Кто такой прототип в литературе. Что такое прототип? Прототип в литературе. Смотреть что такое "Прототип персонажа" в других словарях

Методы: интерактивный метод, объяснение учителя, беседа, коллективный опрос, тестирование, кооперативно-групповая работа. Для интерактивного обучения расположение парты и учащихся выбираю положение № 3 , создание кластера.

Тип урока : урок “открытия” нового знания

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка отсутствующих и присутствующих на занятии учащихся.

Ребята, декабрь знаменателен многими событиями . С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с днем президента Республики Казахстан, с Днем независимости, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом, с зимними каникулами)

Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).

(На фоне песни “Дорога”)

...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной,в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина , от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)

Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)

Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слово учителя . В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге?.. (Русская женщина).

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “ Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Беседа с учащимися:

Какова основная тема творчества Н . А . Некрасова? ( Тяжёлая жизнь русского народа)

Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня - человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять.Недаром, даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки).

III . Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)

Тема нашего урока “ Поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины” Художественные образы и их реальные исторические прототипы. Сюжеты двух поэм. Героическое и лирическое начала в поэмах .

Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке, чтобы изучить новую тему?

1. Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы .

2. Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;

3. Какое место занимает поэма в современной литературе.

ІІІ . Реализация построенного проекта.

Первая задача которую мы должны выяснить. Какие исторические события легли в основу написания поэмы .

К этому уроку, ваши одноклассники изучили исторические события и подготовилиматериал. Прошу Вас выходите к доске. Под показ слайдов выступают 4 заренее подготовленных ученика.

Историческая обстановка .

Вспомним наши правила урока: (можно написать на доске)

    Не перебиваем!

    Отвечаем кратко!

    Ценим время!

    Не отвлекаемся от заданной темы.

    Умение слушать других.

Ребята, а что вы узнали о восстании декабристов 14 декабря 1825г.? (Все выступления сопровождаются показами слайдов по темам)

1) Николаевская Россия .

В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая первого .

2 ) Восстание декабристов.

Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, то есть опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев - Апостол, М.П.Бестужев - Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь . Князь Сергей Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.

3) Жены декабристов . Восточная Сибирь.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Возвращение декабристов из ссылки в 1856 году вызвало широкий отклик в передовом русском обществе. Тридцать лет пробыли декабристы на каторге и в ссылке. К моменту амнистии в 1856 году из ссыльных декабристов в живых осталось всего лишь девятнадцать человек. До возвращения декабристов и первое время после их возврщения было запрещено даже упоминание о них в печати. Некрасов вынужден был с большой осторожностью рассказывать о самих декабристах и о событиях 14 декабря 1825 года.

- Спасибо ребята, что изучили исторические события и проделали хорошую работу. Прошу вас, садиться.

2. История создания поэмы . «Русские женщины» - это поэма о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров –декабристов, которые невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку в далекую Сибирь. Они отказались от богатства и удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных.

Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание писателя, тем более что прямо сказать и думать писать о героическом мужестве самих декабристов было нельзя из-за цензурных запретов.

В 1869 году он пишет первую из поэм цикла – «Дедушка» - о декабристе, вернувшемся стариком из сибирской ссылки. Реальным прототипом «дедушки» являлся князь Сергей Николаевич Волконский, муж Марии Волконской – героиней поэмы «Русские женщины». Эта поэма, написанная в 1871-1872 года, одно из наиболее значительных произведений поэта. Она объединяет две поэмы, тесно связанные между собой общей темой – «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание).

- Молодцы. С делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.“Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей объединенных общей темой ) .

Говоря о героинях своих поэм, Некрасов восклицал:

Пленительные образы!Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что нибудь прекрасное встречали.

Их имена забыться не должны.

Выбор темы также связан с событиями, глубоко пережитыми самим Некрасовым. В Сибирь на каторгу, был сослан друг Некрасова Н.Г.Чернышевский и сотни других людей.

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. Сам Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла! (В этом году, как видите, поэме исполняется 143 года )

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” написана в 1872 году, опубликована в 1873г. (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”.Некрасову было известно, что у сына Волконской хранятся записки его матери, и он очень хотел их прочесть. Задумав поэму, Некрасов настойчиво просил сына Волконской дать “Записки”, при этом ссылался на то, что данных у негоо Марии Николаевне гораздо меньше, чем о Трубецкой, и образ ее может выйти искаженным. Михаил Сергеевич Волконский после долгого отказа, в конце концов, согласился сам прочесть Некрасову записки матери. В течении нескольких вечеров Волконский читал «Записки», а поэт слушая, делал заметки и записи. «По нескольку раз в вечер, -вспоминает Волконский, -Некрасов вскакивал и со словами: «Довольно, не могу », бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой). Аслександр Сергеевич Пушкин послал через нее к декабристам свое знаменитое «Послание в Сибирь» , в котором выразил горячую веру в грядущую свободу. Кто расскажет отрывок из послания?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

2. Второй проект: Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии .

Для выяснения начнем работ у с текстом поэмы. Домашнее задание было прочитать поэму .

Кто является главной героиней первой части? (героиней первой части является княгиня Трубецкая)

- С кем прощается княгиня Трубецкая? (она прощается с родными)

- Как провожает ее отец? ( Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь )

- Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Прочитайте 3 –ю строфу (О , Видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет, прости родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись – я дочь твоя !)

Подчеркните два основных слова на ктором держится поэма . Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма

Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? (долг и гордость)

- Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц.Это спор, это противостояние, это борьба).

Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вследза мужем).

    • Чем заканчивается поэма о Трубецкой? (заканчивается сценой победы Трубецкой над губернатором)

Учитель: Николай первый, опасаясь, что благородный поступок жен декабристов вызовет к ним сочувствие в обществе, дал указание всячески мешать им в осуществлении их намерения. Жены декабристов в Иркутске должны были подписать особый документ, отказаться от всяких гражданских прав. Текст этого документа приводит в своих записках М.Н.Волконская (текст проецируется на экран)

« Вот содержание бумаги, которую я подписала:

§1. Жена, следуя за своим мужем, продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, т.е. будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльно-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.

§2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

§3.Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено... ».

Учитель: Некрасов не стремился к фотографической точности, к зарисовке исторического портрета «Декабрист о к». Для него «декабристки» -прежде всего передовые русские женщины.

Вопросы можно раздать в виде карточек или провести фронтальный опрос.

- Кто является героиней второй части поэмы? (героиней второй части поэмы является княгиня Волконская)

- Какой он показывает Волконскую в начале поэмы? (он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой « царицею бала » ) .

- От чего пришлось отказаться Марие Николаевне чтобы поехать в Сибирь? (отказалась от положения в свете, от богатого состояния, от всяких прав и привелегий даже от сына)

- Кто в Москве внушает бодрость и веру Марии Волконской в том, что ее подвиг не напрасен? Выразительно прочтите отрывок поэмы.

(Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин напутсвует ее прекрасными словами)

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!...

    • Как рисует в этом напутствии Некрасов образ Волконской? (он рисует благородный и светлый образ самой Марии Волконской)

      Правильно, с душевной чистотой и гордым терпеньем проявляют себя героини поэмы на всем протяжении своего трудного пути.

      Какие картины быта России проходят перед Трубецкой и Волконской в дороге? (в дороге перед ней как и перед Трубецкой, проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа)

      Как в поэме матери и жены провожают рекрутов в солдатскую службу? (горькими стонами, плачем они провожают рекрутов)

      Сравните проводы в содатскую службу в наше время с царским временем. (Мы провожаем братьев в армию всей семьей, с улыбкой. Устраиваем вечер, посиделки, праздничный ужин.)

      Сколько лет служили в царской армии, а сколько сейчас служат у нас? (В царской армии служили бессрочно, то есть всю жизнь, а внаше время всего год.)

      Как повлияли эти дорожные впечатления на на Волконскую? (они наполнили Волконскую негодованием против произвола царя)

      К кому она почувствовала сочуствие и любовь? (Она сочуствовала и полюбила русский народ).

      Исполнила ли Волконская свой долг перед мужем? (Да, она исполнила свой долг)

      Как вы думаете, каким героическим пафосом проникнута встреча с мужем, когда она, увидав мужа в оковах, целует их? (Она поцеловала оковы, потому что она поняла, что ее муж был патриотом своей родины, и эти оковы он носит не зря).

      Сделайте кластер. 1. Сравните образы Волконской и Трубецкой. В чем их схожесть. 2. Кластер поэмы.

княгиня Волконская

княгиня Трубецкая

Н.А.Некрасов

поэма-дилогия

    • Подведем вывод по второй задаче, Некрасов выразил свои симпатии народу, декабристам и декабристкам они настоящие герои поэмы, антипатии выразил царскому самодержавию и крепостничеству.

Учитель: По последнему третьему проекту. Какое место занимаетпоэма в современной литературе можем сказать, что поэма “Русские женщины” – одно из самых ярких произведений русской класической поэзии.

Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам , потому – что их след остался не только в истории но и в памяти народа. Так как история это и есть память народа. (показываю на слайде современно фото Сенатской площади)

І V . Подведение итогов урока.

    • Для подведения итогов урока и проверки прочности усвоенного материала предлагаю ответить на тест.

Тест.

1. Какова основная тема поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

а) судьба декабристов,

б) величие и сила духа русской женщины-дворянки

в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск

г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа

2. Выделите идею (основную мысль) поэмы

а)трагическая судьба русской женщины,

б)обличение светского общества,

в) духовное величие русской женщины,

г)подвиг декабристов)

- Какая проблема звучит в тексте?

а) Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига

б ) проблему долга .

в) любовь

г) патриотических чувст

- Итак, мы полностью раскрыли тему урока “Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”.

Молодцы, вы усвоили тему и цели сегодняшнего урока. Спасибо за участие.

Выставляю оценки.

V . Домашнее задание. Инструктаж его выполнения . Подготовиться к анализу поэмы, выполнить творческие задания со стр. 124-125.

Прототип это реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» прототипа, его творческое преображение - неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала. Степень ориентированности на прототип, характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие прототипа, иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, - существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом - в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к прототипу наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л.Н.Толстого, 1852-57) и в автопсихологической лирике (в качестве прототипа лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о прототипе говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).

Литературный персонаж может иметь несколько прототипов , совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы образы Грушницкого в «Герое нашего времени» (1839-40) М.Ю.Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А.П.Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова… Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И.С. Русской писатели о литературном труде). Существование прототипа не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего прототипа - Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М.Э.Брэддон «Аврора Флотт» (1863).

Использование прототипа нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения прототипа, легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т.Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г.Гауптман (Манн Т. Письма). В восприятии произведения читателем «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 7). Прототип обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (автобиографическая основа поэзии А.А.Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации: Блок А. Письма к жене). Особенно важно изучение прототипа, когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (ряд произведений Н.С.Лескова).

Слово прототип произошло от греческого prototypon, что в переводе означает - прообраз.

В 1938 году на экраны Советского Союза вышел замечательный фильм «Александр Невский» талантливого режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Картина сразу же завоевала всенародную любовь. Захватывающий сценарий Эйзенштейна и Павленко, гениальная музыка Прокофьева, яркие, запоминающиеся образы, воплощенные советскими актерами, предопределили оглушительный успех картины.

К слову об актерах, образ Александра Невского в исполнении Николая Черкасова получился настолько удачным, что именно его профиль изобразили на ордене Александра Невского :

Основная часть фильма посвящена, произошедшей в 1242 году, битве на Чудском озере, вошедшей в летописные источники как Ледовое побоище. Батальная сцена удалась на славу. Смотрится впечатляюще даже в наше, избалованное спецэффектами и компьютерной графикой, время. Особенно сильной и запоминающейся сценой был момент потопления рыцарского воинства. Думается, что зрители очень хорошо запомнили, как под тяжеловооруженными немецкими рыцарями проломился лед, и как захватчиков поглотили черные воды Чудского озера.

Фильм Эйзенштейна получился настолько ярким и запоминающимся, что показанные в картине события и эпизоды, стали восприниматься как объективная историческая истина. Я был изрядно удивлен, когда, проверяя домашнюю работу у старшей дочери (ученицы третьего класса), услышал описание Ледового побоища, полностью повторяющее события фильма «Александр Невский». Оказывается именно в таком виде этот исторический эпизод ученикам рассказал их учитель.

Поскольку единичный пример не может быть достаточно показательным, я решил провести небольшой опрос. В качестве целевого эпизода был выбран именно момент с потоплением отступающего немецкого воинства. Вопрос звучал так: Провалились ли немецкие рыцари под лед Чудского озера в Ледовом побоище?
Голоса респондентов распределились следующим образом:


  • Да, ответили 46 процентов опрошенных;

  • Нет, ответили 32 процента;

  • Не знаю, ответили 22 процент.

Таким образом получилось, что почти половина всех опрошенных считает, что тевтонские рыцари действительно провалились под лед в битве на Чудском озере и только треть посчитала, что такого эпизода не было.

Но может быть те, кто считает экранизированную версию верной, действительно правы? Что на это счет говорят источники? Ни в Лаврентьевской летописи, ни в Новгородской первой летописи старшего извода, ни в старшей Ливонской рифмованной хронике, ни даже в Житие Александра Невского такого эпизода найти не удается.

Откуда же взялось 46 процентов положительных ответов? Частично, за это несет ответственность режиссер Эйзенштейн и его прекрасное творение. Но, как мне подсказали некоторые из опрошенных, описание Ледового побоища с эпизодом потопления немецких рыцарей, встречался также и в школьных учебниках.

Например, берем учебник для шестого класса «История России с древнейших времен и до конца XVI века» за авторством Данилова А.А. и Косулиной Л.Г.. В параграфе 13 в описание Ледового побоища присутствует следующий абзац: «Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью доспехов и коней ушла под лёд. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей.»

Откуда авторы взяли этот эпизод, для меня остается загадкой. Просмотрел используемую при составлении учебника литературу, но первоисточника мифа о потоплении не обнаружил. Ни у Карамзина, ни у Соловьева, ни у Янина или Фроянова такого эпизода нет. Может конечно, что и пропустил, но по всей видимости это авторское дополнение. Придумали ли авторы это самостоятельно или почерпнули из фильма Эйзенштейна, остается под вопросом.

Что любопытно, в более свежем учебнике «История России с древнейших времен до XVI века» за авторством Андреева И.Л. и Федорова И.Н. эпизод, с провалившимися под лед рыцарями, отсутствует.
Само собой разумеется, что Эйзенштейн не преследовал своей целью внушить кому бы то ни было ложное видение исторической реальности. Но и ограничиваться весьма небогатым фактологическим материалом режиссер не собирался. Вот что вспоминает жена Николая Черкасова:

«Черкасов горевал, что у него нет биографии образа, нет человеческих подробностей:

— Что известно об Александре Невском? Ничего, кроме имени да песен Луговского, никаких портретов не сохранилось, да и не могло их быть…
Эйзенштейн не спорил, но было видно, что его, скорее, устраивало отсутствие документальных данных. Ничто его не связывало, он был единственным, «монопольным» собственником этой темы. Он и история.»

Имея перед собой весьма ограниченный базис информации, состоящий по сути лишь из нескольких имен, географических названий и самого факта прошедшего в 1242 году сражения, режиссер «нарастил» эту историю выдуманными эпизодами и персонажами, чья цель заключалась только лишь в донесение художественного замысла, а не в искажении исторической истины.
Хочу заметить, что я ничего не имею против фильма «Александр Невский». Это одна из моих любимейших картин. А эпизод, с провалившимися под лед тевтонцами, был выбран сугубо в качестве канонического примера.

На основе этого эпизода, мы провели небольшое исследование, которое продемонстрировало предположение о влиянии художественного вымысла на формирование исторического мнения.
Подытожив полученный опыт, можно сделать следующий вывод: в отдельных случаях художественные произведения или их составляющие могут восприниматься людьми в качестве исторической правды, как это и произошло с картиной Эйзентшейна.

Но что справедливо для одного художественного произведения, будет справедливо и для другого. Ведь не будем же мы утверждать, что творчество Эйзенштейна обладает исключительной силой внушения, недоступной другим фильмам, книгам или музыкальным произведениям? Скорее всего, объяснение следует искать в особенностях работы человеческого разума, а не в отдельных свойствах того или иного художественного произведения.

И действительно, не составит большого труда вспомнить несколько других примеров того, как благодаря художникам, писателям или кинематографистам были созданы или растиражированы определенные исторические заблуждения. Вот некоторые из них: «Викинги носили рогатые шлемы» ; «Рыцарские доспехи были такими тяжелыми, что рыцарь не мог самостоятельно сесть на коня» ; «Боевой топор весил несколько десятков килограмм» ; «Блоки для строительства египетских пирамид невозможно вырезать без современных технологий» .


Одним из наиболее продуктивных в этой области творцов оказался английский писатель и драматург Уильям Шекспир.


Львиная доля крылатых фраз и изречений, якобы принадлежащих знаменитым историческим личностям, на самом деле вышла из под его пера. Это именно шекспировский Цезарь шепчет перед смертью: «И ты, Брут!» . Это шекспировский Ричард кричит в пылу сражения: «Коня, коня, полцарства за коня!» . Этот список можно продолжать очень долго — Шекспир был очень плодотворен на исторические произведения и крайне богат на яркие слова.

Некоторые персонажи произведений Шекспира получились столь яркими и запоминающимися, что вытеснили фигуры своих реальных прототипов. Так, Джон Фастальф («Виндзорские насмешницы», «Генрих IV») превратился в эталонный образ пьяницы, труса и пройдохи, тогда как реальный Джон Фастальф был известным полководцем, государственным деятелем и меценатом.

Итак, какие же можно выделить характерные приемы, так или иначе воздействующие на восприятие исторической реальности?
1) Явный вымысел. Использование выдуманных происшествий и персонажей в канве исторических событий;
2) Преувеличение или преуменьшение. Т.е. изменение количественной характеристики события;
3) Недосказанность, т.е. умолчание о том или ином аспекте исторического события;
4) Эмоционализация события или исторического персонажа.
Рассмотрим каждый из этих приемов в отдельности.

Явный вымысел:

Этот прием характеризуется тем, что создатель дополняет реальные исторические события вымышленными персонажами или вымышленными эпизодами, нарушает пространственно-временные рамки и использует неверную материальную базу.

В рассматриваемом нами фильме «Александр Невский» как раз используется этот прием. Т.е. в канву реального события, вторжения войска тевтонского ордена на землю русских княжеств, вплетаются выдуманные эпизоды (например, потопление рыцарей) и выдуманные персонажи (например, псковский воевода, вступивший в сговор с немцами).

Другой пример, в романе «Три мушкетера», Александр Дюма в интересах художественного замысла достаточно вольно перемещает своих персонажей во времени. Например, на момент описываемых событий (1625 год) персонаж Портоса — уже взрослый мушкетер, тогда как его прототипу было всего 8 лет. Литературный д’Артаньян также оказывается взрослее. В книге ему 18 лет, тогда как историческому д’Артаньяну по различным данным могло быть от 5 до 15 лет.

Неверная материальная база — это наверное самая распространенная историческая неточность в художественных произведениях. Художники, писатели, режиссеры редко уделяют пристальное внимание точности предметов быта, одежды или вооружения. В отдельных случаях имеет место даже осознанное искажение исторической реальности в интересах художественного замысла.

Например, шотландцы в фильме «Храброе сердце» поголовно носят килты. В общем то достаточно естественно изобразить гордых шотландцев в их национальной одежде, но загвоздка в том, что первое упоминание килтов относится ко времени на две сотни лет позже описываемых событий. А нательные рисунки, выполненные голубой краской, так органично подчеркивающие свободолюбивый нрав и дикую натуру шотландских героев, использовались не шотландцами, а пиктами, древним народом, населяющим Шотландию за 400 лет до рождения Уильями Уоллеса.


Рис.4. Кадр из фильм «Храброе сердце».

Как может повлиять такого рода прием? Поскольку автор редко указывает, где кончается исторический факт и начинается художественный вымысел, то зритель, воспринявший художественное произведение всерьез, рискует получить в голове кашу из вымысла и реальности. А ошибочные предпосылки могут привести к ошибочным выводам.

Преувеличение и преуменьшение:

В этом случае автор использует за основу вполне реальное историческое событие. Но не выступая против самого события, искажает его количественные характеристики. Здесь речь может идти о гипертрофированном преувеличении масштаба события или, напротив, о принижении того или иного явления.

При этом искажение масштаба может достигаться прямым изменением цифр, характеризующих событие. Например, когда Ксенофонт в Анабасисе пишет про 1.2 миллиона персов, выступивших против армии Кира, он явно преувеличил масштаб где то в 40 раз.

Граф Оливье сказал: «Вы зря стыдитесь.
Я видел тьму испанских сарацинов,
Кишат они на скалах и в теснинах,
Покрыты ими горы и долины.
Несметны иноземные дружины.
Чрезмерно мал наш полк в сравненье с ними».

Приученные великими войнами 20-го столетия к огромному масштабу сражающихся масс, современные читатели при словах «несметные дружины» могут представить стотысячные армии, тогда как в реальности силы сражающихся сторон вполне могли не превышать 2-3 тысяч человек.

Такой прием может привести к преувеличению или преуменьшению значения исторического события. Малозначимые события начинают восприниматься как архиважные, а что-то действительно важное воспринимается незначительным эпизодом.

Недосказанность, потеря контекста:

Этот прием заключается в том, что автор, изображая целевое событие, объективно связанное с некоторым историческим контекстом, отпускает этот контекст. Проявиться это может, в виде игнорирования предшествующих событий, послуживших причиной возникновения рассматриваемого явления. В качестве примера можно привести картину немецкого режиссера Йозефа Вильсмайера «Сталинград», рассказывающая о самом известном сражении Великой Отечественной войны от лица немцев.


Рис.5. Постер к фильму «Сталинград» Йозефа Вильсмайера.

Звучный слоган «Они сражались в аду…» , должен настроить на определенное сочувствие к солдатам и офицерам 6-ой армии, попавшим в окружение в Сталинграде. Но вот как они там оказались? Не они ли сами являются авторами этого ада? Не их ли собственные действия привели к этой кровавой развязке? Возникнет ли сочувствие, если взглянуть на то, какой путь прошли немецкие войска прежде чем попали в Сталинград?

Есть и другое проявление этого приема. Связано оно с понятием нормы и права, существующего в обществе на момент рассматриваемого события. Ни для кого не секрет, что в разные исторические эпохи и в разных регионах земного шара понятия морали и законности изрядно отличались от современных. Без этого понимания корректная оценка исторического события попросту невозможна. Однако авторы в своих произведениях нередко или показывают нам современных по своей сути героев, но в антураже иной эпохи, или преподносят обычные для той поры события, как экстраординарные.

Подобным грешат почти все фильмы и романы на основе исторических событий. Самым наглядным примером может служить мультфильм «Флинтстоуны». Если не ошибаюсь, то сами создатели мультфильма говорили о нем: «идиоты из нашего времени, перенесенные в каменный век» . Т.е. в мультфильме изображается абсолютно обычное американское общество шестидесятых годов, но со стилизацией под каменный век. Понятное дело, что на этом и базируется основная идея мультфильма, и чтобы воспринять его всерьез нужно очень и очень постараться. Однако в иных работах это противоречие, несмотря на свое существование, может быть менее заметным. Рабовладелец вдруг начинает говорить о свободе, а феодал внезапно вспоминает о равноправии — современные идеи и клише вполне уютно себя чувствуют на совершенно чуждой территории.

Подобный прием затрудняет оценку рассматриваемых исторических событий и персонажей. Невозможно оценить историческое явление без учета современных ему норм. Также очевидно, что неверно было бы давать оценку событию без учета соответствующих ему предпосылок.

Эмоционализация события или исторического персонажа:

Этот прием заключается в том, что используя художественно-выразительные средства, автор внушает зрителю или читателю определенное эмоциональное отношение к событию или персонажу, иногда без учета действительных фактов.

Исходя из того, что эмоции и впечатления это именно то, с чем работает автор любого художественного произведения, то избежать эмоционализации для него в принципе невозможно.
Таким образом, персонажи художественных произведений оказываются подчинены законам и правилам художественного замысла. Их мысли и поступки определяются не мотивами исторических прототипов (а определить эти мотивы подчас невозможно), а видением самого автора.

Стоит отметить, что если в реальной жизни простые категории в оценке людей, а именно добрый-злой, жадный-щедрый и т.д., применить можно лишь с большой натяжкой, то в художественных произведениях, нередко, автор намеренно акцентирует внимание на отдельных свойствах характера. В отдельных случаях, персонаж выхолащивается до олицетворенного качества — персонифицированные хитрость, злость, жадность, мудрость, храбрость и т.д.

Достигается это при помощи различных средств. Например, при помощи манипуляции с внешним видом. В отдельных жанрах (например, фэнтези), этот способ весьма распространен. Орки — злые, и потому страшные. Эльфы — добрые, и потому красивые. Ты смотришь на персонажа и сразу по его облику определяешь злой он или добрый. Весьма примитивный прием, но характерный для детской литературы и кино, где требуются простые категории.

Впрочем, в произведениях для более старшей аудитории этот способ также нередко используется. В русском языке есть значительный объем словосочетаний, которые описывают человеческий облик, используя моральные качества как эпитеты. Например: волевой подбородок, горделивая осанка, решительный взгляд и т.д. Указание на волевой подбородок подсознательно внушает, что его обладатель человек решительной воли. Тогда как при зрелом размышлении всем понятно, что от формы подбородка моральные качества никак не зависят.

Другой прием заключается в использовании говорящих фамилий. Такие имена литературных персонажей, как Молчалин, Тугоуховский, Кабаниха, Лютов, Ляпкин-Тяпкин и т.д. используются для формирование прямых ассоциаций у читателя. Впрочем, если автор работает с историческими персонажами, то такой прием использовать затруднительно.

В отличие от историка, автор художественного произведения может залезть своему персонажу в голову, озвучить его мысли, оживить его мотивы. Бывает так, что внутренняя борьба героя, это и есть самая интересная часть художественного произведения. Понятно, что это будет чистой воды вымысел, поскольку мысли и колебания реальных людей известны только им самим. Однако это позволяет создать цельный художественный образ, чьи поступки и действия будут иметь какое-то свое обоснование, придуманное художником и скорее всего оторванное от реального прототипа.

Что касается эмоционализации событий, то она достигается путем акцентированного внимания к отдельным эмоциональным деталям, сценам или символам, на фоне которых подчас теряется истинный масштаб события.

В этом есть определенная художественная необходимость. Зрителю или читателю может быть достаточно тяжело прочувствовать что-то действительно масштабное. Значительный масштаб редко соответствует личному чувственному опыту человека, и потому превращается для него в некоторую абстракцию. Обезличенные чувства просто напросто теряются. В связи с этим, авторы выделяют из общего масштаба события частные детали и эпизоды. Детская игрушка на развалинах деревни, фотография семьи в руках умирающего, плачущий ребенок — все это сильные и легко осязаемые образы, которые нередко можно встретить в художественных произведениях.

Мы уже рассматривали использование эмоциональных формулировок при указании масштаба события. Несметные дружины, завалили трупами, бесчисленные полчища — все эти словосочетания не дают никакого реального представления о масштабе, но вызывают вполне однозначное эмоциональное впечатление.

Эмоционализация события или персонажа, затрудняет корректную оценку исторических явлений. Получив некоторое представление об исторической личности на основе эмоционального образа, человек начинает оценивать его поступки, исходя из этого представления. При всем при этом его впечатления могут совершенно не соответствовать объективной реальности, создавая ложные предпосылки.

Основные случаи искажения исторической реальности в художественных произведениях:

В каких случаях в художественных произведениях на основе исторических событий используются вышеуказанные приемы? Авторы художественных произведений могут пойти на искажение исторической истины в следующих случаях:

1) В интересах художественного замысла;
2) В результате ошибок или недостаточного уровня осведомленности;
3) В целях формирования или поддержания определенного мнения касательно некоторых исторических событий или персонажей.

Интересы художественного замысла:

Наверное, это самый частый случай.

Фильм, книга или пьеса существуют и развиваются в рамках определенной художественной композиции. События и персонажи строго подчиняются этой композиции, подчас в ущерб исторической правде.
Вполне очевидно, что режиссер Эйзенштейн не стремился во что бы то ни стало внушить зрителям, что немецкие рыцари утонули в Чудском озере. Но эта сцена обладает определенной художественной ценностью. Разбитое крестоносное воинство, скрывающееся в черных вода Чудского озера — весьма символичный и запоминающийся эпизод.

Нередко бывает, что фильм или книга, которые будто бы основываются на исторических событиях, на самом деле являются чистой воды выдумкой лишь стилизованной под некоторый исторический период и регион. Реальная география, реальные имена, реальные даты, в таком случае, служат только антуражем, декорацией для абсолютно художественного вымысла. К таковым произведениям можно отнести кинофильмы «Последний легион» и «Железный рыцарь».

Ошибки и недостаточный уровень осведомленности:

Режиссеры, писатели, драматурги или художники редко обладают хорошей подготовкой в области истории. Если в своей работе они ориентируются в основном на свои собственные знания, то наличие ошибок практически неизбежно. В первую очередь это проявится в деталях. Если для того чтобы помнить основные происшествия, даты и имена действующих лиц, достаточно быть более или менее эрудированным, то определить какой нужно использовать тип стремян или каких элементов одежды еще быть не могло, может только специалист.

Для того чтобы избежать значительных ошибок, авторы обычно привлекают профессиональных историков в качестве консультантов. Это наиболее адекватное решение. Но к сожалению, так делают не всегда.

Стоит отдельно отметить те случаи, когда разработчикам приходится идти против исторической правды из-за определенных трудностей в создании или поддержании известного уровня достоверности. Например, в фильме «Война и мир» Сергея Федоровича Бондарчука солдаты обуты в советские кирзовые сапоги. Вполне очевидно, что создателям было гораздо проще использовать сапоги, хранящиеся на советских складах, чем создавать огромное количество аутентичной обуви. Тем более, что речь шла о малозначительной детали, которую мало бы кто подметил.


Рис.6. Кадр из фильма «Война и мир» С.Ф. Бондарчука.

Формирование и поддержание исторического мнения:

До этого мы рассматривали искажение исторической истины, как некоторый побочный эффект творческой работы, т.е. когда манипулирование историей не являлось целью автора. Теперь нам нужно рассмотреть те случаи, когда автор намеренно искажает исторические данные для того, чтобы сформировать или поддержать некоторое мнение у зрителя или читателя.

В таких случаях художественное произведение или его отдельные элементы рассматриваются как инструмент внушения. За счет этого внушения достигается влияние на умы людей, а значит оказывается определенное воздействие на их решения и поступки. В целом подобного рода манипулирование можно разделить на воспитательное и пропагандистское. Сразу стоит отметить, что зачастую провести черту между этими разделами достаточно тяжело.

Манипулирование историей в целях воспитания ставит перед собой задачу выработки определенных качеств или черт характера в человеке. В общем то можно вспомнить значительное число художественных произведений, которые несут значительный воспитательный посыл, но при этом практически не касаются никаких исторических аспектов.

Например, стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» — очевидный пример художественного произведения воспитательного характера. При этом в самом стихотворение нет никаких отсылок к историческим событиям или историческим личностям.

Но нередко бывает так, что автор в воспитательных целях использует для своего произведения образы исторических личностей или эпизоды исторических событий. В этом есть определенный практический смысл — выдуманные образы обладают меньшей убедительностью, чем действительные или кажущиеся таковыми.

В качестве примера можно вспомнить сборник рассказов М.М. Зощенко «Рассказы о Ленине». На примере эпизодов из жизни Владимира Ильича рассматриваются различные положительные черты характера: честность, ответственность, работоспособность, стремление учиться и т.д. Соответствие или несоответствие рассказов реальным фактам из биографии Ленина в данном случае носит второстепенный характер.

Что касается манипулирования историческим мнением в целях пропаганды, то тут, надо сказать, художественные произведения используются очень активно. Героизация и дегероизация исторических деятелей, легетимизация власти, религиозная и антирелигиозная пропаганда, политическая борьба, провоцирование и смягчение социальных конфликтов — вот широчайшее поле использования художественных произведений.

Как правило, наилучшими возможностями в области пропаганды обладает государство. При этом государство может явным образом осуществлять контроль над областью искусства, цензурируя художественные произведения. В этом случае произведения, которые не соответствуют определенным государственным интересам подвергаются редактированию или вовсе оказываются запрещены.
Там, где явная неприкрытая цензура отсутствует, действуют через субсидирование. Поскольку создание и распространение художественного произведения в наше время требует, как правило, значительного труда и денежных вложений, то этот способ оказывается весьма действенным. Существуют определенные фонды — государственные, полугосударственные и частные, которые окажут автору материальную поддержку, если его произведение будет соответствовать некоторым интересам и, напротив, откажут в своей поддержке, если автор решит создать что-то противоречащее этим пожеланиям. Т.е. получается, что никто вам не запрещает снимать или писать все что вам угодно, вот только вряд ли вы найдете достаточно средств, чтобы создать свое произведение, выпустить его и распространить.

О каких именно государственных интересах здесь может идти речь? Как известно, государство есть инструмент правящего класса. Соответственно, государственные интересы, есть в первую очередь интересы правящего класса.

С 1917-го под 1991-ый год правящим классом в нашей стране являлся пролетариат, что конечно же получило свое отражение в художественных произведениях. Главные герои советских произведений — рабочие и крестьяне, красноармейцы и матросы. Они становятся центральными персонажами как художественных произведений бытового плана, так и работ на основе исторических событий.


После 1991-го года мы оказались в буржуазно-капиталистической стране, что, конечно же, сказалось на содержании художественных произведений. Ни о какой романтизации образов рабочих уже речи не идет. Никто не снимает фильмов про строителей и монтажников, никто не пишет книг о лесорубах и шахтерах. Зато нас во всю потчевали «романтичными» образами из сериалов «Бригада» и «Бандитский Петербург».

По некоторым темам был совершен поворот в противоположную сторону. Еще вчера нам показывали «Неуловимых мстителей» и «Чапаева», а уже сегодня кормят «Господами офицерами» и «Адмиралом». По подобным творениям новейшей России еще пока трудно сказать, что они хотят поддержать, но достаточно легко сказать против чего они выступают.

Разберем в качестве пример дилогию Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем 2». Слоган фильма сразу заявляет «Великое кино о великой войне» . Т.е. кино еще никто не видел, но нам сразу уверяют, что оно «великое». Вопреки слогану фильм был встречен крайне негативно. Весьма дорогостоящее творение совершенно не окупилось в прокате, было крайне прохладно встречено критиками и получило очень и очень низкие рейтинги.

Несмотря на свое номинальное отношение к событиям Великой Отечественной Войны, с историей в данном фильме обращаются весьма и весьма вольно. Для каких целей появляются такие эпизоды, как атака укрепрайона войсками, вооруженными черенками от лопат, совершенно непонятно.


Рис.8. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2. Цитадель».

Т.е. в 1943 году Советский Союз производит 24 тысячи танков, против 20 тысяч в Германии , но в бой страна Советов идет, вооруженная хуже чем армия рабов во время восстания Спартака. Для чего это нужно было показывать? Чтобы внушить, что советское руководство и армия — это сборище недоумков и кровопийц? Лично мне непонятно. Совершенно очевидно, что такое положение дел не понравилось большинству наших соотечественников. За что они и высказались, что называется, рублем. Фильм Никиты Сергеевича вошел в историю российского кинематографа как один из самых больших кассовых провалов.

При всем при этом именно этот фильм выбирается Российским Оскаровским комитетом в качестве кандидата в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке». Т.е. фильм, который на внутреннем рынке абсолютное большинство граждан посчитало крайне далеким от звания лучшего, должен был представлять наш кинематограф за рубежом. Поразительное решение.

Использование художественных приемов в нехудожественных работах:

Стоит заметить, что вышеуказанные приемы, использующиеся в художественных произведениях, и так или иначе влияющие на восприятие исторической реальности, с успехом используются и в нехудожественных работах. Статьи, выступления, манифесты, документальные фильмы, книги по истории и т.д. — в них нередко можно встретить исторический вымысел, преувеличение, отсутствие контекста или излишнюю эмоционализацию.

Но если в художественных произведениях искажение исторической реальности может являться побочным эффектом, то в документальных работах почти всегда идет речь о манипулировании человеческим мнением. При этом степень влияния таких работ возрастает многократно, поскольку документальные произведения вызывают большее ощущение достоверности.
Чаще всего такой подход встречается в новостных статьях. То, насколько вольно некоторые журналисты обращаются с фактами, вызывает подчас сильнейшее изумление.
Например, в 2015 году вышла статья, в которой монумент Воину-освободителю в Берлине назвали «могилой неизвестному насильнику».


Рис.9. Заголовок информационной статьи.

В этой статье, пожалуй, встретились почти все художественные приемы по искажению исторической реальности. Основной упор идет именно на эмоциональное воздействие. Через это стремятся достигнуть чего? Согласия и примирения? Очевидно, нет. Речь идет о демонизации Советского Союза и дегероизации советских солдат.

Но новостные статьи — это еще полбеды. Художественные приемы проникают в, казалось бы, строгие научные труды. Особенно от этого страдают история и экономика, два наиболее классовозависимых направления. Т.е., скажем, силы тяжести действуют на всех одинаково, и потому их нет нужды отрицать, а вот закон прибавочной стоимости на разные классы людей оказывает разное воздействие, потому лучше сказать, что его нет. Заодно, скажем, что классов тоже не существует.

Манипуляции в этой области подчас доходят до полнейшего абсурда, до отрицания и искажения наиболее очевидных фактов. Там где художественный вымысел облекается в строгие формулировки, дабы выглядеть более научным, появляется лженаука. Именно этим занимаются такие знатные мистификаторы, как Фоменко, Носовский, Резун и другие.

Лженаука подчас возводится в ранг государственной политики (если это конечно соответствует интересам правящего класса). Именно такой жгучей смесью художественного вымысла и научных мистификаций достигается убеждение, что ваши соседи по планете это не совсем люди, а дикари, варвары, фактически животные, унтерменшы:


Зачастую методики не меняются на протяжении столетий. Если посмотреть на то, как было принято у наших западных партнеров изображать русских в политических карикатурах и плакатах, то мы увидим крайне однообразные образы бородатых монголоподобных оборванцев. Образы не меняются, будь то времена Российской империи или Советского Союза.

Несмотря на подчас кажущуюся примитивность методов, исторический опыт наглядно демонстрирует, сколь велика может быть сила подобного рода внушений…

Напоследок, стоило бы подытожить, каким образом отдельный человек может противостоять подобным манипуляциям?

Что касается художественных произведений — то их просто напросто нельзя воспринимать всерьез. Чтобы вы не увидели в фильме или не прочитали в художественной книге, если вы не проверяли это в надежном источнике, то вы ничего об этом не знаете.

Cтоит заметить, что любое историческое событие, как и всякое явление материального мира, имеет свою внутреннюю логику. Если логика представления события или явления нарушается, то возможно в его интерпретации имеется искажение.

Обязательно нужно соотносить степень влияния информации. Есть рога на шлеме викинга или их нет, для большинства людей особого значения не имеет и может повлиять только на правильность разгадывания кроссвордов. А вот если вчерашних мразей и преступников, сегодня величают героями — это должно насторожить.

Чрезмерно эмоциональные источники должны вызывать сомнение. Объективная истина опирается на факты, а не впечатления.

Если есть такая возможность, любую информацию надлежит проверить. Благодаря развитию современных технологий, сейчас это сделать гораздо проще.

Ну а самое главное — это знания. Чем больше вы будете знать, тем меньше будет пространство для манипуляций.

Дмитрий Семенычев

ПРОТОТИП

- (греч. prototypon - прообраз) - реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом Рахметова в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" был П. А. Бахметьев). Часто автор "фокусирует" в литературном герое черты разных людей или групп людей (например, Василий Теркин в одноименной поэме А.Т. Твардовского - собирательный образ русского солдата). Однако далеко не все персонажи художественных произведений имеют П..

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОТОТИП в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОТОТИП в Литературной энциклопедии:
    первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет …
  • ПРОТОТИП в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. prototypon - прообраз) реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного …
  • ПРОТОТИП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. prototypon - прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека - …
  • ПРОТОТИП
    (греческое] первообраз; действительное лицо, послужившее автору прообразом литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого …
  • ПРОТОТИП в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Первоначальный образец, прообраз, преимущ. реальное лицо как источник для создания литера-турного образа, героя. П. Базарова. 2. Прообраз, …
  • ПРОТОТИП в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны …
  • ПРОТОТИП в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОТОТ́ИП (греч. рrototypon - прообраз), реальная личность, послужившая автору первоистоком при создании худ. …
  • ПРОТОТИП в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • ПРОТОТИП в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом, моделью для создания литературного, художественного произведения. ...Для Рафаэля достаточно было Форнарины, т. …
  • ПРОТОТИП в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПРОТОТИП в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. prototypon) 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-л., …
  • ПРОТОТИП в Словаре иностранных выражений:
    [гр. prototypon] 1. действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2. кто- или что-л., являющееся …
  • ПРОТОТИП в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: прообраз, первообраз (кн.) 2. Syn: опытный …
  • ПРОТОТИП в Словаре синонимов Абрамова:
    см. образец, …
  • ПРОТОТИП в словаре Синонимов русского языка:
    архетип, лицо, макет, модель, образец, оригинал, первообраз, пример, …
  • ПРОТОТИП в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились …
  • ПРОТОТИП в Словаре русского языка Лопатина:
    протот`ип, …
  • ПРОТОТИП в Полном орфографическом словаре русского языка:
    прототип, …
  • ПРОТОТИП в Орфографическом словаре:
    протот`ип, …
  • ПРОТОТИП в Словаре русского языка Ожегова:
    реальное лицокак источник для создания художественного образа, героя П. Анны …
  • ПРОТОТИП в Словаре Даля:
    муж. , греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, …
  • ПРОТОТИП в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. prototypon - прообраз), реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного …
  • ПРОТОТИП в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    прототипа, м. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, …

Художественный образ – это специфика искусства, которая создается за счет типизации и индивидуализации.

Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни.

Индивидуализация- воплощение человеческих характеров и их неповторимого своеобразия, личностное видение художником общественного и частного бытия, противоречий и конфликтов времени, конкретно-чувственное освоение мира нерукотворного и мира предметного средствами худ. слова.

Персонаж – это все фигуры в произведении, однако исключая лирику.

Тип(отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Герой - персона сложная, многоплановая.Это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы

Прототип- конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототип подменял проблему отношения искусства и действительным анализом личных симпатий и антипатий писателя. Значение исследования прототип зависит от характера самого прототипа.

Вопрос 4. Единство художественного целого. Структура художественного произведения.

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение, существующее как завершенный текст, это результат творчества писателя. Обычно произведение имеет заглавие, часто в лирических произведениях его функцию выполняет первая строка. Многовековая традиция внешнего оформления текста подчеркивает особую значимость заглавия произведения. После заглавия обнаруживается многообразные связи данного произведения с другими. Это типологические свойства, на основании которых произведение относятся к определенному литературному роду, жанру, эстетической категории, риторической организации речи, стиль. Произведение понимается как некое единство. Творческая воля, замысел автора, продуманная композиция организуют некое целое. Единство художественного произведения заключается в том, что

    произведение существует как текст, имеющий определенные границы, рамки, т.е. конец и начало.

    Так же у худ. произведения есть и другая рамка, ведь оно функционирует как эстетический объект, как «единица» художественной литературы. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в их целостности, что является важнейшим условием эстетического восприятия и к чему стремится писатель, работая над произведением.

Итак, произведение как бы заключено в двойную рамку: как условный мир, творимый автором, отделенный от первичной реальности, и как текст, отграниченный от других текстов.

Другой подход к единству произведения – аксиологический: насколько удалось достигнуть желаемого результата.

Глубокое обоснование единства литературного произведения как критерия его эстетического совершенства дано в «Эстетике» Гегеля. Он считает, что в искусстве нет случайных, не связанных с целым деталей, суть художественного творчества и состоит в создании формы, соответствующей содержанию.

Художественное единство, согласованность целого и частей в произведении относятся к вековым правилам эстетики, это одна из констант в движении эстетической мысли, сохраняющая свое значение и для современной литературы. В современном литературоведении утверждается взгляд на историю литературы как на смену типов худ. сознания: мифоэпического, традиционалистического, индивидуально-авторского. В соответствии с вышеназванной типологией художественного сознания собственно художественная литература может быть традиционалистической, где господствует поэтика стиля и жанра или индивидуально-авторской, где есть поэтика автора. Формирование нового – индивидуально-авторского – типа художественного сознания субъективно осознавалось как освобождение от разного рода правил и запретов. Меняется так же и понимание единства произведения. Следование жанрово-стилистической традиции, соблюдение жанрового канона перестает быть мерой ценности произведения. Ответственность за художественное начало перекладывается только на автора. У писателей с индивидуально-авторским типом художественного сознания единство произведение обеспечивается прежде всего авторским замыслом творческой концепции произведения, здесь и истоки самобытного стиля, т.е. единства, гармонического соответствия друг другу всех сторон и приемов изображения.

Творческая концепция произведения, уясняемая на основании художественного текста, и нехудожественных высказываний автора, материалов творческой истории, контекста его творчества и мировоззрения в целом, помогает выявить центростремительные тенденции в художественном мире произведения, разнообразие формы «присутствия» автора в тексте.

Говоря о единстве художественного целого, т.е. о единстве художественного произведения нужно обратить внимание на структурную модель художественного произведения.

В центре - Художественное содержание, где определяется метод, тема, идея, пафос, жанр, образ. Художественное содержание облекается в форму - композиция, худ. речь, стиль, форма, жанр.

Именно в период господства индивидуально-авторского типа художественного сознания наиболее полно реализуется такое свойство литературы,как ее диалогичность. И каждая новая интерпретация произведения есть одновременно новое осмысление его художественного единства. Так во множестве прочтений и трактовок – адекватных или полемических по отношению к авторской концепции, глубоких или поверхностных, исполненных познавательного пафоса или откровенно публицистических реализуется богатый потенциал восприятия классических творений.