Балетные красавцы. Денис Родькин: «Первый раз я вышел на сцену Большого не репетируя Общаетесь ли вы сейчас с Николаем Цискаридзе

Современным эталоном красоты мужского тела считаются танцовщики классического балета. У лучших танцоров идеальные пропорции тела без единого грамма жира, рельефные, но не перекачанные (как у бодибилдеров) мышцы и аристократическая прямая осанка. Предлагаем полюбоваться на самых привлекательных звезд нашего балета.

На летних гастролях Большого театра в Лондоне красота российских танцовщиков даже вызвала недовольство одного балетного критика: «Все ведущие танцовщики Большого - длинноногие, модельной внешности благородные красавцы с роскошными шевелюрами. Разумеется, Россия может мобилизовать могучий генофонд с ярко выраженной гибкостью тел. Но, на мой взгляд, было слишком много сверхутонченных, гибких солистов…»

Кстати, если кто-то из мужчин, далеких от мира балета, считает, что танцевать классику легко, предлагаем для начала хотя бы натянуть белое трико и взглянуть на себя в зеркало. А потом поднять на одной вытянутой руке свою девушку и так пронести ее несколько шагов. Посмотрите, что из этого получится…

«Я понял, что шпагат это страшная вещь»

Этот премьер Большого театра на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи перевоплотился в бога танца Вацлава Нижинского. Данные для бога у Родькина подходящие: утонченное лицо, высокий рост (186 см.) и идеальное сложение.

Не случайно Родькин является партнером самой именитой балерины нашего времени Светланы Захаровой в спектаклях Большого театра (а часто и на других сценах). А ведь в начале карьеры Родькину в балете ничего не светило. Его семья вообще далека от искусства Терпсихоры: папа трудился на авиационном заводе, мама – преподаватель французского языка, старший брат по окончании военно-технического университета стал работать в ФСБ. А маленький Денис с подачи мамы занимался в секции степа.

Там однажды увидел, как мальчик сел на шпагат. Родькин захотел узнать – где же учат такому трюку. Так Денис оказался в школе при театре народного танца «Гжель». «Мне начали выкручивать плечи назад, затем положили на пол и начали ломать стопы. Я подумал, что надо мной просто издеваются. Потом меня посадили на шпагат, и я полчаса так просидел и понял, что шпагат - это страшная вещь», - вспоминает Родькин свои первые шаги в мире танца в одном интервью. Неудивительно, что Родькин мечтал только об одном - чтобы эти мучения побыстрей закончились. Но потом увидел запись балета «Спартак», где в главной роли блистал знаменитый советский танцовщик Владимир Васильев.


Фото: @rodkin90/Instagram

И с той минуты мальчик стал мечтать о классическом балете. Впрочем, попасть в Большой театр после школы народного танца было нереально. Но на кастинг Родькин все-таки пошел. И его взяли в труппу, уточнив: «Вы такой высокий, а нам как раз нужны фактуристые артисты - стоять сзади и держать пики…»

Так бы и провел Родькин свою жизнь в роли «подставки для пик», если бы не его трудолюбивый и упорный характер и не судьбоносная встреча с Николаем Цискаридзе, который разглядел в Родькине прекрасного Принца и стал его педагогом.

В итоге через несколько лет Родькин достиг в Большом высшей балетной иерархии - стал премьером. Кстати, после скандального увольнения Николая из театра, Родькин в отличие от многих, не отрекся от своего педагога. Любопытно, что в течение многих лет именно Цискаридзе 31 декабря, в день своего рождения танцевал Принца в балете «Щелкунчик» - в самом престижном и дорогом спектакле Большого. А затем право солировать в новогодней постановке предоставили Родькину…


Анжелика Воронцова и Денис Родькин Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Что касается личной жизни, то в одном интервью этот писаный красавец признался, что он человек невлюбчивый: «за свою жизнь влюблялся только два раза - в школе и недавно…» Как большинство балетных танцовщиков, Родькин свою вторую половинку нашел на работе. Его любимая девушка - Оксана Шарова тоже танцует в Большом.

11 августа 2015, 22:33

Как-то так неловко получилось, что я подбила всех на флэшмоб с авторскими постами, не имея в черновике ни одного стоящего поста. Пришлось срочно выкручиваться и искать спасительную тему, а тут как раз рядом ходит и требует перестать постить красавцев из занудного мира оперы, а обратить внимание на прекрасных мужчин в балете. Ну кто я такая, чтобы пройти мимо мужской красоты? И вот вниманию сплетниц представляется подборка невероятно красивых премьеров мирового балета, т.е. самых-самых звезд, я не с лупой по рядам корде ба лета всю эту красоту выискивала, там еще и талант водится, порой недюжинный.

P.S. Да, кто-то из этих прекрасных мужчин наверняка гей (кстати, большая часть из них счастливо женаты). Кто-то считается французом или американцем, хотя в его жилах течет любая иная кровь. Главное, что все они хороши собой и именно их внешность - тема поста. Обсуждать конечно же можно всё, включая ориентацию, но без холиваров, пожалуйста (сказала я жалобно, припоминая свой последний пост про оперных любимцев).

Иииии номер 1 - прекрасный француз Матьё Ганьо (Mathieu Ganio), 31 год, "этуаль" (то бишь лучший из лучших, "звезда" и премьер) Парижской оперы, той самой, которая Гранд Опера и Опера Гарнье))

2 . Далее следуют прочие "этуали" Гранд Опера. Еще один француз Стефан Бульон (Stephane Bullion), 35 лет. В 2003 году у бедняги диагностировали рак, но ему удалось победить болезнь и уже после выздоровления занять премьерскую позицию в ведущем театре Франции. Удивительная сила воли и мужество.

3 . Снова француз, Джошуа Хоффальт (Josua Hoffalt), 31 год. Напомнил мне в черно-белом фотосете знаменитого футболиста Луиша Фигу почему-то.

4. Бенджамин Пек (Benjamin Pech), 41 год, француз, как ни странно)) Я прям вижу, как при виде него ценители классической красоты топают ногами и кричат, что он страшный. Но по мне так очень хорош, люблю таких носатых мужиков))

5 . C французами покончено, на очереди у нас американец с непроизносимым именем Nehemiah Kish (у нас его принято переводить как Нехемия Киш , хотя по поводу такого произношения имени у меня большие сомнения). Танцует премьерские партии в Королевском балете в Лондоне (то, что мы в просторечие Ковент-Гарденом называем). Внешне ужасно напоминает мне Волка из фэнтази моего детства "Десятое королевство", поэтому смотреть на него могу исключительно с умилением))

6 . Знаменитейший итальянец из Ла Скала Роберто Болле (Roberto Bolle), 40 лет. Вот он открытый гей, что не умаляет ни его таланта, ни красоты (не в моем вкусе, скажу честно, но фанаток толпы).

7 . Бразилец Марсело Гомес (Marcelo Gomes), 35 лет, премьер Американского балетного театра.

8 . Ну и напоследок россиянин Денис Родькин , 25 лет, из Большого театра. Этого красавца хотя бы ловить недалеко, не за морями-океанами. Правда, не знаю, имеет ли смысл))

Вот и вся порция красавцев на сегодня:)

2014 г. — приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2016 г. - премия им. Олега Янковского «Творческое открытие» сезона 2015-16.
2017 г. - назван лучшим танцовщиком года (2016-го) итальянским журналом «Данца и данца» («DANZA & DANZA»); удостоен приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партии Солора в балете «Баядерка».
2018 г. - премия президента РФ для молодых деятелей культуры.

Биография

Родился в Москве. В 2009 г. окончил хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель» и был принят в балетную труппу Большого театра. В 2013 г. окончил педагогический факультет Московской государственной академии хореографии.
Репетировал под руководством Николая Цискаридзе, Юрия Владимирова. В настоящее время педагогом-репетитором артиста является Александр Ветров .

Репертуар

2010
Голубая птица («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
сверстники и сверстницы Джульетты («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича)
фламенко («Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
друзья Колена («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона)
партия в балете «Серенада» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
две пары во II части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
гран па
вальс («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича)
гран па
слуги бога Нила, два кавалера, Рыбак
финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)

2011
партия в балете «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
солист («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина)
Флоран («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)
Бернар («Раймонда»)
Антуан Мистраль («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Граф Вишенка («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова)
партия в балете «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (хореография И. Килиана)
пажи свиты феи Сирени, принцы-претенденты на руку Авроры («Спящая красавица»)

2012
Раб
(«Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
солист в танце с веерами («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Граф Па р ис («Ромео и Джульетта»)
сольная партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина) -
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
Лорд Вильсон - Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Князь Курбский («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

2013
Спа ртак («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Артынов («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
Злой гений («Лебединое озеро»)
Т ореадо р («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

2014
Принц Зигфрид («Лебединое озеро»)
Га
сто н Рье Жан д е Б ри ен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Онегин («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко)
Ферхад («Легенда о любви» А.Меликова, хореография Ю.Григоровича)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик»)

2015
Кня зь Фе де рич и («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)
Арман Дюваль («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, М. Петипа, Ж. Коралли в редакции Ю. Григоровича)

Хозе
(«Кармен-сюита», в рамках гала-концерта в честь 90-летия со дня рождения Майи Плисецкой)
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Бэла», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников)

2016
Базиль
(«Дон Кихот» во второй редакции А. Фадеечева)
главная пара («Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, хореография Х. ван Манена) - участник премьеры в Большом театре
Солор
(«Баядерка»)
Конрад
(«Корсар») - дебютировал на гастролях Большого театра в Лондоне
Борис («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича)

2017
Принц Дезире
(«Спящая красавица»)
премьеры («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)

2018
Вронский
(«Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре

2019
солист II части
(«Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Отец («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха/ М. Розенталя, хореография М. Бежара)

Гастроли

Январь 2014 г. — выступил в Мариинском театре в партии Хозе в балете «Кармен-сюита» (хореография А. Алонсо) в рамках гала-концерта в честь юбилея балерины и педагога Ольги Моисеевой (Кармен - Светлана Захарова).
Февраль 2014 г. - выступил на церемонии закрытия XX Олимпийских игр в Сочи («Русский балет»/ хореограф-постановщик Э. Фаски - Золотой раб/ «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова)
Апрель 2014 г. - выступил на XIV Международном фестивале балета «Мариинский» - в партии Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» (хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева; Одетта-Одиллия - Оксана Скорик).
Октябрь 2015 г. - исполнил партию Хозе в балете «Кармен-сюита» в неаполитанском театре Сан-Карло (Кармен - Светлана Захарова); в рамках XV фестиваля классического балета имени Аллы Шелест исполнил партию Принца Дезире в балете «Спящая красавица» (редакция К. Сергеева, постановка Г. Комлевой) с труппой (Принцесса Аврора - Евгения Образцова).
Май-июнь-июнь 2016 г. - участвовал в творческом вечере Светланы Захаровой «Amore» (партия Паоло в балете «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского, хореография Ю. Посохова), состоявшемся на сценах Модены, Пармы (Италия), в Большом театре (Москва), а также Равенны, Генуи (Италия) и Монте-Карло (Монако) .
Июль 2016 г. - партия Хозе («Кармен-сюита», со Светланой Захаровой) на сцене неаполитанского театра «Политеама» .
Январь-февраль 2017 г. – заглавная партия в балете «Спартак» (хореография Ю. Григоровича) с труппой Королевский балет Фландрии (Бельгия, Антверпен/Гент).
Июль 2017 г. – партия Графа Альберта «Жизель» с балетом театра Массимо в Палермо на сцене Зеленого театра (хореография Р. Нуньеса, постановка П. Маниери; Жизель – Светлана Захарова).
Октябрь 2017 г. – партия Солора (Никия – Анна Никулина) в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани); партия Принца Дезире («Спящая красавица», Принцесса Аврора – Евгения Образцова) с балетной труппой Самарского академического театра оперы и балета в рамках XVII фестиваля классического балета им. А. Шелест;
партия Графа Альберта в балете «Жизель» с Софийским национальным балетом / Болгария, на сцене Национального дворца культуры, София (Жизель – Светлана Захарова).
Июнь, декабрь 2018 г. – заглавная партия в балете «Спартак» (хореография Ю. Григоровича) с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ ).
Октябрь 2018 г. – партия Солора в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани), НОВАТ;
партия Солора (та же редакция балета) с балетной труппой Самарского театра оперы и балета (Никия – Элеонора Севенард), XVIII фестиваль классического балета им. Аллы Шелест.
Ноябрь 2018 г. – партия Солора в балете «Баядерка» с корейской труппой Всемирный балет/ Universal Ballet , Сеул/ Корея, Центр исполнительских искусств им. короля Седжона (Никия – Светлана Захарова).

Распечатать

Денис Александрович Родькин. Родился 3 июля 1990 года в Москве. Российский артист балета. Лауреат Премии Президента РФ (2017).

Денис Родькин родился 3 июля 1990 года в Москве в семье, которая не имеет отношения к искусству.

Отец - инженер, работал на авиационном заводе.

Мать - педагог, преподаватель французского языка.

Старший брат окончил военно-технический университет, служит в ФСБ.

В школьные годы учился в музыкальной школе по классу гитары во дворце культуры «Красный Октябрь». Затем занимался танцами - обучался степу. Далее по телевидению увидел балет «Спартак», где в главной роли блистал знаменитый советский танцовщик Владимир Васильев. С тех пор он сам решил стать танцором балета.

В 2009 году окончил хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель».

В 2013 году окончил балетмейстерско-педагогический факультет Московской государственной академии хореографии.

После ухода Цискаридзе из Большого театра балетмейстером-репетитором Дениса стал Юрий Владимиров. Затем Родькин стал работать с балетмейстером-репетитором Александром Ветровым.

С 2015 года начал танцевать в паре с известной балериной Светланой Захаровой. Денис вспоминал: "Еще когда я учился, видел, как она танцевала с Николаем Цискаридзе, и для меня они - боги танца. На первых репетициях я очень сильно волновался, но сейчас мы уже привыкли друг к другу. У нас здоровый творческий тандем, хотя я понимаю, что права на ошибку у меня нет".

Денис Родькин - Щелкунчик

В 2014 году принимал участие в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, где перевоплотился в бога танца Вацлава Нижинского.

В 2014 году получил Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».

В 2017 году стал лауреатом Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры - за вклад в сохранение, приумножение и популяризацию достижений отечественного хореографического искусства.

В 2017-м получил премию Бенуа де ла данс за партию в балете «Баядерка».

Рост Дениса Родькина: 186 сантиметров.

Личная жизнь Дениса Родькина:

Состоял в отношениях с балериной Оксаной Шаровой, которая также танцует в Большом театре.

С 2018 года у артиста начались отношения с коллегой , которая младше его на 8 лет. Элеонора - праправнучки легендарной балерины . Они вместе принимали участие в нескольких постановках, постепенно чувства на сцене переросли в отношения в реальной жизни.

Репертуар Дениса Родькина:

2010 - Голубая птица («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
2010 - сверстники и сверстницы Джульетты («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича);
2010 - фламенко («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо);
2010 - друзья Колена («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона);
2010 - партия в балете «Серенада» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина);
2010 - две пары во II части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
2010 - гран па («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
2010 - вальс («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича);
2010 - гран па («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
2010 - слуги бога Нила, два кавалера, Рыбак («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа);
2010 - финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича);
2010 - партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина);
2011 - партия в балете «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера);
2011 - солист («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина);
2011 - Флоран («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева);
2011 - Бернар («Раймонда»);
2011 - Антуан Мистраль («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена);
2011 - Граф Вишенка («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова);
2011 - партия в балете «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (хореография И. Килиана);
2011 - пажи свиты феи Сирени, принцы-претенденты на руку Авроры («Спящая красавица»);
2012 - Раб («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
2012 - солист в танце с веерами («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки);
2012 - Граф Парис («Ромео и Джульетта»);
2012 - сольная партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина) - участник премьеры в Большом театре;
2012 - дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло);
2012 - Лорд Вильсон - Таор («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа);
2012 - Князь Курбский («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича);
2013 - Спартак («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича);
2013 - Артынов («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева);
2013 - Злой гений («Лебединое озеро»);
2013 - Тореадор («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
2014 - Принц Зигфрид («Лебединое озеро»);
2014 - Гастон Рье («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера);
2014 - Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
2014 - Онегин («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко);
2014 - Ферхад («Легенда о любви» А.Меликова, хореография Ю.Григоровича);
2014 - Щелкунчик-принц («Щелкунчик»);
2015 - Князь Федеричи («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье);
2015 - Арман Дюваль («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера);
2015 - Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, М. Петипа, Ж. Коралли в редакции Ю. Григоровича);
2015 - Хозе («Кармен-сюита», в рамках гала-концерта в честь 90-летия со дня рождения Майи Плисецкой);
2015 - Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Бэла», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников);
2016 - Базиль («Дон Кихот» во второй редакции А. Фадеечева);
2016 - главная пара («Вариации на тему Франка Бриджа» на музыку Б. Бриттена, хореография Х. ван Манена) - участник премьеры в Большом театре;
2016 - Солор («Баядерка»);
2016 - Борис («Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича);
2017 - Принц Дезире («Спящая красавица»);
2017 - премьеры («Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера);
2018 - Вронский («Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера) - первый исполнитель в Большом театре.

Денис Родькин и Элеонора Севенард - на сегодняшний день самая яркая пара Большого театра. Он - премьер и лауреат премии президента России, она - подающая надежды артистка балетной труппы и к тому же внучатая племянница известной балерины Матильды Кшесинской.

Родькин и Севенард поделились карьерными планами, вспомнили о своих неудачах и успехах, а также рассказали, как их личные отношения влияют на работу в главном театре страны.

Вы оба - артисты Большого театра, и вы оба в своё время были учениками Николая Цискаридзе. Его многие критикуют, но вот вы, Денис, его поддерживали неоднократно.

Бывших учителей не бывает. Николай Максимович для нас и сейчас учитель, мы всегда с ним советуемся. И, как человек с большим опытом в своём деле, он нам подсказывает очень мудрые вещи.

Насколько разным был подход к каждому из вас во время обучения? Наверняка вы делились этим друг с другом, сравнивали.

Д.Р.: Скажу честно, что к мальчикам Николай Максимович относится немного пожёстче. Потому что мы по своей природе более выдержанны. Он всегда говорил: «Деня, я на тебя ругаюсь больше, потому что ты мальчик». Вот, наверное, и Эля никогда мне историй не рассказывала, в которых бы Николай Максимович ругался. На меня он ругался, но я сейчас понимаю, что он это делал во благо мне.

Разница ещё в том, что Денис работал с Николаем Максимовичем в театре. Я ещё училась в школе, получала образование артиста балета, чтобы потом прийти в театр. И, конечно, отличался подход.

Д.Р.: Когда я приезжаю к нему в Вагановскую академию, то вижу, что по сути ничего не изменилось. Он так же строг, он так же требует всё сейчас и сразу. Наверное, это правильно, потому что наша профессия очень короткая и заканчивается в лучшем случае для мальчиков лет в 40. Надо за короткий период успеть очень многое.

Вы, Денис, хотя и очень молоды, но уже опытный танцор. Элеонора - ещё юная балерина. Как у вас происходит обмен опытом?

Э.С.: Опыт - это очень важно, и я стараюсь прислушиваться к тому, что говорят Денис и мой педагог в театре. Пытаюсь вспомнить замечания Николая Максимовича и советы нашего художественного руководителя. И, конечно, когда партнёр понимает, как найти подход, - это очень помогает, на сцене сразу легче танцевать.

Д.Р.: Конечно же, я с Элей делюсь опытом. По большому счёту главная задача партнёра - преподнести выигрышно балерину. Для меня балет - это всё же более женское искусство, нежели мужское.

Я не приемлю, когда партнёр с партнёршей начинают конкурировать на сцене. Так не должно быть, должен быть дуэт.

А все балеты - они про любовь. И должна быть любовь между партнёрами. Но есть, конечно, такие балеты, как «Спартак». И все балеты Юрия Николаевича (Григоровича. - RT ), по большому счёту, балеты мужские. Но всё же для меня балет - это символ женского искусства.

Денис, вы выпускник неакадемической балетной школы. Скажите, дополнительные навыки вроде степа дают какое-либо преимущество перед другими артистами?

Д.Р.: Степ, на самом деле, дал мне многое. Я более раскрепощённый на сцене, потому что степ предполагает свободу. А балет, именно классический балет, - это определённые позиции. Если это первая позиция - это первая позиция. Вторая - вторая. И, соответственно, когда ты живёшь в этих ограничениях, то на сцене бываешь иногда немножко зажатый.

Я попытался соединить свои навыки степа и балет, и получилось вроде бы всё правильно по позициям и в то же время свободно.


- А вы когда-нибудь падали прямо во время спектакля?

Д.Р.: Я падал один раз на балете «Спартак». Было очень обидно. Поскользнулся. Но я как-то так встал, что никто ничего не заметил.

- Элеонора, а что касается вас? И вообще, что делать, если такое произойдёт?

Э.С.: Нужно продолжать танцевать. Если, конечно, ты не получаешь какую-то травму.

Д.Р.: Ну вот Эля тоже недавно немножко поскользнулась на гастролях в Китае.

Э.С.: Да, к сожалению, так случилось. У балерины, которая танцевала передо мной, разорвались бусы… а я этого не видела и поскользнулась. Это всё случайно произошло.

- Но об этом потом снимут, конечно же, фильм и преподнесут это так, будто всё было сделано специально.

Д.Р.: Никому никогда в пуанты ничего не подсыпали! Вот на моём веку - точно.

Э.С.: И на моём тем более.

Раз мы вспомнили Китай и ваши гастроли: все в один голос говорят, что китайская публика совершенно потрясающая…

Д.Р.: Это правда, да. Они очень восторженно всё воспринимали. Вообще вся Азия русский балет принимает с особым восторгом. Наверное, первое место всё равно здесь занимает Япония.

Китайцы сильно шумят в зале, поддерживают артиста. Японцы более сдержанны.

Но потом, когда ты выходишь после спектакля, они выстраиваются в огромные очереди - и ты чувствуешь себя не артистом балета, а какой-то голливудской звездой. Такие толпы, все тебя фотографируют, пытаются взять автограф…

Э.С.: Подарки, да…

Д.Р.: Подарочки. Ты после спектакля приходишь с кучей каких-то маленьких японских печений. Один раз мне даже умудрились подарить пиво. Более того, пиво мне подарили во льду. То есть Япония настолько предусмотрительная страна… Японцы, видимо, поняли, что я очень хочу пить после спектакля, а воду пить неинтересно. И они подарили пиво.

Э.С.: Мне подарили один раз коробку клубники. Дарят даже такие необычные подарки.

Элеонора, вы внучатая племянница, точнее сказать, праправнучатая племянница балерины Матильды Кшесинской. И это, наверное, накладывает определённую ответственность. Кажется, что люди будут тыкать пальцем и говорить: «А, ну-ну, сейчас посмотрим». Это вам мешает?

Э.С.: Я не знаю, поскольку не сохранилось записей, где танцует Матильда Феликсовна. Конечно, сравнивать сложно. Мне кажется, даже невозможно, поскольку никто не видел, как она танцевала. Сохранились только какие-то письменные свидетельства, где описывается, что она была очень эмоциональной и отличалась этим от своих современниц и коллег по сцене. Что она была виртуозной и первой исполнила 32 фуэте. И, конечно, мне с детства об этом говорили в семье, мне хотелось тоже научиться исполнять 32 фуэте. Не знаю, для меня странно, когда пытаются сравнивать нас. Наверное, потому что это практически невозможно.

- А если говорить о наследии Кшесинской в вашей семье?

Э.С.: Мой отец очень активно - наверное, именно в момент, когда я появилась на свет, - начал изучать историю семьи. Он ездил во Францию, искал учениц Матильды Феликсовны, которые учились в её балетной студии в Париже. Искал по русским ресторанам. Он не знал французского языка - просто приходил и пытался узнать у тех, кто говорил по-русски, какую-то информацию. И так действительно нашёл её учениц. Они очень много рассказали ему.

У нас хранились костюмы семьи Кшесинских. Не только Матильды Феликсовны - её отца, брата.

И это всё было очень интересно. Мы занимались балетом, мама очень любила и любит балет и вообще театр. Мы с детства ходили на оперу, на балет, на драматические спектакли, мюзиклы. Занимались хореографией. И всё постепенно вылилось в то, что сейчас я работаю в Большом театре. Я очень рада, что всё так сложилось.

Надо сказать, к чести сотрудников Большого театра, они очень ревностно охраняли ваш покой во время скандала, связанного с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». На вашу работу эта история как-то повлияла?

Э.С.: Да, я считаю, что было очень много лишнего шума. Наверное, многие сами это поняли, когда посмотрели фильм. Конечно, в театре ко мне подходили из нашей пресс-службы, спрашивали, хочется ли мне вокруг себя какого-то дополнительного внимания. И поскольку я только начала свой первый сезон в театре, мне, конечно, было важнее проявить себя самостоятельно как балерине. Я старалась, наверное, более тихо себя вести и не давать лишнего повода…

- Есть ли сейчас какие-то спектакли, в которых вы вместе работаете на сцене?

Э.С.: Ну, например, «Анна Каренина» Джона Ноймайера. Денис исполняет главную роль, Вронского, я исполняю роль княжны Сорокиной. Но это не классический балет. Не знаю - неоклассический, наверное.

- А каково это - танцевать на одной сцене с близким человеком?

Д.Р.: Я лично волнуюсь чуть больше, потому что если вдруг что-то не так, то, конечно, будет обидно. Если у Эли что-то не получается в своих вариациях, мне обидно немножко, что не получилось что-то.

Э.С.: А я чувствую себя увереннее.

Д.Р.: В адажио я всегда уверен, потому что я знаю, что всё будет нормально в моих руках.

Э.С.: Да и я уверена, что, когда Денис рядом, всё будет хорошо в любой ситуации, он всегда поможет и подскажет.

Д.Р.: И подниму в любой ситуации.

Э.С.: И поднимет в любой ситуации.


Денис Родькин и Элеонора Севенард в спектакле “Щелкунчик”

- Кстати, а сколько положено балерине весить?

Д.Р.: Это сложный вопрос. Есть балерины не очень высокого роста, но тяжёлые. Я не знаю, с чем это связано. А есть высокие балерины и лёгкие. То есть чёткую цифру, сколько должна весить балерина, я не могу вам назвать. Я могу только взять, поднять и понять, лёгкая она или нет.

К тому же все думают, что партнёр балерину постоянно на себе таскает. Нет, конечно. Балерина должна помогать партнёру.

Есть определённая техника, где она партнёру помогает делать правильный подход на поддержку, наверху собираться. Поэтому нет чёткой цифры, сколько должна весить балерина.

- Где-то в районе 50 кг, наверное?

Д.Р.: Ну желательно до 50 кг.

- Вы правы по поводу техники. Я видела, как балерина поднимала партнёра…

Д.Р.: Было такое. Было такое, что партнёр держался за балерину, и у нас… Не буду говорить. Но, вообще, есть такие ребята. Ну не дано, понимаете! Во многом от природы партнёрство даётся.

Вернёмся к теме близких отношений в театре. Как ко всему этому относятся в руководстве? Не говорят, что любовь мешает работе?

Д.Р.: Нет, конечно. Для руководителя главное, чтобы человеку было хорошо и комфортно. А когда человеку хорошо и комфортно, он на сцене даёт желаемый результат.

Э.С.: У нас просто пока ещё не было такого опыта, наверное. В театре мы вместе танцуем только в одном спектакле. Но мне всегда спокойнее, как я уже сказала. И, кажется, наш художественный руководитель, наоборот, очень даже рад за нас.

- Элеонора, а какая партия для вас самая желанная на сегодняшний день?

Э.С.: Нет одной партии. Мне кажется, существует очень много интересных ролей. Ну, наверное, сейчас мне хочется больше танцевать классику. Поскольку я только выпустилась, а на классике и воспитывается тело балерины, это такая основа. Хочется попробовать очень многое именно в классических спектаклях, в классических постановках. Это, конечно, и «Баядерка», и «Спящая красавица», и «Дон Кихот».

Денис, если у Эли это первый сезон в Большом, вы уже сбились со счёту - то ли девятый, то ли десятый. А у вас не было мысли попробовать себя где-то ещё? Может быть, в Нью-Йорке… Или пока ваша занятость не позволяет вам никуда двигаться?

Д.Р.: Я считаю, что из Большого театра ни в коем случае никуда нельзя уходить. В Большой театр можно приходить, но уходить уже нельзя. В Большом театре абсолютно мой репертуар, я себя чувствую здесь на своём месте. Как говорят, это для меня уже как второй дом. Я не представляю себя без Большого театра. А что касается каких-то гостевых контрактов - это, конечно же, всегда очень приятно. Да и полезно.


Я знаю, что пять лет назад вы закончили балетмейстерско-педагогический факультет Московской академии хореографии. Как вы видите своё будущее в этой профессии?

Д.Р.: Пока я не вижу себя ни балетмейстером, ни педагогом. Вообще никак не вижу. Более того, я сейчас стараюсь получить второе высшее образование - это факультет культурной политики гуманитарного управления в МГУ.

- Неужели чиновником будете?

Д.Р.: Я не знаю. Понимаете, мы не знаем, что будет с нами через четыре дня. И всегда второе образование полезно.

Есть в вашей профессии такое безобразнейшее качество, как зависть. Как пережить, когда завидуют вам? И как самим не скатиться до этого низменного чувства, не завидовать другим? Как держаться в русле здорового соперничества?

Д.Р.: Я никогда не стараюсь ни на кого смотреть. Просто есть мой путь - и я всегда его придерживаюсь.

Михаил Барышников сказал великие слова, что он пытается танцевать не лучше кого-то, а лучше себя. И мне это очень близко.

Я понимаю, что смысла в таком качестве, как зависть, нет. Оно только разрушает изнутри. И поэтому я иду по своему пути. Главное - идти по нему уверенно и всегда только наверх.

Э.С.: Мне ещё с первых классов в академии педагог говорила, что в балете должна быть конкуренция. Если кто-то делает что-то лучше тебя - ты должен стремиться к тому, чтобы потом сделать это лучше. Ну, может быть, только вначале. То есть ты должен не то чтобы завидовать, а пытаться совершенствоваться и добиваться результатов. Но завидовать, конечно, бесполезно: это ничему не поможет. Нужно идти в зал и делать успехи.

Театр, понятное дело, особая творческая среда. И тут внутренние отношения довольно-таки хитрые. Кого-то из артистов Большого вы могли бы назвать своим другом?

Э.С.: Дениса.

Д.Р.: Элю.

- Поняли вас.

Д.Р.: Понимаете, друзья - это такое понятие, что вот ты с ним можешь, например, после репетиции куда-то пойти…

- Пивка попить - такое может быть? Или артисты Большого театра - это же небожители, они не пьют пиво?

Д.Р.: Нет, пьём пиво, конечно.

- С разрешения Владимира Урина (директора Большого театра. - RT )?

Д.Р.: Нет, с разрешения руководителя балета Большого театра. Конечно, можем и выпить вместе. Для меня дружба - это когда ты доверяешь полностью человеку. Мне кажется, в балете вот таких прямо друзей быть просто по природе не может.


К теме еды: я слышала, что артисты до такой степени выкладываются во время спектакля, что после него могут и кусок торта себе позволить, и кусок колбасы…

Д.Р.: Вы знаете, после спектакля я вообще есть не могу, я только пить хочу. Потому что теряешь столько жидкости… Есть - только на следующий день.

Э.С.: Нельзя сравнивать балет и спорт - это разные вещи. Но если считать, наверное, калории, сжигаемые во время нагрузки (всё равно идёт физическая нагрузка на тело), мне кажется, мы можем…

Сейчас в России проходит чемпионат мира по футболу. Основные гулянья идут практически у вас под носом, возле Большого театра. Вы следили за играми?

Д.Р.: Безусловно, следили. И очень болели за нашу команду. Когда мы проиграли в последнем матче, я очень расстроился, потому что хотел, чтобы мы стали чемпионами мира, честно скажу. Но за такую команду, которая у нас была на чемпионате, совершенно не стыдно. Они показали прекрасный футбол.

У меня тоже была возможность стать футболистом. Поэтому мне это всё близко.

Я очень переживал. И, конечно, когда наши забивали голы - сам себя не узнавал, как я радовался!

- В общем, вы свои ноги пустили в другое русло…

Д.Р.: Скорее всего, не я, а моя мама. Потому что, если характер, который у меня есть сейчас, перенести в детство, я бы, наверное, ушёл в футбол.

Кстати, 7-го числа, когда наши играли с хорватами, а я как раз была на «Борисе Годунове», невозможно было посмотреть счёт…

Э.С.: Балерины за кулисами и режиссёры - все следили.

- А сейчас, когда российская сборная выбыла, вы за кого-то болеете?

Д.Р.: Я буду болеть за Францию, честно скажу.

Э.С.: Я, наверное, тоже.

- И маленький блицопрос напоследок. Ваш любимый балет?

Э.С.: «Щелкунчик».

Д.Р.: Мой - «Баядерка».

- Любимый элемент в танце?

Э.С.: Вращения… Фуэте, например.

Д.Р.: А я люблю двойной кабриоль назад. Это когда разбегаешься и двумя ногами бьёшь в воздухе.

- Личный секрет поддержания физической формы?

Д.Р.: Для меня - каждодневные занятия, репетиции и регулярные спектакли.

Э.С.: То же самое.

- Вопрос Денису, на который он уже ответил. Если бы не были артистом балета, то…

Д.Р.: Я был бы футболистом или машинистом поезда. Машинистом поезда - потому что каждый год я ездил отдыхать не на море, а к дедушке в Красноярский край. Так как денег на самолёт у нас не было, мы ехали четыре дня поездом. И меня настолько это всё вдохновляло, это было настолько романтично, что я хотел быть машинистом поезда Москва - Владивосток. При этом, не меняясь ни с кем, одному неделю ехать.

Но ещё не поздно. Футбол - уже точно нет, а вот машинист…