Кация ручное кадило. Что символизирует кадило и каждение

греч. ?????????, позднее????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) - богослужебная утварь для совершения каждения - сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. - переносный.

Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, - небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

Каждое христианское богослужение - в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. - всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были - чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.


Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя».

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный - Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения - кадильнице.
До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, - все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками - музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь
Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, - ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником - то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, - то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви. В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.