Как рисовать одежду для фэшн-эскизов. Искусство и мода: все, что нужно знать о fashion-иллюстрации, чтобы выиграть в конкурсе Фэшн иллюстраторы как работать

Какова роль фэшн-иллюстрации в нынешнем мире моды/глянца?

На русском рынке иллюстрация только набирает обороты и начинает завоевывать сердца. Во всем мире глянца главенствует искусство фотографии - ведь оно понятнее и лучше продает, что немаловажно в нашем коммерциализированном мире. Российский фэшн-рынок еще молод, нет культуры и истории модной иллюстрации. Однако есть любовь к образной подаче идеи, взращенная на «Мурзилке» и «Крокодиле». Мировые глянцевые журналы, чьи обложки и страницы украшали иллюстрации русского художника-эмигранта Эрте и многих других, имеют огромные архивы работ великих мастеров. К нам глянец пришел намного позже и уже в фотоформате. Однако благодаря веб-версиям журналов, инстаграму и блогингу востребованность иллюстративной подачи моды растет.

Какие 5 предметов обязательно должны быть в арсенале фэшн-иллюстратора?

Блокнот для зарисовок и неиссякаемая пачка бумаги А3, папка-портфолио Moleskine или просто планшет с зажимом формата А3 для хранения работ и возможности расположиться и рисовать на твердой поверхности в любом месте. Любимый карандаш, если вы консерватор и любите одну технику, или целый чемодан классных материалов, если вы любитель экспериментировать. Я, например, часто вожу с собой в командировки полчемодана карандашей Faber-Castell и маркеров Winsor & Newton, тушь, кисти и прочее добро, но на каждое шоу беру с собой 1 материал и отрабатываю его по полной.

Также под рукой необходим телефон для съемки и первичной обработки фото. Я уже много лет пользуюсь iPhone, мне нравится камера. Кстати, в новом iPhone 7 есть оптическая стабилизация, можно делать фотографии в формате RAW и сразу редактировать их, например, в приложении Adobe Lightroom - очень удобно. А для полноценной обработки изображений я использую MacBook Pro и Photoshop.

Фэшн-иллюстрация часто подразумевает очень быструю работу: как выглядит процесс от задумки до публикации?

В моем случае это именно так, я люблю работать быстро. От 30-60 секундных скетчей на шоу, до «длительных» работ (не более 60 минут, а у кого-то процесс занимает десятки часов - все зависит от техники). Если мы возьмем пример работы в рамках парижской Недели моды, то процесс такой:

Если вас пустили на backstage - это счастье, потому что именно здесь вы можете попросить модель замереть в нужной вам позе на 5-10 минут и зарисовать скетч, а также сфотографировать на iPhone нужные ракурсы для дальнейшей работы.

Я также снимаю фото и видео в перерывах между набросками, чтобы потом по ним рисовать чистовые картинки.

Вечером после шоу или рано утром я пересматриваю фото/видео/скетчи, выбираю удачные ракурсы и прорабатываю финальные иллюстрации.

На хорошем дневном свету фотографирую в формате HD, редактировать можно сразу в любимом приложении.

Работы современного иллюстратора Венди Пловманд, Дания

Фэшн-иллюстрация (по англ. «fashion illustration», где «fashion» – мода, «illustration» - иллюстрация), или модная иллюстрация – таким термином называют жанр иллюстрации (графики или живописи), напрямую связанный с модой. Фэшн-иллюстрация используется в качестве иллюстрации для глянцевых журналов , изданий о моде, в рекламе модных брендов, оформлении модных бутиков и универмагов.

Техника фэшн-иллюстрации

Для фэшн-иллюстрации используются различные технические приемы: от традиционных акварелей и графики, до современных техник с использованием акрила и принта , а также компьютерной графики. Техника меняется на протяжении всей истории этого вида иллюстрации.

История

Джованни Болдини, Танцовщица Мулен Руж, 1905

Считается, что фэшн-иллюстрации уже почти 500 лет. Но активно изучаются последние 150 лет этого жанра. Одним из первых фэшн-иллюстраторов в мире считают Вацлава Холлара (Wenceslaus Hollar), который работал в Лондоне с 1640 года.

1850-1900. В авангарде фэшн-илллюстрации Джованни Болдини (1842-1931), работающий во Франции. Начинал как портретист, но в историю вошел как один из первых модных иллюстраторов. Его техника – быстрые, смелые мазки, асимметрия и изгибы модерна, импрессионистическая манера.

Гибсон, рисунок 1906 года

Но самый громкий след в это время оставил Чарльз Дана Гибсон (1867-1944), американский график. Благодаря его рисункам, в историю вошел отдельный термин «девушки Гибсона» (это девушки с высокими прическами, вьющимися локонами, особой пластикой и гармоничными пропорциями тела, нарисованные пером и чернилами). Графика Гибсона была настолько популярна, что её можно назвать примером, когда иконой стиля стали рисованные девушки, реальные женщины стремились копировать манеру девушек с рисунков Гибсона (рисунки Гибсона диктовали стандарт красоты в Америке 1890-1900 годов). Гибсона называют родоначальником практически всех современных стилей фэшн-иллюстрации. Прическа как у «девушек Гибсона» до сих пор называется «пучок Гибсона» и популярна у женщин.

Пол Ирибе, 1908

1900-1910. 1909 год – начало так называемой «золотой эры» в истории фэшн-иллюстрации. Это время, когда фотография ещё не конкурировала с рисунком от руки, и рисованные иллюстрации были единственным способом иллюстрирования книг и журналов. Жанр начался использоваться не только как картинки к тексту, но и в рекламе. Новую небольшую революцию в фэшн-иллюстрации устроил график Пол Ирибе (Paul Iribe) (1883-1935). Новшество в технологии печати позволило использовать яркие локальные цвета в сочетании с графикой, поэтому у Пола сформировался свой узнаваемый стиль. Другим знаковым событием в биографии Пола Ирибе стало сотрудничество с дизайнером одежды Полем Пуаре, в результате появились рисунки для журналов с женщинами в нарядах от дизайнера. То, что сейчас можно встретить в каждом глянцевом журнале, - шутинги. Если первые рисунки с нарядами были сделаны на белом фоне, то позже появились более усовершенствованные иллюстрации, полностью цветные, например, иллюстрации француза Жоржа Барбье (Считается, что именно его рисунки положили начало стилю ар-деко).

Жорж Лепэйп, принт для La Gazette du Bon Ton, 1912

1910-1920 . Одним из самых видных фэшн-иллюстраторов этих лет считается француз Жорж Лепэйп (Georges Lepape) (1887-1971), он также много сотрудничал с дизайнером Полем Пуаре, рисовал его наряды для журналов. У него свой стиль, более плоские фигуры женщин и более декоративное решение. Этот стиль ему позволил стать большим мастером обложек, для Vogue y cделал более 100 обложек.

Коль Филипс, обложка Good Housekeeping, 1913

Новаторскую технику визуализации предложил американец Коль Филипс (Coles Phillips) (1880-1927). Другое его новшество – метод, когда первым планом или важным субъектом рисунка становится фон, этот прием прозвали «исчезнувшие девушки». Индивидуальности рисунков Филипса способствовал тот факт, что график жил в Америке и не повергся влиянию европейского модерна. В 2010-е годы, спустя 100 лет, прием «исчезнувших девушек» очень популярен в фэшн-иллюстрации.

Эрте, обложка Harper’s Bazar, принт, номер November 1920

1920-1930 . Первая мировая война (1914-1918) ознаменовала большие изменения в моде и в роли женщины. Эмансипация дала женщинам больше свободы, они перестали быть только объектом для украшения. Ведущим модным иллюстратором этого времени считают Эрте. Это имя – аббревиатура из инициалов, настоящее имя художника Ромен де Тиртоф (Romain de Tirtoff, 1892-1990). Он родом из санкт-Петербурга, но жил и работал в Париже. Его иллюстрации подняли стиль ар-деко в иллюстрации на вершину мастерства. Он, как Ирибе, Барбье, Лерэйп, работал с модельером Пуаре. Но всемирно известную славу Эрте принес десятилетний контракт с Harper’s Bazar в 1915 году.

Бенито, Vogue, принт, 1926

Другая знаковая фигура в развитии фэшн-иллюстрации того времени – Эдуард Бенито (1891 - 1981). Художник с испанскими корнями увлекался кубизмом и конструктивизмом, это повлияло на особый стиль Бенито, геометрический подход к модной иллюстрации. После переезда в Париж и знакомства с Полем Пуаре Бенито получил работу в издательском доме Conde Nast , и позже был назначен главным иллюстратором журналов Vogue и Vanity Fair на последующие 20 лет. Стиль Бенито – это ар-деко в сочетании с модернизмом и рациональным подходом.

Эрик, Vogue, 1938

1930-1940 . В американской фэшн-иллюстрации более 35 лет держал пальму первенства Карл Оскар Август Эриксон (1891-1958). Он известен своим сотрудничеством с Vogue и косметикой Coty. Его рисунки узнаются по смелой кисти, разнообразию цвета и особому стандарту женской красоты – девушки с очень тонкими талиями. А в модных кругах его звали Эрик, под таким именем он публиковался в журналах.

Другой известный американский иллюстратор 30-х годов – Рут Сигрид Графстром (Ruth Sigrid

Grafstrom, 1905-1986), его работы в американском Vogue начали появляться в 1933 году. Критики считают, что на его технику оказали влияние французские художники фовисты, и в особенности Анри Матисс.

Стиль американских модных иллюстраторов внес свежую струю в жанр после главенства в нем французских мастеров. Работы Эрика и Графстрома были на обложках журналов Vogue, the Delineator, Cosmopolitan, Woman’s Home Companion.

Буше, обложка Vogue, 1953

1940-1950 . 1939 год стал поворотным для фэшн-иллюстрации, журнал Vogue начал заменять графику на фотографии, выходят фотографические обложки и шутинги, и фотография больше нравится потребителям, чем условный рисунок.

Несмотря на угасание интереса к фэшн-иллюстрации в журналах, многие фэшн-иллюстраторы в эти годы находят свое применение в области рекламы. Рене Буше (Rene Bouche, 1905-1963) начинал работу в Vogue в 1338 году, но после стал сотрудничать в рекламной иллюстрации с такими марками как Elizabeth Arden, Saks Fifth Avenue и Helena Rubenstein. Его техника отличается миксом сочной графики и эффекта мокрой кисти. До сих пор приемы Буше копируются художниками по всему миру.

Рене Гру, обложка International Textiles, 1954

Другой знаковой фигурой в иллюстрации 1940-х годов называют Рене Гру (Rene Gruau, 1909-2004). Минималистичные работы Рене Гру подошли больше всего для использования в рекламе. Он сделал одни из лучших рекламных принтов для Christian Dior . Его работы отлично воспроизводились тем способом печати, который был тогда в использовании, поэтому его работы дошли до зрителя в первозданном виде.

1950 – 1960. В этот период стоит отметить двух мастеров. Один из них – это Кеннет Пол Блок (Kenneth Paul Block, 1924-2009), работавший в Америке. В период 50-60-х годов конкуренцию фэшн-иллюстрации составляет не только фотография, но и телереклама. Это требует от иллюстраторов особого мастерства и эффектности рисунков. Кеннет Пол Блок рисовал смело, отражал движение женских фигур, никогда не выбирал статичность. Его работа пастелью напоминала шедевры импрессионистов. Художник сотрудничал с журналами Women’s Wear Daily и W magazine на протяжении почти 40 лет, начиная с 1950-х годов.

Издания Harper’s Bazar, New York Times, Herald Tribune гордятся сотрудничеством с ещё одним знаковым художником 50-60-х годов – канадцем Ирвином Кросфвэйтом (Irwin Crosthwait, 1914-1981). Этот автор не боялся привнести в графику живописные приемы.

Рисунок Кэролайн Смит, 1965

1960-1970. Начало 1960-х годов называют концом эпохи фэшн-иллюстрации в качестве основной формы иллюстрации в глянцевых журналах. Однако эти годы также отмечены всеобщим подъемом в искусстве, поп-музыке, кино и фото. И нашелся иллюстратор, который смог вписаться в тенденции 1960-х годов, а не конкурировать с ними. Это была Кэролайн Смит. Её вдохновляли картины поп-арта, яркие символы и геометричная графика. Работы Смит публиковались в изжаниях Harper`s Bazar, Queen, Elle и Cosmopolitan.

Бобби Хилсон, 1968

Ещё одна художница, которая не стала мириться с концом фэшн-иллюстрирования, - Бобби Хилсон. Она сделала себе имя рисованными репортажами с модных показов, тогда фотографы пока не приглашались на шоу. После Бобби предложила свой собственный стиль иллюстрации, основанный на линейном рисунке, без участия цвета.

Антонио, французский Vogue, 1970

1970-1980. В это время на художников оказывает влияние панк-музыка и поп-культура. Один из самых влиятельных иллюстраторов того времени – Антонио Лопес (1943-1987), уроженец Пуэрто-Рико, обучался в Нью-Йорке, а творил в Париже. Он подписывал свои работы просто «Антонио» и под этим именем вошел в историю искусства. В его стиле переплетается стиль комиксов, находки фэшн-иллюстраторов «золотой эры» иллюстрации. Он работал тушью, пером, акварелью, углем и даже включал в иллюстрации фото, сделанные фотоаппаратом Polaroid. Считается, что Антонио возродил забытое искусство фэшн-иллюстрации. Мастер работал с изданиями Vogue, Harper"s Bazaar, Elle, Interview, The New York Times.

Стемп, каталог Simpson, 1967

Мало кто мог соперничать с виртуозностью Антонио. Но нашелся ещё один мастер, вошедший в историю фэшн-иллюстрации того времени. Это Эрик Стемп (1924-2001). Ему было на тот момент почти 50 лет, но он успел оставить свой след в истории жанра. Британского иллюстратора вдохновляли плакаты 1940-х годов, учился на дизайнера. Стал известным благодаря рекламным работам для мужских марок, каталога Simpsons, а также для журналов Harpers Bazaar и британский Vogue.

Стипельман

1980-1990. Начинается новый виток фэшн-иллюстрации, возврат к стандартам графики 1920-х годов. В моде гротеск, минимализм, техничность уступает место индивидуальности. В этот период основными выразителями стиля являются два автора – Стивен Стипельман и Джордж Ставринос.

Стивен Стипельман известен как автор настоящей «Библии» для иллюстраторов, его книга «llustrating Fashion: Concept to Creation» («Иллюстрируя моду: от концепции до воплощения») переиздается до сих пор и является учебным пособием для начинающих авторов. Стиль Стивена менялся со временем и он достиг больших высот в графике, с которыми и делится на страницах книги.

Ставринос

Джордж Ставринос (1948-1990) внес в фэшн-иллюстрацию элементы черчения и сложный в техническом смысле уровень владения карандашом. Его рисунки детально проработаны, практически совершенны. Он прославился работами в рекламе (Bergdorf Goodman), в глянцевых журналах (the New York City Opera, New York Times, GQ, Cosmopolitan).

Даунтон, рисунок 2008 года

1990-2000. Новое испытание для фэшн-иллюстрации – цифровая фотография и компьютерная графика. Но снова жанр выжил и предложил новые техники и решения, обогатив илююстрацию. Один из видных мастеров-новаторов – Дэвид Даунтон (род. В 1959). В 1996 году он иллюстрировал модные страницы для Financial Times. После этого влюбился в моду и стал работать над своим стилем в фэшн-иллюстрации. Список клиентов Дэвида огромен: Tiffany & Co, Bloomingdales, Barney’s, Harrods, Top Shop,

Иллюстрация Дэвида Даунтона: Кейт Бланшетт на обложке Vogue Australia

Я всегда думал, что мода является законным предметом для искусства…. Посмотрите на то, каким способом такие fashion-иллюстраторы как Эрик и Антонио, или Рене Грюо помогли определить времена, в которые мы живем. Они были подобны любому фотографу в размышлениях над тем, как мы хотим смотреть и как мы хотим жить,

Говорит Дэвид Даунтон, один из самых известных и талантливых иллюстраторов современности. И это справедливо, ведь именно иллюстрация выполняла функции фотографии в то время, когда до появления фотоаппарата было еще очень далеко: знакомила с новыми модными веяниями, демонстрировала новые наряды и тенденции.

ИСТОРИЯ FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Fashion-иллюстрация существует уже более 500 лет. Ее прообразами можно считать гравюры и офорты XVIвека с изображением придворных дам и кавалеров - главных (и, в общем-то, единственных) модников и модниц тех веков. Например, в конце ХVІ века в Испании появились книги с изображениями одежды и руководствами по шитью.

ВАЦЛАВ ХОЛЛАР


В то время одним из первых fashion-иллюстраторов считается чешский график и художник Вацлав Холлар (Wenceslaus Hollar) (13 июля 1607 - 28 марта 1677), который творил в Лондоне с 1640 года. Холлар работал в технике офорта, он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы, среди которых были и изображения женских костюмов.

В 1679 году во Франции, в Лионе, начинает выходить журнал «Mercure Galant», с которого начинается история модного глянца. Журнал украшали рисунки, сделанные вручную известными французскими художниками: Абрахамом Боссом (Abraham Bosse), Пьером Боннаром (Pierre Bonnard) и другими.

С тех пор издания, в которых размещались гравюры с изображениями модной одежды, стали обычным явлением, и модники во всем мире с нетерпением ждали свежих выпусков. Первые же настоящие журналы о моде возникли во второй половине XVIII-го века, тогда fashion-иллюстрация начала активно развиваться, а время ее рассвета наступает в период с XIX по первую половину XXвеков. Это время подарило миру талантливейших иллюстраторов, которые в значительной степени повлияли на восприятие моды как искусства.

1850-1900 гг. Заметными фигурами в модном мире были итальянский живописец Джованни Болдини (1842-1931) и американский график Чарльз Дана Гибсон (1867-1944).

ДЖОВАННИ БОЛДИНИ

Джованни Болдини, являясь в свое время прекрасным портретистом конца XIX— начала XXвека, в историю вошел, все-таки, как один из первых модных иллюстраторов. На его картинах появлялись уверенные в себе дамы высшего общества в изысканных вечерних туалетах. Именно Джованни Болдини более ста лет назад приложил руку к новому восприятию идеала женской красоты. Дама Болдини имеет рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь, и отличается особой стройностью.

Интервью с талантливым российским фэшн-иллюстратором.

Фэшн-иллюстрация только начинает появляться в России как профессия, и тем ценнее ее создатели. Мы взяли интервью у Максима Сергеева – фэшн-иллюстратора, находящегося в постоянном развитии и поиске новых стилевых решений. О нем мало информации в интернете, но такие имена клиентов, как Tiffany & Co и Louis Vuitton, впечатляют.

Максим, расскажи, откуда ты.

Я родился в маленьком закрытом городе под названием Арзамас-16 Горьковской области. Что характерно, в наше время нет ни города с таким названием, ни области: сейчас это город Саров Нижегородской области, тут и живу.

Где ты учился?

Профессионального художественного образования у меня нет, я самоучка. По образованию я экономист-маркетолог, даже некоторое время работал по этой специализации.

Расскажи, как ты пришёл к профессии фэшн-иллюстратора?

Я рисовал с самого детства: изначально копировал иллюстрации из любимых красочных книг типа “Былин”, а со временем начал рисовать свои сюжеты. После 15 лет это увлечение как-то сошло на нет. В возрасте 21 года переехал в Москву. Учился, параллельно работал в ресторанах. По окончании учебы пошел работать по специализации, и так получилось, что я купил себе самый простенький графический планшет и снова начал рисовать в свое удовольствие. Постепенно стал брать заказы, рисовал иллюстрации для фэнтези-сайтов, шаржи и прочее. В итоге устроился цифровым художником в брокерскую компанию, где долгое время мне пришлось рисовать околобиржевые стилизованные иллюстрации “быки, лоси, медведи” и всякое такое. Но тогда я мечтал рисовать портреты и фэнтези, так что радости это приносило мало. Примерно в это же самое время я наткнулся на иллюстрации Дэвида Даунтона и очень впечатлился. Минималистичный стиль, но так точно передает портреты, детали одежды и образ в целом… Наверное, с этого момента у меня и зародился интерес к фэшн-иллюстрации… Я пытался воспроизводить его работы в фотошопе, параллельно рисуя позирующих девушек с фото и пытаясь их стилизовать, и постепенно начал переходить на традиционные материалы – изначально это была акварель.

Как ты копировал Даунтона в фотошопе? Он же рисует преимущественно акварелью или тушью.

У Даунтона абсолютно своеобразный стиль – очень бледные черты лица, одна сторона портрета значительно бледнее другой, и несколько насыщенных темных линий тушью плавающей ширины. Вот это я и пытался передать в фотошопе. К слову, сейчас много цифровых фэшн-иллюстраторов часто используют такой прием рисования. Но мне получавшийся портрет казался неинтересным и неживым, так что я постепенно перешел на традиционные материалы.

Профессия иллюстратора моды достаточно необычная. Были ли удивлены твои родные? Они тебя поддерживали?

Семья отнеслась ровно – это был какой-то очень органический переход от цифры к традиционной фэшн-иллюстрации. Они всегда меня поддерживали. Мама и сестра до сих пор мои главные критики.


Иллюстрация для тебя – это работа или страсть?

С тех пор как я начал зарабатывать иллюстрацией, считаю ее своей основной профессией, поэтому рисую ежедневно и достаточно долго.

Есть какой-нибудь график работы?

Я стараюсь придерживаться распорядка (хотя, конечно, бывает, что срываю режим). С утра – тренажерный зал, после этого работа над заказами и рисунок для себя “в стол” – для развития навыка и наработки собственного стиля – с небольшими перерывами на отдых.

Что сейчас тебе интересно рисовать?

Больше мужских портретов и образов. На данной стадии они кажутся мне интересными: более угловатые лица, явно выделяющаяся челюсть и скулы, большие брови. После длительного рисования исключительно женских портретов это приятное разнообразие.


Наброски с натуры рисуешь?

Достаточно редко. Иногда мне позируют знакомые, друзья, члены семьи. Для очень быстрых набросков или для разминки использую ресурсы типа Croquis Cafe (интернет-ресурс, содержащий видео позирующих людей).

Что используешь для работы – фотографии моделей, фотографов или фото с показов?

Рисовать подиумные проходы я не очень люблю. Мне кажется, они достаточно однообразные, статичные. Я предпочитаю более живые и интересные фотографии. Как пример – работы Ника Найта (Nick Knight). Очень артистичные, подвижные и глубокие. Неиссякаемым источником идей в таком случае является Behance или тот же Pinterest.

Ты следишь за показами? Они важны для тебя?

Я обязательно слежу за показами, начиная от российских недель моды и заканчивая самыми знаковыми международными. Я считаю, что если ты хочешь чего-то добиться в карьере фэшн-иллюстратора (в особенности рисующего для изданий и модных домов), то обязательно должен быть в курсе трендов в моде. Это касается фасонов, принтов, расцветок – всё должно в определенной мере отражаться в твоих иллюстрациях.


Кто из иллюстраторов тебя вдохновляет? Чей стиль тебе ближе всего?

Список моих любимых иллюстраторов с течением времени постоянно меняется. На данный момент мне больше всего нравится творчество Била Донована (Bil Donovan), Ричарда Килроя (Richard Kilroy) и Говарда Танги (Howard Tangue) – это из современников. Из более ранних люблю свободные стили Антонио Лопеса и Тони Вирамонтеса.

Как ты хранишь свои работы?

Мои рисунки в основном на бумаге, храню по ящикам и шкафам в толстенных неподъемных папках:). Но есть редкие исключения – отсканированные, которые размещаются в портфолио или на моем сайте. Такие иллюстрации приходится достаточно долго обрабатывать.

Какие любимые материалы?

С течением времени они менялись. Изначально я рисовал исключительно в акварели, причем буквально в 2-3 цветах. Сейчас я работаю в смешанной технике: акварель и цветные карандаши. Начал осваивать гуашь, рисую по чуть-чуть. Этот материал мне со школы давался сложнее всего. Когда хочу отдохнуть, переключаюсь на коллажи. Любимая тема – иллюстрации из картины из обрезков глянцевых журналов.

Какую бумагу используешь для работы?

Любую. На самом деле, я очень редко рисую на дорогой бумаге – обычно покупаю папки по 20 листов формата А3 за 200-300 рублей. Для быстрых скетчей и набивания руки использую всё, что окажется вокруг: бумагу для принтера, глянцевую или черную бумагу, иногда даже газеты.

Расскажи о каких-нибудь интересных сериях твоих работ.

Самая запоминающаяся из моих последних работ – это так называемый вызов самому себе: “100 скетчей в одном стиле за 5 дней”. Я, конечно, “сдулся” в процессе работы на 75-м эскизе, но зато на память осталась такая порядочная стопка достаточно увесистой бумаги.



Долгим ли был путь до первого заказа?

Совсем недолгим. Как сейчас помню: это был заказ на портрет. Так как я в то время продолжал работать цифровым художником, сфера деятельности и заказчики сменились очень плавно. Сейчас среди моих заказчиков есть такие компании, как Louis Vuitton, Finn Flare, Moet, Tiffany & co. Все они вышли на меня совершенно одинаково – через мой “Инстаграм”. Я вообще считаю эту социальную сеть одним из своих основных инструментов, и отклик с нее самый большой, хотя я есть и на Behance, и в Facebook, и в “ВКонтакте”.

По большому счету, как наши, так и иностранные заказчики заказывают практически одно и тоже. Немного отличается стиль работы, и только. С иностранными заказчиками несколько проще и понятнее: там нет размытых формулировок вроде “ну вот хотелось бы что-то такое зеленое, но с другой стороны можно и красное”. Есть мудборды (moodboard), где визуально расписано, что, как и зачем. Хотя стоит сказать, что в последнее время и наши компании начали перенимать такую практику.

Как ты считаешь, можно ли зарабатывать исключительно на фэшн-иллюстрации?

Да, конечно. Вообще, сфера ее применения в современном мире достаточно широка: это и рисунки для компаний-заказчиков, и иллюстрирование недель моды/журналов, и частные заказы портретов и образов, и работа на ивентах, и даже преподавание в частных арт-школах, главное – это постараться определить, что для тебя ближе всего.

Максим, расскажи, пожалуйста, о каком-нибудь самом интересном или самом запоминающемся заказе.

Из самого запоминающегося оказался даже не самый крупный заказ или самый именитый заказчик, а несколько нетипичный для меня опыт. Однажды мне написал иллюстратор Achraf Amiri, который начал издавать свой журнал Illustrashion и собирал для очередного выпуска работы разных художников. Основная сложность заказа была в том, что общая стилистика журнала была очень близка к жанру Vanitas – все эти черепа, ноты и прочее. Причем он просил меня рисовать именно в моей стилистике – яркие пятна, акварель и цветные карандаши. В общем, было необычно и крайне забавно.



К чему бы ты хотел прийти? Какая у тебя мечта?

Из профессиональных желаний – наверное, не буду оригинален – регулярная работа с самыми известными глянцевыми изданиями. Выставка и продажа моих работ в известных тематических галереях мира. Ну и конечно же, мечтаю о прекрасном здоровье и долголетии, чтобы хватило сил и целеустремленности достичь поставленных целей.

Екатерина Петропавловская — fashion-иллюстратор и блогер, автор проекта и бренда kateillustrate . Екатерина верит, что о моде можно рассказать при помощи искусства иллюстрации, а ее главная миссия — вдохновлять других людей своим примером.

Иллюстрация и, конечно же, ее отдельное направление — fashion-иллюстрация — абсолютно не новое явление. Еще до появления фотографии все обложки модных, теперь уже именуемых “глянцевыми”, журналов создавались иллюстраторами. Потом появилась фотография, фотографы были вознесены на пьедестал, а профессия иллюстратора отошла на второй план. То, что мы наблюдаем на сегодняшний день — это уникальное явление, это “бум” в сфере иллюстрации. Фотографии наскучили, и при этом ничего кардинально нового придумано не было, поэтому мы возвращаемся к истокам, к тому времени, где иллюстратор был не просто художником, он был именно тем человеком, который определял успех журнала, книги и многого другого в значительной степени.

Мы всегда были визуалами, а сейчас это ощущается особенно остро, когда компании строят свои стратегии именно на визуальной составляющей (Apple, Google и другие). Таким образом, редакторы и крупные бренды все чаще стали обращаться к иллюстраторам, ведь иллюстрация — часть их маркетингового плана. Иллюстраторы, понимающие специфику fashion, сейчас очень востребованы.

Екатерина Петропавловская начала карьеру fashion-иллюстратора и создала свой бренд kateillustrate чуть больше года назад, при этом до этого рисуя разве что на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В чем-то девушке повезло – отец был художником, и какая-то доля его таланта передалась и Екатерине, возможно именно поэтому, ей удалось так быстро освоить рисунок и начать работать с такими крупными брендами, как TOD’S, Дикая Орхидея, журнал #NewJet, Danyl Marr, How to be a Redhead и многими другими.

Однако иллюстратор — это все же работа, в которой путь к всеобщему признанию не обязательно простой, многие иллюстраторы идут к успеху годами, поэтому очень важно, если вы решили начать рисовать моду всерьез, помнить о нескольких важных составляющих успеха в этой сфере.

  • Если вы только начинаете, не бойтесь, в начале пути все пользуются известным среди дизайнеров принципом “кради как художник” . Вдохновляйтесь, смотрите за теми людьми, кто занимается чем-то подобным.
  • Практикуйтесь. Рисуйте много, рисуйте часто, рисуйте отдельные элементы, которые получаются у вас хуже всего. Не можете нарисовать красивую руку? Нарисуйте сто, двести раз, пока не будете довольны результатом.
  • Помните, талант — не всегда синоним успеха, очень важно продвигать себя. И чем больше у вас каналов продвижения — тем лучше. Instagram и Youtube являются важными площадками для хорошего старта.

Кроме того, скромность в этом деле не украшает: обивайте пороги редакций, пишите, звоните PR-менеджерам брендов, с которыми хотите работать — заявите о себе! Сначала вы будете работать с любыми клиентами, но придет время, когда вы скажете: “Хочу работать с [вставить свой любимый бренд ]”, — и тогда станет важным, какое имя и репутацию вы себе построили за это время. Собственно это и помогает нам ответить на вопрос, почему одни fashion-иллюстраторы успешно работают для журналов и известных модных домов, а другие остаются на любительском уровне. Ответ прост: многим иллюстраторам не хватает предпринимательской жилки.

  • Клиенты — это замечательно, но в идеальной ситуации еще лучше иметь очень много фанатов, которые будут вашими представителями (“ambassadors) и распространителями вашего творчества. Иллюстратор — это, как правило, фрилансер, если он не работает в штате модного дома, и тогда финансовый вопрос, особенно на начальном этапе, стоит очень остро. Выход? Можно делать чехлы, футболки, кружки, постеры с вашими иллюстрациями и продавать на таких площадках как Zazzle, Society6, Etsy и других. В этом случае ваши фанаты — ваши первоочередные покупатели, не забывайте о них!
  • Выделяйтесь! К пятому пункту мы уже пришли к тому, что пора отойти от принципа “кради как художник” и стать генератором идей. Некоторые иллюстраторы сначала создают иллюстрацию, а потом через какое-то время на нее находится свой покупатель. Поэтому чем больше креативных и интересных вещей вы рисуете, тем больше вы растете во всех смыслах этого слова.
  • Ну и наконец, даже если вы всему научились сами, то в какой-то момент придете к тому, что захотите поучиться у кого-то. Иллюстрация — это та сфера, где возможности для роста и самореализации безграничны, самое главное — очень сильно хотеть и не сидеть на месте.