Этимология имен. Происхождение русских имен. Современные имена в России

Как вас зовут?

Александра Васильевна Суперанская
доктор филологических на ук

Поговорим о привычных русских именах. Что означают они? Откуда происходят?

Большинство современных русских имен было заимствовано в X веке новой эры из Византии вместе с христианской религией. Имена эти были узаконены, записаны в специальных книгах - "святцах" и объявлены "настоящими", "правильными". После введения на Руси христианства разрешалось давать имена только через церковь (при крещении). В "святцы" были включены также некоторые имена общеславянского происхождения, возникшие задолго до крещения Руси, в ту эпоху, когда славянская общность не распалась на племенные группы, из которых впоследствии сформировались отдельные славянские народы. Эти общеславянские имена (Владимир, Ярослав, Святослав, Всеволод...) и некоторые скандинавские имена (Игорь, Олег...) обычно не давались простым людям и считались именами "княжескими". Лишь в конце прошлого века имена эти были возрождены русской интеллигенцией. Употребление их значительно расширилось после революции. Тогда же вошли в жизнь и такие старинные общеславянские имена, как Станислав, Мстислав, Бронислав, принятые у других славянских народов.

Особое место по своему происхождению занимают имена Вера, Надежда, Любовь. У греков таких имен не было. Тем не менее в греческих преданиях существовали символические фигуры Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапе), но они не давались людям в качестве имен. Очевидно, при составлении русского церковного именослова названия этих символических фигур послужили основой для создания имей Вера, Надежда, Любовь из словесного материала русского языка. Такой вид заимствования, когда по образцу одного языка создается слово в другом языке из его языкового материала, называется в языкознании калькой, а самый процесс такого заимствования - калькированием.

Откуда же произошли византийские имена, легшие в основу русских "святцев"? Византийские греки собрали у себя лучшие, разумеется, с их точки зрения, имена всех тех народов, с которыми они поддерживали торговые и культурные отношения. Наряду с именами древнегреческого происхождения они пользовались древнеримскими и древнееврейскими. В качестве отдельных вкраплений в списке византийских имен встречаются древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские, вавилонские...

Если мы начнем рассматривать канонические имена по значению тех слов, от которых они произошли, мы сразу же заметим в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях хорошие моральные и физические качества. Вот значения некоторых из них: Андрей - мужественный; Никифор - победоносный; Тихон - счастливый; Агата - красивая; София - мудрая. Большинство римских имен также отмечает в людях хорошее: Виктор - победитель; Валентин, Валерий - здоровый; Пульхерня - прекрасная. Древнееврейские имена резко отличаются от греческих и латинских. В большинство из них входит элемент со значением бог (ил, ио): Гавриил - воин божий; Илья - сила божья; Иоанн - божья благодать.

Несмотря на то, что имена, почерпнутые из "святцев", давались русским целое тысячелетие, они до сих пор остаются на две трети чуждыми русскому народу: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены в Россию.

Имена Эвелина или Элеонора у наших современниц выглядят менее странно и непривычно, чем имена Феодора или Аквилина у их далеких прапрабабушек X века. Разница в том, что имена Эвелина или Элеонора знакомы нам по литературным произведениям; мы их встречаем в газетах и можем без труда выговорить, в то время как у бедных неграмотных прапрабабок и язык-то не поворачивался, чтобы выговорить те имена, которые им дали при крещении, и слыхом они не слыхивали таких диковинных слов и, как и зачем эти слова на Русь попали, толком не могли уразуметь. Однако канонизация есть канонизация, и они старательно выговаривали свои "диковинные" имена, искажая их при этом до неузнаваемости, превращая Аквилину в Акулину, Феодора - в Федора, Дионисия-в Дениса, Диомида - в Демида, Иулианию - в Ульяну. Так проходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения чужих и трудных для произношения слов в свои, знакомые, близкие и легкие для выговора.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку.

"Наука и жизнь", №8, 1964.
Статья приводится в сокращении

О списке имен, выложенном на этом сайте

В списке приводятся различные формы написания имен (Адриан - Андриан ), их народные формы (Адриян , Андриян , Андреян ), уменьшительные и краткие формы, церковнославянские варианты для имен, присутствующих в православных святцах (Сергей - Сергий ), латинизированные формы для имен, включенных в католический календарь (Sergius ), а также сведения о значении и происхождении имени.

Употребляемые сокращения:
уменьш. - уменьшительный
произв. - производный
средневек. - средневековый
совр. - современный
древнегерм. - древнегерманский
др.-евр. - древнееврейский
лат. - латинский
кельтск. - кельтский, относящийся к кельтской группе языков
древнегреч. - древнегреческий
древнесканд. - древнескандинавский
норманнск. - норманнский
фр. - французский
старофр. - старофранцузский
прованс. - провансальский
др.-англ. - древнеанглийский

Доподлинно не известно, когда именно имена собственные были выделены в отдельную группу. Но уже в 280-205 гг. до н.э. философ-стоик Хрисипп упоминал имена как отдельную группу. В настоящие дни существует целая наука под названием антропонимика, которая изучает имена людей, их структуру, возникновение, развитие и функционирование их в обществе. Сами имена называют термином антропонимы.

Люди всегда давали друг другу имена или прозвища, которые сопровождали их всю жизнь. Как это началось, никто не знает, но об этом сложено много легенд и преданий. По одной версии, с того времени, как Высший разум даровал людям способность говорить, считалось, что каждое слово давало власть над тем предметом или явлением, которое оно означает. Все люди захотели иметь власть. Тогда жрецы придумали другие названия для всего в мире, и возникло множество языков. Первоначальный язык скрыли от обычных людей и предали забвению. Имена постигла та же участь. Такие легенды о появлении разных языков есть у многих народов мира.

Теперь люди стали сами придумывать себе имена. В некоторых культурах считалось, что, зная истинное имя человека, ему можно навредить. Поэтому людям часто давали два имени. Одно употреблялось в семейном кругу, а другое давалось для повсеместного употребления. В древности люди верили, что имя влияет на судьбу человека и это не просто слово. Разные народы использовали это знание по-разному.

Например, в некоторых племенах Индии и Африки принято было давать отталкивающие и неблагоприятные имена, так как считалось, что неприглядное имя будет отпугивать злых духов. Считалось, что свое истинное имя человек не должен сообщать никому, кроме своих родителей. А в Индии свое настоящее имя человек узнавал только в день своего совершеннолетия из общения с духами или посредством медитации. Часто эти имена даже нельзя было произносить, так как они не были привычными для нас, а состояли из смеси образов и звуков.

В Древней Греции было принято нарекать детей именами Богов и героев. Но назвать ребенка именем Бога было довольно опасно, так как это могло уязвить их, поэтому появилось множество имен, произошедших от тех эпитетов, которыми восхваляли Богов. Так появились имена Виктор (победитель) и Максим (величайший). Этими эпитетами восхваляли Зевса в своих молитвах. Также появилось имя Лавр (от лаврового венка, который носил Марс) и Стефан (увенчанный).

Очень популярно было давать детям имена Богов, не принадлежащих к правящей верхушке Олимпа. Такие имена, как Аполлон, Майя , Муза и Аврора, употребляются и по сей день. В христианских странах детей также было принято называть в честь святых.

Происхождение имен собственных имеет глубокие корни. Они существуют с незапамятных времен. Еще при создании человека Бог нарек его именем Адам, то есть "из глины". Адам дал имена животным, а после назвал свою жену Евой, то есть "жизнь". С той поры свойство человека всему давать имена, или, как говорится в русской поговорке, «называть вещи своими именами», стало неотъемлемой его чертой.

Поэтому не стоит удивляться, что зачастую человек носит несколько имен - одно официальное, два-три ласковых домашних, одно - прозвище в узком кругу друзей, одно - прозвище в коллективе. Так, к примеру, мальчик Ваня Носов может быть и Солнышком, и Масиком дома, Носом в школе и Вано у друзей.

Сейчас принято пользоваться официальным именем для отождествления личности. Оно записано в паспорте или в свидетельстве о рождении. Но Имена и прозвища имели раньше хождение наряду с официальными именами.

В глубокой древности

Люди в давние времена верили, что имя несет в себе магическое начало, что оно определяет характер. К значению имени относились очень серьезно. Будучи зависимы от сил природы, урожая и расположения сильных мира сего - жрецов, князей, военачальников и тому подобных власть имущих - они в то же время боялись попасть в немилость у злых духов. Понятно теперь, почему порой истинное имя скрывали, давая ребенку имя-прозвище. Оно было призвано отвести зло и использовалось чаще истинного имени.

Используя настоящее имя, жрецы проводили обряды инициации, заключения брака, наложения табу за грехи и другие. От имени рода приносились жертвы богам. Правители давали своему ребенку имя, чье происхождение идет от имени тотема или общего предка.

В третьем веке до нашей эры философ Хрисипп идентифицировал имена как отдельную группу слов. По сути, его можно назвать родоначальником современной науке об именах - антропонимики (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя).

Как появилось слово «имя»?

В словарях встречается объяснение этого слова как калька с латинского nōmen или греческого ὄνομα. Есть версии, что оно происходит от особенного термина jm-men, обозначающего принятый знак родового строя. В целом заметно, что славянские языки носят схожее произношение и написание этого слова.

Одна версия заключается в том, что оно произошло от праславянского имети - иметь, отождествлять с кем-либо, принимать за кого-то, считать кем-то. Другая связывает его с понятием yuyoti, означающим на санскрите отделение или отличие кого-либо друг от друга. Интересно, что истоки английского name те же, что греческого onoma. Получается, что в индоевропейской группе языков, по этой версии, один источник слова «имя» - и для западноевропейских, и для восточноевропейских языков.

Но в основном словари сходятся во мнении, что истинная этимология слова «имя» неясна.

В античные времена

Греческие имена часто совпадают с именами мифических персонажей. Дать младенцу имя героя считалось неким образом предвосхитить его судьбу. И, напротив, именами богов называть младенцев опасались. Бытовало мнение, что использование имени бога в таком ключе будет расценено им как фамильярность, унижающая его положение.

Для повседневного обозначения богов существовала масса эпитетов, которые и становились подчас именем человека. Этимология имен античного времени восходит к подобным титулам. Это, например, такие дошедшие до нашего времени заменители имени Зевса, как:

  • Виктор - победитель.
  • Максим - великий.

Или описание Марса, бога войны, носившего венок победителя из лавровых листьев:

  • Лавр.
  • Лаврентий.

Другие боги носили диадему, их называли «Увенчанный». От этого названия произошли имена:

  • Стефан.
  • Степан.
  • Стефания.

Имена не верховных богов, а покровителей охоты, различных видов искусства считалось не зазорным давать и человеку:

  • Муза.
  • Диана.
  • Аврора.

Эти античные имена известны и сейчас.

Имя в Древней Руси

Отношение к имени на Руси скорее напоминало древние языческие представления. Поэтому настоящее имя знали только посвященные - родители, близкие люди и жрецы. Оно несло положительный заряд, означало счастье, богатство, здоровье и все то, чего желают младенцу обычно. Это такие имена русского происхождения, как:

  • Любовь.
  • Злата.
  • Сила.
  • Богдан.
  • Ждан.

Интересен обычай славян после наречения ребенка настоящим именем инсценировать нахождение подкидыша. Младенца обертывали негодной тканью - рогожей, например, и выносили за порог. Для нечистой силы произносили второе имя-прозвище, своего рода оберег, которое должно направить нечисть по ложному следу. Этимология имен-оберегов - от мнимых недостатков, которые приписывали в этот момент:

  • Некрас.
  • Неждан.
  • Зима.
  • Крив.
  • Черняк.
  • Беляй.

Настоящее имя не звучало в быту. На вопрос: «Как тебя зовут?» отвечали уклончиво: «Зовут Зовуткою, величают уткою». Так поступали, опасаясь порчи.

Как повлияло принятие христианства

Начиная с одиннадцатого века из народной жизни планомерно вытеснялось все славянское: система поклонения, способ хоронить умерших, сказы и былины. Сюда относится и наречение именами. На Русь пришла греческая форма христианства, поэтому стала насаждаться византийская культура.

Официальным становилось имя, записанное в церковно-приходской книге. Этимология имен такого типа имеет греческие и еврейские корни, что обусловлено языком церковных книг. Официальное имя использовались в обрядах крещения, заключения брака, предания анафеме и прочих. В народе стала практиковаться двухименная система: теперь отпала надобность в имени-обереге, но и к греческим именам доверия не возникало. Некоторые были настолько труднопроизносимы, что транслитерировались в ставшие русскими формы:

  • Федор - Теодор (божий дар).
  • Авдотья - Евдокия (благоволение).
  • Аксинья - Ксения (гостеприимная).
  • Лукерия - Гликерия (сладкая).
  • Егор - Георгий (земледелец).

В юридических документах стали указывать оба имени: одно по крещению, другое мирское: «По крещению Петр, по мирски Микула». Когда вводили фамилии в России, часто ею становилось мирское имя.

Имена в Святцах

Поскольку регистрация рождения была возможна только в церкви, даже в случае неверующих родителей все проходили через обряд крещения. Имя давал священник, выбирая его из месяцеслова. Это книга, в которой на каждый день существует список святых, которых церковь должна почитать. Ее в народе называли «Святцы». Этимология имен из месяцеслова имеет не только греческие или еврейские корни. Много канонизированных в России святых носят латинские, германские и скандинавские имена.

Некоторые имена встречаются в месяцеслове чаще других. Этим объясняется, что в нашей стране так много Иванов: они поминаются в Святцах 170 раз. Происхождение женских имен в Святцах имеет иноязычные корни, и поэтому часто неблагозвучно для россиян:

  • Христодула.
  • Яздундокта.
  • Хиония.
  • Филицитата.
  • Пульхерия.
  • Препедигна.
  • Перпетуя.
  • Мамика.
  • Каздоя.
  • Домна.
  • Голиндуха.

На выбор родителей предлагалось несколько имен. Если священник был расположен к родителям младенца, он шел на уступки и позволял выбрать имя из Святцев самостоятельно. Но в случае размолвки он мог проявлять строгость или вообще дать ребенку труднопроизносимое имя.

Имена девочек: происхождение и значение

Невозможность вольнодумства, к которому причислялся самостоятельный выбор имени для дочери, которое не значится в Святцах, привел к распространению женских имен, имеющих славянское или европейское происхождение. Множество святых женщин, канонизированных церковью, носили красивые имена.

Понятно поэтому, что в основном на Руси бытовали женские имена Мария, Марфа, Прасковья, Анна, Татьяна, Наталья, Ольга и еще несколько. Популярны были имена Надежда и Любовь, хотя они упоминались в Святцах только по разу. Вера имела два упоминания.

После революции 1917 года была отменена система регистрации в церкви. Это повлияло на выбор имен. Не обошлось без перегибов: происхождение имен девочек теперь зависело от лояльности родителей к новой власти и восхищения их техническим прогрессом.

Имена в СССР

Происхождение некоторых женских имен начала двадцатого века поражает воображение. Тем не менее эти имена действительно существовали, они и сейчас записаны в актах ЗАГСов. Чтобы представить масштаб происходящего тогда, достаточно взглянуть на следующую таблицу.

К счастью, это был недолгий период. После многие меняли имена, остановив выбор на привычных распространенных Мариях и Татьянах. С развитием эпохи кино стали распространяться имена героинь экрана и киноактрис, которые часто имеют западное происхождение.

Русские имена, имеющие иноязычное происхождение

Возможно, некоторые удивятся, что считающееся исконно русским имя Иван - на самом деле еврейское Иоанн. Оно означает «Бог помиловал». Данила - тоже старое русское имя - в переводе с еврейского означает «Бог мой судья». И это не единственные еврейские имена в списке:

  • Сысой - беломраморный.
  • Фадей - достойный похвалы.
  • Фома - близнец.
  • Гаврила - моя мощь - Бог.
  • Матвей - дар от Бога.

Имена, имеющие скандинавские корни:

  • Ольга - святая.
  • Игорь - воинственный.
  • Олег - святой.

Статистика утверждает, что распределение современных имен по происхождению следующее:

  • 50% - греческие, во многом благодаря христианизации и запрету на языческие имена, которых нет в Святцах.
  • 20% - древнееврейские, по той же причине.
  • 15% - латинские, распространившиеся благодаря развитию торговли и эпохе Просвещения.
  • 15% - прочие.

Печально, что история не сохранила многих древних имен. Но сейчас наблюдается интересная тенденция в обществе, которая может исправить положение.

Современные имена

Сейчас в моде старославянские имена, многие из которых имеют красивое звучание и объяснение. Девочек называют так:

  • Владислава (прославленная).
  • Лада (любимая).
  • Русалина (русоволосая).
  • Ярина (огненная).
  • Милана (заботливая).
  • Алина (честная).

Мальчики носят такие имена:

  • Всеволод (владеющий всем).
  • Любомир (любимый миром).
  • Ярослав (яркая слава).

И родители выбирают имя по своему вкусу, никто не обязывает называть детей по утвержденному списку. Часть -слав, входящая в составное имя, означает родовое имя славян. Происходит возврат к историческим корням.

Заключение

Сейчас можно называться любым именем. Конечно, следует избегать крайностей. В некоторых странах запрещено называться демоническими именами, признанными нарицательными именами всемирных преступников или числительными.

Любящие родители думают о том, как ребенок будет идти по жизни. А это немало зависит от имени.


Несомненный интерес представляет этимология собственных имен. Занимаясь данной проблемой, ученые установили, что онимы могут генетически восходить как к нарицательным, так и к собственным именам.
Однако не каждое нарицательное имя в равной степени может стать собственным. Свободнее используются в качестве собственных такие нарицательные, у которых мотивированность наименования носителями языка не осознается, когда связь между его значением и тем, что оно называет, нарушена (сравним: лев - хищное животное и Лев - имя человека). К таким именам относятся, например, Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия (женские имена), Зима, Беда, Кулик, Медведь (фамилии).
Собственные Имена, от которых образуются онимы, преимущественно относятся к антропонимам или топонимам.
Рассмотрим этимологию некоторых личных имен и фамилии.
Если обратиться к документам XVI в., то в них можно встретить такие названия лиц: князь данило княж юрьев сын меншого ушатого, нван елизарьев сын цыплятьев, угрим львов сын выродков, василей бык мелентьев, пронка бешеиов, негодяйко фенин, овчинник сенка. Одни названы по имени и отчеству, другие по имени и прозвищу. Но это еще не фамилии.
В XVI-XVII вв. у русских вводится единая трехчленная система наименований (имя, отчество и фамилия). Сначала так величали представителей высших слоев населения, а позже (в XVIII в.) и низших: воевода офапасий иванович Нестеров, воевода лев тимофеевич Измайлов, дьяк Костянтин Михайлов, подьячий михаил постников.
Из каких элементов складывались имена и фамилии?
Роль самых Первых собственных имен выполняли имена нарицательные. С течением времени их значение могло забываться.
Л. М. Щетинин в интересной книге «Имена и названия» рассказывает о том, что многие фамилии^существительные - нетронутые слеп- Ки Древних дохристианских и более поздних мирских русских имен.
«Среди них, - пишет он, - можно выделить названия конкретных предметов - мирские личные имена далекого прошлого: Завеса, Капля, Квач, Кващша, Копейка, Корж, Кошель, Латка, Лоза, Пирог, Пуз, Рубль, Скребец, Сноп, Соль, Струна, Точка, Труба, Трут, Тяпка, Чашка, Шуба; название частей тела, выступавшие в качестве прозвищ родоначальников той или иной фамилии: Борода, Брюхо, Губа, Гузка, Нога, Ноздря, Ножка, Нос, Рука, Ус, Ухо, Шея, Щека. Характерные физические признаки своих обладателей изобличали и прозвища, ныне фамилии: Горб, Плешь, Синяк, Шишка. Многие фамилии происходят от мирских имен, позаимствованных в свое время человеком у животных, рыб, птиц, насекомых и растений: Бык, Волк, Заяц, Лось, Жеребец, Корова, Кроль, Крыса, Лисица, Медведь, Суслик, Тюлень, Ерш, Линь, Окунь, Сазан, Сом, Щука, Воробей, Ворона, Галка, Голубь, Гусь, Квочка, Кулик, Орел, Птица, Ряполов, Снегирь, Сова, Соловей, Сорока, Чайка, Комар, Муха, Паук, Саранча, Верба; Греча, Дуб, Линь, Лопух, Орешник, Плющ; Ракита, Репа, Рогоза, Сосна. Среди наших фамилий есть и названия грибов: Боровик, Опенок, Подосиновик; ягод: Ягода, Ягодка, Калина, Малина; цветов: Орхидея, Фиалка (последние главным образом заимствованы и, следовательно, позднейшего происхождения» .
С принятием христианства на Руси получили распространение греческие, латинские, древнееврейские имена, которые были канонизированы церковью. Эти имена в своем большинстве сохранились до настоящего времени и составляют основу современных русских личных имен. Они уже давно воспринимаются только как «паспортное» имя человека, как немотивированные имена. Однако их этимология свидетельствует, что не случайно нарицательные слова перешли в разряд собственных имен, так как, будучи нарицательными, они указывали на моральные, этические качества человека, его положение в обществе, называли предметы, явления, полезные человеку, доставляющие ему удовольствие.
Агнесса - от греч. agne - чистая, непорочная или от лат. agnus - ягпец, ягненок.
Ада - от др.-евр. add - наряжать, надевать украшения.
Акакий - от греч. akakos - не делающий зла, незлобивый.
Александр - от греч. ale.хд - защищать и апдг (род. п. andros) - муж, мужчина.
Алексей - от греч. alexo защищать.
Анастасия от греч anastas - воскресшая.
Ангелина - от греч. angelos - вестник.
Андрей - от греч. andreios - мужественный, храбрый.
Анпа - др.-евр. имя Наппа - от Ьёп - грация, миловидность.
Валентин - от лат. valens (род. и. valentis) - сильный, здоровый.
Василий - от греч. basileus - царь.
Виктор - от лат. viktor - победитель.
Домна - от лат. domna - госпожа.
Донат - от лат. donatus - подаренный.
Евгений - от греч. euge^s - благородный.
Ипполит - от греч. hippos - конь и 1уб - развязывать, распрягать.
Касьян - от лат. cassus - пустой.
Наталия - от лат. natalis - родной.
Павел - от лат. paulus - маленький.
Парамон - от греч. paramonos - прочный; надежный, верный.
Платон - предположительно от грen.platus - широкоплечий; полный.
Регина - от лат. regina - царица.
Руфь - др.-евр. имя кш. Предположительно от гё"Ш - подруга; дружба.
Самсон - от др.-евр. simsi - солнечный.
Семен - от др.-евр. sama* - слушать.
Савелий - др.-евр. имя amp;Гй/ - испрошенный (у Бога).
Сарра - др.-евр. имя Sara - знатная, княгиня.
Соломон - от др.-евр. salom - мир.
Тимофей - от греч. time - честь, почет и theos - Бог.
Трифон - от греч. tryphon (прич. от глаг. Tryphao) - живущий в роскоши.
Федор - от греч. theos - Бог и doron - дар.
Феликс - от лат. felix - счастливый.
Филипп - от греч. philippos - любящий коней .
Другую группу составляют славянские личные имена, которые встречаются не в одном, а в нескольких славянских языках. Их этимо логия прозрачна, не требует объяснений. Чаще всего это сложные слова, корни которых выражают понятие света, мира, добра, блага, славы, радости, любви, лада, белизны как символа чистоты. Например: Бело- слав, Благослав, Владимир, Владислав, Всемил, Всеслав, Гремислав, Добромил, Добромир, Доброслав, Ладимир, Ладислав, Лучезар, Любомир, Людмила, Мечислав, Милан, Милен, Милица, Милован, Милорад, Милосте, Мира, Миролюб, Мирослав, Мстислав, Рада, Радимир, Радислав, Ратибор, Родислав, Ростислав, Светислав, Светлан, Световид, Светофор, Светолик, Святослав, Слава, Славий, Цветан, Ярополк, Ярослав.
Славянские личные имена удивительно благозвучны. В них выражено отношение славян к назначению человека в жизни, его восприятие окружающего мира, природы, людей. Но главное - они как бы заключают в себе пожелание родителей своим детям оправдать данные им имена, вера в то, ^то выбранное ими имя повлияет на формирование характера, на поведение его носителя.
Третью группу образуют старорусские имена, существовавшие в дохристианскую эпоху или появившиеся в последующие времена.
Важен - ср. диал. бажать - очень сильно желать чего-либо, жаждать; баженый - желанный, милый.
Добрыня - от добр (ср. добрый, добро).
Ждан - др.-русск. жьданъ - прич. от глаг. жьддти - ждать, ожидать.
Кий - от кий - молот. Имя одного из основателей г. Киева.
Купава - от купа- (ср. купать).
Лада - лада - любимая, милая. Лада - языческая богиня брака и любви.
Лель - по имени языческого бога, сына Лады, покровителя брака и любви.
Любава - от люб- (ср. любимый, любовь).
Любим - др.-русск. любим (прич. от глаг. лювнтн) - любимый.
Милонег - от мил- (ср. милый) и пег- (ср. нега, нежный).
Пересеет - отдр.-рус. пере - приставка со значением очень и сеет - (ср. светлый).
Святополк - от свят- (ср. святой) и полк.
Томила и Тамила - от др.-русск. томити в значении мучить, терзать.
Цветан - заимствов. из ю.-сл. яз. Ср. болт., сербск. Цветан.
Старорусские личные имена сохранились в сказках, былинах и почти не используются как имена в настоящее время.
Многие личные имена, как свидетельствует история, перешли затем в разряд фамилий. Например, Беда, Гроза, Гора, Боровик, Калина, Верба и др.
Фамилии нередко образуются от названия места жительства или места рождения: Тамбовкина (от названия города Тамбова), Камский (от названия реки Камы). К таким фамилиям относятся: Москвин, Московский, Рязанцев, Устюжапинов, Звенигородский, Сибиряков, Российский, Леся Украинка (псевдоним), Онегин, Волгин, Донской, Печорин.
По фамилиям можно определить, чем занимались, кем были предки носителя такой фамилии, как Гончаров, Лекарь, Пасечник, Бондарев, Ключарев, Шапошников, Хорунжев, Есаулов. Впрочем, некоторые из таких фамилий, как Князев, Боярский, Попов, могли указывать не на занятие отца или его общественное положение, а на принадлежность этому лицу (ср.: «Вы чьи люди?» - «Мы Князевы» или «Мы поповы, а они - боярские»).
фамилии образуются и от этнонимов: Греков, Калмыков, Литвинов, Лях, Ляхов, Мордовцев, Грузинский, Французов, Татаринов.
Несколько иной представляется картина образования географических названий. Их этимология бесспорна, если топоним образован от антропонима. Так, один из городов Урала назван Карпииск по фамилии геолога, академика А. П. Карпинского. В Волгоградской области известен город Серафимович, названный в честь писателя А. С. Серафимовича, уроженца этих мест.
Географические названия могут быть образованы и от личных имен. Так, один из древнейших городов в Арабской Республике Египет назван Александрией по имени Александра Македонского, основавшего город. А вот город Александрия, находящийся в Кировоградской области, назван так в честь внука русской царицы Екатерины II - будущего царя Александра I.
Среди топонимов, хотя и редко, встречаются названия, состоящие из сочетания имени и фамилии лица или имени и отчества. Например: Лев Толстой - железнодорожная станция в Липецкой области. Название ей дано после смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, умершего на этой станции. До этого она называлась Астапово.
Имя и фамилию украинского поэта Ивана Франко хранит город Ивано - Франковск.
Интересно название поселка и железнодорожной станции на Сибирской магистрали в Амурской области - Ерофей Павлович. Это имя и отчество русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова, который в 1649-1651 гг. совершил несколько походов на Амур и составил «Чертеж реки Амур». От его фамилии образовано название города Хабаровска.
Андалузия - южная часть Испании. Откуда произошло название этой исторической области? Она названа так по германскому племени вандалов, которые в V в. занимали юг Пиренейского полуострова. Это °ни в 455 г. разграбили Рим. С тех пор вандалами называют варваров, разрушителей культурных ценностей. А Андалузия не называется Ван- далузией потому, что арабы, завоевав ее, отбросили в произношении начальный звук [в].
Это не единственный топоним, образованный от названия племени. Венеция своим названием обязана племени венетов, занимавшему территорию города. Столица Эквадора Кито названа по имени племени квиту, теперь вымершему, Париж - по имени галльского племени па- ризиев.
Географические названия образуются и от самих географических названий, например, гидронимов. В таком случае учитывается местоположение населенного пункта. Так возникло название города Ижевск, находящегося на реке Иж. Город Каспийск назван по Каспийскому морю, на берегу которого он стоит.
Нарицательные имена, как и собственные, тоже служат базой для образования географических названий.
Среди таких наименований выделяются топонимы, образованные от нарицательных, обозначающих конкретные предметы. Нетрудно догадаться, от каких нарицательных и почему получили свои названия города Асбест (Свердловская область), Никель (Мурманская область), Антрацит (Донбасс), Марганец (Днепропетровская область). Назван Марганцем и поселок в Карагандинской области, где тоже добывают марганец.
Когда по дороге из Москвы на Кавказ въезжаешь в Ростовскую область, то поражает обилие терриконов, своеобразных пирамид из отвалов породы, свидетельствующих о том, что здесь находятся шахты. В окружении шахт (подземных сооружений, где добывается каменный уголь) расположен крупный город Шахты. Это промышленный город, и название у него «промышленное».
Немало у нас и «лесных» названий: Березино, Березник, Березники, Березово, Березовка, Дубово, Дубовское, Кедровник, Кедровое, Осиновка, Сосна, Сосница, Сосковец, Сосновка.
Несколько речек и населенных пунктов названы Ольховками (от названия ольхи - дерева семейства березовых).
Интересна история названия города Липецк. Липецк находится на реке Липовка (от названия дерева липа). В давние времена это было село Липовка. При Петре I там началась разработка местной руды, были построены заводы, и населенный пункт стал называться Липецкие железные заводы. А с 1779 г. город получил название Липецк.
В Воронежской области есть город Бобров. В XVII в., когда возник город, в той местности было много бобров. По ним он и получил свое название.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"


Происхождение и значение личных имен


Выполнила:

студентка

института иностранных языков

Профиля лингвистика

Феоктистова Дина Олеговна


Рязань 2014


имя русь культура советский

Введение

Традиции выбора имени для ребенка

Происхождение имен на Руси

Заключение


Введение


Имя человека - это первое, что идентифицирует и отличает его от других людей.

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (3 век до н. э.) относил имена к отдельной группе слов. Сегодня изучением закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика (греч. антропос - человек, нимис - имя).

Происхождение имен связывают с разнообразными легендами и догадками, но совершенно очевидно, что совокупность имен каждой цивилизации, каждого народа тесно связана с его историческим путем, культурными и бытовыми традициями, верованиями и определенной эпохой.

В наше время многие заинтересованы различными толкованиями тех или иных личностных данных, и имя здесь стоит на первом месте. Есть даже специалисты, которые по имени могут предсказать судьбу, характер, качества человека. Поэтому, многим становится интересна история возникновения имен, их изначальная форма и последующее трансформирование с течением времени.


1. Традиции выбора имени для ребенка


Еще с древних времен люди придавала имени огромное значение. Оно всегда было значительной составляющей частью личности человека и его содержание соотносилось с внутренним смыслом носителя. Наши предки считали, что имя обладает некоторой властью над судьбой человека, поэтому к его выбору относились с крайней осторожностью.

Первые же имена придумывались не специально. На начальном этапе развития общества, когда человек понял, что легче выживать, объединяясь в общины, возникла необходимость в именах, для того, чтобы окликнуть кого-нибудь одного, а не все племя. Не всегда получалось подойти и постучать по спине с просьбой помощи, а голосовые данные в ту пору успешно развивались. Чтобы обозначать людей, использовали любые "подручные" названия явлений окружающего мира, к примеру, животных, растений, небесных тел, водоемов, времен года. Еще одним источником происхождения имен древних людей являлись характерные черты человека, особенности его природных данных, поведения, образа жизни. Например, Молчан, Разумник, Рябой.

Как и говорилось ранее, уже тогда люди считали, что личное имя имеет власть над судьбой обладателя. Поэтому стали выбирать, а впоследствии придумывать имена, означающие нечто хорошее, лучшие качества, помогающие обрести удачу. Например, если в качестве имени использовалось название животного, то это должен был быть сильный, ловкий, смелый зверь. Многие древние имена состояли из нескольких слов и были похожи на своеобразные "заклинания", пожелания, причем такая традиция существовала у самых разных народностей, например, у семитов, славян, шумеров.

Во многих культурах новорожденному давали два имени. Первое считалось настоящим и было известно только в узком кругу семьи, а второе для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его истинное имя.

В индейских племенах давали отталкивающие имена для того, чтобы отогнать злых духов. Свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и больше не сообщал никому. Старые шаманы считали, что это имя было невозможно произнести нормальными человеческими звуками, оно существовало лишь в смеси образов и звука.

Древние греки называли своего ребенка в честь богов и героев, надеясь на благосклонность всевышних. Но называть детей аналогичными именами считалось бестактностью, так как жителям Олимпа могла не понравится такая фамильярность. Поэтому в имена трансформировали различные эпитеты, с которыми обычно обращались к богам. Например, Виктор (победитель), Максим (величайший). С такими эпитетами обращались к Зевсу.


Происхождение имен на Руси


В наше время десятки русских личных имен по своему происхождению не исконно русские. Многие имена, входящие в русский именник, принесены христианством на Русь из Византии. Поэтому они восходят к греческому, латинскому и другим языкам.

В славянской культуре существовала традиция двойного обряда имянаречения. Первый проходил через несколько дней после рождения. Чаще всего данное славянское имя было заведомо непривлекательным (Злоба, Немил, Некрас, Крив). Второе же давалось ребенку при достижении двенадцати лет. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью. Существовали различные группы имен:

·Двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат (и) ша, Путята и т.п.);

·Имена от причастий (Ждан, Неждан, Хотен);

·Имена из животного и растительного мира (Щука, Ёрш, Заяц, Волк, Орёл, Орех и т.п.);

·Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк);

·Имена по человеческим качествам (Храбр)

Несложно проследить процесс создания двухосновного имени. Отсекается вторая часть слова и прибавляется суффикс или окончание (- нег, - ло, - та, - тка, - ша, - ята, - ня, - ка) Например, Святослав - Свято +ша = Святоша.

Многие двусоставные слова имеют свое значение. Например: Бажен - желанное дитя, желанный ребенок. Богдан - Богом данный, подарок Бога, ребёнок данный Богом. Богомил - подаренный Богом, милый Богу. То же значение у имени Богумил. Велимудр - многознающий. Всеволод - властелин народа, всем владеющий. Добромил - добрый и милый. Доброжир - добрый и богатый. Доброгнева - сильная в гневе. Гостомысл - думающий о другом (госте). Миролюб - миролюбивый. Пересвет - сражающийся за свет. Ростислав - возрастающая слава. Светозар - озаряющий светом. Святогор - несокрушимая святость. Тихомир - тихий и мирный. Цветана - подобная цветку. Ярополк - ярое (мощное) войско, предводитель солнечного войска. Ярослав - обладающий ярой (мощной) славой, славящий Ярилу


Заимствования имен из других культур


Насколько мы знаем, наличие контактов между культурами разных народов тоже отражается на создании имен. Процессы заимствования, адаптации шли на протяжении столетий и дали столь причудливые результаты, что порой в них можно разобраться лишь на основе глубоких научных исследований - если удается вообще дать однозначный ответ. Славянский народ как раз может послужить примером подобного влияния. Самые популярные, любимые имен оказываются в подавляющем большинстве случаев "чужеземцами", имеющими греческие, латинские, еврейские, скандинавские корни. Например, из еврейского языка в наш обиход вошли имена Иван и Мария, ставшие своеобразными именами-символами русского народа.

Заимствованные иноязычные имена являются отражением каких-либо исторических периодов, тенденций, событий. Например, обширные группы греческого и еврейского происхождения пришли к нам вместе с христианством, тем самым оттесняя исконно славянские имена. Первые века христианства (X-XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена использовались лишь в церкви. Однако с XIV века основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и определяемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т.п.). От них наряду с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т.п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые - тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).

Также многие имена, к которым привык русский человек, заимствованы из скандинавского языка. Все это связано с тем, что Скандинавы были давними северными соседями славян. Скандинавы и воевали с Русью, и служили дружинниками у русских князей, и торговали с ней, и шли торговать через Русь в другие страны, что отразилось в известном выражении "путь из варяг в греки". Скандинавского происхождения собственные имена Аскольд (золотой голос, владеющий копьем), Глеб (угодный богу, любимец богов), Олег (священный), Игорь (воинственный), Ольга (священная, великая), Рюрик (славный король). Заимствование происходило через непосредственное общение (устным путем) славян со скандинавскими купцами и великокняжескими дружинниками - скандинавами, служившими у русских князей. Приметы заимствованных скандинавских слов стерлись.


Имена советского происхождения


Тенденция к созданию нетрадиционных имен сохранилась и в советское время. Необычные имена появились после Октябрьской революции в период расцвета в Советском Союзе моды на неологизмы и аббревиатуры. Слом прежних общественных устоев и традиций наречения именем, связанных, прежде всего, с обязательностью выбора имени для новорождённого по святцам при совершении обряда крещения, предоставил родителям большую свободу выбора имён своим детям. В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений (Береза, Дуб), минералы (Рубин, Гранит), химические элементы (Радий, Вольфрам, Иридий, Гелий), топонимы(Волга, Гималай, Казбек, Онега), технические и математические термины (Медиана, Дизель, Комбайн, Дрезина), профессии (Танкист), и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина). Подобное имятворчество иногда называют семантической антропонимизацией. Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой).

К именам советского происхождения также относятся и многие заимствованные имена. Именно после Октябрьской революции произошёл значительный приток иностранных имён в русский язык. Некоторые из них были связаны непосредственно с деятелями международного коммунистического движения (Роза - в честь Розы Люксембург, Эрнст - в честь Эрнста Тельмана), некоторые ассоциировались с героями "прогрессивных" переводных литературных произведений или историческими личностями (Жанна, Эрик, Рудольф, Роберт). Некоторые были известны у других народов, но получили новую расшифровку (Гертруда - герой труда, Элина - электрификация, индустриализация, Эльмира - электрификация мира, Зарема - за революцию мира, Ренат - революция, наука, труд). Особое место занимает имя Светлана, которое хоть и было известно ранее, но получило популярность именно в 1920-х годах.

В послереволюционную эпоху вошли в употребление и неканонические (не отмеченные в церковных святцах) древнерусские и древнеславянские имена, а также имена, бытующие в других славянских языках (Светозар, Пересвет, Мстислав, Милослава, Любомир, Ванда, Владислав)

Большинство имён советского происхождения - в особенности новообразованные - использовались редко и не прижились, оставшись скорее историко-лингвистическим курьёзом; многие носители экзотических имён, достигнув совершеннолетия, подавали документы на изменение имени. Однако некоторые из этих имён, составленные удачно - например, Владлен, Дамир, сохранились и получили достаточно широкую известность.

Некоторые интересные имена и их значения:

Авксо?ма - от обратного прочтения слова Москва

Арви?ль - от сокращения словосочетания "Армия В.И. Ленина"

Бестрева - от сокращения словосочетания "Берия - страж революции"

Больжедор - Большевистская железная дорога

Валтерперженка (Ватерпежекосма) - от сокращения словосочетания "Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт"

Выдезнар (Выше держи знамя революции)

Даздранагон - от сокращения лозунга "Да здравствует народ Гондураса!"

Даздрасмыгда - от сокращения лозунга "Да здравствует смычка города и деревни!"

Даздраперма - от сокращения лозунга "Да здравствует Первое мая!".

Кукуцаполь - от сокращения лозунга времён правления Н. С. Хрущёва "Кукуруза - царица полей".

Пофистал - от сокращения словосочетания "победитель фашизма/фашистов Иосиф Сталин".

Урюрвкос (Ураюкос) - от сокращения словосочетания "Ура, Юра в космосе!"


Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что большинство мужских и женских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, римского, еврейского, скандинавского происхождения. Процесс этот шёл веками и на сегодняшний день большинство имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Определить же происхождение имени и его корни интуитивно практически невозможно, ведь в нашем восприятии имена Иван, Пётр, Фёдор, Степан, Михаил, Василий, Анна, Анастасия, Мария, Екатерина, Варвара, Полина и т.д. должны иметь русские корни, но ни одно из перечисленных выше не является русским или славянским по своему происхождению. Они, как и подавляющее большинство других современных мужских и женских имен, пришли в русскую культуру из других народов, соответственно все они имеют иностранные корни.


Список использованной литературы


1.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М.: Наука, 1974. - 382 с.

2.Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. - СПб: Фолио-Пресс, 1998.

3.Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. - М.: АСТ, 2000.

4.Роспонд С. Структура и классификация древневосточнославянских антропонимов (имена) // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1965. - №3. - С. 3-22.

.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. - Л.: Лениздат, 1991. - 220 c.

.Топоров В.Н. Праславянская культура в зеркале собственных имён // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. XI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. - М.: Наука, 1993. - С. 3-119.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.