28 августа церковный. Что нужно делать на Успение Пресвятой Богородицы? Молитвы Успения Богородицы

Светлый православный праздник Успения Пресвятой Богородицы еще называют Ореховым Спасом. Он отмечается 28 августа. В этот день принято святить орехи и мед, угощать ими своих родных и близких. Является Ореховый Спас и окончанием Успенского поста, поэтому он может быть постным днем. Чтобы избежать неправильного питания или совершения греховных деяний в такой день христианам обязательно нужно знать: Успение Пресвятой Богородицы — что за праздник и чему он посвящен, что можно и нельзя делать, есть на Ореховый Спас. Также помогут правильно провести 28 августа церковный праздник приметы, которые долгие годы соблюдались нашими предками.

Православное Успение Пресвятой Богородицы-2017 (Ореховый Спас) — что за праздник, можно ли работать в этот день?

Все православные христиане должны знать, что Успение Пресвятой Богородицы 2017 года, как и в любом другом году, требует полного очищения от плохих помыслов. Ведь в этот день Пресвятая Богородица погрузилась в сон, а затем отошла в Небесное Царство.

Особенности проведения православного праздника Успения Пресвятой Богородицы-2017

Встречать Ореховый Спас нужно обязательно в хорошем настроении. Несмотря на столь грустный православный праздник, следует отгонять от себя тяжелые мысли. Необходимо в этот день посетить церковь и поставить свечу. Также рекомендуется выстоять службу, а затем провести время с родными.

Можно ли работать во время праздника Успения Пресвятой Богородицы верующим?

Христианам не запрещается работать на Ореховый Спас, но при этом желательно исключить изнуряющий труд. Также разрешается в этот церковный праздник помогать коллегам, которые нуждаются в помощи. Очень хорошим знаком считается завершение в день Успения Пресвятой Богородицы незаконченных дел.

Что за праздник Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2017 — чего нельзя делать во время него?

Православным христианам нужно помнить не только, как себя вести на Ореховый Спас, но и о том, чего делать нельзя. Именно следование таким правилам поможет провести день легко и беззаботно. Ведь православный праздник требует соблюдения принятых обычаев от всех верующих.

Чего нельзя делать в день Успения Пресвятой Богородицы?

Встречая Успение Пресвятой Богородицы 2017 года, ни в коем случае нельзя разрезать хлеб на кусочки. В этот день нужно разламывать его руками. Также на Ореховый Спас нельзя делать следующего:

  • использовать (и даже просто брать в руки) режущие или колющие предметы;
  • готовить (исключение составляет лишь закатка соленых огурцов);
  • ругаться или выяснять отношения (всех неправых следует умиротворенно прощать).

Исключив подобные действия, можно провести Ореховый Спас в отличном расположении духа и позабыть о разнообразных проблемах в жизни.

Церковный праздник 28 августа — постный день или нет?

Точное соблюдение Успенского поста, который длится с 14 до 27 августа, требует от верующих правильного разговения. А поскольку Ореховый Спас припадает на следующий день после пощения, то христианам нужно учитывать некоторые особые правила питания. Допускается во время православного праздника два варианта разговения: с мясными или с рыбными блюдами.

Нужно ли поститься во время церковного праздника Орехового Спаса верующим?

Церковный праздник Успения Пресвятой Богородицы является завершением поста. Разговляться в этот день в 2017 году разрешается мясными блюдами. Придерживаться Успенского поста следует только в том случае, если Ореховый Спас припадает на среду или пятницу. Тогда разговляться разрешается рыбными блюдами. Не запрещено употреблять в пищу каши. А вот круглые овощи, фрукты лучше в этот день не есть.

Ореховый Спас 28 августа 2017 — приметы церковного праздника для всех православных верующих

Среди православных христиан церковный праздник Орехового Спаса считается одним из самых светлых и добрых. В этот день Богородица познала Небесное Царство и покой. А потому не следует совершать действий, которые могут, так или иначе, вызвать ее беспокойство. И напротив, чистые помыслы, в которых Богородица поддерживает людей, нужно в Ореховый Спас соблюдать как можно строже.

Приметы церковного праздника Орехового Спаса 28 августа

Когда начинается Ореховый Спас, многие верующие обращают внимание не только на принятые обычаи, но и на приметы. Существует несколько очень важных поверий, о которых стоит помнить православным христианам:

  1. Нельзя носить неудобную или старую обувь во время Орехового Спаса.

Считается, что полученные ранки и даже минимальный дискомфорт станут причиной серьезных заболеваний в будущем.

  1. Нельзя ходить босиком.

Роса на траве в Ореховый Спас — слезы природы по Пресвятой Богоматери. Поэтому прикоснувшись к ним, можно накликать на себя беду.

  1. Нужно щедро давать милостыню и помогать окружающим.

В православный праздник Успения Пресвятая Богородица не может помогать людям, поэтому для всех верующих важным является следование ее пути. Доброта, проявленная в этот день, вернется к тому, чьи помыслы и действия были чисты.

Подобные приметы в некоторой степени осуждаются церковью, но их соблюдение не является греховным. Поэтому следовать таким народным поверьям можно без какого-либо опасения.

Узнав все про Успение Пресвятой Богородицы — что за праздник, чего нельзя и что можно делать, есть на Ореховый Спас, провести этот светлый день получится без хлопот. Также можно изучить и другую информацию про 28 августа церковный праздник, приметы и поверья, связанные с этим православным днем. Такие сведения будут полезны всем верующим и помогут избежать "негативных" последствий неподобающего поведения.

В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом проносят вокруг церкви, пишет rian.com.ua .

Ниже приводится справочная информация.

28 августа 2015 — Праздник Успения Богородицы

28 августа Православная Церковь отмечает великий праздник – Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник относится к двунадесятым, отмечает religions.unian.net .

Пресвятую Богородицу чтят во всем мире. Ей посвящены тысячи храмов, монастырей, многие лавры. Церковь чтит Пресвятую Богородицу как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Эти слова характеризуют Матерь Божию. Ни один из ангельских чинов не может сравниться с Ней.

После распятия и воскрешения Иисуса Христа Богородица находилась на попечении одного из апостолов - Иоанна Богослова. В конце своей жизни Oна проводила много времени в молитвах у Гроба Господня. По преданию, во время одной из таких молитв архангел Гавриил сообщил о том, что через три дня Oна скончается, и преподнёс пальмовую ветвь как символ победы над смертью.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Oна молилась и ожидала своей кончины.

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

На третий день после смерти апостолы отодвинули большой камень, которым был закрыт вход. Однако Девы Марии они не обнаружили, в гробнице были только погребальные пелены - Иисус забрал на Небеса не только бессмертную душу Богородицы, но и её тело.

В этот день верующие попросят помощи и заступления у Пресвятой Богородицы. «В молитвах неусыпающую Богородицу…» — эти слова из церковных песнопений подтверждают то, что действительно Пресвятая Богородица непрестанно молится о нас перед Своим Сыном и просит Его чтобы Он помиловал нас грешных.

Успіння Пресвятої Богородиці: традиции

Предлагаем вам узнать, что можно делать в этот день, а чего делать нельзя.

Традиции

В этот праздник стоит задуматься о своей матери, которой возможно нужна ваша помощь.

Праздник Успение лучше всего провести с родителями за праздничным и достаточно сытым столом.

Также этот день люди в старину не работали, а праздновали окончание жатвы.

На Успение было принято садить огурцы. Поскольку считалась, что это поможет «присаливать» к дому мужа.

Накануне праздника последний сноп, собранный с полей, сохраняли в доме и даже надевали на него сарафан.

На Успение Пресвятой Богородицы девушки читают заговоры на любовь и привлечение женихов.

В этот день принято было святить в церкви хлеб нового урожая. До возвращения из церкви никто не ест ни крохи. Все ждут священного куска хлеба. Остатки хлеба тщательно заворачивали и клали под икону. Этими кусочками затем кормили больных, веря в их целебную силу. Считается большим грехом уронить на пол хотя бы крошку от освященного хлеба, тем более растоптать ее ногами, пишет lady.obozrevatel.com .

Чего делать нельзя

— В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя.

— На Успение нельзя ходить босиком, считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

— Нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день - чтобы избежать проблем в жизни. Считается, что если натереть ногу в этот день, то человека ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь.

— В это день разрешалось работать, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело ли кому-то нужно помочь.

Приметы

С праздника Успенья начиналось первое (молодое) бабье лето. Продолжалось до 11 сентября и по нему определяли, какая погода будет на второе бабье лето (с 14 по 28 сентября).

Если первая половина сентября будет сухой и теплой, то после 14 обязательно зарядят дожди.

Если после Успенья придут заморозки, то осень будет затяжной.

На Успенье узнавали погоду на ближайший месяц.

Успение провожай, осень встречай.

Если на Успение появится радуга - к затяжной и теплой осени.

До Успения парня не найдешь - до весны замуж не пойдешь.

28 августа отмечается один из величайших православных праздников – Успение Пресвятой Богородицы. Христиане в этот день вспоминают земную жизнь Богоматери и светлый переход на небеса. Перед празднованием этого светлого дня верующие соблюдают двухнедельный (с 14 по 27 августа). Во время поста они отказываются от скоромной пищи и все свободное время проводят в молитвах.

Слово «успение» на русский язык переводится как «смерть». И хотя для многих людей кажется абсурдным праздновать такое событие, потому что для большинства оно ассоциируется с тоской и сердечной болью, но глубоко верующие христиане знают, что это всего лишь переход от земной жизни к небесной. Людям нужно бояться не смерти, а поступков, которыми было наполнено их земное существование.

Успение празднуется ещё с древних времен. В IV веке византийский император Флавий Маврикий ко дню своей победы над персами приурочил празднование Успения Пресвятой Богородицы, сделав это событие одним из самых значимых церковных праздников.

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

После смерти и Воскресения Иисуса Матерь Божья находилась в Иерусалиме. Во время Великого гонения на Христиан Она переехала в Эфес, где часто посещала праведного Лазаря и гору Афон, которую она благословила для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти Богоматерь снова прибыла в Иерусалим. Здесь Она постоянно молилась и посещала места, связанные с важными жизненными событиями Спасителя. В один из дней перед ней предстал Архангел Гавриил, который известил Её о том, что через три дня Она покинет землю и поднимется на небеса к Сыну Своему.

Перед смертью Богоматерь всё Своё скромное имущество завещала Своим прислужницам – вдовицам. Велела после кончины захоронить Себя в Гефсимании рядом с родителями.

В день Успения в Иерусалиме собрались для прощания с Богородицей практически все апостолы. Во время Её ухода сам Христос в окружении многочисленных ангелов предстал перед Ней. Богоматерь обратилась к нему с молитвой и попросила благословить всех тех, кто чтит Её память. Свою душу в руки Господа Она отдала в радости и благодати.

На протяжении трёх дней и трёх ночей у гроба Божьей матери пребывали апостолы, воспевая псалмы. На третьи сутки к ним пришло утешение от Великого образа Матери Божьей и Её слов, призывающих всех возрадоваться, потому что теперь Она будет всегда со всеми. После утешительного изречения тело Богоматери покинуло землю, и было вознесено на небеса.

28 августа: традиции и обычаи дня

С 28 августа фактически наступает начало осени и начинается молодое бабье лето (по ). Поэтому в этот день предсказывали погоду на старое бабье лето, которое начиналось 14 и заканчивалось

Для земледельцев этот праздник являлся знаковым. Он завершал сезон летней полевой страды. По этому случаю в деревнях вскладчину организовывали большой «успенский» пир. Каждый житель из дома приносил напитки и угощения, которые предварительно благословлялись в храме. Также в церковь для благословения и освящения приносили колосья и семена разных хлебов. В поле оставляли горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы в следующем году был хороший урожай ». Последний сжатый сноп во многих местах хранили до Нового года. Его называли «именинник», наряжали в сарафан и несли на пир.

Праздновать начинали с вечера. Утром все работали в поле. На Успение помогали в уборке урожая нуждающимся. Всем миром оказывали помощь трудолюбивым семьям, которые не успевали своими силами собрать урожай. А вот лентяев крестьяне не любили. Считали, что они сами виноваты в своих бедах.

Существует поверье, что с этого дня солнце начинает засыпать: светит не так ярко, как в середине лета, и греет меньше. С каждым днем становится все холоднее. Перелетные птицы готовятся к отлету на юг.

Начиналась пора свадеб и молодежных посиделок. Девушки присматривали себе женихов. Считалось, что если с Успения не присмотришь, то зиму в девках проведешь. Женщины принимались за рукоделие.

На Успение было принято солить огурцы. В народе говорили: «На Успение огурцы солить, на капусту рубить» .

Наши предки издавна любили квашенные, соленные и моченные овощи и фрукты, а также разнообразные маринады. Они веками бережно собирали рецепты и знали секреты удачной засолки огурцов.

Во-первых, внимательно нужно отнестись к выбору сорта огурцов. Все сорта делятся на салатные, универсальные и консервные. В консервных сортах тонкая кожица и большое содержание сахара. Такие огурцы получаются самыми вкусными, потому что рассол легко проникает вовнутрь. Отдавать предпочтение нужно свежему сырью. Чем свежее овощи, тем вкуснее продукт.

Во-вторых, важным составляющим для приготовления заготовок на зиму является вода. Лучше всего подходит родниковая или колодезная. А вот вода из-под крана не всегда годится. Из-за мягкой огурцы потеряют свою упругость, а жесткая прибавит соленьям неестественный привкус металла.

В-третьих, важны и специи, которые будут использоваться во время засолки. На Руси использовали чеснок, укроп, хрен (усиливает вкус), петрушку (делает вкус пряным), мяту (делает вкус более свежим). Укроп применяли с мягкими зелеными семенами. Он наиболее душистый. Предпочтение отдавали свежим специям.

Идеальной ёмкостью для засола является дубовая бочка. Бочковые огурцы более ароматные. Хранили бочку с огурцами в прохладном и сухом месте. Если на поверхности рассола появлялась плесневая пленка, её удаляли и посыпали рассол горчичным порошком.

28 августа: приметы дня

  1. Если молодое бабье лето теплое, то на старое жди ненастье.
  2. Если на Успение появится радуга, то осень будет теплой и затяжной.
  3. Если много паутины, зима будет морозной и ясной.
  4. После захода солнца около земли появляется туман, который к рассвету рассеивается к дождю.
  5. Полевые цветы пахнут сильнее обычного – к ненастью.
  6. Сон с 27 на 28 августа вещий. Он может сбыться на двадцать четвертый день. Сновидение, увиденное днем 28 августа, исполнится, но не скоро. Никакой опасности оно не несёт.

Люди, родившиеся 28 августа, практичные и находчивые. Их силе воли и усердию можно позавидовать. Им следует носить сфалерит и алмаз.

Видео: церковный календарь на 28 августа

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
* Новгородской иконы Софии, Премудрости Божией. Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV), Пюхтицкая (XVI) и Звенигородская (1864). Икон Божией Матери: Ацкурской (I), Вифлеемской-Цилканской (IV), Влахернской, Владимирской-Ростовской (XII), Хахульской (XII), Моздокской (XIII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Боровенской (XIV), Владимиро-Флорищевской (XV), Крымской-Мариупольской (XV), Сурдегской (1530), Адриановской (XVI), Тупичевской (XVII), Квабтахевской, Метехской.

Успение Пресвятой Богородицы - последний двунадесятый неподвижный праздник церковного года (15 (28) августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета известно, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (см. Деян. 1, 14).

Церковное Предание, касающееся Успения Божией Матери, основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Незадолго до своего успения Пресвятая Дева получила об этом откровение от ангела Божия. По Промыслу Господню в Иерусалим начали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была восхищена в вечность сразу в теле.

«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26-27).
Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына. Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.
Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.
Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.
По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».
Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.
В Русской Православной Церкви праздник Успения Божией Матери почитается особо, равно как и чудотворные иконы Успения: Киево-Печерские, две иконы Московского Успенского собора, Псковско-Печерская и другие.

Овиновская икона Богородицы получила свое название от явления боярину Иоанну Овинову. Овинов жил вблизи Николаевской обители в Костромской губернии. Когда он вздумал построить вместо обветшавшей новую церковь в этой обители, то, идя посмотреть место для храма, у самых монастырских ворот встретил двух прекрасных юношей с иконою Богородицы. Юноши, сказав: «Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги прислали тебе эту икону и повелели соорудить церковь во имя этой иконы и святителя Николая», - отдали ему икону. Он внес икону в монастырь и рассказал игумену и братии о своем чудесном видении. Иоанн Овинов построил храм и поставил в нем икону. Икона творила чудеса. Явление ее было в XV в. Находится она в Паисиевом мужском монастыре Костромской епархии.

Семигородская икона Успения Богоматери написана прп. Дионисием Глушицким в XV в. (память 1 июня). Она была принесена отшельниками из его обители в непроходимые леса, находившиеся на расстоянии 20 верст от обители, за реку Двинцу, и здесь поставлена в церкви, построенной для Семиградской волости, отчего икона получила название Семигородной. Во время чумы в XV в. все жители этой волости вымерли, и церковь около полутораста лет стояла в запустении. В 1593 г. одной старице, Иулиании, лежавшей 3 года в расслаблении в московском Новодевичьем монастыре, было видение Самой Богородицы, Которая обещала ей исцеление, если она поедет в Семигородную пустынь и возобновит ее. Старица дала обет исполнить повеление Богородицы и получила исцеление. В 1602 г. она построила обитель и тут жила до своей кончины с некоторыми сестрами. В конце XVII в. обитель обращена в мужскую.

Тупичевская икона Богородицы находится в Тупичевском монастыре в г. Мстиславле Могилевской епархии, отчего так и называется. В 1847 г. в память воссоединения униатов установлен крестный ход с этой иконой из Мозоловского в Мстиславский монастырь.

Псково-Печерская икона Успения Богородицы находится на границе Лифляндии в Псково-Печерском мужском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах в 56 верстах от Пскова по случаю явления иконы над древней пещерой, от которой получили свое название город, монастырь и икона. В 1472 г. явленная икона прославилась многими чудесами. Пресвятая Богородица по молитвам перед этой иконой в 1581 г. спасла и город Псков, и Печерский монастырь от нашествия польского короля Стефана Батория. Поляки уже сделали пролом в городской стене, но едва принесли к пролому икону вместе с другой святыней, как войско воодушевилось, и враги были вытеснены назад в пролом, сбиты со стен и прогнаны в поле, где иных избили, а других взяли в плен. После этого Баторий хотел взять хотя бы монастырь, где, кроме иноков, для защиты было всего 200-300 воинов; но защитники монастыря мужественно отразили и эти его приступы.

Сурдегская икона Богородицы находится в Сурдегском Свято-Духовском монастыре Ковенской епархии Вилькомирского уезда. Явилась она в 1530 г. вблизи обветшавшей церкви в местечке Сурдегах, под источником, и здесь был устроен монастырь. Однажды католики похитили было эту икону, но лишь внесли ее в Бернардинский монастырь, как лик Царицы Небесной на ней сделался невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти, и тогда она была возвращена. В Литве, Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона привлекает со всех сторон многочисленных богомольцев - не только православных, но и католиков и старообрядцев.

Православные и Церковные праздники в августе.

28 августа 2017 г.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Святой Православной Церковью, как один из великих праздников, 28 августа по новому стилю. К этому празднику мы готовимся двухнедельным постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гофсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.

Божия Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.



Добавим, что обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Сведения о Ее последних днях также сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.