Какие принципы являются общеметодическими. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания. Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистр

Принципы обучения – это положения, правила определяющие закономерности процесса физического воспитания для эффективного обучения в физическом воспитании. Принципы обучения Общеметодические - сознательности и активности - наглядности - доступности и индивидуализации Специфические - непрерывности процесса ФВ - системного чередования нагрузки и отдыха - прогрессивности - адаптированного сбалансирования динамики нагрузок - цикличности - возрастной адекватности направлений ФВ

1. Принцип сознательности и активности Назначение принципа состоит в том что бы сформировать у занимающегося глубоко осмысленное отношение устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности т. е. воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания. Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. В процессе Ф. В. должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Эффективность процесса Ф. В. в значительной мере зависит от того насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать пути их улучшения. Активность – это мера проявляемая человеком в деятельности, степень его включения в работу. Активность выступает как предпосылка сознательного усвоения знаний умений и навыков. Активность на уроке ФК, достигается занимающимися, благодаря повышению интереса к уроку ФК учителем, т. е. мотивируя их на деятельность, с помощью разных способов: музыкального сопровождения, использования игрового и соревновательного методов, похвалы и т. д.

2. Принцип наглядности Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в процессе Ф. В. осуществляется в трех формах: зрительная, звуковая и двигательная. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям, учебных видеофильмов, наглядных пособий и т. д.). Роль зрительной наглядности важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик. Она существенно дополняет зрительную наглядность. Двигательная наглядность является наиболее специфичной для Ф. В. Ее значение велико особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом является метод направленного прочувствования двигательного действия.

3. Принцип доступности и индивидуализации Принцип означает требование оптимального соответствия задач средств и методов Ф. В. возможностям занимающихся. Критериями для определения доступных нагрузок являются: объективные (пульс, арт. давление функциональные пробы и т. д.) и субъективные (сон, аппетит, самочувствие, желание заниматься и т. д.) показатели. Индивидуальный подход необходим для тех учащихся, кому нагрузка не доступна. Таким образом задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит учителя Ф. В. перед чрезвычайной сложной картиной различных факторов, которые нужно постоянно учитывать.

1. Непрерывности процесса Ф. В. Сущность принципа предполагает, во-первых что процесс Ф. В. является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий Ф. У. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Во-вторых непрерывность обязывает специалистов по Ф. К. и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий Ф. У. , т. е. перерыв между занятиями должен быть в 2 -3 дня. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов.

2. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе Ф. В. является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно построить систему занятий, чтобы не было никаких отрицательных последствий и достигался положительный эффект. Для сохранения повышенного уровня функционирования нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха более 5 дней, между нагрузками произойдет реадаптация – возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Таким образом, для реализации принципа, необходимо построение четкой системы и последовательности с учетом «следовых» явлений.

3. Прогрессивности Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Прогрессирующее воспитание физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. Таким образом, принцип прогрессивности предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках физического воспитания. - Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. - По мере адаптации к применяемой нагрузке, т. е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. - Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. Вышесказанное дает основание для использования в физическом воспитании динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую. Формы динамики суммарной нагрузки в физическом воспитании: I -линейная; II - ступенчатая; III - волнообразная

5. Принцип циклического построения занятий Процесс физического воспитания - это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя микроциклы, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов.

6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т. е. применительно к сменяющимся периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.

Учебный, воспитательный, тренировочный процесс — это некая совокупность программ, которые представляют собой взаимосвязанную непрерывно функционирующую систему. Работая слаженно и дополняя друг друга, они способны благотворно влиять на формирование у ребенка правильных физиологических и психологических особенностей. В воспитании, в частности, физическом, должны присутствовать специальные правила и критерии, которых необходимо строго придерживаться для достижения положительного результата. Примером таких правил могут служить специфические принципы физического воспитания. Давайте рассмотрим, что они собой представляют.

Что такое принципы физического воспитания?

Под определением "принципы" можно понимать некие правила в различных областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Особенно непреложные правила важны в такой области детского и юношеского образования, как физическое развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.

Существуют общеметодические и специфические принципы физического воспитания. Каждое из этих положений строго контролирует различные тренировочные процессы с учетом всех особенностей организма, и каждое из них имеет, бесспорно, важное значение для педагога и учеников.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы — это совокупность базовых правил, на которых строится формирование дальнейших методик воспитания в области культуры спорта. В отличие от специфических, общеметодические принципы физического воспитания немногочисленны и отражают только суть тренировочного процесса.

Они включает в себя три очень важных составляющих:


Специфические принципы физического воспитания и их общая характеристика

Эти правила, в отличие от базовых методических, носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления программ для определенных возрастных групп, для развивающих или профессиональных занятий. В совокупности с общеметодическими они способны оказывать положительный эффект от физических нагрузок.

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, кратко рассматриваемых в представленной статье.

Непрерывность процесса

Главная особенность непрерывности заключается в правильном последовательном построении занятий. Этот специфический принцип физического воспитания основан на положении о том, что более легкие упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее изученный.

Ключевым правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как целостной неделимой системы.

Системность

Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.

Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.

Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.

Постепенное наращивание

Этот специфический принцип физического воспитания трактуется как необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ в сторону усложнения при наличии прогресса.

Этот принцип работает на усовершенствование навыков при изменении в процессе тренировок физических способностей человека. В любом случае и обновление программ тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения, но не впадал в состояние стресса.

Адаптивная сбалансированная динамика

Этот принцип специфического физического воспитания отражают несколько основных положений, характеризующих динамику физических нагрузок.

  1. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в организме неблагоприятные отклонения.
  2. По мере некой адаптации, привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и интенсивности.
  3. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их усиление, или стабилизацию, или уменьшение.

Цикличность

Этот принцип специфического физического воспитания заключается в представлении комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из определенных этапов и занятий.

Это принцип позволяет разделять комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает возможность наблюдать за прогрессом занимающегося внутри определенного цикла физических нагрузок, создавать поступательные программы, нацеленные на постепенное увеличение положительного эффекта от упражнений.

Возрастная адекватность

Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.

Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно.

Дополнительные принципы в циклических видах спорта

Во многих книгах о специфических принципах физического воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки имеют свои существенные различия.

Итак, при циклических видах спорта существуют дополнительные специфические принципы физического воспитания, их характеристика представлена ниже.


Заключение

В статье были рассмотрены кратко общие методические, специфические принципы физического воспитания. Без этих двух важнейших сводов тщательно разработанных правил и критериев невозможно построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.

Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом до физических особенностей той или иной возрастной группы. Также специфические принципы физического воспитания сформировались на убеждении о том, что при многолетнем профессиональном освоении определенного вида спорта должна соблюдаться строго соответствующая последовательность занятий, цикличность и поступательность. В противном случае положительного результата достичь не удастся.

Специфические принципы физического воспитания заключают в себе правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления тренировочных программ различной сложности.

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания .

1. Принцип сознательности и активности - его назначение состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

В процессе физического воспитания должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями . Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий физическими упражнениями и спорту.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования:

Постановка задач занятия и осознание их занимающимися.

Сознательное изучение и освоение двигательных действий.

Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний. умений и навыков в практике жизни.

Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования.

2. Принцип наглядности.

Наглядность – означает привлечение органов чувств человека в процессе обучения двигательным действиям и совершенствования их. Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям, использование иллюстративного материала (киноциклограмм, видеозаписи), наглядных пособий, введение в обстановку действия разметок, разграничительных линий, наглядных ориентиров.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.

3. Принцип доступности и индивидуализации - в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

Назначение этого принципа в следующем:

1.Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков , развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности.

2.Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания. Они связаны между собой и составляют единую систему принципов.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность -- это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.

Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.

Активность -- это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

Из данного принципа вытекают следующие требования.

  • 1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
  • 2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
  • 3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
  • 4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.

Принцип наглядности

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В. Краснов, 1977).

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».

Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

  • 1) объективные показатели:
    • - показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
    • - показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ -- жизненная емкость легких и др.);
  • 2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй -- индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.

Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский Институт Физической Культуры и Спорта

РЕФЕРАТ
по предмету: «Теория и методика физической культуры и спорта»
на тему: «Принципы физического воспитания»

                Выполнил:
                студентка 3 курса
                факультет: физической культуры
                группы: 1Ф-735-З
                Рябова Галина Алевтиновна
                Проверил:

                Преподаватель Кузьменко Г.А.
Москва 2010

Содержание

Введение………………………………………………………… ………………………………………….…… 3

Принципы физического воспитания …………………………………………………………….…. 3

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………………………….. 3

1. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ………………………………….. 3

2. ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ ……………………………………4

3. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ……………………... 6

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………...… 7

1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ …………………………………………………………….… 7

2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ……………………………………………………………………………… ……… 9

3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ …………………………………………………...…… 9

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………………. 11

1. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………. 11

2. ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ЧЕРЕДОВАНИЯ НАГРУЗОК И ОТДЫХА …………………………………………... 12

3. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО НАРАЩИВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕ-ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ………… 12

4. ПРИНЦИП АДАПТИРОВАННОГО СБАЛАНСИРОВАНИЯ ДИНИМИКИ НАГРУЗОК ……………………..…… 13

5. ПРИНЦИП ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ …………………………………………………..…… 14

6. ПРИНЦИП ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………….. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………………………………………………. 15

СПисок использованных источников…………………………………………………… ……………… 17

Введение

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно «тело» стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого «больного поколения».

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

Принципы физического воспитания

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные
положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют
деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил
и времени.
В теории и практике физического воспитания существуют 2 основные группы принципов:
      общие принципы системы физического воспитания,
      общие методические принципы физического воспитания

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;
3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Рассмотрим каждый принцип более детально:

1. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух
основных положениях:

1) Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически
развитую личность.
В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание.

2) Обеспечение широкой общей физической подготовленности.

Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного
общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь,
социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным
на изменение окружающей среды и самого себя.
В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития
человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного
нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

    строго соблюдать единство различных сторон воспитания
    обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных
закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов.
Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида
деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил
человека.

2. ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ.

Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.

Некоторые ученые видят основную функцию физической культуры и спорта в том,
чтобы с их помощью ликвидировать скованность современной жизни. Но есть и
другая точка зрения – что физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу связи физического воспитания с практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из того, что везде, в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне.

Существует мнение, согласно которому прикладное значение физического воспитания заключается только в выработке двигательных навыков, непосредственно необходимых в жизни. Если навык, формируемый в результате занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью.

Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек лучше осваивает новую работу, быстрее овладевает новой техникой.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья
членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи физического
воспитания с практикой жизни необходимо руководствоваться всех частных задач
физического воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение. В итоге можно вывести следующие конкретизирующие положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

    решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных
    условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям),
которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки
непосредственно трудового характера;
    в любых формах физической деятельности необходимо стремиться
обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных
двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических
способностей;
    постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с
    формированием активной жизненной позиции личности но основе воспитания
трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

3. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического
воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания
вытекают следующее положения:

1) Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся
физическими упражнениями.
Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;

2) Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.
Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного
применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать
биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся
физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль
предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что
ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут
полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под
влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций,
проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не
должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека
изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения,
данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым
мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических
упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.

Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического
воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого
занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач
подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия
спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.
Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений,
происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений,
предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих
принципов физического воспитания сводится к следующему:

    во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей
для достижения цели и решения задач физического воспитания;
    во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического
воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);
    в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение
положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на
практике.

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Общеметодические принципы - это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.
1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.
Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности. В процессе физического воспитания, прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями в целом. Тогда у занимающихся будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию. От преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими направлению или виду физического воспитания в целом.
Для успеха физического воспитания важна также сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение. Одна из существенных сторон педагогического мастерства преподавателя физического воспитания заключается в умении возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания. Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения. Это достигается применением таких методов, как словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий. Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений. Побуждая к мышлению в процессе овладения и управления движениями, преподаватель тем самым создает реальные предпосылки для улучшения двигательных функций. Это доказано многочисленными исследованиями реакций организма на воображаемую работу, когда предварительное продумывание задания существенно повышало эффективность обучения. В психологии это получило наименование идеомоторная тренировка.
Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Согласно теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
Из данного принципа вытекают следующие требования.
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов: контроль и оценка действий занимающихся, направлений их внимания на анализ выполнения движений, обучения их самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений, иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям, мысленного воспроизведения разучиваемых движений (идеомоторная тренировка), беседа по разбору техники.
2. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ.
Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.
Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.
Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему -- только на уровне представления (Б.Г.Ананьев, 1957). Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% -- в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В.Краснов, 1977).
Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».
Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.
3. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.
Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.
При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.
Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремленном и волевом поведении.
Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:
    обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;
    исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.
Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:
1) объективные показатели:
    показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.);
    показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.);
2) субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).
Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно соединить в группы. К первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данного контингента занимающихся (группы, команды). Ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести особенности самих задач, средств и методов физического воспитания.
Общие и индивидуальные особенности занимающихся постоянно изменяются. Изменяется физиологическое и психическое состояние на протяжении одного занятия, и, следовательно, степень доступности того или иного задания и требования. По ходу многолетнего процесса физического воспитания изменяются особенности и возможности занимающихся. В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов обучения и воспитания. Должны приниматься во внимание также особенности самих задач, средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопоставления этой оценки с факторами, связанными общими и индивидуальными особенностями занимающихся в их динамике.
и т.д.................