Чем чревато нарушение кассовой дисциплины

Для того чтобы разобраться с понятием «кассовая дисциплина» сначала необходимо понять различие между терминами «Кассовый аппарат» и «Касса»:

Кассовый аппарат (ККМ, ККТ) – это устройство, необходимое для получения денежных средств от ваших клиентов. Таких устройств может быть сколько угодно и по каждому из них должны оформляться свои отчетные документы.

Касса предприятия (операционная касса) – это совокупность всех наличных операций (прием, хранение, выдача). В кассу поступает выручка, полученная, в том числе по кассовому аппарату. Из кассы осуществляются все наличные расходы, связанные с деятельностью предприятия и сдаются деньги инкассаторам для дальнейшей передачи в банк. Кассой может быть отдельное помещение, сейф в комнате или даже ящик в письменном столе.

Так вот, все операции по кассе должны сопровождаться оформлением кассовых документов, что обычно и подразумевается под соблюдением кассовой дисциплины.

Кассовая дисциплина – это набор правил, которые необходимо соблюдать при осуществлении операций, связанных с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции).

Основными правилами кассовой дисциплины являются:

Кто должен соблюдать

Необходимость ведения кассовой дисциплины не зависит от наличия ККМ или выбранной системы налогообложения .

Как рассчитывается лимит остатка наличных денег по кассе

Порядок расчета лимита остатка по кассе представлен в приложении к Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Согласно нему в 2019 году лимит остатка по кассе можно рассчитать одним из двух способов:

Вариант 1. Расчет исходя из объема поступлений в кассу наличных денег

L = V / P x N c

L

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем поступлений).

P – расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы поступлений наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней

N c – период времени между днем, в котором были получены наличные деньги и днём сдачи этих денег в банк. Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например , если деньги сдаются в банк один раз в 3 рабочих дня, то N c = 3. При определении N c могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности (сезонность, режим рабочего времени и т.д.).

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года. В декабре компания отработала 21 день и получила наличную выручку в размере 357 000 рублей. При этом кассир организации сдавал выручку в банк один раз в 2 дня. Лимит остатка по кассе в этом случае будет равен: 34 000 руб. (357 000 руб. / 21 дн. x 2 дн.).

Вариант 2. Расчет исходя из объема выдач наличных денег из кассы

Данный способ как правило используют ИП и организации, которые не получают наличные в процессе деятельности, но периодически снимают деньги в банке (например, для расчетов со своими поставщиками).

В этом случае применяется формула:

L = R / P x N n

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

R – объем выдач наличных денег за расчетный период в рублях (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других перечислений работникам). Вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем выдач наличных денег;

P – расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы выдач наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней , при этом его минимальное значение может быть любым.

N n – период времени между днями получения денег в банке (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам). Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например, если деньги снимаются в банке один раз в 3 рабочих дня, то N n = 3.

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Наличную выручку общество не принимает, покупатели расплачиваются через банк. Однако периодически компания снимает наличные деньги в банке для расчетов с поставщиками. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года.

В декабре компания отработала 21 день и получила в банке наличных денег в размере 455 700 рублей. При этом кассир организации получал наличные в банке один раз в 4 дня. Заработная плата из кассы не выдавалась. Лимит остатка в этом случае будет равен: 86 800 руб. (455 700 руб. / 21 дн. x 4 дн.).

Приказ для установления лимита по кассе

После того как вы рассчитаете лимит остатка наличных денег по кассе, необходимо издать внутренний приказ, утверждающий сумму лимита. В приказе можно указать срок действия лимита, например, – 2019 год (образец приказа).

Обязанность каждый год переустанавливать лимит законом не предусмотрена, поэтому если в приказе срок действия не указан, то установленные показатели можно применять как в 2019 году, так и далее до тех пор, пока вы не издадите новый приказ.

Упрощенный порядок

Начиная с 1 июня 2014 года – ИП и малые предприятия (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе.

Для того чтобы отменить лимит по кассе, необходимо издать специальный приказ. Он должен быть основан на Указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и обязательно содержать формулировку: «Хранить наличные денежные средства в кассе без установления лимита остатка в кассе» (образец приказа).

Выдача наличных денег подотчетным лицам

Подотчетные деньги – это деньги, которые выдаются подотчетным лицам (работникам) на командировки, представительские расходы и хозяйственные нужны.

Выдать деньги под отчет можно только на основании заявления от сотрудника . В нем он должен указать: сумму денег, цель их получения и срок, на который они берутся. Заявление пишется в произвольной форме и обязательно должно быть подписано руководителем (ИП).

Если сотрудник потратил свои личные деньги, то ему необходимо их компенсировать, в этом случае также пишется заявление, но с другой формулировкой (образцы заявлений).

Примечание : желательно, чтобы в заявлении была строчка: «У сотрудника отсутствует задолженность по ранее выданным авансам» (так как по закону нельзя выдавать деньги под отчет сотрудникам, которые не отчитались по предыдущим авансам).

В течение 3-х рабочих дней после окончании срока, на который были выданы денежные средства (или со дня выхода на работу), работник должен представить бухгалтеру (руководителю) авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих совершенные расходы (чеки ККМ, товарные чеки и т.д.).

Иначе денежные средства, выданные сотруднику, нельзя будет зачесть в расходы и соответственно уменьшить налог. Более того, если не будет подтверждающих документов, то с выданной суммы придётся удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы .

Ограничение наличных расчетов

Ещё одним важным правилом кассовой дисциплины является соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности (ИП и организации) в рамках одного договора суммой не более 100 тыс. рублей .

Кассовая дисциплина — это ряд правил, которые контролируют движение и учет наличных денег в бизнесе. Законодательство устанавливает эти правила для малого, среднего бизнеса и крупных коммерческих предприятий.

Различие между «кассой» и «ККМ»

Часто возникает путаница в понятиях «касса» и «ККМ». «Касса» — это условный кошелек предпринимателя или организации, «сейф», в который приходит на хранение наличность и из которого она уходит на нужды бизнеса и владельца бизнеса. А «ККМ» — контрольно-кассовая машина, необходимая при наличных расчетах с покупателями. Это средство для учета тех денег, которые вы получаете от клиентов за товары или услуги. В кассу деньги могут приходить из нескольких ККМ. Из контрольно-кассовой машины расходовать деньги нельзя. В конце дня наличность из всех ККМ вносится в кассу, делается соответствующая запись, и уже из кассы средства могут тратиться. Кассовую дисциплину нужно соблюдать независимо от наличия ККМ.

Оформление кассовых документов

Есть два варианта ведения кассовых документов — базовый и упрощенный (для ИП и малых организаций, его мы рассмотрим ниже). В базовом варианте ИП и ООО должны оформлять все кассовые операции с помощью следующих документов:

  • приходный кассовый ордер — формируется при поступлении наличности в кассу;
  • расходных кассовый ордер — формируется при выдаче наличности из кассы;
  • кассовая книга (по форме КО-4) - в ней ведется учет всех поступлений и расходов наличности на основании всех приходных и расходных ордеров;
  • расчетно-платежная форма (по форме №Т-49) и платежная ведомость (по форме №Т-53) - документы для расчета и выплаты заработной платы и других выплат персоналу;
  • авансовый отчет — это документ, который оформляет сотрудник или директор организации (но не ИП), чтобы отчитаться за расходы наличности, выданные ему ранее авансом или потраченные из личных средств.

К кассовой дисциплине никак не относятся КУДиР, книга учета БСО, справка-отчет (по форме КМ-6) и журнал кассира-операциониста (по форме КМ-4).

Проще говоря, кассовая дисциплина подразумевает ведение кассовой книги и отражение наличных операций, составление кассовых документов (приходные ордера, расходные ордера, авансовые расчеты). Также - соблюдение лимита расчетов наличными при расчетах с контрагентами (не физлицами и не сотрудниками): лимит не должен превышать 100 000 рублей при единовременной выплате наличкой. Также важно хранить деньги в кассе в рамках установленного организацией лимита, а превосходящие его средства сдавать в банк.

Кассовые документы можно вести в электронном виде и на бумаге. Бумажные документы заполняются от руки или на компьютере, затем распечатываются и заверяются подписью. В электронном виде документы оформляются в специальной программе или бухгалтерском сервисе и подписываются электронными подписями.

Упрощенный порядок ведения кассы для малого бизнеса

Упрощенный порядок кассовых операций установлен с 1 июня 2014. Согласно ему ИП могут отказаться от оформления приходного и расходного ордера, а также не вести кассовую книгу. В обязанности ИП вменяется лишь оформление расчетно-платежных и платежных ведомостей при выплатах зарплаты физлицам или иных вознаграждений в наличной форме.

Кроме того, ИП и малые организации с численностью сотрудников до 100 человек и выручкой до 400 млн рублей в год могут не соблюдать лимит остатка денег в кассе. Но если ИП и малым организациям удобно вести кассовые документы, они вправе это делать.

Проверки и штрафы

Проверку ведения кассы осуществляет налоговая инспекция. За нарушение кассовой дисциплины (например, неоприходование выручки, превышение лимита наличных расчетов с контрагентами) предусмотрены административные штрафы (ст. 15.1 КоАП РФ):

  • для ИП — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • для ООО — от 40 000 до 50 000 рублей.

Ведите кассу в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия: у нас есть касса и необходимые кассовые документы. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, отправляйте отчетность и сверяйтесь с контролирующими органами с помощью Контур.Бухгалтерии.

В организации, которая работает с кассой, необходимо соблюдение и знание кассовой дисциплины. Если ее не соблюдать, придется выплачивать штрафы. За что можно получить штраф, и в каких размерах, вы можете узнать из данной статьи.

Все операции с денежными средствами кассы должны выполняться в строгом соответствии с законодательством. За нарушение ведения кассовых операций предусмотрены штрафы. Если проводилась налоговая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, то штраф должна будет выплатить и организация, и ответственное лицо. Они должны будут выплатить следующие суммы:

  • Ответственный работник, из-за которого было совершено нарушение – от четырех до пяти тысяч рублей;
  • Организация – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

Как правило, ответственный сотрудником является главный бухгалтер, но в некоторых случаях это может быть и другой работник, выполняющий кассовые операции. Перед тем, как начать выполнять свои обязанности, кассир подписывает соглашение, предполагающее ответственность за нарушение кассовой дисциплины.

Соблюдение кассовой дисциплины

Чтобы не нарушать кассовую дисциплину, нужно знать следующие правила:

  1. Денежные средства и кассовые документы должны храниться в условиях, в которых они будут полностью сохранны.
  2. С кассиром обязательно должен быть заключен договор о материальной ответственности. Исключение составляет ситуация, когда ведением кассы занимается предприниматель, работающий без сотрудников.
  3. Если наличная выручка поступает в кассу, у организации обязательно должен быть кассовый аппарат. Кассовые работники обязательно должны выдавать чеки.
  4. Операции, совершаемые через кассу, должны быть оформлены специальными кассовыми документами. Документы должны быть оформлены непосредственно при выполнении операции. Если денежные средства были получены вне операционной кассы, документы по ним заполняются в конце каждого рабочего дня.
  5. Когда кассир принимает деньги, он проверяет их на подлинность с соблюдением определенного порядка.
  6. Максимальная сумма денежными средствами по одному контракту составляет сто тысяч рублей.
  7. Поступающие в кассу деньги должны тратиться только на конкретные цели: расчеты с продавцами, выплата зарплаты. Предприниматели могут расходовать поступающую выручку на любые нужды.
  8. Выдача денежных средств под отчет происходит по служебной записке, написанной управляющим компании. Для того, чтобы сотрудник отчитался по полученным суммам, ему предоставляется три рабочих дня с даты истечения срока, на который выдавались денежные средства. Не потраченные деньги возвращаются в кассу.
  9. Через кассу могут выполняться операции с валютой. В большинстве случаев они связаны с выдачей денег на зарубежные командировки и с обменом валюты в банках.
  10. В конце рабочего дня в кассе должна оставаться сумма, не превышающая установленный лимит. Порядок его расчета предприниматель или организация могут выбрать самостоятельно из двух вариантов.

Подробнее о правилах соблюдения кассовой дисциплины читайте в .

Виды нарушений кассовой дисциплины

Есть список нарушений, которые в организациях встречаются чаще всего. Если проверка выявит их, компании придется выплатить штраф, предусмотренный законодательством.

К числу основных нарушений относят:

  • В кассе находится сумма, превышающая установленный лимит;
  • Нарушены условия хранения денежных средств;
  • В кассе находится сумма денег, не имеющая никакого документального подтверждения;
  • Наличные расчеты ведутся сверх установленного лимита (свыше ста тысяч рублей).

Нарушение кассовой дисциплины – это невыполнение или игнорирование правил, установленных законодательством или уставом организации.

Как оплачиваются штрафы

В бухгалтерском учете есть субсчет 64, имеющий название «расчет по налогам и платежам». Именно по нему осуществляется уплата штрафов.

Новые правила ведения документации в 2016 году

В 2016 году было введено несколько новых правил по ведению кассовой документации:

  1. Кассовую отчетность можно вести и сдавать в электронной форме. На ней обязательно должна присутствовать электронная подпись.
  2. Документы может заверять не только кассир, но и бухгалтер или управляющий компании.
  3. Кассир должен иметь специальный штамп, подтверждающий его право на ведение документации.
  4. Для ведения документов используются только специальные бланки, в которых должен содержаться необходимый список реквизитов.
  5. Если появилась депонированная сумма денежных средств, отмечать ее нужно только после выплаты зарплаты сотрудникам.

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО — это, стало быть, правила, по которым компании принимают, выдают, хранят и сдают наличные в банк, рассчитываются вместе и с ИП, оформляют кассовую книжку и первичку.

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО

Все организации независимо от их организационно-правовой формы и, как мы выражаемся, применяемой системы налогообложения должны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11, п. 5 ст. 346.26 НК РФ).

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО на ОСНО

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО предполагает особенный порядок, по которому компании:

принимают и, наконец, выдают наличные, оформляют приходные и расходные кассовые ордера;
хранят наличные в кассе;
соблюдают предел расчетов наличными;
ведут кассовую книжку;
сдают наличность в банк.

Порядок ведения кассовых операций закрепляют в отдельном положении.

Вольные средства хранят на банковских счетах. Конкретно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных - в пределах, как многие выражаются, установленного управляющим организации лимита.

Могут ли обособленные подразделения передавать друг дружке наличные минуя кассу головного кабинета? Да, могут. Вообразите себе один факт о том, что кассовые правила не запрещают так поступать, потому штрафа быть не обязано. Лишь закрепите условие о передаче наличных меж доп кабинетами во внутреннем порядке ведения кассовых операций. Несомненно, стоит упомянуть то, что его компания, стало быть, может создать без помощи других (п. 3, 6.4, 7 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

В магазине три, как всем известно, кассовых аппарата. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что как приходовать наличную выручку по ним? По каждому кассовому аппарату ведут журнальчик кассира-операциониста по форме № КМ-4. В конце дня основному кассиру передают все контрольные ленты. Он оформляет на каждую из их приходник. Данные приходников вносят в кассовую книжку (п. 4.6, 5.2 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Компания также реализует продукты за наличные, в том числе через обособленное подразделение в другом городке. Не для кого не секрет то, что нужно ли вести кассовую книжку раздельно по обособке? Да, нужно. Каждое обособленное подразделение оформляет кассовую книжку. Копии листов данной для нас книжки передают в головной кабинет (п. 4.6 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210- У).

Клиент переплатил за продукт и прислал письмо с просьбой считать переплату оплатой от другого покупателя. Может ли поставщик провести таковой зачет? Компания может исполнить обязательство за другое лицо (ст. 313 ГК РФ). Но к письму обязано быть приложено поручение от второго покупателя.

Кассиру-операционисту каждый день выдают разменные средства. Нужно ли отражать это в кассовой книжке? Да, нужно. Составьте расходник и зарегте его в кассовой книжке (п. 4.6, 6 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что по другому в операционной кассе окажется больше средств, чем пробито по чекам. И проверяющие так сказать могут решить, что компания не оприходовала выручку.

Клиент оплатил продукт, как большая часть из нас постоянно говорит, пластмассовой картой. Очень хочется подчеркнуть то, что нужно ли отражать эту выручку в кассовой книжке? Нет, не нужно. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в кассовой книжке отражают лишь наличную выручку. Всем известно о том, что оплату по пластмассовым картам, в конце концов, демонстрируют лишь в книжке кассира-операциониста по форме № КМ-4. И даже не надо и говорить о том, что ведь она как бы поступает не в кассу, а сходу на расчетный счет компании.

В течение дня не было продаж. Нужно ли снимать как раз Z-отчет? Это зависит от того, включала компания в сей день кассовый аппарат либо нет. Мало кто знает то, что ежели включала, то нужно снять отчет в конце дня и заполнить журнальчик кассира-операциониста (п. 3.6 Типовых правил, утв. Минфином Рф от 30 августа 1993 г. № 104). Ежели же ККТ не включали, то снимать Z-отчет не нужно.

Учредитель решил прирастить уставный капитал компании. Вправе ли он для этого внести средства в кассу, а не на расчетный счет? Да, вправе. И даже не надо и говорить о том, что оформите приходник на эту сумму. Мало кто знает то, что в нем в строке «Основание» укажите «увеличение уставного капитала» (постановление Госкомстата Рф от 18 августа 1998 г. № 88, п. 5 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Должна ли компания ставить круглую так сказать печать на кассовой книжке? Нет, не должна. Все давно знают то, что но лишь ежели эта компания отказалась от печати. Другими словами в уставе нужно исключить условие о печати (Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ).

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО на УСН

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО на упрощенке во многом подобна правилам для общей системы. Очень хочется подчеркнуть то, что такое организации тоже должны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Все давно знают то, что потому при наличных расчетах используют ККТ, ведут как бы кассовую книжку и соблюдают 100-тысячный предел расчетов. И даже не надо и говорить о том, что но малые и микропредприятия, к которым относят компании на упрощенке, могут не устанавливать предел остатка кассы (п. 2 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Необходимо ли использовать ККТ при совмещении УСН со вмененкой? При совмещении пары режимов нужно учесть последующее. Мало кто знает то, что право не как бы использовать ККТ до 1 июля 2018 года по деятельности, облагаемой ЕНВД либо патентом, не распространяется на операции на остальных системах налогообложения. Не для кого не секрет то, что при расчетах по деятельности на общем режиме налогообложения либо упрощенке использовать ККТ нужно в обыкновенном порядке. Обратите внимание на то, что это следует из пт 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, статьи 7 Закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО на ЕНВД

Организации, которые используют ЕНВД, тоже должны соблюдать Порядок ведения кассовых операций (п. 5 ст. 346.26 НК РФ). Другими словами при наличных расчетах они должны вести, как все знают, кассовую книжку, соблюдать предел расчетов наличными и т. д. Но при соблюдении определенных критерий плательщики ЕНВД могут не использовать ККТ (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

У компании на вмененке есть обособленное подразделение. Можно в головном кабинете, мягко говоря, использовать ККТ, а в доп, в конце концов, отрешиться от нее? Да, можно. Как бы это было не странно, но компании на вмененке вправе так сказать отрешиться от ККТ, ежели будут выдавать покупателям товарный чек либо квитанцию (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Закон не запрещает таковым организациям отрешиться от кассы в подразделении, даже ежели в головном кабинете продолжают ее употреблять. Обратите внимание на то, что основное, чтоб в подразделении выдавали квитанции либо чеки со всеми неотклонимыми реквизитами.

Нужна ли ККТ компании, которая растеряла право на вмененку? По прогнозам, средняя численность служащих компании по итогам III квартала превзойдет 100 человек. Все давно знают то, что да, при этом употреблять ККТ необходимо с начала того квартала, в каком компания слетит с вмененки (письмо ФНС Рф от 15 января 2016 г. № ЕД-4-2/328). В данном случае — с начала III квартала.

К примеру, компания начала употреблять ККТ с 12 сентября 2016 года. Все давно знают то, что до 11 сентября 2017 года инспекторы могут привлечь к ответственности за неприменение ККТ (ст. 4.5 КоАП РФ). Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что потому, ежели прогнозируется рост численности выше 100 человек, стоит заблаговременно приобрести ККТ и начать ее употреблять.

Чтоб компанию сняли с учета как плательщика ЕНВД, подать заявление необходимо не позже 7 октября 2016 года (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Не для кого не секрет то, что другими словами в течение 5 рабочих дней, начиная с 1 октября — дня, когда будет точно известна численность за III квартал. До 7 октября инспекторы не, вообщем то, будут знать о том, что компания растеряла право на уплату ЕНВД и должны использовать ККТ.

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО выплата зарплаты

На выплату зарплаты организация вправе расходовать:

средства, снятые специально для данной нам цели с расчетного счета;
наличную выручку. Исключение — средства, принятые от людей в качестве платежей в пользу других лиц, а именно, сумм, приобретенных по посредническим договорам (комиссионная торговля, оплата услуг в пользу операторов мобильной связи) (п. 3 указания Банка Рф от 7 октября 2013 г. № 3073-У).

Выдавать зарплату из кассы должен кассир (п. 4 Указания Банка Рф от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Очень хочется подчеркнуть то, что ежели кассира нет, это в состоянии сделать хоть какой уполномоченный сотрудник.

Зарплату через кассу можно выдавать по расчетно-платежной (платежной) ведомости либо по расходному кассовому ордеру. Перед выплатой зарплаты кассир должен проверить, как многие думают, платежные документы, приобретенные из бухгалтерии:

  • подписи управляющего и главенствующего бухгалтера либо бухгалтера;
  • суммы цифрами и прописью;
  • в РКО - соответствие ФИО получателя данным документа, удостоверяющего его личность.

Срок выплаты зарплаты должен быть прописан в Правилах трудового распорядка, коллективном договоре, трудовом договоре (ст. 136 ТК РФ). Обратите внимание на то, что он не может превосходить 5 рабочих дней с учетом дня получения, как всем известно, наличных средств с банковского счета на указанные выплаты. Зарплату, которую работники не получили в течение 5 дней, необходимо депонировать.

Можно ли расходовать наличные на выплату зарплаты, не внося их на расчетный счет? Эти средства наконец-то получены от учредителя в кассу как беспроцентный заем. Да, можно. Ведь ограничение на нецелевое внедрение средств также установлено лишь для наличной выручки. Надо сказать то, что при всем этом приобретенный заем выручкой либо доходом организации не является. Все давно знают то, что а означает, ограничения, установленные указанием Банка Рф от 7 октября 2013 г. № 3073-У, не действуют. Возможно и то, что таковым образом, заемные средства, поступившие в кассу, можно растрачивать на выплату зарплаты, минуя расчетный счет.

Кассовая дисциплина в 2017 году для ООО штрафы

За несоблюдение порядка ведения кассовых операций компанию либо бизнесмена могут оштрафовать. Ответственность предусмотрена для таковых нарушений, как:

  • наличные расчеты сверх установленных размеров;
  • скопление в кассе, как мы привыкли говорить, денег сверх установленных лимитов;
  • нецелевое внедрение наличной выручки;
  • неоприходование либо неполное оприходование в кассу наличных денег;
  • несоблюдение порядка хранения денег.

Для организации штраф — 40 000-50 000 руб., для виновного должностного лица — 4000-5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Срок вербования к ответственности по административным правонарушениям в области кассовой дисциплины — два месяца с момента совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. № 10196/05).

Обратите внимание: нецелевое внедрение наличной выручки в указанной норме прямо не поименовано, но налоговые инспекторы, в конце концов, будут ссылаться конкретно на него. Несомненно, стоит упомянуть то, что ведь, по мнению арбитров, нецелевое внедрение выручки - это нарушение порядка хранения наличных. Не считая того, санкции часто могут быть предусмотрены и в договоре на расчетно-кассовое сервис с банком.

Безопасно ли выдавать подотчетные, несмотря на то, что сотрудник еще не отчитался за прошедший аванс? Порядок ведения кассовых операций разрешает выдавать подотчетные лишь сотрудникам, которые отчитались за прошлые авансы. Но нарушение этого правила не как бы упоминается в списке проступков, за которые налоговики вправе штрафовать на 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Хотя на практике такие споры с проверяющими появляются и время от времени даже доходят до суда. Потому коллеги стараются, в конце концов, обходить ограничение.

Методы различные. К примеру, можно сделать приходник на прошедший аванс, как как будто сотрудник ничего не издержал. Все знают то, что а позже как бы оформить расходник на сумму новейшего и прошедшего авансов. Либо перечислить средства на карту. И действительно, ведь штраф по статье 15.1 КоАП РФ возможен лишь за нарушение порядка ведения кассовых операций. Мало кто знает то, что а за безналичные расчеты санкций не предвидено.

Третья часть бухгалтеров выдают новейший так сказать подотчет независимо от должности работника. Обратите внимание на то, что две трети нарушают кассовую дисциплину, лишь ежели за средствами приходит управляющий. Необходимо подчеркнуть то, что разъяснение обычное. Не каждый решится, в конце концов, спорить с директором, ежели тот распорядился выдать средства под отчет.

Иная, как люди привыкли выражаться, частая неувязка — нескончаемый подотчет директора. Необходимо подчеркнуть то, что управляющий повсевременно так сказать берет средства из кассы, а первичку на расходы не приносит. Надо сказать то, что в данном случае некие коллеги оформляют заместо подотчетных заем. Тогда у налоговиков нет оснований, мягко говоря, включать эту сумму в доход директора и удерживать НДФЛ.

Кассовая дисциплина регламентируется Федеральным законом от 22.05.03 № 54-ФЗ. Надо сказать то, что на 2017 год внесены конфигурации в закон и в отдельные законодательные акты. Всем известно о том, что поглядим тщательно, кто сейчас может не употреблять ККТ, разберем основное требование для соблюдения кассовой дисциплины в 2017 году, также нарушения и штрафные санкции. Обратите внимание на то, что что такое кассовая дисциплина Кассовая дисциплина - это серьезное соблюдение правил ведения операций с наличными расчетами: поступление наличной выручки; выплата заработной платы; получение-сдача средств в банк; расчеты с, как большая часть из нас постоянно говорит, подотчетными лицами; выдача-возврат займов. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соблюдение как бы кассовой дисциплины заключается в выполнении обязательств, установленных законом: Порядок ведения кассовых операций. И действительно, оформление, как люди привыкли выражаться, приходных и расходных документов. Утверждение лимита.

Все давно знают то, что регистрация и перерегистрация контрольно-кассовых машин. Всем известно о том, что как бухгалтеру работать по новеньким правилам? С 2017 года вступает в силу рекордное количество поправок. Очень хочется подчеркнуть то, что в журнальчике «Российский налоговый курьер» мы опубликуем огромную таблицу конфигураций и советы профессионалов, как выгодно наконец-то использовать нововведения на практике. Несомненно, стоит упомянуть то, что при подписке на журнальчик в подарок вы получите доступ к онлайн-сервисам и нормативно-правовой базе.

На кого распространяется кассовая дисциплина в 2017 году В 2017 году контрольно-кассовую технику должны наконец-то использовать на местности РФ все организации и ИП при осуществлении наличных расчетов. Все знают то, что исключением из правила, в данном случае, являются компании и предприниматели: на патенте; на ЕНВД (виды деятельности, предусмотренные п.2 ст. 346.26 НК РФ); выполняющие работы, оказывающие сервисы популяции; торговля с внедрением, как мы с вами постоянно говорим, торговых автоматов. Как бы это было не странно, но данные категории должны при совершении операции так сказать выдавать документ, подтверждающий прием денег. Льгота действует до 01.07.2018 года, дальше- как все. Вообразите себе один факт о том, что будет полезно: Когда, мягко говоря, перебегать на новейшие кассы?

Ответы на вопросцы неуверенных Новейшие штрафы по ККТ: за какие нарушения и как на данный момент оштрафуют Аннотация, которая обезопасит компанию и кассира при обнаружении фальшивки в кассе Перебегаем на онлайн-кассы Основное правило, которое нужно выполнить для соблюдения кассовой дисциплины в 2017 году, это обновление старенькой контрольно-кассовой техники на новое онлайн оборудование, которое дозволит ИФНС в режиме рабочего времени следить кассовые операции организации (ИП). Можно не брать новейшую, как большая часть из нас постоянно говорит, контрольно-кассовую технику, ежели модернизировать старенькую, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Необходимо подчеркнуть то, что ккт зарегистрированное до 01.02.2017 года может быть применять до 01.07.2017 года.

В таблице представлен реестр ККТ по состоянию на 31.10.2016, в нем можно отыскать сведения о каждом изготовителе и экземпляре модели ККТ, которые будут употребляться для передачи инфы в ИФНС. Что такое — нарушение кассовой дисциплины Кассовая дисциплина в 2017 году считается нарушенной, ежели: Превышен предел остатка кассы, утвержденный распоряжением (приказом) по организации; Превышен предел расчетов наличными- 100.000,00 руб. как меж юридическими лицами, так и ИП (для физических лиц предел не установлен); Несвоевременно не полностью оприходована выручка; Не выдается кассовый чек либо бланк серьезной отчетности, в т.ч. в электронном формате (при поступлении запроса от покупателя либо при осуществлении расчетов в сети «Интернет»); Контрольно-кассовая техника не отвечает установленным законом требованиям; Фактический остаток в кассе разнится с суммой, указанной в документах. И даже не надо и говорить о том, что штрафные санкции в 2017 году В согласовании с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций без ККТ: на должностное лицо, штраф от? до? от суммы расчета без ККТ (min 10.000 руб.); на компанию (ИП), штраф от? до 1 суммы расчета без ККТ (min 30.000 руб.).

И даже не надо и говорить о том, что в согласовании с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ - за совершение кассовых операций с ККТ не отвечающих требованиям, также за нарушение сроков и порядка регистрации: на должностное лицо, предупреждение либо штраф от 1.500 до 3.000 руб.; на компанию (ИП), предупреждение либо штраф от 5.000 до 10.000 руб. Как бы это было не странно, но в согласовании с ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ - за отсутствие кассового чека либо бланка серьезной отчетности: на должностное лицо, предупреждение либо штраф 2.000 руб.; на компанию (ИП), предупреждение либо штраф 10.000 руб.

Как изменился порядок проведения кассовых операций в 2017 году? Для чего внесли поправки в положение № 3210-У о порядке ведения кассовых операций? Правда ли, что с 19 августа 2017 года вводятся в действие новые правила кассовой дисциплины? Как вести кассовую книгу с указанной даты? Изменились ли правила оформления кассовых документов? Давайте разбираться.

Вводная информация

Нормативный правовой акт, которым регулируется ведение кассы – Указание Банка России от 11.03.14 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». В этот документ Указанием Центрального Банка России от 19.06.2017 №4416-У внесены поправки. Изменения начнут действовать через 10 дней после опубликования (документ опубликован 8 августа). Следовательно, порядок ведения кассовых операций меняется с 19 августа 2017 года.

Зачем потребовались изменения

Но для чего потребовалось корректировать положение о порядке ведения кассовых операций? Главный ответ мы можем найти в пояснительной записке к проекту комментируемых поправок:

Что следует из пояснительной записки

Разработка проекта обусловлена внедрением с 1 июля 2017 года онлайн контрольно-кассовой техники (онлайн касс), обеспечивающей хранение фискальных данных в фискальных накопителях. См. « ».

Проектом поправок уточняется порядок оформления приходного кассового ордера 0310001, а также предусматривается оформление расходного кассового ордера 0310002 на общую сумму принятых, выданных наличных денег при применении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.

Таким образом, приход и расход средств будут сверяться с передаваемыми в ИФНС онлайн данными.

Также уточняется порядок оформления кассовых документов в электронном виде и актуализируются отдельные положения Указания № 3210-У. Расскажем подробнее о наиболее значимых коррективах в кассовой дисциплине с 19 августа 2017 года.

Деньги под отчет можно выдавать без заявления

Подотчетные лица – это сотрудники, которым организация или индивидуальный предприниматель выдает деньги для выполнения служебных поручений и которые обязаны представить отчет об их использовании.

Для получения наличных денежных средств под отчет сотрудник должен написать заявление в произвольной форме, в котором требуется зафиксировать необходимую сумму и указать на какие цели она будет потрачена. Это следует из пункта 6.3 Указаний Банка России от Банка России от 11.03. 2014 № 3210-У. Привычное многим заявление о выдаче денег из кассы может выглядеть, например, так:

Благодаря комментируемым изменениям, с 19 августа 2017 года 2017 года организации или ИП будут вправе выдавать деньги под отчет на основании внутреннего распорядительного документа. Его название или форму Центробанк не предусмотрел. Поэтому организация или индивидуальный предприниматель сможет оформлять приказ, распоряжение или любой другой распорядительный документ о выдаче денежных средств. Форма распорядительного документа – произвольная. Однако в нем обязательно должны содержаться записи о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дата. Этого требует пункт 6.3 Указаний Банка России от Банка России от 11.03. 2014 № 3210-У (в новой редакции).

Приведем возможный пример приказа организации о выдаче денег под отчет, который может издать директор (или иное уполномоченное лицо) в июле 2017 года.

Заметим, что после 19 августа 2017 года можно будет работать в прежнем порядке и выдавать подотчетные по заявлениям сотрудников. Такой вариант Центробанк оставляет допустимым. Прежде, как мы уже сказали, заявление было обязательным и единственно возможным вариантом.

С 19 августа 2017 года, получив заявление от работника или распорядительный документ (например, приказ) о выдаче денег в подотчет, бухгалтер обязан будет сформировать расходный кассовый ордер (0310002). Расходный кассовый ордер выписывают каждый раз, когда выдают деньги из кассы. Составляйте его по форме № КО-2 в одном экземпляре (п. 4.1 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Вот пример расходно-кассового ордера, составленного в июле 2017 году, где в качестве основания для выдачи денежных средств зафиксирован изданный директором приказ, а не заявление.

Вы можете данный образец расходно-кассового ордера КО-2 в качестве примера. На основании сформированного РКО кассир обязан выдать сотруднику денежные средства.

Выдавать деньги под отчет можно при наличии задолженности

Многие знают, что нельзя выдавать из кассы подотчетные суммы работнику, который еще не отчитался по ранее полученным деньгам. За нарушение этого ограничения могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ). Напомним, что на случаи, когда деньги перечисляют на карту, это правило не распространяется.

Однако с 19 августа 2017 года ситуация меняется. С этой даты организации и ИП смогут выдавать сотруднику новую сумму под отчет в любой момент. Даже если ранее выданная сумма в срок возвращена не была. Такая поправка внесена в пункт 6.3 Указаний Банка России от Банка России от 11.03. 2014 № 3210-У.

Срок возврата никто не отменял

Срок, на который можно выдавать под отчет наличные деньги, законодательно не ограничен. Если срок возврата подотчетных сумм установил руководитель, то не позже чем через три рабочих дня после его окончания сотрудник должен отчитаться за полученные деньги (п. 6.3 указания Банка России от 11 марта 2014 № 3210-У). Этот срок никто не отменял. Однако теперь, даже если работник не вернул в установленный срок подотчетные суммы, он праве получить новую подотчетную денежную сумму.

Напомним, что если сотрудник не вернул в срок сумму неизрасходованного аванса, то деньги можно удержать из зарплаты. В этих целях оформляют приказ о взыскании – не позднее одного месяца с того дня, как закончился срок, установленный для отчета. Однако взыскать суммы с сотрудника можно, если он не оспаривает основание и размер удержаний. Поэтому требуется получить письменное согласие работника на удержания. В противном случае взыскать задолженность можно будет только через суд (ст. 137, 248 Трудового кодекса РФ).

Квитанцию к ПКО можно направлять на электронную почту

Приходный кассовый ордер заполняют при получении денег в кассу. Он составляется в одном экземпляре по форме № КО-1 (п. 4.1 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Бланк приходного кассового ордера состоит из двух частей:

  • сам приходный кассовый ордер;
  • отрывная часть – квитанция (выдается лицу, внесшему деньги).

Если сумма денег, указанная в “приходнике”, совпадает с внесенной суммой, кассир ставит подпись в ордере. Затем на квитанции к ордеру ставит печать или штамп (при наличии печати у организации) и выдает квитанцию вносителю.

Что же касается изменений, то квитанцию к электронному приходному кассовому ордеру с 19 августа 2017 года можно направить на электронную почту вносителя. Распечатывать не обязательно. Лишь квитанцию от бумажного ПКО выдавайте, как и прежде, на руки. Прежде, заметим, что требовалось выдавать «бумажные» квитанции, даже если РКО формировался в электронном формате.

Кассовую книгу вправе вести не только кассир

Сведения о движении наличных отражайте в кассовой книге по форме № КО-4. Поступать так должны все организации. Только индивидуальные предприниматели, которые ведут учет доходов и расходов или физических показателей согласно НК РФ, вправе не формировать кассовую книгу (п.п. 1, 4.6 Указания № 3210-У).

Кассовую книгу ведет кассир (п. 4, пп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У). Однако с 19 августа 2017 года Центробанк разрешает заполнять кассовую книгу любому сотруднику, а не только кассиру. Когда поправки вступят в силу, заполнять книгу сможет, например, директор (п. 4 Указания № 3210-У).

Если кассовую книгу с 19 августа 2017 года будет вести не кассир, а другой работник, то в соответствующие обязанности должны быть в его должностной инструкции.

Кассовую книгу разрешено вести на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4.7 Указаний № 3210-У).