Массаж языка что дает. Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях

Каждая мама с замиранием сердца гадает, каким будет первое слово ее ребенка. Повода переживать нет, пока малыш говорит лишь «агу». Впоследствии, когда взрослеющая личность начнет постигать речевые навыки, нередко возникают различные дефекты, ведь развитие каждого ребенка строго индивидуальное. Как раз в этот момент маленькому исследователю нужно помочь преодолеть задержку и прочие неприятности путем своевременной коррекции. Последний десяток лет специалисты успешно применяют так называемый логопедический массаж языка – метод эффективно справляется с артикуляционными и речевыми расстройствами у детей. Как разрабатывать проблемные зоны языка и улучшить артикуляцию самостоятельно, поговорим в статье.

Наука лечения человека разминанием особых точек его тела насчитывает не одну тысячу лет. Еще древние лекари поняли, что с помощью массажа можно победить многие серьезные заболевания. На этом же эмпирическом знании и основывается логопедический массаж для детей. Врач определенным образом воздействует на такие важные центры человеческого тела, как язык, губы, мочки ушей, щеки и руки.

Такой массаж показан деткам, у которых были обнаружены различные врожденные и приобретенные речевые нарушения:

  • частичная утрата или несущественное нарушение голоса;
  • разные речевые патологии;
  • состояние чрезмерного напряжения, охватывающее мышцы лица;
  • непроизвольное слюнотечение;
  • дизартрия;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушения в развитии мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • все разновидности заикания;
  • патологическое напряжение лицевых мышц, вызывающее трудности в произношении.

Речевые дефекты у ребенка требуют обязательной и своевременной коррекции. Устранение этой проблемы – продолжительный и тяжелый труд, но руки опускать нельзя. В будущем плохое произношение станет нерушимым препятствием для различных видов деятельности, которые, возможно, захочет освоить ребенок. Массаж – самый действенный способ исправления «хромающей» артикуляции.

Какие нарушения устраняет логопедический артикуляционный массаж

Массаж для детей с проблемами речи представлен различными методиками и приемами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Круазе, Приходько. Все авторы методик путем многолетней практики добились положительных результатов. С помощью логопедического артикуляционного массажа достигаются следующие важные цели:

  1. Нормализация тонуса и моторики речеобразующего аппарата.
  2. Увеличение продолжительности и силы выдоха.
  3. Развитие и усовершенствование мелкой моторики рук.
  4. Тренировка ритмичности движений руками и дыхания.
  5. Выработка дифференцированных движений зрительного аппарата.
  6. Стимуляция кинетических движений.
  7. Улучшение эмоциональной реакции.
  8. Стимуляция развития манипуляций рук с предметами.
  9. Уменьшение выраженности заикания.
  10. Снижение проявления дизартрии.

Эффективные виды логопедического массажа для детей

Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.

Логопедический массаж по Новиковой

Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.

Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.

Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.

Зондовый массаж выполняют курсами, в среднем от 12 до 20 дней. Оптимальная продолжительность лечения составляет 15 сеансов, повторять курсы нужно с интервалом в 1,5 месяца.

Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.

Логопедический массаж ложками

Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.

Такой массаж примечателен следующими достоинствами:

  • качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
  • способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
  • нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
  • развивает мелкую моторику;
  • совершенствует пространственную ориентацию.

По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:

  1. Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
  2. Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
  3. Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
  4. Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
  5. Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
  6. При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
  7. Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
  8. Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
  9. При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
  10. Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
  11. Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
  12. При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
  13. Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедический массаж по Дьяковой

Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).

Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:

Противопоказания для логопедического массажа

Массаж не делают в случае, если у пациента диагностировали следующие заболевания:

  • простуда;
  • герпес на губах или лице;
  • воспаление слизистой оболочки глаз (например, конъюнктивит);
  • воспалительная реакция в пределах полости рта;
  • ОРВИ, ОРЗ;
  • травма языка;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • повышенное ВЧД;
  • грибковое поражение кожи;
  • туберкулез в активной форме;
  • онкологическое заболевание;
  • эпилептические припадки;
  • болезни, связанные с капиллярами;
  • гематомы на участках лица и тела, которые нужно массировать.

Логопедический массаж, как и любой другой его вид, можно делать спустя 10 дней после выздоровления ребенка, если он был болен.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Дизартрия – нарушение речи неврологического характера, которое чаще всего встречается среди детей. Развивается в ответ на патологии внутриутробного развития плода или перенесенные ребенком заболевания, влияющие на становление ЦНС. Заболевание негативно отражается на фонетике, темпе, мелодичности и четкости произношения ребенка.

Лечение дизартрии базируется на выполнении разнообразных логопедических, дыхательных, физических и лечебных упражнений. Конечно, наибольшего эффекта от занятий можно ожидать, когда логопедический массаж выполняет квалифицированный логопед. В то же время есть множество причин, по которым посещать систематические занятия со специалистом не всегда возможно или удобно, поэтому определенными приемами логопедического массажа мама или другие члены семьи ребенка могут пользоваться самостоятельно.

В борьбе за здоровье ребенка родители должны быть с врачами заодно. Выполнение логопедического массажа при дизартрии в домашних условиях во многом увеличивает шансы маленького пациента на выздоровление.

Предлагаем вам ознакомиться с описанием основных упражнений, освоить которые сможет любая мама.

Простой массаж для рук

О тесном переплетении мелкой моторики рук и речевых навыков медики заявили еще в XIV веке. Движения пальцев рук напрямую связаны с работой головного мозга. К тому же каждый пальчик является ответственным за определенный орган:

  • большой палец отвечает за головной мозг;
  • указательный связан с деятельностью желудка;
  • средний палец влияет на работу кишечника и позвоночник;
  • безымянный работает за печень;
  • мизинец помогает сердцу.

Начнем с логопедической гимнастики и массажа пальцев, которые запоминаются и осваиваются с первого раза. Вы, как мама, можете не волноваться: такие действия совершенно безвредны для ребенка. Логопедический массаж практикуют даже на детках нескольких дней отроду. Перед занятиями обратите внимание на свои руки – ради здоровья ребенка придется пожертвовать длинным маникюром. Непосредственно перед проведением массажа руки моют с мылом и обрабатывают дезинфицирующим средством Стериллиум, после чего растирают в ладонях несколько капель детского масла. Начинаем разминать кисти ребенка:

  1. Помассируйте мизинец от ноготка до самого основания. Хорошо проработайте каждую фалангу. Можно одновременно массировать мизинцы на обеих руках.
  2. Слегка надавите на подушечку каждого пальца от 3 до 10 раз. Силу нажима с каждым разом немного увеличивайте.
  3. Погладьте ладошку указательным пальцем по часовой стрелке. Упражнение похоже на игру «сорока-белобока».
  4. Продолжайте совершать круговые движения, но палец ведите по спирали – от края ладони к ее центру.
  5. Возьмите кольцевой массажер и наденьте его на все пальчики поочередно. Начните с мизинца.
  6. Для этого упражнения понадобится маленький мячик с «пупырышками». Прижмите его к ладошке и перекатывайте от запястья к кончикам пальцев.

Как делать логопедический массаж языка

Регулярное выполнение точечного и кругового массажа языка стимулирует развитие артикуляционного аппарата. Нуждается ли в таком массаже ребенок, нужно выяснить у логопеда. К тому же только специалист сможет провести родителям мастер-класс, чтобы они смогли грамотно выполнять эти упражнения дома. Логопедический массаж языка в домашних условиях удобно проводить при помощи зубной электрической щетки. Для этой же цели прекрасно подойдет набор детских зубных щеток Сanpol babies.

Массаж языка базируется на чередовании круговых и точечных движений, каждое упражнение повторяют от 3 до 10 раз. А вот и сами упражнения:

  1. Сделайте точечную разминку языка: «прогуляйтесь» щеткой по левому краю, спуститесь на кончик, поднимитесь вверх по правому краю. Образно говоря, напишите английскую «U».
  2. Повторите упражнение, совершая щеткой круговые движения.
  3. Зигзагом проведите зубную щетку от основания языка к самому кончику, чередуя при этом точечные и круговые движения.
  4. Точечно обработайте щеткой левый край языка, затем перейдите на круговые движения. Точно так же помассируйте правый край.
  5. Пройдитесь щетинкой щетки по всей поверхности языка, выполняя поколачивающие движения. Сделайте то же упражнение тыльной стороной щетки.
  6. Проведите щеткой по центру языка, от основания до кончика, двигая инструмент по спирали.

Как делать логопедический массаж губ

Чтобы губы ребенка стали более упругими и подвижными, выполняйте такую гимнастику:

  1. Прижмите подушечки указательных пальцев к крыльям носа малыша. Ведите пальцы вниз по носогубным складкам так, будто энергично поглаживаете их. Повторите до 10 раз.
  2. Положите кончики указательных пальцев на ложбинку верхней губы, а затем растирающим движением несколько раз опустите пальцы в уголки губ.
  3. Такое же упражнение сделайте и для нижней губы. Повторяйте оба упражнения до 8 – 10 раз.
  4. Большим и указательным пальцем слегка пощипывайте верхнюю и нижнюю губу по очереди. Ведите пальцы от одного уголка к другому 8 – 10 раз.
  5. Постукивайте коником указательного пальца по участку над верхней, а потом под нижней губой, совершая при этом круг в направлении часовой стрелки. Упражнение требует активности и постоянного увеличения силы движений.
  6. При помощи пальцев сделайте «гармошку» сначала из верхней, а потом из нижней губы. Сделайте 8 – 10 раз.

Технику выполнения всех упражнений родителям лучше всего «подсмотреть» у профессионального логопеда. Отсутствие навыков такого рода может негативно сказаться на состоянии нежного артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица ложками

Массаж выполняют двумя ложками и еще пару ложек кладут рядом на всякий случай – вдруг рабочий экземпляр упадет на пол.

Для занятий возьмите приборы из нержавеющей стали. Обратите внимание на черенок ложки – он не должен быть перегружен выступающими украшениями, а кончик должен быть округлым и гладким.

Каждое упражнение повторяют от 6 до 8 раз:

  1. Помассируйте ребенку виски выпуклыми частями ложек. Двигайте черпаки по часовой стрелке.
  2. Легко, без нажима, погладьте выпуклостями впадины глаз: ведите ложку по надбровной дуге до внешнего уголка глаза, а затем – под глазом.
  3. Разотрите щеки малыша выпуклыми частями ложек, двигаясь по кругу.
  4. Помассируйте выпуклостями виски, выполняя ложкой движения по спирали.
  5. Выпуклыми частями разотрите участок между бровями по спирали.
  6. Погладьте боковыми частями ложек щечки по линии от подбородка к глазным впадинам.
  7. Кончиком черпака помассируйте носогубную область.
  8. Разотрите верхнюю губу кончиком ложки, выполняя несильные нажатия.
  9. Таким же образом проработайте нижнюю губу.
  10. Погладьте подбородок и скулы выступающими частями черпаков, совершая круговые движения.

Завершением всех манипуляций с лицом и языком ребенка является массаж ушных мочек. Зажмите мочку каждого ушка между большим и указательным пальцами и, выполняя круговые движения по 50 раз, разомните эти участки сначала в левом, а потом в правом направлении. После массажа обязательно похвалите ребенка за послушание и терпение. Логопедический массаж в домашних условиях должен приносить малышу только положительные эмоции.

Чтобы ребенок, имея те или иные дефекты речевого развития, научился правильно разговаривать, родителям придется немало потрудиться. Успех лечения зависит не только от опыта и мастерства специалистов, но во многом определяется регулярностью домашних занятий и целеустремленностью мам и пап.

Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

[ Скрыть ]

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.

Нам, для решения нашей задачи, только время нужно, что логопед и подтвердила. Занятия сами нам очень понравились. И рекомендовать этого логопеда я буду с великим удовольствием. У нас прошло четыре-пять занятий. Так как упор у меня был упор на логопедический массаж, Светлана Борисовна наблюдала, занималась с мальчиком. А потом вынесла вердикт, что нам логопедический массаж не нужен, что это наша общая проблема, а не речевого аппарата. И логомассаж ни к чему, только психологическая травма будет...

у ребёнка, и всё. Мы с ней договорились, что будем заниматься в прежнем режиме по проблеме ДЦП, а к ней можем обращаться за консультацией. Но в данное время нам нужно побороть общий тонус, при его улучшении будет улучшение и в речи. На самом деле, я со специалистом согласна. На данный момент вижу улучшение общего состояния, в речи не могу сказать, чтобы были улучшения, но вижу, как улучшается владение губами, гортанью, языком... Пока в речи подвижек нет, думаю, что в ближайший год должны быть подвижки. Сейчас ребёнку три с половиной года. Мы очень много видели логопедов. У нас появилась сейчас возможность в бесплатный логопедический центр походить. Я хочу сказать, что Светлана Борисовна просто умница! Она очень настроена на ребёнка, даже если он такой непростой. Ищет методы, как с ним заниматься, чтобы и качество сохранить, и чтобы ребёнок был увлечён. Человек хочет делать свое дело, ориентирован на результат. Это мне очень-очень понравилось.

Оценка 5

Елена , Долгопрудный

Услуги заказа: Логопеды.

1500

Хороший логопед. Мы занимались с ней, но нам нужен теперь другого профиля специалист. Логопед делал ребёнку не только логопедический массаж, она отрабатывала определённые звуки. И чтение у нас было. Специалист делал всё, о чём я просила. У меня специальная программа есть, по которой мы занимались. Занятия для ребёнка ведутся в комплексе: у нас ведь не только логопед. С нами и нейропсихолог работает, и нейрокорректор, и логоритмика – всё вместе. Ребёнок посещает ещё и занятия, которые проходят...

в ресурсном центре. В целом, логопед произвёл хорошее впечатление. Она никогда не опаздывает на занятия, с ребёнком очень хорошо общается. К аутистам нужен определённый подход. Я приглашала своего нейропсихолога, который объяснил специалисту, как с сыном надо общаться. Они отрабатывали то, что было необходимо. Нам просто был нужен новый человек.

Оценка 5

Наталья Александровна , м. Бунинская аллея

Услуги заказа: Логопеды. Дизартрия. Логопедический массаж.

1700

Были с ребенком на консультации Логопеда Баскаковой Светланы Андреевны. Очень компетентный педагог. За один час занятий были выявлены все проблемы ребенка, касающиеся речевого развития, даны очень дельные советы и пояснения по поводу путей решения этих проблем. Ребенку Светлана Андреевна понравилась, она смогла заинтересовать его, расположить к себе, в результате с трудом удалось увести малыша домой. Всем рекомендую этого логопеда, который компетентен во многих вопросах, касающихся проблем...

речевого, личностного, умственного развития ребенка, владеет навыками логомассажа, работает с заикающимися детьми. Сразу видно, что это очень добрый, корректный человек, пунктуальный, знающий свое дело педагог.

Оценка 5+

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу - шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Если же к пяти-восьми месяцам ребенок не начинает лепетать, это вовсе не означает патологию: просто все детки развиваются по-своему - кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее. Тем не менее, обратиться к педиатру все же стоит. Возможно, он порекомендует логопедический массаж.

Логопедический массаж (иначе - массаж артикуляционного аппарата) нужен для того, чтобы правильно поставить ребенку звуки в речи, развить артикуляционный аппарат. После него у детей улучшаются функции участков мозга, отвечающих за речь, повышается тонус мышц, кровеносных сосудов и нервов лица и органов речи. Подобные процедуры улучшают состояние организма и кожи лица ребенка в целом.

Как правило, его проводят детям первого года жизни и уже более взрослым ребятам - в возрасте от пяти до шести лет вкупе с артикуляционной и дыхательной гимнастикой - если речь ребенка не разборчива или у него есть речевые расстройства (алалия, дизартрия, дислалия, заикание и т.д.). В первом случае, логопедический массаж возможен лишь в 9-10 месяцев. На более раннем сроке проводить его не нужно: ребенок еще не готов к внешнему воздействию на органы речи.

Логопедический массаж - это массаж лица (щеки, подбородок, носогубный треугольник) и массаж языка.

Зачастую, логопеды или педиатры сами проводят курс подобного массажа. Они используют обычный ручной, аппаратный и зондовый массажи. Однако, мама может поддерживать приобретенный положительный эффект и самостоятельно делать логопедический массаж своему малышу: есть очень простые, но действенные упражнения и приемы. Главное, проконсультироваться со специалистом, и убедиться, что у Вашего малыша нет противопоказаний.

Как дома проводить логопедический массаж

Подобный массаж нужно проводить в теплом месте, предварительно проветрив помещение. Неплохо было бы не просто вымыть руки, но и продезинфицировать их (спиртом или другим антисептиком).

Лучше проводить массаж циклами (от 10 до 20 сеансов). Делать его либо каждый день, либо через один-два дня. Повторять цикл следует после перерыва в 1-2 месяца. Длится массаж - от одной до 6 минут на первых порах, и увеличивается до 25 минут на последних сеансах. Причем, если массаж делают детям раннего возраста, то его время не должно быть более 10 минут, для младших дошкольников - не более 15 минут, а для старших дошкольников и школьников - не более 25 минут.

Прежде чем приступать к массажу, ребенок должен лечь на спину. Под шею следует положить валик, который приподнимет плечи и позволит откинуть голову назад.

Логопедический массаж начинают с массажа лица, потом переходят к губам, а далее - делают массаж языка. Все массажные движения проводят от центра к периферии. Одно из основных массажных приемов - похлопывание. Его также можно применять и для ребенка (конечно, очень и очень в легкой форме): похлопывать по губам, щекам, подбородку. Данная техника помогает привести лицевые мышцы ребенка в тонус.

Обратите внимание: нужно делать одинаковое количество движений по часовой и против часовой стрелке.

После нескольких легких движений (2-5) сила нажима, похлопывания, пощипывания должна нарастать. От этого кожа ребенка может слегка покраснеть, но не перестарайтесь. Если у малыша сухая или чувствительная кожа можно делать массаж лица с использованием масла или крема.

Во время массажа, дабы отвлечь ребенка и облегчить маме работу можно применять некоторые хитрости: петь песенки, проговаривать сказки, стихотворения. Возможен вариант произнесения скороговорок или фраз, которые вторят движениям рук (например, «Стенка, стенка» (похлопывания по щекам), «Потолок» (прикосновение ко лбу), «Две ступеньки (похлопывания пальцами по верхней губе и подбородку), «И - звонок - «Дзынь» (нажим пальцем на кончик носа ребенка).

Важно проводить логопедический массаж до еды или по прошествии полутора - двух часов после.

Обратите внимание: к логопедическому массажу есть противопоказания:

  • Соматические или инфекционные заболевания в остром периоде;
  • Коньюктивит;
  • Заболевания кожных покровов;
  • Гингивит;
  • Стоматит;
  • Герпес;
  • Увеличенные лимфатические железы.

Логопедический массаж лица

Массаж лица можно делать как голыми руками, так и с применением шерстяной (махровой) варежки. Главное - не повредить кожу ребенка и не причинять ему боль или дискомфорт.

Можно использовать «рубящие» и скользящие движения ребром пальцев, пощипывания, поглаживание, похлопывание.

Массаж осуществляют так: сначала массируют лоб (от середины к вискам, т.е. по принципу от центра к периферии), далее переходят глазам (от внутреннего угла глаза к наружному - по верхнему веку и обратно), потом массируют брови и волосистую часть головы. Щеки нужно массировать, начиная от крыльев носа, уводя массажную линию к вискам, а от них - снова вниз. Далее переходим к массажным движениям от корня носа. Потом идем по массажным линиям от угла рта к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха. Щечки малыша можно массировать легким пощипыванием. Также нужно сделать массаж передней поверхности шеи (снизу вверх) и боковой поверхности шеи (сверху вниз). Шею можно расслабить и покачиванием головы ребенка.

Можно применять такие приемы: поглаживание щек от носа к ушам (делается сразу для двух щечек); растирание носогубных складок (от крыльев носа к углам рта); массаж мышц рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы.

Для губ эффективна техника «Поцелуйчик»: мама (или папа) пальцами сводит губы ребенка в «поцелуй» и произносит звук «м-м-м». Как правило, дети повторяют за родителями этот звук. Вместе с этим упражнением можно делать поглаживания, похлопывания, пощипывания губок ребенка (по часовой стрелке и против нее, сначала верхнюю, потом нижнюю губу). Рекомендуется также растирать губу от середины к уголкам рта.

Логопедический массаж языка и ротовых мышц

Массаж языка и ротовой полости ребенка можно делать массажной (или чистой зубной) щеткой или же пальцем, предварительно обернув его бинтом.

Упражнение № 1 (массаж языка) . Поместив палец или щетку в рот ребенка, делают массажные движения спереди-назад до корня языка (следите, чтобы палец или щетка не входили слишком глубоко) и справа-налево. Вариацией этой техники являются движения с вибрацией и похлопыванием. Не запрещены и вращательные движения. Массаж языка заканчивают так: закрыв ребенку рот, пальцем помочь ему удержать рот в закрытом положении и сглотнуть.

Упражнение № 2 . Вибрирующими движениями надавливать на область подчелюстной ямки, область под нижней челюстью и под углами челюсти (по 15 секунд).

Упражнение № 3 . Пальцем нужно поднять кончик языка так, чтобы он касался бугорков за верхними зубами. В это время следует произносить «Да-да-да», «Та-та-та» в надежде, что ребенок повторит звуки.

Упражнение № 4 . Массировать изнутри мышцы щек.

Упражнение № 5 (массаж десен) . Десны массируют пальцем по горизонтали и вертикали: сначала с одной стороны, потом с другой. Далее переходят ко второй десне. Заметим: из-за таких манипуляций у малышей начинается активное слюноотделение. Поэтому после нескольких движений нужно дать ребенку сглотнуть.

Логопедический массаж рук

Многие знают, что мелкая моторика (движения пальцами рук) напрямую связаны с активностью головного мозга и нашими внутренними органами, как следствие, - с речью человека. Большой палец отвечает за головной мозг; указательный - за желудок; средний - за кишечник и позвоночник; безымянный - за работу печени; а мизинец - за сердце.

Поэтому так важно, ежедневно или через день массировать руки ребенка: благодаря этому будет стимулироваться работа всех его органов, а если у него есть проблемы с речью - то и улучшит произношение.

Как же делать массаж рук и пальцев? Прежде чем перейти к технике массажа, оговоримся, что делать каждое движение нужно по 3-10 раз.

Начинать нужно с мизинца: массировать от ногтя и пройтись по каждому суставу.

Потом массаж продолжаем надавливанием на подушечки пальцев, постепенно увеличивая силу нажатия.

Переходим к ладошкам: пальцами массируем ее круговыми движениями, а потом массируем от края до центра по несколько раз.

Очень важно, что логопедический массаж рук не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту ребенка. Его можно начинать с самого рождения деток.