Что посмотреть в государственном музее Амстердама (Рейхмузеум)? Rijksmuseum - Рейксмюсеум художественный музей в Амстердаме Рейксмузеум амстердам официальный

Музей Рейксмюсеум в Амстердаме (нидерл. Rijksmuseum) - художественный музей, один из самых популярных музеев мира.

Музей известен, прежде всего, как хранилище картины Рембрандта "Ночной дозор", которая официально принадлежит городу, и ради которой здание музея даже было перестроено. Кроме того, конечно, музей интересен своей архитектурой.

Музей был основан в 1808 году королем Голландии Луи Бонапартом, братом Наполеона I. Первоначально музей располагался в Гааге, затем была переведен в Амстердам. Музей выставлял экспозиции в Королевском дворце, во дворце Триппенхюс, других зданиях.

Собственное здание музей получил только в конце XIX века. Новое здание было построено в 1877 - 1885 годы под руководством архитектора Питера Кёйперса (1827 - 1921 гг.). Как отмечают историки искусств, здание музея - уникальное творение нидерландской архитектуры, ведь здесь сочетаются внешняя красота и практическое предназначение помещения.







Для публичного посещения музей был открыт в 1885 году. В 1890 году к зданию музей был достроен еще один корпус, построенный из фрагментов снесенных исторических домов. В 1906 году один из залов музея был специально перестроен для размещения картины "Ночной дозор" Рембрандта.

Дальнейшая реконструкция музея проходила в ХХ веке: изменено внутреннее убранство, встроены внутренние дворы музея. В начале XXI столетия музей был вновь реконструирован, после чего стал работать в полном объеме и принимать многочисленных посетителей.

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .

Крупнейший город Королевства Нидерланды Амстердам не испытывает недостатка в музеях. Их коллекции чрезвычайно интересны и даже уникальны. Ну где еще в мире вы увидите музей секса? А в Амстердаме он есть. И кроме него для глаз посетителей доступен менее шокирующий Голландцы в этом отношении имеют очень свободные взгляды. В этой стране проститутки даже имеют свой профсоюз. Однако речь в данной статье пойдет о вполне приличных вещах. Мы совершим виртуальную экскурсию в Государственный музей. Амстердам обзавелся им в самом начале девятнадцатого века. Это поистине старинный музей с богатейшей коллекцией. Ниже вы найдете несколько практических рекомендаций для посетителей и короткий перечень шедевров.

Государственный музей (Амстердам, Голландия): история

Rijksmuseum был основан Луи Бонапартом (братом Наполеона) в 1800 году. Частной коллекцией пробыл он недолго. Уже спустя пятнадцать лет его экспозиция стала открытой для публики. Первоначально Рейксмюзеум находился в столице королевства, Гааге. Ядро экспозиции составляли двести картин, и занимала небольшой домик. Но с помощью меценатов коллекция неуклонно росла. Музей несколько раз менял место своей дислокации, пока наконец не обосновался в Амстердаме. В 1885 году специально для него было построено новое здание. Внешне оно больше напоминает сказочный замок принцессы, чем музей. Проект здания в стиле неоготики создал известный голландский зодчий Питер Кёйперс.

Государственный музей, Амстердам: адрес, часы работы, цены

Расположен Rijksmuseum в самом центре города. Его точный адрес - это угол Мюзеумстраат и Мюзеумплейн. От главного железнодорожного вокзала до него легко можно добраться на трамвае маршрута 2 или 5. Выходить нужно на остановке "Хоббемастраат". Если прибываете в Амстердам на станцию Слотердейк, то оттуда до учреждения культуры можно доехать на трамвае № 12 ("Концертхебау"). Ближайшая к музею станция метро - «Вейсперплейн». Далее нужно добираться на трамваях № 7 или 10 ("Спихелхрахт"). Можно добраться к Музейной площади и на автобусах маршрутов 26, 66, 65, 172 и 170. Проезжает мимо и шаттл № 197 из (остановка "Хоббемастраат"). Если вы следуете в Амстердам своим или арендованным автотранспортом, с кольцевой дороги А10 необходимо свернуть в поворот S109. Под площадью находится платная подземная стоянка для тех, кто посещает Государственный музей (Амстердам). Часы работы этого учреждения культуры - с девяти до семнадцати, ежедневно. Лица до восемнадцати лет включительно могут посещать музей абсолютно бесплатно. Взрослым же придется раскошелиться на семнадцать с половиной евро.

Современные удобства в Государственном музее

Все залы экспозиции доступны для людей в Билеты можно купить онлайн на официальном сайте. Денег это не сэкономит, зато сбережет время стояния в длинных очередях, которые являются обязательным атрибутом Rijksmuseum, особенно в летние месяцы. В кассе можно заказать экскурсии на различную тематику. Если вы не владеете иностранными наречиями, можно скачать медиатур для мобильного устройства. На кассе можно взять напрокат и аудиогиды. Они доступны на русском языке. Это тематические туры «Шедевры», «Напитки и еда золотого столетия» и «Избранные работы Йеруна Краббе». Можно присоединиться к групповой экскурсии в Государственный музей (Амстердам). Фото- и видеосъемка разрешена. Главное условие - без вспышки.

Схема экспозиции Rijksmuseum

Целых десять лет, с 2003 по 2013 год, Государственный музей (Амстердам) был закрыт на реконструкцию. Теперь обновленная экспозиция состоит из нескольких коллекций. Ее ядром является выставка «Шедевры». В ней собраны лучшие полотна голландских мастеров золотого века - Ван Дейка, Яна Веермеера, Яна Штейна. Художественная коллекция представляет интересную подборку декоративного искусства, в том числе и делфтского фарфора. Отдельное место занимает павильон, посвященный Азии. В нем можно увидеть бронзовые статуэтки Будды, деревянные шкатулки из Кореи и тому подобные артефакты. В исторической коллекции выставлены предметы, найденные в ходе Кроме того, действуют постоянные выставки фотографий, гравюр и рисунков.

Шедевры Rijksmuseum

Государственный музей (Амстердам) является крупнейшей художественной галереей в стране. В двухстах шестидесяти залах демонстрируются пять тысяч полотен, 30 000 скульптурных композиций, множество исторических артефактов. Поэтому, если вы стеснены во времени, берите аудиотур «Шедевры» и направляйтесь в зал под названием Nacht wacht zaal. Это помещение создали в 1906 году специально для данной картины. Эпическое полотно «Ночной дозор» кисти Рембрандта является жемчужиной, которой справедливо гордится Государственный музей (Амстердам). Картины других голландских мастеров от Средневековья до девятнадцатого века занимают залы по соседству. Обязательно необходимо увидеть четыре картины Вермеера, «Готический храм с фигурами» ван Эйка и «Проповедь в церкви» Луки Лейденского.

Крыло декоративно-прикладного искусства

Фарфор из маленького голландского городка Делфта - это еще одна гордость Государственного музея. Экспозиция представляет собой не только предметы посуды и печные изразцы. Особый интерес вызывают два с полным набором мебели и предметов интерьера. Мальчиков приведет в восторг выставка оружия.

Вместе с основной коллекцией Рейксмюсеума в цифровой записи есть пять новых выставок, посвящённых ювелиру Яну Лутме, художникам Яну Стену, Яну Вермееру, Рембрандту ван Рейну и отдельно монументальному полотну «Ночной дозор», гордости музея.

Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга.
Рембрандт Ван Рейн.

С проектом Google Cultural Institute сотрудничает тысяча международных институтов. Ежегодная посещаемость портала превышает 40 млн человек. Собственный сайт Рейксмюсеума привлекает шесть миллионов посетителей в год.

Женщина с ребенком в кладовой.
Питер де Хох.

Рейксмюсеум в Амстердаме - один из крупнейших европейских музеев, входит в топ-20 самых посещаемых галерей мира. Он был основан в 1808 году королём Голландии Луи Бонапартом - братом Наполеона I. Учреждение владеет впечатляющей коллекцией шедевров голландских живописцев - уже упомянутых Рембрандта, Вермеера и Стена, а также Франса Халса, Питера де Хоха, Якоба ван Рёйсдала, Бартоломеуса ван дер Гельста, Яна ван Скорела и других.


Ян Вермеер. Молочница.

Жемчужинами сокровищницы являются четыре полотна Вермеера (всего в мире подлинными считаются 35 его картин, ещё несколько - под вопросом), главная среди которых - «Молочница». Это одна из самых известных работ мастера из Дельфта, написанная приблизительно в 1658-1661 годах.

В 2012 году Рейксмюсеум оцифровал 125 тысяч этих сокровищ и выложил онлайн на своём портале. В рамках проекта Rijksstudio пользователи могут изучать детали полотен и историю их написания.

Любой желающий может завести собственную онлайн-галерею, беспрепятственно скачивать произведения искусства на свой вкус и пользоваться ими по своему усмотрению, например, сделать репродукцию. Здесь же содержатся ссылки на сайты, где можно заказать любые принты.

Чтобы получить доступ к цифровому архиву, достаточно создать бесплатную учётную запись на сайте музея.

«Искусство свободно, и его произведения должны быть так же доступны, как футболки» , - гласит политика Рейксмюсеума.


Ян ван Скорел. Мария Магдалина.

Рейксмузеум (нидерл. Rijksmuseum, Государственный музей) является самым большим в Нидерландах, самым посещаемым и самым богатым - шедевры лучших мастеров мировой живописи исчисляются здесь буквально сотнями. Он расположен на Музейной площади (нидерл. Museumplein).

Своим созданием Государственный музей обязан королю Луи Бонапарту. В 1808 году он перевез Гаагскую национальную галерею искусств в Амстердам, создав музей в Королевском дворце. В 1817 году коллекция перебралась в Trippenhuis, в котором сейчас находится Королевская Академия Наук. Бонапарт активно скупал известные картины и произведения искусства, поэтому вскоре встал вопрос о постройке отдельного здания. В 1876 году был проведен конкурс на лучший проект, победителем которого стал архитектор Питер Кёйперс (Petrus Cuypers). В 1885 году состоялось открытие нового музея, выполненного в стиле неоготики и неоренессанса. Через десять лет к зданию пристроили еще одно крыло. Музей перестраивался на протяжении всего XX века, но работы, в основном, проводились внутри здания.

В наше время Рейксмузеум является хранилищем большого количества экспонатов: скульптур, картин, гравюр, фотографий, средневекового оружия, одежды и разнообразных археологических находок. Здесь выставлены "Еврейская невеста" и "Ночной дозор" Рембрандта, "Уличка" и "Молочница" Вермеера, а также работы Поттера, Халса и Стена. Рембрандт, Ян Вермеер, Ян Стен, Якоб ван Рёйсдал, Франс Халс, Питер де Хох, Бартоломеус ван дер Хелст, Ян ван Скорел, Мейндерт Хоббема, Альберт Кёйп, Хендрик Аверкамп и другие мастера Золотого века голландского искусства удостоены здесь отдельных галерей (боле 8000 произведений!) - это самая большая коллекция голландских мастеров в мире!

Всего здесь порядка 150 залов, в которых также разместились обширная художественная коллекция, собрание скульптуры, старинной мебели, серебра, фарфора, предметов декоративно-прикладного творчества, азиатского искусства (в том числе около 500 статуй Будды!), археологическое собрание, плюс богатейшая коллекция рисунков, гравюр и фотографий. В сквере за северным крылом (в треугольнике Hobbemastraat и Luijkenstraat) расположена открытая коллекция скульптуры, в пределах комплекса работает интерактивная система ARIA (Amsterdam Rijksmuseum Inter-Active), позволяющая самостоятельно ознакомиться с 1250 предметами экспозиции, также он принимает активное участие во всевозможных художественных акциях, в том числе в ставшей уже невероятно популярной "Ночи музеев". Весной 2013 года после 12-летней реконструкции Рейксмузеум снова открыл свои двери и сейчас принимает в год более 4 млн. посетителей.

Знаменитые буквы "I amsterdam" перед зданием музея

"Ночной дозор" Рембрандта

Время работы: ежедневно с 9.00 до 17.00. Стоимость билетов: 15€ для взрослых, для детей до 18 лет – бесплатно. Как добраться: рядом находится остановка Rijksmuseum (автобусы 145, 170, 174, 197, 358, N97, трамваи 2, 5) Адрес: Museumstraat 1 1071 XX Amsterdam Сайт: