Что значит слава в понимании болконского. Живая мысль: Андрей Болконский. Разрыв с Наташей

Лев Николаевич Толстой - великий художник, изображающий, в первую очередь, диалектику души своих героев. Во всех произведениях писатель обращается к нравственным поискам героев, На мой взгляд, лучшими из таким героев являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Андрей Болконский - это любимый герой Толстого, и именно ему он предназначил тяжелую судьбу. Писатель сначала относит своего героя к людям-индивидуалистам. Он хочет решить проблему индивидуализма, покончить с ней навсегда.

В русской классической литературе не один

Толстой обращался к этой проблеме. Независимо от него Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» решает проблему индивидуализма. В содержании авторской позиции Толстого и Достоевского имеются общие черты - это критика «наполеонизма».

Князь Андрей Болконский и разночинец Родион Раскольников - родные братья по своему нравственно-психологическому облику. Оба героя угрюмы, мрачны, надменны и горды, но они, вместе с этим, великодушны и добры, иногда холодны и бесчувственны, право, точно в них два противоположных характера поочередно сменяются. Андрея Болконского и Родиона Раскольникова роднит

Сознание своего несомненного превосходства, что повлияло на развитие их индивидуалистических тенденций, притязаний на власть. Наполеон, как идеал «сильной личности», увлекал их страстно. Но оба путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарозанию в Наполеоне.. Их спасла одна и та же сила - любовь и соединение с тем народом, которому они предлагали свою власть.

Первый раз мы встречаемся с князем Андреем Болконским на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит «… весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его …женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Уже с первых слов автора мы понимаем, что среда, в которой воспитывался и жил князь Андрей, очень надоела ему. В ней нет настоящих, мыслящих людей, нет хороших собеседников: все общество мелко и ничтожно. В разговоре с Пьером, человеком, которого искренне любил Андрей, он говорит, что хочет вырваться из этой сферы, хочет и собирается идти на войну. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской.

Когда Андрей приезжает в армию, он видит всю неподготовленность русских войск. Болконский очень изменяется в этих условиях. Нет «в выражении его лица, в движениях, в походке прежнего притворства, усталости и лени», он занимался делом приличным и интересным для него. Князя Андрея многие и здесь не любят, считают холодным и неприятным человеком, а другие, правда, меньшая часть, любят его, признают идеалом. Как только он узнает, что армия в безнадежном положении, он решает спасти ее. Он возомнил себя человеком, «который выведет его же из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!»

Идеалом для Болконского был Наполеон, его слава. Он хотел быть таким же. И вот поле Аустерлица. Идет бой. Падают и умирают люди. Французы убивают русских, русские - французов. А за что? И князь Андрей не понимает этого.

Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? - думал он. Вот и пришло разочарование, в своих мыслях и делах Болконский начинает сомневаться. Полное прозрение приходит к нему на поле Аустерлица. Он бежит со знаменем в руках за своей славой, И что? Он ранен. И тут, очнувшись, он видит маленького и ничтожного человека - свой идеал. Поднимает глаза и … Голубое, высокое небо перед ним.

Как тихо, спокойно и торжественно …совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу …Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба …ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!.. Князь Андрей понял, что небо Аустерлица открыло ему жизнь природы и человека, что его честолюбивые мечтания, слава Наполеона уже ничто.

Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего! - подтверждает новые мысли князь Андрей.

После ранения Болконский возвращается домой. Но и здесь его ждут новые испытания. Умирает жена, но рождается сын. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что ему нужно жить для себя и своих близких. Раньше, когда он говорил: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не "страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра … я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми..!»- у него была ничтожная, но цель в жизни. Теперь ее нет. Андрей ищет свое место в жизни, а пока, еще не найдя его, весь отдается родным. Он стал заботливым и любящим отцом, братом, сыном. Идут дни, а он все говорит себе; «Жизнь для себя, для своих близких - то единственное, что остается мне».

Князь Андрей после Аустерлицкой компании твердо решил никогда не служить в армии. Он занялся государственными делами - помогал своему отцу. Судьба забросила его в Отрадное - имение графа Ростова. По дороге туда и обратно Болконский обращает внимание на дуб. Дуб – могучее дерево, олицетворение будущей и полной жизни. Андрея поразила его красота, он стал мысленно сравнивать его с собой. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся с поэтичностью Наташи. Да и сама Наташа поразила его, та девочка, которая, не зная его, его жизни, просто и весело смеется, бегает; ей нет дела ни до кого. Это задело Андрея. Он снова погружается в свои мысли, ищет и находит выход для себя – это жить. Все это окончательно вернуло Болконского к новой и прекрасной жизни. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений в обществе. Он был вдовец, очень богатый человек. Общество принимало его и потому, что «он имел репутацию ума и большой начитанности». Болконский очень изменился. Он стал появляться в различных кругах, посещать всевозможные балы и вечера. После Аустерлица, после Отрадного князь Андрей начал по-настоящему жить. Но он не остановился в своих нравственных поисках, он все еще искал. У него, казалось, было все, но, вместе с этим, чего-то не хватало, Он много думал в это время. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать там то, что не имело на себе общего светского отпечатка. На одном из балов он встречает Наташу. - Он понял, что нашел то, что искал,

И такою была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке,

После бала Болконский стал часто бывать у Ростовых: ему хотелось видеть Наташу. «Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждым миром; но он сам вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение». Болконский и Ростова разные люди: он - уравновешенный, она - резвая, веселая, но в них есть то одно, что сближает их - это духовная и нравственная красота, поэтичность натуры. Наташа полюбила князя Андрея, он отзывается на ее чувства, следовательно, он еще не лишен способности любить.

Никогда я не испытывал ничего подобного, Я влюблен, - думал он. - Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мучения этого я

не отдам ни за что в мире.- Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Любовь подняла Андрея еще выше. Он стал более уверенным в своих мыслях и суждениях. Но прошел год и судьба сделала свое дело. Наташа отказала… Князь Андрей внешне равнодушно принял это известие, но душа его была неспокойна. Он стал грустен и угрюм, много думал о Наташе и сказал себе и Пьеру: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»

1812 год. Началась Отечественная война. Андрей по велению своего сердца возвращается в армию. Он сражается теперь не только за себя, за своих родных и близких, но и за несчастную, страдающую Родину. Андрей отказывается от предложения Кутузова служить в штабе, он остался полковым командиром. На это Кутузов, любящий и уважающий Андрея, говорит: «…твоя дорога - это дорога чести. Я рад за тебя.» Он весь был предан делам своего полка, заботился о своих людях и об офицерах, был ласков с ними. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».

Бородинское сражение - перелом в жизни и мировоззрении Андрея Болконского. Андрея настигает глупая смерть: он и не был на позиции, а был ранен.

Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… На перевязочном пункте Андрей постигает новую для себя истину.

Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! Да, ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека. Человек, постигший это - настоящий человек. Мы живем в мире, где много зла и несправедливости, и поэтому мы должны сами бороться за добро. Как писал сам Л. Н. Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - так и должно быть. В настоящем человеке должны быть эти три качества. И в Андрее Болконском они были.

Весь смысл идейно-нравственной эволюции Андрея Болконского состоит в постепенном преодолении индивидуалистического самоутверждения и обращения к самоотречению, полному и безусловному, уже в последние часы и минуты жизни. Страстная привязанность к жизни сменяется равнодушием к ней и к своему «я». Уже подошедшую смерть он расценивает как слияние с общим, надличным. Еще живой, он уже вдумывается «в новое, открытое ему начало вечной любви», которое так отлично от плоской избирательности любви. Разъясняя предсмертное состояние князя Андрея, Толстой пишет: «Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни…»

Вся жизнь Болконского и была своеобразной подготовкой к такому «слиянию». Под знаком преодоления всего личного прошла жизнь князя Андрея: «То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него близкое и… почти понятное и ощущаемое…»

Толстой своим творчеством утверждает те нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались веками. Мысль о братском единении человека с человеком лежит в основе произведений писателя.

Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что я люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано

Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Сочинение. Л.Н. Толстой. Смысл исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» – это книга на все времена, и одна из самых читаемых в мире. Она несёт незабываемые уроки нравственности, и даёт пищу уму для размышлений. По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.
Толстой изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Наблюдая за героями романа, мы проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. И такая старательность изображения отнюдь не случайна, ведь философскую основу романа составляет жизнь человека во всём многообразии её проявлений. Все коренные жизненные ситуации нашли в романе своё яркое воплощение: рождение и смерть, различные эпохи духовного развития личности – детство, отрочество, молодость, зрелость, семья и любовь. И всякое историческое событие в романе увидено глазами главных героев, оно прошло через их душу и сердце.
Любимые герои Толстого ищут ответ на извечные вопросы: что делать? Чему посвятить жизнь? Эти же вопросы задаёт себе и один из главных героев романа – Андрей Болконский. Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, и желает вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Мечта о подвиге особенно волнует Болконского под Аустерлицем. В этом невыгодном для России сражении Андрей Болконский, решая добыть победу даже ценой собственной жизни, проявляет самоотверженность и героизм. Подхватив знамя в момент всеобщего замешательства, он увлекает за собой растерявшихся солдат. И вдруг стремительное движение резко обрывается. Князь Андрей падает, раненный в голову. И в этот момент в сознании тяжело раненного князя Андрея становятся на свои места «смещённые» представления о славе, развенчивается вера в могущество Наполеона, уясняется тщета собственных честолюбивых стремлений. Но на этом потрясения для князя Андрея не закончились. Дальнейшие события – появление ребёнка, смерть жены – до глубины души потрясли Андрея Болконского. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – это то единственное что ему остаётся делать в жизни. Встреча со своим другом Пьером, разговор с ним, и его слова: «Надо жить, надо любить, надо верить» – глубоко запали в душу князя Андрея и подтвердили его собственные выводы. Встреча с Наташей Ростовой, лунная весенняя ночь в Отрадном, - всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Ему кажется, что именно в любви он нашёл подлинное счастье. Но испытания вновь норовят выбить жизнь Болконского из колеи, и именно в тот момент, когда они, казалось бы, закончились. Счастье оказалось кратковременным, и чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Но его личное горе по воле обстоятельств отступило на задний план. Теперь уже защита родины становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. Ужас войны, её бесчеловечная сущность и противоестественность вновь предстают перед ним, и это становится для Андрея всё более угнетающим в связи с участием и гибелью на поле боя подростков, почти детей. Чувство ненависти к войне невольно усиливается также и у читателя, и доходит до крайней точки, когда в войне гибнет один из любимых героев Толстого – Андрей Болконский. Это печально ещё и потому, что только перед смертью главный герой находит ответы на все свои вопросы и понимает смысл жизни. Не смотря ни на что, жить, помогая и сочувствуя людям, не смотря ни на что понимать их, не смотря ни на что слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея Болконского.
Мир идей «Войны и мира» сложен и разнообразен. На примере Андрея Болконского читатель проходит школу нравственности и патриотизма, гуманизма и духовности, учится бесстрастно ставить острые вопросы и не успокаиваться в поисках ответа на них. При любых обстоятельствах хочется вспомнить героев «Войны и мира» и сразу же перестать бояться быть решительным, патриотичным и быть бесконечно добрым человеком. А уже собственный пример будет замечательным примером для людей младших по возрасту.

Рецензии

Сочинение понравилось: краткое по объему, но достаточно глубокое по содержанию. В проблемах войны и мира, как и в проблеме бесконечности Вселенной не бывает границ. На меня, в прошлом военного, произвел просто потрясающее впечатление монолог князя Андрея о войне: "...Война не любезность, и надо понимать это и не играть в войну...(и далее каждое слово ПРАВДА О ВОЙНЕ). Ни до, ни после о войне ничего более точного не читал...
С искренним уважением и благодарностью,

Спасибо, Эрих!
Эх, знала бы учительница что сочинение очень даже хорошее - было бы вообще замечательно! Но радует то что сильно не придиралась.

На вопрос Война и мир. Что изменилось в восприятии жизни у Болконского? К какой мысли приходит Болконский перед смертью? заданный автором Aria Mclair лучший ответ это Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит Наполеон, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот прекрасная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Князь Андрей больше не хочет служить в армии.
Князь пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. По пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» Но судьба снова преподносит ему сюрприз, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Оградном. Просто подслушанный разговор ее с подругой. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб. Болконский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Это был своего рода «двойник» Наполеона. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира.
Когда началась война 1812 года, Болконский отправился на войну, на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего парода. Он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь»., После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном, из раненых Анатоля Курагина. В это мгновение он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Перед смертью князь Андрей приходит к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.

Разделы: Литература

Цели урока:

Раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека – участника исторических событий и жизни народа;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие творческого воображения и мышления;
- формирование представления о нравственных ценностях;
- воспитание любви к художественной литературе.

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия «Литература 5-11 классы»), мультимедийный проектор и экран, компьютеры. (Слайды 1-3), портрет Л.Н.Толстого.

Техническая помощь: лаборант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная и живая человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними, неотделимо от них – добрые открытия и озарения, обогащенные души. Такой жизнью жили любимые герои Толстого. Такой была его собственная жизнь. Толстой всегда стремился проникнуть в самую суть явлений. Так он показал нам чувства человека и его мысли.

Истории народа, по Толстому, та действительная, внутренняя история, которую он стремился воссоздать в романе «Война и мир» - это и быт народа, частная семейная и личная жизнь, и отношения, которые складываются между людьми.

Но история – это и искания общественной мысли, это жизнь, движения человеческого сознания.

Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои высокого интеллектуального плана – выражают в романе, прежде всего, именно эту очень важную, духовную сторону исторической жизни. Как писал Толстой позднее «…духовная деятельность есть величайшая, могущественная сила. Она двигает миром…»

Андрей и Пьер не только в историческом смысле, но и в нравственном, психологическом, наиболее близкие Толстому герои. Они близки ему более всего тем, что находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Подобно тому, как это было у самого Толстого: их жизнь – это путь. Путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения.

Задание 1 для исследования: (по адресу в Интернете www.levtolstoy.org.ru ) найти и исследовать размышления Толстого о смысле жизни. (Приложение №1) (комментирование и обсуждение полученных результатов).

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: (Слайд 4)

Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

Обратимся к образу князя Андрея Болконского.

2. Беседа по вопросам (план беседы на слайде) (Слайд 5)

Вопрос 1: При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с князем Андреем? (Слайд 6)

Учитель: Свое повествование Толстой начинает с 1805 года. Полный честолюбивых устремлений Андрей идет на войну.

Вопрос 2: Зачем князь Андрей пошел на войну, и как проявил себя войне?

Исследование глав текста т.1 чт.2 гл 11-19, чт.3 гл 11-13, 17-19.

(комментирование и обсуждение полученных результатов)

Учитель: С Андреем вместе мы понимаем, что есть истинное, великое и важное для человека и истории. После плена, выздоровев после ранения, возвращается домой в Лысые Горы,

Вопрос 3: Какие испытания обрушились на Андрея по возвращении домой?

Исследование глав текста т.2 чт.1 гл.7-9, чт.2 гл.7-9, гл.10-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Путь Болконского не был и не мог быть сколько – нибудь прямолинейным и равномерным. Жизнь Андрея состоит из ряда этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, разочарованием, иногда видимой остановкой в пути, затем пробуждение к новой жизни, новый поиск. Сильный внутренний перелом ознаменовал для Андрея Аустерлиц и смерть жены. В горе происходит переоценка ценностей.

Вопрос 4: Чем решил занять Андрей, ради чего жить?

Исследование эпизода «Андрей в Богучарове» т.2 чт.2 гл.9-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Князь Андрей не может так долго жить. По существу, это более всего и делает его героем исторического смысла и значения. История, по Толстому, есть движение людей: движение видимое, внешнее и еще более того внутреннее, скрытое. И чем больше человек в движении, в пути; чем больше он изменяется и ищет; чем больше он живой, трем больше он причастен к истории и выражает ее.

Вопрос 5: Кто пробудил Андрея к активной жизни? (Слайд 7)

Исследование эпизода «Разговор на пароме» т.2 чт.2 гл 12

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой.

Вопрос 6: Какое впечатление произвела на Андрея эта встреча в Отрадном? Как в дальнейшем складывались их отношения?

Исследование глав текста т.2 ч.3 гл.1-3.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: К Андрею пришло новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, завел знакомство со Сперанским.

Задание 2: Найти в тексте (т.2 чт.3) главы, отображающие отношения Андрея к работе у Сперанского.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Затем пришла любовь к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица, и заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви – правды фальшивым показался ему Сперанский со своими «белыми изнеженными ручками», на которые «невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки тех людей, имеющих власть». Теперь ему казался фальшивым и «тонкий звук голоса» Сперанского, и его неумолкавший неестественный смех, и показная нежность к дочери, а главное – все то, чем занимался Сперанский, и что на некоторое время увлекло и самого Андрея.

Задание 3: Выберите из текста главы, соотносящиеся с темой «Любовь в жизни князя Андрея Болконского» (Слайд 8)

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: До некоторой степени с Андреем происходит то, что уже когда – то с ним было. Его жизнь, его путь идет кругами и спиралями. И война 1812 года застает Андрея во внутреннем смятении, с тяжелыми мыслями о себе и нанесенной ему обиде, в поисках возможности отомстить за себя. Но война 1812 года – это общее дело, трагедия не только князя Андрея, а всенародная. В ней личное естественно сливается с историческим и народным, личное и личность точно растворяется в народе. В этом для Андрея заключена возможность еще новой жизни и нового последнего возрождения.

Вопрос 7: Каким показан Андрей Болконский в войне 1812 года? (Слайд 9)

Исследование глав текста т.3 ч.2. гл 15-16, 24-25, 36-37 (ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: На этой последней высоте забывается эгоизм, происходит переоценка ценностей, расширяется душа, способная теперь в своем величии пожалеть и простить своего недавнего врага. Способный простить и пожалеть, Андрей ощущает себя частицей общего.

Вопрос 8: К каким мыслям приходит князь Андрей?

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: И вот последняя встреча князя Андрея с Наташей Ростовой. Смог ли простить Андрей Наташу за измену?

Исследование глав текста т.4 ч.1 гл.15-16. .

(ответы учащихся с комментированием текста)

3. Обобщение и выводы. (Слайд 10)

В: Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

(Комментирование и обсуждение проделанной работы)

В: Что есть нравственный путь человека?

В: Возможно ли существование таких людей, как Андрей Болконский сегодня?

4. Домашнее задание. (Слайд 11)

Задания по группам.

1группа: Составить вопросы для беседы по прочитанным главам.

2 группа: Составить хронологическую таблицу жизни Пьера Безухова.