Как учить гаммы. Программа обучения дошкольников игре на блок-флейте Упражнения для блокфлейты для развития техники

Пояснительная записка 3

Основные цели программы 4

Новизна программы 5

Общие задачи по каждому виду деятельности 6

Ожидаемые результаты 12

Методические указания 13

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на групповое музицирование детей. В предложенном виде она предназначена для детей младшего школьного возраста. На первом этапе сводится, в основном, к овладению инструментом - блокфлейтой. Основной задачей педагога является поддержать интерес ребенка на занятии, чтобы он мог без проблем получить навыки игры на блокфлейте, смог сам разучить пьесу на имеющемся музыкальном уровне, читать ноты с листа, а также играть в дуэте или ансамбле блокфлейт, исполнять несложные пьесы индивидуально.

Период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчества ребенок видит собственную значимость. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование, музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Данная программа частично решает эту задачу, облегчает её. Главным становится развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи с нравственно интеллектуальной, создание гармонии между индивидуальным и общим; поиски новых путей общения педагога и ребенка. Взрослый в общение с ребенком должен руководствоваться любовью к воспитаннику и увлеченностью. Главным принцип эмоциональной увлеченности это умение «заразить» другого человека эмоциями через собственное их выражение, умение быть актером и педагогом одновременно.

Не имея первичных музыкальных навыков, дети достаточно быстро обучаются на блокфлейте. Нет необходимости разделения их на группы по степени развития музыкальных способностей.

Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Сложность заключается научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия.

Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие. Занятия проходят два раза в неделю продолжительностью 25 минут. На занятии преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность воспитанника.

Основные цели программы

Педагогическая цель – обеспечить условия для развития креативности детей, обеспечить условия для элементарного музицирования на блокфлейте.

Образовательная цель – развить ребенка средствами искусства, сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их в пении, движении, игре на музыкальных инструментах. Основываясь на принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей школьного возраста, данная программа позволит двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению».

Развивающая цель – стимулировать познавательные процессы личности ребенка. Ощущение восприятие, память, мышление, воображение, обогатить эмоционально – волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными и вербальными средствами коммуникации). Поддерживать стремление детей к творчеству, используя положительную оценку деятельности. Обратить внимание детей на возможности посредством мимики, жеста и движения предавать различные образы и ситуации, учить инсценировать песни, сказки, создавать выразительные сценки, широко используя жанры детского фольклора, игры – драматизации, психологические этюды. Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова. Учить импровизировать на одном, двух - трех звуках в ансамбле и индивидуально. Вводить творческие импровизации русских народных песен (ритмические и сопровождение мелодии).

Работа проводится по всем разделам программы, на блокфлейту отводится примерно 15 минут.

Воспитывающая цель – следует формировать у школьников эмоционально – положительную установку к занятиям музыкой. Давать детям яркие музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, формировать нравственные качества. Посредством музыкальной деятельности при обучении игре на флейте показать детям общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, добро и т.д.), побуждать ребенка к их реализации в своем поведении, в общении со сверстниками и близкими. Продолжить воспитывать доброжелательные отношения в процессе различных видов деятельности; радоваться чужому успеху при исполнении песен, не гордиться собственным умением, а помогать отстающим детям в овладении игры на блокфлейте. Создавать ситуацию «учитель-ученик», когда способный ребенок обучает своих сверстников тому, чему сам научился.

В общении с музыкальной способствовать развитию творческого потенциала ребенка в народных играх, песнях, потешках и т.д. Привлекать детей к концертной деятельности в различных её проявлениях: участие в праздниках и развлечениях, отчетных концертах перед родителями и т.д.

Новизна программы

С остоит в том, что система строится и основывается на педагогической концепции немецкого педагога – музыканта Карла Орфа, и программы Т.А. Рокитянской «Каждый ребенок – музыкант!». Главное в концепции Карла Орфа - элементарное музицирование. Которое, неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста. Ритм – главный прием элементарного музицирования. Двигательно-ритмическое начало является исходной формой «инструментальной» музыки. Тело с руками и ногами было и остается первым инструментом человеческого рода. А голос – лишь часть целого, одна из функций организма, который ритмически движется, издает и воспроизводит звуки. Педагогическая концепция Карла Орфа содержит в себе основной принцип элементарного музицирования: педагог становится сторонником креативной педагогики, которая возникла как реакция против одностороннего интеллектуализма обучения, когда бездействует тело. И против такой же односторонней физкультуры, когда бездействует ум, чувство и мышление. Идея гармоничности, внутреннего равновесия, счастья является главной в воспитании через единство танца, музыки, пения и поэзии.

Общие задачи по каждому виду деятельности

    Речевые игры.

    Развивать у детей речевую активность;

    Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Развивать умение речевого взаимодействия в заданном темпе и ритме;

    Развивать активный слух;

    Развивать мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки;

    Развивать мышечные и тактильные ощущения;

    Распевание, пение.

    Учить правильному использованию интонации, темпа, громкости звуков;

    Учить детей находить свой любимый звук и петь его;

    Учить детей петь без музыкального сопровождения;

    Речь + музыка.

    Развивать умение ритмизировать текст поэтического произведения или поэтической импровизации;

    Развивать умение интонировать текст;

    Учить детей видеть окружающий мир, коротко рассказывать об этом;

    Научиться, самим найти музыкально-звуковое сопровождение;

    Движение

    Учить детей свободно ориентироваться в пространстве, в помещении;

    Учить детей передавать с помощью тела образы и характер;

    Развивать творческую активность детей.

    Игры, хороводы.

    Ввести детей в мир народной культуры, учить понимать ее;

    Обратить внимание детей на такую особенность музыки как язык межнационального общения, что поможет решению задач интернационального воспитания;

    Учить соединять пение с хороводными движениями различных видов;

    Развивать в детях вкус к звуковым красотам родного слова, к народным песням, т.е. фольклору.

    Обучение игре на флейте.

    Формирование правильного дыхания;

    Формирование мелодического и гармонического слуха;

    Учить правильной постановке пальцев рук;

    Освоить навыки извлечения звуков на блокфлейте;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие чувства формы музыкального произведения;

    Развитие умения играть в ансамбле, группе, соло;

I полугодие

На первых занятиях очень важно объяснить воспитанникам природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

    «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

    «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

    «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

    «Песочные часы» - исходное положение стоя, одна рука прижата ладонью к животу, вторая рука находится ладонью внутрь перед лицом. При вдохе через рот живот надуваем, при выдохе на ладонь тонкой струйкой живот втягиваем, следим, чтобы выдох был долгий, а движение диафрагмы без рывков;

    Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить воспитанников правильной постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Как правило, дети «ставят» пальцы на отверстия кончиками, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ребенку должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ребенка на знак цезуры , указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин -дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Не летай, соловей», «Как под наши ворота», «Савка и Гришка», «Кошечка».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Зкрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата ( fermata ) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Как под горкой, под горой», «Заплетися, плетень», «Труба», «Под яблонью кудрявою», «Яничек», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень», В.Цытович «Пушистая песенка», А.Александров «Наша песенка простая», «Быстренькие реченьки», А.Островский «Азбука», «Со вьюном я хожу», «Журавель», «Пастушка», Е.Бекман «Елочка», Б.Майзель «Кораблик».

Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

Примерный список пьес на закрепление изученной ноты: «Веселые гуси», «Ах, вы, сени», Д.Кабалевский «Про Петю».

Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

Примерный список пьес на закрепление штриха «легато»: «Латышская народная песня», «Сад», «В сыром бору тропина», «Я вечор в лужках гуляла».

Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Эй, ухнем!», «У ворот, ворот», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Яблочко», «Птичка-певунья», «Ходила младешенька», И.Пушечников «Ку-ку», «Дуэт», «Хоровод».

II полугодие

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «нонлегато» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных в I полугодии.

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Ходил Ваня», «На том нашем на дворе», «Весна», М.Красев «Зайчик», М.Иорданский «Песенка про чибиса».

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности. Примерный список пьес: «Украинская танцевальная», А.Гедике «Заинька», А.Витлин «Пионерский марш», «Я на камушке сижу», И.Дюссек «Старинный танец».

Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Сиротинушка», В.Герчик «Возле елки».

Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом. Примерный список пьес на закрепление изученных нот: Д.Кабалевский «Наш край», М.Красев «Падают листья», А.Гурилев «Ты поди, моя коровушка, домой», «Пчелка», Д.Кабалевский «Ежик», П.Чайковский «Камаринская», Д.Кабалевский «Медленный вальс».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Все пляшите вместе с нами», «Ивушка», «Как пойду я на быстру реченьку», А.Тома «Вечерняя песня», «Во поле береза стояла», «Как в лесу, лесочке», И.Пушечников «Два пастушка», Л.Моцарт «Дуэт», А.Гретри «Спор», В.Гокиелли «Светлячок».

Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Разучивание пьес более сложных в техничном исполнении, музыкальном восприятии. Примерный репертуарный список: В.Шаинский «Улыбка», Ю.Шапорин «Колыбельная», Ф.Куперен «Гавот», П.Чайковский «Итальянская песенка», Ж.-Б. Лойе «Соната» фа мажор (III часть), Х. Липпман «Танец арлекина», В.Моцарт «Канцонетта».

Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Над полями», «Ах, ты, ноченька», «То не ветер ветку клонит», «Не брани меня, родная», «Ой, да ты, калинушка», «Калинка», П.Локателли «Соната» ре минор (I часть).

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития воспитанников. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно.

Таким образом, правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления, разностороннего и успешного развития ученика, как музыканта-исполнителя.


Ожидаемые результаты

В результате занятий у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к музицированию на блокфлейте, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы будут способствовать:

    Формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее;

    Формированию творческого отношения к процессу обучения, и занятиям музыки, в частности;

    Развитию общих музыкальных способностей;

    Формирование музыкальной культуры, как общей духовной культуры человека.

За период обучения воспитанники должны научиться правильной постановке с блокфлейтой. Преодолеть трудности при постановке пальцев рук, губ, языка.

Усвоить разницу между физиологическим и исполнительским дыханием. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания, рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Освоить аппликатуру блокфлейты, научиться самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять несложные пьесы из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий по слуху.

Так как программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, воспитанники оцениваются на посещаемых ими занятиях, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах воспитанники могут показать свой творческий и профессиональный рост, чему они научились за прошедший период.

И, наконец, необходимо не лишить ребенка интереса заниматься в школе искусств (музыкальной школе). Это зависит от усилий преподавателя, его педагогического мастерства. Если ученик с удовольствием посещает заняия, не пропускает их без уважительной причины, если с интересом занимается, принимает активное участие в концертных выступлениях – это уже огромный плюс и ребенку, и педагогу.

Как пишет в своей работе Б.Я. Грач: «Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость. Все то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам» («Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано» Москва-Ленинград, 1965, «Музыка»).

Методические указания

У каждого ребенка в процессе творчества своя цель, а не коллективная. Педагог ценит развитие каждого ребенка, проявляя при этом любовь, всепрощение, всетерпение. Нераскрывшиеся способности и индивидуальность каждого ребенка развивается постепенно, разумно законам природы. Педагог не должен погубить природу ребенка, а дать толчок к ее развитию. Особенно полезны принципы элементарного музицирования детям, которые имеют общее недоразвитие или дети с фонетико - фонематическим нарушениями речи. Большое значение в коррекционной работе с школьниками отводится играм со словом, ритмом, речевым играм, логоритмике. Звучащие жесты сопровождают речь ребенка, это концентрирует его внимание, развивает ритм и метр. При помощи музыки, движения, речи развивается музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, воображение. Детям дается возможность выразить себя при помощи творческой изобретательности. Со всеми видами деятельности в программе тесно связаны ритмические движения, которые развивают ряд психологических качеств ребенка: умение владеть собой, быстро и точно реагировать на сигналы, ориентироваться в пространстве и коллективе.

Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с декларированием, пантомимой, ритмическим упражнениями. Все что может показаться забавой, развлечение, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании ритма и метра.

Знакомство с нотами происходит после того, как ребенок научился играть по слуху, а также «с рук», когда ребенок наблюдает за руками педагога. Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи естественно, через звуки, а не, наоборот – через систему знаков к музыке. Этот последний путь, к сожалению, часто формирует у детей отвращение к музыке, «зажимает» двигательную систему ребенка, затуманивает его собственно музыкальные ощущения, «замораживает» его – нередко на всю жизнь.

Применяя «образно-двигательную музыкальную грамоту» (предложенную Т.А. Рокитянской) предваряет игру на инструментах. После того как ребенок протанцевал, прорисовал в воздухе руками, пропел и прочувствовал всем телом звуковые перемещения в пространстве, он без труда играет двух- или трехзвучную песню на флейте. Тем не менее, надо помнить, что образно-двигательная музыкальная грамота, в конце концов, превращается в элементарную музыкальную грамоту, столь необходимую каждому, как знание любого языка.

    Физиологическое и исполнительское дыхание. Грудной («женский») и брюшной («мужской») типы дыхания. Особенности и различие.

    Упражнения для развития исполнительского дыхания.

    Постановка с блокфлейтой.

    Звукоизвлечение на блокфлейте. Цезура.

    Постановка пальцев левой руки. Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Постановка пальцев правой руки. Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Подбор пройденных мелодий по слуху.

    Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное выдерживание пауз при исполнении пьес. Фермата.

    Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы.

    Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато».

    Легкие дуэты для блокфлейты.

    Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы. Синкопа. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

    Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

    Повторение пройденного материала. Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Условия реализации программы

    Класс, оборудованный настенным зеркалом.

    Блокфлейта (по количеству учащихся в классе.).

    Фортепиано (1 шт.).

    Метроном.

    Магнитофон с CD-проигрывателем.

    Научно-методические пособия.

    Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.

Список литературы

Психолого-педагогическая.

    Абрамова Г.С. «Возрастная психология». М., 1999.

    Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.

    Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.

    Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

    Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

    Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

    Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

    Ефимкина Р.П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.

    Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза». М., 1984.

    Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.

    Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

    Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

    Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

    Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

    Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

    Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

    Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

    Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

    Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

Программа составлена на основе программы Т.А Рокитянской « Каждый ребенок – музыкант», Е.С. Киселевой «Жаворонушки», Н.В. Голубевой «Серебрянный колокольчик».

В репертуаре используются русские народные песни, пьесы для блокфлейты Виноградова, А. Зарубы, Рокитянской и других современных и зарубежных композиторов.

) мы говорили о гаммах вообще. Сегодня я хочу конкретно затронуть вопрос работы над гаммой – как работать с ней, чтобы достичь поставленных целей. Как вы помните, основные из них – это ровность, четкость и беглость. Но, для начала, давайте разберемся, какие гаммы будут «первопроходцами» в Вашей музыкальной жизни пианиста. В школьных программах первым стоит изучение гаммы До мажор. Она держит лидерство по причине отсутствия знаков – то есть, играется по белым клавишам. Однако, не смотря на мнимую простоту, гамма не очень удобна пианистически. Существует такое понятие, как «формула Шопена», в соответствии с которым самое удобное расположение руки предоставляет гамма Си мажор. Если расположить пальцы, начиная от ее субдоминанты – ми-фа#-cоль#-ля#-си, то рука приобретает самое природное положение – рычаги (1 и 5 пальцы) опущены – они лежат на белых клавишах; а средние пальцы образуют естественный купол. Для подтверждения этого тезиса хочу привести слова известного российского пианиста и педагога Льва Оборина: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

Итак, для начала можно поупражняться на этой шопеновской формуле, играя ее легким нон легато с участием кисти. Когда формула будет усвоена, начинаем изучать всю гамму Си мажор, и далее переходим к остальным гаммам.

Можно выбрать другой порядок изучения гамм – по квинтам: До – Соль – Ре – Ля – Ми и т. д. Что дает этот способ – это изучение ладотональной системы музыки. Проработав по квинтовому кругу все гаммы, Вы разберетесь во всех тональностях и закрепите теорию практикой.

Так же Вы можете играть ту гамму, в которой написано разучиваемое произведение. Здесь плюс в том, что знаки в гамме уже известны, и пальцы сами будут ложиться на нужные клавиши. А если произведение содержит гаммообразные пассажи, то тем более гамма будет уместной и полезной на данном этапе.

Хочу заметить, что в паре с мажорной играется параллельная минорная, то есть та, которая лежит на малую терцию ниже от нее.

Теперь, давайте поговорим о технических трудностях в гаммах.

Первое, на что нужно обратить внимание – это аппликатура. Верно выученная очередность пальцев – залог быстрой и ровной игры. Все аппликатурные принципы я уже изложила в предыдущей статье. В этой же статье Вы найдете и виды гамм, которые надо играть. Но, чтобы к ним перейти, для начала нужно хорошо выучить основной вид, ведь, это остов для всех видов.

Самым проблемным моментом является, как Вы уже знаете, подкладывание первого пальца. Здесь хочу обратиться к психологической установке российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза: «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец». Ведь психологически легче перенести руку через первый палец, чем подложить его под ладонь…

А вот упражнение, которое он рекомендует: играя до-мажорную гамму, останавливаемся на звуке ми, поддерживая клавишу в опущенном положении. Следующий звук - Фа - играется попеременно то четвертым, то первым пальцами. Аналогичная остановка на VII ступени (си), после чего следующее за си до играется то пятым, то первым пальцами:


Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание:


Другой педагог и пианист В. Сафонов предлагает вот такой вариант работы над данной проблемой: взяв традиционное пятипальцевое упражнение, играть его не всеми пальцами подряд, а последовательно перемещая большой палец:

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев и их координации и научиться осуществлять подкладывание и перекладывание.

Можно испробовать вариации аппликатуры – поиграть всю гамму 1-2,1-2; 1-3,1-3, и 1-4,1-4.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

Для того чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, и заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.

Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: Вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Можно представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с Вами и уехал. Таким образом, Вы убьете двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, поиграйте гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом, синкопами; и в разных динамических градациях – от pianissimo до fortissimo. А игра в разных темпах позволит избежать унылого заигрывания, а заодно и определить Ваш технический предел.

Отдельный пласт в игре гамм занимает арпеджио. Здесь задачи те же, а технические проблемы другие. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

При копировании, перепечатке материала или его части, активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт http://сайт обязательна.

Курс рассчитан на тех, кто музыкой занимается только как хобби, ноты и блокфлейту впервые видит.
Вы изучите:
нотную грамоту;
— основы ритма;
— ноты и постановку пальцев на блокфлейте;
— извлечение качественного звука, специфику низких и высоких нот;
— сыграете более 25 известных мелодий: Одинокий Пастух, Yesterday, Love me tender, Полёт кондора, Хава Нагила, мелодии из к/ф «Крестный отец», «Титаник» и другие.
Все мелодии разбираются подробнейше: как читать ноты, как посчитать ритм и сыграть ровно, какие пальцы на флейте. Всё это вы медленно-медленно разучите вместе с видео, потом сыграете с аккомпанементом.
Результат: после изучения курса вы сможете самостоятельно играть мелодии по нотам, найденным в интернете или песенниках.

Приобрести саму блокфлейту тоже можно у нас, в офисе в Москве: .

Оценить качество картинки можно на примерах:
.

Если вы уже решили заниматься, скачайте урок про выбор флейты целиком. И покупайте хорошую флейту, на плохих трудно брать верхние ноты.

Полная программа курса:

Часть I
Урок 1. Из чего состоит флейта. Осанка, посадка, положение пальцев, дыхание. Последовательность звуков: до ре ми фа соль ля си до. Первые звуки: до си ля соль.
Урок 2. Особенности извлечения низких звуков. Ноты фа ми ре до.
Урок 3. Координация. Тренируемся быстро искать ноты на блокфлейте. Гамма целиком.
Урок 4. Способы звукоизвлечения. Легато, нон легато. Как сделать звук красивым и перестать «подвывать».
Урок 5. Учим песню «Маленькая ёлочка», думаем нотами на флейте. Играем под фортепиано.

Часть II
Урок 1. Нотный стан, скрипичный ключ, как пишутся ноты. Октавы.
Урок 2. Ноты до ре ми фа на нотном стане. Как их запомнить. Небольшие примеры с листа.
Урок 3. Ноты соль ля си до на нотном стане. Запоминание, примеры.
Урок 4. Играем по нотам, не глядя на пальцы. Гамма вверх и вниз, упражнения.
Урок 5. «Маленькая ёлочка» по нотам.
Урок 6. «Два веселых гуся» по нотам, упражнения.
Урок 7. «Во поле берёза стояла» по нотам.

Часть III
Урок 1. Как в нотах пишется ритм. Длительности и их счёт: целые, половинные, восьмые, шестнадцатые. Хлопаем ритмы. «Ёлочка» по нотам с ритмом.
Урок 2. Размер, такт, тактовая черта, для чего они нужны.
Урок 3. «Ах вы сени мои, сени» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 4. «Эй, ухнем» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 5. «Бумер». Ритмический рисунок — нота с точкой.
Урок 6. «Jingle Bells». Снова нота с точкой.
Урок 7. «Калинка-малинка». Пунктирный ритм.

Часть IV

Урок 1. Диез, бемоль, их смысл, расположение на клавиатуре и запись.
Урок 2. До-диез и ре-диез: положение пальцев, запись в нотах. Небольшая пьеска с диезами.
Урок 3. Фа-диез: аппликатура, запись в нотах. Диезы и бемоли при ключе. «Во саду ли в огороде».
Урок 4. «Love me tender»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 5. Соль-диез: положение пальцев, запись в нотах, типичные сочетания с соль-диез.
Урок 6. «Хава Нагила»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Кузнечик». Повторяем все пройденные ноты с диезами и бемолями, разучиваем «Кузнечика» по нотам,хлопаем ритм.
Урок 8. Си-бемоль, он же ля-диез. Играем «Чижика-пыжика».
Урок 9. «Happy birthday». Пунктирный ритм, затакт.

Часть V
Урок 1. Ноты второй октавы: до ре ми фа. Особенности «добывания» высоких звуков, или как достать соседа.
Урок 2. Продолжаем учить высокие ноты, песня «Светит месяц».
Урок 3. Гимн Российской Федерации — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 4. Ноты второй октавы: соль ля си до. Самое сложное.
Урок 5. Мелодия из к/ф «Титаник» — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 6. «Вечерний звон» — ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Мой милый Августин» — ноты, ритм, играем по нотам и с аккомпанементом.
Урок 8. «Полет кондора» — подробно разбираем и разучиваем.

Часть VI
Урок 1. До-диез второй октавы и мелодия из к/ф «Крестный отец».
Урок 2. «Yesterday» — подробный разбор.
Урок 3. Ре-диез второй октавы. «Песенка крокодила Гены» (пусть бегут неуклюже...).
Урок 4. «Город золотой» — подробный разбор.
Урок 5. Фа-диез второй октавы. «Зелёные рукава» (Green Sleeves).
Урок 6. «Одинокий пастух» — подробный разбор.
Урок 7. Соль-диез и ля-диез второй октавы.

БОНУС:
Как сыграть мелодию в другой тональности — выше или ниже исходных нот.
Эти знания пригодятся, если ноты вашей мелодии окажутся выше или ниже диапазона блокфлейты.

БОНУСЫ!

Пример мелодии с аккомпанементом, быстрый темп:
Smoke on the water, темп 110 bpm

То же самое, медленный темп:
Smoke on the water, темп 70 bpm

Только аккомпанемент гитары, медленный темп. Мелодию сыграете вы;)

Полный список мелодий сборника:

1. Во поле береза стояла
2. Маленькая ёлочка
3. Два веселых гуся
4. Чижик-Пыжик
5. Love Me Tender
6. Ах вы сени мои, сени
7. Широка страна моя родная (начало)
8. Подмосковные вечера (начало)
9. Тема любви из к/ф «Титаник»
10. Калинка-Малинка
11. Одинокий Пастух
12. Jingle Bells
13. Happy Birthday
14. Во саду ли в огороде
15. Кузнечик
16. Эй ухнем
17. Бумер
18. Smoke on the Water
19. Вечерний звон
20. Светит месяц

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]