Проблема многообразия культур. Культура и духовная жизнь общества — Гипермаркет знаний Приобщение человека к культуре

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В самой общей форме культура может быть определена как особый, присущий только человеку, способ жизненной организации. Известный австрийский ученый, исследователь культуры Конрад Лоренц справедливо писал: "Мы, люди, - об этом всегда следует помнить - по своей природе культурные существа…Развитие человечества и его культур единый процесс» 1 . Каковыми бы ни были особенности той или иной культуры, как бы ни различались они по типам, формам и конкретным проявлениям, главной целью культурной деятельности остается определенная пространственно-временная организация действительности, а ее конкретным результатом - формирование определенного типа человеческой личности с присущим только ему особым видением действительности, способом общения и образом жизни. На этом основании возникает то, что принято называть ментальностью, - тот особый душевный склад, который определяет « лицо » той или иной культурной, придет ей особый индивидуальный характер.

В настоящее время общепринятой точкой зрения является характеристика современной культуры как - нетрадиционной , принципиальноотличной от предшествующих типов культуры, которые носили традиционный или традиционно – рефлекторный характер. Местом возникновения этой культуры стала Европа В настоящее время этот тип культуры приобрела общемировое и интернациональное значение Ее значимость ощутима, сегодня, даже в тех регионах мира, где еще сохраняются достаточно мощное влияние традиционные культурные формы..

На протяжении тринадцати веков своей истории с V по XVIII вв. европейская культура следовала традиции, уходящей корнями в античную эпоху,когда была создана парадигма(образец) культуры, « которая отрешась от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком- в Риме, оставалась значимой и для Средневековья и для Ренессанса, и далее вплоть до эпохи индустриальной революции Значимой- не то же, что неизменной. Однако, пока парадигма не была отменена как принцип все изменения исходили из нее,соотносились, соразмерялись с ней» 2 Именно эта постоянная связь с традицией, характер и содержание которой находились в процессе постоянных изменений определила историческую динамику европейской культуры в ходе которой трижды менялись ее состояния. В античный период состояние европейской культуры изменялось дважды. В период архаики и ранней классики она носила дорефлекторно-традиционалистский характер, который был преодолен греками в V- IVвв. до н. э. и сменился рефлекторно- традиционолистским состоянием, которое сохранялось в Европейской культуре до конца XVIII века.

«Различие между этими состояниями- явление иного порядка, чем различие между сколь угодно контрастирующими эпохами, как между античностью и средневековьем или средневековьем и Ренессансом. Перед лицом глубины этого различия те контрасты необходимо выявляют известное родство в рамках «аристотелевского цикла» 3 . Доминирующую роль в культуре традиционно-рефлекторного типа играет литературная культура. В античном мире, в конце классического периода и в эпоху эллинизма «лицо культуры начинает двоится»,в этот период пайдейя начинает существовать не только под знаком философии, но и риторики». Позднее, в эпоху Средневековья и Ренессанса доминирующую роль начинает играть осмысление античной культурной традиции под «знаком риторики»Характеризуя те факторы, которые являются общими в рамках «аристотелевского цикла для столь контрастирующих культурных эпох как Античность, Средневековье, Ренессанс С.С.Аверинцев отмечает: 1.Особую роль риторики. как важнейшего инструмента абстрагирования систематизации, делающего "«обозримой пестроту явлений действительности для рассудка.2.Неоспоримость идеала , передаваемого из поколения к поколению.3.Господство рассудочности-«ограниченного рационализма ».4. Приоритетность дедуктического, силологического «схоластического» мышления 4

Устойчивость этих факторов на протяжении столь длительного периода в условия[ сменяющих друг друга различных культурных эпох была связана с двумя обстоятелствами. Во первых, сохранением, вплоть до конца XVIII века аграрной в своей основе, цивилизационной структурой, которая подверглась модернизации только на рубеже XVIII-XIX столетий. Во вторых,с тем, что за сменой таких культурных эпох как Средневековье, Ренессанс и Новое время, стоял процесс культурного самоопределении(самосознания индивида),формами которого свое стали и «культуры обязанностей», «культуры призвания» и «культуры разума» в,которых, общекультурный потенциал античной парадигмы культуры, нашел свое индивидуальное воплощение. Создание этих культурных форм открыло путь свободной самореализации индивида и осознанию им себя в качестве не только объекта, но и субъекта культурного процесса

С этого момента утрачивается космологическая ориентация культурного процесса, которая находила законченное выражение в образце, а культура представлялась, как система воспитания человека в соответствии с этим образцом и с идеалом, сформировавшимся в греческом полисе,который представлялся предметным воплощением этого образца

В процессе культурного самоопределения индивида, вектор культурного процесса кардинально изменяется и приобретает антропологический характер Культурный потенциал классического образца используется в той степени и постольку поскольку он способствует самореализации индивида. Т.к. этот процесс одновременно (хотя и различной степенью интенсивности) осуществляется на трех различных технологическом, интеллектуальном,творческом на индивида одновременно воздей ствуют и в нем «… пересекаются ряд культурных линий, движение которых относительно друг друга и есть культура» 5 (выделено мной Г.П.)

С этого момента культура, покидает «территорию» своего прежнего пребывания в качестве которой выступал древнегреческий полис и его идеальная модель- культурная парадигма (образец. Отныне культура сут приобретает не парадигмический, не рефлекторный,а личностной характер и существует главным образом, как феномен духовной жизни человека. Вместе с тем это не значит,что прерывается связь с культурной традицией и обесценивается опыт накопленный в процессе ее рефлексии. Просто все эти достижения и весь этот опыт используется для развития самого человека. его реализации., как свободной личности. Более того, этот опыт становится все более востребованным по мере интенсификациии процессов связанных с модеренизации экономической и социальной жизни

Процесс модернизации продолжался с нарастающей интенсивностью и быстротой в XIX-XX веках. За первой – индустриальной – волной, последовала вторая - постиндустриальная , затем третья – информационная . Одновременно в Европе формировался новый тип личности – человек, принципиально отличающийся по своему видению действительности, способу социального и индивидуального общения и образу жизни от своего "классического" предшественника. В XX веке этот процесс приобрел мировой характер.

Все это способствовало изменению отношения человека к культурной традиции, составлявшей фундамент классических форм культуры.

Утверждение о нетрадиционности современной культуры не должно быть истолковано как полное разрушение ею каких бы то ни было связей с традиционными культурными ценностями. Здесь речь идет о другом - о постоянном имманентном изменении отношения к этим ценностям на всем протяжении истории современной культуры. Сложное отношение к традиции может создать впечатление перманентного кризиса культуры в современную эпоху, кризиса на грани полного краха. На наш взгляд, это впечатление ложно, а периодически появляющиеся в философии, начиная с известного сочинения О. Шпенглера «Закат Европы», пророчества о скорой и неизбежной гибели культуры не имеют достаточной научной обоснованности, так как неизбежным следствием этого стала бы не только деградация личности, но и гибель человеческого рода вообще. Ведь традиция – основа культурного диалога между историческими эпохами, народами, государствами, индивидами, диалога, который ведется постоянно, всегда и везде; и прекращение этого диалога – конец истории и утрата человеком социального качества, а вместе с ним и собственного «Я».

Термин «современность» имеет в русском языке несколько различных значений. В первом своем значении он характеризует явление как относящееся к единому времени, к одной эпохе. Во втором – как относящееся к настоящему времени. В третьем – как стоящее на уровне своего века, не отсталое. При характеристике современной культуры мы будем иметь в виду эти три значения термина и с их помощью попытаемся определить ее временные границы, основные периоды развития.

Итак, современная культура - это новая типологическая форма, которая приходит на смену классической европейской культуреV-XVIIIвв. Можно выделить три основных периода ее развития.

Первый относится к рубежуXVIII-XIXвв. Это этап решительного пересмотра традиционных представлений о культуре и создания предпосылок для формирования ее новой типологической формы. Тогда определились основные ориентиры современной культуры, задавшие всему культурному процессу принципиально новое направление.

Второй период - это время становления. Он относится в основном к XIX – началу XX вв.

Третий период связан с развитием и самоопределением современной культуры.

Поворот

Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

Г. Зиммель

В Новое время (XVII-XVIIIвв.) понятие «культура» неразрывно связывалось с понятием «разум». Завершалась история культуры классической Европы, основой которой был процесс культурного самосознания индивида. Была создана «культуры разума », человек осознал себя в качестве субъекта познания. Данное обстоятельство придало культурному процессу новую –антропологическую – направленность.

Этот поворот нашел наиболее законченное выражение в XVIIIвеке во взглядах на культуру представителей французского и немецкого Просвещения Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера и И. Канта.

Учение об автономности природы, которое стало следствием открытий новоевропейской науки, показавшей, что природа развивается по своим собственным законам, а не в соответствии с нормами «мирового» или «божественного» Разума, способствовало утверждению в сознании европейцев идей развития и историзма. Коренным образом меняются представления философов о природе и социальной жизни; теперь они воспринимаются не только как органически взаимосвязанные, но и как отличающиеся по своему содержанию феномены. Различие связывается прежде всего с той ролью, которую играет в жизни людей культура.

Культурастановиласьпредметом размышления , что в конце концов привело к кардинальному переосмыслению традиционных представлений о ней и выработке нового, научно-обоснованного понятия культуры. Первый шаг в этом направлении был предпринят представителями культуры Просвещения, прежде всего Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердером и И. Кантом. Каждый из них подверг решительной критике устоявшиеся представления о культуре и попытался определить ориентиры ее будущего развития.

В 1750 году Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Рассуждении на тему: способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов" решительно заявляет, что развитие этих двух важнейших институтов новоевропейской культуры не только не способствовало улучшению человеческой природы, а, напротив, привело к распространению заблуждений и пороков. Характеризуя происхождение наук, Руссо пишет: «Астрономия родилась из суеверий, красноречие из честолюбия, ненависти, лжи и лести; геометрия из скупости; физика из праздного любопытства; и все они, а с ними и сама мораль, из человеческой гордыни. Значит, науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам. Мы меньше сомневались бы в их преимуществах, если б они родились из наших добродетелей.

Порочное их происхождение слишком часто напоминает нам о себе. К чему были бы искусства без роскоши, которая их питает?… По мере того, как умножаются жизненные удобства, как совершенствуется искусство и распространяется роскошь, истинная храбрость теряет силу, воинские доблести тускнеют; тому виной также науки и искусства, которым предаются в тиши уединенных покоев» 6 . Подлинной нравственностью, по мнению Руссо, обладает лишь тот человек, жизнь которого отмечена близостью к природе и еще не «испорчена» влиянием наук и искусств: "Размышляя о нравственности, нельзя не отдыхать душой, вызывая в памяти картины первоначальной простоты. Взор беспрестанно обращается к прекрасному побережью, украшенному лишь рукою природы, и отрывается от него с сожалением» 7 .

Человек должен сбросить с себя железные цепи цивилизации, которые украсили цветами науки, литературы и искусства, и вернуться к здравому смыслу. Только в этом случае он сможет обратить взор к самому себе, познать свою природу, обязанности и цель жизни. Только тогда он «поднимется над самим собой »: «Величественно и прекрасно зрелище человека, когда он ценою собственных усилий является из небытия; когда светом своего разума рассеивает он мрак, которым окружила его природа, когда он поднимается над самим собой, устремляясь помыслами к небесным сферам, когда подобно солнцу, гигантскими шагами проходит он обширные пространства вселенной и когда – а это еще величественнее и сложнее – он обращает взоры к самому себе, чтобы увидеть человека, познать его природу, его обязанности, его цель. Все эти чудесные превращения повторились в истории недавних поколений» 8 .

Суть этого высказывания Руссо состоит в том, что кончилось то время, когда человек, размышляя о смысле и высших целях своей жизни, искал ответы на эти вопросы в решении «метафизических», т.е. абстрактных по отношению к реальным проблемам жизни, вопросов. Наступило время осознать себя не только в качестве объекта, но и субъекта культуры. Призыв Руссо к человеку «подняться над самим собой» означал не что иное, как призыв к новому поколению людей реализовыватьсвою индивидуальность как личность . В рассуждениях Руссо о природе человека и «улучшении состояния человеческого рода», как он сам утверждает, речь идет об улучшении нравственного состояния не «ничтожнейшего меньшинства», а прежде всего народа, так как, по его мнению, «именно народ составляет род человеческий». Французский мыслитель решительно выступает против противопоставления «ученой» и «народной» культур и отстаивает идею создания единого национального языка, противопоставляя ее традиционному разграничению «языка культуры» и «бытовой устной речи».

Идеи французского мыслителя сыграли определяющую роль в утверждении культурной идеологии Просвещения и оказали влияние на Гердера и Канта.

Немецкий просветитель И.Г. Гердер стал основателем европейской философии истории и культуры. В своем труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792) он впервые попытался рассмотреть историю людей исходя из нее самой, а не из законов человеческого разума, что выдвинуло в центр его внимания проблемы культуры. Гердер подверг решительной критике традиционное понимание культуры как достаточно неопределенное и пустое: «Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? Счастью отдельных людей - вот что хочу я сказать, ибо может ли быть счастливо целое государство, понятие абстрактное, в то время, как члены его бедствуют? Это противоречие, или лучше сказать мнимость, которая незамедлительно разоблачает себя» 9 .

Новый взгляд на определение культуры получил всесторонне обоснование в работах Канта. Подводя итог предшествующему этапу развития культуры, он писал в главном своем сочинении «Критика чистого разума» (1781): «…метафизика природы и нравов и, в особенности, (пропедевтическая) критика разума, отважившегося летать на собственных крыльях, составляет все, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связи с мудростью, но на пути науки, единственном пути, который, раз он продолжен, никогда не зарастает и не допускает заблуждений. Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума» 10 . В работе Канта "Критика способности суждения", завершающей цикл из трех главных сочинений философа, дается новое, отличное от традиционного, определение культуры: "Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит в их свободе) - это культура». Такое понимание феномена культуры требует коренным образом пересмотреть традиционные представления о месте человека в системе природы: "Мы имеем достаточное основание рассматривать человека не только как цель природы подобно всем организмам, но здесь, на земле, также и как последнюю цель природы, по отношению к которой все остальные вещи в природе составляют систему целей" 11 . Философ утверждает, что «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, должны быть применены к организации его жизни".

В статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение» Кант связывает этот новый взгляд на культуру с необходимостью формирования нового типа человека, способного «публично пользоваться собственным умом ». Это право человека пользоваться собственным разумом свободно ничем не должно быть ограничено и должно быть закреплено в законе. Кант, тем самым, видит в культуре не только средство индивидуального самосознания индивида, но путь самореализации индивида в качестве духовно- и социально-самоценной,свободной личности .

В конце XVIII- началеXIXвв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung », появление которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученыйГёте , поэтому переходный период часто называют «веком Гёте».

Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как "вторая природа" - совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества » 12 . Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход терминаBildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение новой,антропологической, направленности культурогенеза. Поворот был завершен, наступало время творения новых культурных форм – время становления современной культуры.

Доклад. Много ли культур?

Ответы:

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР? Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества. Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции. Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями. Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц. ложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое простонапросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе. В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Ответ оставил Гость

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время.Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам ДревнегоЕгипта и Древней Греции.Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определятьсярасовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культураможет исторически сформироваться и на территории одного государства.Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурноепространство множество народов с различными обычаями и религиознымиверованиями.Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным ипрофессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересыподростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так жекак отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, акультура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.ложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда можетпоказаться, что культура как единое целое простонапросто не существует.На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единуюмозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И современем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого неудивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла ванглийском переводе.В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур.Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения ивзаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима иуникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческимразвитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки,она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не можетнаходиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможностьсравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие.Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценностикультуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами,вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может лиразвиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек - «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях - она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения - одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек - человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» - понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура - суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек - творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: речи, культурный человек, духовная культура личности , физическая культура. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое культура как общественное явление?

Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура.

Культура имеет некоторые отличительные свойства - преемственность, традиции, новаторство.

Каждое поколение несет в себе опыт культурного освоения мира предыдущих поколений, строит свою преобразующую деятельность на устоявшихся принципах, стилях, направлениях, и, как результат усвоения предшествующих достижений, рвется вперед, развивая, обновляя и совершенствуя окружающий мир.

Составные части культуры - материальная и духовная.

Включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением.

Духовная культура - это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Кроме того, говорят о видах культур. К ним относят:

Создается профессионалами, привелигированной частью общества; не всегда понятна широким слоям общества.

Народную культуру - фольклор -- создается неизвестными авторами, любителями; коллективное творчество.

Массовую культуру - подразумевают концертное, эстрадное искусство, воздействующее через СМИ.

Субкультуру - система ценностей определенной группы, общности.

Что такое культура поведения?

Это понятие определяет совокупность сформированных качеств личности, социально значимых, позволяющих основывать повседневные поступки на нормах нравственности и морали. Усвоение общечеловеческих ценностей позволяет регулировать собственную деятельность в соответствии с требованиями общества.

Однако можно констатировать тот факт, что понятие «культура поведения» и его нормы меняются в зависимости от состояния нравственности в конкретный исторический период развития обшества.

Например, всего двадцать лет назад гражданский брак и внебрачная сексуальная связь строго осуждалась в российском обществе, а сегодня в некоторых кругах считается уже нормой.

Что такое культура речи?

Культура речи - это соответствие речи нормам литературного языка. Насколько она необходима современному человеку, можно судить о возрастающей популярности учебных курсов. Высокий профессиональный уровень предполагает высокий уровень владения речевыми нормами.

Кроме того, индивидуальный уровень духовной культуры человека соответствует его культуре речи.Красивая, модная, вызывает восхищенные взгляды окружающих. Однако, стоит ей открыть рот, как поток нецензурных выражений обрушивается на слушателей. Духовная культура человека налицо.

Что такое культура общения?

Общение - феномен социального общества. Различают Умение продуктивно общаться, взаимодействовать через общение с окружающими людьми, партнерами, коллегами - социально значимое качество современного успешного человека.

Культура общения подразумевает связь трех компонентов.

Во-первых, общение связано с навыками восприятия другого человека, восприятия вербальной и невербальной информации (перцепция).

Во-вторых, большое значение имеет умение передать информацию, чувства партнеру по общению (коммуникация).

В-третьих, взаимодействие в процессе общения (интеракция) является решающим в оценке эффективности общения.

Культура - многоплановое, сложное понятие, характеризующее определенный уровень развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.