Историко культурный процесс и периодизация. Периодизация русской литературы XIX века: история, этапы развития и интересные факты. Государственное образовательное учреждение

ЗАНЯТИЕ 1.

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Самобытность русского романтизма - ведущего направления русской литературы 1-й половины XIX века.

I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Литературный процесс в России является органической частью мирового литературного процесса. Русская литература, насчитывающая в своем развитии десять с лишним веков, прошла через те же самые стадии, что и литература мировая (точнее - европейская). Как и в истории большинства европейских литератур, в истории русской литературы традиционно выделяются периоды древней (старой) и новой словесности. Древнерусской литературе свойственны те же самые стилевые и жанровые закономерности, что и другим литературам средневековья. Русская литература нового времени развивается в русле общеевропейского процесса, проходя через стадии классицизма, романтизма, реализма и вступая на рубеже веков (XIX - XX) в полосу общего мирового культурного кризиса.

СПРАВКА

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв, одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С точки зрения представителей классицизма, важным и ценным является лишь то, что непреходяще, неподвластно времени. Это определило и четкие нормы, требования художественных правил: каждый жанр и вид искусства имеет строгие содержательные границы и формальные признаки.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Реализм (лат. вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.


Признаки:

1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

В то же самое время русская литература - это феномен национальной культуры России, и национальное своеобразие культурного процесса определяет специфику эволюции русской литературы в целом.

О самобытности национальной культуры и литературы России впервые по-настоящему заговорили в конце XIX в., когда со всей отчетливостью стало ясно, какое эстетическое и нравственное богатство представляет собой русская классика XIX в.

«Положительно можно сказать, что почти никогда и ни в какой литературе, в такой краткий срок не являлось так много талантливых писателей, как у нас, итак сразу, без промежутка» (Ф.М. Достоевский).

«Культура у нас еще очень молода. Триста лет назад Англия имела уже Шекспира, Испания - Сервантеса, а немного позже Мольер смешил Францию своими комедиями. Наши же классики начинаются только с Пушкина; всего каких-нибудь сто лет. И смотрите, мы начинаем обгонять: Тургеневым, Достоевским, Толстым зачитывается весь мир» (А.П. Чехов).

Итак, какие же периоды в истории русской литературы мы выделяем? Об одном, самом большом делении мы уже говорили - это литература средневекового (древнерусская) и литература нового времени.

Древнерусская литература охватывает период с X по XVII вв .

Начало русской литературы нового времени традиционно относят к XVIII в. (или к рубежу XVII-XVIII вв.), а XVIII в. открылся петровскими преобразованиями и решительным разрывом с культурными традициями старой Руси. XVIII в. положил начало формированию принципиально новой, светской культурной традиции, и современная культура является непосредственной наследницей петровских реформ. XVIII в. в истории русской литературы долго считался ученическим, несамостоятельным по сравнению с западноевропейской культурой нового времени.

В XIX в . русская литература приобретает мировое значение, и решающая роль здесь принадлежит, разумеется, А.С. Пушкину, потому что именно Пушкин в своем творчестве преодолел резкое отставание русской литературы от ведущих европейских литератур и вывел ее вперед.

Кризис русской культуры не рубеже XIX - XX вв . во многом был связан с кризисом русской литературы ее классической эпохи. Именно на это время приходится расцвет творчества А.П. Чехова - художника, решительно отказавшегося решать поставленные в произведениях вопросы; он прежде всего художник, в его творчестве литература выступает в своей основной - эстетической - функции, отказываясь от претензии на преображение жизни по законам искусства или его средствами.

Чехов завершает традицию золотого века русской классики и в то же время является предтечей нового, «серебряного века» , предложившего иную модель взаимодействия художника и общества.

Русская литература рубежа веков (XIX -XX) выдвинула идею свободного искусства и автономии художника, однако Октябрь 1917 г. с его идеологическим и политическим диктатом прервал естественное течение литературного процесса.

Литература Советской России представляет собой достаточно сложное образование. При ее изучении когда-то на первый план выдвигались такие имена, как М. Горький, М.М. Шолохов, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, Н.А. Островский - писатели, так или иначе связанные с идеологией победившего пролетариата, с методом социалистического реализма. Когда пришло время перестройки, эти имена заменились другими - М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, А.П. Платонов, А.И. Солженицын.

В настоящее время только вырабатывается новый взгляд на историю русской литературы новейшего времени - более объективный взгляд, согласно которому нельзя так просто поменять плюсы на минусы, красное на белое. Важно понять, что и писатели «социалистического реализма, и представители «неофициального направления» - общие участники одного и того же литературного процесса, что непроходимой грани между ними не было.

Наконец, необходимо сказать несколько слов о современной литературе, литературе текущего времени (конец XX - начало XXI вв.) . К этому времени относится публикация так называемой «возвращенной литературы», по разным идеологическим причинам не напечатанной в свое время, время непосредственного ее создания - и таким образом изъятой из литературного процесса 1918-1970-х гг.

Как и на рубеже веков (XIX-XX), так и сейчас в современной критике встречаются утверждения о гибели русской литературы, о ее вырождении. Негативных примеров достаточно, тут и расцвет так называемой «другой прозы» (откровенно натуралистической), и сомнительные эксперименты постмодернистов, и невиданное засилие массовой литературы. Из всех многочисленных функций литературы на первый план выдвинулась функция собственно художественная и развлекательная.

Итак, подведем итоги. В истории русской литературы мы выделяем два больших периода - периоды древнерусской литературы (X - XVII вв.) и новой литературы (XVIII - XX вв.). Литература нового времени подразделяется на литературу XVIII в. (время формирования национального своеобразия отечественной словесности); литературу XIX в. (расцвет русской классики, приобретающий мировое значение); литературу рубежа XIX - XX вв. (до Октября 1917 г.) и литературу XX в. послеоктябрьского периода, с 1917 г. до наших дней.

Основные тенденции литературно-общественного процесса 1-ой четверти XIX в.

Их можно представить в следующей таблице:

Время Исторические события Литературный процесс Жанры Произведения, писатели
1800-1815 Отечественная война 1812 г Существование отмирающего классицизма и сентиментализма с нарождающимся романтизмом; активизация литературных журналов, литературных обществ; центральная фигура – Карамзин. Ведущее место – поэтические жанры (песня, послание, элегия, баллада, басня). Рядом: чувствительная повесть путевой жанр (сентиментализм); трагедия (классицизм) Повести, поэзия Карамзина; лирика Державина; элегии, послания, баллады Жуковского и Батюшкова; басни Крылова; первые поэтические опыты Пушкина («Воспоминания о Царском селе»)
1816-1825 Восстание декабристов Формирование романтизма как ведущего художественного направления и одновременное зарождение реалистических элементов внутри течения; Пушкин как центральная фигура литературного движения Расцвет романтической поэзии (элегия, баллада, послание, поэма); рождение романтической повести. «Элегическая школа» в поэзии Жуковского и Батюшкова; гражданская поэзия декабристов; романтическая лирика и «Южные поэмы» Пушкина 1821-1824 гг.; «Горе от ума» Грибоедова; «Борис Годунов» Пушкина 1824, с 1823 – работа над «Евгением Онегиным»; «История государства Российского» Карамзина.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»,«Сожженное письмо », «Я Вас любил », «На холмах Грузии лежит ночная мгла », «Безумных лет угасшее веселье », «Зима. Что делать мне в деревне? », «Все в жертву памяти твоей ...», «Желание славы »,«Друзья мои , прекрасен наш союз! »,«Стихи , сочиненные ночью во время бессонницы »,«Осень »,«Бесы »,«Когда по улицам задумчив я брожу… ».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине . В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы : Элегия.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк »,«Она не гордой красотой »,«К портрету »,«Силуэт »,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского »,«Желание ».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Поэма «Демон ».* «Демон » как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме. Смысл финала поэмы , ее философское звучание.

Критики о М.Ю. Лермонтове . В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы : развитие понятия о романтизме.

Для самостоятельного чтения: «Маскарад ».

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы : Романтизм и реализм.

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

«Лес ».* Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия. Сатирическое изображение жизни пореформенной России. Тема бескорыстия и корысти в пьесе. Тема искусства и образы актеров. Развитие темы «горячего сердца » в пьесе. Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

«Бесприданница ».* Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения , человека-вещи , блеска , одиночества в драме. Образ Паратова. Эволюция женского образа у Островского (Катерина–Лариса). Характеры «хозяев жизни ». Экранизация драмы А.Островского «Бесприданница ».

Полемика вокруг финала драмы «Бесприданница » в театре и кино (для самостоятельного чтения).

Комедии Островского «Свои люди – сочтемся »,«На всякого мудреца довольно простоты »,«Бешеные деньги »* (одна из комедий по выбору учителя и учащихся).

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы : понятие о драме.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов » в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Теория литературы : социально-психологический роман.


И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа . (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы : Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Для самостоятельного чтения : «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

Н.Г. Чернышевский.* Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся… »,«Полдень »,«Silentium»,«Видение »,«Тени сизые смесились… »,«Не то, что мните вы, природа…»,«29-е января 1837 »,«Я лютеран люблю богослуженье »,«Умом Россию не понять…»,«О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь»,«Я очи знал , – о , эти очи »,«Природа – сфинкс. И тем она верней… »,«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения:«Облаком волнистым… »,«Осень »,«Прости – и все забудь »,«Шепот, робкое дыханье…»,«Какое счастье – ночь , и мы одни... »,«Сияла ночь. Луной был полон сад...»,«Еще майская ночь...»,«Одним толчком согнать ладью живую…»,«На заре ты ее не буди... »,«Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово»,«Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

А.К. Толстой . Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Против течения »,«Не верь мне , друг , когда в избытке горя …», «Колокольчики мои…»,«Когда природа вся трепещет и сияет... »,«Тебя так любят все; один твой тихий вид... »,«Минула страсть , и пыл ее тревожный… »,«Ты не спрашивай , не распытывай... ».

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина»,«Памяти Добролюбова »,«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,«Тройка »,«Поэт и гражданин»,«Плач детей »,«О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд , К. Чуковский , Ю. Лотман).

Теория литературы : развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Уроки поэзии.*

А.Н. Майков . «И город вот опять! Опять сияет бал... »,«Рыбная ловля »,«Осень »,«Пейзаж »,«У мраморного моря »,«Ласточки ».

А.А. Григорьев . «Вы рождены меня терзать... »,«Цыганская венгерка »,«Я ее не люблю , не люблю… », Цикл «Вверх по Волге ».

Я.П. Полонский . «Солнце и Месяц »,«Зимний путь »,«Затворница »,«Колокольчик »,«Узница »,«Песня цыганки ».

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира ».

Н.С. Лесков . Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города » (обзор). (Главы: «Обращение к читателю »,«Опись градоначальникам »,«Органчик »,«Поклонение мамоне и покаяние »,«Подтверждение покаяния »,«Заключение ».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы : развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов *, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы : проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

«Севастопольские рассказы ».* Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов » в творчестве Л. Н. Толстого.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы : понятие о романе-эпопее.

А.П. Чехов. Сведения из биографии.

«Студент»,«Дома »* ,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»,«Дама с собачкой »* Палата № 6 »,«Дом с мезонином ». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский , В. Пьецух).

Теория литературы : развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет ».

О. Бальзак «Гобсек ».

Г. Флобер «Саламбо ».

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер , А. Рембо О. Ренуар , П. Малларме и др.).


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

  1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
  2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
  3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
  5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

Историко-культурный процесс — процесс развития и функционирования культуры в обществе. Взгляды Достоевского на историко-культурный процесссложились под определенным влиянием «философии истории» Гегеля, а также книги Н. Данилевского «Россия и Европа» и уточнялись на протяжении всей его жизни. В ранних письмах к брату в конце 1830-х гг. Достоевский указывает на зависимость «души человека» от истории культуры; в 60-е гг. ставит вопрос о специфике, типологии и национальном своеобразии культуры; в 70-е гг. его интересует специфика народной культуры. Достоевский рассматривает историко-культурный процесс прежде всего как процесс развития духовной культуры, выражающий наиболее важное в истории человечества и осуществляемый путем нравственной эволюции личности. Историко-культурный процесс имеет определенную направленность и цель — достижение состояния (20; 192—193). Историко-культурный процесс формирует человека: «Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека» (см. ).

В записной тетради 1864—1865 гг. Достоевский объясняет историко-культурный процесс законами эволюции человека и выделяет три этапа развития культуры, связывая их с этапами становления человечества: первобытную общину, когда «человек живет массами», «непосредственно»; «время переходное» — «цивилизацию», способствующую развитию личности и личного сознания; будущее, в котором человек должен вернуться в «непосредственность», в «массу», обратиться к идеалу человечества — Христу (20; 191—192). Достоевский противопоставляет христианские представления об историко-культурном процессе («норму») представлениям «социалистическим»: «...Бесконечность христианства над социализмом в том и заключается, что <...> христианин, <...> все отдавая, ничего себе сам не требует» (20; 193). Смена исторических периодов происходит в виде неожиданных катастроф. Задача искусства — осмыслить историко-культурный процесс и воздействовать на него. Историко-культурный процесс и его последствия непредсказуемы для человека. «...Может быть, именно то, что наши прогрессивные умы считают несвоевременным и неполезным, и есть современное и полезное» (18; 100); понятие «прогресса» Достоевский обычно связывает с субъективной оценкой людьми явлений историко-культурного процесса. По наблюдению Г.М. Фридлендера, Достоевский выделяет два типа «эпох» — «гармоничные», «здоровые» (гомеровская эпоха, Возрождение), в искусстве которых выражается высшая эстетическая закономерность, и «дисгармонические», «болезненные», переходные эпохи, когда искусство обнажает хаос жизни. Именно переходные эпохи нередко оказываются для искусства наиболее плодотворными. В историко-культурном процессе Достоевский выделяет два «слоя» — народную культуру и «верхний слой культурных людей» (22; 110). Историко-культурный процесс всегда национален; культура есть «химическое соединение человеческого духа с родной землей» (5; 52). Особенность русского историко-культурного процесса Достоевский видит в начавшемся с Петра I трагическом разъединении «форм жизни» с «духом и стремлениями народа»; перспектива русской культуры — возвращение на родную почву, сохранившуюся в народной культуре (18; 36—37). Достоевский выделяет в историко-культурном процессе периоды «замкнутые» (Россия до Петра) и «открытые», для которых характерно «расширение взгляда беспримерное» (Россия после Петра). Внутреннее содержание русского историко-культурного процесса, начиная с петровских реформ, составляет «...потребность <...> всеслужения человечеству, <...> примирение наше с их цивилизациями, познание и извинение их идеалов...», «потребность быть <...> справедливыми и искать лишь истины» (23; 47); при этом Россия имеет возможность избавиться от болезней европейской цивилизации. Достоевский подчеркивает личную ответственность каждого человека за результаты историко-культурного процесса. Итог его — достижение идеальной гармонии, приближение к Христу — Достоевский относил к отдаленному будущему. В 1876—1877 гг. у Достоевского возникает ощущение завершенности историко-культурного процесса, приближения к апокалиптической катастрофе.

В советский период взгляды Достоевского на историко-культурный процесс нередко критиковались за отсутствие в них исторического мышления, непонимание роли классов и классовой борьбы, незнание «революционной диалектики». В начале XX в., в 1980—1990-е гг., Достоевский часто рассматривался как пророк, предсказавший многие социальные и культурные потрясения XX в.

Кондаков Б.В.

4. Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы

Периодизация культурно–исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования, как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т.д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны.

Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была “величайшим переворотом в истории”, но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая – динамику общественного развития в целом.

В предыдущей главе были рассмотрены культурно-философские концепции развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, и культурно-исторические типы Данилевского, и суперсистемы П.Сорокина, и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается в гораздо большей степени на развитии культуры. Здесь нет описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.

Историческая периодизация не принимает во внимание и “стилевые” эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими с точки зрения эволюции культуры. Проблема стиля как системы образной фиксации духа той или иной культуры имеет важнейшее значение для культурологии, но не для истории.

Итак, на базе материала предыдущей главы можно перечислить следующие подходы к культурно-исторической периодизации:

Н.Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения временных параметров как последовательно, так и параллельно;

О.Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы–цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие;

А.Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность;

П.Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно, по ходу исторического процесса сменяющие друг друга;

К.Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой.

Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.

Попытаемся представить хронологические параметры тех культурно–исторических этапов, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.

1. Доистория. Период культурной древности

Древнекаменный век (палеолит) – 40 тыс. лет до н.э. – 12 тыс. лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) – 12 тыс. лет до н.э. – 7 тыс. лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) – 7 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. лет до н.э.

2. Период великих архаических культур

Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад – 4 тыс. лет до н.э.

Зарождение древнеегипетской цивилизации – конец IV тыс. до н.э.

Зарождение древнеиндийской цивилизации – конец III тыс. до н.э.

Зарождение цивилизации в Древнем Китае – II тыс. до н.э.

Расцвет культуры Вавилонии – II тыс. до н.э.

Расцвет критской (минойской) культурысер. II тыс. до н.э.

Расцвет микенской (элладской) культуры – 2-я пол. II тыс. до н.э.

Древняя Греция:

Гомеровский период – IX – VII вв. до н.э.

Архаический период - VII – VI вв. до н.э.

Древний Рим:

Этрусская эпоха – IX – VI вв. до н.э.

Царский период – VIII – VII вв. до н.э.

3. Период Осевого времени

Древняя Греция:

Классический период культуры Древней Греции – V - IV вв. до н.э.

Эпоха эллинизма – конец IV – сер. I в. до н.э.

Древний Рим:

Республиканский период – VI – сер. I вв. до н.э.

Период империи – сер. I в. до н.э. – V в. н.э.

Другие культурные очаги мира:

Расцвет культуры Древнего Китая – VIII - IV вв. до н.э.

Расцвет культуры Древней Индии – VII – II вв. до н.э.

Расцвет культуры Ассирии – VII – VI вв. до н.э.

Образование Персидской империи – VI в. до н.э.

Европейское средневековье – V в. н.э. – рубеж XIII – XIV вв.

Византийская империя – V – XV вв.

Славянская древность V –к. IX вв.

Киевская Русь– к.IX – XII вв.

Арабский халифат – VII – XIII вв.

Эпоха Возрождения:

Италия– к. XIII – XVI вв.

раннее – к.XIII – сер.XV вв.

высокое – сер. XV – нач.XVI вв.

позднее – нач. XVI – к.XVI вв.

Испания – XV – к.XVII вв.

Англия – XV – нач.XVII вв.

Германия - XV-XVII вв.

Нидерланды (Фландрия, Голландия) – XV – нач.XVII вв.

Франция – XVI в.

Московское княжество - XIV – XVII вв.

Эпоха классицизма 30-е гг.XVII - к. XVIII вв.

Эпоха барокко к. XVI – сер.XVIII вв.

4. Технический век

Эпоха Просвещения 1689 – 1789 гг.

Эпоха романтизма - к. XVIII - 30-40-е гг.XIX вв.

“Золотой век” русской культуры – 30–90 гг. XIX в.

“Серебряный век” русской культуры – к. XIX – 10 гг. XX вв.

Эпоха модернизма (авангарда) – нач. XX в. – к.30–х гг. XX в.

Постмодернизм – к.60-х гг. по настоящее время.

Как можно увидеть из приведенного выше перечня явлений культурно-исторического процесса, культурно–историческая периодизация представляет картину достаточно пёструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки, и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки, и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Все вместе это дает возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем виде.

5. Культура первобытного человека

Как бы не определять основу человеческой природы, несомненным является органически присущая человечеству потребность в творчестве, в реализвции своих ощущений и переживаний посредством создания особого мира – мира культуры. Это можно заметить, анализируя уже самые ранние этапы человеческой культуры, которые, как правило, объединяются общим названием первобытная культура .

Учитывая, что реальных сведений о жизни и творчестве человечества столь отдаленного от нас периода, к тому же еще не знавшего письменности, а следовательно, лишенного возможности фиксировать точную информацию, сохранилось весьма мало, ученые-культурологи решили восстановить особенности культуры того периода, используя метод аналогии, с помощью исследования жизни современных туземных племён, обитающих в Африке и Латинской Америке и находящихся примерно на том же уровне культуры, что и люди первобытной эпохи.

Общей чертой всех первобытных культур является синкретизм (синкретичность), т.е. нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого первобытного состояния культуры. Все происходящие в жизни процессы представлялись в виде единого целого. Ритуал, предшествующий охоте, создание изображений животных, на которых предстоит охотиться, сам процесс охоты выступали равнозначными звеньями единого порядка. Отчасти с синкретизмом переплетается и тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами, определенными видами животных и растений. Такого рода отождествление можно объяснить неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных. Древние люди старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. По мнению Дж.Фрэзера, классика религоведения и этнографии, автора фундаментального труда “Золотая ветвь”, посвященного древнейшим формам религии, существовало родство магии с наукой, и первоначально магический тотемизм объединял в себе науку, мораль, искусство слова (магические заклинания), а также театрализованные ритуалы, основанные на изображении желаемых событий.

Еще одной особенностью первобытной культуры является то, что она представляла собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом. В тех условиях он выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных представителей племени. Формирование системы табу во многом было предопределено необходимостью выживания, что уже в то время связывалось с внедрением определенных, обязательных для всех законов и порядков. Людям внушалась всеми возможными средствами вера в то, что нарушение табу влечет за собой гибель и таким образом осуществлялось регулирование общественных отношений.

Такие известные исследователи первобытных форм культуры, как Дж. Фрэзер, Э.Тайлор, Л. С. Васильев и др. приводят множество подтверждений того, что за нарушение табу полагалась смерть. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга оставил на обочине дороги остатки обеда, которые позже подобрал и съел его соплеменник. Когда бедняга узнал о том, что употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях. Настолько сильна была вера в то, что пища вождя неприкасаема для всех прочих представителей племени.

На основе системы табуирования сформировалась и экзогамия . Из брачных отношений исключались ближайшие родственники - родители и дети, родные братья и сестры. Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака. Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).

Основой мифолого-сакрального мировоззрения, присущего первобытным, архаическим обществам, выступает ритуал, который наделялся глубинным смыслом. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека. В архаическом ритуале тесно переплелись молитва, песнопение и танец. В танце человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, обеспечить хороший урожай или удачно осуществить охоту. Танцующие участники ритуала были связаны осознанием своих задач и целей. Например, танец в честь тотемов должен был принести роду благополучие, воинский танец - усилить чувство силы и солидарности членов племени. В ритуале участвовали все члены коллектива, что в немалой степени способствовало единению племени. Из ритуала зарождается и миф как некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе.

Сейчас вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Вместе с тем о происхождении искусства до сих пор ведутся споры. Одна из наиболее популярных – магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей.

Следует учитывать и психофизиологическую сторону становления искусства, на значимость которой обращает внимание в своих трудах отечественный антрополог Я.Я. Рогинский. С его точки зрения, появление “человека разумного” неотвратимо ведет к возникновению искусства. “Под воздействием нагрузок и перегрузок мощнейший, совершеннейший орган мысли, - пишет Я.Я. Рогинский, - не мог бы справляться с небывалыми дотоле по сложности задачами абстрактного мышления, если бы оно не подкреплялось искусством. Универсальный, чисто человеческий мир ритмов - ритмы танцев, звуков, линий, красок, форм, узоров в древнейшем искусстве - оберегал от перенапряжений и срывов мыслящий мозг”.

В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма, благодаря которой осуществляется передача социальных установок. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки, так же как игры, танцы, театрализованные представления, составляли “одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род” (Г.В. Плеханов). Символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык призваны выражать сложные идеи и понятия. За простотой формы кроется глубочайший смысл и содержание.

В наши дни о культуре палеолита, древнейшего периода в истории культуры, известно достаточно много благодаря археологическим раскопкам, сделанным на юге Франции и севере Испании. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили следы своего пребывания, которые долгие годы были сокрыты в пещерах и гротах. В эти потайные места с конца прошлого века начали проникать археологи. Они описали всю последовательность развития культуры палеолита, дав его периодам названия, соответствующие тем местам, в которых были сделаны наиболее важные находки.

Теперь мы может судить о том, как изменялась с течением времени культура палеолита.

1. Перигорд (35-30 тыс. лет). Популярны нарезки и насечки на костяных изделиях, украшения. Появляются графические изображения- выцарапанные на камне контуры животных и людей. Графику принято считать древнейшим видом изобразительного искусства. В ее основе лежит воспроизведение образов окружающего мира посредством линий.

2. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Появляются первые произведения живописи , вида изобразительного искусства, использующего цветовые сочетания в качестве основы воспроизведения образа. Люди умели изготовлять на основе натуральных красителей 17 цветов красок. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры - разноцветные борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий (“макароны”) вырисовываются контурные рисунки, которые сначала наносят пальцами, затем специальными орудиями.

К этому же периоду относится и появление первых образцов скульптуры: это были маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня, получившие в дальнейшем обобщенное название палеолитических Венер . Это древнейшие образцы скульптурного творчества, представляющие собой вырезанные из камня или кости изображения женского тела. Здесь налицо как функция магическая, заклинательная, так и эстетически-информационная. Женские тела с гипертрофированными признаками женского начала (широкие бедра, необъятная грудь, толстые ноги) были как бы символом детородного начала и природной мощи, а следовательно, идеалом женской привлекательности. В то же время очевидно, что таким образом осуществлялась попытка добиться от природы реализации этого идеала в реальности. Конец Ориньяка характерен массовым распространением подобных статуэток.

3. Мадлен (15-8 тыс. лет). Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства стала пещерная живопись . Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самая знаменитая из них – Альтамирская пещера , которая находится в северной Испании, у моря, и состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных - бизонов, кабанов, лошадей, созданных черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о композиции рисунка. Животные нарисованы вне каких-либо намеков на соразмерность и взаимодействие. Изображения часто наезжают друг на друга. Но само качество живописи поражает своим совершенством. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию и наложить цветотень. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место орнаменту, а великолепные образы животных сменяются весьма условным изображением групп людей, осуществляющих какое-либо коллективное действо. Человек явно начинает осознавать силу и значимость коллективного начала, что и фиксируется в образах живописи.

Трудно определить, когда именно, но первобытная культура стала создавать и первые произведения архитектуры, получившие общее название мегалиты -культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Самые древние из них – менгиры ,каменные столбы, расставленные в строгом, по-видимому, предопределённом ритуалом порядке. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (Франция, Бретань) сотни менгиров поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. В Западной Европе и на юге России распространены также дольмены . Они представляют собой составленные вместе две или три каменные глыбы, перекрытые сверху еще одной. Иногда камни располагаются в виде круга. Подобные сооружения уже называют иначе – кромлехи . Это самые сложные творения древних зодчих. Здесь уже налицо определенный художественный замысел, о чем можно достаточно полно судить по алтарю Солнца “Стоунхендж” , развалины которого до сих являются одной из достопримечательностей Англии.

В первобытном обществе функционирует триада - род, миф и изобразительная деятельность. С разложением первобытного общества и появлением классового общества на смену этой триаде приходит новая: государство, религия, письменность. Начинается процесс многолинейного развития культуры.

6. Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

ОцениваетсяКонспект

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛЕКЦИЯ 1 Предмет Основные определения Типы коммуникации... научных дисциплин: психологии, теории коммуникации, культурологи , этнографии, социологии, когитологии, семиотики и др...