Идейно-художественное своеобразие романа отцы и дети ивана тургенева. Художественное своеобразие романа отцы и дети

Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части — дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй — побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петро­вичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудаче­ства Кирсанова.

И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситни­кова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изобра­жена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукши­ной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта — об­щественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсано­вых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Ар­кадия — это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем — завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения — развитие действия. Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой — завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной — развитие действия. Кульминация — объяснение героев. Развязка — расставание героев. Эпилогом здесь становится упо­минание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и, в частности, трактовке Писарёва.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и проч. Однако, Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным (о чем вполне справедливо говорит Базаров). Убеждений, как отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все «принсипы» Павла Петровича сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»). Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову.

Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и проч.), и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет. Это может понять сын Николая Петровича, Аркадий, который в конце концов приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная софистика Базарова.

Весь дальнейший путь Базарова, списанный в романе, - опровержение его же нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того, как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого. Однако, для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отлетает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская, и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить-насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.).

Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма к развенчанию. Не случайно после смерти Базарова у него не остается последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базарсв, дает «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его.

Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду­ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен­ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят­ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз­менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.

Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра­зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич­ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран­цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко­торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес­полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря­дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва­ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду­шистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло­сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне­женность, постоянную и напряженную работу мысли.

Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об­становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис­тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато­рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, - это дом бедного провинциального лекаря.

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах­ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со­вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку­се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли­рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает­ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа­нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув- лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру- дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал...

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).

Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.

Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.

Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, - опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, - и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова.

Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма - к развенчанию.

Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, - остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей, живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.