Метод социалистического реализма требовал от искусства партийности. Социалистический реализм в изобразительном искусстве. Социалистический реализм в литературе

«Социалистический реализм - позднеавангардистское направление в русском искусстве 30-40-х годов, сочетающее метод апроприации художественных стилей прошлого с авангардистскими стратегиями». Борис Гройс, мыслитель

Когда я слышу слова «социалистический реализм», моя рука тянется куда-то. Или за чем- то. И скулы сводит от тоски. Господи, сколько же меня им мучили*. В школе, в художественной школе, в университете… Но написать о нем надо. Ибо это самое обширное направление в искусстве на Земле и внутри него было создано наибольшее для одного направления количество произведений. Оно практически монопольно охватывало такую территорию, площадь которой и не снилась никакому другому течению – то, что называлось лагерем социализма, что-то такое от Берлина до Ханоя. Его мощные останки до сих пор видны на каждом шагу на его родине – она у нас с ним общая – в виде памятников, мозаик, фресок и прочей монументальной продукции. Его с разной степенью интенсивности потребляли несколько поколений числом в то или иное количество миллиардов особей. В общем, соцреализм был величественным и жутким сооружением. Да и взаимоотношения с авангардизмом, про который я здесь активно молвлю, у него крайне непростые. Одним словом, соцреализм пошел.

Борис Иофан, Вера Мухина. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже

Видимо, имя ему дал все-таки Сталин, в мае 1932 года, в беседе с идеологическим функционером Гронским. А через несколько дней Гронский в своей статье в «Литературной газете» объявил это имя миру. А незадолго до этого, в апреле, постановлением ЦК ВКП(б) все художественные группировки были распущены, а их члены собраны в единый союз советских художников** - материальный носитель и реализатор комплекса идей, получившего через месяц это самое свое имя. А еще через два года, на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, он получил то самое определение, практически символ веры, творческим применением которого ответственные работники культуры измордовали несколько поколений советских творцов и любителей прекрасного: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». На то, что речь идет о литературе, обращать внимание не стоит. Съезд-то писательский, они о своем и толковали. Потом этот плодотворный метод накрыл собой практически все зоны советского творчества, включая балет, кино и грузинскую чеканку.

Владимир Серов. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов

Прежде всего, в этой формуле видятся жесткая императивность – как надо делать - и наличие задачи, которая традиционно никак не относилась к области собственно искусства – создание нового человека. Это, конечно, достойные и полезные штуки. Изобретены они были - или, лучше, доведены до таких пределов и аффектов – авангадизмом , тем самым, борьба с которым для соцреализма всю дорогу была священным, почетным и обязательным занятием. Это нормально и по-человечески как-то понятно – воевать с предшественником, от которого много взял, особенно, когда дело касается религиозных*** или почти религиозных практик, каковыми, во многом, были и соцреализм, и авангардизм, тем более русский авангардизм .

Борис Иогансон. Допрос коммунистов

Ведь он, русский-то авангардизм, чем занимался? Не черные квадратики же неопределенного цвета рисовал для эстетического баловства, а создавал серьезные проекты кардинальной переделки мира и человечества в сторону утопии. И соцреализм был выведен тоже под это дело. Только если в авангардизме существовало несколько непримиримо конкурирующих друг с другом проектов-сект: татлинианство, духовный кандинизм, филоновство, хлебниковщина, супрематизм нескольких толков и т.д., то соцреализм объединил безумную энергию всех этих неоднозначно ныне трактуемых видов пафоса радикального утопизма под одним брендом.

Вообще, соцреализм счастливо реализовал многие авангардистские розовые мечты черного квадратного цвета. Ту же тоталитарность - то, что соцреализм объявлялся не единственным, а основным – это обычное большевистское лукавство, в данном случае лучше смотреть на практику, а не на слова. Так вот. Ведь всякое авангардистское течение претендовало на обладание окончательной истиной и жутко воевало с соседями, у которых была своя Истина. Каждое течение мечтало быть единственным – истин много не бывает.

Василий Ефанов. Незабываемая встреча

И вот соцреализм становится единственным доступным направлением в искусстве, что подкрепляется существованием серьезных институций во всех сферах, связанных с творчеством – в системе образования, в системе госзаказов и закупок, в выставочной практике, в системе поощрений (премии, звания, награды), в СМИ, да даже в системе бытового/профессионального обеспечения работников художественного фронта художественными материалами, квартирами, мастерскими и путевками в дом творчества в Гурзуфе. Творческие союзы, Академия художеств, комитеты по разным премиям, идеологический отдел ЦК КПСС, министерство культуры, куча разных учебных заведений от художественной школы до Суриковского и Репинского институтов, критическая печать и литература**** – все это обеспечивало прямо-таки монотеистически суровую исключительность соцреализма. Вне этих институций художников не было. Т.е. они были, конечно, разные там модернисты-нонконформисты, но существование их было предельно маргинальным и даже сомнительным с точки зрения законов физики. Поэтому можно сказать, что и не было их вовсе. Во всяком случае, во времена классического соцреализма, т.е. при Сталине. Вся эта шелупонь не то, что выставиться, в трудные времена кисточкой себя обеспечить не могла без членского билета. Соцреализм был один и был везде – начиная с главных выставочных площадок страны и кончая рабочим бараком с репродукцией из «Огонька» на стенке над кроватью.

Сергей Герасимов. Колхозный праздник

Единственность соцреализма проявилась и в экспансии в сопредельные области творчества. Всякий авангардистский изм стремился захватить их, но только соцреализму удалось сделать это так последовательно и безоговорочно. Музыка, кино, театр, эстрада, архитектура, литература, прикладное искусство, дизайн, изобразительное искусство – на всех этих территориях действовали только его законы. Он стал единым проектом.

Палех. Встреча Героев Социалистического Труда

Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко. Конкурсный проект Дворца Советов в Москве. Перспектива

Мог ли о таком тотальном доминировании мечтать какой-нибудь супрематизм? Мог, конечно. Да кто ж ему дасть…

Авангардизм мечтал о религиозном искусстве – не традиционном христианском, конечно – уровень его утопизма, т.е. глубина и характер преобразования мира, отдаленность пределов, за которые должна была выйти новая Вселенная и новый человек, качества, которые они должны были приобрести, находился на высоте совершенно сакральной. Мастера авангардизма воспроизводили модели поведения мессий – сами они были создателями и носителями Закона, за ними шли апостольские сообщества учеников, распространявшими и толковавшими знание, вокруг располагались по убывающей группы адептов и неофитов. Любое отступление от канона трактовалось как ересь, его носитель изгонялся или уходил сам, не в силах находится рядом с неистинным знанием. Все это потом с гораздо большей энергией воспроизвел соцреализм. Были скрижали с основным законом, который не подвергался не то что пересмотру – дружественной критике. Под его зонтиком шли частные дискуссии: о типическом, о традициях и новаторстве, о художественной правде и вымысле, о народности, идейности и т.д. В их ходе оттачивались понятия, категории и дефиниции, впоследствии отливавшиеся в бронзе и входившие в канон. Дискуссии эти были совершенно религиозными – всякая мысль должна была быть подтверждена соответствием с Законом и опираться на высказывания авторитетных носителей знания. И ставка в этих дискуссиях, как и в самой творческой практике, была высока. Носитель чуждого становился еретиком или даже вероотступником и подвергался остракизму, пределом которого была иногда смерть.

Алексей Солодовников. В советском суде

Авангардистские работы в массе своей стремились стать новыми иконами. Старые иконы – это окна и двери в мир священной истории, в божественный христианский мир, в пределе – в рай. Новые иконы – свидетельства об авангардистской утопии. Но узок был круг поклоняющихся им. А без массовидности***** ритуала нет религиозной легитимности.

Соцреализм реализовал и эту мечту авангарда – он ведь был везде. Что же касается самих работ, то соцреалистические иконы – а все его произведения были в той или иной степени иконами, связывающими этот тварный мир с коммунистической утопией, за исключением совсем уж никчемных каких-нибудь букетов сирени – создавались практически по христианским проверенным канонам. Даже в смысле иконографии.

Павел Филонов. Портрет Сталина

Это же совершенно нормальный Спас Нерукотворный. Характерно, что сделал эту картинку авангардист, стремившийся здесь побыть соцреалистом – дело-то в 1936 году было. Так скажем, новый иконописец в квадрате.

Илья Машков. Привет XVII съезду ВКП (б)

Но главная мечта авангарда, реализованная, правда, не самим соцреализмом, а его творцом, Советской властью – это творить историю по законам художественного творчества. Это когда существует художественный замысел, творец-демиург, практически равный Богу, единолично, в соответствии со своей волей этот замысел воплощающий, и художественный материал, подвергающийся насилию по дороге к результату******. Советская власть действительно действовала как художник, бескомпромиссно вылепляя из сырого человеческого материала то, что ей представлялось соответствующим ее замыслу. Безжалостно отсекая лишнее, добавляя недостающее, обжигая, вырубая и проделывая все другие необходимые при работе с грубой материей жестокие манипуляции, к которым прибегает творец на пути к созданию шедевра.

Татьяна Яблонская. Хлеб

Вот тут, действительно, у авангардистов случился крутой облом. Они-то думали, что демиургами будут они, а демиургами стали коммунистические идеологи и бюрократы, использовавшие мастеров культуры лишь как носителей своей художественной воли*******.

Федор Шурпин. Утро нашей Родины

Тут может возникнуть вопрос – а почему соцреализм, если он такой крутой, использовал столь архаичный по сравнению с авангардизмом язык? Ответ простой – соцреализм был настолько крут, что язык его вообще не парил. Он, конечно, мог бы говорить и на чем-нибудь, похожем на супрематизм. Но там порог вхождения высокий, религиозно-идеологическое послание будет долго доходить до адресата, который есть широкие массы. Ну, просто пришлось бы прилагать ненужные усилия по обучению их этому языку, а оно – не надо. Поэтому решили остановится на, в общем-то, знакомой всем эклектике академизма/передвижничества, тем более, что она уже неплохо себя показала в рамках АХРР********. В принципе, соцреализму нужно было какое-то достаточное жизнеподобие, чтобы сделать достоверными те месседжи, которые власть посылала народу. Чтоб они беспрепятственно попадали в голову. При этом живописное качество, если речь идет о картинках, было совершенно неважным – узнаваемо, приблизительно как в жизни, и этого довольно. Поэтому лучшие произведения соцреализма – а критерии качества тут, как и в авангардизме, устанавливались экспертным сообществом, главными фигурами в котором были опять же идеологи и функционеры, а не художники – т.е. те произведения, которые были по-всякому награждены, с точки зрения тех же академизмов, реализмов и прочих классических стилей никакие. Плоховатые они по живописи.

Леонид Шматько. Ленин у карты ГОЭЛРО

Михаил Хмелько. «За великий русский народ!»

А то, что соцреализм призывал учиться у мастеров прошлого, так это у него с целью обрести некоторую легитимность в традиции – типа вот, взяли из мирового искусства все самое лучшее, не с помойки пришли. Так ведь и сюрреализм , допустим, составлял целые списки своих предшественников. Еще это могло быть частными инициативами конкретных деятелей, не до конца опростившихся в средствах выражения до соцреализма. Поэтому внутри него есть работы, качественные по меркам традиционной живописи. Но это так, недоработки метода. Т.е. получается, что те идеологически правильные халтуры, которые многие художники лепили исключительно ради карьеры и заработка, и есть по-настоящему хорошие соцреалистические картинки.

Он, соцреализм-то, если где и бывает хорош, так не в этих программных сооружениях,

Александр Дейнека. Оборона Севастополя

Александр Дейнека. Парижанка

Вот так. Опять у нас все не как у людей вышло.

******* Вполне можно сравнить с авангардисткой практикой, когда художник заказывает изготовление своего произведения другим людям.

******** Ассоциация художников революционной России. 20-е-н. 30-х гг.


Являл собой творческий метод, применявшийся в искусстве и литературе. Этот метод считался эстетическим выражением определенной концепции. Данная концепция была связана с периодом борьбы за построение социалистического общества.

Этот творческий метод считался основным художественным направлением в СССР. Реализм в России провозглашал правдивое отображение реальности на фоне ее революционного развития.

Основоположником метода в литературе считается М. Горький. Именно он в 1934-м году на Первом съезде писателей СССР определил социалистический реализм в качестве формы, утверждающей бытие как деяние и творчество, цель которого состоит в беспрерывном развитии наиболее ценных способностей индивида для обеспечения его победы над природными силами ради человеческого долголетия и здоровья.

Реализм, философия которого отражена в советской литературе, строился в соответствии с определенными идеологическими принципами. Согласно концепции, деятель культуры должен был следовать безапелляционной программе. Социалистический реализм был основан на прославлении советской системы, трудового энтузиазма, а также революционного противостояния народа и вождей.

Этот творческий метод предписывался всем культурным деятелям каждой сферы искусства. Это поставило творчество в достаточно жесткие рамки.

Однако некоторые художники СССР создали своеобразные и яркие произведения, обладавшие общечеловеческим значением. Лишь недавно было признано достоинство ряда художников-соцреалистов (Пластова, например, писавшего сцены из деревенской жизни).

Литература в тот период являла собой инструмент партийной идеологии. Сам же писатель рассматривался в качестве "инженера человеческих душ". При помощи своего таланта он должен был оказывать воздействие на читателя, быть пропагандистом идей. Основной задачей писателя было воспитание читателя в духе Партии и поддержание вместе с ним борьбы за построение коммунизма. Субъективные устремления и действия личностей героев всех произведений социалистический реализм приводил в соответствие с объективными историческими событиями.

В центре любого произведения должен был обязательно стоять только положительный герой. Он являлся идеальным коммунистом, примером для всего Кроме того, герой являлся человеком прогрессивным, ему были чужды человеческие сомнения.

Говоря о том, что искусством должен владеть народ, что именно на чувствах, требованиях и мыслях масс должно быть основано художественное дело, Ленин уточнял, что литература должна являться партийной. Ленин считал, что это направление искусства - элемент общепролетарского дела, деталь одного великого механизма.

Горький утверждал, что основная задача социалистического реализма состоит в воспитании революционного взгляда на происходящее, соответствующего восприятия мира.

Для обеспечения четкого следования методу создание картин сочинение прозы и поэзии и прочее необходимо было подчинить разоблачению капиталистических преступлений. При этом каждое произведение должно было восхвалять социализм, вдохновляя зрителей и читателей к революционной борьбе.

Метод соцреализма охватывал совершенно все сферы художественного дела: архитектуру и музыку, скульптуру и живопись, кинематограф и литературу, драматургию. Этот метод утверждал ряд принципов.

Первый принцип - народность - проявлялся в том, что герои в произведениях должны были быть непременно выходцами из народа. В первую очередь, это рабочие и крестьяне.

Произведения должны были содержать описание героических поступков, революционной борьбы, строительства светлого будущего.

Еще одним принципом являлась конкретность. Она выражалась в том, что реальность представляла собой процесс исторического развития, соответствовавшего доктрине материализма.

Социалистический реализм - творческий метод советского искусства, подразумевающий правдивое, исторически-конкретное отображение действительности в ее революционном развитии в целях идейно-эстетического воспитания трудящихся в духе социализма и коммунизма. Это реализм, основывающийся на идеях марксизма-ленинизма, служащий развитию социалистического общества. Его главные эстетические принципы - правдивость, народность, партийность искусства. На основе правдивого отражения жизни искусство социалистического реализма активно содействует революционному преобразованию жизни, построению нового общества, борьбе за мир, демократию и социализм, формированию нового человека.

Зарождение социалистического реализма связано с появлением на исторической арене рабочего класса, с возникновением марксизма-ленинизма и началом борьбы трудящихся за революционное преобразование общественной жизни. Основоположником этого метода в литературе был А. М. Горький. Основные принципы этого метода равно приложимы ко всем видам искусства.

В творчестве некоторых мастеров изобразительного искусства предреволюционного периода (Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, А. Е. Архипов, С. Т. Конёнков, А. С. Голубкина), в революционной сатирической графике наметились тенденции, предвосхищавшие социалистический реализм. Определяющее значение в нашей художественной культуре метод социалистического реализма приобрел после Великой Октябрьской социалистической революции. Выстояв и победив в борьбе с формалистическими течениями и «левыми» тенденциями 1920-х гг., он достиг значительных успехов в 1930-х гг., когда был выдвинут сам этот термин (до этого предлагались такие термины, как «героический реализм», «монументальный реализм», «социальный реализм» и др.). Термин «социалистический реализм» наилучшим образом выражает природу советского искусства: это реализм социалистической эпохи, реализм, борющийся за социализм и воплощающий его идеологию. Реалистическая сущность связывает его с лучшими традициями мирового искусства, социалистический же характер развития этих традиций обусловливает новаторство этого метода.

Социалистический реализм возник и развился в борьбе с буржуазной идеологией и модернистским искусством, в частности с тенденциями натурализма и формализма, уводившими в сторону бессодержательных экспериментов. Ему свойственны образная правда и идейная глубина, предполагающие совершенство художественной формы и эмоциональную силу. Метод социалистического реализма не сводится к каким-либо формальным признакам, он предполагает единые идейно-эстетические основы искусства, но при этом - многообразие индивидуальностей, жанров, стилей, художественных форм и национальных особенностей.

Социалистический реализм воплощен в лучших произведениях советского многонационального искусства, ныне ставших его классикой: в скульптурах А. Т. Матвеева и Н. А. Андоеева, И. Д. Шадра и В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича и Н. В. Томского, Л. Е. Кербеля и М. К. Аникушина, в живописи А. А. Дейнеки и Б. В. Иогансона, А. А. Пластова и Ю. И. Пименова, П. Д. Корина и С. А. Чуйкова, Г. М. Коржева, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникова и многих других мастеров.

Для произведений социалистического реализма характерна тесная связь с жизнью, с современностью, отражение закономерного и передового в социальном развитии через неповторимые, индивидуализированные образы людей и событий. Реалистическое отражение жизни обретает в этом искусстве новые черты, связанные с более глубоким и широким охватом действительности, раскрытием многогранных связей личности и общества и, главное, с отражением жизни не только в ее прошлом и настоящем, но и в ведущих тенденциях ее развития, в ее устремленности к будущему. В этом существо революционной романтики социалистического реализма, его исторического жизнеутверждающего оптимизма.

Для искусства социалистического реализма характерен новый тип положительного героя - созидателя, активного борца за совершенствование общественной жизни. Вместе с тем искусство социалистического реализма, показывая недостатки, негативные тенденции, противоречия действительности, помогает народу в его борьбе за укрепление и развитие нового общества, за мир и сотрудничество между народами. В страстном утверждении нового, прекрасного, в гневном отрицании старого, отжившего, в определенности идейно-эстетической позиции художника выражается гражданский пафос, коммунистическая партийность его творчества.

Искусство социалистического реализма все больше распространяется и укрепляется в творчестве художников социалистических стран, а также в творчестве выдающихся прогрессивных художников капиталистического мира. Это искусство развивается и завоевывает новые рубежи в борьбе с буржуазной идеологией и модернизмом, принижающим и разрушающим образ человека, ведущим к распаду художественной формы, оно идет в первых рядах развития мировой прогрессивной художественной культуры, завоевывает все больший авторитет и любовь у трудящихся всего мира.

«Социалистический реализм» – термин коммунистической теории литературы и искусства, зависящей от чисто политических установок, с 1934 обязательный для советской литературы, литературной критики и литературоведения, равно как и для всей художественной жизни. Первым этот термин употребил в 20.5.1932 И. Гронский, председатель организационного комитета Союза писателей СССР (соответствующее партийное постановление от 23.4.1932, «Литературная газета», 1932, 23.5.). В 1932/33 Гронский и заведующий сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин. Он получил обратную силу и был распространен на прежние произведения советских писателей, признанные партийной критикой: все они стали примерами социалистического реализма, начиная с романа Горького «Мать».

Борис Гаспаров. Социалистический реализм как моральная проблема

Определение социалистического реализма, данное в первом уставе Союза писателей СССР, при всей его неясности оставалось исходным пунктом для позднейших интерпретаций. Социалистический реализм определялся как основной метод советской художественной литературы и литературной критики, «который требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Причем правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма». Соответствующий раздел устава 1972 гласил: «Испытанным творческим методом советской литературы является социалистический реализм, опирающийся на принципы партийности и народности, метод правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Социалистический реализм обеспечил советской литературе выдающиеся достижения; располагая неисчерпаемым богатством художественных средств и стилей, он открывает все возможности для проявления индивидуальных особенностей таланта и новаторства в любых жанрах литературного творчества».

Таким образом, в основе социалистического реализма лежит представление о литературе как об инструменте идеологического воздействия КПСС , ограничивающего ее задачами политической пропаганды. Литература должна помогать партии в борьбе за победу коммунизма, по формулировке, приписываемой Сталину , писатели с 1934 по 1953 рассматривались как «инженеры человеческих душ».

Принцип партийности требовал отказа от эмпирически наблюдаемой правды жизни и замены ее «партийной правдой». Писатель, критик или литературовед должен был писать не то, что он сам узнал и понял, но то, что партия объявляла «типичным».

Требование «исторически конкретного изображения действительности в революционном развитии» означало приспособление всех явлений прошлого, настоящего и будущего к учению исторического материализма в его последней на тот момент партийной редакции. Так например, Фадееву пришлось переписать роман «Молодая гвардия», получивший Сталинскую премию, поскольку задним числом, исходя из воспитательно-пропагандистских соображений, партия пожелала, чтобы с большей наглядностью предстала ее якобы руководящая роль в партизанском движении.

Изображение современности «в ее революционном развитии» подразумевало отказ от описания несовершенной действительности ради ожидаемого идеального общества (пролетарского рая). Один из ведущих теоретиков социалистического реализма Тимофеев писал в 1952: «Будущее раскрывается как завтрашний день, уже родившийся в сегодняшнем дне и освещающий его своим светом». Из таких, чуждых реализму, предпосылок возникло представление о «положительном герое», который должен был служить образцом в качестве строителя новой жизни, передовой личности, не подверженной никаким сомнениям, и ожидалось, что этот идеальный персонаж коммунистического завтра станет главным героем произведений социалистического реализма. В соответствии с этим социалистический реализм требовал, чтобы произведение искусства всегда строилось на началах «оптимизма», который должен отражать коммунистическую веру в прогресс, равно как предотвращать ощущения подавленности и несчастья. Описание поражений во Второй Мировой войне и вообще человеческих страданий противоречило принципам социалистического реализма или, по крайней мере, должно было перевешиваться изображением побед и положительных сторон. В смысле внутренней противоречивости термина показательно название пьесы Вишневского «Оптимистическая трагедия». Еще один часто употребляемый в связи с соцреализмом термин – «революционная романтика» – помогал затушевывать уход от действительности.

В середине 1930-х годов к требованиям социалистического реализма присоединилась «народность». Возвращаясь к тенденциям, бытовавшим среди части русской интеллигенции второй половины 19 века, под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Помимо прочего, принцип народности служил подавлению новых форм экспериментального искусства. Хотя социалистический реализм по идее своей не знал национальных границ и, в соответствии с мессианской верой в завоевание коммунизмом всего мира, после Второй Мировой войны был экспонирован в страны советской сферы влияния, тем не менее, к его принципам принадлежал также патриотизм, то есть ограниченность в основном СССР как местом действия и подчеркивание превосходства всего советского. Когда понятие социалистического реализма применялось к писателям западных или развивающихся стран, имелась в виду положительная оценка их коммунистической, просоветской ориентации.

В сущности, понятие социалистического реализма относится к содержательной стороне словесного произведения искусства, а не к его форме, и это привело к тому, что формальные задачи искусства находились у советских писателей, критиков и литературоведов в глубоком пренебрежении. С 1934 принципы социалистического реализма с различной степенью настойчивости истолковывались и требовались к выполнению. Уклонение от следования им могло повлечь за собой лишение права называться «советским писателем», исключение из СП, даже лишение свободы и смерть, если изображение действительности находилось вне «ее революционного развития», то есть если критическое в отношении к существующим порядкам признавалось враждебным и наносящим ущерб советскому строю. Критика существующих порядков, особенно в формах иронии и сатиры, чужда социалистическому реализму.

После смерти Сталина многие выступали с непрямой, но резкой критикой социалистического реализма, возлагая на него вину за упадок советской литературы. Появившиеся в годы хрущёвской оттепели требования искренности, жизненно верных конфликтов, изображения сомневающихся и страдающих людей, произведений, развязка которых не была бы заведомо известной, выдвигались со стороны известных писателей и критиков и свидетельствовали о том, что социалистический реализм чужд действительности. Чем полнее эти требования осуществлялись в некоторых произведениях периода Оттепели, тем энергичнее на них нападали консерваторы, причем основным поводом служило объективное описание отрицательных явлений советской действительности.

Параллели к социалистическому реализму находятся не в реализме 19 в., а, скорее, в классицизме 18 в. Расплывчатость понятия способствовала возникновению время от времени псевдодискуссий и необозримому разрастанию литературы о социалистическом реализме. Так например, в начале 1970-х годов выяснялся вопрос, в каком соотношении находятся такие разновидности социалистического реализма, как «социалистическое искусство» и «демократическое искусство». Но эти «дискуссии» не могли затмить того факта, что социалистический реализм был явлением идеологического порядка, подчиняющимся политике, и что он в главной своей основе не подлежал дискуссии, как и сама руководящая роль компартии в СССР и странах «народной демократии».

СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ (соц­реа­лизм), твор­че­ский ме­тод, про­воз­гла­шён­ный офиц. сов. эс­те­ти­кой ос­нов­ным для сфе­ры отеч. куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Фор­ми­ро­ва­нию док­три­ны С. р., гос­под­ство­вав­шей в СССР с сер. 1930-х гг., пред­ше­ст­во­ва­ли тео­ре­тич. су­ж­де­ния А. В. Лу­на­чар­ско­го (ст. «За­да­чи со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва», 1907, и др.), опи­рав­ше­го­ся в зна­чит. сте­пе­ни на ста­тью В. И. Ле­ни­на «Пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция и пар­тий­ная ли­те­ра­ту­ра» (1905), а так­же дея­тель­ность Рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции про­ле­тар­ских пи­са­те­лей (РАПП), Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских ху­дож­ни­ков (РАПХ) и Ас­со­циа­ции ху­дож­ни­ков ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии (АХРР; де­к­ла­ри­ро­вав­шей «ге­рои­че­ский реа­лизм»). По­ня­тие творч. ме­то­да, за­им­ст­во­ван­ное из мар­кси­ст­ской эс­те­ти­ки, в кон. 1920-х гг. офор­ми­лось в про­ти­во­пос­тав­ле­ние «диа­лек­ти­ко-ма­те­риа­ли­стич. творч. ме­то­да» про­ле­тар­ской лит-ры «ме­ха­ни­сти­че­ско­му ме­то­ду» бур­жу­аз­ной лит-ры, что в нач. 1930-х гг. бы­ло пе­ре­ос­мыс­ле­но как про­ти­во­стоя­ние «ут­вер­ждаю­ще­го», «со­циа­ли­сти­че­ско­го» («про­ле­тар­ско­го») реа­лиз­ма и «ста­ро­го» («бур­жу­аз­но­го») кри­ти­че­ско­ го реа­лиз­ма .

Тер­мин «С. р.» в пе­ча­ти впер­вые упо­тре­бил в 1932 пред­се­да­тель ор­га­ни­зац. к-та СП СССР И. М. Грон­ский («Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та» от 23 мая). В ка­че­ст­ве осн. творч. ме­то­да сов. лит-ры С. р. был ут­вер­ждён на 1-м Все­со­юз­ном съез­де сов. пи­са­те­лей в 1934 (в т. ч. при ак­тив­ном уча­стии М. Горь­ко­го , А. А. Фа­дее­ва , Н. И. Бу­ха­ри­на ); фор­му­ли­ров­ки из док­ла­да А. А. Жда­но­ва (за­да­ча пи­са­те­ля «изо­бра­жать дей­ст­ви­тель­ность в её ре­во­лю­ци­он­ном раз­ви­тии»; «прав­ди­вость и ис­то­ри­чес­кая кон­крет­ность ху­до­жест­вен­но­го изо­бра­же­ния долж­ны со­че­тать­ся с за­да­чей идей­ной пе­ре­дел­ки и вос­пи­та­ния тру­дя­щих­ся лю­дей в ду­хе со­циа­лиз­ма») бы­ли за­кре­п­ле­ны в Ус­та­ве СП. К ос­но­во­по­ла­гаю­ще­му для С. р. прин­ци­пу пар­тий­но­сти в сер. 1930-х гг. при­ба­вил­ся прин­цип на­род­но­сти (в смыс­ле дос­туп­но­сти иск-ва для вос­при­ятия ши­ро­ких нар. масс, от­ра­же­ния их жиз­ни и ин­те­ре­сов), став­ший столь же не­отъ­ем­ле­мым для соц­реа­ли­сти­че­ской док­три­ны. Дру­ги­ми важ­ны­ми для про­из­ве­де­ний С. р. чер­та­ми бы­ли жиз­не­ут­вер­ждаю­щий па­фос и ре­во­лю­ци­он­но-ро­ман­тич. ге­рои­ка. В ре­зуль­та­те С. р. пре­вра­щал лит-ру и иск-во в мощ­ный ин­ст­ру­мент идео­ло­гич. воз­дей­ст­вия (ср. при­пи­сы­вае­мое И. В. Ста­ли­ну вы­ска­зы­ва­ние о пи­са­те­лях как «ин­же­не­рах че­ло­ве­че­ских душ»). От­кло­не­ние от прин­ци­пов С. р. пре­сле­до­ва­лось.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре пер­вым про­из­ве­де­ни­ем С. р. рет­ро­спек­тив­но был на­зван ро­ман «Мать» М. Горь­ко­го (1906–07), ко­то­ро­му обя­за­на сво­им по­яв­ле­ни­ем схе­ма об­раза «по­ло­жи­тель­но­го ге­роя» – че­ло­ве­ка, пе­ре­жи­ваю­ще­го но­вое ро­ж­де­ние в хо­де ре­во­люц. борь­бы. Клас­си­кой С. р., так­же рет­ро­спек­тив­но, при­зна­ны ро­ма­ны «Ча­па­ев» Д. И. Фур­ма­но­ва (1923), «Же­лез­ный по­ток» А. С. Се­ра­фи­мо­ви­ча (1924), «Це­мент» Ф. В. Глад­ ко­ва (1925), «Раз­гром» А. А. Фа­дее­ва (1927). Яр­ки­ми об­раз­ца­ми соц­реа­ли­стич. лит-ры ста­ли ро­ма­ны Ф. И. Пан­фё­ро­ва , Н. А. Ост­ров­ско­го , Б. Н. По­ле­во­го , В. Н. Ажае­ва ; дра­ма­тур­гия В. В. Виш­нев­ско­го , А. Е. Кор­ней­чу­ка , Н. Ф. По­го­ди­на и др. Ос­но­вы С. р. по­ко­леб­ле­ны с на­ча­лом «от­те­пе­ли» в сер. 1950-х гг., но окон­чат. ос­во­бо­ж­де­ние от его прин­ци­пов про­изош­ло толь­ко с кру­ше­ни­ем го­су­дар­ст­ва, идео­ло­гию ко­то­ро­го он об­слу­жи­вал. С. р. не был ис­клю­чи­тель­но яв­ле­ни­ем сов. лит-ры: его эс­те­тич. прин­ци­пы раз­де­ля­ли и не­ко­то­рые за­ру­беж­ные пи­са­те­ли, в т. ч. Л. Ара­гон , М. Пуй­ ма­но­ва , А. Зе­герс .

Изобразительное искусство

В изо­бра­зи­тель­ных ис­кус­ст­вах С. р. на­шёл ото­бра­же­ние в во­зоб­ла­да­нии со­ци­аль­но-ис­то­рич. ми­фов и тор­же­ст­вен­но-ре­пре­зен­та­тив­ных приё­мов их ин­тер­пре­та­ции: идеа­ли­за­ция на­ту­ры, лож­ный па­фос, ис­то­рич. фальшь, ра­цио­на­ли­стич. ор­га­ни­зо­ван­ность по­ве­ст­во­ва­ния, пре­уве­ли­чен­ная мас­штаб­ность мн. про­из­ве­де­ний (А. М. Ге­ра­си­мов , В. П. Ефа­нов , Вл. А. Се­ров , Б. В. Ио­ган­сон , Д. А. Нал­бан­дян , С. Д. Мер­ку­ров , Н. В. Том­ский , Е. В. Ву­че­тич и мн. др.). От­ве­чаю­щи­ми нор­мам С. р. при­зна­ны вме­сте с тем и зна­чит. про­из­ве­де­ния ря­да рос. мас­те­ров сов. эпо­хи (В. И. Му­хи­ной , С. Т. Ко­нён­ко­ва , А. А. Дей­не­ки , С. А. Чуй­ко­ва , С. В. Ге­ра­си­мо­ва , А. А. Пла­сто­ва , П. Д. Ко­ри­на , М. С. Сарь­я­на и др.). Изо­ля­ция от ми­ро­во­го иск-ва уси­ли­ва­ла дог­ма­тизм и не­тер­пи­мость С. р., осо­бен­но в по­сле­во­ен­ные го­ды, ко­гда его прин­ци­пы рас­про­стра­ня­лись на иск-во стран ком­му­ни­стич. бло­ка. Ди­рек­тив­ное вне­дре­ние ме­то­да С. р. во все об­лас­ти иск-ва, бес­ком­про­мисс­ная борь­ба с лю­бы­ми про­яв­ле­ния­ми «фор­ма­лиз­ма» и «за­пад­ни­че­ст­ва» при­ве­ли к ста­нов­ле­нию в СССР осо­бой фор­мы то­та­ли­тар­но­го ис­кус­ст­ва , стре­мив­ше­го­ся к по­дав­ле­нию разл. те­че­ний аван­гар­диз­ма , т. н. не­офи­ци­аль­но­го иск-ва (в т. ч. по­сле­во­ен­но­го ан­дер­гра­ун­да в СССР). Од­на­ко уже с сер. 1960-х гг. раз­ви­тие иск-ва в СССР всё мень­ше свя­за­но с дог­ма­ми С. р., вско­ре став­ши­ми ана­хро­низ­мом. В ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры тер­мин «С. р.» ис­поль­зу­ют пре­им. для обо­зна­че­ния по­стро­ек ста­лин­ско­го не­оклас­си­циз­ма в СССР и стра­нах Вост. Ев­ро­пы.

Кино

В ки­но эс­те­ти­ка С. р. фор­ми­ро­ва­лась в 1920-е гг. в наи­бо­лее зна­чи­мых для это­го вре­ме­ни пла­кат­ных лен­тах о ре­во­лю­ции: «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"» (1925), «Ок­тябрь» (1927) С. М. Эй­зен­штей­на ; «Мать» (1926), «Ко­нец Санкт-Пе­тер­бур­га» (1927) В. И. Пу­дов­ки­на , и др. Она ста­ла до­ми­ни­рую­щей в 1930-е гг., ко­гда от­ход от соц­реа­ли­стич. ка­но­на был уже прак­ти­че­ски не­воз­мо­жен: «Ве­ли­кий гра­ж­да­нин» Ф. М. Эрм­ле­ра (1938–39), «Де­пу­тат Бал­ти­ки» (1937) и «Член пра­ви­тель­ст­ва» (1940) И. Е. Мат­вее­ва , Т. В. Лев­чу­ка, И. А. Гос­те­ва и др.

Театр

В те­ат­ре нор­ма­ти­вы С. р. вне­дре­ны в нач. 1930-х гг. при не­по­средств. уча­стии М. Горь­ко­го, во­пре­ки ло­ги­ке раз­ви­тия ре­жис­сёр­ских сис­тем нач. 20 в. и 1920-х гг. Идео­ло­ги ВКП(б) на­прав­ля­ли сов. те­атр по до­ре­жис­сёр­ской мо­де­ли кон. 19 в. как иск-во вто­рич­ное по от­но­ше­нию к лит-ре, жиз­не­по­доб­ное, по­ли­ти­зи­ро­ван­ное, ди­дак­ти­че­ское. Ме­тод Мо­с­ков­ско­го Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра в уп­ро­щён­ном, лож­ном по­ни­ма­нии был объ­яв­лен един­ст­вен­но пло­до­твор­ным для раз­ви­тия С. р. Внеш­ние при­зна­ки прав­до­по­до­бия со­че­та­лись с гру­бой идео­ло­гич­но­стью, схе­ма­ти­за­ци­ей, ис­кусств. вне­ш­ней ха­рак­тер­но­стью в ис­пол­ни­тель­ст­ве, ил­лю­ст­ра­тив­но­стью, шаб­лон­но­стью, па­фо­сом в ре­жис­су­ре. Обя­за­тель­ной ста­ла ре­во­люц. те­ма в псев­до­ис­то­ри­че­ской ин­тер­пре­та­ции (напр., «Че­ло­век с ру­жь­ём» Н. Ф. По­го­ди­на, Моск. те­атр им. Евг. Вах­тан­го­ва, 1937). По­став­лен­ные с учё­том «клас­со­во­го кон­флик­та» пье­сы Горь­ко­го «Егор Бу­лы­чов и дру­гие» (Те­атр им. Вах­тан­го­ва, 1932) и «Вра­ги» (МХАТ, 1935) – эта­лон ме­то­да С. р. В со­от­вет­ст­вие с этой «горь­ков­ской» мо­де­лью бы­ли при­ве­де­ны по­ста­нов­ки про­из­ве­де­ний Л. Н. Тол­сто­го, У. Шек­спи­ра, А. П. Че­хо­ва и др. В спек­так­лях 1930-х гг., при не­из­беж­ном дек­ла­ра­тив­ном со­блю­де­нии внеш­них при­зна­ков ме­то­да С. р. (со­ци­аль­ная ти­пи­за­ция, идео­ло­гич­ность), не мог­ло быть пол­но­стью по­дав­ле­но твор­че­ст­во вы­даю­щих­ся ар­ти­стов и ре­жис­сё­ров, сфор­ми­ро­ван­ных в преж­нюю эпо­ху. По­сле­во­ен­ная си­туа­ция (до сер. 1950-х гг.), с вне­дре­ни­ем «тео­рии бес­кон­фликт­но­сти», от­ме­че­на на­рас­та­ни­ем лжи­во­сти те­ат­раль­но­го иск-ва, его ху­дож. упад­ком. За ру­бе­жом свое­об­раз­ное по­ни­ма­ние С. р. в 1950-е гг. вы­ра­зи­лось в твор­че­ст­ве Б.