Логомаг. Индивидуальный план коррекционной работы с детьми с онр Индивидуальный план логопедического развития ребенка

Планы индивидуальной

логокоррекционной работы

на 2016-2017 уч.год

группа «Петушок»

учителя-логопеда Костенко Н.В.

Фамилия, имя ребенка – В. Д.

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Игры с предметами

Сентябрь- май

Сентябрь-май

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Дидактические игры:

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Ф. М.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. Т.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь

Воспитание самоконтроля

(родители, педагоги)

Сентябрь- май лр

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Сентябрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Сентябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь - ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – С. Ф.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.

Основные направления

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков простого и сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Январь-май

Дидактические игры:

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – К. К.

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционные упражнения

Самомассаж языка, губ.

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза: р,рь.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Лопаточка», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май.

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Сентябрь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Работа в рабочей тетради «Я буду писать правильно».

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания.

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Ноябрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Г. Е.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНГЛ

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. А.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.


План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год

Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные упражнения;

Логопедический массаж;

Самомассаж языка, губ

Индивидуальные

Формирование правильного звукопроизношения:

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

Детеныши животных; продукты питания;

Транспорт

Групповые

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

Совершенствование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Развитие вербального мышления

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка - Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Результаты

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки».

Самомассаж языка, губ:

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

Артикуляционное упражнение «Расческа».

Постановка звука [е] (смешанный способ).

Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».

Проведение логопедом массажа языка, губ.

Постановка звука [с] (смешанный способ).

Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА _______________УЧ. ГОД

Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________________

Дата рождения ___________________ Группа_____________________________

Логопедическое заключение ________________________________________________

Сентябрь

(1-2 недели – логопедическое обследование состояния речи и психических функций.)

1. Развитие понимания речи в условиях наглядной ситуации с использованием режимных

и игровых моментов. Обучение пониманию обиходных обращений в повелительной

форме: покажи, положи, дай, возьми, принеси и т. д.

2. Уточнение понимания названий окружающих предметов, игрушек по планируемым

лексическим темам.

3. Развитие слухового внимания на неречевых звуках: постукивание, похлопывание, звуки

бубна, дудки, колокольчика, гармошки и т.п.

4. Уточнение произношения гласных звуков типа а, о, и, у.

5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальчиков, пассивные упражнения на сгибание

и разгибание пальчиков (3 мин), складывание пирамидок.

Октябрь

1. Развитие понимания обращённой речи с использованием приёма комментирования действий

с предметами и игрушками (Напр.: Кукла, спи! – Кукла спит. Мишка, ходи! – Мишка ходит.)

2. Уточнение значения слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шар шарик,

дом – домик и т. д.)

3. Уточнение произношения гласных звуков: а, о, и, у и доступных в произношении согласных

звуков: ль, в, вь, п, пь.

4. Развитие слухового внимания на звуковых комплексах: «а-а-а» (укачивание куклы),

«о-о-о» (больное ушко), «и-и-и» (песенка лошадки), «у-у-у» (игра на дудочке).

5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальцев, показывание каждого пальчика,

сгибание и разгибание пальцев в кулачок, разучивание простых упражнений пальчиковой

гимнастики («Моя семья»).

Ноябрь

1. Расширение объёма понимания чужой речи. Выполнение простых и сложных инструкций.

2. Вызывание потребности подражать слову взрослого: на, дай, вот, да, нет, ух ты! ай-ай-ай!

ой-ой-ой! всё, идём и т. п.

3. Воспитание слухового внимания, выдержки в играх: «Покажи картинку», «Да или нет?»,

«Хлопни, когда услышишь слово…» и т. п.

б, бь, т, ть, д, дь.

5. Развитие общей и мелкой моторики. Группирование мозаики по цвету, показ предметов

указательным пальцем.

Декабрь

1. Обучение умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением

(Покажи, кто спит, сидит, летит, идёт и т. д.)

2. Формирование умения называть имена детей, членов семьи, картинки по пройденным

лексическим темам.

3. Формирование длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков и их

сочетаний: ау, уа, иа.

4. Уточнение произношения согласных звуков: н, нь, к, кь, г, гь, х.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх («Зайка», «Коза»,

«Дерево», «Кольцо», «Цветок» и т. п.)

Январь

(1-2 недели – каникулы)

1. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти в играх «Угадай, кто

сказал», «Повтори, как я» и т. п.

2. Активное усвоение глагольного словаря в игре «Магазин», в играх с куклой.

3. Развитие понимания грамматических форм речи. Обучение пониманию вопросов: где? куда?

кому? у кого?

4. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков. Разучивание

упражнений артикуляционной гимнастики.

5. Развитие различных звукоподражаний в играх (му-му, ам-ам, тик-так и т. п.)

Февраль

1. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. ч. существительных (птица –

птицы ) и глаголов наст. врем. (иди – идите, сядь – сядьте и т. д.)

2. Закрепление понимания обобщающих понятий по пройденным лексическим темам.

3. Восприятие содержания маленьких рассказов, стихов с опорой на картинки.

4. Договаривание слов в разучиваемых потешках, упражнениях пальчиковой гимнастики.

5. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря с опорой на картинки.

Март

1. Развитие понимания предложных конструкций с простыми предлогами: на, в, под, за, у, с.

2. Развитие понимания вопросов, задаваемых по содержанию сюжетной картинки.

3. Развитие длительного речевого выдоха до 3-4 сек. Пение сочетаний гласных звуков,

слогов с согласными звуками м, н, п, т, д, б.

4. Узнавание и воспроизведение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.

5. Развитие фонематического восприятия в игре «Хлопни, когда услышишь песенку комара,

6. Формирование слоговой структуры слов:

СГ+СГ (Таня, Дима)

ГСГ (иди, усы)

СГС (мак, дом)

7. Дальнейшее развитие словаря по лексическим темам.

8. Работа с разрезными картинками (2-3 части).

Апрель

1. Закрепление дифференциации ед. и мн. ч. существительных и глаголов.

2. Уточнение и обогащение активного словаря. Введение в речь наречий (тут, там, здесь,

хорошо, плохо, тепло, холодно, тихо, громко ) и местоимений (я, ты, он, она, мы, вы ).

3. Формирование слоговой структуры слова:

СГ+СГС (лимон, веник )

СГС+СГ (туфли, ветка )

СГ+СГ+СГ (малина, собака )

Подлежащее+сказуемое (Кукла спит. Дети поют .)

Подлежащее+сказуемое+дополнение (Папа читает газету.)

5. Восприятие содержания небольших рассказов, сказок, стихов с опорой на картинки.

Развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.

6. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх.

1. Развитие произносительных навыков. Постановка и автоматизация звуков сь, зь.

2. Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных

с местоимениями (Мой мяч. Мяч красный, большой ).

3. Обучение употреблению возвратной формы глагола (по картинкам: умывается,

одевается и т. д.)

4. Формирование фразовой речи с опорой на модели:

Обращение+глагол+инфинитив (Мама, хочу спать )

Местоимение+глагол+ инфинитив (Я хочу гулять )

Сочетаний типа: Можно хлеба? Не надо молока.

5. Заучивание наизусть небольших стихов из 2-4 строк с опорой на картинки.

6. Работа с разрезными картинками (3-4 части).

Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ - 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.

Цели и задачи

Основные направления коррекционной работы

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по­ требность в них.

2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес­ кого восприятия в играх и специальных упражнениях.

3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

4. В процессе систематических тренировок овладение ком­ плексом пальчиковой гимнастики.

5. У крепление физического здоровья (консультации вра­ чей - узких специалистов, при необходимости медика­ ментозное лечение).

Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .

1. Массаж мышц:

  • Грудной клетки, шеи и рук;

    Лица;

    Губ;

    Языка.

2.Развитие речевого дыхания.

4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.

5.Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  • Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

    Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2.Развитие фонематического восприятия.

    Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

    Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.

4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

    Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

    Составление условно графических схем.

Устранение дефектов звукопроизношения

1. Постановка звуков:

свистящие С, 3, Ц, С", 3";

шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;

Соноры Р, Р", Л, Л ".

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело­ бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав­ томатизации в слогах.

По мере овладения произношением каждого слога он не­ медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас­ сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан­ ным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;

Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;

6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогичес­кой речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экс­курсиях, труде...).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова.

  1. Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.

    Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.

    Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

    • Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для выработки свободных движений руки

    Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;

    Работа с конструктором;

    Работа с лекалами и трафаретами.

Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

    Развитие зрительно-двигательных траекторий:

    работа по зрительно- двигательным траекториям;

    графические диктанты;

    упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;

    рисование по точкам, пунктиру;

    рисование орнаментов.

    Развитие слухо – моторных координаций:

    слуховые диктанты;

    шифрованные диктанты;

    работа по словесной инструкции.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Формирование целостности зрительного восприятия:

    • работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;

      узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;

      восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;

      конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

  2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

    Лабиринты.

    Рисование орнаментов.

    Зрительные и шифрованные диктанты.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

  1. Уточнение значений имеющихся слов.

    Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

    Расширение глагольного словаря.

    Расширение словаря признаков:

    • Прилагательных;

      Антонимов;

      Синонимов.

  2. Расширение словаря наречий.

    Расширение словаря числительных.

    Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.

    Уточнение лексического значения различных предлогов.

    Обогащение словаря по лексическим темам.

    Обучение обобщения и классификации.

    Обучение подбору родственных слов.

Развитие грамматического строя речи.

1. Обучение префиксальному способу словообразования.

2. Обучение суффиксальному способу словообразования.

  1. Упражнение в согласовании:

    • существительного и прилагательного;

      существительного и глагола.

  2. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

    Образование относительных и притяжательных прилагательных.

    Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

Развитие связной речи.

  1. Развитие навыков построения связного высказывания.

    Програм­ мирование смысла и смысловой культуры высказывания.

    Установление логики (связности, последовательности).

    Точ­ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

    Отбор языковых средств, адекват­ ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

  1. Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

    Продолжать обогащение словар­ного запаса путем накопления но­вых слов, относящихся к различ­ным частям речи.

    Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

    Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью приставок.

    Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью суффиксов.

    Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

    Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

    Формировать навык использова­ния различных способов словооб­разования.

    Уточнить лексические значения различных предлогов.

    Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.

    Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.

    Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Работа по предупреждению и преодолению дислексии.

  1. Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.

    Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

    Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

    Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.

    Совершенствование грамматического строя речи.

    Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.

    Работа по преодолению аграмматической дисграфии.

    Упражнение в различении оптических сходных букв.

    Работа по преодолению оптической дисграфии.

    Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста, предложения, слова.

    Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации.

    Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов.

    Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.

    Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции звуков).

    Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

    Развитие фонематических дифференцировок в группе:

    свистящих - шипящих;

    аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Развитие и совершенствование психологических пред­ посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

    наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    способности к запоминанию;

    способности к переключению;

    навыков и приемов самоконтроля;

    познавательной активности;

    произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб­ ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ ние путей и средств достижения учебной цели);

    контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­ тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­ но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­ тавление и т.д.);

    применение знаний в новых ситуациях;

    анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ ности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    умения свободно владеть вербальными средствами об­ щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­ точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек­ ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ ным использованием усвоенной терминологии;

    ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    применение инструкции (схемы) при подготовке развер­ нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ ных высказываниях;

    обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ ем новой терминологии;

    развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    составление устных связных высказываний с элемента­ ми творчества (фантазии).

Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.