Планы индивидуальной
логокоррекционной работы
на 2016-2017 уч.год
группа «Петушок»
учителя-логопеда Костенко Н.В.
Фамилия, имя ребенка – В. Д.
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Сентябрь- май |
|||
Развитие импрессивной речи: | Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Сентябрь-май |
|||
Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
||
Дидактические игры: | Ноябрь – май |
||
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – Ф. М.
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
|
Развитие импрессивной речи: Расширять объем понимания речи; Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | Демонстрационный материал по лексическим темам Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Оформление логопедического альбома Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
|
Создавать предпосылки к развитию речи: Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; Формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
|
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Ноябрь – май |
|
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. Т.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
|
Постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь Воспитание самоконтроля (родители, педагоги) | Сентябрь- май лр |
||
Развитие импрессивной речи: Расширять объем понимания речи; Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | Демонстрационный материал по лексическим темам Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Оформление логопедического альбома Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
|
Создавать предпосылки к развитию речи: Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; Формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Сентябрь-май |
|
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Сентябрь – май |
|
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь - ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – С. Ф.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.
Основные направления | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Сентябрь |
|||
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков простого и сложного онтогенеза. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|||
Январь-май |
|||
Дидактические игры: | Сентябрь-май |
||
Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|||
Сентябрь-май. |
|||
Формирование связной речи: | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – К. К.
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики. | Артикуляционные упражнения Самомассаж языка, губ. | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков сложного онтогенеза: р,рь. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Лопаточка», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май. |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Сентябрь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. Работа в рабочей тетради «Я буду писать правильно». | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания. Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Ноябрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – Г. Е.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНГЛ
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие подвижности речевого аппарата. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка», | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Январь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа; Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни» Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. А.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие подвижности речевого аппарата. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка», | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков сложного онтогенеза. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Январь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа; Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни» Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год
Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Основные направления логокоррекционной работы |
Виды занятий |
Примечание |
|
Развитие артикуляционной моторики: Артикуляционные упражнения; Логопедический массаж; Самомассаж языка, губ |
Индивидуальные | ||
Формирование правильного звукопроизношения: | |||
Развитие фонематических процессов |
Индивидуальные, групповые | ||
Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы; Детеныши животных; продукты питания; Транспорт |
Групповые | ||
Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов |
Индивидуальные | ||
Совершенствование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Согласование имен числительных с именами существительными; Употребление в речи несклоняемых существительных |
Индивидуальные, групповые | ||
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие вербального мышления |
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Планы индивидуальных занятий с ребенком
Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий
Фамилия, имя ребенка - Иванов С.
Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Результаты |
||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки». Самомассаж языка, губ: - «Накажем непослушный язычок»; - «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; Артикуляционное упражнение «Расческа». Постановка звука [е] (смешанный способ). Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы») | ||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится». Проведение логопедом массажа языка, губ. Постановка звука [с] (смешанный способ). Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные |
В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА _______________УЧ. ГОД
Фамилия, имя ребёнка _____________________________________________________
Дата рождения ___________________ Группа_____________________________
Логопедическое заключение ________________________________________________
Сентябрь
(1-2 недели – логопедическое обследование состояния речи и психических функций.)
1. Развитие понимания речи в условиях наглядной ситуации с использованием режимных
и игровых моментов. Обучение пониманию обиходных обращений в повелительной
форме: покажи, положи, дай, возьми, принеси и т. д.
2. Уточнение понимания названий окружающих предметов, игрушек по планируемым
лексическим темам.
3. Развитие слухового внимания на неречевых звуках: постукивание, похлопывание, звуки
бубна, дудки, колокольчика, гармошки и т.п.
4. Уточнение произношения гласных звуков типа а, о, и, у.
5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальчиков, пассивные упражнения на сгибание
и разгибание пальчиков (3 мин), складывание пирамидок.
Октябрь
1. Развитие понимания обращённой речи с использованием приёма комментирования действий
с предметами и игрушками (Напр.: Кукла, спи! – Кукла спит. Мишка, ходи! – Мишка ходит.)
2. Уточнение значения слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (шар – шарик,
дом – домик и т. д.)
3. Уточнение произношения гласных звуков: а, о, и, у и доступных в произношении согласных
звуков: ль, в, вь, п, пь.
4. Развитие слухового внимания на звуковых комплексах: «а-а-а» (укачивание куклы),
«о-о-о» (больное ушко), «и-и-и» (песенка лошадки), «у-у-у» (игра на дудочке).
5. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж пальцев, показывание каждого пальчика,
сгибание и разгибание пальцев в кулачок, разучивание простых упражнений пальчиковой
гимнастики («Моя семья»).
Ноябрь
1. Расширение объёма понимания чужой речи. Выполнение простых и сложных инструкций.
2. Вызывание потребности подражать слову взрослого: на, дай, вот, да, нет, ух ты! ай-ай-ай!
ой-ой-ой! всё, идём и т. п.
3. Воспитание слухового внимания, выдержки в играх: «Покажи картинку», «Да или нет?»,
«Хлопни, когда услышишь слово…» и т. п.
б, бь, т, ть, д, дь.
5. Развитие общей и мелкой моторики. Группирование мозаики по цвету, показ предметов
указательным пальцем.
Декабрь
1. Обучение умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением
(Покажи, кто спит, сидит, летит, идёт и т. д.)
2. Формирование умения называть имена детей, членов семьи, картинки по пройденным
лексическим темам.
3. Формирование длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков и их
сочетаний: ау, уа, иа.
4. Уточнение произношения согласных звуков: н, нь, к, кь, г, гь, х.
5. Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх («Зайка», «Коза»,
«Дерево», «Кольцо», «Цветок» и т. п.)
Январь
(1-2 недели – каникулы)
1. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти в играх «Угадай, кто
сказал», «Повтори, как я» и т. п.
2. Активное усвоение глагольного словаря в игре «Магазин», в играх с куклой.
3. Развитие понимания грамматических форм речи. Обучение пониманию вопросов: где? куда?
кому? у кого?
4. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков. Разучивание
упражнений артикуляционной гимнастики.
5. Развитие различных звукоподражаний в играх (му-му, ам-ам, тик-так и т. п.)
Февраль
1. Развитие понимания грамматических форм речи: ед. и мн. ч. существительных (птица –
птицы ) и глаголов наст. врем. (иди – идите, сядь – сядьте и т. д.)
2. Закрепление понимания обобщающих понятий по пройденным лексическим темам.
3. Восприятие содержания маленьких рассказов, стихов с опорой на картинки.
4. Договаривание слов в разучиваемых потешках, упражнениях пальчиковой гимнастики.
5. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря с опорой на картинки.
Март
1. Развитие понимания предложных конструкций с простыми предлогами: на, в, под, за, у, с.
2. Развитие понимания вопросов, задаваемых по содержанию сюжетной картинки.
3. Развитие длительного речевого выдоха до 3-4 сек. Пение сочетаний гласных звуков,
слогов с согласными звуками м, н, п, т, д, б.
4. Узнавание и воспроизведение гласных звуков по их беззвучной артикуляции.
5. Развитие фонематического восприятия в игре «Хлопни, когда услышишь песенку комара,
6. Формирование слоговой структуры слов:
СГ+СГ (Таня, Дима)
ГСГ (иди, усы)
СГС (мак, дом)
7. Дальнейшее развитие словаря по лексическим темам.
8. Работа с разрезными картинками (2-3 части).
Апрель
1. Закрепление дифференциации ед. и мн. ч. существительных и глаголов.
2. Уточнение и обогащение активного словаря. Введение в речь наречий (тут, там, здесь,
хорошо, плохо, тепло, холодно, тихо, громко ) и местоимений (я, ты, он, она, мы, вы ).
3. Формирование слоговой структуры слова:
СГ+СГС (лимон, веник )
СГС+СГ (туфли, ветка )
СГ+СГ+СГ (малина, собака )
Подлежащее+сказуемое (Кукла спит. Дети поют .)
Подлежащее+сказуемое+дополнение (Папа читает газету.)
5. Восприятие содержания небольших рассказов, сказок, стихов с опорой на картинки.
Развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.
6. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх.
1. Развитие произносительных навыков. Постановка и автоматизация звуков сь, зь.
2. Обучение согласованию существительных с прилагательными, существительных
с местоимениями (Мой мяч. Мяч красный, большой ).
3. Обучение употреблению возвратной формы глагола (по картинкам: умывается,
одевается и т. д.)
4. Формирование фразовой речи с опорой на модели:
Обращение+глагол+инфинитив (Мама, хочу спать )
Местоимение+глагол+ инфинитив (Я хочу гулять )
Сочетаний типа: Можно хлеба? Не надо молока.
5. Заучивание наизусть небольших стихов из 2-4 строк с опорой на картинки.
6. Работа с разрезными картинками (3-4 части).
Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.
Цели и задачи
Основные направления коррекционной работы
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.
1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по требность в них.
2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес кого восприятия в играх и специальных упражнениях.
3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. В процессе систематических тренировок овладение ком плексом пальчиковой гимнастики.
5. У крепление физического здоровья (консультации вра чей - узких специалистов, при необходимости медика ментозное лечение).
Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .
1. Массаж мышц:
Грудной клетки, шеи и рук;
Лица;
Губ;
Языка.
2.Развитие речевого дыхания.
4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.
5.Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического слуха.
1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2.Развитие фонематического восприятия.
Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
Составление условно графических схем.
Устранение дефектов звукопроизношения
1. Постановка звуков:
свистящие С, 3, Ц, С", 3";
шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;
Соноры Р, Р", Л, Л ".
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:
а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав томатизации в слогах.
По мере овладения произношением каждого слога он не медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан ным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;
Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;
6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения для выработки свободных движений руки
Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
Работа с конструктором;
Работа с лекалами и трафаретами.
Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
Развитие зрительно-двигательных траекторий:
работа по зрительно- двигательным траекториям;
графические диктанты;
упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
рисование по точкам, пунктиру;
рисование орнаментов.
Развитие слухо – моторных координаций:
слуховые диктанты;
шифрованные диктанты;
работа по словесной инструкции.
Развитие зрительного восприятия.
Формирование целостности зрительного восприятия:
работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
Лабиринты.
Рисование орнаментов.
Зрительные и шифрованные диктанты.
Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.
Уточнение значений имеющихся слов.
Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
Расширение глагольного словаря.
Расширение словаря признаков:
Прилагательных;
Антонимов;
Синонимов.
Расширение словаря наречий.
Расширение словаря числительных.
Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
Уточнение лексического значения различных предлогов.
Обогащение словаря по лексическим темам.
Обучение обобщения и классификации.
Обучение подбору родственных слов.
Развитие грамматического строя речи.
1. Обучение префиксальному способу словообразования.
2. Обучение суффиксальному способу словообразования.
Упражнение в согласовании:
существительного и прилагательного;
существительного и глагола.
Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
Образование относительных и притяжательных прилагательных.
Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Развитие связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Програм мирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Установление логики (связности, последовательности).
Точ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Отбор языковых средств, адекват ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
Формировать навык использования различных способов словообразования.
Уточнить лексические значения различных предлогов.
Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Работа по предупреждению и преодолению дислексии.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
Совершенствование грамматического строя речи.
Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
Упражнение в различении оптических сходных букв.
Работа по преодолению оптической дисграфии.
Совершенствование грамматического строя речи.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова.
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации.
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
Развитие зрительной дифференциации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциации звуков).
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
Развитие фонематических дифференцировок в группе:
свистящих - шипящих;
аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Развитие и совершенствование психологических пред посылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе ние путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качествен но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос тавление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами об щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адек ватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват ным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развер нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связ ных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использовани ем новой терминологии;
развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии).
Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.