Исаакиевский собор. как строился и кому принадлежал до революции. В союзе музеев россии доказали, что исаакиевский собор никогда не принадлежал рпц

Почему несостоятельны аргументы противников передачи Исаакиевского собора под управление Церкви

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.

Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был храм. Храм, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в храм. Храм должен быть храмом - то есть, в первую очередь, местом для богослужения. Но с активной и масштабной музейной и экскурсионной работой.

Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств - таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество.

Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было.

А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась. После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" - МВД.

А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.

С начала прошлого года вокруг Исаакиевского собора начали сгущаться тучи. В начале 2017-го Георгий Полтавченко объявил о передаче музея в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Это решение вызвало конфликтную ситуацию в городе, продолжавшуюся несколько месяцев.

Исаакиевский собор: что было в 2017-м году

Соответствующее решение в Смольном приняли после обращения патриарха Кирилла к главе города в декабре 2016-го. Источники, близкие к Кремлю, сообщали СМИ, что глава РПЦ сначала лично подходил с подобной просьбой к Путину, и получил его разрешение. Однако пресс-секретарь президента, Дмитрий Песков, ответил, что "эта информация не соответствует действительности". По информации РБК, до предполагаемого вмешательства главы государства, Георгий Полтавченко занимал иную позицию. В распоряжении издания появился документ от 18 мая 2016 года, в котором губернатор Петербурга писал главе "Минэкономразвития" Алексею Улюкаеву. Тогда Полтавченко выступал против передачи собора Московскому патриархату.

Так или иначе, но после новогодних каникул, 12 января 2017 года, на сайте петербурского комитета имущественных отношений появилось сообщение: Исаакий передадут РПЦ в марте 2019 года. Согласно этому документу, собор переходил в пользование православной церкви на 49 лет.

Многие петербуржцы негативно восприняли эту новость. В городе начались массовые акции протеста против передачи Исаакиевского собора. Горожане опасались, что собор перестанет работать как музей, а церковь не справится с содержанием памятника. Против решения Полтавченко также выступило Министерство культуры и представители научного сообщества. Основным требованием чиновников было то, что Исаакий должен был сохранить музейно-просветительские функции. Жители Петербурга даже предлагали провести референдум, однако Законодательное собрание города признало

Находились общественные деятели, которые, наоборот, положительно отнеслись к решению губернатора. Например, историк и член Геральдического совета при Президенте Михаил Медведев рассказывал, что Мужчина даже организовал общество "Православные - за Иссакий как собор и музей".

Как бы мы не хотели, чтобы церковь была первой во всем. Но хороший батюшка не сможет заменить хорошего музейщика

Михаил Медведев, историк и член Геральдического совета при Президенте.

Исаакиевский собор: новый директор

Директор ГМЗ "Исаакиевский собор", актер Николай Буров, отрицательно высказывался о передаче собора Московскому патриархату. По информации "Медузы", в апреле администрация Петербурга потребовала от него вывезти все экспонаты из собора к Пасхе. Буров сообщил, что в такие короткие временные рамки этого сделать невозможно. Однако потом событие отложили, а 21 апреля Николай Буров сообщил, что решил уйти с должности директора Исаакиевского собора. По данным "Фонтанки", он попросил об отставке на встрече с Георгием Полтавченко. По словам очевидцев, присутствовавших в тот день в Смольном, Буров тогда "выглядел очень расстроенным".

И. о. директора ГМЗ "Исаакиевский собор" назначили бывшего заместителя директора собора по связям с общественностью Ираду Вовненко. Женщина также известна в Петербурге как писательница и . Уже 2 июня в прессе появилась информация о том, что Вовненко покидает этот пост. Через две недели новым директором музея Исаакиевского собора стал искусствовед Юрий Мудров. В конце июня он договорился с Русской православной церковью об увеличении количества богослужений в соборе.

Исаакиевский собор: год спустя

Кажется, что РПЦ на время забыла о своих требованиях по передаче Исаакиевского собора. По информации Русской Службы BBC, в декабре 2017 года в Смольный не обращались представители Московского патриархата с просьбой передать собор. Такую же информацию изданию сообщил Юрий Мудров..

В 2018 году Исаакиевский собор по-прежнему остается музеем. В начале марта Юрий Мудров рассказал СМИ, что "ни у него, ни у руководящего персонала нет причин думать о том, что собор отдадут в управление какому-то другому "ведомству". В то же время в храме по утвержденному расписанию проходят богослужения. Руководство музея и епархия сохраняют хорошие отношения.

Однако в начале марта активисты движений "Коалиция за науку, образование и культуру" и "Защитим Исаакиевский собор" и По мнению участников движения, затишье вокруг Исаакия в 2018 году связано с выборами Президента России. Тогда некоторые петербуржцы были уверены: передача собора церкви продолжится после объявления итогов.

Политические и общественные деятели Северной столицы высказывают разные мнения о судьбе Исаакия. Например, спикер Законодательного Собрания Вячеслав Макаров заявил, что

Это дом божий и моя позиция в этом отношении неизменна. Я убежден в том, что он будет передан в ведение РПЦ. И там можно будет проводить богослужения и все то, что связано со службой РПЦ.

Вячеслав Макаров, спикер ЗакСа.

В День России в Исаакиевском соборе отметили 160-лет со дня освящения. Праздничная Божественная литургия состоялось утром 12 июня.

Фото: "Сохраним Исаакиевский собор", "Исаакиевский собор"/ ВК.

Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.

Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж - серебряную раку с гробницы Александра Невского.

Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.

Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".

Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.

В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева - в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах - подразделение Третьяковской галереи.

Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.

При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.

Что вызывает опаску? Исаакиевский собор - самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то - категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.

Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.

Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?

Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор - в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский - министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.

Директор Музея трех соборов Николай Буров - опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Северин долинин

Исаакиевский спор

Слухи о том, что Исаакиевский собор все-таки передадут в пользование Русской православной церкви, появились еще перед Новым годом. Все прояснилось, когда губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил: «Вопрос решен». Собор будет передан РПЦ в пользование, дальнейшее содержание его будет осуществляться за счет церкви. При этом губернатор добавил, что по договоренности между ним и патриархом собор сохранит музейно-просветительскую функцию.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова подтвердила, что экскурсионная и просветительская деятельность в Исаакиевском соборе после его передачи епархии будет сохранена. Средства от экскурсий будут направлять на содержание и реставрацию собора.

Напомним, летом позапрошлого года епархия уже обращалась к правительству Петербурга с просьбой передать ей в пользование Исаакиевский собор, ссылаясь при этом на принятый в 2010 году федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Тогда обращение церкви вызвало бурное общественное обсуждение, много публикаций на эту тему, причем с разных позиций, было тогда на страницах и нашей газеты. В конце концов власти города отказали церкви, приняв решение о сохранении здания собора в оперативном управлении музея.

В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий снова поднял вопрос об Исаакиевском соборе, обратившись к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Обращение было направлено и губернатору Петербурга.

И вот решение принято. Очевидно, после серьезных консультаций на самом высоком уровне. И сразу возобновилась приутихшая было дискуссия, наиболее горячие граждане заговорили о пикетах и народных сходах, развернулся сбор подписей против передачи Исаакия епархии.

Страсти кипят, хотя стоило бы спокойно и без эмоций разобраться в происходящем.

С одной стороны, дело понятное и вполне естественное: храмы, построенные для верующих, должны в первую очередь использоваться для богослужений. Это нормальное положение вещей. Поэтому главное предназначение храма должно быть восстановлено. Музей в храме - это все-таки анахронизм богоборческих времен (кто хочет убедиться - пусть заглянет в Музей Арктики и Антарктики).

Однако именно с Исаакием - разговор особый. Противники его передачи церкви утверждают: здесь не может идти о классической церковной реституции. До революции Исаакиевский собор являлся государственной собственностью.

Исаакий формально церкви никогда не принадлежал, - напоминает историк Арсений Соколов, автор научной монографии «Государство и Православная церковь в России в феврале 1917 - январе 1918 годов». - Он не был передан в духовное ведомство, хотя причт у них действительно был. Исаакиевский собор числился по министерству внутренних дел, и деньги на содержание храма выделялись через его сметы.

Сторонники передачи храма на это парируют: до революции церковь не была отделена от государства, в документах использовался даже термин «ведомство православного вероисповедания». Принадлежность к тому или иному ведомству могла носить условный характер. В истории Казанского собора, например, было время, когда не только само здание, но и даже причт были подчинены придворному ведомству. А Петропавловский собор до революции хоть и находился в ведении церкви, но, когда средств на его поддержание не хватало, помогало главное казначейство...

И главное: Исаакиевский собор был именно храмом, он являлся кафедральным собором Петербургской епархии - и поэтому закон о передаче имущества религиозного назначения имеет к нему самое прямое применение.

У недовольных передачей храма другой аргумент: богослужения в Исаакиевском соборе были возобновлены еще в 1990 году, более четверти века здание используется совместно музеем и церковью, причем в последние месяцы службы в храме совершаются каждый день - утром и вечером. И на эти службы могут приходить все желающие - без музейного билета. «Что же еще нужно РПЦ?»

Их оппоненты парируют: в соборе сегодня слишком мало храма, службы идут только в левом приделе. И когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея, для верующих это неприемлемо. К тому же у музея, говорят они, выходной день по средам, даже если на среду выпадает церковный праздник.

Еще один довод противников: музей находится на полном самообеспечении, да еще и платит налоги городу. Ежегодный бюджет музея оценивают в сумму около 650 млн рублей, а в минувшем году он заработал еще больше - около 800 миллионов рублей. За счет этих средств проводится и реставрация собора. И с чисто прагматической, экономической точки зрения государству гораздо выгоднее сохранение нынешнего статуса собора.

Встречный довод сторонников: после передачи собора РПЦ в Исаакий можно будет попасть без билета, то есть этот бесспорно выдающийся памятник истории и архитектуры станет доступнее для всех. К тому же заявлено, что содержание храма будет осуществляться на счет средств РПЦ. И не все, в конце концов, определяется экономической выгодой, есть и соображения высшего порядка.

Решение принято, дискуссия продолжается. Важно понимать при этом, что Исаакиевский собор - действительно очень непростое сооружение. Он требует постоянного, практически каждодневного ремонта и реставрации; неравномерная осадка гигантского здания собора давно является предметом тревоги реставраторов. В епархии, надо полагать, все это хорошо понимают. Протоиерей отец Вячеслав Харинов, настоятель Скорбященской церкви на Шпалерной улице, еще полтора года назад, во время прошлой дискуссии о судьбе Исаакиевского собора, говорил:

Я не знаю православных действующих храмов, переданных епархии, которые были бы в запущенном состоянии. Конечно, они могут находиться на длительной реставрации, но это в любом случае процесс улучшения их состояния. И я не знаю ни одного храма, в котором после его передачи епархии были бы загублены святыни и музейные ценности!

Как бы то ни было, вопросов в связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ остается немало. В том числе и о судьбе музея-памятника «Исаакиевский собор» как культурного учреждения. Из его ведения в пользу епархии уже изъяты Сампсониевский и Смольный соборы, после передачи Исаакия останется только Спас-на-Крови, который епархия тоже хотела бы видеть в своем ведении. Фактически речь идет о судьбе самого музея, судьбах десятков опытных музейщиков, отдавших этой работе много лет.

Официальных документов, подтверждающих передачу храма в управление церкви, в епархии пока не получали. А чиновники отмечают, что реально процесс передачи растянется надолго: так, могут возникнуть сложности с предметами Государственного музейного фонда, которые находятся в Исаакиевском соборе и которых тысячи.

Дискуссия продолжается, решение принято.

В истории Исаакиевского собора открыта новая страница.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Сегодня уже вся страна знает: Исаакиевский собор до революции 1917 года не принадлежал Церкви. Но он был в собственности государства. Почему Церковь так сильно упёрлась в эту постройку? Давайте разберёмся.

Во-первых, сегодняшняя Церковь - это христианский институт. Считается, что Россия является и являлась христианской страной (для особо далёких уточним - православной). Из этого автоматически следует, что все постройки на Руси христианские, и они теперь должны быть переданы Церкви, которая, якобы, является их законным владельцем.

Однако именно этот посыл является ложным. Россия никогда не была и не будет христианской страной, потому что христианство - это религия азиатских людей (роботов), а на Руси всегда жили человеки. Об этом повествует сама же Библия в 1 - 3 главах Генезиса (Бытия) (см. « »).

Почему христиане делают вид, что они веруют в эту «священную» книгу, а сами действуют с точностью до наоборот? Бессовестность не входит в список христианских грехов, ибо у азиатов нет слова «совесть» и такого понятия…

Но дело здесь, конечно же, не в эмоциях. Просто христианство на Руси возникло в конце XIX века, а вовсе не 1000 лет тому назад. Ту самую Библию - как конституцию христианского учения - верующие почему-то получили только в самом конце XIX века. До того они никак не могли осилить выпуск столь священной книги?

Напомню, лишь в 1858 году император-преступник Александр II раскрыл границы России, впустив из Черты оседлости, то есть Украины, кочевой азиатский элемент с их религией - христианством. Для того чтобы эти захватчики чувствовали себя в России по-домашнему, преступник Александр II впервые разрешил перевод и печатание Библии на русском языке.

Библия впервые вышла в 1876 году. С этого года и начинается хождение России по христианским мукам. На её платформе сформировалась и революция 1917 года, целью которой было установить в России власть цветных окраин - верующих в христианство.

Первым же декретом сразу же после революции захватчики России установили на Руси патриаршество. До этого никаких патриархов в нашей стране не было.

Как не было и никаких религий. Русскому человеку религия не требуется, потому что русский человек не робот, а сын божий. Ему не надо верить в Бога, русские знают, что Богом является наш отец. Азиаты, согласно Библии, являются работниками, то есть роботами, которых сделал Бог. Поэтому азиатам надо верить в Бога.

Христианские выдумки насчёт того, что до революции в России было, якобы, христианство, ничтожны, ибо не может существовать вера или религия без своей священной книги. А все выдумки об устной передаче религии - это выдумки, ибо христианство устанавливается как религия книги - Библии. А она была выпущена в 1876 году.

Именно поэтому до 1871 года, то есть почти до самого выпуска первой Библии, Исаакиевский собор принадлежал Министерству путей сообщения и публичных зданий. А всего за пять лет до Библии, в 1871 году, этот «храм» передали в ведение МВД.

Почему МВД? Потому что это ведомство занималось подготовкой и устройством революции в России. Примерно так же, как в наши дни Федеральная миграционная служба России занимается заменой русского населения России азиатским, завезя более 40 миллионов азиатских самцов мужского пола.

До христианского вторжения в XIX веке храмы на Руси являлись научными постройками, в которых осуществлялись публичные действия (поэтому Исаакиевский собор и относился к соответствующему министерству).

В частности, Храм Христа спасителя тоже никакого отношения к христианству не имел. Он был масонским сооружением, посвящённым ВРЕМЕНИ. Именно поэтому Храм Христа спасителя был заложен на астрономическое осеннее равноденствие - 23 сентября 1839 года. В этом году впервые удалось зафиксировать НОВУЮ, только что появившуюся Луну - это состоялось 2 января 1839 года, когда Луи Дагер произвёл первую фотосъёмку Луны.

Так называемое освещение Храма Христа спасителя состоялось 26 мая 1883 года. И оно тоже было привязано к событиям астрономического плана. Уже на следующий го - 1884 - на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за ноль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять Гринвичский меридиан. Взамен Пулковскому меридиану (30°19′33″ в. д.), проходившему через тот самый Исаакиевский собор (30°18′24″ в. д.).

Исаакиевский собор стоит на самом Пулковском меридиане и построен в качестве обсерватории. А поскольку на астрономическом небе (на картах в виде созвездий) царствуют греческие боги, то Исаакиевский собор часто называют храмом Зевса.

Только спустя 12 лет, то есть в 1883 году была сделана первая попытка украсть у России Исаакиевский собор и передать его иудейской христианской церкви. Своего рода религиозная приватизация. Вдумайтесь сами: 25 мая 1883 года немецкий император Российской империи Александр III передал Исаакиевский собор в ведение Церкви, а уже на следующий день - 26 мая 1883 года - был освящён Храм Христа спасителя.

Церковь никакого отношения не имеет не только к Исаакиевскому собору, но и к России в целом.

Почему же христиане так упёрлись в эту постройку? Потому, что в России богом являлось НЕБО, там находилась Греция - то есть Горний мир (а вовсе не на Балканах, как сегодня смешно утверждает христианская «традиция»). Именно поэтому на небе греческие боги: сама Греция - это небо.

Немецкие монархи, мечтающие вернуть себе власть над Россией, считают, что, если они завладеют символом божественного неба - Исаакиевским собором, - то автоматически получат и всю Россию. В своей статье « » я дал подробный план государственного переворота, который планирует церковная клика.

А в статье « » показано, что госпереворот начнётся с Исаакиевского собора.

…Западные и восточные роботы тем тупы, что они всегда действуют по инструкции - по плану, который в них вложен изготовителем, - а русские люди в ответ на этот механический секс всегда готовы выставить творческую импровизацию…

Главный редактор газеты «Президент»,