Белый лотос елена петровна блаватская. В день рождения белого лотоса - великой елены петровны блаватской. Современники о Е.П.Блаватской


(по материалам докладов Н.Д. Спириной и Е.П. Писаревой)

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом - в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской - период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и 1884-1891 гг. - Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом - как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И. Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ""Тайной Доктрины"", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К. Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ""Красота - одеяние Истины""». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).

День белого лотоса

8 мая – «День белого лотоса», день ухода Елены Петровны Блаватской с земного плана. Это была великая русская женщина (12 августа 1831 г. - 8 мая 1891), давшая миру теософское учение об истине. Она говорила: «Нет религии выше истины» или «Если вы так любите Христа, то почему не соблюдаете его заповеди?». Можно привести много мудрейших слов, которые были произнесены ею.
Как-то раз я наблюдал в книжном магазине один эпизод: в магазин зашла парочка молодых людей, и девушка мне сразу как-то внутренне не понравилась, да и внешне она была, мягко говоря, «не очень» - лицо в прыщах, красное, и, даже чем-то походила на "жабу". Остановившись около книг Е.П. Блаватской, она сказала: «Я не люблю Блаватскую». И тогда я понял, почему эта девушка так безобразна.
Много лет назад, мои знакомые попросили меня напечатать в брошюре стихи одной «поэтессы». Я приехал к ней домой по приглашению. Было угнетающее зрелище: женщина-инвалид настолько была обезображена природой, что всё её тело было завёрнуто в белую простыню. Такое впечатление, что там руки и ноги все были скручены в один узел. Очень жалко было её. Мы беседовали. И сразу же почти в начале беседы она позволила себе нелестно высказаться о Елене Петровне Блаватской. Я сказал много слов в защиту моего любимого Имени. Но в ответ эта женщина-инвалид не убедилась моими словами и продолжала говорить что-то неприятное в адрес Е.П. Блаватской. Я спешно закончил беседу и ушёл, навсегда порвав с этой женщиной все связи. Для меня это был большой урок – я понял, почему эта женщина родилась инвалидом, потому что она по невежеству своему поносит Великое Имя.
Так что книги Е. П. Блаватской – это очень серьёзное знание. Вообще, всё, что исходит от Махатм является незыблемой истиной. Е.П. Блаватская была наипреданейшей ученицей в миру. Через неё было Дано много Трудов. Основной из них – «Тайная Доктрина». Может быть Елена Петровна дала бы миру ещё больше, но у неё было столько злобных врагов, которые своей клеветой, злобными мыслями уничтожили её здоровье и она ушла из жизни раньше времени, не закончив своих работ. К примеру, третий том «Тайной Доктрины» не был дописан до конца и уже готовился к изданию её учениками.
Е.И. Рерих продолжила дело Е.П. Блаватской. Именно Еленой Ивановной были переведены два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский.

Почему "День белого лотоса"?

В завещании Елены Петровны от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из "Света Азии" Э. Арнолда, а также из Бхагавадгиты.
Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Г.С.Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Блаватской в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.

Дорогая наша Елена Петровна, мы помним Тебя, чтим, любим. Пусть Образ Твой светит нам! Истина, принесённая Тобой в мир пусть громыхает набатом. И так мы войдём с Тобой в Новый Мир!
Слава Тебе!!!

Елена Петровна Блаватская

Каждый приносящий Свет есть враг тьмы. Свет уничтожает тьму, и потому тьма спешит уничтожить врага, чтобы самой не быть уничтоженной. Каждый приносящий Свет тем самым навлекает на себя полчища врагов. Они скрываются под всевозможными обличьями, прикрываются религией, наукой, добродетелью, нравственностью и множеством других масок, под которыми скрывается одна сущность — тьма. Если, по особенностям эпохи, светоносителя нельзя распять, или побить камнями, или сжечь на костре, то применяются более утончённые методы, не запрещаемые законом. В арсенале тьмы есть клевета, подлог, искажение приносимой истины, предательство, замалчивание — одним словом, всё то, что может замучить не меньше пыток и нанести делу не меньший ущерб. Физическое мученичество продолжается дни или часы, или даже минуты; мученичество в духе — всю сознательную жизнь светоносца. И самое большое терзание не от личных нападений, но от искажения даваемого Учения.

Требуется совершенно исключительное мужество, чтобы говорить людям истину. Требуется исключительная самоотверженность, чтобы передавать сообщения Свыше. Когда-то придёт признание, когда-то поймут, и оценят, и вознесут. Но жизненный путь великомученичества останется в рекордах пространства как доблесть тернового венца, с одной стороны, и несмываемый позор — с другой.

Она приносила Свет. Она огненно разоблачала все наслоения лжи, накопившиеся на первоисточниках Учений Истины. Она боролась с невежеством науки, с суевериями и вредными заблуждениями. Она дала миру книги, полные сокровенного знания, крохи которого были прежде доступны лишь единицам. Она героически приобретала и самоотверженно отдавала драгоценное знание. За всё это её гнали и поносили и преследовали. Но потушить Свет, ею принесённый, не смогли.

Мы знаем, что зёрна, заложенные ею, не погибли, сдвиг сознания произошёл, новые ступени заложены и по ним восходят, принесённым Светом воспользовались те, кто могли воспринять и вместить. Велика её заслуга и помощь человечеству. Её героическая жизнь — образец тем, кто хочет помочь эволюции. Она не боялась и не думала о себе. Она любила дело порученное больше всего. Она билась смело и мужественно, принимая удары во имя великого Света. Всё героическое будет оценено должным образом в новую эпоху. И она займёт должное место в том прекрасном будущем, для которого она так много потрудилась.

Б. Н. Абрамов. 6,7 мая 1951 г.
Из книги Б. Н. Абрамов "Устремлённое сердце"
ИЦ РОССАЗИЯ, Новосибирск, 2012

День памяти Елены Петровны Блаватской! День Белого Лотоса! Как славно в сердечном приношении преклонить колени перед той великой и прекрасной, сильной и мощной, самоотверженной и достойной женщиной и служительницей Света!

Именно эта великая женщина приняла Дар Высший, чтобы извлечь хотя бы в малой степени из того, что ранее было для человечества недоступной Тайной, скрываемой из целей предосторожности по причине возможного злоупотребления. Именно через Елену Петровну Блаватскую был заложен Камень-Основание Нового Учения для человечества, сложенного из фрагментов проявления Единого Учения, даваемого на протяжении многих тысячелетий во многих народах и расах. Но сколько клеветы, поношений, брани, ругательств и предательства эта героическая Посланница Сил Света выдержала!

Труды, написанные её рукой, воистину, бессмертны. Миллионы людей были вдохновлены этими Трудами, пролившими Свет Знания на Истину происхождения и зарождения Вселенной, Планеты и человека, давшими первые правильные представления о Невидимой материи, указавшими на цель и смысл человеческого существования, утвердившими понятие человека как духа, преходящего в Вечности, и заложившими понятие и осознание его бессмертия.

Елена Петровна Блаватская записала столько идей и задач для науки будущего, что науке хватит этого задания ещё на многие столетия. Но этот подвиг, величественный подвиг жизни, будет осознан только лишь людьми Нового Времени, Нового Мира. Для людей же, стоящих на перепутье или утверждающих себя в старом уходящем мире, она могла бы стать уже даже в прежние десятилетия писательницей с мировым именем. Об этом говорят написанные ею художественные книги - увлекательные, содержательные и зовущие к красоте познания. Много свершённого Еленой Петровной Блаватской из того, что придаёт её Облику сияние немеркнущей Славы.

Поём мы песню Славы Прекрасной Елене!

Поём мы песню сердечной радости славной Упасике!

Олег Чеглаков

Елена Петровна Блаватская!

Ты - Дух, проживший героическую, наполненную многими лишениями и страданиями жизнь.

Ты - Дух, чье тело было изранено и иссечено саблями в боях за свободу Италии.

Ты - Дух, чья душа была изранена человеческим непониманием и чья жизнь была отдана на Служение людям.

Ты - Дух, один из тех редких цветов человечества, которые достигают Братства в физическом теле один, много два раза в столетие.

Ты - Дух, показавший своим примером как надо прожить жизнь так, чтобы она была ярким примером Служения Общему Благу.

Ты - Дух, чей путь был усеян злобою, завистью и клеветою. Предательство было постоянным твоим спутником, и тем не менее ты шла вперед, водимая чувством долга за выполнение порученного дела, шла против Майи очевидности, шла, чтобы предуказанное Высшей Волей свершилось.

Ты - Дух, испытавший в полной мере человеческое непонимание и злобу, будь нам примером, будь маяком, по которому и мы будем соизмерять нашу жизнь, чтобы и она была наполнена героическим подвигом!

Елена Петровна, прими нашу благодарность, признательность и огонь наших сердец!

  • Олег Чеглаков
  • Е.П. Блаватская. Околдованная жизнь. Рассказ гусиного пера

  • Е.П. Блаватская. Самопознание, Воля и желание, Очищение желания

  • Ко ДНЮ ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ (8 мая 1891 г/) 16.05.2015 (аудиозапись выступлений из программы

ДЕНЬ БЕЛОГО ЛОТОСА В УКРАИНЕ

День Белого Лотоса, который все теософы мира отмечают как день памяти Елены

Петровны Блаватской, основательницы Теософского общества, писательницы, путешественницы, одной из наиболее таинственных и загадочных фигур 19 века, в этом году отмечался Теософским обществом в Украине публично в различных городах. Предлагаем

вниманию наших читателей обзор событий этого дня.

8 мая 2014г в Обществе «Знание» Украины состоялось торжественное собрание общественности города, посвященное памяти Е.П.

Блаватской. Почтить память нашей великой соотечественницы собрались члены Теософского общества в Украине и единомышленники, близкие по духу люди, с уважением, почтением, пониманием и любовью, воспринимающие идеи, заложенные в трудах Е.П. Блаватской.

Именно в своих трудах Е.П.

Блаватская дала знание об эволюции космоса и человека, заложила основы нового космического мышления. Она предложила целостный способ познания окружающего мира и открыла новые возможности в постижении природы. Ее научные предвидения на протяжении ХХ века и в настоящее время находят теоретические и практические подтверждения.

Согласно принятому ритуалу, посвященному памяти Е.П.

Блаватской, торжественное собрание началось с исполнения музыкальных произведений для фортепиано и голоса в исполнении Щербины Елены и Шаповала Сергея с последующим чтением отрывков из произведений Эдвина Арнольда «Свет Азии», Бхагавад-Гиты и «Голоса безмолвия».



Со словами памяти о Елене Ган, матери Е.П. Блаватской, выступила президент Киевского отделения Теософского общества Н.И. Березанская. Свои стихи читали Николай Щербина и Наталья Давыдова. Елена Мерлиц ознакомила присутствующих с результатами волонтерской декады 2013г. по восстановлению дома-музея Е.П. Блаватской.

В завершении вечера памяти был проведен ритуал зажжения свечей с символическим объединением сердец присутствующих, посредством передачи огня из рук в руки, с чувством общей признательности и благодарности нашему дорогому учителю.

1 Н.Е. Пахомова

ДНЕПРОПЕТРОВСК

В Днепропетровске, в городе, где родилась Елена Петровна Блаватская, День Белого Лотоса особый день не только для теософов, но и для многих людей, интересующихся теософией и учением нашей соотечественницы. Особенность этого дня вот уже много лет определяет Дом, в котором жила одна из известных аристократических семей Екатеринослава, семья ФадеевыхДолгоруких, воспитавшая не одну плеяду выдающихся людей своего времени. Среди представителей славного семейства Елена Петровна Блаватская выполнила особую миссию – открыла миру новый взгляд на древнюю мудрость, которая выступает основой теософского учения. В этой связи, 8 мая - День Белого Лотоса в Днепропетровске на протяжении многих лет собирает теософов, учёных, общественных деятелей, представителей духовных организаций.

День начался с канонической части, в которой приняли участие члены днепропетровского отделения Теософского общества в Украине, а также несколько людей, изучающих теософию под руководством днепропетровских теософов. Следуя рекомендациям Елены Петровны, в этот день были прочтены отрывки из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии" и из «Бхагавад Гиты», а также фрагмент из бесед с Рамана Махарши о Бхагавад Гите. В начале и завершении канонической части прозвучала универсальная молитва на украинском и русском языках.

В 10.00 двери Музейного центра Е.П. Блаватской и её семьи были распахнуты для всех, кто чтит имя Елены Петровны, понимая непреходящее значение учения, открытого нашей соотечественницей всему миру. В этом году День Белого Лотоса собрал представителей Днепропетровска, Никополя, Кривого Рога, Запорожья. Открыла день Белого Лотоса заведующая отделом «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи»

Днепропетровского исторического музея им. Д.Яворницкого Юлия Викторовна Ревенко, принявшая эстафету многолетней кропотливой и подвижнической работы по созданию музея основательницы музейного центра Елены Валентиновны Аливанцевой. Она отметила значимость сохранения ежегодной традиции, открывать День Белого Лотоса в Доме, где родилась Елена Петровна, а также почтила память ушедшего с земного плана одного из первых теософов в Украине – Александра Сергеевича Пригунова. Ежегодно, 8 мая Александр Сергеевич посвящал своё выступление истории Дня Белого Лотоса. Эту традицию продолжила его дочь, Юлия Шабанова, которая рассказала о завещании Елены Петровны Блаватской и Исполнительном Приказе Генри С. Олькотт, учреждающем "День Белого Лотоса". Татьяна Головченко прочла 16 главу из Бхагавад Гиты и комментарии к ней Анни Безант.

В завершении первой части Дня Белого Лотоса прозвучал концерт классической музыки в исполнении струнного квартета Днепропетровской консерватории имени М.Глинки. Великолепное исполнение произведений И.Баха и В.Моцарта, И.Пахельбеля и А.Вивальди, 2 Д.Уильямса и Г.Миллера сопровождали культурологические комментарии Юлии Шабановой, позволившие целостно воссоздать единую палитру музыкального универсума.

Во второй части Дня Белого Лотоса была проведена традиционная научная конференция, организованная на базе кафедры философии Национального горного университета. Материалы для участия в конференции под названием «Современное миропонимание: духовные аспекты культуры», посвящённой памяти Е.П.Блаватской, подали учёные из Украины, Германии, Бельгии, США, России. Они представили свои исследования о мировоззренческом, философском, культурологическом аспектах теософии, обратились к проблемам духовности, теургии, эзотерики, пессимизма, магии в учении Елены Петровны Блаватской. И хотя непосредственное участие в конференции в этом году (ввиду сложной политической ситуации в Украине) смогли принять лишь учёные из Днепропетровска, среди которых 3 доктора и 2 кандидата наук, в ходе конференции были зачитаны доклады зарубежных коллег. Вопросы, возникшие у слушателей, были направлены учёным из разных стран для дальнейшего диалога, который будет иметь дальнейшее продолжение. Конференция проходила в духе творческого диалога, в контексте поиска методологии междисциплинарного синтеза, максимально приближенного к специфике исследований сакральных текстов теософского наследия Елены Петровны Блаватской. Исследовательская работа, представленная на конференции учёными разных стран, выполнялась в соответствии с основными направления Концепции деятельности научной группы Теософского общества в Украине. Для презентации основных идей, представленных на конференции был издан сборник тезисов докладов, который будет опубликован на сайте Теософского общества в Украине www.theosophy.in.ua, в разделе «Научная группа».

Гармоничным завершением официальной части Дня Белого Лотоса стал концерт вокальной музыки в исполнении оперной и камерной певицы лауреат международных конкурсов им. А.Дворжака (Чехия) и С.Прокофьева (Украина), заведующей кафедрой сольного пения Днепропетровской консерватории им. М. Глинки Оксаны Гопки и пианистки Людмилы Рыбак. Утончённая музыка композиторов 20 века на стихи поэтов начала прошлого века ввела слушателей в мир обострённого субъективизма и утончённой камерной проникновенности, отражая сложные состояния поисков духовных идеалов, актуальных для современного общества. Обращение к фрагментам из книги Елены Петровны Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», а также музыковедческие комментарии Юлии Шабановой позволили в символической форме связать музыкальное завершение Дня Белого Лотоса с универсальными основами теософии.

Теософы завершили День Белого Лотоса в камерной обстановке. Кроме чтения канонических текстов, зачитывались выдержки из статьи Е.П. Блаватской по этическим групповым отношениям и отрывок из книги «Голос Безмолвия» об Ученичестве. В заключении был показан фильм «Женщины в русской истории - Е.П. Блаватская». Участники делились своими мыслями, приводили запомнившиеся цитаты и читали стихи, среди которых особо стоит отметить «Факел» – Е. Бугрименко, «Судьба», «Посвящается памяти ЕПБ» – В. Будько.

В. Мишина, Н. Мельник, А. Палладин, Ю. Шабанова ЛЬВІВ

–  –  –

ХАРЬКОВ

Харьковский учебный центр самый молодой и немногочисленный в Теософском Обществе Украины, но и мы, благодаря общим усилиям и особо женской половины группы в лице Елены Твердохлеб, прекрасно провели День Белого Лотоса. Все участники принесли белые цветы. Торжественное собрание, посвященное 123-й годовщине памяти Елены Петровны Блаватской, открылось музыкой композитора Скрябина А.Н. (у которого,Тайная доктрина, была настольной книгой), потом Елена вдохновенно зачитала отрывки из произведения,Свет Азии, или Великое отречение, Эдвина Арнольда, любимого произведения ЕПБ. Также были прочитаны избранные места из,Бхагавадгиты, и,Света на пути, Учителя Иллариона. В перерывах чтения литературных произведений звучала музыка Скрябина А.Н. Настроение у присутствующих было возвышенное. После чтения произведений были разыграны и зачитаны открытки с изображением белого лотоса, на которых были отрывки текстов ЕПБ. В целом торжественное собрание прошло на очень хорошем уровне.

Эдуард Кусковский

КИРОВОГРАД

В этот светлый весенний день, 8 мая 2014 года, собрались вместе не только теософы, но и их единомышленники, люди Доброй воли, независимо от того, какой Путь духовного роста они избрали, чтобы вспомнить и выразить чувство искреннего уважения нашей замечательной соотечественнице, почтить день ухода с земного плана Вестника Света, посланного нам Великими Владыками.

В начале встречи руководитель теософской группы Раиса Михайловна Калашникова создала прекрасный психологический настрой присутствующих на сердечное восприятие предстоящих выступлений. Затем, после произнесения Универсальной молитвы, она познакомила нас с содержанием некролога под названием «Госпожа Блаватская», опубликованном 10 мая 1891 года в газете «The Herald Tribune», Нью-Йорк, США, в котором кратко, но очень ёмко раскрыта значимость миссии Елены Петровны Блаватской и её трудов в международном масштабе.

С большим вниманием мы слушали Александра Ливашникова, который зачитал Исполнительный Приказ Президента Теософского Общества Генри Олькотта, изданный незадовго до Первой годовщины того Дня, когда светлый дух Елены Петровны оставил земную оболочку и освободился от материи, и в котором были изложены все ЕЁ желания. Мы знаем, что Елена Блаватская была примером благотворительности и первым её пожеланием было раздавать в такой День немного пищи бедным рыбакам. И тут же мы узнаём, что перед началом Торжественного Собрания члены Инициативной группы ТОС посетили приют для одиноких людей преклонного возраста, оставили им немного пищи от имени Елены Петровны и кое-что из бытовых принадлежностей.

С целью выполнения её следующего желания, активным теософом Людмилой Передерий зачитаны 1-я и 6-я глава из Бхагавад Гиты, а психолог Татьяна Орлова очень проникновенно подала отрывок из книги Эдвина Арнольда «Свет Азии», в котором говорится о том, как «Будда учил милосердию».. Не могу сказать, что я впервые слышу те или иные главы из этих призведений. Но на этот раз они звучали по-новому, заставляли задуматься над теми качествами, которые так необходимы на Пути Ученичества, вызвали стремление ещё глубже познакомиться с древними Учениями Востока.

4 Известно, что каждые 100 лет Великие Учителя посылают человечеству Вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Знания для просветления людей. В Х1Х веке выбор пал именно на Елену Петровну Блаватскую. Почему? Этот вопрос раскрывала Валентина Белан, положив в основу своих глубоких рассуждений аспекты астрологической науки. Нельзя не упомянуть, что в ХХ веке такими посланниками были Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. И мы с радостью узнали, что в 1920 году, в Лондоне они стали членами Теософского Общества. Их дипломы подписаны Анни Безант и хранятся в музее Рерихов в Нью-Йорке. Кроме того, оказывается, Николаю Константиновичу свыше было поручено позаботиться о сохранении офиса ТО именно в Адьяре, о чём сказано в записях его дневника от 21 июня 1922 года.

Интересны и содержательны были дополнения, высказанные Юлианой Губенко, в частности о том, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской и она признана «человеком Мира».

О том, какой след оставила ЕПБ в жизни лондонского рабочего Герберта Бурроу и графини Констанс Вахтмейстер, кем она была для них, замечательно передали в своих сообщениях соответственно Людмила Фесенко и Татьяна Васильева.

Все, затаив дыхание, слушали стихотворение Леонида Володарского, посвящённое Блаватской, которое вдохновенно прочитала Лариса Пустовойтова.

В небольшой медитации, проведенной в конце встречи, мы выразили наше уважение, почитание, благодарность Великим Учителям и их Посланнице, которая принесла людям Свет, за их огромный труд на пользу всего Мира Встреча оставила прекрасное впечатление. Она прошла живо, интересно, красиво, к тому же была познавательной и показала, что в это непростое для всех время мы можем сотрудничать и должны объединяться для работы ради Общего Дела.

В заключение хочу выразить также благодарность и организаторам этой знаменательной встречи, побуждающей участников к Единению на Пути духовного роста, совершенствованию, преодолению Золотых Ступеней Лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости.

Галина Собакина 5

Елена Петровна Блаватская
(1831-1891)

"Жертва мудрости лучше вещественных жертв, подвижник;
Мудрость полностью все дела объемлет".
Бхагавадгита

Через год после ухода из жизни Е.П. Блаватской Президент Теософского Общества полковник Генри С. Олкотт учредил «День Белого Лотоса», который будет отмечаться членами Теософского Общества и почитателями Е.П. Блаватской каждый год в день ее ухода 8 мая.

Все члены семьи Рерихов почитали нашу великую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую. Благодаря ее самоотверженному труду и преданности высоким идеалам стали в гораздо большей степени доступны для людей сокрытые до этого в символах, мифах, легендах, преданиях и религиозных учениях древние сокровенные знания. Они дают представление, прежде всего, о духовных аспектах эволюции космоса и человека.
В значительной степени духовные искания Рерихов, нашедшие свое выражение в философии, науке, искусстве и общественной жизни, стали продолжением философских трудов и общественной деятельности Е.П. Блаватской.

18 января 1925 г. Николай Константинович Рерих подарил Теософскому Обществу в Адьяре свою картину «Вестник», написанную в 1924 г. в Сиккиме перед ликом Гималаев.
«В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: Красота есть одеяние Истины », – сказал художник на торжественной церемонии.
Созвучны устремлениям Рерихов были основные задачи Теософского Общества (ТО), основанного Е.П. Блаватской 17.11.1875 в Нью-Йорке вместе с полковником Генри С. Олкоттом при содействии У.К. Джаджа и других.
Эти цели провозглашали:
1. Всеобщее Братство: создание ядра всеобщего Братства человечества, без различия национальности, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
Е.П. Блаватская поясняла, что путь для достижения такого гармоничного и одухотворенного союза людей должен начинаться с членов самого ТО, руководители которого старались бороться с любым своекорыстием, развивали искренние братские отношения сотрудничества, единения и взаимопонимания между членами, а также терпимость и милосердие по отношению к недостаткам других. Несмотря на принадлежность к разным религиозным воззрениям и социальному положению, теософы прежде всего должны стремиться к поиску Истины, строить свою жизнь на основах универсальной общечеловеческой этики. Только личные заслуги могут учитываться при оценке деятельности любого члена ТО.
2. Изучение древних и современных религиозных и философских учений Востока, особенно индийских, и постепенное ознакомление общественности, прежде всего путём издания соответствующей литературы, с сокровенными учениями.
3. Исследование неизученных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Без соблюдения первого краеугольного принципа ТО, все остальные не могли быть полноценно реализованы.

Изречения Е.П. Блаватской

«Да внемлет душа твоя каждому возгласу страдания, подобно тому как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы воспринять лучи утреннего солнца».

«Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребудет она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее породившая».

«До тех пор пока Учитель не сочтет нужным, чтобы ты пришел к нему, будь с человечеством и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса. Только это может принести подлинное достижение в развитии духовности».