса. Желательно сыграть весь завершающий пьесу мотив на одном движении меха - сжиме. Если такой возможности нет, то мех сменить перед последним «соль», что позволит сохранить естественность в артикуляции мотива. Важно добиться постепенности филировки, полного растворения звука в тишине. Завершение звучания выполняется при помощи остановки меха, после чего следует плавное снятие пальцев (меховая артикуляция).

В «Менуэте» Баха строение хорическое, что делает целесообразной смену меха между мотивами. При такой смене меха подчеркиваются как фразировочные моменты, так и опорные доли. Важно добиться ровной динамики при натянутом мехе. Филирование мехом здесь минимальное на завершающих мотивы звуках си b и ре.

Использованная методическая литература:

    В.И. Петрушин. «Музыкальная психология».

    В.И. Рензин, заслуженный работник культуры России, доцент УГФ.

М.А. Уманский, старший преподаватель УГК

«Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства».

    И. Пуриц. «Методические статьи по обучению игре на баяне».

    Говорушко Методика обучения игре на народных инструментах

Звук — основное средство выразительности. У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.
Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента . Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Тесно связана с меховедением, филировкой звука. Выразительный звук - основа художественного исполнения музыкального произведения.

Работа над качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем, или последующим движением меха. На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.

Сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять выполнить упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например, играть крещендо и диминуэндо.

Ученик должен не только владеть основными динамическими нюансами — пиано, меццо - форте, форте, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание и т. д.

На первых занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо.

Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.

Красивое звучание тесно связанно с умением правильно интонировать на инструменте. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используется опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон.

Прежде всего, нужно определить, что же такое интонация. Долгое время в истории исполнительства вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха. И только в конце XIX века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения.

Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Приведу некоторые их высказывания:

Б.В.Асафьев говорил: "Музыку слушают многие, а слышат немногие”, "Музыка всегда интонационная и иначе не мыслима”.

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее интонационный смысл.

Б.М.Теплов писал: "Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки”.

Таким образом,в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является слухо - интонационная работа, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая слухо - интонационной культуры музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить.

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения игре на аккордеоне широко распространен метод, при котором основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков.

На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная интонация - носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться, как и меховедение и звукоизвлечение, с начала обучения игре на аккордеоне.

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (аккордеона) располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.

Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха ученика. Основным в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием.

Например:

Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.

Чтобы ощутить ритм, нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом:

"Дож - дик, дож - дик, при - пу - сти !

Дай цве - точ - кам под - ра - сти .”

Слова "припусти”, "подрасти” включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить главные акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем "про себя”.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление (приближение) звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученику можно объяснить понятие "динамика”, познакомив его с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука).

В процессе проведенной работы ученик может сам построить простую музыкальную фразу, сопровождающуюся текстом.

На следующем этапе обучения слово уже не сопровождает мелодию. С помощью педагога ученик должен понять структуру музыкальной фразы, определяя кульминации, динамические оттенки, подобрать штрихи и приемы игры, соответствующие характеру произведения, наиболее полно раскрывающие его смысл. Главное в данной работе - логика интонирования. Обязательно нужно добиться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса.

В процессе работы над интонированием на аккордеоне на начальном этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

Для правильного, красивого звучания произведения важно и понятие «дыхание». Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. Предложите ученику упражнения на "дыхание” инструмента. Это различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений ("Спокойный ветерок”, "Маленькая буря”, "Спокойное дыхание”, "После бега отдохнем”).

Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный - не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.

Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение аккордеона зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого - на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Извлечение первого звука на баяне - событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе.

Пользуясь тем или иным приемом игры, важно верно совмещать ведение меха и нажим пальцев на клавиши. В зависимости от смысла пьесы одни и те же приемы могут быть по-разному сыграны.

Часто учащиеся играют кричащим, форсированным звуком. Здесь следует обратить внимание на технологию изменения силы звука движением меха.

В зависимости от характера произведения исполнитель должен уметь произвести необходимый силы удар кистью и пальцами. Нередко для извлечения звука аккордеонисты слишком резко ударяют по клавишам. Из-за этого возникают стуки, сухие звуки, рывки.

Качество извлекаемого звука во многом зависит, от того насколько аккордеонист владеет движением меха. Выработка правильного движения меха на начальном этапе обучения должна занимать не меньшее место, чем вопросы кистевого звукоизвлечения. Здесь прежде всего надо научить равномерно с одинаковой силой менять движение меха в сжим и разжим на каких -либо чередующихся звуках во время следить чтобы перед сменой меха и после сила звучания не колебалась. Полезно научит менять мех на одном выдержанном звуке; смену меха делать внезапно. Но без изменения силы сжима.

Чтобы добиться плавной смены меха на звуке, надо, чтобы учащийся до момента и в момент смены движения меха имел одно, неизменное положение руки под левым ремнем.

Самое удобное положение руки - опора ее на три точки: 1) ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются около переднего края левой крышки аккордеона; 2) тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень; 3)предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки.

Постоянно держать так руку не следует - это ее утомляет.

При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье

(точка 2); при сжиме - Запястье и предплечье (точки 1,3).

Если в произведении очень большие фразы или выдержанные звуки, которые не удается сыграть на движении меха в одну сторону, надо менять мех на сильной доли такта или вступлениях других голосов, чтобы не нарушить логику музыкальной мысли.

Умело пользоваться движением меха (особенно в сжим), экономить запас воздуха при начале движения, а не в конце, так же очень важный момент в процессе обучения игры на аккордеоне. Это связанно с силой звука, темпом, длительностями и количеством взятых одновременно нот.

Существует два основных приема ведения меха: 1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при исполнении какого - то небольшого музыкального построения; 2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторыми остановками в движении меха.

Нельзя играть одним приемом меха разнообразные произведения. При широкой напевности (легато, полифоническая пьеса) мех постоянно напряженный. При игре танцевальной музыки, отдельных ударных аккордов - мех пульсирующий.

Полезной тренировкой для умелого ведения меха является игра внизу левой клавиатуры (здесь труднее играть и неудобнее - происходит потому, что при движении меха веерообразно мал рычаг нажима с низу).

Особое движение меха позволяет выполнять различные приемы и штрихи. Можно, например, поучить хорошее начало музыкальной фразы на пианиссимо, для этого следует нажать на клавиши, а только потом вести плавно мех.

Как известно, различные инструменты имеют различные способы звукоизвлечения. Например, чтобы на аккордеоне передать специфику звучания фортепиано, необходимо производить впечатление удара (играть звуки толчком меха). Исполнение пьесы же на органе такие толчки исключает, т. к. характер подачи звука в органной музыки глубокий и мягкий.

Играя любое произведение каждое движение меха должно быть, рассчитано в соответствии с содержанием произведение. На начальном этапе ученика надо научить трём основным типам движения меха:

1) ровное движение. Оно обусловлено неизменной скоростью ведения меха и постоянным одинаковым усилием левой руки. Частая ошибка, не сохраняется ровное звучание при смене меха.

2)ускорение или замедление движения меха. Характерной ошибкой является резкое крещендо или диминуэндо.

3)меховой рывок. (sf). Учащийся легко с этим справляется, если потом идет после сфорцандо диминуэндо.

Труднее отработать ударение с последующим сохранением силы звучности. Этому будет способствовать ровное, напряженное движение меха после рывка. Характер звучания произведения зависит не только от ведения меха, но и различных способов прикосновения пальцев к клавишам. Или туше (1.нажим полный или не полный, 2.удар легкий пальцевой или кистевой, или одновременно пальцевое - кистевой. 3.толчок, применяется для получения более тяжелого стаккато).

Большую роль играет и филировка звука, когда какой - то отдельный выдержанный звук или созвучие усиливается и ослабляется из-за различной скорости ведения меха (изменения динамики протяжении одного звука).

Уметь филировать звук, так как скрипачу, певцу, баянисту совершенно необходимо. Этот прием игры является трудным в исполнительстве, особенно момент окончания мотивов, фраз, предложений.

Основная трудность заключатся в умении избежать неровности затухания звука, сохраняя при этом красоту и особую выразительность звучания. Достигается это умелым и соразмерным сдерживанием меха до окончательной остановки его, пока полностью не прекратится звучание. Чаще всего филировка применяется в конце произведения или его части. В этом случае филированию предшествует общее диминуэндо и ритенуто. Иногда филирование звучности сочетается с ферматой. Филирование звучности может применяться и в нутрии произведения для большей законченности фразы, предложения. Часто филирование применять не следует, так кА это будет назойливо, снизит качество исполнения, вносит однообразие в исполнительскую палитру музыканта. Наличие хорошего музыкального вкуса у ученика поможет ему так соразмерить замедление движения меха, что законченность музыкальной мысли наиболее точно будет соответствовать характеру исполняемого произведения.

Литература:

  1. Школа игры на баяне А. Онегин М.1990
  2. Прогрессивная школа игры на баяне Ю. Акимов Ч.2 М.1971
  3. Школа игры на аккордеоне В. Лушников М. 1991