Эпоха возрождения периоды раннее возрождение. Искусство раннего возрождения. Художники Раннего Возрождения

Весна / Боттичели

Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всей художественной культуры Италии . Творчество таких авторов как Мазаччо , Донателло и их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Большую часть внимания художников занимает колорит индивидуальностей характера, сила человеческих переживания. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Стоит отметить, что тот героизм и монументальность, которые характеризовали творения открывших итальянскую эру Возрождения великих авторов, удерживаются в искусстве кватроченто лишь некоторое время и развиваются в дальнейшем лишь только в период Высокого Возрождения .

Давид / Донателло

Художественная реформа начала XV века отсекла возможность обращения, как к старым формам, так и к средневековому спиритуализму. С этого временного этапа искусство Италии становится реалистично направленным и обретает оптимистический светский характер, что является определяющей чертой Возрождения.

Чтобы перестать обращаться к традициям готики раннего Возрождения начинается поиск идей в античности и в искусстве Проторенессанса . Это происходит с одним отличием. Так, если раньше воззвание к античности носило скорее эпизодический характер, и зачастую было лишь простым копированием стиля, то теперь к использованию античного наследия подошли с творческой позиции.

Характерные черты искусства начала XV века родственны Проторенессансу, наследие которого имеет широкое использование. При этом если ранее мастера Проторенессанса искали идеи вслепую, то теперь их творческий стиль базируется на точных знаниях.

Мадонна с младенцем /Маззачо

В XV веке происходит сближение искусства и науки. Художники стремятся познать и изучить окружающий мир, что приводит к расширению их кругозора и уходу от узкой направленности цехового ремесла. Также это способствует возникновению вспомогательных дисциплин.

Великие архитекторы и художники (Донателло, Филиппе Брунеллески , Леона Баттисты Альберти и другие) разрабатывают теорию линейной перспективы.

Данный период ознаменовывается систематическим изучением строения человеческого тела и появлением теории пропорций. Для того чтобы правильно и реалистично изобразить человеческую фигуру и пространство привлекаются такие науки как анатомия, математика, анатомия и оптика.

Капелла Лацци собора Санта-Кроче во Флоренции /Брунеллески

В конце XIV — начале XV века в архитектуре происходит оформление стиля Ренессанса и уход от старых традиций. Подобно изобразительному искусству главенствующую роль в обновлении сыграл призыв к античности. Конечно, новый стиль был не просто второй жизнью для античности. Архитектура Ренессанса была создана в соответствии с новыми духовными и материальными запросами людей.

Первоначально архитектура Ренессанса находила свои идеи развития в памятниках, которые были подвластны влиянию античного зодчества. Совместно с новыми идеями творцы Ренессанса, несмотря на отказ от старых устоев, перенимают некоторые свойства готической архитектуры.

Византийское зодчество также отразилось на формировании нового стиля, наиболее ярким примером служит церковное строительство. Процесс превращения и развития архитектуры Ренессанса проистекает от попыток изменения внешних декоративных частей к полной переработке ключевых архитектурных форм.

Мадонна с младенцем /Джентиле да Фабриано

Неоднородностью отличается итальянское искусство — XV века. Различие условий местных школ приводит к появлению разнообразия художественных направлений. Если в передовой Флоренции новое искусство было радушно принято, то это вовсе не означает, что оно получило признание и в других частях страны. Одновременно с работами авторов Флоренции (Мазаччо, Брунеллески, Донателло), в северной Италии продолжали своё существование традиции византийского и готического искусства, лишь понемногу смещаемых Ренессансом.
Одновременное присутствие инновационных и консервативных тенденций свойственно как местным школам скульптуры и живописи, так и архитектуре XV века.

) - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы , пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени . Приходится - в Италии - на начало XIV века (повсеместно в Европе - с -XVI веков) - последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре , происходит её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов , например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Общая характеристика

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими , романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).В первый период совершаются важнейшие открытия, живут и работают ярчайшие мастера. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре , автором был Арнольфо ди Камбио , затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора .

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио , Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо , Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто . Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по 1500 года . В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с по 1527 год . В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет , что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация , которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм . В Парму , где работал Корреджо , маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио , чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до г. После г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко .

Само понятие «Возрождение» (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Именно он впервые обратился к человеку, его страстям, его душе в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией». Именно он был первым поэтом, который четко и непреклонно возродил гуманистическую традицию. Северное Возрождение - термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающее - во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. В современной культурологии общепринято считать, что именно в литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Возрождение в России

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Наука

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией» . Этим названием потомки явили своё восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле . С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении .

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) - основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему , вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции .
  • Леон Баттиста Альберти (1402-1472) - крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина , в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом , обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр .
  • Донато Браманте (1444-1514) - зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
  • Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице ; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство

Итальянское искусство не развивалось постоянно по восходящей линии, от более низкой ступени к более высокой. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой. На протя-жении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Средоточием новаторства во всех видах искусства в это время, как и во времена Джотто, была Флоренция. Здесь протекала деятельность основоположников раннего Возрождения: живописца Мазаччо , скульптора Донателло , архитектора Брунеллески .

Одним из важнейших завоеваний искусства кватроченто, имевшим историческое значение, явилось учение о перспективе. Перспек-тива - это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отда-ленности их от зрителя. Первые опыты построения перспективы приме-нялись уже в античной Греции, но в своем классическом виде, как на-учно обоснованная, перспектива сложилась у мастеров итальянского кватроченто. Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства.

Брунеллески сделал решающий для изобразительного искусства вы-вод: если прямые лучи, идущие от выбранной точки пространства к изображаемому предмету, пересечь плоскостью - на этой плоскости получится точная проекция данного предмета. Вероятнее всего, что к изучению оптических законов Брунеллески побудило изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и срисовывал.

Друг Брунеллески, скульптор Донателло применил линейную перспективу в скульптурном рельефе («Битва св. Георгия с драконом» , 1416), достигая впечатления пространственной глубины. Их современник Ма-заччо использовал это открытие в живописи (фреска «Троица» , 1427). Наконец, архитектор и ученый-теоретик искусства Альберти дал подроб-ную теоретическую разработку законов перспективы в «Трактате о жи-вописи» (1435).

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре . Прежде сосредоточенная главным образом в интерьерах, она выносится теперь на фасады церквей и общественных зданий, на городские площади, уже не подчиняясь архитектуре.

Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается 1401 год, когда молодой ювелир Лоренцо Гиберти победил на конкурсе скульпторов, состязавшихся за право изготовления бронзовых дверей флорентийского баптистерия . Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Ему при-надлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрожде-ния - вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланд-жело «Райскими вратами». Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.

Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Он принадлежит к числу наиболее смелых рефор-маторов итальянского искусства. Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. Создавая образ легендарно-го пастуха, победившего великана Голиафа, который для многих италь-янских городов-республик стал символом свободы, Донателло стремился приблизиться к великим образцам античной пластики. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский пер-сонаж в таком виде.

Другое знаменитое творение Донателло - памятник мужественному военачальнику Эразмо ди Нарни по прозвищу Гаттамелата («Хитрая кош-ка»). Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека но-вого времени, словно подтверждающий слова Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя сам великими своими делами».

Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре . Зарисовки и обмеры древнеримских сооружений, изучение трактата Витрувия, найденного в начале XV века, способствовали быст-рому вытеснению готических форм античными. Возрождается и творчески переосмысливается античный ордер, что внесло в архитектуру нового времени логическую соразмерность и гармоничность. Если готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим, то зда-ния эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом. Их отли-чает удивительная пропорциональность.

Первый крупный памятник ренессансного зодчества - воздвигнутый Брунеллески купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В сво-их размерах он лишь немногим уступает куполу римского Пантеона, но, в отличие от него, опирается не на круглое, а на восьмигранное ос-нование.

Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководит пост-ройкой приюта для сирот, Воспитательного дома . Это первое здание ренессансного стиля, очень близкое античным сооружениям по своему строю, ясности облика и простоте форм. Самое замечательное в нем - фасад, украшен-ный портиком в виде арочной лоджии. Портик разворачивается во всю ширину здания, создавая впечатление простора и покоя, и усиливая перевес горизонтальных линий. В итоге - здание, полностью противо-положное готическому стремлению ввысь. Новым является и отсутствие богатых скульптурных украшений, характерных для готических соборов.

Использованный в Воспитательном доме тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре ренессансных палаццо .

Палаццо представляет собой городской дворец-особняк, где жили состоятельные люди. Обычно это трехэтажное здание, выходящее фасадом на улицу. По своему плану палаццо прибли-жались к квадрату, в центре которого был внутренний двор, обнесен-ный арочными галереями.

Живопись итальянского кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Мазаччо был одним из самых независимых и последовательных гениев в ис-тории европейского искусства. Как и многие другие художники этой эпохи, он работал в области монументальной живописи, которая выпол-нялась на стенах техникой фрески. Продолжив искания Джотто, Мазаччо сумел придать изображениям невиданную ранее жизненную достоверность.

Вершиной его творчества являются фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В них представлена история апостола Петра, а также библейский сюжет «Изгнание из рая», тракто-ванный с исключительной драматической силой.

Все в этих фресках полно особой внушительности, эпической мощи, героики. Все подчеркнуто монументально: художник словно не прорисовывает формы, а лепит их с помощью светотени, добиваясь почти скульптурной рельефности. Замечательным образцом творческой манеры Мазаччо может служить «Чудо со статиром» (повествование о чудесно найденной во рту рыбы монете, открывшей Христу и его уче-никам доступ в город Капернаум).

Судьба оборвала взлет гения на 27-м году жизни, но уже то, что он успел сделать, принесло ему славу основоположника нового искус-ства. После смерти Мазаччо капелла Бранкаччи стала школой всех по-следующих живописцев, местом паломничества.

Мазаччо, Брунеллески, Донателло были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними в различных городах Италии работало множество самобытных мастеров: фра Анжелико, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья.

К концу кватроченто характер устремлений итальянской живописи существенно меняется: изучение перспективы, пропорций отходит на второй план, в то время как на первый выдвигается изучение челове-ческой натуры. Вслед за литературой и поэзией живопись открывает напряженную жизнь души, движение чувств. Это способствует развитию портретного жанра, причем нового его типа, в трехчетвертном раз-вороте, а не в профиль, как раньше.

Художником, в чьем творчестве новые художественные идеи нашли наиболее гармоничное выражение, явился Сандро Боттичелли (1445-1510, настоящее имя Алессандро Филипепи).

Боттичелли - представи-тель флорентийской школы живописи. Он был близок двору Лоренцо Ме-дичи, талантливого политика и дипломата, блестяще образованного че-ловека, одаренного поэта, любителя литературы и искусства, который сумел привлечь к себе немало крупных гуманистов, поэтов, художников

Будучи связан с кружком флорентийских эрудитов, Боттичелли охотно опирался в своих работах на составленные ими поэтические прог-раммы. Навеянные античностью и ренессансной поэзией, они носили аллегорический характер. Особую роль в них играл образ Венеры, воплощения любви как высочайшего из человеческих чувств.

Венера - центральный образ прославивших Боттичелли картин: «Весна» и «Рождение Венеры». Именно в этих мифологических композициях, где царит любовь, расцвело загадочное очарование боттичеллевского идеала красоты. В этой красоте есть особая утонченность, хрупкая беззащитность. И вместе с тем в ней скрыта огромная внут-ренняя сила, сила духовной жизни.

То же богатство внутреннего мира человека открывают зрителю порт-реты художника: «Портрет ювелира», «Джулиано Медичи» и другие.

Глубочайшие личные переживания, связанные с общественной жизнью Флоренции конца XV века , определили высокий трагизм поздних работ Боттичелли: «Оплакивание Христа», «Покинутая».

В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвига-ются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии, и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Двор-цом Синьории). Флоренция сыграла огромную роль и в творческом станов-лении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо, и Микеланджело). Творчество этих гениальных мастеров, наряду с искусством Браманте, Джорджоне, Тициана, ознаменовало период Высокого Возрождения.

Медичи - семейство богатых банкиров, которым в XV веке, фактически, принадлежала власть во Флоренции.

народное восстание против Медичи, возглавленное доминиканским монахом Савонаролой, яростное наступление приверженцев Савонаролы на «греховную скверну» светской культуры, наконец, отлучение Саво-наролы от церкви и его смерть на костре.

Испытав сильное влияние Савонаролы, Боттичелли был потрясен его гибелью.

Уральский государственный экономический университет

Нижнетагильский филиал


Контрольная работа по

Мировой культуре и искусству

На тему: Ранний Ренессанс


Выполнил: Попова Е. М.

Проверил: Адам Д. А.


Нижний Тагил


культурный ренессанс возрождение антропоцентризм

Введение

1.Общая характеристика культуры Ренессанс

2.Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития

Представители

Список литературы

Приложение


Введение


Ренессанс - целая эпоха в развитии европейской культуры, последовавшая за Средними веками, и характеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма, эпоха расцвета литературы и искусства. Начало эпохи Возрождения обычно относят к 14 в., а вся эпоха продолжалась в течение 14 - 16 вв. Историки разделили эпоху Возрождения на Раннее, Среднее, Высокое и Позднее Возрождение.

Возрождение, Ренессанс - пора становления современной западной культуры. Ориентиры и принципы культурного развития, выбранные народами Европы в этот период, господствовали на Западе вплоть до рубежа 19 и 20 столетий; они сохраняют значение и поныне.


1. Общая характеристика культуры Ренессанс


Ключевая особенность эпохи Возрождения - её переходный характер. Ренессансные мыслители и художники жили и творили в христианской средневековой культуре, но были устремлены в будущее, которое представлялось им принципиально иным, чем прошлое. Мир и человек приобретают в эту эпоху подчёркнуто обожествлённые черты: человек - сотворец Бога, мир природы - пронизанная божественными энергиями реальность.

Принято считать, что само понятие "Ренессанс" ("Возрождение") было окончательно утверждено в правах историком искусства середины 16 в. Джорджо Вазари (1511 - 1574). Он вводит в своём труде "Жизнеописания наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), когда говорит об упадке со времён античности живописи, скульптуры и архитектуры и оценивает поступательный ход возрождения этих искусств.

Эпоха Ренессанса, с точки зрения современного историка, не имеет статуса эпохи - это лишь сравнительно небольшой, в три века, отрезок исторического времени, именуемого Средними веками. Перемены в эти три века произошли главным образом в сфере искусства и литературы, а не в области экономических и социально-политических отношений. Однако именно Возрождение впервые осознало себя эпохой и приняло название, исходя из своего положения в ряду других эпох. Язычник ведёт счёт времени на поколения, подчиняясь тем самым закону природного круговорота. Христианин исходит из противопоставления земного времени небесной вечности.

Называя себя эпохой, Ренессанс делает мерилом времени историю человечества.

Немецкий искусствовед и историк Я. Буркхардт в своей книге "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) представил Ренессанс как время небывалого духовного подъёма и расцвета, как время прогрессивного величайшего переворота во всех сферах человеческой деятельности.


Ранний Ренессанс. Основные тенденции развития


История Возрождения постоянно свидетельствует о переходном характере эпохи. Встреча культурных тенденций уходящего Средневековья и нарождающегося Нового времени насыщает Ренессанс противоречиями и порождает странные, но почти типические для того времени фигуры: церковный иерарх - поклонник языческой античности; серьёзнейший учёный - маг и алхимик; жестокий и вероломный тиран - щедрый и тонкий меценат.

Гуманитарное знание Ренессанс начинается с переводческой деятельности. Возвращаются к жизни греческие и восточные учения, излагающие магию и теургию, пользовавшиеся огромной популярностью в этот период. Среди наиболее известных сочинений по магии были "Корпус Герметикум", "Халдейские оракулы". Возрастал также интерес к Каббале - магической доктрине средневекового происхождения, но имевшей древние корни.

Переводились и произведения иного плана. Например, в 1488 году во Флоренции выходит первое печатное издание Гомера. В средневековой Европе его знали исключительно по цитатам латинских писателей и Аристотеля, к тому же поэтическую славу Гомера полностью затмевала слава Вергилия.

Средневековье также мало интересовалось диалогами Платона (за исключением "Менона", "Федона" и "Тимея"). В 15 в. все диалоги были переведены Леонардо Бруни на латинский язык и получили большое признание. В 15 в. в Западной Европе распространяется греческий язык.

Индивидуализм и антропоцентризм В Раннем Ренессансе (1320-1500) на первый план в культуре выдвигается свободная человеческая индивидуальность, мыслимая телесно, объёмно и трёхмерно, а не аскетически-символически, как она мыслилась в Средние века. Человек обновляется в артистически-эстетической самоудовлетворённости, в наслаждении красивой жизнью, о трагической напряжённости которой ему пока ещё не хочется думать. Для подлинного представителя Ренессанса всякий морализм представлялся наивным и даже смешным, возрожденческий человек исходил, прежде всего, из беззаботно-привольного мироощущения, и весь Ренессанс есть борьба между этой беззаботностью и постоянным поиском подлинного более основательного фундамента человеческого поведения.

Руководитель "платоновской академии" во Флоренции гуманист Марсилио Фичино (1433-1499) пытался создать обоснование возрожденческого индивидуализма на основе переосмысления философской традиции, полагая, что сочинения Гермеса, Орфея, Зороастра, Пифагора, Платона легко согласуются с христианской доктриной. Фичино разрабатывал теорию "платонической любви", сближая её с концепцией христианской любви.

Другой известный гуманист Лоренцо Вала (1407-1457) в своём труде "Об истинном и ложном благе" выступил с критикой аскетизма, пытаясь возобновить эпикурейскую традицию на христианской основе. Он использовал широко трактуемое понятие наслаждения: от чувственного до райского.

Видным деятелем Итальянского Возрождения был Пико делла Мирандола (1463-1494). Он в основном изучал философию Аристотеля, а не Платона, стремясь к объединению взглядов Христа, Платона, Аристотеля, Мухаммеда, Орфея и Каббалы в собственном учении о личностной активности человека. Его главная идея - тезис о творении человеком самого себя.

Эстетическое мировидение Традиционно считается, что период Возрождения начинается 26 апреля 1335 г. Именно в этот день Франческо Петрарка в письме к другу выразил свой восторг от созерцания природы с высоты горы Вентоза близ Авиньона.

Ренессанс превратил священную таинственность мира в эстетически самодовлеющую конкретность, которой любуются, но не молятся, и религиозный смысл которой трактуется уже аллегорически: не как уже изначально недоступный и недостижимый, а напротив - так, как он понятен человеку.

в. произвёл подлинную революцию в умах. Именно в период Раннего Возрождения художественная предметность была окончательно оторвана от священной истории, получая самодовлеющее значение. Не только в изобразительное искусство, но и в религиозную литературу проникает чувственность и панибратство. Так для писателя Раннего Ренессанса Джованни Коломбини (1304-1367) мученица св. Мария Египетская становится прекрасной дамой, Христос - "капитаном", а святые - "баронами и слугами".

Изобразительное искусство Возрождения Ярчайшим очагом ренессансной культуры стала Италия. На рубеже 13 и 14 столетий в Италии появляются ранние, но мощные ростки новой культуры: поэт Данте Алигьери выступает как создатель итальянского литературного языка, а живописец Джотто ли Бондоне - как зачинатель реалистического изобразительного искусства. Подлинное начало Ренессанса в изобразительном искусстве пришлось на 1420-е гг.: исходная веха периода раннего Возрождения, когда совершенно независимо друг от друга во Флоренции и Нидерландах творили Ф. Брунеллески, Донателло и Мазаччо; Р. Кампен и братья Ван Эйк, чьи работы буквально взорвали мирное течение художественной жизни. Общий пафос реализма и гуманизма, отличающий их от средневековых предшественников, как итальянцев, так и нидерландцев, не отменяет глубоких различий между ними: в Италии новый взгляд художника на мир совпадал со страстью к исследованию природы, на Севере он окрашен мистическим чувством родства всех земных вещей, сотворённых Богом.

Художественная история Европы с середины 15 в. характеризуется прочным утверждением новых принципов искусства - и в Италии, и в Нидерландах, и в Германии они постепенно обретали устойчивость и даже жёсткость, образуя собственную традицию. Но пора отнюдь не миновала - в средней и северной Италии П. делла Франческа, А. Мантенья, А. да Мессина и Д. Беллини разными путями добивались живописного воплощения световоздушной среды. В орбиту нового европейского искусства входила школа Германии, специфическая черта которой - публицистичность - нашла выражение в зарождающейся там технике резцовой гравюры на дереве и металле.

Ведущими художественными школами в искусстве Итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская. Центром художественной культуры выступает город Сиена.

Огромную роль в становлении живописи Раннего Ренессанса сыграло учение о перспективе. Благодаря перспективисткому восприятию возникает интерес к структурно-математическим построениям, к эстетике красоты, основанной на математически упорядоченной чувственности.

Сюжеты искусства Ренессанса также брались из Библии. И вот эти-то возвышенные сюжеты Ренессанс обычно трактует в плоскости самой обычной психологии, физиологии и быта. Например, очень распространённым сюжетом живописи была Богородица с младенцем.

Литература Раннего Ренессанса - стили и жанры В эпоху Возрождения определяющий литературу образ мира кардинально меняется: человек соотносится уже не с абсолютированным природно-социальным бытием, не с трансцендентным абсолютом, но с самим собой, со своей сущностью и индивидуальной инициативой. Индивидуализм осознаётся, хотя ещё и в традиционных формах.

Культура Возрождения высоко ценила литературу, и занятия литературой зачастую ставила выше всех других форм человеческой деятельности. Петрарка даже объявил поэзию особым путём к истине. Стиль - вот то главное, что отличает поэзию, по мнению писателей Возрождения, от прочих искусств и наук. Петрарка выделял три стиля: торжественный, умеренный и смиренный. Всё остальное вообще не относится к искусству речи, будучи просто плебейским словоизлиянием. Стихотворения Петрарки представляют собой аллегории отвлечённых истин: теологических, философских, моральных, астрономических. К обретению этих истин стремятся многие. Главная же забота поэта - стиль.

Одной из специфических черт литературы периода раннего Возрождения стало широкое распространение новеллы. В жанре новеллы впервые было осуществлено соединение гуманистической культуры с непосредственной смеховой культурой народных масс. Ренессансная новелла получила наибольшее развитие в Италии.

Во Франции подобную роль сыграл роман. В Англии - в драме, в Испании - в драме и романе, а также в повестях о заморских странах и путешествиях.

в. стал веком недолгого взлёта ренессансного рыцарского романа. Военная монополия рыцарства была сломлена на полях Столетней войны, и в то же самое время по всей Европе возникают новые рыцарские ордена. 15 в. рисует картину грандиозного рыцарского карнавала, черпающего свою энергию уже не столько из реальной традиции быта, сколько из традиции куртуазного романа.


3.Представители Раннего Ренессанса


Джованни Боккаччо (1313-1375) - стал первым новеллистом, которого мы знаем по имени. В жанре новеллы впервые, в "Декамероне" осуществил соединение гуманистической культуры с культурой народных масс. У него было много последователей и подражателей - Франко Саккети (ок. 1332 - ок. 1400); Мазуччо Гуардати (между 1410-1415 - ок. 1475); Лунджи Пульчи (1432-1487) и другие.

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446) - итальянский архитектор, завершил в 1434 г. Гигантским куполом Флорентийский собор, в 1419-1424 гг. участвовал в строительстве Воспитательного дома во Флоренции. Едва ли не прекраснейшее из творений Брунеллески - капелла Пацци, семейная молельня влиятельного клана купцов (1430-1443).

Леоне Батиста Альберти (1404-1472) - первый итальянский зодчий. Палаццо семейства Ручеллаи Альберти придал античный декор (1446-1451). Построил церковь Сан-Себастьяно в Мантуе (1460-1473).

Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди; около 1386-1446) - итальянский скульптор, изваял в 1416 г. Статую Св. Георгия. При работе над памятником кондотьеру Гаттамелате для Падуи в 1446-1453 гг. Донателло впервые избрал местоположением центральную городскую площадь. 1440 г. - исполнил небольшую скульптуру, которая представляет Время в образе малыша, играющего в кости,- так называемый Амур - Аттис.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи; 1401-1428) -флорентийский живописец, мастер, которого чтят как основоположника искусства Возрождения. Расписанная им в 1427-1428 гг. капелла Бранкачи во флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой живописцев. В центре внимания Мазаччо - не драматичные "диалоги" фигур, а величавое единство пространства и масс.

Уччелло (Паоло ди Донно; 1397-1475) -флорентийский живописец, написал "Битву при Сан-Романо", случившуюся в 1432 г.

Беато Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле; около 1400-1455) - флорентийский художник-монах. Мир, изображаемый Анджелико, - "зеркальное отражение" земного мира. "Снятие с креста" (1437), "Благовещение" (1438-1445).

Боттичелли (Алессандро Филипепи) - флорентийский живописец. Живопись Боттичелли в период его расцвета (1470-1480-е гг.) - странный мир с его зыбким пространством, хрупкими формами. Талант Боттичелли - дар по своему качеству не столь живописный, сколь поэтический или даже музыкальный. "Весна" (1478), "Рождение Венеры" (приложение 1).

Пьеро делла Франческа (около 1420 - 1462) - сиенский живописец; ранняя фреска "Крещение Христа" (1445). Вершиной творчества стали фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) - они посвящены истории Животворящего дерева, принесённого на землю из Эдема первыми людьми, которому потом суждено было стать орудием казни Христа. Алтарь Монтефельтро (1472-1474) - живописец запечатлел герцога Федериго, своего покровителя, молящимся царственной и тихой Мадонне. "Воскрешение Христа" (1459-1469), "Посещение Соломона царицей Савской" (1452-1466).

Пизанелло (Антонио Пизано; 1395-1455) - живописец Северной Италии. В портрете принцессы из феррарского дома д Эсте (1430-е гг.) мастер оттенил нежную умиротворённость лица девушки, поместив его на контрастном фоне тёмной листвы.

Антонелло да Мессина (около 1430-1479) - венецианский живописец. Работа в Неаполе помогла Антонелло овладеть секретами приготовления масляных красок. Знаменитая работа "Св. Себастьян" (1476) удивляет контрастом между трагизмом сюжета и радостным светом, заполнившим картину. "Мужской портрет" (1475).

Андреа Мантеньи (1431-1506) - герои его картин напоминают ярко раскрашенные статуи, помещенные, словно в окаменевший мир. Фресковый цикл, называемый Камера дельи Спози (Супружеской комнаты) дворца Гонзага, законченный в 1474 г., свидетельствует о том, что за годы работы в мантуанском дворе его живописная манера сделалась мягче. "Распятие" (1457-1459), "Семейство Гонзага" (1474).

Джованни Беллини (около 1430-1516) - венецианский живописец - положил в основу своей манеры колористическое начало. "Моление о чаше" (около 1465).

Джотто ди Бондоне (1266-1337) - итальянский живописец. Из его работ лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена и росписи в церкви Санта Кроче.

Среди крупнейших художников - Дуччо ди Буонинселья (ок. 1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344), Амброджо Лоренцетти (ок. 1280-1348).

Из художников Нидерландского Раннего Возрождения наиболее известны братья Губерт (умер 1426 г.) и Ян (ок. 1390-1441) Ван Эйки, Гуго Ван дер Гус (ок. 1435-1482), Рогир Ван дер Вейден (1400? - 1464).

Во Франции живопись Раннего Возрождения была представлена творчеством портретиста и миниатюриста Жана Фуке (ок.1420-1481).


Список литературы


1.Новая школьная энциклопедия, 2003 г. - Н. Е. Ильенко

2.Культурология: учебник для студентов вузов, 2009 - А. Л. Золкин

3.Борзова Е.П. История мировой культуры. Уч. пособие. Спб, 2002-12 экз.

4.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Уч. пособие. Р.-на-Д.1997-12 экз.

Хроника мировой культуры. М2001-1экз.


Приложение

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Федеральное агентство по образованию

Санкт – Петербургский государственный архитектурно – строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Культурология

Титаны и шедевры культуры эпохи Возрождения

Студент группы 1 ЭС 2

Е. Ю. Наливко

Руководитель:

к. и. н., преподаватель

И. Ю. Лапина

Санкт – Петербург

Введение………………………………………………………3

    Искусство раннего Возрождения………………………..4

    Период высокого Ренессанса…………………………….5

    Сандро Боттичелли……………………………………….5

    Леонардо Да Винчи………………………………………7

    Микеланджело Буонарроти …….………………………10

    Рафаэлло Санти…………....…………………………….13

Заключение…………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………....16

Введение

Эпоха Возрождения – важный период в мировой культуре. Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. Феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного вне европейского региона в то время не наблюдалось. Поэтому данная тема вызвала у меня огромный интерес и желание более подробно разобрать данный период.

В своем реферате я хочу акцентировать внимание на таких выдающихся людей, как Сандро Боттичелли, Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэлло Санти. Именно они стали наиболее яркими представителями основных этапов итальянского Возрождения.

1. Искусство раннего возрождения

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того "реализма деталей", который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439 года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала искусству. 1

2. Период Высокого Ренессанса

Этот отрезок времени представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения является суммированием достижений 15 века, но в то же время это новый качественный скачок, как в теории искусства, так и в его воплощении. Необычайную «уплотненность» этого периода можно объяснить тем, что количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников является неким рекордом даже для всей истории искусства. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

3. Сандро Боттичелли

Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как имя одного из самых замечательных художников итальянского Возрождения.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Сандро был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи. К сожалению, почти ничего не известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров.

Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим - в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстность.

Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х-начала 1500-х годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной экзальтации («Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью. Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало. Никогда еще художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.

Со смертью Боттичелли завершается история флорентийской живописи Раннего Возрождения - этой подлинной весны итальянской художественной культуры. Современник Леонардо, Микеланджело и молодого Рафаэля, Боттичелли остался чужд их классических идеалов. Как художник он полностью принадлежал XV столетию и не имел прямых преемников в живописи Высокого Возрождения. Однако его искусство не умерло вместе с ним. То была первая попытка раскрыть душевный мир человека, попытка робкая и закончившаяся трагически, но получившая через поколения и столетия свое бесконечно многогранное отражение в творчестве других мастеров.

Искусство Боттичелли - поэтическая исповедь великого художника, которая волнует и всегда будет волновать сердца людей. 2

4. Леонардо Да Винчи

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.), исполненная живописным маслом, редким тогда в Италии.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 г.г.). Живописец отошел от традиций пятнадцатого столетия: в религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине - типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Лита»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник. Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал в 1517 г во Францию и стал придворным живописцем. Вскоре Леонардо умер. На автопортрете - рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние. 3

5. Микеланджело Буонарроти

Среди полубогов и титанов Высокого Возрождения Микеланджело занимает Особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия Прометея 16 века

Прекрасное мраморное изваяние, известное под именем «Пьета», остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной зрелости 24- летнего художника. Святая Дева сидит на камне, на коленях ее покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Она поддерживает его рукою. Под влиянием античных произведений Микеланджело отбросил все традиции средних веков в изображении религиозных сюжетов. Телу Христа и всему произведению он дал гармонию и красоту. Не ужас должна была вызывать смерть Иисуса, лишь чувство благоговейного удивления к великому страдальцу. Красота нагого тела много выигрывает благодаря эффекту света и тени, производимому искусно расположенными складками платья Марии. В лице Иисуса, изображенного художником, находили даже сходство с Савонаролой. Вечным заветом борьбы и протеста, вечным памятником затаенных страданий самого художника осталась Пьета.

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году, в тяжелый для города момент,где из огромной глыбы каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора, решился создать цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида. В 1503 году 18 мая статуя была установлена на плошади Сеньории, где она простояла более 350 лет.

В долгой и безотрадной жизни Микеланджело был только один период, когда ему улыбнулось счастье, - это когда он работал для папы Юлия ll. Микеланджело по-своему любил этого грубоватого папу-воина, обладавшего совсем не папскими резкими манерами. Гробница папы Юлия не вышла такой великолепной, как ее задумал Микеланджело. Вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой церкви св. Петра, куда она даже не вошла целиком, а отдельные ее части разошлись по разным местам. Но и в таком виде это по праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура-библейский Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Как сказал поэт, «пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой» По словам современников, «Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога.

По желанию папы Юлия Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане фресками, изображающими сотворение мира. На его картинах господствуют линии и тела. Спустя 20 лет на одной из стен этой же капеллы Микеланджело написал фреску «Страшный суд» - потрясающее видение о появлении на Страшном суде Христа, по мановении руки которого грешники рушатся в адскую бездну. Мускулистый, геркулесоподобный гигант похож не на библейского Христа, пожертвовавшего собой ради блага человечества, а на олицетворение возмездия античной мифологии, Фреска раскрывает страшные бездны отчаявшейся души, души Микеланджело.

В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы, Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел в архитектуре. Строительство собора святого Петра после смерти Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте, он создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию,

Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. Но остался целый мир, созданный им. 4

6. Рафаэль

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.

Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения (прил.3). Рафаэлем был создан «универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5-6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров.

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502 годов, когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции «Три грации», «Сон рыцаря». Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема.

К лучшим работам раннего периода принадлежит «Мадонна Конестабиле». Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.

Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Много изображения богоматери («Сикстинская мадонна», 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создает идеальный образ человека Возрождения («Бальдассаре Кастильоне»,1515). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.

Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отрадажали мировозрение эпохи. К третьему десятелетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась. Историческая действительность разрушала иллюзии ранессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу. 5

Заключение

В период Возрождения пробудился интерес к искусству Древней Греции и Рима, что побудило Европу на перемены, которые ознаменовали конец средневековья и начало нового времени. Этот период был не только временем “оживления” античного прошлого, это было время открытий и исследований, время новых идей. Классические примеры вдохновляли новое мышление, особое внимание уделялось человеческой личности, развитию и проявлению способностей, а не их ограниченности, что было характерно для средневековья. Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно- научные и медицинские эксперименты. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Эпохи Возрождения (XIV-XVI/XVII вв.) ... это большой вклад в искусство Возрождения .ТИТАНЫ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСАЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИВ конце... свой неповторимый вклад в эпоху Ренессанса и создало свои шедевры . В культуре XV-XVI вв. ...

  • Культура эпохи Возрождения Ренессанса

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Человека, делая из него подобие титана , они отделяли его от... мраморная копия. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Таким образом, стремясь познать культуру Возрождения , тайны его... пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини. Прелесть его...

  • Европейская культура эпохи Возрождения (2)

    Лекция >> Культура и искусство

    Гуманизма. 3. Титаны эпохи Возрождения . Титанизм как культурный феномен. 4. “Барокко” – культура роскоши и смятения... ремеслах, и в литературе, и в художественном творчестве. Классические шедевры Леонардо, Микеланджело, Бруналлески, Тициана, Рафаэля...

  • Эпоха Возрождения (11)

    Реферат >> Культура и искусство

    Времени» (Ф. Энгельс). Beличайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, ... итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения . Вера в земное... звучат в стихот­ворении последнего титана Возрождения , на­писанном от имени его...

  • Сравнительная характеристика культур эпох

    Реферат >> Культура и искусство

    ... эпохи Августа стал 142 томный исторический труда Тита Ливия... Мира считаются шедеврами мировой культуры . Памятники архитектуры и строительства эпохи ранних... городской средневековой культуры . Название это условно: оно появилось в эпоху Возрождения и означало...