Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла. Презентация, доклад Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла Иллюстрации к рассказу тринадцатый подвиг геракла искандер

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА

Игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера

Учитель русского языка и литературы Кочешкова Татьяна Васильевна

Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя- тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В), в случае правильного ответа количество баллов поступает на счет команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».

Ход игры

Учитель. Истинный писатель несет с собой целый мир, причем свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, свое отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнает об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.

Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же словно сам участвует в их внутренней борьбе.

Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.

Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убежден, что «юмор делает серьезное еще более серьезным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.

Игровое поле.

1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными .)

2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками. )

3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. )

4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. )

5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Примерный ответ. Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.)

1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. )

2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. )

3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. )

4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Примерный ответ. Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.)

5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны. )

1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. )

2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». )

3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. )

4В. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его ученика. )

5В. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». (Харлампий Диогенович )

1Г. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. )

2Г. Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека. )

3Г. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? (Примерный ответ. Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности.)

4Г. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? (Шурик Авдеенко. )

5Г. Как изменился герой после этой истории? («С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». )

1Д. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? (Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. )

2Д. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. )

3Д. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Примерный ответ. Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг».)

4Д. С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. )

5Д. Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? («Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». )

Подведение итогов

Cлайд 1

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе. Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы Шлямова К. П.

Cлайд 2

Cлайд 3

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Cлайд 4

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Cлайд 5

Комедия Сарказм Трагедия Сатира Юмор Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор. Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт. Язвительная насмешка, высшая степень иронии. Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Cлайд 6

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

Cлайд 7

Cлайд 8

удушение Немейского льва убийство Лернейской гидры истребление Стимфалийских птиц поимка Керинейской лани укрощение Эриманфского вепря очистка Авгиевых конюшен укрощение Критского быка похищение коней Диомеда похищение пояса Ипполиты похищение коров Гериона похищение золотых яблок Гесперид укрощение пса Кербера

Cлайд 9

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Cлайд 10

Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь». ШурикАвдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицопоказываломощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3.Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2.Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4.Считался способным троечником.

Cлайд 11

Состояние главногогероя Реакция класса 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленькийкапканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4.Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5.Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6.Хохотал.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает от первой до последней фразы. 1 2 3 4 5 10 5 40 50 10 20 10 20 40 10 50 30 40 50 30 20 40 5 5 10 30 10 30 20 10 Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Каким был директор школы? Он всегда: и зимой, и летом - ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? Происхождение и род занятий: оба были греками и математиками. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. Почему герой не боялся уколов? Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». Какова главная мысль этого рассказа? Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это по может сохранить нравственное здоровье человека. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния?Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершим их из храбрости, а наш герой - из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг». Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не безучастия его ученика. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? Шурик Авдеенко С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. Почему смех был очень действенным средством воспитания? Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный. Когда происходит действие рассказа? Во время Великой Отечественной войны. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». Харлампий Диогенович. Как изменился герой после этой истории? «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его операторы в своей бронзовой спеси перестали замечать, что ни смешны». «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр спорта и образования Олимп» Москомспорта Аппазова Светлана Танатаровна


Приложенные файлы

Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы

Шлямова К. П.

Юмор делает серьезное Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Трагедия

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

удушение

Немейского льва

убийство

Лернейской гидры

истребление Стимфалийских птиц

Керинейской лани

укрощение

Эриманфского вепря

очистка Авгиевых конюшен

укрощение

Критского быка

похищение коней Диомеда

похищение пояса Ипполиты

похищение

коров Гериона

похищение золотых

яблок Гесперид

укрощение

пса Кербера

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Даже во время

смеха не переставал быть отличником.

Его редко ругали, но

ещё реже хвалили.

«Черный лебедь».

Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» Домашнее задание: Домашнее задание: Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».

Юмор делает серьезное
еще более серьезным…
Ф. Искандер

Фазиль Абдулович Искандер.

Фазиль Искандер
родился в 1929 г. в
Сухуми. В советское
время город Сухуми
был столицей Абхазии,
которая входила в
состав Грузии и
соответственно в
состав СССР. Детство
будущего писателя
прошло в горном селе
под Сухуми.

Краткая биография.

Фазиль Искандер закончил
Сухумскую школу с золотой
медалью и приехал учиться в
Москву. Он учился в
Литературном институте имени
М.Горького, а затем работал
журналистом в Брянске и в
Курске. В 1956 году Искандер
вернулся в родной город и
продолжил писать рассказы. Он
создал много произведений о
детях и для детей.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Геракл - самый популярный из
греческих героев. Жизнь его можно
описать в двух словах: подвиги и
страдания – всем этим он обязан
богине Гере, недаром его прозвище
означает «совершающий подвиги
из-за гонений Геры». Геракл
совершил свои знаменитые 12
подвигов, тринадцатого подвига не
было!
Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который
подвигом не является.

Образ учителя математики.

Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные
чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель
высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на
уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не
оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт
учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что
учитель, как и греческий философ Диоген, относился к
жизни спокойно и философски.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал
учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не
убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над
собой.

Удивительный мальчик.

Рассказ Искандера ведётся от
имени мальчика, который видит
мир словно через призму своего
детского сознания.
Писателю удаётся вызвать смех
неожиданными поворотами
сюжета и неожиданными,
непривычными
словосочетаниями,
применяемыми к обычным
людям или явлениям.

Юмор (англ. humour – нрав,
настроение) – изображение героев в
смешном виде. В отличие от сатиры
юмор
выражает
смех
веселый,
доброжелательный.

Рассказчик – образ человека, от
лица которого ведется повествование в
художественном произведении.

Градация
(лат.
gradatio

ступеньчатое повышение) – постепенное
нарастание
смысловой
или
эмоциональной
значимости
ряда
выражений.

Шурик Авдеенко
1. Загорелое
угрюмое лицо
показывало
мощные усилия
ума и воли.
2. Стоял у доски с
яростным и
угрюмым лицом.
3. Длинный,
нескладный,
самый мрачный
человек в классе.
Даже во время
смеха не переставал
быть отличником.
Сахаров
1. Умное
добросовестное
лицо.
Его редко ругали, но
ещё реже хвалили.
Адольф Комаров
1. Опрятный, худой
и тихий.
2. Привычка
держать руки на
промокашке.
3. Волосы светлые,
веснушки.
4. Считался
способным
троечником.
«Черный лебедь».

Состояние
главного героя
1. В воздухе запахло какой-то
опасностью.
2. Захлопнулся маленький
капканчик.
3. Сердце моё с размаху
влепилось в спину.
Реакция класса
1. Смотрел на меня и ждал.
2. Ждал, что я буду
проваливаться.
3. Хотел, чтобы я
проваливался, как можно
медленнее и интереснее.
4. Голос мой подымается
прямо из живота.
4. Сдерживал хихиканья.
5. Казнь.
5. Смеялся.
6. Ужас и отвращение.
6. Хохотал.
Звонок – погребальный колокол

Вывод.

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого
подвига не было. Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который подвигом не является!
Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать
человека смешным. Ученик, отступающий от школьных
правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто
смешной человек.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех
позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые
черты характера, признать собственные ошибки и больше
не допускать их.

«…Мне
хочется
благодарно
возвысить метод Харлампия Диогеновича.
Смехом он, безусловно, закалял наши
лукавые детские души и приучал нас
относиться к собственной персоне с
достаточным чувством юмора. По-моему,
это вполне здоровое чувство, и любую
попытку ставить его под сомнение я
отвергаю решительно и навсегда.»