Анализ стихотворения тургенева нищий. Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий Сын в отношении к другим детям одних родителей

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Задачи:

  • выявить идею стихотворения;

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Предварительная работа учащихся:

  1. Создание двух групповых информационных мини-проектов по темам «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворение в прозе ».
  2. Создание группового творческого проекта – фильма «Нищие» (при необходимой для этого подготовленности учащихся).
  3. Индивидуальные задания:
    - сообщение об истории ритуала рукопожатия;
    - сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
    - индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий»».
    - индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции стихотворения».
    - творческое задание «Монолог нищего».
  4. Домашнее задание для всех учащихся класса:
    - прочитать стихотворение «Нищий»;
    - выполнить письменно задание № 4- 5 (с.71) в рабочей тетради по литературе для 7 класса.
    - выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.

1. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

(Слайд 1.) Итак, тема урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

(Слайд 2.) Наши задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

2. Защита мини-проекта «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

(Слайд 4) Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

(Слайд 6) Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Защита мини-проекта «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе литературоведов, которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Учащиеся: (Слайд 8) В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

(Слайд 10) Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12) : «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Учащийся : (Слайд 13) Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Учитель: Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Учитель : Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

Учащиеся: Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.

Учитель: Приходилось ли вам встречаться с нищими?

Давайте сообща создадим портрет такого человека?

Учащиеся: Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек.

Учитель: Каково отношение к ним в обществе?

Учащиеся: Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.

Учитель: (Слайд 15 ) А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

(Прочтение стихотворения учителем.)

Учитель: Какие чувства вы испытали при прочтении произведения?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…

Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их.

Учащиеся:

  • произведение имеет небольшой объём;
  • оно разделено на мелкие абзацы;
  • присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
  • произведение отличается эмоциональностью.

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Учащиеся: Первое предложение – встречу героев.

Учитель: Какие художественные детали помогают представить лирического героя?

Учащиеся: Их три: платок, часы, кошелёк.

Учитель: Дорисуйте его портрет.

Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.

Учитель: А каким увидел герой нищего? Выстроим образный ряд.

Учащиеся : Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

  • руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
  • одежда: «шершавые лохмотья»
  • состояние здоровья: «нечистые раны».

Учитель: Согласитесь, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

Какую часть речи более активно использует автор, создавая портрет нищего?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: В прямом или в переносном значении?

Учащиеся: Большинство прилагательных употреблено в прямом значении.

Учитель: Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления тропов?

Учащиеся: Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».

Учитель: Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Ученик (индивидуальное исследовательское задание - морфологический анализ текста): В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.

Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего».

Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии.

Учитель: Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

Учащиеся: Тургенев использовалзвукопись. Аллитерация на Ш, Х, С, Ч, Щ передаёт шорох лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь.

Учитель: Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика?

Учащиеся: Потрясение, неловкость, смятение, ужас…

Учащиеся: Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

Учитель: В чём вы видите особенность этого предложения?

Учащиеся: Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Учитель: Как ещё выражается потрясение, смущение героя?

Учащиеся: Автор использует большое количество многоточий. Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему.

Учитель: Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

Учащиеся: Рукопожатие героев.

(Зачитывание фрагмента.)

Учащийся (индивидуальное задание): (Слайд 16)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

Учащийся (индивидуальное задание: работа с толковыми словарями): (Слайд 17) Проанализировав различные источники, я пришёл к выводу, что слово брат применяется в следующих лексических значениях.

  1. Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
  2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
  3. Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
  4. Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

Учитель: В каком значении использовано это слово в речи обоих героев?

Учащиеся: В 3 и 4 значениях.

Учитель: Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание – анализ композиции эпизода.) (Слайд 18) На мой взгляд, композицией этого фрагмента Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать милостыню, просит у нищего прощения: «Не взыщи, брат…». И тот отвечает благодарностью: «…и на том спасибо». В нём нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Наконец, каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Учитель: Вот такая симметричная таблица у нас получилась. Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что перед Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Ученик (индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего»).

4. Обобщение изученного.

Учитель: Чтобы подытожить, что же «заронило» вам в душу это стихотворение, мы напишем синквейн, но перед этим сложным творческим заданием посмотрим фильм «Нищие» - работу третьей проектной группы.

Создание и зачитывание синквейнов.

Учитель: В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

На выбор:

  1. письменно ответить на вопрос №1 (с.260) учебника;
  2. сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

(Слайд 19)

Использованная литература:

  1. Боровицкая В.Н. Эпилог. – М.: МГП «Страстной бульвар», 1992.- 288с.
  2. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 222с.
  3. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- С.425.
  4. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Правда, 1988.- С.413-431.
  5. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1 / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы).

ТЕМА: И.С. ТУРГЕНЕВ. «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ». ТЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО СТИХОТВОРЕНИЙ. «НИЩИЙ».

ЦЕЛИ:

Углубление представлений о жанровой принадлежности стихотворений в прозе.

Выявление художественной идеи и художественного своеобразия «Стихотворений в прозе».

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами и терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в утверждении мысли о равенстве и братстве всех людей.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

2. Работа над темой урока.

Итак, тема нашего урока «Стихотворения в прозе». Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии )

Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);

2.1. История создания цикла «Стихотворения в прозе».

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

2.2. Жанровые особенности стихотворений в прозе.

В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

2.3. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Сегодня мы обращаемся к стихотворению Нищий». Перед его прочтением хочу процитировать слова автора: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ? (Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия).

Приходилось ли вам встречаться с нищими? Давайте сообща создадим портрет такого человека? (Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).

Каково отношение к ним в обществе? (Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить).

А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

Прослушивание стихотворения.

Какие чувства вы испытали при прочтении произведения? (Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь).

Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их (произведение имеет небольшой объём; оно разделено на мелкие абзацы; присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица; произведение отличается эмоциональностью).

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Давайте поговорим о героях стихотворения. Какие художественные детали помогают представить лирического героя? (Их три: платок, часы, кошелёк).

Каким предстает перед нами ЛГ? (Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин).

А каким увидел герой нищего? (Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука». Одежда: «шершавые лохмотья». Состояние здоровья: «нечистые раны».

Посмотрите, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали

А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей речи. Слова какой части речи преобладают в тексте? (В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в мельчайших подробностях).

В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения «я», «меня», «моего».

Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение, ужас…).

Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»). Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему).

Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания). Каждый п олучает своё подаяние . Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

5. Подведение итогов урока.

В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

Сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

ТЕМА: ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: правильно писать глаголы повелительного наклонения , устно и графически объяснять написание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

2. Словарный диктант. Стр. 75,76.

Акварель, ватман, карикатура, колорит, натюрморт, обрамление, палитра. Пейзаж, эскиз, этюд, мольберт, мозаика, миниатюра, маринист, плакат, контраст, аскетизм, гуманизм, магнетизм, пессимизм, цинизм, деспотизм, индивидуализм, энтузиазм.

ЛЗ: 1в.: аскетизм, маринист.

ЛЗ: 2 в.: пессимизм, карикатура.

3. Объяснение нового материала.

3.1. АОЗ. Повелительное наклонение.

Прочитайте. Спишите предложения с глаголами повелительного наклонения.

Берегите землю любимую, как мать родимую. Пожар снежком не погасишь. Не спеши языком, торопись делом. Куда бы ворона не полетела, везде она будет хуже сокола. Век живи – век учись.

Какой вывод вы можете сделать? (Во 2-м л. мн ч. у глаголов 2 спр. изъявительного и повелительного наклонения пишется –ИТЕ). Почему? (Потому что глаголы повелительного наклонения образуются от основы глаголов настоящего времени путем прибавления суффикса –и).

3.3. Закрепление.

На карточках: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

1) Пойдите в лес, пополн_те свой гербарий. 2) Спляш_те польку? Не уме_те? Я вас научу. 3) Вытеш_те конек на фронтон своего дома. Когда вытеш_те, дом преобразится, оживет. 4) Напиш..те небольшой рассказ о вашем любимом занятии.

3.4. Наблюдение над языковым материалом.

Образуйте формы 2­го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения от глаголов каждого столбика:

поставить - поставь - поставьте отрезать – отрежь - отрежьте

сесть - сядь - сядьте спрятать - спрячь - спрячьте

В чём отличие между образованными формами глаголов 1­го и 2­го столбика? (Оканчиваются на мягкий согласный и шипящий.)

Что общего между ними? (На конце и перед _ТЕ пишется мягкий знак).

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.

3.5. Закрепление.

Упр. 309,310.

4. Итог.

5. Д.З.: п. 56, упр. 312. Сл.сл. стр. 79

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное сущест во!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.

1. Концептуальное пространство:

а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:

Семантика слова «нищий» - это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в) выявление ключевых слов

Так как темой стихотворения является воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

восстановил право нищего называться человеком.

Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу - определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г) характеристика экспрессивных и образных средств.

Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».

Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.

Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза


Посинелые, синие губы

Нечистые раны

Шершавые лохмотья

Дряхлый старик

Несчастное существо

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Таблица №1

Лексическое значение

Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая и книжная.

Обглодала.

Обгрызла.

Разговорная

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Разговорная.

Говорить невнятно, пришёптывать.

Разговорная

Подаяние.

То же, что милостыня.

Устаревшая

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки.

Разговорная.

Издавать стоны.

Устаревшая.

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Нейтральная

Лохмотья

Клочья, лоскутья, тряпьё

Нейтральная

Трепетная

Дрожащий, колеблющийся

Устаревшая

Потерянный

Расстроенный, растерянный

Разговорная

Смущенный

Полный смущения, выражающий смущение

Нейтральная

Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться

Устаревшая

Начать смотреть пристально, не сводя глаз

Разговорная

Сдавить, сжать

Нейтральная


Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.

Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.

Таблица 2.

Существительные

Прилагательные

Глаголы и его формы

Местоимения

лохмотья

бедность

существо

карманах

кошелька

подаяния

подаяния

слезливые

посинелые

шершавые

нечистые

несчастное

трепетную

Проходил

остановил

обглодала

протягивал

колыхалась

вздрагивала

усмехнулись

прошамкал

потерянный

смущённый

воспалённые

похолодевшие


В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.

Употребление большого количества личных местоимений придаёт этому произведению оттенок искренности, взволнованности, лирический герой потрясён увиденным.

Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.

Прилагательные, которых в стихотворении не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.

е) анализ интертекстуальных связей.

Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

2. Денотативное пространство:

а) анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).

Событийная структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

1. Портрет нищего старика.

2. Крик о помощи.

3. Растерянность лирического героя

4. Подаяние от брата

Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.

б) особенности художественного пространства.

Художественное пространство данного текста не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.

«5 - 6 классы Задание (1,5 часа) Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после...»

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» 2012 - 2013

Заключительный тур

Литература

5 - 6 классы

Задание (1,5 часа)

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что ж, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.



3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

4.Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914):

Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку1.

Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачрствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою2 железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

На поляну.

С посохом.

1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, совестливость.

Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.

4. Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).

Тексты основаны на мотивах неожиданной встречи незнакомцев (в городе, в «дуброве») и подаяния. Если в «Нищем» сюжетная ситуация реалистична, то в стихотворении Есенина она мистична: нищий – неузнанный Господь.

5. Определите общую для этих произведений тему. Опишите есенинскую трактовку темы.

Оба текста раскрывают тему любви к несчастному, а также естественной потребности человека (состоятельного или бедняка) помогать нуждающемуся. В стихотворении Есенина она названа уже в первой строке, Тургенев обозначает ее опосредованно, через детали. В «Шел Господь пытать людей в любови…», в отличие от «Нищего», развит и мотив испытания. Господь испытывает «деда» и одновременно сострадает ему. Он сомневается в возможности бедняка помочь «убогому», но тот проявляет к Нему сострадание, подает «зачерствелую пышку», таким образом убеждая Господа в верности людей основному христианскому завету.

7-8 классы Задание (1,5 часа) с ключами Сравните приведенные ниже стихотворения. Что общего и различного в них? Сопоставляя тексты, постарайтесь ответить на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на каждый вопрос – от двух до пяти предложений).

–  –  –

И.А.Бунин. Последний шмель Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Вопросы:

1. Каким настроением определяется звучание каждого из стихотворений?

Стихотворение А.Фета проникнуто настроением легкости, безмятежности, непринужденной праздности, свободы. Бунинский текст звучит задумчиво, в нем прямо обозначены эмоции лирического субъекта: уныние, печаль, грусть о кратковременности счастья и о неизбежности увядания.

2. Каким образом в каждом из стихотворений проявляется присутствие человека?

«Героиня» Фета прямо обращается к лирическому субъекту, будто подтверждая его суждения о внешнем облике самой бабочки. Можно сказать, что человек – адресат воображаемых реплик бабочки. В бунинском стихотворении ситуация обратная: человек с грустью размышляет о «последнем» – перед неизбежным наступлением зимы – полете шмеля, будто намеренно прилетевшего в «жилье человечье», чтобы разделить с человеком его грусть.

3. В чем сходства и различия в общем композиционном построении стихотворений?

В обоих стихотворениях три строфы, оба текста построены в форме своеобразного моментального «портрета» того или иного насекомого, оба содержат вопросительные конструкции; Фет и Бунин используют сходный мотивный материал (полет, цветок). Однако на фоне фетовской эмоциональной «однотонности» (все три строфы варьируют одно и то же состояние безмятежного счастья) бунинский текст построен на постепенном усилении чувства печали. Если у Фета доминирует установка на внешнюю выразительность образа, то Бунин разворачивает текст как размышление о вечных законах бытия.

4. Как бы вы определили эмоциональный подтекст стихотворений (т.е. то, о чем автор не говорит открыто, но чуткий читатель может догадаться)?

У Фета это открытое любование прелестями летней природы, восторг перед совершенством Божьего мира; у Бунина – печальное осознание конечности человеческой жизни, предчувствие человеком собственного «заката», которое обостряется от того, что оставшиеся человеку впечатления столь ярки.

5. Какова, на ваш взгляд, главная тема каждого из стихотворений? (Конкретные особенности поведения насекомых? Красота природных явлений в восприятии человека?

Общие законы человеческой и природной жизни? Хрупкость проявлений красоты в жизни? Эмоциональное состояние лирического героя?) Дайте собственную формулировку применительно к каждому из стихотворений.

Тема стихотворения Фета – вызывающая у человека вдохновение красота природного мира, «легкое дыхание» этой разлитой в мире красоты. Тема «Последнего шмеля» – неизбежное конфликтное соседство красоты и смерти в жизни человека и природы.

6. Сопоставьте ритмику стихотворений. Какие стихотворные размеры использованы авторами и как они соответствуют предмету изображения? В чем ритмическое своеобразие первых строк каждого из стихотворений?

Ритмика «Бабочки» определяется выразительным чередованием пяти- и двустопного ямба. Связанные с этим чередованием ритмические «всполохи» (воспринимаемые слухом «перебои») ассоциативно связываются с легкими, пульсирующими движениями крыльев. Бунин использует четырехстопный анапест, ритмически сопутствующий настроению усиливающейся тоски, будто «рыдающий». В первой строке «Бабочки» четвертая стопа облегчена (использован пропуск ударения), что поддерживает мотив «легкости», порхания. Напротив, первая стопа первого бунинского стиха утяжелена (использовано сверхсхемное ударение на первом слоге) – и это утяжеление эмоционально оправдано.

7. В чем разница цветовой «раскраски» стихотворений?

«Прозрачность» стихотворения Фета обеспечивается его «нераскрашенностью», отсутствием конкретных цветовых атрибутов. Стремительная мимолетность впечатления будто исключает возможность колористической конкретики. Бунинские цвета изобильны и интенсивны (черный, золотой, красный). Впечатление траурной цветовой роскоши как нельзя лучше соответствует печальным ожиданиям лирического субъекта.

8. Приведите один пример использования метафоры и один пример использования метонимии в стихотворениях (достаточно одного примера каждого из тропов, взятого из любого из текстов).

«Весь бархат мой…» – метонимия; «заунывно гудящий певучей струной…» – развернутая метафора (метафорические эпитеты уподобляют «жужжание» шмеля звукам струнного инструмента).

9. Каковы наиболее яркие проявления звукописи в каждом из стихотворений?

У Фета самые тонкие проявления звукописи – попеременное использование плавного «л» и взрывного «б» в строчке «Надолго ли, без цели, без усилья…», а также предвещающая полет «серия» свистящих «с» и раскатистых «р» в предпоследнем стихе.

У Бунина дан почти «рекордный» вариант звукоподражания в строке «заунывно гудящий певучей струной» (обилие гласных заднего ряда, в особенности наиболее частотного «у» обеспечивают эффектный ассонанс).

Разумеется, могут быть отмечены и другие проявления звукописи.

10. Постарайтесь предложить одну собственную строфу «в продолжение» любого из стихотворений, соблюдая стихотворный размер, тип рифмовки и придерживаясь общего эмоционального настроения текста.

Критериями оценки в данном случае являются «попадание» в стихотворный размер, соблюдение чередования женских и мужских окончаний, типа рифмовки и, разумеется, воспроизведение эмоционального контекста 9 класс Задания В приведенном ниже фрагменте романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пропущены определения (пропуски обозначены подчеркиванием). Заполните эти пропуски, выбирая соответствующие прилагательные из приложенного списка возможных вариантов и соблюдая правила согласования. Постарайтесь максимально точно воспроизвести пушкинский текст. Объясните, какими критериями вы руководствовались в поисках нужного слова, и прокомментируйте пушкинский фрагмент, отвечая на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на вопрос – 2-4 предложения).

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в ________ тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел ________ снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение ________ небо смешалось со ________ морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой ___________ выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Варианты определений: серебристо-жемчужный, белый, игольчатый, мощный, темный, мелкий, ласковый, снежный, светлый, равнодушно-прохладный, свирепый.

Вопросы:

1. Какие свойства более характерны для пушкинской изобразительной манеры – стремление к предметной точности или субъективное «окрашивание» объекта описания;

лаконизм или развернутые уточнения; выбор «экзотических» эпитетов или тяготение к предельной ясности в описании?

2. Опираясь на проделанную вами реконструкцию, опишите цветовые предпочтения Пушкина. Какими цветовыми характеристиками он предпочитает пользоваться? Приведите два-три подтверждающих примера из поэтических произведений Пушкина.

3. Какое место в сюжете романа занимает приведенный эпизод? Какие последующие события он мотивирует? В чем его неочевидный, символический смысл, проясняющийся лишь в контексте всего произведения?

4. Кто является повествователем в приведенном тексте: молодой главный герой или умудренный опытом ветеран? Как возраст повествователя проявляется в самой манере рассказывания?

5. В единственной реплике ямщика («Ну, барин, беда: буран!») – при внешней естественной простоте слов – присутствует отчетливая аллитерация. Как вы думаете: воспроизводит ли повествователь эти слова по памяти – или заново «придумывает» их в процессе рассказа? В какой мере повествователь владеет словом, и как это связано с фактами его биографии?

6. В какое время года вписывает Пушкин приведенный эпизод? С какой целью он это делает?

7. Приведите название (или первую строчку) одного из стихотворений Пушкина, в котором воспроизводится ситуация метели.

а) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

б) Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

в) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она.

г) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Ключи Задание 1

Текст А.С. Пушкина:

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда:

буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

Предполагаемые ответы на вопросы:

1. Словоупотребление Пушкина-прозаика ориентировано на принципы «прекрасной ясности»: стремление к точному именованию предмета описания, динамизм и лаконизм пейзажных зарисовок, предпочтительное использование прямых значений слов. Спорадическое употребление «психологизированных» определений («ветер выл с такой свирепой выразительностью») не противоречит общему принципу объективности (такие определения вполне традиционны, нередко связаны с фольклорной образностью).

2. В выборе цветовых обозначений Пушкин, как правило, избегает нарочитого «украшательства» (составных, «оттеночных» или экзотических красок). В приведенном фрагменте цветообозначения использованы аскетически скупо, доминирует «монохромность» (черное и белое, светлое и темное). В поэтической практике Пушкин почти всегда пользуется основными цветами спектра – красный, желтый, зеленый, синий (или их синонимы). Примеры: «и ель сквозь иней зеленеет»; «роняет лес багряный свой убор»; «озер лазурные равнины»; «на море синее вечерний пал туман»; «черных скал вершины»; «ты катишь волны голубые» (о море); «зелень мертвая ветвей» («Анчар»);

«белеющие равнины»; «в багрец и в золото одетые леса»; «меж нив златых и пажитей зеленых / Оно, синея, стелется широко…» (об озере) и т.п.

3. Сцена метели непосредственно предшествует первой встрече Гринева с Пугачевым (о том, что это Пугачев, главный герой узнает позже). Помощь «вожатого»

будет щедро вознаграждена Гриневым, а эта щедрость позднее отзовется в памяти вождя крестьянского восстания. Символический смысл эпизода – в том, что разгулявшаяся стихия предвещает будущую стихию бунта; в том, что Пугачев появляется в буквальном смысле «из метели» (он будто порожден природными вихрями).

4. Повествователем в «Капитанской дочке» является «пожилой», поживший Гринев. То, как «спокойно», по-деловому он рассказывает о внезапном степном буране, как он избегает «подробностей чувств», передавая только событийную суть происходящего, сказывается его богатый опыт и житейская закалка: герою доведется еще пережить и не такие передряги.

5. Более вероятно, что Гринев-повествователь «сочиняет» реплику ямщика, вписывая ее в контекст ситуации. Как известно, главный герой был не чужд сочинительства: писал стихи, которые удостоились похвалы самого Сумарокова!

6. «Метельный» эпизод вписан повествователем (и стоящим за ним автором романа) в раннюю осень: внезапность природного катаклизма и его неожиданная суровость найдут образные параллели в сценах «русского бунта».

7. Наиболее вероятные варианты ответа – «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»).

«СИСТЕМА РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ПОЖАРНАЯ РАДИОКАНАЛЬНАЯ "Рокот-Р" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ САПО.425541.007РЭ ББ02 УП001 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 2 1.1 Назначение 2 1.2 Особенности системы 2 1.3 Речевые сообщения, записанные при изготовлении АС 3 1.4 Органы индикации и управления ПУО 3 1.5 Входы и...»

«Проект приказа "Об утверждении Порядка размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных управлению государственной архивной службы Сам...»

« информационно-волновых технологий, показали, что час...» КОММУНИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУПНЫХ ФОРУМОВ М.В. Загидуллина Аннотация Статья развивает основны...»