Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой. Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате А почему у музея нет никакой таблички

Окончил церковно-учительскую школу, летом переехал в Москву и начал работать в конторе мясной лавки купца Крылова, у которого служил его отец.

Крылову принадлежало домовладение по Б.Строченовскому пер., д. 24. В Центральном государственном историческом архиве г.Москвы хранится «Дело московской городской управы. Об оценке владения, принадлежащего Крылову Николаю Васильевичу». Раскрыв его, мы узнаём, что, согласно приложенному плану 1910-1914 гг., во владении значилось под № 24 (с различными номерами квартир) четыре жилых строения.

«I. По переулку деревянный двухэтажный дом с таковою же во дворе пристройкой для сеней и принадлежностей».

На первом этаже этого дома были расположены: харчевня А.Ф.Крыловой, овощная и мясная лавки домовладельца, помещение служащих при харчевне. На втором этаже - три квартиры жильцов.

«II. Во дворе при въезде прямо деревянный двухэтажный дом с таковою же пристройкой для сеней и принадлежностей».

На каждом этаже этого дома было по две квартиры: N№ 5, 6 - на первом, N№ 7, 8 - на втором.

«III. Во дворе на правой при въезде стороне за домом I каменный трехэтажный дом с жилым подвалом для принадлежностей и с пристройкою для сеней».

В этом доме размещалось шесть квартир.

«IV. В глубине двора на правой стороне деревянный двухэтажный флигель на каменном подвале».

В подвале этого дома были квартиры N№ 9, 10; на первом этаже - N№ 11, 12; и на втором - N№ 13, 14.

В настоящее время единственно существующим зданием является восстановленное строение II. В этом доме, в одной из комнат квартиры № 6, заселенной служащими купца Крылова, жил отец Сергея Есенина - Александр Никитич, работавший в то время старшим приказчиком в мясной лавке. Именно в эту квартиру, в гости к нему, приезжал на неделю Сергей в июне 1911 г. Сюда прибыл он, переехав в Москву в 1912 г., до своей прописки 18 августа в кв. № 11. Здесь он часто бывал у отца в 1912-1915 гг., проживая в Москве; сюда приезжал и позже, когда Александр Никитич покинул село Константиново.

Мемориальное значение этого дома бесспорно, и сейчас здесь создается экспозиция, будет открыта мемориальная комната Есениных - отца и сына.

Квартира № 11, в которой жил Сергей Есенин с августа 1912 г., находилась в строении IV на первом этаже. Она состояла из кухни, передней и трех комнат, с общей площадью квартиры 6,3 кв. сажени (около 28 кв.м). Можно представить, какой, при двух семьях соседей, была комнатка Есенина , имевшая одно окно.

О соседях Есенина в квартире № 11 нам помогает узнать само охранное отделение, которое в ноябре 1913 г. завело на поэта журнал наружного наблюдения.

Московская охранка интересовалась, у кого жил Есенин , с кем встречался. 6 ноября полицейскому надзирателю 2-го участка Пятницкой части было предложено: «Выяснить негласно и донести подробно, с кем проживает С.А.Есенин в кв. 11». Из его сообщения от 11. ноября узнаем, что «вместе е поэтом проживала семья каменщика и семья рабочих фабрики Ганзина».

Из письма М.П.Бальзамовой, датированного по содержанию весной 1913 г., мы знаем: «На квартире я теперь в № 13».

В квартире № 13, находившейся в этом же строении IV, на втором этаже, Есенин жил, видимо, лишь некоторое время весной 1913 г., а затем вновь поселился в квартире № 11.

В литературе о Есенине до сих пор бытует мнение, что мясной магазин Крылова, в котором работали отец Есенина и сам поэт, помещался рядом, на соседней улице Щипок.

Это, наверное, потому, что в одном из писем Г.А.Панфилову адрес С.Есенина читается так: «Москва, Щипок. Магазин Крылова. Александру Никитовичу Есенину, и для меня».

Мы знаем, что «Колониальная и мясная лавка» купца Крылова была расположена в «собственном доме», а домовладений Н.В.Крылова на улице Щипок не имелось. Следовательно, адрес мясной лавки - Б.Строченовский пер., 24. Именно этот переулок, а не тихий<Щипок, был и людным, и торговым. Только в одном коротком квартале, возле лавки Крылова, находились: трактир Степанова, «Замоскворецкие бани» Рыкова, ресторан «Древность». Имеет свое объяснение и адрес - «Москва. Щипок. Магазин Крылова». В Москве того времени адреса часто звучали так:

«Пречистенка. Мансуровский пер., дом...»

«Петровка. Салтыковский пер., дом...»

То есть Пречистенка, Петровка, Щипок употреблялись как бы для обозначения района проживания адресата.

Оставив работу в мясной лавке и не поладив с отцом, Сергей Есенин какое-то время жил в 1912 г. у председателя «Суриковского литературно-музыкального кружка» - поэта С.Й.Кошкарова.

Об этом свидетельствуют воспоминания современников:

«Некоторое время он жил у Кошкарова и посещал собрания кружка писателей».

«По совету С.Н.Кошкарова, у которого он жил, Есенин и сам переслал мне тетрадь своих стихов».

К моменту встречи с Сергеем Есениным Кошкаров (псевдоним - «Сергей Заревой») был тридцатичетырехлетним присяжным поверенным, автором десяти стихотворных сборничков. На всех изданиях Суриковского кружка значилось: «Склад изданий у председателя кружка С.Й.Кошкарова. Новая Божедомка, д. 11, кв. 2».

Дом на нынешней улице Достоевского не сохранился, но следы его удалось отыскать в Историческом архиве г.Москвы. Домовладение по Новой Божедомской, д. 11, относящееся к Сущевской полицейской части, принадлежало Облезову Фоме Антоновичу. Напротив, через улицу, продолжают стоять величественные здания бывшей Мариинской больницы, в одном из которых, в казенной квартире штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, родился сын Федор, будущий великий писатель.

Под № 11 значилось пять жилых домов, но три из них стояли во дворе, а два - выходили на Новую Божедомскую: строение I - двухэтажный деревянный дом на каменном подвале, в первом этаже которого помещался небольшой «Писчебумажный магазин Соколова», и строение VI, двухэтажный деревянный дом. Здесь, в первом этаже строения VI, и нашлась запись - «Кв. Кошкарова».

О своей первой встрече в Суриковском кружке с юным Есениным поэт В.Горшков писал: «Помню вечер кружка в гостинице Грачева на Каланчевской улице под Южным мос-том. В числе других вошел в маленькую, душно прокуренную комнату-номер, вернее вбежал весело и торопливо, кудряво-волосый, синеглазый тоненький мальчик.

Как фамилия? - Всем хотелось узнать нового молодого гостя.

- Есенин ,- торопливо, по-детски ответил мальчик, приступая к чтению...»

Адресная книга - «Вся Москва» позволяет йам уточнить эти сведения. А.А.Грачев был содержателем меблированных комнат «Железных дорог». Размещались они в доме Богомолова на Каланчевской ул., 612, между Каланчевским тупиком и Южным переулком.

В ранней есенинской литературе многократно писалось, что С.Есенин поступил продавцом в книжный магазин, в районе Страстной площади. Сейчас в томе 6 мы можем прочесть:

«1912. Осень. Работает в конторе книгоиздательства «Культура».

Где же была контора и как быть с районом Страстной площади?

В адресной книге «Вся Москва» за 1912 г. мы видим, что книгоиздательство «Культура» находилось на улице Кузнецкий мост. Но уже в книге 1913 года адрес книгоиздательства, а также и книжного магазина при нем,- М.Дмитровка, I13.

Нам понятно, что адресная книга на 1912 год составлялась и печаталась еще в 1911 году, и поэтому найденный адрес не противоречит выводу, что книгоиздательство «Культура» обосновалось и находилось в конце 1912 года именно здесь.

Уцелевший дом № 1 на Малой Дмитровке (ныне ул. Чехова) стоит на углу с Б.Путинковским переулком, над которым ранее возвышалась стена Страстного монастыря. А почти напротив этого дома красуется до наших дней знаменитая многошатровая церковь Рождества Богородицы «что в Путинках» - интереснейший памятник первой половины XVII века.

Известно, что весной 1913 г. Сергей Есенин распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», намеревался печататься в нем, но журнал вскоре был закрыт. Его редакция находилась по адресу: Сретенка, Пушкарев пер., д. 15, кв. 314.

В марте 1913 г. С.Есенин поступил на работу в типографию товарищества И.Д.Сытина. Корпуса типографии занимали большую площадь и выходили на две улицы: ул. Пятницкая, д. 81 и ул. Валовая, дома 22 и 2815.

«Рабочие типографии,- пишет в книге «Юность Есенина» Ю.Л.Прокушев,- часто заходили в мясной магазин. Один из них - корректор Воскресенский - заинтересовался приехавшим из деревни сыном приказчика, пишущим стихи, и отправился с Сергеем Есениным к поэту Ивану Белоусову...». Об этом вспоминал и сам И.Белоусов в сборнике «Памяти Есенина».

«Белоусов Иван Алексеевич,- читаем мы в адресной книге,- Соколиная, собственный дом. Литературно-художественный кружок; Московское отделение кассы Взаимопомощи литераторов и ученых; О-во любителей Российской словесности. Редактор-издатель журнала «Путь».

Изогнутая, довольно короткая Соколиная улица (ныне Семеновский кереулок) все так же лежит между Малой Семеновской улицей, сохранившей свое название, и бывшим Измайловским камер-коллежским валом, буквально в двух шагах от станции метро «Семеновская». Но ничто уже не напоминает здесь строений и уклада того далекого времени.

И вновь помогают нам материалы Исторического архива. Владение в Лефортовской части за полицейским номером 24, по улице Соколиной, с 15 сентября 1909 г. «...по окладным книгам Городской Управы числится за Московским мещани-ном Иваном Алексеевичем Белоусовым».

Из семи небольших одно- и двухэтажных домов, расположенных во владении и, в основном, сдаваемых жильцам, нас интересует более других здание II, полностью занятое домовладельцем.

«По улице (Соколиной.- В.Б.) на особом дворе, отделен-ном садом, деревянный одноэтажный дом с мезонином и с двумя пристройками для сеней и принадлежностей».

В этом доме, с семью комнатами «в этаже» и пятью комнатами «в мезонине», и принимал Белоусов юного поэта.

В сентябре 1913 г. С.Есенин начал заниматься в городском народном университете им. А.Л.Шанявского. Адрес университета: Миусская площадь, 3-я Миусская улица.

По воспоминаниям Ефима Шарова, «собственного помещения суриковцы не имели, и собрания членов происходили то на квартире Кошкарова, то в литературно-художественном кружке, а то просто в каком-нибудь трактире. Вот тогда-то и появился Сергей Есенин...»

Адрес литературно-художественного кружка был: Б.Дмитровка (ныне Пушкинская), 15 (дом Вострякова на углу с Глинищевским (ныне ул. Немировича-Данченко) переулком).

Известно письмо Сергея Есенина Ширяевцу (от 21 января 1915 г.), написанное на бланке: «Суриковский литературно-музыкальный кружок. Москва, Александровская ул., д. 8, кв. 18».

Адрес этот встречается в объявлениях и извещениях кружка с декабря 1914 г. Но, зная, что в этой же квартире находилась редакция журнала «Доброе утро», возглавляемая суриковцем Деевым-Хомяковским, можем предположить, что и Суриковский кружок находился здесь уже с сентября 1914 г. (с даты выхода первого номера этого журнала), и Сергей Есенин приходил именно сюда до самого отъезда в Петроград, в марте 1915 г.

Александровская ул. (ныне Октябрьская) начиналась от бывшей Екатерининской площади (пл. Коммуны). Дом № 8 тоже Не сохранился, и узнать о нем мы можем лишь из материалов Исторического архива.

Суриковский кружок снимал для своих собраний помещение во владении Гавриила Константиновича Рязанцева. Среди принадлежавших ему пяти домов - дом (здание IV) с трехкомнатной квартирой № 18 на первом этаже, находившийся во дворе\справа. Был он деревянным, двухэтажным.

Николай Саркановский, друг юности С.Есенина , вспоминал: «Однажды взволнованный Есенин сообщил мне, что он добился того, что профессор Сакулин обещает беседовать с ним по поводу его стихов. Вскоре Сергей с восторгом расска-зывал мне свои впечатления о разговоре с профессором. Особенно одобрил ok стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...»

Допустима версия, что беседа могла состояться и на квартире профессора Павла Никитича Сакулина - Трубниковский, 3 (дом купчихи Петровской М.Я.).

Из донесений филеров, наблюдавших за Есениным 5 ноября 1913 г.: «В 9 час. 45 мин. вечер, вышел из дому с неизвестной барынькой. Дойдя до Валовой ул. постоял мин. 5, расстались. «Набор» (кличка С.Есенина , данная охранкой.- В.Б.) вернулся домой, а неизвестная барынька села в трамвай, на Смоленском бульваре слезла, пошла в дом Гиппиюс с Дворцового Проезда, пошла в среднюю парадную красного флигера № 20 с Теплого пер. во дворе флигер правая сторона квар. в среднем парад, в низу на лево, где и оставлена; кличка будет ей «Доска».

Что это за «барынька», охранка постаралась узнать очень скоро: «Для ее опознания филер сообщил приметы полицейскому надзирателю 1-го участка Хамовнической части: «Лет 20, среднего роста, телосложения обыкновенного, темная шатенка, лицо круглое, брови темные, нос короткий, слегка вздернутый». На что полицейский надзиратель сообщил в московскую охранку: «По приметам подходит Изряднова Надежда Романовна, 21 г., крестьянка Ряжского уезда, Подвислинской вол<ости>, деревни Прянки - корректор типографии Сытина».

Полицейский надзиратель ошибся, указав вместо Анны Романовны Изрядновой, с которой дружил тогда Сергей Есенин и которая также работала корректором в типографии Сытина, на ее родную сестру Надежду Романовну, прожива-ющую в этой же квартире.

Филер, следуя за «барынькой», описал и дом, и расположение квартиры достаточно полно. Нам останется лишь добавить по материалам Исторического архива, что владение по Теплому переулку (ныне ул. Тимура Фрунзе), д. 20, принадлежало классному художнику архитектуры Карлу Карловичу Гиппиусу. А в средней парадной «красного флигера» во дворе, на первом этаже, действительно занимала квартиру из трех комнат под № 28, семья Изрядновых, хозяин которой и три его дочери, работали в типографии И.Д.Сытина. В этой квартире Сергей Есенин бывал на протяжений нескольких лет.

В 1914 г. Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой. В письме поэту А.В.Ширяевцу от 21 января 1915 г. Есенин сообщает свой адрес: «Москва. 2-й Павловский пер., д. 3, кв. 12».

Все три коротких Павловских переулка, сохранившие свои названия, начинались от бывшей площади Александровских казарм и заканчивались, упираясь в железнодорожные пути Московской товарной станции (ныне между улицами Павловская и Дубининская).

Владение по 2-му Павловскому пер., д. 3 принадлежало Горшковой Анастасии Васильевне. «Дело московской городской управы. Об оценке владения...» отражает как раз тот момент, когда домовладелица к своему двухэтажному деревянному дому, стоящему по переулку, сделала в 1914 году двухэтажный пристрой со стороны двора, с новыми квартирами N№ 9, 10 - на первом этаже, и N№ 11, 12 - на втором.

Возможно, что С.Есенин и А.Изряднова в квартире № 12 этого пристроя, были самыми первыми жильцами. Дом этот также не сохранился.

Вот что вспоминала о жизни Есенина в этой квартире А.Р.Изряднова: «В сентябре поступает в типографию Чернышева-Кобелькова (из типографии И.Д.Сытина Есенин ушел в мае 1914 г.- В.Б.), уже корректором. Живем вместе около Серпуховской заставы, он стал спокойнее. Работа отнимает очень много времени: с восьми утра до семи вечера, некогда стихи писать. В декабре он бросает работу и отдается весь стихам, пишет целыми днями... В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире... В марте поехал в Петроград искать счастья».

Да, переступив порог именно этого дома, уехал Есенин из Москвы к Блоку , уехал навстречу своему будущему.

Адрес типографии торгового дома «Чернышев Д. и Кобельков Н.» был следующим: «Мясницкая, Банковский пер., д. 10».

В воспоминаниях поэта Д.Н.Семёновского читаем: «Был солнечный мартовский день, и мы от Кошкарова пошли к жившему в Замоскцоречье гусляру-суриковцу Ф.А.Кислову... На крыльце одноэтажного дома мы позвонили. Нас встретил седобородый старичок в длинном сюртуке. Он весь лучился добротой, радушием. Увидев Есенина , обрадовался:

Сережа, милости просим!.

Поиски в Историческом архиве г.Москвы домовладения Федора Александровича Кислова в Замоскворечье успехом не увенчались. Не помогла и адресная книга «Вся Москва». И только позже, в юбилейной статье С.Кошкарова «Поэт-гусляр Ф.А.Кислов», встретился правильный адрес: «Грохольский пер., 3-й проезд, дом 5».

Это позади бывшей Шереметевской больницы, напротив университетского ботанического сада. Сергей Кошкаров был другом Кислова и часто бывал у него. Федор Александрович занимал там небольшую каморку у своей дочери.

7 февраля 1915 г. Сергей Есенин присутствовал на заседании редакционной комиссии Суриковского литературно-музыкального кружка, состоявшемся на квартире Г.Д.Деева-Хомяковского. Квартира Г.Д.Деева находилась по адресу: 3-й Самотечный пер., 1535, вблизи от Екатерининского парка.

Литератор Н.Н.Ливкин вспоминал: «Молодежь, группировавшаяся вокруг журнала, весьма охотно посещала литературные «субботы» «Млечного пути». Они проходили обычно живо и интересно. За столом писатели, поэты, художники, скульпторы, артисты... На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком.

- Есенин ,- сказали мне.

Редактором-издателем журнала «Млечный путь» был Алексей Михайлович Чернышев, приказчик торгового дома «А.Колесников». В его квартире была редакция журнала, там же проходили и литературные «субботы». Адрес ее был - ул. Садовническая (ныне Осипенко), д. 9, кв. 5637, по соседству с существовавшей и тогда центральной электростанцией г.Москвы.

В данной статье приведены только те адреса, которые уточнялись автором.

Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек .

Брат Питера Брука

Выдающийся театральный режиссёр Валентин Николаевич Плучек , двоюродный брат великого британского театрального режиссёра , 55 лет назад возглавил Театр сатиры, худруком которого служил до самой своей смерти (его не стало 10 лет назад, в 2002 году). И 32 года, с 1970-го, он прожил с супругой Зинаидой Павловной на Большой Бронной, на 13-м этаже д. 2/6 в квартире № 47. Здесь в 2009-м, к 100-летию со дня рождения Плучека, открылся мемориальный музей-квартира в три небольшие комнаты, где главное богатство - книги (2 тыс. томов), расположившиеся даже в прихожей. Хозяин был страст-ным книгочеем и собирателем книг. Родился в Москве, был последним учеником великого .

Дом № 2/6 на пересечении Большой и Малой Бронных по праву называют «домом знаменитостей». В нём проживали Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Андрей Гончаров … Дом - с виду обычная башня из кирпича с застеклёнными лоджиями.

Квартира Плучека - образец интеллигентного «гнезда»: две светлые комнаты совсем невелики, а в большой собирались компании людей уникальных: , Питер Брук, Эльза Триоле , сестра Лили, с мужем Луи Арагоном - и буквально вся театрально-литературно-музыкальная столичная элита. Все предметы мебели, живопись, графика сохранены, как при жизни хозяев. Сделать квартиру музеем было волей самого хозяина. Начало положила после его смерти Зинаида Павловна, но через два года её тоже не стало. Новорождённый музей взялся опекать театральный музей им. А. А. Бахрушина. Уже при жизни Плучека его квартира напоминала музей: авторские предметы мебели (подарки самих мастеров) просты и изящны, подлинный рисунок Маяковского к «Мистерии-Буфф», картины Тышлера и Фалька , тарелка работы (подарок Брука), костюм Фигаро (в котором он так внезапно умер во время спектакля на гастролях в Риге), портреты Мейерхольда, и Пастернака

Адрес музея: ул. Б. Бронная, д. 2/6, открыт с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. Выходной - последний понедельник месяца. Посещение по предварительной записи.

«Комнатёнка-лодочка»

Приказ о создании Государственной библио-теки-музея В. В. Маяковского был подписан в Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) в гибельном 1937-м (символично, что и сам дом № 3/6 в Лубян-ском проезде стиснут объятиями огромного здания НКВД-КГБ, - столь нерасторжима связь поэта с кровавой эпохой). Сегодня музею почти 75 лет, он пережил переезд, реконструкцию и стал одним из интереснейших в столице.

В аскетично убранной (поэт ненавидел быт и мещанство) «комнатёнке-лодочке», так её называл сам поэт, в 20 м², он прожил 11 лет, с 1919 года. Но комната - это только мемориальная часть, а всё, что вокруг в бывшей коммуналке, - попытка воссоздать футуристический, авангардный мир, окружавший поэта при жизни, как Жизненный Лабиринт, по которому он блуждал и в итоге попал в тупик. Музей вмещает всю жизнь поэта с рождения. Фонды его огромны - более 50 тыс. единиц. В основе - 68 записных книжек Маяковского, его рукописи и письма, личные вещи, в том числе уникальные - обручальное кольцо его матери и шашка деда.

Адрес музея: Лубян-ский проезд, д. 3/6, стр. 4. Работает ежедневно, выходной день - среда.

«Грустная» комната

В Москве у Сергея Есенина около 300 адресов, по которым он жил, выступал, бывал у друзей. Но особое место занимает комната в коммуналке на 1-м этаже в доме у Арбата, в переулке Сивцев Вражек. Есенин любил Москву: «Я люблю этот город вязевый». Вся жизнь поэта была связана с ней - с 1912 года, когда 100 лет назад он приехал сюда в 17 лет из села Константиново Рязанской губернии с тетрадкой стихов учиться.

На самом деле этот музей - не музей-квартира, а Есенин-ский культурный центр, хотя его можно было бы посвятить ещё и светлой памяти хозяйки комнаты, прожившей здесь с 1923 по 1946 год, Анны Романовны Изрядновой , первой, гражданской жены Есенина. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени - и у окружения поэта (вскоре он обвенчался с Зинаидой Райх , затем, уйдя и от неё, - с Айседорой Дункан ), и у биографов. Хотя она сыграла в жизни Есенина неоценимую роль - стала матерью его первого сына Юрия и воспитала его одна, дав свою фамилию. И именно к ней пришёл сюда Есенин перед своим роковым визитом в Ленинград, в октябре 1925 года, в 8 утра, чтобы срочно сжечь вот в этой печи ворох каких-то бумаг.

Анна была старше на 4 года. Когда она с маленьким Юрием поселилась в этой комнате на 1-м этаже близ Арбата, они с Есениным уже были врозь (а жили вместе совсем недолго). Узнав о её беременности, родные изгнали Анну из дома - её проклял отец. Есенин же чадолюбием не отличался. После смерти поэта она передружила всех его детей, прописала у себя в этой комнате его мать, считавшую её любимой невесткой, подружилась с его сёстрами.

Кто-то назвал эту комнату «грустной». Соседи (в квартире 5 комнат) рассказывали, что Изряднова жила тихо, как мышка. Всю жизнь после ареста 22-летнего сына в 1937 г. она страшно боялась, что придут и за ней. И так и не узнала, что его расстреляли на Лубянке в том же 1937-м после долгих допросов «с пристрастием», с особой жестокостью, и всё носила на Лубянку посылки, вязала сыну свитера…

История этого удивительного музея, куда стало возможно попасть лишь недавно, около года, тоже удивительна. Он создан благодаря энтузиазму известного артиста Сергея Петровича Никоненко . Когда он учился во ВГИКе у , тот предрёк ему: ты сыграешь Есенина! И в 1971 году (Никоненко было 30 лет - столько, сколько прожил Есенин) его пригласили на роль поэта в фильме «Пой песню, поэт...». Актёр получил допуск к архивам, где обнаружил воспоминания Изрядновой. И оказалось, что он живёт в том доме, где жила и Анна Романовна, где теперь центр-музей, созданный благодаря Никоненко.

Адрес музея: пер. Сивцев Вражек, д. 44, кв. 14. Посещение по записи.

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Москва Есенина ― бурная, тесная, душная. Выросший на рязанских просторах поэт так и не смог привыкнуть к городской сутолоке, но именно сюда, в Первопрестольную, он всегда возвращался. В Москве можно насчитать десятки адресов, связанных с именем Есенина, но мы остановимся на нескольких из них.

Серей Есенин впервые приезжает в Москву в 1911 году и останавливается у своего отца в «Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н.В. Крылова». В небольшом двухэтажном деревянном доме Александр Никитич занимал три комнаты. Квартира 6 в этом здании — единственный официальный адрес, по которому был прописан будущий поэт.

Работа на фабрике, куда его устроил отец, Сергею не нравилась. После родительских хлопот в 1913 году его берут на работу в типографию Сытина. Там поэт знакомится со своей «гражданской» женой Анной Изрядновой. Как она писала в своих мемуарах: «С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение у него было угнетенное, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать».

Ситуация изменилась уже через пару лет. Есенина хорошо печатали, хотя это и не приносило большого дохода. Отношения с Изрядновой, в которых родился сын Юрий, распались, но с его матерью поэт на всю жизнь сохранил дружеские отношения.

В 1995 году в Большом Строченовском переулке открылся музей поэта. Сегодня его экспозиция включает в себя около шести тысяч экспонатов, среди которых личные вещи, фотографии, прижизненные издания Есенина.

Квартира Есенина и Мариенгофа


В 1918 году Сергей Есенин встречается с другим молодым поэтом ― Анатолием Мариенгофом. Их знакомство переросло в большую дружбу. В квартире № 46 друзья занимали три комнаты, одной из которых служила бывшая ванная. В своих воспоминаниях Мариенгоф пишет: «Мы жили вместе и писали за одним столом… У нас были одни деньги: его ― мои, мои ― его. Проще говоря, и те и другие ― наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу».

Такую гармонию нарушали только свирепые московские морозы. Есенину и Мариенгофу приходилось спать на одной кровати, «наваливая на себя гору одеял и шуб». И бывали дни, когда уют ледяного кабинета друзья меняли на обитание в маленькой ванной комнате. «Ванну мы закрыли матрасом ― ложе; умывальник досками ― письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику», ― отмечал Мариенгоф.

В этой квартире нередко собиралась творческая элита Серебряного века, сюда жена Есенина Зинаида Райх привозила дочку Танечку, чтобы познакомить её с папой. Сам поэт прожил здесь до 1923 года, в память об этом периоде на здании установлена мемориальная доска.

В 1919 году Есенин и Мариенгоф с разрешения председателя Моссовета Льва Каменева открыли на Большой Никитской улице «Лавку имажинистов». Сначала они продавали в магазине букинистическую литературу, но затем стали выставлять и свои издания. Лавка была известна на всю Москву, наибольшей популярностью пользовались стихотворные сборники Есенина. Поэт нередко сам стоял за прилавком. По воспоминаниям революционерки, приятельницы поэтов, Мины Свирской, «делал это он очень неуклюже. Лазал по полкам, чтобы достать нужную книгу. Долго не находил. Растерянно суетился».

В свою очередь, мемуарист Виктор Мануйлов писал: «Есенин не любил торговать книгами, но охотно их надписывал и, как мне вспоминается, порою вызывал недовольство своих компаньонов, когда брал с прилавка книжку стихов и дарил её посетителю».

Есенин и Мариенгоф не всегда работали за прилавком. На втором этаже был расположен «кабинет дирекции», обставленный как салон: с мягкой мебелью и круглым столом. Здесь хозяева отдыхали и принимали гостей.

С танцовщицей Айседорой Дункан Есенин знакомится в свой 26-й день рождения у театрального художника Жоржа Якулова в его мастерской на Большой Садовой улице, 10 (здесь же расположена ). Великая «босоножка» с первого взгляда влюбилась в поэта, и они вместе поехали в её студию на Пречистенке. По дороге извозчик уснул и трижды объехал церковь Святого Власия в Гагаринском переулке. Как позже вспоминал Илья Шнейдер, поехавший вместе с парой, он разбудил старика. А Есенин радостно рассмеялся и сказал извозчику: «Повенчал».

Настоящая свадьба Есенина и Дункан состоялась весной 1922 года. После этого поэт переехал жить в особняк, но паре из-за гастролей Дункан необходимо было уезжать за границу. Вместе они побывали в европейских столицах и в США, однако уже в августе 1923 года Есенин один возвращается в Москву.

Квартира Софьи Толстой

Последним пристанищем поэта стала квартира в доме 3 в Померанцевом переулке. Сюда он поселился после свадьбы с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого, летом 1925 года. Как вспоминала младшая сестра Есенина Александра, здесь царила «мрачная музейная тишина», от чего квартира казалась неуютной и нерадостной. Однако сам поэт и его близкие возлагали большие надежды на брак, думая, что этот союз поможет Есенину справиться с депрессией, тягой к скитаниям и одиночеством.


Непростой судьбе Сергея Есенина сочувствуют по сей день, его талантом восхищаются. Однако мало кто знает, как сложилась судьба его первой жены - той женщины, которая, по сути, помогла ему стать тем, кем он стал. А ведь ее жизненный путь не менее интересен...
Любовный треугольник, как известно, - самая распространенная основа сюжета романов, пьес, кинофильмов… Но жизнь, увы, преподносит иногда такое, чего не придумает и самый изобретательный драматург.
Её называли демонической женщиной, которая играючи разрушила жизни двух гениальных мужчин. Кем же она была? Музой поэта? Ведущей актрисой театра Мейерхольда? Или просто женщиной, которая любила и была любима?
Зинаида родилась 1894 году, в семье обрусевшего немца Николая Райха и дворянки Анны Викторовой, в селе Ближние Мельницы под Одессой. Отец ее был социал-демократом, и дочь придерживалась взглядов отца, за, что ее и исключили из гимназии.
Революцию Зинаида встретила в Петрограде, работая машинисткой в левоэсеровской газете «Дело народа». В библиотеку этой газеты часто заходил Есенин, там они и познакомились. Райх думала, что Сергею нравится библиотекарша Мина Свирская, и сама уже собралась замуж за его друга Алексея Ганина. Перед помолвкой друзья все вместе решили съездить на Соловки. В этом путешествии, забыв про Ганина, в маленькой церкви и обвенчались Сергей Есенин и Зинаида Райх.
Денег не было, срочно была отбита телеграмма в Орёл, и отец, не требуя объяснений, выслал дочери деньги. На них купили наряд для невесты и обручальные кольца. По пути в церковь жених нарвал букет полевых цветов.
Вернувшись в Петроград, молодожены первое время жили врозь: скоропалительный союз не оставил времени привыкнуть к статусу супружеской пары.
«Всё-таки они стали мужем и женой, не успев опомниться и представить себе хотя бы на минуту, как сложится их совместная жизнь, договорились поэтому друг другу «не мешать», - пишет в воспоминаниях дочь Райх и Есенина Татьяна.
Однако молодые привыкли к реальности быстро и вскоре воссоединились. На правах требовательного супруга Сергун, как называла мужа Зинаида, пожелал, чтобы жена оставила работу в редакции и занималась домашним очагом и семейным уютом.
Требованию она подчинилась, ведь хотелось иметь нормальную семью, да и энергичный характер Зинаиды придавал уверенности, что она справится со всем и создаст тёплое семейное гнездышко.
Жили супруги без особого комфорта в съёмной квартире. Есенин много работал, часто печатался, неплохо зарабатывал, поэтому, несмотря на голодные времена, были хлебосолами, часто принимали гостей.
Друзьям Есенин благожелательно отзывался о жене, выделял её умение вести домашнее хозяйство, кулинарные способности, талант при скудном наборе продуктов готовить вкусные блюда: «Если бы она пошла по поварской линии, из неё получился бы мастер своего дела. Я не раз наблюдал, как она священнодействовала…»
По воспоминаниям современников, Зинаида была человеком открытым, легко сходилась с людьми, любила общение. Она старалась ненавязчиво и бескорыстно помочь человеку, приободрить шуткой тех, кто переживал нерадостные времена, вселить надежду.
Райх отличалась превосходным качеством, подмеченным не одним мемуаристом, - способностью притягивать к себе людей. Однако, при всех этих замечательных свойствах, была вспыльчива, резка в суждениях - сказывался характер отца, во многом повторившийся в характере дочери.
Лучшие месяцы супружеской жизни закончились с переездом в Москву, на некоторое время Зинаида и Сергун расстались. Совместного жилья в Москве не нашли, Есенин скитался по знакомым, его слава разрасталась, и всюду он был желанным гостем.
Женщин пленяли не только его стихотворные строки, но большей частью и красивое напудренное лицо, завитые локоны волос пшеничного цвета.
Любопытно высказывание Ахматовой о Есенине той поры: «…Слишком уж он был занят собой. Одним собой. Даже женщины его не интересовали нисколько. Его занимало одно - как ему лучше носить чуб: на правую сторону или на левую сторону?»
Беременная Зинаида поневоле держалась в тени гениального мужа и поодаль от его богемных друзей. Она поселилась в гостиничном номере, но рожать уехала в Орёл, где в мае 1918 года на свет появилась старшая дочь поэта Татьяна.
Не только неустроенность заставила уехать из Москвы. Есенин попросил своего друга Анатолия Мариенгофа… «вынуть из петли», избавить от любви собственной жены.
«Не могу я с Зинаидой жить… говорил ей - понимать не хочет… не уйдёт… вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу». Скажи ты ей, Толя… что есть у меня другая женщина… С весны, мол, путаюсь и влюблён накрепко… а таить того не велел…».
На другой день Зинаида уехала к родителям.
Это не было окончательным расставанием. Оставив дочь в Орле, Райх вернулась к Есенину. Известны воспоминания Мариенгофа о первом приезде Райх с дочкой в Москву.
Девочка, прекрасно чувствовавшая себя в компании чужих людей, не признавала отца, чем вызывала его негодование. Он сердился, а неприятие его личности ребёнком считал «кознями» жены.
Через два года родился сын Константин, и его появление на свет также произошло вдали от отца. На новорожденного поэт не пожелал посмотреть.
«Лишь случайно на платформе ростовского вокзала ему сказали, что в вагоне кисловодского поезда Райх с сыном - приглашают взглянуть на дитя, - рассказывает Мариенгоф. - «Фу! Чёрный!.. Есенины чёрными не бывают…» С тем и ушел.
Этот отвергнутый отцом сын даст свой ответ на вопрос, почему Есенин расстался с Зинаидой Райх: «Безусловно, судя по рассказам матери и её подруги - Зинаиды Гейман, сыграли роль и «друзья» отца из группы «мужиковствующих», неприязненно относившихся к моей матери.
Она и сама относилась к ним с неприязнью, видя их тлетворное влияние на отца. Видимо, сыграла во всём этом деле роль и нерусская фамилия матери - Райх, которую она получила в наследство от отца - моего деда.
«Мужиковствующие» настаивали на еврейском, нерусском происхождении, в то время как мать у неё была русской, даже вышедшей из захудалого дворянского рода (Анна Ивановна Викторова).
Отец матери - Николай Андреевич Райх - железнодорожник, выходец из Силезии. Национальная принадлежность его затерялась в метриках прошлого века».
Всем, кто интересовался есенинской темой, известно описание Райх, данное А. Мариенгофом: «Это дебёлая еврейская дама. Щедрая природа одарила её чувственными губами на лице круглом, как тарелка… Кривоватые её ноги ходили по сцене, как по палубе корабля, плывущего в качку».
Окружение Есенина не признавало за ней ни обладание красотой, ни актерскими способностями.
Осенью 1921 года З. Райх стала студенткой Высших театральных мастерских, руководил которыми знаменитый Всеволод Мейерхольд. Они были знакомы, встречались в период работы в Наркомпроссе, на заседаниях знаменитой «Бродячей собаки», в редакции журнала, издаваемого Мейерхольдом.
Пленительная женственность, яркая внешность Зинаиды Райх окончательно покорили человека, имевшего «убийственные» внешние данные - «лицо топором, скрипучий голос». После встречи с молодой женщиной он словно переживал второе рождение.
Незадолго до нахлынувшей на него любви приговоренный к расстрелу «вождь театрального Октября» месяц находился в камере смертников в Новороссийске, и вот судьба подарила встречу с удивительной женщиной.
На одной из вечеринок он якобы сказал Есенину: «Знаешь, Серёжа, я ведь в твою жену влюблён… если поженимся, сердиться на меня не будешь?». И Есенин шутливо поклонился режиссеру в ноги: «Возьми ее, сделай милость… По гроб тебе благодарен буду».
Правда, когда Зинаида окончательно ушла от него, ругался: «Втёрся ко мне в семью, изображал непризнанного гения… Жену увёл…»