Биография. Альбан берг Альбан берг краткая биография

Камерный концерт (1925) - последнее сочинение атонального периода. В нем наблюдаются
элементы додека­фонной техники, уже созданной к тому времени Шёнбергом, но додекафонии как
всеохватной системы звуковысотных связей здесь еще нет.

Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей Берга в оперном
жанре, то Камерный кон­церт стал его великолепным достижением в концертном жанре, тоже
фактически ничем не подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение открывается эпиграфом,
основанным на звуковых криптограммах имен и фамилий трех главных представителей
Нововенской школы Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти
последова­тельности звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего рода манифестом союза
трех композиторов-единомышленников.

Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического инструментального
концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным блеском, они звучат на бога­том
ансамблевом фоне, в развертывании формы сказываются принципы игры и соревнования. Но
традиционное игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализирован­ной форме,
«инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После упомянутого краткого
эпиграфа, звучаще­го у солирующих инструментов и валторны, скрипка умолкает надолго:
первая часть концерта (в форме темы и пяти вариа­ций) написана для фортепиано и ансамбля,
причем тема, испол­няемая ансамблем, по своей роли близка к первой, оркестровой экспозиции
классического инструментального концерта *.

* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой, оркестровой
экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого фортепианного концерта
Бетховена.

Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля, и только в третьей
части, написанной в форме рон­до с интродукцией, соединяются оба солирующих инструмен­та,
причем в интродукции они выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.

Построение частей и всего цикла также основано на ориги­нально трактуемых игровых
принципах.

Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический голос темы, но в
разных модификациях: первая вариация (для одного солирующего, фортепиано) – в прямом
движении, вторая в ракоходном, третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии,
пятая – снова в прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается влияние
додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы - сонатная экспозиция (как уже
говорилось, тема высту­пает в роли первой, оркестровой экспозиции).

Вторая часть представляет собой зеркально симметричную концентрическую форму, основанную
на пяти темах (с их мно­гочисленными вариантами): начиная с определенного момента (это ось
симметрии) весь прозвучавший ранее материал излага­ется ракоходно, возвращаясь в итоге к
своему началу. Ракоход­ное движение (правда, неточное) охватывает все слои фактуры.

В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление – контрапункт форм. В ней
совмещаются компози­ционные структуры и материал первой части (тема с вариаци­ями) и
второй (те же пять тем в той же последовательности и с использованием ракоходного
движения). Но оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они перепле­таются
и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух предыдущих частей порою трудноузнаваемы.
Вместе же они составляют... третью форму – рондо с интродукцией.

Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригиналь­ности построения Камерного
концерта. Но еще более неожи­данным оказывается его эмоциональное содержание: вместо
обычной для концертного жанра объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в
произведении Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто по­добное можно найти только в
Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении гораздо более светлого характера,
свободном от пессимистической рефлексии). Музыка Камерно­го концерта выражает эмоции
преимущественно сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
том­лением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее интенсивности,
одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html

Альбан Берг (Alban Berg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощряли Альбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.

Альбан Берг

Австрийский композитор, педагог, представитель новой венской школы Альбан Берг родился в 1885 году. Он был учеником и последователем А. Шёнберга, у которого обучался в 1904 – 1910 годах.

Свой путь в музыкальном искусстве Берг начал с фортепианной сонаты опус 1 (1908) и песен на слова П. Альтенберга (1912). Уже в этих произведениях проявилось его стремление к экспрессивности, с одной стороны, и к лиричности – с другой.

Несомненно, лучшим произведением Берга стала опера «Воццек», написанная в 1921 году по мотивам драмы немецкого писателя первой половины XIX столетия Г. Бюхнера. Впервые эта опера была поставлена в 1925 году, и с тех пор она много лет не покидала репертуар европейских театров.

Созданное в экспрессионистической манере, произведение повествует о печальной судьбе австрийского солдата Воццека и его жены Марии. Измученный издевательским отношением офицеров и полкового доктора, который внушает ему мысль о его неполноценности, австриец неуклонно движется к трагическому концу. Сцена на болоте становится завершающей: Воццек убивает жену и погибает, утонув в трясине.

Музыкальная ткань оперы атональна, она до предела насыщена диссонансными звучаниями. Сложный речитатив вокальных партий затрудняет выступление исполнителей.

В 1926 году появилось еще одно значительное произведение Берга – «Лирическая сюита» для струнного оркестра, ставшая первой работой композитора в манере додекафонии. Но, несмотря на явную схематичность конструктивного строя сюиты, Бергу удалось передать в ней свежесть и эмоциональность музыки.

В системе додекафонии выполнена и опера «Лулу». Композитор работал над ней с 1928 года и до конца своей жизни, но завершить ее музыканту не удалось. Не слишком понятное либретто Ф. Ведикинда, рассказывающее о преступлениях, причиной которых стала Лулу – роковая женщина, нашло воплощение в музыке, построенной по принципам додекафонии. Образные характеристики основаны на одном двенадцатизвучном ряде, и, хотя автор проявил настоящее мастерство и изобретательность, «Лулу», поставленная уже после смерти Берга, не имела успеха у зрителей, ранее восторженно принимавших его «Воццека».

В 1935 году Берг создал концерт для скрипки с оркестром. Это произведение говорит о том, что композитор перестал придерживаться всех требований системы додекафонии. Хотя музыка концерта изобилует драматическими контрастами, она не может не восхищать слушателя выразительностью сольной скрипичной партии и яркостью оркестра. Концерт для скрипки с оркестром стал последней работой композитора, умершего в том же, 1935, году.

Представитель новой венской школы, Берг тем не менее не всегда мирился со всеми правилами изобретенной А. Шёнбергом системы. Не случайно его называли «романтиком додекафонии». Сам Шёнберг отмечал, что Берг «перемешивал пьесы или фрагменты из пьес, написанные в определенной тональности, с другими пьесами или фрагментами „нетонального стиля“». Композитор, стремившийся к настоящей эмоциональной выразительности, не мог оставаться в рамках сковывающего его ортодоксального метода и потому часто выходил за его пределы.

Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Лев Семенович Берг Географ, ихтиолог, климатолог.Родился 14 марта 1876 года в городе Бендеры (Бесарабия) в семье нотариуса.«…Это был необычайно отсталый уездный город, – вспоминал Берг, – никаких мостовых не было, и к осени все улицы покрывались слоем жидкой грязи, по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Берг Аксель Иванович Берг Аксель Иванович [р. 29.10(10.11).1893, Оренбург], советский радиотехник, инженер-адмирал, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), Герой Социалистического Труда (1963). Член КПСС с 1944. В 1914 окончил Морской корпус. В качестве штурмана подводной лодки

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Берг Альбан Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, - 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование творческих принципов Б. Первые

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Берг Лев Семенович Берг Лев Семенович , советский физико-географ и биолог, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1928), заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1898 окончил Московский университет. В 1904-13 зоолог Зоологического музея АН в

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Берг Федор Федорович Берг Федор Федорович , русский геодезист. Учился в Дерптском (ныне Тартуский) университете. В 20-х гг. составил военно-статистическое описание Турции. Руководил (1823, 1825) экспедициями

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Берг Эйжен Августович Берг Эйжен Августович (1892, Рига, - 20.9.1918), активный участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны. Член Коммунистической партии с 1917. Родился в семье рыбака. Во время 1-й мировой войны был машинистом на линкоре «Севастополь». После Февральской

Из книги Берлин. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Из книги Художественные музеи Бельгии автора Седова Татьяна Алексеевна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Из книги автора

Альбан Берг (1885–1935) Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ПРЕНЦЛАУЭР БЕРГ C?fe Anita Wronski, Knaackstr. 26-28. Пивная открывается рано. Станция метро Senefelderplatz линии U2. Kommandantur Knaackstra?e / угол Rykestra?e. Хипповый итальянский ресторан. Станция метро Senefelderplatz линии U2. Restauration 1900, Husemannstr. 1. Жареные свиные ножки и грудинка, а также вегетарианские блюда,

Из книги автора

Музей Майер ван ден Берг Очарование этой частной коллекции заключается не только в том, что она несет отпечаток вкуса и характера ее собирателя, страстного любителя искусства, но и в том, что она расположена в старинном патрицианском доме XV века с темными дубовыми

Из книги автора

БЕРГ, Николай Васильевич (1823–1884), поэт-переводчик, журналист, историк 213 На святой Руси петухи кричат, Скоро будет день на святой Руси. Авторство предположительно. Двустишие приведено во 2-й редакции (1892) очерка В. Г. Короленко «На затмении». В версии М. Горького: «На святой

Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военнослужащего. Первые столкновения с жизнью Берг перенес в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи, обострение болезни (с пятнадцатилетнего возраста он страдал астмой) - все это привело восемнадцатилетнего юношу к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый душевный кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шёнбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь связывала глубокая дружба. Оба, кстати, не имели систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шёнберг, вечерние курсы которого молодой композитор посещал.

Вот как он вспоминал о Берге:

«Уже в ранних композициях Берга, как ни были они неловки, можно заметить следующее. Во-первых, что музыка была для него языком, на котором он изъяснялся; и, во-вторых, что в ней была заключена захватывающая сила теплого чувства. Ему едва минуло тогда восемнадцать лет, это было давно, и я не могу сказать, признал ли я уже тогда его оригинальность. Заниматься с ним было одно удовольствие. Он проявлял прилежание, усердие и делал все наилучшим образом. И он был, как все одаренные молодые люди той эпохи, весь пропитан музыкой, жил в музыке. Он посещал и знал все оперы и концерты, играл дома в четыре руки на рояле, скоро научился читать партитуру, легко воодушевлялся, был некритичен, но чувствителен к старой и новой красоте, будь то музыка, литература, живопись, изобразительное искусство, театр или опера.

Весьма показательна для Берга была его совестливость и отходчивость. Все, за что он брался, он исполнял с удручающей точностью, основательно изучая и испытывая вдоль и поперек. Какую ценность при этом имела его деятельность в „Обществе частных музыкальных исполнений“, можно легко себе представить».

Первые произведения Берга написаны в додекафонной технике. К ним относятся «Фортепианная соната» (1908), «Первый квартет для струнных» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых применяется и так называемый всеинтерваль-ный ряд. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) автор уже овладевает всеми характерными особенностями оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из наиболее просвещенных пропагандистов идей Шёнберга. Он разбирал его произведения в ряде статей, куда включал и клавираусцуг (цитаты из музыки в переложении для фортепиано). В то время как Шёнберг был рациональным музыкантом, Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному постижению мира, что отразилось в его произведениях. Он не всегда был последователен как сторонник додекафонии и тональной музыки, если чувствовал, что конкретное музыкальное выражение требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Примкнув к теоретическому основоположнику додекафонии - своему учителю, Альбан Берг не стал его абсолютным последователем, он сумел сохранить свой индивидуальный талант, связанный с редкой по силе эмоциональностью музыкального высказывания, не порвал с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. Поэтому Берга иногда называли «романтиком додекафонии».

С 1915 по 1918 год Берг находился на военной службе - работал в Вене писарем, поскольку как астматик не подлежал отправке на фронт. Но он узнал о войне достаточно, чтобы прочувствовать трагедию жизни денщика в драме Бюхнера «Воццек». Этот прозаический текст он превратил в известную во всем мире оперу «Воццек», написанную им в 1917-1921 годы.

Обращение композитора к шедевру Георга Бюхнера было смелым поступком: впервые в мировой оперной литературе героем стал маленький забитый человек! Даже русские композиторы, представители оперного реализма, прошли мимо этой острейшей проблемы. Известно, что Бюхнер создал свою драму на основе личных впечатлений от материалов уголовного дела об убийстве парикмахером Войцеком в порыве ревности своей возлюбленной. Слухи об этом громком деле ходили не один год. Оттолкнувшись от реальных событий, драматург дал им высокое художественное обобщение.

Впервые композитор увидел пьесу Бюхнера на сцене весной 1914 года и пришел от нее в восторг. В своей опере Берг изменил имя бюхнеровского героя Войцек на Воццек.

«Я никогда не ставил себе задачу реформировать структуру оперы через посредство «Воццека», - писал композитор. - Ни приступая к этой работе, ни завершая ее, я не считал ее образцом для будущих сочинений композиторов. Я никогда не предполагал, что «Воццек» должен служить основанием какой-то школы.

Я просто хотел написать хорошую музыку, пересказать музыкальным языком содержание бессмертной драмы Георга Бюхнера, переложить на музыку ее поэтические идеи. Помимо того, когда я решил написать оперу, то в отношении техники композиции у меня было единственное намерение: дать театру то, что принадлежит театру. Музыка должна быть такой, чтобы она все время выполняла свое назначение, то есть служила действию. Даже больше, музыка должна быть готова выполнять все, что требуется для реальности сценического действия. Задача композитора заключается в решении задач, стоящих перед идеальным режиссером-постановщиком. С другой стороны, эта цель не должна препятствовать развитию музыки как единого целого, абсолютного, чисто музыкального. Ничто внешнее не должно вмешиваться в ее индивидуальное существование.

То, что я достиг этой цели, используя более или менее старинные музыкальные формы (а критики считали это самой явной реформой оперного творчества), было естественным следствием моего метода. Прежде всего, необходимо было выбрать для либретто то, что нужно, из двадцати пяти во многом фрагментарных, разбросанных сцен у Бюхнера. Были исключены повторы, не требующие музыкального воплощения. В конце концов, сцены были сведены воедино и разбиты на акты. Поэтому задача сделалась более музыкальной, чем литературной, и надо было решить ее по законам музыкальной композиции, а не по правилам драматургии.

Я считаю моей особенной удачей следующее. Ни один из слушателей, как бы хорошо он ни был осведомлен о музыкальной форме этой оперы, о точности и логичности ее построения, ни один с момента поднятия занавеса и до окончательного его закрытия не обращает никакого внимания на различные фуги, инвенции, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано. Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение«. Берг создал яркую социальную драму вопреки установкам своего учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. Опера «Воццек» сосредоточила самые характерные черты стиля Берга.

Суть художественной концепции оперы «Воццек» в характерной для экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка, которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора и Капитана.

Музыка - чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно удались композитору главные характеры - Воццека и Марии. Все оттенки их жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно эмоционально, выразительно переданы в музыке.

Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и изобилует резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальная речь Берга не похожа на песенную, ариозную или даже декламационную манеру. Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая речевую мелодику от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительности вокальной интонации и детализирует в ремарках характер вокального исполнения.

Экспрессивность музыкальных средств, повышенная эмоциональная возбужденность интонаций направлены на убедительное раскрытие образов, поворотов сюжета и вовлекают слушателя в сопереживание; он словно сам чувствует и испытывает все, что происходит на сцене.

Премьера «Воццека» Берга состоялась в Берлине в 1925 году; позднее опера стала ключевым музыкально-драматическим произведением XX века. Опера прозвучала на сцене многих театров Европы, в том числе СССР (в Ленинграде), Америки.

Однако она сталкивалась и с неприятием со стороны различных консерваторов, которые не хотели смириться с новым видом художественной правды, представленной несколько шокирующим образом.

Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и закреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии искусств.

Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инструментальные сочинения; камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн, квартета (1926). В 1928 году композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но, к сожалению, не успел ее завершить. «Лулу», как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены после его смерти. В опере «Лулу» проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматических ситуаций смягчена, более развита мелодика вокальных партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, «поэтизацию порока».