Лебединое озеро вики. Балет «Лебединое озеро». История легенды. Сколько белых лебедей в лебедином озере

Действие первое

С ад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодежь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Слова ее не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу.
Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка?
Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая плывущих по озеру лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.

Действие второе

Л ебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.
Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Девушка раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик. Тронутый скорбным рассказом девушки-лебеди Одетты, Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что этим он не рассеет чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Беседу Одетты и Зигфрида подслушал обитающий в развалинах замка Злой гений.
Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Действие третье

Т оржественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные. Появляются шесть девушек — из них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но нет самого Зигфрида. Гости смущены. Тогда шут начинает веселые пляски.
Наконец появляется Зигфрид. Однако он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он выбрал среди них избранницу, — Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.
Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. Со злобным смехом указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и в отчаянии спешит к Лебединому озеру.

Действие четвертое

Б ерег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясенная горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна.
Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту — к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окруженные подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.

Посетили вчера балет "Лебединое озеро" в Государственном Кремлевском дворце. Любителем балета я не являюсь, до этого выдел только одно представление такого жанра, но пропустить один из самых известных балетов не мог.

Ожидания от балета оправдались - получил наслаждение от музыки Чайковского больше, чем от действия на сцене.

И еще интересно, что после просмотра "Гадкого утенка" Бардина было тяжело удержать и не подпевать музыке Чайковского. Дело в том, что Бардин снял мультик на музыку Чайковского да еще и превратил ее в запоминающие песенки)

Кому интересно, ниже либретто "Лебединого озера".

П. И. Чайковский «Лебединое озеро»

Либретто В. Бегичева, В. Гельцера.

Первое действие
Первая картина. Весеннее утро. На берегу озера Принц Зигфрид, Бенно и друзья Принца веселятся, танцуют с крестьянками, пируют. Появляется Владетельная Принцесса — мать Зигфрида в сопровождении свиты.
Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни — завтра совершеннолетие, и он должен выбрать себе невесту. Владетельная Принцесса представляет Зигфриду двух девушек-невест и предлагает ему выбрать одну из них. Принц в замешательстве. Ему на помощь приходит Бенно. Мать вновь предлагает Зигфриду выбрать невесту. Он отказывается. Владетельная Принцесса в гневе уходит вместе со своей свитой. Желая отвлечь Принца от неприятных мыслей, Бенно, Шут, Охотники вовлекают его в свой танец. Но Принц хочет остаться один. Над озером пролетает стая лебедей, и Принц устремляется к озеру.

Вторая картина. По озеру проплывает стая лебедей. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает Принцу о том, что она и ее подруги — жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, который превратил их в лебедей. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит ее на всю жизнь. Тот, кто не клялся в любви другой девушке, может быть ее избавителем и вернуть ей прежний облик. Зигфрид очарован красотой Одетты и вызывается быть ее спасителем. Он клянется ей в вечной любви и верности. Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается. На озеро опять выплывает стая лебедей.

Второе действие
Третья картина. В замке Владетельной Принцессы — большой бал, посвященный совершеннолетию Принца. На этом балу, согласно воле матери, Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Невесты танцуют. Принц танцует с невестами. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. Он колеблется. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью. Сходство Одиллии с Одеттой смущает Принца. Увлеченный ее красотой, он ничего не замечает вокруг. Одиллия, всячески подчеркивая свое сходство с девушкой-лебедем, обольщает Принца. Зигфрид делает выбор — убежденный, что Одетта и Одиллия — одно лицо, он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. В окно замка бьется белый лебедь. Принц бросается вон из замка. Владетельная Принцесса в отчаянии, все стараются ее утешить.

Третье действие
Четвертая картина. Озеро лебедей. Девушки-лебеди в тревоге ждут возвращения Одетты. Она в отчаянии рассказывает им про измену Зигфрида. Злой гений восторжествовал, и теперь девушкам нет спасенья. На озере начинается буря. На берег выбегает Принц, умоляя Одетту о прощении. Но Одетте суждено погибнуть. Принц борется с Ротбартом. Смертельно раненый, умирающий Ротбарт губит Принца. Склоняясь над Зигфридом, угасает Одетта. Но девушки-лебеди освобождены от злого колдовства Ротбарта.

"Лебединое озеро" балет Петра Ильича Чайковского в двух действиях и четырёх актах.
Либретто-Владимир Бегичев.

Пролог.

Лунная ночь,озеро,по берегу гуляет прекрасная принцесса Одетта.Вдруг тень огромной птицы закрывает лунный свет.Злой волшебник,Ротбарт,отвергнутый Одеттой, насылает злые чары на девушку,Одетта превращается в белого лебедя.Снять злые чары может только принц,полюбивший Одетту и сдержавший клятву вечной верности.

Действие первое
Картина первая

Вдали виднеется родовой замок Зигфридов,лужайка,речка,мост,на веранде придворная молодёжь празднует совершеннолетия принца,весёлые танцы и смех,пляски шута.Внезапно появляется владетельная принцеса,мать Зигфрида,вручает принцу в подарок арбалет и напоминает,что завтра,на балу,принц должен выбрать невесту.Веселье затихает,задумчивый принц видит стаю лебедей и вспоминает о подарке матери.

Картина вторая

Берег озера,принц следует за лебедями,прилетевшими на ночлег.Взяв в руки арбалет,Зигфрид прицеливается в лебедь и вдруг вспышка света,появляется Одетта.Умоляя о пощаде,она рассказывает историю колдовства Злого гения Ротбарта.Принц,очарованный необыкновенной красотой девушки,влюбляется в Одетту,обещает разрушить злые чары колдуна.Остальные лебеди,превратившись в красавиц,выходят на берег и танцуют для принца.В порыве любви,Зигфрид даёт клятву вечной верности Одетте, но Злой гений Ротбарт,притаившись в развалинах,подслушивает разговор.

Действие второе Картина третья

Замок,бал в честь принца,собираются невесты для принца,но Зигфрид сообщает матери,владетельной принцессе, что он не будет делать выбор.Все мысли принца о прекрасной Одетте.На балу появляется волшебник Ротбарт,с дочерью Одеттой.Поразительное сходство с Одеттой,принц очарован и приглашает Одилию на танец,в окне бьётся прекрасная лебедь,но принц ничего не видит.Мать Объявляет Одилию,невестой принца,злой волшебник заставляет Зигфида произнести клятву любви и верности.Гром,молнии,меркнет свет,принц видит в окне Одетту и понимает коварный обман Злого гения,но зло свершилось,Ротберт торжествует и исчезает с бала.В отчаянии, принц бежит на берег лебединого озера.

Картина четвертая

Берег озера,принц ищет Одетту,он в смятении,на рассвете девушка должна погибнуть от чар Ротберта. Зигфрид умоляет о прощении,он понял ошибку,давая клятву Одетте,он думал и видел Одилию.Девушка прощает его,но колдовство не проходит,Злой гений наслаждается страданиями влюблённых,он хочет погубить принца.Буря,молнии,чёрная свита лебедей налетает на белых,принц сражается в смертельной схватке с Ротбартом,он готов умереть ради любимой.На помощь принцу приходит Одетта,схватка добра со злом окончена,ничто не может победить настоящую любовь.Чары падают,волшебство разрушено,белая лебедь превращается в девушку.

Эпилог

Рассвет,Зигфрид и Одетта встречают восход солнца.Добро торжествует,любовь побеждает любое колдовство,Злой гений побеждён.

Самым русским балетом большинство людей считает ». Именно «Лебединое» – символ русского балета.

Сотни прекрасных балерин создавали образы Одетты и Одиллии, и десятки хореографов создавали свои версии этого бессмертного спектакля.

Сейчас себе не возможно даже представить, но премьера «Лебединого озера» в Большом театре в 1877 году прошла более чем скромно. О будущих триумфах своего балета Петр Ильич Чайковский так и не узнал.

Балет – не искусство

В середине XIX века серьезные музыканты на балет смотрели свысока, считая его искусством второго сорта, родственником мелодрамы и водевиля. Впрочем, профессор консерватории, композитор Петр Ильич Чайковский знаменитый автор опер, симфоний, инструментальной музыки и романсов – балетные представления исправно посещал и даже разбирался в технике танца.

Конечно, о том, чтобы писать музыку к балету Чайковский и не помышлял, и вовсе не творческий порыв, а проза жизни заставила его принять предложение дирекции Московского Императорского Большого театра сочинить балет. Обещанный за гонорар в 800 рублей был большим подспорьем. Оклада педагога московской консерватории Чайковскому отчаянно не хватало, и он откровенно признавался, что взялся за этот труд отчасти ради денег.

Предыстория «Лебединого озера»

В 1875 году Чайковский приступил к сочинению балета, назвав его «Озеро лебедей» . Действие балета происходило в Южной Германии, а сюжет повествовал о трагической судьбе принца Зигфрида и его возлюбленной феи лебедей Одетте.

На сочинение балета повлияло творчество Рихарда Вагнера. Когда-то в юности Чайковский впервые услышал его оперу «Лоэнгрин» и теперь тема рыцаря-лебедя вновь завладела мыслями композитора.

Для более глубокого изучения Германии он отправился Байройт. Именно там, на представлении тетралогии «Кольцо Нибелунгов», Чайковский познакомился с Вагнером. Имя Зигфрид, героя оперы Вагнера, стало также именем героя балета Чайковского .

Петр Ильич остался под большим впечатлением и от знаменитого покровителя Вагнера, Баварского короля Людвига II. Его называли «Лебединый король». Одинокий мечтатель, влюбленный в рыцарские легенды и музыку Вагнера, Людвиг увлекался строительством фантастических замков в предгорьях Альп. Один из них называется «Новый лебединый замок». Людвиг Баварский погиб в озере при таинственных обстоятельствах. Чайковский глубоко переживал, его не покидала мысль, что финалом своего «Лебединого озера» он напророчил королю столь трагическую смерть.

Сюжет балета

Авторами либретто «Лебединого озера» значились управляющий Большого театра Владимир Бегичев и танцовщик Василий Гельцер, но вскоре и хореограф Венцель Рейзенгер, да и сам Чайковский активно включились в работу над либретто.

Петр Ильич вскоре столь увлекся романтической темой, что объемная партитура четырехактного балета стала лирическим размышлением 36-летнего композитора о собственной судьбе, о порывах благородной души, о недостижимости идеала, о дьявольских соблазнах и о возвышенной любви.

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращенной в белого лебедя. В балете переплетаются реальные и фантастические картины.

Принц Зигфрид веселится в дворцовом парке, празднуя совершеннолетие с друзьями. Он замечает пролетевшую стаю лебедей и следует за ней в лес. На берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбером, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

На балу в замке мать Зигфрида велела ему выбрать невесту. Появилась Одиллия, в которой принц увидел Одетту, ей он и отдал предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид побежал к озеру молить Одетту о прощении, но не получил его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротберу, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Злые чары рыцаря фон Ротбера и его дочери Одиллии привели к гибели влюбленных в волнах бурного озера.

Партитуру балета Чайковский завершил в 1876 году, совсем не предполагая, что из-под его пера вышел настоящий шедевр.

Провал

Премьера «Лебединого озера» состоялась 1877 года. Чайковский ждал этого дня с тревогой и, как оказалось, не напрасно. В дни премьеры балетному первенцу Чайковского не повезло. Он пал жертвой не слишком одаренных постановщиков и театральных интриг. Партитура оказалась очень сложной для штатного балетмейстера Венцеля Рейзенгера. Премьеру танцевала балерина Полина Карпакова. Партия Одетты ей не удалась. Прием был прохладный, рецензии не радовали: «Кардебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряная мельница крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены».

Только пятый спектакль удалось станцевать приме Большого, Анне Собещанской. Ее участие, впрочем, мало изменило постановку. Оформление и костюмы тоже были далеки от совершенства.

«Лебединое озеро» – самый популярный балет

Сегодня постановки «Лебединого озера» стали украшением балетного репертуара. За право танцевать главные партии в этом балете борются знаменитые примы, а тогда, после премьеры 1877 года, в Большой театр ходили скорее не смотреть, а слушать. Музыкальная сторона решительно преобладала над хореографической. «По музыке – лучший балет, который я когда-либо слышал», – писал критик.

За 5 сезонов «Лебединое» показали всего 39 раз, после чего сняли с репертуара. Чайковский был столь разочарован, что на целых 13 лет постарался забыть о сочинении музыки для балета.

До триумфа «Лебединого озера» композитор не дожил. Этот балет он оставил как завещание, которое вступило в силу сразу после смерти гения. Петра Ильича Чайковского не стало в 1893 году. На вечере его памяти в Мариинском театре давали второй лебединый белый акт балета в хореографии Льва Иванова. Это был лирический реквием по великому творцу балетной музыки.

Уже через год дополненный хореографией Мариуса Петипа родилось на сцене, чтобы отныне завоевать славу самого русского балета. И с той поры количество исполненных спектаклей уже не сосчитать.

«Лебединое озеро» Петра Чайковского – один из балетов, который чаще всех ставится в мире. Музыка балета дала возможность раскрыться величайшим артистам. А великие артисты вновь и вновь раскрывают глубины гениальной партитуры.

Балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Балет Чайковского «Лебединое озеро» - один из символов великого русского искусства, шедевр, ставший жемчужиной сокровищницы мировой музыки и «визитной карточкой» Большого театра. Страданием пропитана каждая нота произведения. Накал трагизма и прекрасная мелодика, характерная для творений Петра Ильича, стали достоянием всех меломанов и любителей хореографии в мире. Обстоятельства создания этого великолепного балета не менее драматичны, чем аккорды «Сцены на озере».

Заказ на балет

Последняя четверть девятнадцатого века была странным для балета временем. Сегодня, когда он стал составной частью классики, трудно представить, что еще несколько десятилетий назад к этому виду искусства относились как к чему-то второстепенному, недостойному внимания серьезных музыкантов. П. И. Чайковский, будучи не только прославленным композитором, но и знатоком музыки, тем не менее балет любил и часто посещал спектакли, хотя сам писать в этом жанре желания не испытывал. Но случилось нечто непредвиденное, на фоне определенных материальных затруднений появился заказ от дирекции, за который сулили немалую сумму. Гонорар был обещан щедрый, восемьсот рублей. Петр Ильич служил в консерватории, а в те времена работники просвещения тоже не жили в роскоши, хотя, конечно же, понятия о достатке были иными. Композитор приступил к работе. Балет «Лебединое озеро» (сначала задумывалось название «Остров лебедей») по замыслу строился на основе германских легенд.

Вагнер и Чайковский

Так как действие происходило в Германии, то П. И. Чайковский, чтобы проникнуться таинственной атмосферой тевтонских саг и замков, в которой рыцари и прекрасные дамы были вполне обычными персонажами, поехал в эту страну (это, к слову, о скудости содержания тогдашней профессуры). В городе Байройте во время представления (давали «Кольцо нибелунгов») состоялось славное знакомство двух гениев - Петра Ильича и Рихарда Вагнера. Чайковский был в восторге от «Лоэнгрина» и других опер своего знаменитого коллеги, о чем не преминул сообщить немецкому собрату по нотному строю. Своего главного героя русский гений решил назвать Зигфридом, против чего великий немец не возражал.

Еще один загадочный немец, Людвиг II

Был еще один загадочный персонаж, серьезно повлиявший на будущий балет «Лебединое озеро». Вагнеру покровительствовал баварский монарх, Людвиг II, но очень талантливый в своем роде. Строя загадочные, фантастические и необычные замки, он создавал атмосферу средневековья, весьма созвучную душе великого русского композитора. Даже смерть короля, произошедшая при крайне загадочных обстоятельствах, вполне укладывалась в канву жизнеописания этой неординарной и обаятельной личности. Гибель необыкновенного монарха произвела на сознание П.И. Чайковского удручающее действие, его угнетал вопрос, не навлек ли он, пусть и неумышленно, беду на его голову мрачной историей, которую хотел поведать людям.

Творческий процесс

В балете как действе всегда главнейшей стороной считалась хореография. По воспоминаниям современников, эту традицию нарушил балет «Лебединое озеро». Содержание, впрочем, тоже имело немаловажное значение, оно подчеркивало смысловую нагрузку прекрасной музыки. Оно трагично и вписывается в определение несчастной любви. Так как театральная дирекция выступала в роли заказчика балета «Лебединое озеро», либретто поручили Владимиру Бегичеву, руководителю Большого. Ему помогал В. Гельцер, танцовщик, а позже и сам автор подключился к творческому процессу. Партитура была готова к 1876 году, и при всей тщательности, проявленной при создании балета, П. И. Чайковский, скорее всего, не предполагал, что это произведение войдет в ряд шедевров, обессмертивших его имя.

Действующие лица, время и место

Место и время действия обозначены как сказочные. Главных действующих лиц немного, всего тринадцать. Среди них властная принцесса с сыном Зигфридом, друг последнего, фон Зоммерштерн, его наставник Вольфганг, фон Штайн с супругой, фон Шварцфельс, тоже с женой, скороход, герольд, церемониймейстер, лебединая королева, она же заколдованная прекрасная Одетта, как капля воды похожая на нее Одиллия и ее отец Ротбарт, злой колдун. И, конечно же, второстепенные персонажи, включая маленьких лебедят. В общем-то, на сцене в течение четырех актов появляется не так уж и мало артистов.

Сюжетная линия

Молодой, веселый и богатый Зигфрид приятно проводит время в кругу друзей. У него торжество, день совершеннолетия. Но появляется лебединая стая, и что-то влечет юного принца за нею в лес. Одетта, приняв человеческий облик, пленяет его своей красотой и рассказывает о коварстве Ротбарта, заколдовавшего ее. Принц дает обет вечной любви, но у матери-королевы есть свой план матримониального устройства сыновьей судьбы. На балу ему представляют Одиллию, очень похожую на лебединую королеву девушку. Но сходство ограничивается внешностью, и вскоре Зигфрид осознает свою ошибку. Он вступает в поединок со злодеем Ротбартом, но силы неравны. В финале влюбленные гибнут, злодей (в перевоплощении филин) тоже. Таков сюжет. «Лебединое озеро» стал выдающимся балетом не по причине его необычности, а благодаря волшебной музыке Чайковского.

Провальная премьера

В 1877 году в Большом состоялась премьера. Даты 20 февраля Петр Ильич ожидал с тревогой и нетерпением. Для волнения основания были, за постановку взялся Венцель Рейзингер, благополучно проваливший все предыдущие премьерные Надежды на то, что в этот раз у него все получится, было мало. Так и вышло. Не все современники оценили великолепную музыку, психологически воспринимая действие в совокупности. Усилия балерины Полины Карпаковой в создании образа Одетты успехом не увенчались. Кордебалет заслужил немало едких замечаний критики за неуместное размахивание руками. Костюмы и декорации были недоработаны. Только с пятой попытки, после смены солистки (ее станцевала Анна Собещанская, прима-балерина из труппы Большого театра), удалось как-то увлечь публику. П. И. Чайковский был удручен неудачей.

Мариинская постановка

Так случилось, что балет «Лебединое озеро» оказался по достоинству оценен лишь после смерти автора, которому не суждено было насладиться своим триумфом. Восемь лет постановка без особого успеха шла на сцене Большого, пока ее, наконец, не сняли с репертуара. Работу над новой сценической версией балетмейстер Мариус Петипа начал вместе с автором, помогал им Лев Иванов, обладавший поистине необыкновенными способностями и прекрасной музыкальной памятью.

Сценарий был переписан заново, все хореографические номера переосмыслены. Смерть великого композитора потрясла Петипа, он заболел (тому способствовали и другие но, выздоровев, задал себе целью создать такой балет «Лебединое озеро», который стал бы нерукотворным памятником П. И. Чайковскому. Это ему удалось.

Уже 17 февраля 1894 года, вскоре после кончины композитора, на вечере его памяти, ученик Петипа Л. Иванов предложил вниманию публики новый вариант трактовки второго акта, охарактеризованный критикой как гениальный прорыв. Затем, в январе 1895 года, балет был поставлен в Мариинском театре Санкт-Петербурга. На этот раз триумф был необыкновенным. Несколько диссонировала с общим духом произведения новая концовка, счастливая. Ее предложил брат покойного композитора, Модест Чайковский. В дальнейшем труппа вернулась к исходной версии, которая ставится и по сей день с неизменным успехом театрами всего мира.

Судьба балета

Неудача с «Лебединым озером», по всей видимости, стала той причиной, по которой композитор целых тринадцать лет не брался за балеты. Чайковского, возможно, смущало и то, что этот жанр по-прежнему считался легковесным, в отличие от опер, симфоний, сюит, кантат и концертов, которые он предпочитал создавать. Всего балетов композитор написал три, остальные два это «Спящая красавица», премьера которой состоялась в 1890 году, и через пару лет представленный публике «Щелкунчик».

Что же до «Лебединого озера», то жизнь его стала долгой, и, скорее всего, вечной. Весь двадцатый век балет не сходит с подмостков ведущих театров мира. Свои идеи реализовали при его постановке выдающиеся хореографы современности А. Горский, А. Ваганова, К. Сергеев и многие другие. Революционность подхода к музыкальной части произведения побудила искать новые творческие пути в танце, подтверждая мировое лидерство русского балета. Знатоки искусства из разных стран, бывая в Москве, считают непременным пунктом посещения Большой театр. «Лебединое озеро» - спектакль, не оставляющий равнодушным никого, посмотреть его - мечта всех балетоманов. Сотни выдающихся балерин считают пиком своей творческой карьеры партию Одетты.

Знал бы Петр Ильич…