Когда нужно проводить аукцион по 44 фз. Участие в электронном аукционе: пошаговая инструкция. Отличие конкурса от аукциона

Эксперты утверждают: через электронный аукцион закупки для государственных нужд осуществляются наиболее часто. По данным на август 2018 года около 65% торгов проходят именно в такой форме. Определение победителя на электронном аукционе представляется максимально прозрачным, так как зависит от единственного критерия – цены предлагаемого товара.

Особенности электронного аукциона

447-я статья Гражданского кодекса РФ сообщает, что торги могут проходить в двух основных формах – конкурса и аукциона, и объясняет их различия:

    на конкурсе побеждает участник, предложивший лучшие условия (по мнению комиссии);

    на аукционе победителем становится лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Однако аукцион в электронной форме, который устраивается для закупки товаров или услуг для нужд государства, имеет свои особенности. Контракт заключается с участником, предложившим самую низкую цену.

Информация об электронном аукционе доводится до неограниченного числа лиц, каждое из которых вправе принять в нем участие, если оно соответствует заявленным заказчиком требованиям. Для всех участников они едины.

П. 2 ст. 59 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) определяет, в каких случаях перед тем, как заключить контракт, электронный аукцион проводится обязательно:

    Если необходимые работы, услуги или товары поименованы в особом федеральном Перечне (Постановление Правительства № 471-р от 21.03.2016);

    Если работы, услуги или товары входят в дополнительный Перечень, установленный региональной исполнительной властью.

Товары, услуги или работы разрешается включать в данные Перечни, если их можно подробно описать, посчитать и оценить в денежном эквиваленте. По своему усмотрению с помощью электронного аукциона заказчик вправе осуществлять закупки продукции и услуг, не указанных в «обязательных» Перечнях.

Аккредитация и подача заявки

Участие в электронном аукционе предваряет аккредитация участника и подача им заявки. Аккредитацию он проходит на электронной площадке – у одного из операторов, отобранных Правительством РФ (Распоряжение Правительства № 1447-р от 12.07.2018). Официальные площадки электронных аукционов также перечислены на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, с ними можно ознакомиться ]]> ]]> .

Для аккредитации участник передает оператору заявление и документы, перечисленные в 61-й статье закона № 44-ФЗ. В частности, ему нужно предоставить копии:

    выписки из реестров – ЕГРЮЛ (для юридических лиц), ЕГРИП (для ИП);

    учредительных документов (для юрлиц), паспорта (для физического лица);

    документации, подтверждающей полномочия руководителей, и т.д.

Помимо аккредитации, которая дается на три года, для участия в торгах потребуется электронная подпись - заявка на участие в электронном аукционе подписывается именно ЭЦП. Заявка состоит из двух частей:

    В первой части выражается согласие поставить товар (оказать услугу), соответствующий требованиям заказчика, сообщается о стране его происхождения.

    Во второй части участник представляет сведения о себе, прикладывает необходимые документы.

Обе части заявки направляются одновременно. Оператор в течение часа подтверждает ее получение и присваивает заявке уникальный номер.

Еще до того, как отправлена заявка, электронный аукцион требует от потенциальных участников внесения денежных средств на специальный банковский счет. Таким образом происходит обеспечение электронного аукциона, которое может варьироваться в зависимости от цены контракта (п.16 ст. 44 № 44-ФЗ). По окончании срока, установленного для подачи заявок, банк блокирует обеспечительную сумму на спецсчете участника после получения информации от электронного оператора. Если необходимой суммы на счете не окажется, заявка вернется к ее отправителю.

Проведение электронного аукциона

Процедура начинается с объявления даты предстоящего аукциона. Он проводится через два дня после рассмотрения комиссией заказчика первых частей заявок, поступивших от участников.

В назначенное время участники собираются в виртуальном зале – на электронной площадке. Когда открывается аукцион, они подают свои предложения относительно цены контракта. «Шагать» в сторону ее понижения разрешается не менее, чем на полпроцента от начальной суммы, или минимального предложения одного из участников и не более, чем на 5% (но не менее 100 руб.). Если в течение 10 минут новых «шагов» не было, аукцион завершается победой последнего «игрока», максимально снизившего цену.

Электронный аукцион: сроки

Весь процесс проведения аукциона регламентирован четкими сроками. Некоторые из них приведены в таблице.


Действие

Срок, статья по ФЗ № 44

Аккредитация участника на электронной площадке (или отказ в ней)

5 дней (61-я ст., п.4)

Предупреждение оператором о скором истечении полученной аккредитации

За 3 месяца до даты истечения срока (61-я ст., п.15)

Изменение заказчиком аукционных документов

Не позже, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок (65-я ст., п.6)

Прием первого предложения от участника – о цене контракта

10 минут с начала электронного аукциона (68-я ст., п.11)

Размещение протокола о признании аукциона несостоявшимся

В течение 30 минут после его завершения (68-я ст., п.20)

Электронный аукцион по 44-ФЗ: квота для предпринимателей

При проведении электронных аукционов и конкурсов особые преференции сделаны для субъектов малого предпринимательства, а также соцориентированных НКО. Согласно 30-й статье закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны покупать у них не менее 15% от годового совокупного объема всех сделанных ими госзакупок. За несоблюдение данной квоты должностным лицам грозит штраф в размере 50 000 рублей (п. 11 ст.7.30 КоАП РФ).

Проведение аукциона по 44-ФЗ обязательно, если товар, работа или услуга есть в перечне, определенном Правительством РФ. Далее расскажем об особенностях этого способа определения поставщика и представим пошаговую схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика.

Когда обязательно проведение электронного аукциона по 44-ФЗ

Для начала разберем, что это такое электронный аукцион по 44-ФЗ. Это процедура, которая проводится на торговой площадке. Участники подают две части заявки. В рамках аукциона по 44-ФЗ они снижают НМЦК на шаг. Побеждает тот, кто предложил наименьшую стоимость исполнения обязательств и соответствует всем требованиям заказчика.

Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, если товар, работа или услуга входят в перечень из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р или в дополнительный список, разработанный госорганом. Позиции включают в такие перечни при одновременном соблюдении двух условий:

  • критерии определения победителя имеют количественную и денежную оценку.

В перечень Правительства входят:

  • уголь;
  • нефть;
  • пищевые продукты;
  • текстиль;
  • табак;
  • бумага;
  • электрическое оборудование;
  • транспортные средства;
  • услуги по ремонту машин;
  • услуги по водоотведению;
  • строения и работы по их возведению и т.д.

Заказчики имеют право на проведение электронного аукциона и в других случаях, не указанных в этом нормативно-правовом акте.

Электронный аукцион: какая статья по 44-ФЗ

Аукциону в электронной форме по 44-ФЗ посвящены сразу несколько статей Закона о контрактной системе. В 59 статье говорится о том, когда обязательно проведение электронного аукциона по 44-ФЗ. В 61 статье дается порядок аккредитации на торговой площадке . Обратите внимание, что с 2019 года она утратит силу.

Статья 62 44-ФЗ об электронном аукционе посвящена реестру участников закупок , аккредитованных на ЭТП. В 63-64 статьях рассматривается содержание извещения и другой аукционной документации. 65 статья рассказывает о порядке предоставления документации об электронном аукционе. Подаче заявок посвящена 66 статья. В 67 статье говорится о порядке рассмотрения их первых частей.

Подача заявок по 44-ФЗ на электронный аукцион

Рассмотрим порядок проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция включает несколько этапов. Вначале заказчик готовит аукционную документацию. После публикации извещения участники начинают подавать заявки. Они по-прежнему состоят из двух частей. В первой участник не раскрывает свое имя, а сообщает сведения о предлагаемом им товаре, работе, услуге и дает согласие на поставку, оказание услуг или выполнение работ. К ней можно приложить изображение товара.

Во второй части дается информация о самом участнике. Также вторая часть заявки содержит документы о соответствии товара требованиям, решение об одобрении крупной сделки и при необходимости декларацию о принадлежности к малым предприятиям и СОНКО .

Представьте ситуацию — вы проводите аукцион, принимаете заявки. И в общем числе заявок обнаруживается одна необычная. В ней все стандартно, кроме одного момента. Участник указал не одну, а несколько стран происхождения товара.
.

Срок подачи заявок зависит от НМЦК. Если она меньше 3 млн руб., у участников есть как минимум 7 дней, если больше — 15 дней. Заказчик вправе устанавливать и большие сроки. Даты проведения электронного аукциона по 44-ФЗ он определяет самостоятельно, руководствуясь планом-графиком.

Участники подают обе части заявки одновременно через функционал торговой площадки . Оператор в течение часа дает ответ: принято заявка или нет. Отклонить ее могут, если участник не предоставил обеспечение, нарушил срок направления предложений, подал две и более заявки, а также если подходит к концу срок его аккредитации на ЭТП или документы не подписаны цифровой подписью.

Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Представим пошаговую инструкцию того, как провести аукцион по 44-ФЗ. Стоит сказать о том, что во время периода подачи заявок у участников есть возможность запросить разъяснение аукционной документации. Сделать это они могут не позднее чем за три дня до конца срока направления предложений. Ответы заказчик размещает в ЕИС. После того как срок подачи заявок истек, комиссия приступает к рассмотрению их первых частей. В 2018 году он сократился. Этот временной промежуток привязали к НМЦК. Если она менее 3 млн руб., у комиссии есть всего один день на их оценку. Для остальных закупок срок остался прежним — 7 дней.

Половина ошибок, которые выявляют контролеры в конкурентных процедурах, связаны с нарушением сроков. Мы разработали инструмент, который не просто упростит вам работу, а поможет избежать штрафа. . А еще читайте, за какие четыре ошибки в сроках закупок чаще всего штрафуют заказчиков.

На первом этапе комиссия определяет, соответствует ли заявленная продукция требованиям заказчика. При этом наименований участников и какой-либо другой информации о них сотрудники госучреждения не знают. По результатам рассмотрения составляется протокол со списком тех, кто допущен до основной процедуры. Аукцион проводится в первый рабочий день по истечении двух суток с момента рассмотрения первых частей заявок. Участники делают свои ставки, снижая НМЦК на шаг. Побеждает тот, кто последним предложит самую низкую стоимость исполнения контракта.

Следующая стадия — оценка вторых частей заявок . Комиссия рассматривает не все предложения, а только первые 10, авторы которых предложили самую низкую цену контракта во время аукциона. Исключение установлено только для процедур, на которые изначально подано 10 или менее заявок. В порядке ранжирования заявки проверяют на соответствие требованиям аукционной документации. Задача комиссии — выявить 5 заявок, которые полностью отвечают условиям заказчика.

Следующий этап — выбор победителя и заключение контракта . В законе установлены следующие сроки:

  • после публикации протокола в ЕИС у заказчика есть пять дней на публикацию проекта контракта без своей подписи;
  • далее в течение пяти дней победитель либо подписывает контракт, либо направляет протокол разногласий ;
  • если претензий нет и контракт подписан, заказчик в течение трех дней должен поставить свою подпись в документе.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Вложенные файлы

  • Документация об электронном аукционе.docx

Приведем пошаговую инструкцию по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, примеры необходимой документации, включая образец информационной карты электронного аукциона, расскажем, какие документы нужны для электронного аукциона по 44-ФЗ.

Электронный аукцион - один из способов закупки в рамках 44-ФЗ, победителем которого считается участник, предложивший минимальную цену исполнения контракта.

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ – процедура непростая и при этом строго регламентируемая (ст. 59-71 Закона №44-ФЗ). Любое отклонение от требований закона карается штрафом. Какими должны быть действия заказчика при проведении электронного аукциона? Прежде всего, последовательными.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: схематично и пошагово

Приведем схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, разберем все шаги, приведем образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ, а также другие необходимые документы.

Шаг первый. Планирование и подготовка документации

Прежде чем проводить аукцион, заказчик должен сформировать аукционную комиссию , разработать и утвердить положение о ее функционировании и подготовить документы для проведения аукциона.

В том числе, следует разработать документацию об аукционе и приложить к ней проект контракта. В документации прописывается: название и описание объекта закупки, требования к заявкам и сроки их подачи и рассмотрения, дата проведения аукциона, размер обеспечения контракта и др.

Шаг второй. Размещение извещения о проведении закупки

На этом этапе заказчик разрабатывает и публикует в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона. Причем опубликовать его в ЕИС необходимо минимум за 7 дней до окончания срока подачи заявок (при цене контракта до 3 млн рублей) и минимум за 15 дней (если цена контракта выше 3 млн рублей). Для привлечения внимания к закупке, информацию о торгах заказчик также может опубликовать и в СМИ.

В извещении нужно прописать следующую информацию: название электронной площадки , дата окончания рассмотрения заявок и дата проведения аукциона, размер обеспечения заявок, преимущества для СМП и СОНКО, организаций инвалидов и учреждений УИС. Здесь же прописывается весь перечень документов, которые будут требоваться от участников.

Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Совет: пока готовите заявку, регулярно просматривайте в ЕИС документы закупки. Участники вправе направить запрос о даче разъяснений аукционной документации. Ответы заказчика будут полезны и помогут избежать лишних ошибок.

Задайте свой вопрос экспертам

Понятие электронного аукциона для осуществления госзакупки

Определение данной процедуры приводится в ч. 1 ст. 59 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Суть его заключается в следующем:

  • информация о закупке размещается публично, тем самым доступ к ней предоставляется неограниченному кругу лиц;
  • извещение о закупке публикуется в Единой системе всех государственных закупок;
  • к потенциальным участникам предъявляются равные требования, в том числе и дополнительные;
  • процедура непосредственно самого аукциона обеспечивается оператором той или иной электронной площадки.

Случаи проведения закупки в форме электронного аукциона по закону № 44-ФЗ

Законодательством установлена обязанность муниципального и государственного заказчика по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ в случаях, если:

  • закупка не осуществляется путем запроса котировок или предложений в допускаемых законом случаях;
  • закупка не производится у единственного поставщика;
  • закупаемый товар (работа, услуга) входит в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, или дополнительный перечень, утвержденный на уровне региона.

В указанный в последнем пункте приведенного списка федеральный перечень входит более 60 видов и групп товаров (работ, услуг), в числе которых сельскохозяйственная продукция, углеводороды, продукты и одежда, лекарственные средства, руды и металлы, автотранспортные средства, коммунальные услуги, строительные работы, услуги транспорта, турфирм, клининга и т. д.

Как указано в ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ, закупки с помощью электронного аукциона по желанию заказчика могут проводиться в отношении не включённых в перечни объектов.

Не знаете свои права?

Кем обеспечивается проведение аукциона?

Электронный аукцион по 44-ФЗ осуществляется в целях закупки товара, вида работ или услуг для государственных нужд, а равно и нужд муниципальных образований, казенных учреждений. От имени заказчика все действия по размещению извещения и организации рассматриваемой процедуры на всех ее этапах выполняет специальная контрактная служба либо специально уполномоченное должностное лицо.

Ст. 38 закона № 44-ФЗ предусматривает необходимость создания специальной контрактной службы только в том случае, если годовой объем всех планируемых закупок составляет более 100 млн руб. В иных случаях допускается возложение обязанностей по ведению данной процедуры на уполномоченное лицо. Создание самостоятельного структурного подразделения для осуществления данных функций необязательно при любом варианте.

Кроме того, для проведения закупки заказчиком может быть привлечена сторонняя организация, в том числе:

  • для разработки соответствующей документации;
  • размещения извещения;
  • отправки приглашений потенциальным участникам и т. д.

Этапы аукциона

В первую очередь осуществление данного способа размещения госзаказа в электронной форме должно быть запланировано, внесено в план-график размещения заказа. Дальнейший порядок проведения аукциона включает следующие этапы:

  • подготовку документации о закупке электронным способом;
  • формирование извещения о размещении закупки и его опубликование в Единой системе государственных закупок;
  • изучение документации потенциальными участниками, подачу и прием заявок;
  • рассмотрение первых частей заявок после окончания срока приема заявок;
  • собственно торги среди всех допущенных участников;
  • рассмотрение комиссией вторых частей заявок и принятие решения об их соответствии требованиям закона и утвержденной документации;
  • определение победителя;
  • заключение контракта с победителем процедуры.

При этом процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником, несмотря на признание процедуры несостоявшейся (п. 4 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).

Рассматриваемый способ проведения торгов один из наиболее распространенных в силу требований законодательства. Помимо обязательных случаев организации рассматриваемой процедуры, законодателем предоставлено право заказчикам по своему усмотрению осуществлять запланированные закупки именно таким способом. Процедура организации подробно описана в ст. 59-71 закона № 44-ФЗ.