Аэрофобия: как избавиться от страха летать на самолете? Аэрофобия. Что делать, если ты до ужаса боишься летать

Первое, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь во время полета - выбрать место, где будет комфортнее всего . Это можно сделать при онлайн-регистрации на рейс, которая открывается обычно за 24 часа до полета.

Тем, кто боится высоты, противопоказано сидеть у иллюминатора. Любоваться облаками , смотреть на крыло самолета и обозревать виды не для вас. Бывалые советуют садиться прямо у прохода, а лучше у аварийного выхода, так как там больше пространства, а суета - очередь в туалет, стюардессы, разносящие еду и другие пассажиры, которые читают книжку или смотрят фильм, отвлекают от дурных мыслей.

«Если сидишь в центре между двумя другими пассажирами, то видишь только свое кресло и верхушки других кресел и голов, а у окна вообще страшно, так как чувствуешь себя зажатой», - объясняет пассажирка Мария. По ее словам, место в проходе позволяет видеть коридор, бортпроводников , которые ходят по салону, и самое главное - спокойствие на лицах других пассажиров.

Если вас укачивает в самолете, не стоит садиться в хвостовой части, так как во время турбулентности там трясет больше всего. Воздушные ямы и турбулентность легче всего переносятся в середине салона.

Заснуть на весь полет

Чтобы справиться со страхом перед полетом, некоторые пассажиры предпочитают уснуть на время перелета или летят ночным рейсом . «Я стараюсь перед полетом работать целый день до победного, чтобы сильно устать и проспать весь полет», - делится авиапассажирка Людмила.

Успокоить себя статистикой

Индивидуальный способ борьбы со страхом во время полета зависит от типа личности, отмечает психолог. По словам Алены Август, рационалам, которым ближе точные науки и формулы, стоит успокаивать себя цифрами статистики .

«Особенно актуально в свете недавних событий обратить внимание на то, что за последние 10 лет нашироссийские авиакомпании перевезли 200 миллионов пассажиров, а, следовательно, большинство полетов проходит безопасно», - отмечает психолог.

Если обратиться к статистике автомобильных аварий, которые только в Москве случаются несколько раз за сутки, то становится ясно, что шанс погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мал, и даже дорога в аэропорт на такси намного опаснее, чем перелет.

По словам психолога, многим рационалам помогает четкий анализ временных затрат. Чтобы уравновесить свое состояние, может помочь даже рисование маршрута на листе бумаги, добавляет психолог.

Думать о хорошем

Эмоциональным и впечатлительным цифры статистики не помогут - им нужно использовать силу своего воображения и думать нужно только о хорошем, советует Алена Август.

«У каждого из нас есть приятные воспоминания детства, либо воображаемое идеальное место покоя - там, где нам хорошо. Это может быть родной дом, желанное место отдыха или что-то еще. Постарайтесь представить себя в этом месте, причем ощутить это надо каждой клеточкой своего тела, чтобы расслабиться и прочувствовать», - рекомендует психолог.

Не читать новости перед полетом

Если вам предстоит полет, не стоит также следить за новостями в СМИ и сообщениями в социальных сетях, которое касается «самолетной» темы: где-то заменили самолет из-за технической неисправности,задержали рейс или произошла экстренная посадка. Такое случается каждый день, это штатная ситуация, и это совсем не означает, что с вами произойдет что-то подобное. Если перед полетом начитаться новостей и посмотреть фильмы об авиакатастрофах, то расслабиться вряд ли получиться, и каждое неровное движение авиасудна будет трактоваться как недобрый знак.

Сделать что-то непривычное для себя

По словам психолога, «сбить» накал эмоций также поможет разбалансировка привычных схем реагирования. Например, можно взять лист бумаги и начать рисовать на нем все, что угодно, или написать текст детского стишка левой рукой, если вы правша, и наоборот, рекомендует психолог. Главная задача -«обмануть» свой мозг и эмоции, объясняет Алена.

Кроме того, это может быть приятная беседа с соседом по креслу о предстоящем отпуске или какой-то стране, которая вас впечатлила.

Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов . Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

Каких действий нужно избегать при боязни полетов

Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

«Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

Карта ежедневных полетов

Распространенные стереотипы

В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью - «Элементарные законы физики и турбулентность».

Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

Переключите внимание!

Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы , почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!


Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

  • Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
  • Минимум два двигателя , одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
  • По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

    К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

  • Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
  • Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
  • Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.

Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!

В мире, очень много людей, мечтающих путешествовать по свету, посетить дальние континенты и затерянные в океане острова, но их мечты так и остаются мечтами – из-за страха летать на самолете. Они бы и рады побороть этот страх, но не знают, как это сделать, с чего начать. А тут еще то в газетах, то в телевизоре нет-нет, да появляется информация об авиакатастрофах с многочисленными жертвами, об аварийных посадках самолетов. И как же тут перестать бояться полетов? Как посещать дальние страны и увидеть безграничный мир? Отвечаем: практически любой человек может самостоятельно избавиться от аэрофобии. И поможет ему знания о физических законах, о самолетах и умение расслабляться в нужный момент.

Страх – это нормально, с помощью него, человек становится более острожным, и, более того, благодаря ему, люди смогли дожить до сегодняшнего дня. Не боится, только человек без мозгов. Но чрезмерный страх, переходящий в панические атаки – это уже диагноз, требующий лечения у специального врача. Так что, вы должны видеть эту тонкую грань.

Самый главный факт, говорящий в пользу выбора самолета, как средства передвижения – статистика, упрямо говорящая, что вероятность смерти в авиакатастрофе равняется: один к одиннадцати миллионам. То есть, в сравнении с вероятностью попасть в аварию на другом наземном или водном виде транспорта она минимальна. Намного больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт, чем на борту самолета. Пусть одно это утверждение зарядит вас оптимизмом.

Многие страхи людей возникают из-за незнания причин того, что иногда происходит во время полета: это может быть закладывание ушей, внезапно тревожно загорающееся табло с просьбой пристегнуть ремни, без объяснения причин или изменении конфигурации крыла. Если вы поймете, с чем связаны эти моменты, ваша боязнь исчезнет. Человек, мало знающий о тонкостях авиаперелетов и о самолетах, в принципе, оказавшись в непривычной для себя ситуации, без какой-либо информации, инстинктивно думает, что случилось самое худшее, что может произойти. Поэтому, вот вам объяснение некоторых вышеозвученных источниках ваших страхов. Для того, чтобы самолет мог оторваться от земли, ему необходимо набрать определенную скорость. При его резком страте, кажется, что нас вдавливает в кресло и, даже, создается впечатление, что самолет идет на взлет со слишком большим наклоном, а тут еще уши закладывает. Все эти ощущения вызывает непривычное положение нашего тела в пространстве, вкупе с ускорением. Уши закладывает при взлете и посадке, вследствие перепадов давления. Что касается движения частей крыла в процессе полета: успокойтесь – они не отрываются из-за старости, это необходимость, согласно, закона аэродинамики. Так и должно быть. Все современные самолеты имеют крылья с несколькими элементами: если основная часть крыла неподвижна, то на задней кромке имеются небольшие дополнительные закрылки. Если в процессе полета они являются продолжением профиля крыла, то при взлете, посадке или при проведении маневров, они отклоняются вниз, увеличивая подъемную силу крыла.

Очень неприятный момент в полете, не обязательный, но часто случающийся - турбулентность, возникающая в моменты пересечения самолетом границы областей низкого и высокого давления. Ощущения таковы, будто проваливаешься в яму. Оно схоже с ездой на машине по разбитой дороге, если не представлять, что под тобой десять тысяч метров пустоты. Пилоты, за годы своей работы, привыкшие к этому явлению, называют его «болтанка». Турбулентность не несет угрозы ни для пассажиров и членов экипажа, ни для самолета: эти хаотические воздушные вихри, вызывающие тряску и покачивания, встречающиеся на пути многих рейсов, всего лишь «игры» воздушных потоков. Если маленькие вихри порой совсем остаются незамеченными, то крупные довольно ощутимо заявляют о себе. Порой они бывают не только в пасмурную погоду, но и при ясном небе на большой высоте, а также над океаном или морем. Не переживайте по этому поводу, вас самолет спроектирован с учетом такого явления и успешно выдержит любые воздушные толчки и провалы: он не развалится в воздухе, ничего от него не отпадет, так как он рассчитан на огромные нагрузки и обладает большим запасом прочности. Но, вот частенько, пассажиры получают травмы вследствие турбулентности: многие не пристегиваются, несмотря на предупреждение, ходят в туалет, когда не стоит этого делать и все должны сидеть на местах, оставляют открытыми багажные отсеки сверху и на них что-то падает. Вот почему вам настоятельно рекомендуют пристегнуться и оставаться на местах, а не потому, что стюардесса злая ведьма, которая вас невзлюбила. И все же, чтобы меньше ощущать турбулентность, выбирайте места в первой половине или на крыльях в середине салона, потому, что сильнее всего трясет в хвосте.

Многие боятся, что если вдруг с пилотом станет плохо и он отпустит штурвал, самолет рухнет вниз с десятикилометровой высоты. Это невозможно просто физически. Дело в том, что во время полета, под крыльями самолета создается очень сильное давление, поэтому воздух его держит не хуже, чем земля машину. Даже если самолет встанет на хвост и повернется вокруг своей оси, он будет просто покачиваться в воздухе, словно плот на волнах. Да и пилота в самолете два. А еще, все системы лайнера неоднократно дублируются. В каждом самолете имеется минимум два двигателя, которые не могут отказать одновременно, если каждый из них не проработал по два миллиона летных часов, что равняется почти двухсот тридцати годам без посадки. Если даже у лайнера отказывает один двигатель, то при обычных метеоусловиях и перегрузок, он продолжает свой полет без снижения и совершенно безопасно садится. Самый распространенный в российских авиакомпаниях самолет – «Boeing-737», может в аварийном режиме спокойно пролететь два часа. Подобные требования уже заложены в мировые стандарты создания пассажирских лайнеров, и они им полностью соответствуют. Кроме того, во всех аэропортах самолеты перед вылетом проходят технический осмотр, целой бригадой профессионалов. При возникновении катастроф происходит стечение чреды неблагоприятных обстоятельств. После этого, все тщательно изучается и устраняется, чтобы не допустить повтора. Ремонт и проверка самолетов осуществляется, согласно, утвержденного плана, в котором заложено, что на каждый час воздушного судна в воздухе, приходится одиннадцать часов технического обслуживания. То есть, если ваш самолет летит до места назначения четыре часа, значит, что он прошел сорок четыре часа техобслуживания.

Многие люди боятся летать на самолете, из-за того, что понимают – он не контролируют данный процесс и не от них зависит принятие решений. И эта невозможность контроля ситуации, вызывает у них стресс. Таким людям нужно научиться контролировать себя и успокаиваться, с помощью йоги и медитации, а также переключения на позитивный лад. Порой это бывает непросто, но с помощью специальных занятий, помогающих преодолеть боязнь летать на самолете, это сделать проще. У нас в России пока есть единственная клиника, занимающаяся лечением аэрофобии, она находится в Москве и ее название - «Летаем без страха». Курс лечения там - два дня, цена - несколько тысяч рублей. Для людей, которые не имеют возможности приехать лично, существуют онлайн-курсы, оплачиваемые через Интернет. То есть, если вы не будете там присутствовать лично, то вам предложат для просмотра определенную выборку видео, а также чтение специальной литературы и общение с психологом. В рамках личного присутствия на занятиях предусмотрено посещение аэропорта, возможность посещения симулятора полета, имитация различных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, и в завершение, анализ полета с преподавателем. Эти курсы посещают пилоты, бортпроводники. Если в вашем городе имеется подобный симулятор полетов тоже можете записаться на тренинг, там, с терпеливыми инструктором, вы сможете понять, что летать не страшно и даже полюбить этот процесс.

Если у вас запланирован рейс, то чтобы сохранить душевное спокойствие, не смотрите накануне фильмов-катастроф, не интересуйтесь в интернете подробностями авиакатастроф, так вы только усилите свой страх. Если боитесь летать, то ищите прямые рейсы, чтобы находиться в воздухе, как можно меньше времени. Попросите себе место на крыле, в самой устойчивой части лайнера, там трясет меньше всего. Если страдаете клаустрофобией, то попросите место у прохода или около аварийного выхода. Если переживаете, что самолет попадет в турбулентность, присмотритесь к большим самолетам, в них трясет намного меньше. Априори: чем воздушное судно крупнее, тем более плавный на нем перелет. Чтобы быть спокойнее, летайте в дневное время суток. Возможно, вас успокоит то, что вокруг голубое небо, а не кромешная тьма и неизвестность. Старайтесь перебороть свой страх: это можно сделать, будучи фаталистом – если уж суждено, так смерть везде найдет или оптимистом – со мной все будет хорошо. Начните летать как можно более часто: если полет станет для вас регулярным и обыденным явлением, это войдет в привычку и страх исчезнет. Если будет выбор: поехать по земле или полететь на самолете, смело выбирайте самолет, потому что лететь безопаснее, чем ехать в машине!

И, конечно, стоит смириться с тем фактом, что риск – является частью нашей жизни. Никто не знает, что приготовила ему судьба. Сидя в самолете, займите себя чем-то увлекательным, что не даст вашим мыслям нагнетать тревожность и беспокойство: смотрите захватывающий фильм, читайте о тех местах, куда вы летите, прокладывайте маршрут своего путешествия, а если прислушиваетесь к звукам полета и самолета, то наденьте наушники с зажигательной музыкой и расслабьтесь. Можно попросить врача порекомендовать какие-нибудь успокоительные препараты на травах. А вот расслабляться с помощью алкоголя – не рекомендуем. Дело в том, что принятый алкоголь уже на высоте более трех тысяч метров, даже в количестве ста граммов, способен уменьшить частоту дыхания и усилить кислородное голодание. Если у человека слабое сердце, а он может даже об этом и не знать, может случиться очень плохое. Привычная стопочка, для земных условий, кардинально меняет поведение человека на борту на высоте, так как благодаря низкому давлению и низкому уровню кислорода, эйфория наступает быстрее, и поведение человека выходит из под контроля. Вот почему у нас в последнее время так много говорят о безобразных выходках авиадебоширов. Поэтому лучше расслабьтесь, купив в дьюти-фри что-то вкусное, что-то, что можно долго жевать: чипсы, сухарики, леденцы. Познакомьтесь с соседями, обсудите что-то жизненное, и время полета пройдет незаметно.

Желаем вам перебороть себя и победить свой страх перед полетами в самолетах. Надеемся, что смогли вас убедить, что это не страшно, а, наоборот, позволяет открыть перед собой новые горизонты и посетить разные далекие уголки земного шара.

Практически каждую минуту в мире взлетают пассажирские самолёты. Однако, как показывает статистика, 70% клиентов авиалиний попросту боятся перелётов. Такая фобия вполне естественна, особенно если вы пользуетесь подобными услугами впервые. Разберёмся вместе, как справиться с распространённой проблемой.

Почему появляется страх перед полётом

  1. Большинство людей попросту боятся летать на самолёте, такой страх вполне допустим, и имеет место быть. Здесь следует отметить, что некоторые личности справляются со своей фобией вполне успешно. Они её игнорируют либо погружаются в музыку, книгу. Другие люди в большинстве случаев незначительное беспокойство превращают в глобальную проблему, страх. Фобия закладывается глубоко в подсознании.
  2. Причины развития такой проблемы могут быть разнообразны. Некоторым людям боязнь полёта передаётся на генном рефлекторном уровне от предков, которые боялись высоты либо птиц. По этой причине человек неосознанно может пугаться недалеко пролетающий самолёт. Как только авиалайнер поднимается в небо, человеческий организм чувствует ощутимый дискомфорт из-за непривычной обстановки.
  3. В этом случае, если человек на подсознательном уровне подвержен фобиям, страх полёта начинает сильно развиваться и проявляться. Выявляется паника и организм испытывает колоссальный стресс. Человек попросту может не осознавать причину возникновения фобии. Также важно понимать, что большинство людей попросту насмотрятся фильмов про катастрофы и специально начинают развивать в себе страх полёта.
  4. В большинстве случаев люди побаиваются полёта в тот момент, когда процедура происходит впервые в их жизни. Человека может попросту одолевать чувство неизвестности. В некоторых случаях, из-за плохого самочувствия после первого полёта у людей откладывается впечатление не из лучших. От этого начинает развиваться фобия на подсознательном уровне. В любом случае со страхом нужно бороться.

Симптомы боязни полёта

  1. К сожалению, люди могут страдать не только аэрофобией. Зачастую у некоторых личностей в дополнении к этому прибавляется страх замкнутого пространства и высоты. Также часть людей страдает от негативного чувства незнакомой компании на борту самолёта. Чтобы разобрать во всём, стоит знать, насколько вы боитесь полёта.
  2. Если вы задолго до путешествия начинаете испытывать страх перед полётом, фобия определённо есть и не слабая. Вы начинаете паниковать на пустом месте, представляя весь процесс. Если вы не в силах справиться с фобией и не можете контролировать внутреннюю панику, у вас определённо есть проблема.
  3. Если каждый раз перед заходом на борт вы потребляете достаточное количество алкоголя для успокоения, стоит задуматься. Сюда же можно отнести антидепрессанты и седативные препараты. Фобия также проявляется, если вы каждый раз вцепляетесь в кресло при взлёте и посадке. Зачастую при таком страхе потеют ладони, пальцы попросту впиваются в подлокотники.
  4. Также страх начинает проявляться в том, что вы постоянно обеспокоены. Вы сосредотачиваетесь и внимательно следите за звуком двигателя и его работой. В иллюминаторе вы наблюдаете за какими-либо ненормальными явлениями. Фобия проявляется в особой степени, если вы попадаете в зону турбулентности и мысленно прощаетесь с жизнью.

Как справиться с фобией

  1. Перед полётом, необходимо заблаговременно настроиться и вооружиться положительными мыслями.
  2. Ни в коем случае перед путешествием не смотрите фильмы о подобных катастрофах и не читайте новостные сводки о крушении самолётов.
  3. Не просматривайте статистику авиа аварий. Поверьте, в автокатастрофах людей гибнет в разы больше.
  4. Чтобы настроиться на полёт психологически, следует заблаговременно пройти регистрацию и попросить кресло подальше от иллюминаторов.
  5. В момент загрузки авиалайнера, вы со спокойной душой можете освоиться на новом месте. Запомните, не берите места в хвосте самолёта. Там в особой степени чувствуется тряска, особенно при турбулентности.
  6. Настоятельно рекомендуется не прибегать к помощи алкоголя и успокоительных средств перед полётом. Такие препараты могут спровоцировать непредсказуемую реакцию.
  7. Чтобы справиться с укачиванием, достаточно вооружиться специальными таблетками либо леденцами направленного действия.
  8. Чтобы фобия не проявляла себя в полной степени, настоятельно рекомендуется отвлечь себя любым доступным способом. Вооружитесь музыкальным плеером с любимыми композициями либо увлекательной книгой.

Профессиональные методы борьбы с фобией

  1. Проанализируйте свою психоэмоциональную среду. Что тревожит в полётах сильнее всего? Взлёт, посадка, сам путь или его длительность. Найдите хорошего специалиста и назначьте встречу. Изложите психологу все свои страхи и попросите оказать поддержку.
  2. Специалист приложит все силы, чтобы вы смогли перебороть фобию. Вы не обойдётесь одной беседой, потребуется полноценный курс. Со временем полёты будут представляться не так страшно, а скорее, естественно.
  3. Если говорить о профессиональной помощи в борьбе с аэрофобией, в процессе терапии используются тренажёры-стимуляторы. Они позволяют за короткий срок привыкнуть к долгим перелётам, не испытывая страха. Это оборудование хорошо тем, что, будучи на земле, вы чувствуете себя комфортно. Впоследствии данное состояние переносится в полёт по воздуху.
  4. Кроме тренировки на тренажёрах специалист подберёт медикаментозное лечение. Возможно, потребуется пропить курс. Также попросите врача выписать вам препараты, которые можно принимать непосредственно перед взлётом, чтобы комфортнее себя чувствовать.
  5. Таблетки, которые пропишет психотерапевт, условно разделяются на 2 вида. К первому можно отнести препараты накопительного действия, ко второму - быстродействующие. Накопительные принимаются в несколько шагов через определённый промежуток времени. Быстрые действуют сразу, 1 единицы хватает на весь полёт для успокоения.
  6. Медикаментозное лечение осуществляется путём затормаживания нервных импульсов и в виде седативного эффекта. То есть в первом случае подавляется тревожность во время полёта, во втором - человек успокаивается, нормализуется его психоэмоциональная среда.
  7. Стоит понимать, что самостоятельно купить и начать принимать лекарства - это не выход. Врач должен сам провести обследование и назначить (при необходимости) курс седативных или противотревожных средств.
  8. К медикаментам можно быстро привыкнуть, поэтому пить их постоянно крайне не рекомендуется. Достаточно пройти курс и сочетать его с симуляцией полётов на тренажёре, а также другими техниками, которые позволят избавиться от аэрофобии.
  9. Принимать медикаменты можно лишь изредка и в случае крайней необходимости, к примеру, если вы путешествуете раз в год. Старайтесь готовиться к перелёту заблаговременно. За месяц до предполагаемого путешествия пропейте «Глицин» или настой валерьянки.

Многие люди, которые регулярно смотрят новости, замечают, с какой частотой падают самолёты. Но это только по их мнению. Чтобы не бояться отказа двигателя или других поломок, ознакомьтесь с конструктивными особенностями летающего аппарата.

Если в очередной раз вам необходимо готовиться к полёту, не переживайте. Благодаря законам физики вы поймёте, что громадный аппарат с множеством пассажиров на борту продержится в воздухе длительное время.

  1. Благодаря мощнейшему двигателю, которым оснащены все современные пассажирские авиалайнеры, самолёт парит среди облаков на протяжении всего времени перевозки.
  2. У самолёта минимум 2 двигателя, поэтому переживать, что один из них сломается, нет смысла. Если мотор №1 по определённым причинам выйдет из строя, второй будет держать вас в воздухе и работать полноценно.
  3. Самолёт парит в небе благодаря крыльям, они прочно прикрепляются к корпусу. Инженеры свели к 0 вероятность того, что крылья при перевозке пассажиров отпадут. Поэтому не переживайте.
  4. В авиалайнерах, которые направлены на перевозку людей, у каждой важной системы управления имеется 3-4 дублёра. Если вдруг главная выйдет из строя, её функции на себя возьмёт новая система.
  5. Все самолёты оснащены автоматической системой пилотирования, которая помогает посадить или поднять лайнер в небо. Пилот выступает в роли вспомогательного звена. Не переживайте за человеческий фактор (что пилот не справится).
  6. Каждый авиалайнер контролируется наземными диспетчерами, которые чётко отслеживают передвижения воздушного судна. Пилот всегда находится на связи, обменивается информацией в связи с изменением погодных условий и может предусмотреть абсолютно всё.
  7. Не пугайтесь зоны турбулентности, пристегните ремни, выпрямите спинку кресла, закройте глаза и включите любимую музыку. Стюардесса или стюард предупредят заранее, что вскоре судно войдёт в турбулентную зону. Благодаря аэродинамике самолёта природное явление не навредит конструкции судна.
  8. Стоит также уточнить, что процесс отбора пилотов, бортпроводников, стюардесс крайне жёсткий. Поэтому не сомневайтесь в профессионализме тех, кто летит с вами на борту. Если они уверены в надёжности «птички», то и вы должны.

Что будет, если не избавиться от аэрофобии

  1. Если полёт предстоит в ближайшем будущем, человек заранее начинает о нём беспокоиться. Навязчивые мысли не дают сконцентрироваться на главном вплоть до того, что появляется хроническая бессонница или кошмары.
  2. Сильно расшатывается психоэмоциональный фон. Проблемы со сном ведут к раздражительности, срывам, беспричинной злости. Это напрямую отражается на межличностных и деловых отношениях.
  3. Если человек намерено скрывает аэрофобию, желая выглядеть этаким «героем», это ещё хуже. В процессе страх накапливается, превращая мужчину или женщину в зажатую (зашуганную) личность.
  4. На основе фобии развиваются нервные расстройства, а они, в свою очередь, приводят к проблемам с сердечной мышцей, повышению артериального и внутричерепного давления, сбоям в эндокринной системе.
  5. Аэрофоб не может полноценно отдохнуть, потому что каждая подготовка к отпуску сопровождается навязчивыми мыслями.

Если вы столкнулись с опасениями и боязнью перед полётами сравнительно давно, а путешествовать самолётом приходится постоянно, имеет смысл обратиться за помощью к профессионалам. У каждой фобии есть последствия, поэтому со своими страхами и опасениями необходимо бороться на начальном этапе зарождения.

Видео: как преодолеть страх полета

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.