Карты проппа. Карты проппа для детей Карты проппа для детей

Любите ли вы сказки? На этот вопрос большинство людей ответит утвердительно. А знаете ли вы, что во всех волшебных сказках есть свой уникальный набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них? Вот, почему в сказках народов мира так много схожих произведений. (русская народная сказка “Волк и семеро козлят” , английская народная сказка “Волк и три котёнка”, персидская сказка "Шангул и Мангул"; "Два Мороза" и "Старый морозец и молодой морозец" (литовская); "Правда и неправда" (якутская) и "Как братья огонь добывали" (чувашская); "Лиса и налим" (якутская) и "Лиса и рак" (русская). С давних времён сказки учили, убаюкивали, развлекали. В наши дни этот жанр не менее актуален, даже больше, он включён в школьные общеобразовательные программы. Большинство произведений народного творчества преследуют обучающую цель. Ненавязчиво маленьким детям внушается мысль, что гулять одному в лесу опасно – там волки, смекалистый всегда победит ученого, добрый – злого, а чтобы стать настоящим героем необходимо пройти испытание. Взяв за основу, предложенную схему, любой далекий от литературного творчества человек может сочинить свою сказку, просто следуя шаг за шагом по указанному трафарету. Автором анализа структуры сказки является выдающийся советский ученый, известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп, написавший за свою жизнь 4 научных труда и посвятивший свою жизнь изучению мирового фольклора. Владимир Яковлевич на основании проведенных исследований русских сказок выделил последовательность похожих структурных элементов (функций), которые встречаются во всех сказках. Всего таких элементов Пропп выделил 30. Его последователи (ученики) сократили количество элементов до 28. По мнению автора метода модель анализа сказок предусматривает наличие постоянного и переменных членов. Герои могут быть разными, а вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же. То есть можно сказать, что это своеобразный конструктор, из которого можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда будут одни и те же элементы. Разумеется, в сказке не обязательно должны присутствовать все эти элементы. Итак, что это за элементы? Представлю некоторые из них. 1. Жили­были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных царстве"). слов "давным­давно", тридесятом "жили­были", "в 3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"). 4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). 6. Появление друга­помощника (серый волк, кот в сапогах). и Полный найти:http://www.planerka.info/item/Karty­Proppa) элементов описание можно список метода Использовать “карты Проппа” как методический прием предложил Дж. Родари в книге «Грамматика фантазии». Для чего могут быть полезны карты Проппа? Во­первых, при помощи карт Проппа можно легко проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Наглядность и красочность исполнения карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь. Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т.к. они воздействуют на все органы чувств. Свою работу с картами Проппа я строю следующим образом. На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения ­сказкой; выявляем с учащимися её отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки (композицию). На следующем этапе происходит непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям, сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). Здесь можно воспользоваться готовыми картами, а можно предложить учащимся приготовить карты самостоятельно. Самое главное ­ рисунок должен быть узнаваем. Такое наглядное пособие рекомендуют современные педагоги и

психологи как один из продуктивных методов развития речи, памяти и воображения. И неудивительно, ведь карты Проппа соединяют в себе как творческое начало (рисование, моделирование, литература), так и игру. По мере накопления опыта можно предложить следующие задания: ­ выставить карты по ходу сюжета ­найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке ­найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки ­определить отсутствие знакомой карты ­отделить лишнюю карту Следующий этап предлагает пересказ сказки с опорой на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстроить схемы по сюжету сказки, и попробовать рассказать по картам Проппа. На четвёртом этапе происходит сочинение собственных сказок­ предлагается набор из 5­6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. В.Я. Пропп в своей книге “Русская сказка” отмечал: “Универсальность сказки, её, так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и её бессмертие”.

Не часто взрослые рассматривают пересказ дошкольников как способ развития их аналитического мышления. Главное – воспроизвести прочитанный текст подробненько.

Это здОрово и достаточно при хорошей памяти. А вот возьмём гиперактивных ребят, детей с ММД. (Их почему-то разделяют) В поиске появляется время от времени вопрос: как помочь детям с минимальной мозговой дисфункцией, как их обучать?

Особенность ребят с ММД – слабенькое внимание, а, следовательно, и память. Дети, имеющие часто неплохой уровень интеллектуального развития, учатся в большинстве своём плохо. С этими что делать? Как компенсировать потери? Только делая упор на развитие мышления.

И здесь поможет пересказ . Потому что пересказать текст при плохой памяти можно только проанализировав его. Помогут нам карты Проппа. Пример анализа "Курочки Рябы" с их помощью . С их помощью дошколят и младших школьников не только пересказу, но и придумыванию сказочных сюжетов по образному плану.

Анализ сказок по В. Я. Проппу

Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы (функции) главного действующего лица, повторяющиеся постоянно. Этих функций по его системе анализа – 31 (полный набор ниже). Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках. Функции изображаются картинками. Этапы работы с картами Проппа

  1. Изготовление карт. Они могут быть красочными или схематичными. Ниже даётся описание сказочных элементов-функций с картами-опорами. Но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.
  2. Потихоньку знакомим ребят с картами-опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа
  3. Пересказывание с опорой на карты Проппа
  4. Пробуем сочинять простенькие сказочки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 картинок, придумываем персонажи, определяем главное действующее лицо, помощников, а также тех, кто будет ему вредить.

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем:

  • Герой – огуречик.
  • Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
  • Вредитель – мышка.
  • Вредительство – хвостик отгрызёт.
  • Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.

Описание элементов-функций сказок

В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказочных сюжетов. Мы возьмём не все (31) элементы, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…

2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла...

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист): убежала Маша к подружками,…

5. Вредительство: гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.

6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)

7. Задача. Чего он должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…

8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова,..

9. Трудные испытания: соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…

10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.

11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхестественные свойства врага: Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет...

12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Он бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости).

13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.

14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился...

15. Прибытие домой.

16. Дома главное действующее лицо не узнают из-за заклятья, изменившего внешность

17. Ложный герой (самозванец), выдающий себя за настоящего или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.

18. Изобличение самозванца. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…

19. Героя узнают. Подмена обнаружена. Народ приветствует его. Самозванец убегает сам или изгнан с позором.

20. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

21. Мораль сей сказки. Нравственный итог повествования.

Карты Проппа (картинки)

Картинки распечатываем, наклеиваем на картон (так дольше простоят), и начинаем анализировать сказочный текст, выкладывая необходимые изображения. А потом по цепочке пересказываем.

Жили-были Запрет Нарушение запрета

Вредительство Герой покидает дом Задача

Даритель волшебных даров Трудные испытания Вызов на бой вредителя

Борьба Победа Погоня

КОНСТРУКТОР СКАЗОК - КАРТЫ ПРОППА.

Вязникова М.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Звёздочка», городской округ Подольск, посёлок Молодёжный.

[email protected]

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Что за чудо, что за прелесть эти сказки! В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Язык сказок понятен малышу. Жизненно важная информация усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это - основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, и нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольной организации, попытаться подогреть интерес ребенка к сказкам, помочь анализировать и понимать прочитанное, ну, и, конечно же, запоминать. Но вместе с тем ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Помогут в этом карты Проппа. Учитывая, что для ребенка - дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие, логичным и закономерным будет соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности. Здесь то и призваны помочь карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.

Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В.Я.Пропп назвал их функциями. Проанализировав структуру народной сказки, Владимир Яковлевич Пропп сформулировал следующие три принципа:
1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно».
3. «Последовательность функций всегда одинакова».
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования. (т.е. победа не может быть раньше борьбы).

В.Я.Пропп выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта- целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет. 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Герой, героиня 5. Отъезд героя 6. Задача 7. Встреча с дарителем 8. Волшебные дары или волшебное средство 9. Появление героя или помощников 10. Встреча с вредителем

11.Борьба 12.Победа 13.Прибытие домой 14.Ложный герой 15.Трудные испытания 16.Ликвидация беды 17.Узнавание героя 18.Изобличение ложного героя 19.Наказание ложного героя 20.Свадьба или счастливый конец.

Опыт работы с картами Проппа показал, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию - зачин (жили - были, в некотором царстве и т.д., это помогает детям настроиться на пересказ или сочинение сказки.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Красная шапочка»: зачин, главная героиня, запрет, встреча с вредителем, нарушение запрета, вредительство, появление помощников, борьба, победа, счастливый конец. См. рис. 1.

Прежде чем приступить к непосредственному пересказу или сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

- «Кто на свете всех добрее или злее?». Выявление добрых или злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища.

- «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры).

- «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников.

- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»).

- «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.).

На основе приведённых выше 20 функций, дети, совместно с педагогами или родителями, сами придумывают условные обозначения функций сказки и создают карты. Но для каждой группы детей необходимо создавать свои карты, так как работать по чужим карточкам непродуктивно. Отличие карт Проппа от мнемотаблиц, знаков и символов, которыми пользуются при составлении пересказов в том, что при работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление. Наш опыт подсказывает, что дети не только легко пересказывают любые сказки с помощью карт Проппа, но и очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Например, легко придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

Опыт нашей работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия функций по картам, работают активно и эти занятия им нравятся, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением «волшебных даров» оказалось достаточно одной девочке, чтобы придумать сказку о волшебной кисточке, которая сама рисует.

Преимущества работы с картами Проппа очевидны: каждая из них — целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Например, карту «Запрет», ребёнок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительные стороны - он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, а что нельзя.

В известном смысле, игра с картами помогает ребенку разобраться и в себе самом. Карты всегда рядом, под рукой, многократно апробированные, а потому и легко применимые.

Литература

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л-д, 1986.
  4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978
  5. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
  6. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

Что такое карты Проппа ? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со , как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
— присказка, зачин (приглашение в сказку);
— повествование;
— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как применять технику креативности

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей?
Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.

Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Пример использования

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Вы можете бесплатно скачать полный архив карт Проппа. В архиве в одной папке находятся картинки по отдельности, и в другой два подготовленных листа, чтобы вы могли их распечатать на принтере и использовать для игры.

Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

«золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

и свободу.

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор , из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета,

вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя,

борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее

отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,

переносит в сказочный мир. Ее цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки,

заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в

небесном государстве жили-были…)

Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:

речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и

описания персонажей(Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером

описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к

реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,

аленький цветочек)

«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая

кольчуга и.т.д

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните

его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем

сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими

изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать

по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие

волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка,какие сказочные слова будут в

сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,»

«Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «

Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с

другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей

неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл

звуков, слов и фраз, научится играть со словами,станет сочинять.

Карта Проппа

Цель урока: знакомство детей с картами Проппа; обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Задачи урока:

Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах

множественного числа.

Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность:

способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте

подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

На ковре-самолете

В сапогах-скороходах

На крылатом коне

На сивке-бурке

На коньке-горбунке

На сером волке

На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

Скатерть-самобранка

То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

Двое из сумы

Джин из бутылки

Волшебная лампа Алладина

Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Живая и мертвая вода

Молодильные яблоки

Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

Гребешок – лес

Полотенце – речка

Щетка, зуб – горы

Другие средства:

Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную

страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски,

заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают.

Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко

сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке ”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация

на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение

запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать

книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”,

“Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку

каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к

бабушке отнести горшочек масла и пирожок.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не

разговаривай по дороге, это очень опасно.

Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она

рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф.

Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости,

где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.

Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро

захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время

И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.

Стали они жить – поживать, горя не знать

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был

Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей

прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался

сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные

сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух

на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших

косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи.

Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и

родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с

помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а

сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни

так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания,

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам

Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

Сказка “Про добрую девочку Машу”.

Сказка “Заколдованная царевна”.