Арт-терапия в пcихологии - методы и техники. Арт-терапия

Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Евгения Белякова - клинический психолог, театральный режиссер, автор методики арт-синтезтерапии.

Выразить чувство

Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Лучше понять себя

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Освободиться от зависимости

С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

Инна Попова

Проявить неосознанное

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция , гибкость мышления, мобильность.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты , воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Открыть свой талант

«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях, себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой, восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».

Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянная бегущая со скоростью света строка, и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия . Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией .

Термин "арт-терапия " (Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия " (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я? ", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления , негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии , развитие личности , чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение . У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

В арт-терапии работы не оцениваются и не сравниваются. Это важный момент. Взрослому человеку трудно решиться на самовыражение и его нужно поддержать, когда он сделал первый шаг и решился на терапию. Задача терапевта в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой человек сам может понять смысл своих проблем и найти путь выхода из них, по-новому взглянуть на проблему.

Несмотря на внешнюю простоту, арт-терапия — это достаточно глубокая форма психотерапии , дополняющая основную терапию при лечении неврозов, депрессий, при стрессовых ситуациях, повышенной тревожности .

Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии. Это своеобразная психологическая разгрузка , которая необходима и здоровому человеку. Человек так часто ставит себе ограничения, "высокие заборы" и говорит, — "нет, через этот забор я не перепрыгну" или "рисовать не умею" или "петь не могу, мне медведь на ухо наступил". А почему бы не сделать то, чего никогда не делал? Неординарные поступки зачастую спасают самые безвыходные ситуации. Например, почему бы не повесить пиджак на стул, снять галстук, засучить рукава рубашки, взять фломастер, лист бумаги и начать рисовать в своём серьёзном кабинете весёлые "мордашки", затем подарить их своим подчинённым на вечерней планёрке. После этого вы будете смотреть по-другому на свои неразрешимые проблемы. Такая изобразительная терапия помогает расслабиться.

Или раздайте на вечерней планёрке своим сотрудникам цветные карандаши и попросите их выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания рабочего дня на бумагу. В ходе арт-терапевтических упражнений люди начинают чувствовать друг друга, что создаёт обстановку взаимопонимания, единения и каждый человек чувствует свою уникальность. Результат удивит всех, возможно вдохновит на новые творческие свершения, которые, в свою очередь, принесут плоды и вам и вашему предприятию.

Новый опыт, делающий жизнь человека богаче, нестандартное мышление, уверенность в себе , полная, интересная жизнь , — это ли не повод попробовать терапию творчества?

Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс , придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад” , “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес”). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов , которые продолжают появляться:


Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл . Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

Суть и преимущества арт-терапии

Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована , а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.
Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

Терапия искусством назначается , если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние , а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.

Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

  • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
  • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
  • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
  • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
  • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
  • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
  • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.

Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

Примеры арт-терапевтических методик

Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.
Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.



Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

  1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
  2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
  3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
  4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
  5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
  6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
  7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
  8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие

1938. Английский художник Адриан Хилл (Adrian Hill, 1895–1977) лечился от туберкулеза в санатории и, скучая, начал рисовать на бумаге, что, к удивлению врачей, способствовало его скорому выздоровлению. Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в лечебной эффективности творчества. 1950. В США организованы первые занятия арт-терапией. Сегодня арт-терапия – часть многих программ личностного роста. Ее цель – раскрыть творческий потенциал пациента, найти источник его жизненной силы.

Определение

Рисовать, чтобы осознать противоречия внутри себя, танцевать, чтобы разрешить внутренние конфликты… Арт-терапия помогает понять собственные чувства, а страдание, о котором невозможно рассказать словами, преобразовать в творчество. Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня используются и другие виды искусств: куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.

Принцип действия

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые художественные образы отражают процессы в бессознательном автора. Символический язык позволяет свободно выражать свои желания, вспоминать детство, «рассказывать» о нереализованных мечтах. Заново их переживая, можно их исследовать и экспериментировать с ними. Переживания не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Этот метод не стоит путать с художественным творчеством. В арт-терапии искусство лишь средство, которое помогает лучше понять себя, так что неважно, насколько совершенен рисунок или исполненный танец.

Ход работы

Занятия арт-терапией могут быть индивидуальными и групповыми. Это всегда набор заданий, которые имеют конкретную психотерапевтическую цель. Ее разъясняет арт-терапевт. Основная его задача на первых этапах – преодолеть нерешительность и страх участников. Арт-терапевт побуждает пациента продолжать движение, форму или развивать образы: повторяющиеся элементы и являются «носителем» чувств. Сеанс завершается «рефлексивным анализом»: каждый участник рассказывает о том, что им было сделано, и о чувствах, которые он при этом испытывал. В терапии наступает прогресс, когда человек отпускает ситуацию и погружается в поток творчества.

Показания к применению

Практически не имеет ограничений. Поможет тем, кому трудно словесно описывать чувства, и тем, кто чрезмерно привязан к вербальной культуре. Эффективна в работе с детьми (в том числе аутистами и детьми с задержкой развития), с токсикоманами и заключенными (так как позволяет провести переоценку личности через творчество). Подходит тем, кто хотел бы понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и возможность перемен.

Как долго? Сколько стоит?

Курс длится от трех месяцев до двух лет. Время группового или индивидуального сеанса – от одного до трех часов. Стоимость индивидуального занятия – от 650 до 1500 рублей. Цена связана со стоимостью используемых материалов (глина для лепки, краски для рисования…).

Термин «арт-терапия» (от англ.:art - искусство, artterapy буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
Арт-терапия как метод особенно распространена в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. В отечественной литературе используется также термины "изотерапия" или "художественная терапия", однако они не тождественны онглоязычному аналогу и несколько сужают его смысл[Б.Д.Карвасарский].
В книге "Психологическая энциклопедия" под редакцией Б.Д.Карвасарского записано:
"Изучение арт-терапии началось в 20-е годы 20 века с фундаментальных работ Принцхорна (Prinzhorn,1922). В России в 1926 г. вышла первая монография, посвященная арт-терапии, - книга П.И.Карпова "Творчесво душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники". В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 г. Левис при анализе сновидений своих пациентов .
Большое влияние на развитие арт-терапии оказал психоанализ. В соответствии с принципами психоаналитической концепции конечный продукт творчества пациента расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике (что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное пациентом).
Например, для К. Юнга терапия творчеством являлась способом изучения бессознательного.
Юнг использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов, а это в свою очередь оказало большое влияние на арт-терапевтов.
Как терапевтическая техника, творчество впервые было применено Маргарет Наумбург (Naumburg,1966) в динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением, которая была воспитана в духе традиционного психоанализа, при этом акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. В ходе психоаналитических сессий М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок как вспомогательную технику. Возникающая в этом подходе экспрессия, благодаря искусству становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов.
Сущность подхода М. Наумбург. В своей работе она опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа [А.А. Осипова. Общая психокоррекция].
В начале 1950-х гг. продолжательницей работ М. Наумбург стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Э. Крамер считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл роль скорее учителя и художника, нежели пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.
Большое влияние на развитие арт-терапии оказала и Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей.
Сущность ее подхода. Работая в Национальном институте психического здоровья, X.Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки предоставляли большое количество диагностической информации о связях между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье.
Американский арт-терапевт Шон Мак-Нифф рассматривает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.
Ш. МакНифф описывает различные методы работы, включающие, в частности, работу с образами и эмоциональными реакциями участников групп, разговоры с образами в форме диалогов, их художественное описание, визуализацию и перформанс.
Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл утверждал, что изобразительная деятельность обладает способностью отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления.
В 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией. Стать самостоятельной терапевтической техникой арт-терапии позволило Гуманистическое направление в психологии; при этом в арт-терапии особенное внимание уделяется самому процессу творчества. Это позволило арт-терапевтам обрести новую профессиональную идентичность, и вскоре они начали работать в различных областях науки.
В арт-терапии клиентам предлагают разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время (Копытин,2002)в арт-терапию включаются и такие формы творчества. как видеоарт, инсталяция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.
Терапевтическое воздействие оказывает и бодиарт.
Боди арт (от английского body art) это искусство украшать тело. В широком смысле к этому понятию относятся: макияж (make up), татуировки и пирсинг (и прочие виды модификации тела), менди (биотату хной) и, собственно, бодипейнтинг (bodypainting) – искусство росписи тела, или боди арт в узком смысле слова.
Современный боди арт находится на стыке графики и живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, макияжа и стиля, парикмахерского искусства. Ведь мало просто изобразить красивые рисунки на теле. Необходимо создать целостный и полный образ. Боди арт фото - результат совместного труда боди арт художника, боди арт модели, профессионального фотографа, парикмахера, ассистентов… На этом сайте вы найдете портфолио боди арт, информацию о боди арт шоу и не только!
Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.
Современная арт-терапия делает большой акцент на самом процессе творчества, а не на его продукте, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия.
Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества), и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Арт-терапия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/art-terap...
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

Внутри- и межличностные конфликты,
кризисные состояния
экзистенциальные и возрастные кризисы
травмы
потери
постсрессовые расстройства
невротические расстройства
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчеств
многое другое
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Виды арт-терапии:

Библиотерапия
Сказкотерапия
Маскотерапия
Это очень важно разрешать вовремя проблемные ситуации и устанавливать эмоциональное равновесие. Использование масок - это возможность играючи высветить темы, занимающие важное место в судьбе человека. Такие проблемные ситуации лучше всего разрешаются, когда они выступают как бы "под маской". Маска сохраняет тесную связь с реальными событиями и одновременно дает возможность посмотреть на ситуацию со всевозможных сторон в зоне комфорта и безопасности. Маски - это прекрасный способ понять ситуацию, сделав её предметом игры.
Четыре Типа Использования Масок (подражание Э.Боно).
Описано 4 различных режимов, в рамках которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или на интерактивной игре в школе, чтобы направить развитие ситуации в лучшую сторону. Цвета способствуют визуализации и соответствуют определенному паттерну поведения человека.
Белая Маска - идеалист (стиль – индивидуальность, чутьё, новаторство) :
- обладает чутьем на сочетание стилей;
- часто становится новатором и законодателем;
- любит создавать «уникальный» образ;
Красная Маска – изобретатель (практичность и находчивость):
- не обращает особого внимания на традиции и условности;
- учитывает цену вопроса;
- использует всё то, что окажется доступно в данный момент.
Черная Маска – консерватор (критик, педант и законник):
- всегда следят за законностью и порядком;
- придерживается привычным методам и методологиям;
- предпочитают классику и надежность.
- может нарочно создать проблему – чтобы не чувствовать себя лишним.
- не принимает долгосрочных планов;
- склонен к работе обстоятельной и размеренной работе.
Синяя Маска – авантюрист:
- гибкий и спонтанный;
- иррациональный – видит все возможности, которая таит эта реальность;
- в деятельности активен, но иногда это приводит к непредвиденным результатам – «сегодня сделал, завтра придется переделывать»;
- склонен к работе дающей немедленный и ощутимый результат;
- находчивый и может разрешать критические ситуации;
- каждую минуту подбрасывает неожиданности – непредсказуемый.
- деньги для него «сиюминутны».

1. Надеть Маску. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть маску конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать маску конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной маске об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
“Мы застряли. Почему бы нам не надеть красные маски и не поискать новые подходы к этой проблеме?”
“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые маски”.
2. Снять маску. Мы можем попросить человека снять маску определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система четырех масок дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал маску сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной маске. Давайте снимем ее на момент”.
“Хорошо, это неплохие мысли в черной маске. Давайте пока отложим черную маску”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем красные маски шляпы”.
3. Сменить маску. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну маску и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с красной маски шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной маске, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к красной маске и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.
“Это интересная идея. Теперь давайте снимем красную маску и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать маску, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную маску, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте маски сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая маскам других.
“Надевая свою черную маску, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.
“Надевая на секунду маску, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.
“У меня возникла идея под красной маской - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”
Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить маски. Мы также можем надеть или снять маску сами. Формальность и "игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.
Отдельная Маска и использование её в последовательности
Маски можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Маски используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех масок. Например, красная маска, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная маска, сопровождаемая красной, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность масок может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Особая Синяя Маска
Синяя маска отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая маска должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю маску. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю маску, я считаю, что нам нужно подумать в черной маске”. Однако иногда упоминание о синей маске часто может быть полезным. Тремя такими моментами являются начало обсуждения (что описать план мышления), его середина (чтобы заново сформулировать цели мышления), и его конец (чтобы просуммировать результаты мышления).
“Давайте, используем синюю маску, чтобы решить, о чем мы хотим подумать, и какие маски нам понадобятся”.
“Это интересно, но я считаю, что мы уходим о цели. Я надену свою синюю маску, чтобы вкратце снова сформулировать цель”.
“Здесь я хотел бы надеть свою синюю маску и спросить, можем ли мы прийти к выводу”.
Использование синей маски не обязано ограничиваться разговорами о других масках. Могут предлагаться любые шаги мышления.
Шесть Масок для более Полного Мышления
Шесть масок (белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий)
Ценность шести масок мышления состоит в том, что они дают возможность играть определённые роли. В основном мышление ограничено защищающимися «Эго образами», которое ответственно за большинство практических ошибок мышления. Маски позволяют нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы могли бы подумать или сказать, не ставя под угрозу свое «Эго образами».
Метод шести масок обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести масок, широта их восприятия быстро возрастает.

Драматерапия
Работа с глиной
Песочная терапия
Музыкотерапия
Цветотерапия

Цветотерапия
Цветотерапия,Лечение цветом

Еше в далекой древности люди заметили что цвет оказывает мощное действие на человека.Специальная окраска,наносимая на тело воина и его доспехи,внушала противнику страх;цвета,подбираемые для одежды царей и жрецов,говорили об их могуществе,вызывали восторг,поклонение или священный трепет.В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и дажн сооружали в некоторыз храмах цветные залы.В них изучали применеие цвета и учили врачевание.

Древние методы

Один из методов цветотерапии заключался в следующем:в сосуды с фруктовым соком,содержащим,по представлениям египтян,энергию бога солнца Ра,помешали драгоценные камни того же цвета,что и сам фруктовый сок.Насыщенный таким образом напиток давали больным.

Открытие Гхадиали

В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект,который оказывают на организм различные цвета,был описан индийским ученым Д.Р.Гхадиали.По его мнению,органы и системы тела чувствительны к определенным цветам,которые стимулируют или замедляют их действие.Зная это,можно использовать различные цвета с лечебной целью.

Современные представления

В середине 50-х. гг.,швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой текст.После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета,наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека.Исследования проведенные Люшером показали,что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.Например,оранжево-красный меняет частоту пульса,дыхания,давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие.Темно-синий цвет,напротив,приносит успокоение.По мнению психологов язык цветов универсален,он действует независимо от религии и национальности.

Действие цвета

Алжирский ученый Бенуа заметил что,черный цвет снижает сексуальную активность самцов некоторых птиц,оранжево-красный ускоряет в два раза рост половых желез у самцов.Употребдение воды,масел и кремов,помещенных в различные банки тоже является одним из распространенных лечений цветом.Полезно принимать ванны с добавлением природных красителей,пользоваться лампами,дающими свет мягких тонов,любоваться картинами,букетами.

Фототерапия

Фототерапия
Фототерапия, или светотерапия - это вид лечения, состоящий в том, что пациент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как лазеры, светоизлучающие диоды, флуоресцентные лампы, дихроические лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение определённого, предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного протокола лечения при синдроме позднего засыпания. Недавно было показано, что фототерапия эффективна также в лечении несезонных депрессий. Фототерапия оказывает также определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

Кожные заболевания

Обыкновенные угри
Лечение синим/красным светом
О способности солнечного излучения улучшать течение обыкновенных угрей было известно давно. В то время предполагалось, что солнечное излучение помогает при угревой сыпи вследствие антибактериального и других эффектов солнечного ультрафиолета. Однако искусственный ультрафиолет не давал такого же хорошего лечебного эффекта при обыкновенных угрях, как естественное солнечное излучение. Кроме того, длительное применение ультрафиолета (естественного или искусственного) для лечения обыкновенных угрей оказалось затруднительным вследствие повреждающего действия ультрафиолета на кожу, ускорения её старения и иссушивания, и повышения риска заболевания раком кожи.

Оба этих фактора (различия в эффективности естественного и искусственного ультрафиолетового излучения при лечении угрей, и затруднительность длительного применения УФ при лечении кожных заболеваний) привели исследователей к заключению, что в механизме «противоугревого» действия солнечного излучения, по-видимому, играет роль не только ультрафиолет, но и какая-то часть видимого спектра. Впоследствии было обнаружено, что некоторая часть видимого фиолетового излучения, присутствующая в спектре излучения Солнца, а именно излучение в диапазоне длин волн 405-420 нм, активирует порфирин (копропорфирин III) у бактерии, являющейся одним из основных патогенов при обыкновенных угрях. Активация копропорфирина III приводит к образованию в бактериальной клетке свободного кислорода, что приводит к повреждению и в конце концов гибели бактерии. Доставка 320 Дж/см² излучения, находящегося в этом диапазоне длин волн, надёжно убивает данную бактерию.(Британский дерматологический журнал, 2000 г. Эффективность лечения синим и красным светом обыкновенных угрей). Эти длины волн несколько больше, чем длины волн ультрафиолетового излучения, энергия кванта излучения соответственно ниже, и облучение таким светом не вызывает загара, ультрафиолетовых ожогов, не ускоряет старение кожи и не приводит к её повреждению, и соответственно не повышает риск развития рака кожи.

Было показано, что применение яркого сине-фиолетового облучения кожи в течение 3 дней подряд уменьшает обсеменение пор сальных желёз бактерией Propionibacterium acne на 99.9 %. Поскольку в коже здорового человека содержится очень мало естественных порфиринов, данный вид лечения считается безопасным, за исключением больных с порфирией. (eMedicine - Эритропоэтическая порфирия, статья Джанетт Мэтьюз) Однако больным, получающим такой вид лечения, необходима защита глаз, поскольку сетчатка глаза содержит порфирины, чувствительные к этим длинам волн. Излучение, которым лечат пациентов с угревой сыпью, может создаваться флуоресцентными лампами, яркими светодиодами либо дихроическими лампами.

Лечение сине-фиолетовым облучением часто дополняется облучением красным светом, который способствует активации накопления АТФ в клетках кожи человека (фотобиомодуляционный эффект), и, по-видимому, повышает частоту положительных ответов на фототерапию угревой сыпи.

В среднем у 80% пациентов при систематическом применении комбинации сине-фиолетового и красного облучения в течение трёх месяцев уменьшение количества и частоты угревых высыпаний достигает 76 %. Согласно данным большинства исследований, облучение комбинированным сине-фиолетовым и красным светом даёт больший процент положительных результатов лечения, чем местное применение бензоил-пероксида, и к тому же намного лучше переносится кожей. Однако приблизительно у 10 % пациентов, подвергавшихся такому облучению, не наблюдается никакого улучшения состояния кожи.

Лампы для лечения угревой сыпи, предназначенные для домашнего применения, обычно также дают хорошие результаты лечения, эффективны у пациентов с длительно существующей угревой сыпью, нуждающихся в длительном лечении, и с большой вероятностью обойдутся дешевле, чем регулярные визиты к дерматологу с целью получения сеансов фототерапии в кабинете. Ещё одним преимуществом является возможность проводить в домашних условиях сеансы фототерапии ежедневно или через день в течение длительного времени (несколько лет), в то время как у дерматолога при длительном лечении (особенно у работающих или учащихся больных, имеющих мало свободного времени для ежедневных визитов) обычно используется режим облучения 1-2 раза в неделю. С другой стороны, профессиональная лампа для фототерапии, используемая в дерматологическом кабинете, с большой вероятностью будет иметь большую интенсивность излучения, чем домашняя лампа, что, возможно, уравновешивает негативное влияние слишком редкого её применения. По состоянию на 2007 год, даже несмотря на то, что большинство ламп для лечения угревой сыпи, по-видимому, чрезмерно дороги, стоимость владения и использования такой лампы приблизительно сопоставима со стоимостью бензоил-пероксида, лечебных и увлажняющих кремов, специальных моющих средств и лицевых масок за ожидаемый срок жизни лампы.

Фотодинамическая терапия
Хотя фототерапия в кабинете дерматолога обычно обходится значительно дороже, и не обязательно более эффективна, чем самостоятельное домашнее применение ламп комбинированного синего и красного света, существует ещё один вид фототерапии, применяемый только специалистами-дерматологами. Он заключается в предварительном нанесении на кожу раствора аминолевулиновой кислоты, которая резко увеличивает продукцию порфиринов бактериями Propionibacterium acne. Это резко повышает вероятность положительного клинического ответа на фототерапию. Такой метод лечения получил название фотодинамической терапии. Осложнениями такого лечения являются временное покраснение, шелушение кожи и отек лица. Однако фотодинамическая терапия способна давать очень хорошие, длительные и стойкие (порой до года) ремиссии угревой сыпи после всего лишь нескольких сеансов.

Вместе с тем, ряд специалистов высказывает скептические оценки эффективности фототерапии обыкновенных угрей видимым светом и указывают на отсутствие достаточного количества клинических данных об их эффективности. Особенно это касается более новых и пока остающихся во многом экспериментальными методов фотодинамической терапии. (Бюллетень Этны - Фототерапия при обыкновенных угрях)

Псориаз, нейродермит и экзема
Этиология и патогенез псориаза заключаются в аутоиммунной агрессии собственных лимфоцитов организма больного против клеток его же кожи, что приводит к развитию местного воспаления кожи. Экзема и нейродермит являются аллергическими заболеваниями, также связанными с нарушениями местного иммунитета. Как показали исследования, ультрафиолетовое облучение кожи подавляет местный кожный иммунитет и уменьшает воспалительные явления в коже, оказывает противовоспалительное действие.

Фототерапия при этих состояниях использует мягкие УФ А (диапазон длин волн 315-400 нм) и/или жёсткие УФ Б (диапазон длин волн 280-315 нм) излучение. Ультрафиолетовые лучи из диапазона УФ А, комбинируемые с пероральным приёмом специальных фотосенсибилизирующих лекарств, известны как ПУВА-терапия. Терапия УФ Б узкого спектра (использующая более мягкую часть УФ Б спектра с большей длиной волны и меньшей энергией кванта) использует излучение с длиной волны около 310 нм, и в настоящее время применяется чаще, чем терапия УФ Б лучами полного спектра, поскольку считается более безопасной для кожи.

С этим методом лечения псориаза, экземы и нейродермита сопряжены те же проблемы, риски и осложнения, что и с любым другим применением УФ облучения кожи, в частности, необходимость защищать глаза от воздействия ультрафиолета, риск ультрафиолетовых ожогов и шелушения или отслойки верхних слоёв кожи при передозировке облучения, ускорение старения кожи, её иссушивание, повышение вероятности развития злокачественных опухолей кожи (в частности, меланомы) с годами, при накоплении определённой дозы излучения.

Загар
Загар используется в эстетических и косметических целях. Загар кожи вызывается эффектами обоих субспектров ультрафиолетового излучения - УФ А и УФ Б, однако УФ А является несколько более безопасным для кожи. Избыточное ультрафиолетовое облучение кожи в дозах, практикуемых в соляриях и салонах красоты или косметологических клиниках, способно постепенно, с годами, привести к ускорению старения кожи, её истончению и иссушиванию, раннему появлению морщин, а также может повысить вероятность возникновения злокачественных опухолей кожи, в частности меланомы. К такому же эффекту способно привести неумеренное увлечение солнечными ваннами и загаром на пляжах, особенно на южных курортах и в часы максимального УФ излучения (днём с 11 до 17 часов), пренебрежение мерами безопасности при загаре, неиспользование или неправильное использование солнцезащитных кремов.

Ускорение заживления ран, трофических язв и лечение нейропатий
Монохроматическое инфракрасное излучение с длиной волны около 890 нм показало определённую эффективность в небольших, ограниченных по масштабу, клинических исследованиях у пациентов с периферическими нейропатиями и невралгиями. При этом у пациентов улучшалась или частично восстанавливалась чувствительность в зоне иннервации пораженного нерва или корешка, и/или уменьшался болевой синдром. Определённый положительный эффект был получен также у пациентов с длительно не заживающими трофическими язвами и ранами, а также эндартериитом или варикозом вен: улучшался регионарный кровоток, особенно микроциркуляция, и ускорялось заживление ран и трофических язв. Предполагается, что инфракрасное излучение способствует повышению выброса оксида азота в кровь из стенок сосудов, что приводит к местному расширению сосудов, улучшению микроциркуляции и вообще регионарного кровотока, а также снижению вероятности тромботических осложнений.

Больные сахарным диабетом, которые составляют значительный процент среди больных с периферическими нейропатиями и невралгиями, трофическими язвами, предположительно имеют проблемы с сосудами отчасти вследствие низкого уровня эндогенного оксида азота и замедленного его высвобождения в кровоток, а также низкой физической активности и сидячего образа жизни. В таком случае лечение, которое усиливает образование и высвобождение эндогенного оксида азота в кровоток, следует считать патогенетическим.

Аффективные расстройства и расстройства сна

Сезонное аффективное расстройство
Хотя пребывание на ярком солнечном свету в течение не менее 2 часов в день, предпочтительно двумя порциями - в ранние утренние и в дневные или ранневечерние часы (то есть облучение полным спектром солнечного излучения) по-прежнему остаётся наиболее предпочтительным, дешёвым и эффективным методом лечения сезонного аффективного расстройства, тем не менее множество исследований показывают, что мощный искусственный источник света также может быть весьма эффективен в лечении этого типа аффективных расстройств.

Важным преимуществом использования мощных искусственных источников света для лечения САР является то, что при этом требуется значительно меньшее время одного сеанса: при 2 500 люкс для получения терапевтического эффекта требуется 2 часа облучения (точная эмуляция эффекта солнечного облучения), при 5 000 люкс - 1 час, при 10 000 люкс - 30 мин. Это весьма удобно как для занятых (работающих или учащихся) больных, так и для врачей и персонала клиник, занимающихся лечением расстройств аффективной сферы. Как показали исследования, дальнейшее увеличение интенсивности излучения сверх 10 000 люкс не приводит ни к дальнейшему увеличению терапевтического эффекта, ни к дальнейшему сокращению необходимого времени облучения, но лишь усиливает или вызывает неприятные и даже болезненные ощущения в глазах. Поэтому основным, наиболее часто применяемым режимом облучения при САР в настоящее время является режим 10 000 люкс в течение 30 мин дважды в день - рано утром и рано вечером. Лишь при высокой чувствительности глаз и жалобах на их раздражение, и наличии свободного времени у пациента, применяются более щадящие режимы - 5 000 люкс в течение 1 часа дважды в день, или 2 500 люкс в течение 2 часов дважды в день.

Ещё одним преимуществом использования для лечения САР мощных искусственных источников света перед использованием естественного солнечного излучения является то, что при этом больной не подвергается опасному воздействию ультрафиолетовых лучей, которые способствуют старению и иссушиванию кожи, повреждению глаз и повышению вероятности развития рака кожи.

Ранее устройства для фототерапии САР производились только в виде специальных световых кабинок, доступных по цене только клиникам, занимающимся лечением аффективных расстройств, и занимавших достаточно много места. В настоящее время многими производителями предлагаются компактные лампы для самостоятельного домашнего применения при лечении сезонных депрессий, которые, тем не менее, прошли одобрение FDA именно в качестве медицинских (а не бытовых) устройств и имеют доказанную эффективность в терапии САР, сравнимую с эффективностью фототерапии в световых кабинках в клиниках. Эти лампы обычно также имеют несколько режимов облучения, и способны при их использовании на определённом расстоянии от глаз доставлять 10 000, 5 000 или 2500 люкс искусственного полноспектрового излучения под углом на сетчатку глаза пациента, и при этом также не дают опасного для глаз и кожи ультрафиолетового излучения.

Некоторые более новые исследования дают основания полагать, что использование видимого светового излучения более низкой интенсивности, но с энергией, сконцентрированной в определённом диапазоне длин волн, к которым наиболее чувствительны пигменты сетчатки глаза, а именно синего света, может давать по меньшей мере такой же, если не лучший, антидепрессивный эффект, как использование полного спектра излучения при интенсивности 10 000 люкс, (Общая дискуссия о различных эффектах видимого светового излучения у человека) по крайней мере у молодых пациентов и пациентов среднего возраста. У пожилых пациентов с выраженной возрастной макулопапулярной дегенерацией сетчатки синий свет не более эффективен, чем красный или зелёный. Большинство источников считают, что наиболее эффективный диапазон длин волн синего света при терапии сезонных аффективных расстройств лежит в районе 460-485 нм, при этом некоторые источники указывают, что наибольшая чувствительность фотопигмента сетчатки у мышей наблюдается при длине волны 479 нм. (Характеристики фотопигмента глаза, стимуляция которого способна вызывать сужение зрачка у мышей)

Синдром позднего засыпания
При лечении синдрома позднего засыпания критически важна не только интенсивность светового излучения и длительность сеанса, но и соблюдение точного времени сеанса, с целью ресинхронизации биологических часов на правильное время засыпания и пробуждения. Чтобы достичь требуемого эффекта (ресинхронизации биологических часов), cеанс фототерапии должен быть проведён как можно раньше после спонтанного или вынужденного пробуждения больного. Необходимость этого легко понять, если посмотреть на кривую зависимости светочувствительности человеческого организма от времени суток и смены фаз сна и бодрствования. Некоторым людям ещё лучше помогает свет, который постепенно включается и нарастает по мощности незадолго до планируемого пробуждения (или до обычного времени спонтанного пробуждения), т.е. такой сеанс фототерапии, который эмулирует естественный восход солнца, служивший сигналом к пробуждению эволюционным предкам человека, а также современному человеку до перехода к городскому образу жизни.

Желтуха новорождённых

Облучение мощным источником сине-фиолетового излучения приводит к изомеризации билирубина в коже новорождённого, и тем самым облегчает биотрансформацию билирубина в соединения, которые новорождённый в состоянии вывести с мочой и калом. При этом снижается уровень билирубина в крови и предотвращается его накопление в богатых липидами тканях мозга и почек, которое может привести к развитию ядерной желтухи (повреждения ЦНС билирубином) или почечной недостаточности.

Видеотерапия
Материал http://samopoznanie.ru/schools/videoterapiya/
Благодаря техническим разработкам учёных, специалисты могут качественно улучшать свою работу с пациентами, более эффективно помогать им решать различного рода психологические и жизненные проблемы.

Одним из таких методов является одно из новых направлений в области арт-терапии - видеотерапия - относящееся к когнитивной психологии. Его основателем является S.A. McNiff, который прибегнул к ней в 1975 году.

Она используется в настоящее время психологами различных направлений для решения очень большого и разнообразного круга задач:

Разрешение внутриличностного конфликта;
Лечение наркологической и алкогольной зависимости;
Лечение больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами;
Разбор ситуаций во время тренинга и т.д.
В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, используют разные методы обращения к данному направлению.

Например, при разрешении внутренних конфликтов, когда человек хочет лучше понять себя, происходящее с ним, обращаются к просмотру видео, в котором отображена данная проблема у героя фильма. Просматривая видео, человек проецирует свой образ на этого героя, сопереживает с ним эту ситуацию, смотрит, каким образом герой смог преодолеть это в себе. В данном случае идёт мощная работа с подсознанием пациента. Человек во время просмотра обращается в глубь себя, вспоминая все свои ощущения и сопоставляя с увиденным. Часто во время такого просмотра он решает сразу несколько задач, к нему приходит понимание того, что явилось основной причиной произошедшего с ним, а также он находит выход из ситуации, обретает веру в то, что он также может преодолеть преграды, стоящие перед ним.

В результате такой терапии происходят быстрые и мощные изменения сознания человека. У него появляются силы для работы над собой и преодоления кризиса.

В других случаях на видео записывают пациентов перед началом лечения, а затем во время лечения. Записывается то, как они ведут себя в повседневной жизни, общаются с другими людьми. Затем, через какое-то пациенту показывают видео на начальных этапах лечения и наблюдают за их реакцией, за всеми их недовольствами собой. Кто-то возмущён своей неряшливостью или неуклюжей походкой, манерой речи и т.д. Это заставляет человека собраться, быть более дисциплинированным, подтянутым. Периодически к съёмкам возвращаются вновь, благодаря чему у пациента есть возможность вновь скорректировать себя.

Врачи отмечали, что при лечении больных с невротическими заболеваниями процесс выздоровления шёл гораздо быстрее, благодаря применению этой методики, как вспомогательной.

К видеотерапии обращаются и при проведении тренингов, так как съёмка проведённого упражнения позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить то, как он выполнил задание, разобрать ошибки, которые он допустил. У участника тренинга появляется таким образом возможность посмотреть на себя со стороны, скорректировать свои действия в дальнейшем.

Видеотерапия - это беспристрастный взгляд со стороны, когда мы можем увидеть то, что было скрыто ранее от наших глаз. Вновь и вновь обращаясь к снятым кадрам, мы можем ещё раз тщательно проанализировать увиденное, и сделать выводы для принятия решения. А потому видеотерапия является одним самых простых и действенных инструментов для работы над собой, познания себя, открытия в себе чего-то нового.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме.

Когда в тебе избыток сил, очень хочется играть.

Независимо от своей формы или структуры, игра мотивируется взаимодействием состояний игрока с состояниями среды. Среда должна содержать элементы, допускающие чередование элементов мотивационного состояния индивидуума. Это порождает активность, характеризуемую удовольствием, интересом и ослаблением напряжения. Элементы, порождающие игровое поведение, могут быть аналогичны тем, которые пробуждают любопытство и вызывают исследовательское (или поисковое) поведение.

Игры на разных стадиях развития ребенка
Пиаже, основывая свою таксономию игры на собственной теории когнитивного развития, утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип игры: Смотри Игры на разных стадиях развития ребенка

Типы игр
Дэй выделяет 5 типов игры и утверждает, что внешние, доступные наблюдению характеристики не всегда позволяют различать эти типы; различаются же они, главным образом, по своему источнику и цели. Это:

Исследовательская игра. Этот тип мотивирован неопределенностью в отношении объектов и событий во внешней среде.
Креативная игра. Этот тип - более сложное проявление исследовательской игры, требующее способности к символизации и знания внешних или физических характеристик стимулов (игрушек).
Разнообразящая игра. Такая игра выглядит бесцельным взаимодействием со средой вообще, когда становится скучно. Смотри Игры-развлечения
Миметическая игра. Эта как правило, повторяющаяся, структурированная и символическая. Ее цель - достижение компетентности и мастерства.
Катартическая игра. Будучи терапевтической по своей цели, она может принимать любую форму. Хотя ей свойственно снижать возбуждение, эта игра, по-видимому, не связана с положительным гедоническим эффектом или удовольствием.
Оригами
Игротерапия

Игротерапия
Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) - авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy - игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлен авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко, а в статье Игровая терапия представлены все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

История вопроса
Использование игрушек в психолого-педагогической или в психотерапевтической практике не является достаточном условием для того, чтобы быть причисленным к авторскому методу под названием Игротерапия ("Психодрама на столе", Gametherapy), родоначальником которого является Дмитриченко Р.Н. со времен середины 80х годов.

Игротерапия, как метод, был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов.

В 1997 году с методом Игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Профессиональное обсуждение метода было проведено в рамках секции Психодрамы Елены Лопухиной (Института Психодрамы и ролевого тренинга) по линии Профессиональной Психотерапевтиской Лиги (ППЛ) в середине 90х годов.

В 2005 году в Институте Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (ИГИСП) на учебной психодраматической группе Екатерины Михайловой была проведена мастерская по методу Игротерапии и, впоследствии, осенью этого же года в ИГИСПе был дан курс по авторскому методу «Методология диагностики психофизических проблем по программе Игротерапия» Часть I, с последующей выдачей сертификата (лицензия № 017529).

Суть метода Игротерапии Дмитриченко Р.Н.
Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) – авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, психотерапевтические метафоры и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.

Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение.

Метод Игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной клиентской работе.

Метод предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом.

Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности.

Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

Обучение методу Игротерапия («Психодрама на столе», Gametherapy) проводится только автором метода Дмитриченко Р.Н.

Изотерапия, рисунок

Арт-терапия
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента.
Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Adrian Keith Graham Hill - Behind Gavrelle, 1917
Описание метода

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.
Задачи арт-терапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
3. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с клиентом.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Показания для проведения арт-терапии
Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная "Я-концепция", низкая самооценка
Арт-терапевтическая сессия
Выражая накопившиеся переживания через творчество (рисунок, поделку, сказку), клиент сразу может почувствовать облегчение. Это первый шаг в арт-терапевтической сессии: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа.
Шаг второй: клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находит варианты выхода из нее. Важно, чтобы клиент сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения терапевта или педагога могут ему не подойти.
Виды арт-терапии

Арт-терапия в узком смысле слова - рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
Музыкотерапия
Танцевальная терапия
Куклотерапия
Примечания [править]

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002.
1 2 3 4 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004
1 2 Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000
http://art-psychology.ru/about/definition.html
Литература [править]

Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.
Дженингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М., 2003.
Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала". ред. А.И.Копытина. - СПб., 2002.
Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб.: Речь, 2008.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001
Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. - Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. - М.: Издательство Пирожкова, 2002г.